Главная
страница 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра политических наук .

(название кафедры)


Ф.и.о. автора Горшков Алексей Сергеевич .

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Гендерное измерение в политике

Направление: 030200.62 Политология .

(код по ОКСО) (наименование направления)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № 4

«____» _____________ 20__ г. «02» марта 2011г.

________________________ Зав. кафедрой _________

Пермь 2011

Автор-составитель:

Горшков Алексей Сергеевич, к.пол.н., ассистент кафедры политических наук

Учебно-методический комплекс «Гендерное измерение в политике» составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программой по направлению «Политология»


Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в компонент «Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом» (ГСЭ.В) и изучается по выбору

Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан историко-политологического факультета И.К.Кирьянов

Директор библиотеки Н.А.Петрова



(подпись)

Учебно-методический комплекс 2008 г. обновлен в соответствии с решением кафедры от 02 марта 2011 г., протокол № 4.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.



I. Рабочая программа дисциплины 4

1.Цели и задачи изучения дисциплины 4

2.Требования к уровню освоения дисциплины 4

3.Объем дисциплины 5

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 5

3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 5

4.Содержание курса 7

5.Темы семинарских занятий 8

6. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению 8

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9

7.1. Литература 9

7.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин 11

7.3. Методические указания студентам 14

7.4. Методические рекомендации преподавателю 16

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации 17

I. Рабочая программа дисциплины

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Гендерные исследования являются одним из значимых в настоящее время направлений в социальных науках. Преодолев в 1990-е гг. положение периферийного по отношению к main stream, гендерный подход в настоящее время является не только востребованным в социоэкономических, социокультурных и политических исследованиях, но и в рамках гуманитарных учебных дисциплин.


Цель курса - изучение и анализ базовых политических категорий (власть, властные отношения, политика, политическая борьба, процесс принятия решений, политический процесс) с помощью гендера (как социального конструкта) и гендерной теории.
Задачи курса:

  1. операционализация ключевых понятий: идентичность, гендер, инаковость.

  2. анализ институциональных условий существования гендерных и квир-сообществ и взаимодействия «инакогрупп» с обществом в целом, в т.ч. сквозь призму дискриминативных практик (сексизм, гомобофия, ксенофобия и т.п.);

  3. выявить влияния глобализационных и глокализационных трендов на трансформацию категории «гендерная идентичность»;

  4. проанализировать субъективное измерение институционализации политического порядка в условиях множественности идентичностей, деидеологизации/реидеологизации, глобализации/локализиции и общей динамизации социальных, культурных, экономических, технологических и иных процессов.



2.Требования к уровню освоения дисциплины


В результате освоения материала дисциплины «Гендерное измерение в политике» студенты должны:

  • иметь представление о гендерной теории и методологии;

  • знать историю становления гендерных исследований и взаимодействия их с другими подходами в гуманитарном знании;

  • овладеть навыками применения гендерного анализа и экспертизы в изучении политических явлений и процессов, властных взаимоотношений.



3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы



Форма обучения: Очная

Учебные планы №№ 2361, 2937, 3650


Вид учебной работы

Количество часов





№№ семестров

8

Аудиторные занятия:

20

лекции

20

практические и семинарские занятия

0

Самостоятельная работа

28

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

48

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)



Домашние письменные задания

№№ 1,3


итоговая контрольная работа


Курсовая работа

(№ семестра)

-

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров



Зачет

3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Форма обучения: очная

Учебные планы №№ 2361, 2937, 3650

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий





Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа







лекции

Практ. занятия, семинары




1. Гендер и гендерные исследования: постановка проблемы (вводная).


4

2

0

2

2. Феминизм и гендерные исследования.


4

2

0

2

3. Власть и властные отношения в гендерном измерении.

8

4

0

4

4. Гендер как социальный конструкт.

6

2

0

4

5. Гендерная система и патриархат.


6

2

0

4

6. Гендерный контракт и гендерная политика.

6

2

0

4

7. Гендерное равенство и демократия.

6

2

0

4

8. Гендерный анализ политики правительства РФ в сфере (занятости, образования, медицинского обслуживания).

8

4

0

4

ИТОГО:

48

20

0

28

4.Содержание курса


Тема 1. Гендер и гендерные исследования: постановка проблемы (вводная).

Понятие «гендер»: основные трактовки, сущность. Гендер и биологический пол: взаимосвязи и взаимозависимости. Различие понятий пол и гендер (Гейл Рубин «Обмен женщинами»). Теории, описывающие разделения полов: психоанализ Фрейда, структурный функционализм Парсонса, марксизм. Гендер и культура. Гендер и политика. Гендерное измерение политики: традиции андроцентризма.


Тема 2. Феминизм и гендерные исследования.

Феминизм: движение, идеи, теории. Основные этапы в развитии феминистского движения на Западе и в России: общее и особенное. Феминизм и суфражизм: политические интересы женщин, их артикуляция и защита. Идеология феминизма и становление феминистских теорий (психоаналитический, экзистенциалистский, постмодернистский феминизмы, феминизм и либерализм, феминизм и социал-демократия). Н. Чодороу, С. де Бовуар, Р. Коллинз, Б. Хукс, А. Дворкин и др.


Тема 3. Гендер как социальный конструкт. Гендерная методология.

Гендер как социальный конструкт. (Р. Уингер). Компоненты гендера: гендерные стереотипы, нормы, роли и идентичности их вариации. Основные подходы в гендерных исследованиях. Псевдогендерный (ложный): гендер как синоним пола. Теория социального конструирования гендера: гендер как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, определяющая социальные отношения в основных институтах общества. Процессы социализации и конструирование гендера. Гендерная идентичность (К. Уэст и Д. Зиммерман «Создание гендера»). Гендер как стратификационная категория. Гендерная стратификация как процесс. Гендер в сети (системе) других стратификационных категорий (Тереза де Лауретис). Гендер как технология производства властной системы.



Гендер как культурная метафора.
Тема 4. Власть и властные отношения в гендерном измерении.

Власть как центральная категория политической науки и гендер. Власть как обмен, насилие. Субъект-объектные характеристики и составляющие власти. Фуко. Тело, власть и субъективность. Власть как телесная практика нормализации субъективности. Гендерные роли как социальные конструкты и производные определенных типов властных стратегий (А. Рич, А. Дворкин). Гендер как простая бинарная модель и как часть сложной сети властных компонентов. К. Миллет о политике как о месте локализации власти отцов. Концепция патриархата и подавления феминного. Дискриминация как силовая стратегия. Сексизм, мужской шовинизм. Радикализация феминизма и ее эффекты.


Тема 5. Гендерная система и патриархат.

Понятие гендерной системы. Связь гендерной системы с системой социальной. Гендерная система как подсистема.

Политика древнего Востока и Античной Европы: мужские и женские роли. Место женщины в публичной сфере древнерусского общества. «Средневековое иго» – запрет на женственность. Женщины и мужчины в эпоху Возрождения антропоцентризм и андроцентризм: проблема тождества. Роль женщины в развитии европейского института фаворитизма. Аболиционизм, эмансипация, феминизм: социально-политические движения и практики. Демократизация в странах Запада и расширение сферы публичного: этапы и результаты. Понятие гендерной политики в политической практике западноевропейских стран.

Гендерная система России и ее временные модификации. Российская специфика властных отношений в 17 – 18 вв. Революция 1917 года и «гендерный переворот»: реальность и мифы. «Властный треугольник» эпохи тоталитаризма. Политическая трансформация в современной России и ее гендерные эффекты.


Тема 6. Гендерный контракт и гендерная политика.

Понятие «гендерного контракта». Эволюция гендерного контракта в странах Запада. Гендерный контракт в российской традиции. «Контракт работающей матери» в советской обществе: сущность, модификации. Гендерный контракт и сфера публичного. Неолиберальные преобразования и их влияние на функционирование гендерного контракта «работающей матери». Стратегии выживания и адаптивности мужчин и женщин в постсоветской России.


Тема 7. Гендерное равенство и демократия.

Политика равных прав и равных возможностей в государствах благосостояния. Типология государств всеобщего благосостояния с точки зрения гендерного равенства. Практики политической институционализации гендерного равенства. Северная Европа, Испания, Британия, США.


Тема 8. Гендерный анализ политики Российского правительства (краевой власти) в социальной сфере (занятости, образования, медицинского обслуживания).

Политика как конкретный политический курс, целенаправленная деятельность. Гендерно-чуствительная и гендерно-нейтральная политика. Анализ официальных документов и программ социального развития РФ и регионов РФ. Понятие гендерного механизма. Проблемы функционирования гендерного механизма в РФ и ее регионах.


5.Темы семинарских занятий

Не предусмотрены учебным планом.


6. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению



Задания для письменных домашних работ
Тема 1. Гендер и гендерные исследования: постановка проблемы

На основании сравнительного анализа работ Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и Г. Рубин «Обмен женщинами: заметки о политической экономии пола» выявите политические черты патриархальной системы.


Тема 3. Власть и властные отношения в гендерном измерении

В чем принципиальное отличие категории«гендер» от категории «пол»? Аргументируйте свой ответ, проиллюстрировав его примерами из жизни, художественной культуры, а также, использовав в качестве методической инструкцию концепт Д. Зиммермана и К. Уэст «Создание гендера».


Примерная тематика контрольных работ:

  1. Гендерный анализ властных отношений в Современной России.

  2. Гендерные эффекты процессов политической трансформации в странах Восточной Европы

  3. Институционализация политического участия женщин в транзитивных обществах

  4. Гендерная политика в странах Западной Европы

  5. Гендерный анализ партийной политики в странах Западной Европы и в России

Цель: детальная проработка одной из тем дисциплины.

Задачи: научить работать с источниками и литературой, практика написания научного текста, активизация самостоятельного изучения материала.

В работе должна быть максимально раскрыта тема, представлен широкий спектр подходов к описанию проблемы. Выполненная работа должна отвечать ряду требований при ее оформлении. На титульном листе работы указывается:



  • наименование учебного заведения;

  • вопрос контрольной работы;

  • фамилия и инициалы автора работы;

  • дата написания работы.

Листы контрольной работы должны иметь нумерацию. Объем контрольной работы, как правило не должен превышать 8-10 страниц печатного текста через полтора интервала.

Обязательны сноски и список источников и литературы. В конце работы обязательно указывается отношение студента к рассмотренной им проблеме.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Литература


Обязательная

1. Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р. Г. Петрова. - Москва:Дашков и К, 2009. - 272 с.

2. Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика: Учебник /Е. М.Зуйкова, Р. И. Ерусланова.-Москва: Дашков и К, 2009 г.
Дополнительная

1. Айвазова Светлана Григорьевна Гендерное равенство в контексте прав человека/Светлана Григорьевна Айвазова.-М.,2001.-80.


2. Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика:Материалы науч.-эксперт. семинара, Москва, 26 февр. 2003 г./Моск. центр гендер. исслед., Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения РАН; Ред. и сост. Е. А. Баллаева, Л. Г. Лунякова.-М.:РОО МЦГИ,2003.-156.
3. Теория и методология гендерных исследований:Курс лекций/Под общ. ред. О. А. Ворониной.-М.:МЦГИ; МВШСЭН; МФФ,2001.-416.
4. Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение/Пер. с англ. О. Липовской, Т. Липовской; Под общ. ред. Т. Гурко.-М.:Идея-Пресс,2001.-304.-Библиогр.: с. 279-302
5. Вершинина Д. Б. Политическая культура и идеология в странах Запада: гендерный аспект:учеб. пособие для вузов/Д. Б. Вершинина,2008.-129.-Библиогр.: с. 121-122
6. Введение в гендерные исследования.учеб. пособие/под ред. И. Жеребкиной.Ч. 1.-СПб.; Харьков:Алетейя; ХЦГИ,2001.-708
7. Здравомыслова О.,Кигай Н. "Представление о гендере связано с осознанием личности" : Суждения, оценки, мнения российских женщин и мужчин/Ун-т Калгари Горбачев-Фонд (УКГФ), Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения РАН.-М.:[б. и.],2005.-124.
8. Жеребкина И. "Прочти мое желание...": постмодернизм, психоанализ, феминизм/И. Жеребкина.-М.:Идея-Пресс,2000.-256.
9. Бем С. Л. Линзы гендера. Транформация взглядов на проблему неравенства полов/[науч. ред. Н. Ходырева; пер. с англ. Д. Викторовой]; Ин-т соц. и гендер. политики.-М.:РОССПЭН,2004.-336.

Библиография ко всему курсу

  1. Новые направления политической науки: Гендерная политология. Институциональная политология. Политическая экономия. Социальная политика. / под ред.: С.Патрушева., С. Айвазовой. М., 2007.

  2. Пособие по гендерному анализу. [Электронный документ] – URL: http://classic-web.archive.org/web/20030419075059/www.owl.ru/canadian/gender_analysis/index.htm

  1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М., 1998.

  2. Белл Хукс. Феминистская теория : от края к центру ( гл.2. Феминизм - движение против угнетения по признаку пола) // Антология гендерных исследований. Сб. пер. /Сост. и комментарии Е.А.Гаповой и А.Р.Усмановой. - Минск :Пропилеи, 2000. - С.236-253.

  3. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. — М.: «Идея-Пресс», 2001. — С. 90—91, Фарелл У. Женское тело – женское дело Электронный ресурс]. URL: http://menalmanah.narod.ru/mw/body.html (дата обращения 12.05.2010)

  4. Воронина О. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., 2001.

  5. Воронина О. Универсализм и релятивизм в конструировании гендерной системы // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., 2001.

  6. Воронина О. Феминизм: либеральное, социалистическое и радикальное направления // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., 2001.

  7. Воронина О. Философия пола. – в кн.: Философия. Учебник. М., 1997; или: Воронина О.А. Философия пола // Философия. - М., 1996.

  8. Гендер как инструмент познания и преобразования общества. М., 2006.

  9. Гендерная реконструкция политических систем. Сборник
    Ред.-сост., науч. ред. Степанова Н.М., д.и.н.; Кириченко М.М., к.с.н.; Кочкина Е.В., к.п.н. М.: ИСГП - СПб: Алетейя, 2003 г. – 992 с.

  10. Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период./ Под ред. Здравомысловой Е., Тёмкиной А. – СПб.: Центр независимых социальных исследований, 1996.

  11. Гендерное равенство в современном мире. Роль национальных механизмов / Отв. ред и сост. О.А.Воронина. — М.: МАКС Пресс, 2008. — 772 с.

  12. Дворкин А. Гиноцид или китайское бинтование ног [Электронный ресурс]. URL: http://n355317.narod.ru/lib/dvorkin.htm или: Дворкин А. Гиноцид, или китайское бинтование ног // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-28.

  13. Жеребкина И. Предпосылки и история возникновения философской методологии феминизма // Теория и история феминизма: Ф-Пресс.-Харьков, 1996. С.14-23.

  14. Жеребкина И. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма // "ВЫ и МЫ".Диалог российских и американских женщин. The Women`s Dialogue. Международный женский альманах, спецвыпуск 2000. С.11-14.

  15. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. №6.

  16. Ионов И. Женщины и власть в России: история и перспективы // ОНС. 2000. №6

  17. Козлова Н. Гендерный анализ учебников "ПОЛИТОЛОГИЯ" под редакцией М.А.Василика. М.: ГАРДАРИКА, 1999; Пугачева В.П., Соловьева А.И. "ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ", М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000 [Электронный документ] – URL: http://www.tvergenderstudies.ru/pbpb000r.htm

  18. Колмакова Т.Г. Феминизм как современная социально-политическая теория // Женщина в общественных объединениях. Сб. ст. М., 1990.

  19. Константинова В. Власть и женщина. Женщины во власти. Реализация права женщин на политическое участие и представительство на уровне принятия решений. // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М., 1998. Т.II

  20. Константинова В. Н. Власть и женщина, женщины во власти // URL: http://www.a-z.ru/women/texts/konstanr-e.htm

  21. Кочкина Е. Разработка феминистской политологической концепции: изменяющаяся роль женщины и пересмотр теории политики // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000

  22. Кочкина Е. Феминистская реконструкция политического зрения // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000

  23. Кочкина Е.В. Российский электорат: обретение гендерных различий // URL: http://www.mirrossii.ru/db/msg/276273/discussion_tree.html

  24. Красильникова О.В. Гендерная асимметрия в политике: региональный аспект // URL: http://www.mirrossii.ru/db/msg/276273/discussion_tree.html

  25. Лабутина Т.Л. Ранний феминизм в Англии // Вопросы истории. - 2001. - № 8. - С.51-68.

  26. Малышева М.М. Гендерное наполнение политического пространства в России: конец 20-го – начало 21 века // URL: http://www.mirrossii.ru/db/msg/276273/discussion_tree.html

  27. Миллет К. Политика пола [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_60/2933-kejjt-millet-lichnoe-kak-politicheskoe.html

  28. Миллет К. Теория сексуальной политики// Вопросы философии.- 1994.- №9.

  29. Норрис П. Стратегии равенства и политическое представительство // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. М., 2000

  30. Обеспечение равенства полов: политика Западной Европы
    Под ред. Гардинер Ф.Пер. с англ. Под общ. ред. Мезенцевой Е., к.э.н. М.: Идея-Пресс, 2000. – 312 с.

  31. Основные понятия и термины феминизма и гендерной теории // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000

  32. Теория и практика политической деятельности феминизма // Теория и история феминизма: Курс лекций. / под ред. И. Жеребкиной. Харьков, 1996.

  33. Тикнер Дж. Мировая политика с гендерных позиций. М., 2006.

  34. Ушакин С. Пол как идеологический продукт // Человек. - 1997. - №1.

  35. Ушакин С. Поле пола //Женщина.Гендер.Культура. - М.: МЦГИ, 1999. -С.35-45.

  36. Ушакин С. Политика гендера или о некоторых направлениях в российском феминизме // "ВЫ и МЫ".Диалог российских и американских женщин.The Women`s Dialogue.Альманах, 1998. № 6(22). С.32-35.

  37. Ушакин С. Фокусируя Фуко: феминистские диску(р)ссии // Гендерные исследования. - №4 (1/2000): ХЦГИ. - М., 2000.- С.177-203.

  38. Ушакин Сергей. Пол как идеологический продукт: о некоторых направлениях в российском феминизме // Преображение. Русский феминистский альманах. М., 1998.- №6. - С.5-16.

  39. Хасбулатова О. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., 2001.

  40. Чикалова И. Вторая волна феминизма: политические требования и достижения // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. Март 2000.- Минск, 2000. - С.11-13.

  41. Чикалова И. Женщины в политической теории. [Электронный документ] – URL: http://giacgender.narod.ru/n4t1.htm

  42. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола // Антология гендерной теории . Минск, 2000

  43. Янг Ай. М. Политическая теория: общие проблемы и направления // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000

7.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин





  • компьютерное и мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран);

  • видео- аудиовизуальные средства обучения (визуальные презентации, сопровождающие аудиторные лекционные занятия, выполненные в формате Power Point, видеомагнитофон, телевизор);




  • ссылки на интернет-ресурсы:


AWID - Ассоциация Женщины в развитии - международная организация, которая ставит целью соединение, информирование и мобилизацию людей и организаций, отстаивающих повестку дня гендерного равноправия, устойчивого развития и прав человека для каждого.
http://www.awid.org
BRIDGE - организация, работающая по проблемам гендерного развития. Поддерживает усилия по интеграции комплексного гендерного подхода посредством наведения мостов между теорией, политикой и практикой. Базируется в Великобритании. На сайте этой организации можно найти тексты докладов по гендерной и экономической проблематике, бюллетени, глоссарии, интернет-материалы.

http://www.ids.ac.uk/bridge/index.html
СRLP - Центр репродуктивного права и политики - неправительственная организация, занимающаяся продвижением репродуктивных прав женщин. На сайте этой организации публикуются данные анализа политики, законодательства, образовательные программы, посвященные проблемам равноправия женщин в обществе и репродуктивного здоровья женщиню
http://www.crlp.org
CWGL - Центр женского глобального лидерства. Центр разрабатывает программы, посвященные проблемам лидерства женщин и феминистского видения политического процесса на местном, национальном и международном уровнях.
http://www.cwgl.rutgers.edu

DAWN - Альтернативы развития женщин в новой эре - международная женская сеть специалистов, политиков и активистов женских организаций, занимающаяся проблемами интеграции комплексного гендерного подхода, изучением гендерных аспектов глобализации, деятельности международных институтов и организаций.

http://dawn.org
HRW - Human Rights Watch - международная правозащитная организация, выступающая против дискриминации и занимающаяся расследованиями нарушений прав человека. Сайт отдела прав женщин публикует информацию о правах женщин, новости со всего мира, проводит кампанию Пекин+5.

http://hrw.org/about/projects/women/html
IPU - Межпарламентский союз - международная организация парламентов суверенных государств, основанная в 1889 г. На сайте этой организации можно найти обновляемую и подробную информацию о женщинах в политике, женщинах - парламентариях, реализации Программы действий Пекинской конференции, а также документы и публикации.
http://ipu.org
IWHC - Международная коалиция за здоровье женщин - неправительственная организация, которая сотрудничает с индивидами и группами в Африке, Азии, Латинской Америке по распространению повестки дня репродуктивных прав и сексуального здоровья женщин. IWHC поддерживает 50 проектов в шести странах мира. На сайте этой организации приводится информация о политике в сфере репродуктивных прав и репродуктивного здоровья в США, активистские программы, отчеты, публикации специалистов.
http://www.iwhc.org
IWRAW - International Women's Rights Action Watch - была организована в 1985 г. на всемирной Конференции женщин в Найроби (Кения) для осуществления мониторинга реализации Конвенции об элиминации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). На этом сайте приводится информация о правах женщин, публикации, теневые доклады общественных организаций и Пекин+5.

http://www.igc.org/iwraw
Social Watch - неправительственная организация, осуществляющая мониторинг государственных обязательств, принятых на Конференции ООН по социальному развитию и на Пекинской конференции по сокращению бедности среди женщин. Social Watch публикует и распространяет информацию о деятельности НПО, теневые отчеты по проблемам бедности, занятости, социальной интеграции, гендерного равенства, структурных реформ и др.

http://socwatch.org.uy
UNIFEM - Женский Фонд ООН (ЮНИФЕМ) - структура Программы развития ООН, занимающаяся предоставлением финансовой и технической помощи в проведении инновационных программ и стратегий, которые способствуют развитию прав женщин, укреплению их политического участия и экономической стабильности. ЮНИФЕМ работает в партнерстве с организациями ООН, государственными и неправительственными организациями и структурами с целью достижения равенства полов. ЮНИФЕМ способстввует интеграции гендерных проблем в национальные, региональные и глобальные повестки дня посредством усиления сотрудничества и предоставления технической помощи по внедрению гендерных подходов и продвижению женщин.
http://www.unifem.undp.org
WEDO - Организация Женщины за экологию и развитие - международная сеть, активно работающая по проблемам трансформации общества на основах мира, социальной, экономической и экологической справедливости, расширения возможностей женщин и равного участия женщин и мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях.
http://wedo.org
WIDE - неправительственная организация Женщины в развитии. Европа - объединяет ученых, политиков, активистов женских организаций, занимающихся проблемами интеграции комплексного гендерного подхода в экономическую политику и практику. Сотрудничает со структурами Европейского Союза по проблемам обеспечения прав женщин в международных договорах в сфере экономики, финансов и торговли. На сайте этой организации можно найти публикации бюллетеней WIDE по проблемам гендерной экономики, пресс-релизы и материалы исследований.

http:// www.eurosur.org/wide
WGNRR - Всемирная женская сеть за репродуктивные права - международная феминистская организация, реализующая программы, посвященные защите репродуктивных прав женщин. Под эгидой WGNRR ежегодно 28 мая проводится Международный день в защиту прав женщин на здоровье. На сайте WGNRR публикуются бюллетени этой организации и другие информационные материалы.
http://wgnrr.org
WLDI - международная организация Женщины, право и развитие - работает с глобальными партнерами по идентификации законодательных, культурных и экономических препятствий в сфере прав человека, разрабатывает активистские стратегии и реализует образовательные программы по правам женщин.

http://wld.org
Гендерная сеть Всемирного банка - на этом сайте можно найти разнообразную информацию по проблемам гендерного анализа, гендерным стратегиям Мирового банка, а также публикации многочисленных и разнообразных исследований, которые проводятся под эгидой Мирового банка.

www.worldbank.org/gender/prr
"ЛИГА ИЗБИРАТЕЛЬНИЦ" - сеть общественных некоммерческих организаций в России, занимающейся защитой прав женщин, контролем за выборами, помощью общественным организациям, борьбой за гендерное равноправие, содействием продвижению женщин во власть, исследованиями в области "Женщина и политика", просветительской деятельностью в области защиты прав и повышение статуса женщины в обществе.
www.liga-rf.ru

7.3. Методические указания студентам


Курс «Гендерное измерение в политике» ориентирован на формирование среди студентов основополагающих гуманитарных принципов, связанных с концептом толерантности и равных прав и возможностей вне зависимости от пола, гендера и иных социокультурных различий. В связи с чем, существенную роль в системе дисциплины играет анализ политических процессов с позиций гендерной методологии, постепенно (не без некоторых сложностей) институционализирующейся в рамках отечественного научного сообщества. Гендерная методология предполагает рассмотрение социальной реальности с точки зрения конструктивистской и интеракционистской парадигмы вопреки полоролевому и эссенциалистскому подходам, обладающим дискриминативным потенциалом и порождающим социально-политическую ассиметрию в доступе к ресурсам публичной политики, рынка профессиональных услуг, правового поля и т.п. Практическая значимость данного курса заключается в выработке среди студентов навыков критического осмысления российской политической реальности, де-факто, являющейся патриархатной и сексистской. Также, студенты осваивают методические инструменты гендерного анализа проводимого политического курса, нормативно-правовой базы, медийного и рекламного контента, сферы занятости на предмет соблюдения принципа эгалитаризма и гендерной нейтральности. Это особенно актуально, в связи с тем, что выпускники направления «Политология» являются потенциальными субъектами принятия (и оказания влияния на принятие) политических решений на уровне административных органов, выработки политической стратегии и тактики в избирательных кампаниях, формирования общественного мнения в рамках PR-структур и СМИ. А в условиях глобального общества и международного правопорядка повышаются профессиональные требования, в том числе в области гендерной компетентности.

Основой для понимания и изучения курса «Гендерное измерение в политике» являются такие курсы, как: «Политология», «Общая философия», «Философия политики», «История политических учения», «Политическая этика», «Социология».

Материал данной учебной дисциплины представлен в виде 8 лекций, отражающих как теоретические, так и практические аспекты реализации гендерных отношений. Особое место занимает гендерный анализ российской политической действительности. Во время лекций студенты получают максимально полную информацию об объекте. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект для фиксации основных вопросов, представляющих теоретическую и практическую ценность. Конспекты лекций могут служить хорошим ориентиром при подготовке к зачету и написанию письменных работ.

Рекомендованная для чтения литература подразделена на обязательную и дополнительную. При этом, стоит обратить внимание на перечень интернет-ссылок на научные, неправительственные и правозащитные организации, напрямую или косвенно осуществляющие деятельность по достижению гендерного равенства.

Работа студента оценивается по трем направлениям: посещение лекций, выполнение контрольных работ и устный ответ на зачете. Форма мониторинга работы студента – рейтинг, на основании которого преподаватель имеет право поставить зачет «автоматом» – в случае качественного выполнения всех письменных работ и посещения лекций.

При написании письменной работы стоит обратить внимание на следующие критерии оценки, в соответствии с которыми работа зачитывается (оценка «зачет» / «незачет»):

- раскрываемость избранной проблемы – глубинное погружение в объект исследования, проведение качественного анализа и консолидированность выводов, свидетельствующих о понимании студентом специфики объекта;

- опора на факты, а не эфемерные гипотезы;

- самостоятельность, выдвижение оригинальных суждений и выводов;

- логичность изложения – наличие четко структурированной мысли;

- опора на источники и литературу, и, в случае их цитирования – наличие соответствующе оформленного справочного аппарата.

При несоответствии данным критериям, а также, в случае, если студент использует метод компиляции и плагиата, работа не зачитывается.

На выходе студенты должны знать понятийный аппарат дисциплины, применять гендерный подход для анализа эмпирического материала (политических процессов, явлений).

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Тема 1.

На основании сравнительного анализа работ Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и Г. Рубин «Обмен женщинами: заметки о политической экономии пола» выявите политические черты патриархальной системы.

(письменное домашнее задание)



Тема 3.

В чем принципиальное отличие категории«гендер» от категории «пол»? Аргументируйте свой ответ, проиллюстрировав его примерами из жизни, художественной культуры, а также, использовав в качестве методической инструкцию концепт Д. Зиммермана и К. Уэст «Создание гендера».

(письменное домашнее задание)



Тема 6.

Какие из характеристик советской гендерной системы сохраняются в современной России? Как изменился/ или нет гендерный контракт работающей матери?

(устный опрос)


7.4. Методические рекомендации преподавателю

Материал данной учебной дисциплины «Гендерное измерение в политике» представлен в виде лекций, отражающих как теоретические, так и практические аспекты представленности гендерной идентичности в поле публичной политики. Во время лекций студенты получают максимально полную информацию об объекте. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект для фиксации основных вопросов, представляющих теоретическую и практическую ценность. Конспекты лекций могут служить хорошим ориентиром при подготовке к зачету и написанию письменных работ.

Рекомендованная для чтения литература подразделена на обязательную и дополнительную. При этом, стоит обратить внимание на перечень интернет-ссылок на научные, неправительственные и правозащитные организации, напрямую или косвенно осуществляющие деятельность по достижению гендерного равенства.

Работа студента оценивается по трем направлениям: посещение лекций, выполнение письменных домашних работ и написание итоговой контрольной работы. Форма мониторинга работы студента – рейтинг.

В результате изучения курса «Гендерное измерение в политике» студенты должны получить предусмотренный программой объем знаний, в частности:


  • Понимать основные направления развития гендерных и квир-штудий в контексте политического;

  • Владеть и умело оперировать специальным категориальным и терминологическим аппаратом в области гендерной и квир-идентичности;

  • Ориентироваться в отношении различных концептуальных подходов к формированию и конструированию гендерной и квир-субъектности в поле публичной политики;

  • Уметь самостоятельно применять полученные знания при анализе политических процессов и явлений.

Итоговая аттестация осуществляется в форме устного зачета. Однако допуском к нему является выполнение всех письменных заданий и активное участие в аудиторных занятиях, на основе чего формируется рейтинг.


Критерии выставления зачета:

  1. в случае, если студент, при подведении итогов на основании рейтинга, набирает максимальное количество баллов из всех возможных – при учете систематического посещения лекций (90%) и выполнения всех письменных самостоятельных и итоговой контрольной работы (100%), - преподаватель может принять решение об автоматическом выставлении «зачета»;

  2. В остальных случаях студент сдает зачет. Форма зачета представляет собой устный опрос студента по тому или иному вопросу, который он получает в результате «жеребьевки» (вытягивания билета). Студент получает зачет при условии:

- логически выстроенного и содержательного ответа с привлечением понятий и категорий курса;

- максимального раскрытия сущности предложенного вопроса с привлечением собственных суждений и аргументов.


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном университете.

Экзамены по всей дисциплине преследуют цель оценить работу студента за курс, полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, умения синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.

Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного освоения учебного материала лекционных курсов, семинарских занятий.

Знания, умения и навыки студентов оцениваются в ходе текущего и итогового контроля по учебной дисциплине.

При проведении зачета и при определении экзаменационной оценки используются результаты текущего и итогового контроля по дисциплине. (Из Положения о курсовых экзаменах и зачетах в Пермском государственном университете).


Итоговая аттестация осуществляется в форме устного зачета. Однако допуском к нему является выполнение всех письменных заданий и активное участие в аудиторных занятиях, на основе чего формируется рейтинг.
Критерии выставления зачета:

  1. в случае, если студент, при подведении итогов на основании рейтинга, набирает максимальное количество баллов из всех возможных – при учете систематического посещения лекций (90%) и выполнения всех письменных самостоятельных и итоговой контрольной работы (100%), - преподаватель может принять решение об автоматическом выставлении «зачета»;

  2. В остальных случаях студент сдает зачет. Форма зачета представляет собой устный опрос студента по тому или иному вопросу, который он получает в результате «жеребьевки» (вытягивания билета). Студент получает зачет при условии:

- логически выстроенного и содержательного ответа с привлечением понятий и категорий курса;

- максимального раскрытия сущности предложенного вопроса с привлечением собственных суждений и аргументов.


Перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Понятие «гендер»: основные трактовки, сущность.

  2. Различие понятий пол и гендер

  3. Основные теории, описывающие разделения полов.

  4. Традиции андроцентризма в политике.

  5. Феминизм: движение, идеи, теории.

  6. Основные этапы в развитии феминистского движения на Западе и в России.

  7. Феминизм и суфражизм.

  8. Идеология феминизма и становление феминистских теорий

  9. Гендер как социальный конструкт.

  10. Компоненты гендера: гендерные стереотипы, нормы, роли и идентичности их вариации.

  11. Теория социального конструирования гендера

  12. Гендер как стратификационная категория.

  13. Гендер в сети (системе) других стратификационных категорий

  14. Гендер как технология производства властной системы.

  15. Гендер как культурная метафора.

  16. Субъект-объектные характеристики и составляющие власти.

  17. Власть как телесная практика нормализации субъективности.

  18. Гендерные роли как социальные конструкты и производные определенных типов властных стратегий

  19. Гендер как простая бинарная модель и как часть сложной сети властных компонентов.

  20. Дискриминация как силовая стратегия.

  21. Радикализация феминизма и ее эффекты.

  22. Понятие гендерной системы.

  23. Политика древнего Востока и Античной Европы: мужские и женские роли.

  24. Место женщины в публичной сфере древнерусского общества.

  25. Женщины и мужчины в эпоху Возрождения

  26. Роль женщины в развитии европейского института фаворитизма. Аболиционизм, эмансипация, феминизм: социально-политические движения и практики.

  27. Демократизация в странах Запада и расширение сферы публичного: этапы и результаты.

  28. Понятие гендерной политики в политической практике западноевропейских стран.

  29. Российская специфика властных отношений в 17 – 18 вв.

  30. «Властный треугольник» эпохи тоталитаризма.

  31. Политическая трансформация в современной России и ее гендерные эффекты.

  32. Понятие «гендерного контракта».

  33. Эволюция гендерного контракта в странах Запада.

  34. «Контракт работающей матери» в советской обществе: сущность, модификации.

  35. Неолиберальные преобразования и их влияние на функционирование гендерного контракта «работающей матери».


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине Гендерное измерение в политике
301.47kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
603.06kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
359.68kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»/ Ижевск: УдГУ. 2010. с Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»
598.32kb.
3 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
826.91kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов очной формы обучения
423.74kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»
370.16kb.
1 стр.