Главная
страница 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 546 «Семицветик»

Рабочая учебная программа

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с истоками русской народной культуры Урала

Составитель:

воспитатель Джафарова Ф.Х.

I квалификационная категория

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Урала. Изучение истоков русской народной культуры в старших группах детского сада является более осознанным для детей, потому что к возрасту 5 - 6 лет у ребенка уже сформированы основные представления о ключевых предметах и явлениях, элементарные навыки в базовых областях жизнедеятельности.

Занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры являются эффективными, так как дети не только узнают информацию по данной теме, но и сами активно участвуют в ее изучении: разучивают образцы народного творчества и фольклора, участвуют в народных играх и хороводах, разыгрывают сценарии народных сказок, знакомятся с русскими ремеслами и инструментами, прослушивают музыку, изготавливают поделки.

Программа по ознакомлению детей с русской народной культурой Урала учитывает возрастные характеристики детей, а для наибольшей эффективности, родители детей вовлечены в образовательный процесс. В процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры детям даются первоначальные представления по данной теме, происходит развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка за счет средств народного искусства, идет постепенное развитие творческой деятельности и качественное нравственно-эстетическое воспитание дошкольников.


Целью данной программы является: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала.
Задачи:

1. Ознакомить детей с характерными особенностями народной культуры Урала: устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, культурно-обрядовыми праздниками и народными обычаями.

2. Развивать творческие способности у дошкольников посредством музыкального уральского фольклора, традиционным играм, изготовлению поделок, инсценирование сюжетов произведений.

3. Взаимодействовать с родителями в процессе совместной деятельности для эффективного приобщения детей к истокам народной культуры Урала.


Формы работы:

1. Работа с художественной литературой: чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование.

2. Использование демонстрационных материалов: игрушек, предметов, иллюстраций, макетов.

3. Аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок.

4. Игровые упражнения.

5. Составление коллажа, подготовка стендов.

6. Разучивание хороводов, песен, закличек.

7. Посещение выставок и музеев Урала.

8. Досуговая деятельность: чаепитие, гадание, выпуск газеты и т.д.

9. Совместная работа с родителями и детьми.

Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения, инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах образования», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПина, учебным пособием по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста Шестаковой А.В.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1. Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).

2. Физическое развитие (комплекс активных игр).

3. Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).

4. Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование художественной литературы).
Основные блоки программы:


Устное

народное творчество



Декоративно-прикладное искусство

Культурно-обрядовые праздники

Народные

обычаи

Каждый блок разбит на несколько тем, что позволяет проследить разницу между различными элементами народной культуры и не перегружать восприятие ребенка по данной теме. Специально подготовленная форма работы позволяет полностью погрузить детей в процесс ознакомления: ребенок не только узнает что-то новое, но и пробует свои возможности.

Литература:

1. Агамова Н.С. Народные игры для детей.

2. Аникин В.П. Детский фольклор.

3. Василенко С.А. Десять русских народных песен.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду.

5. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству.

6. Григорьев В.Н. Народные игры и традиции в России.

7. Дынько В.А. 500 народных загадок для детей.

8. Зайнулова Д.А. Екатеринбург: азбука горожанина.

9. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.

10. Иванов Ю.М. Играйте на здоровье. Подвижные игры, народные забавы, игровые поединки.

11. Капица О. И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры.

12. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду.

13. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.

14. Литовская М.А. Хрестоматия по литературе Урала.

15. Макматова А.И. Уральская роспись.

16. Медведева М.М. Русские народные игры-хороводы.

17. Медведева М.Р. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей дошкольного возраста.

18. Науменко Г.М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.

19. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища.

20. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.

21. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.

22. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей.

23. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей.

24. Разумская О.К. Игры со словами в школе и дома

25. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора.

26. Сурина Л.Б. Художники Урала.

27. Устинова Т.А. Русский народный танец.

28. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX - XX веках.

29. Шангина И.И. Русские дети и их игры.

30. Шестакова А.В. Росток: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.


Тематическое планирование


Блоки программы

Тема занятия

Количество часов

Устное

народное творчество



Народное творчество родного края

2

Наш сказочный Урал

2

Декоративно - прикладное искусство


Русская игрушка

1

Уральский костюм

1

Бабушкин кокошник

1

Уральская деревня

2

Уральские росписи и узоры

2

Уральский фарфор

1

Уральские подносы

1

Каслинское литье

1

Уральская вышивка

1

Плетение на основе природных материалов

2

Резьба по дереву

1

Культурно-обрядовые праздники


Осенний праздник урожая

2

Рождество

1

Святки

1

Масленица

2

Пасха

2

Народные обычаи

Моя родословная

2

Посиделки у самовара

1

Ярмарка

2

Хоровод

1

Всего:

32



Вид деятельности

Тема

Цели работы

Форма работы

Художественная литература

Творческая деятельность

Работа

с родителями

1

2

3

4

5

6

7

Устное народное творчество



Народное творчество родного края

Развитие у детей элементарных представлений об устном народном творчестве Урала

Чтение и разучивание элементов художественной литературы данной темы, посещение музея, подвижные игры

Потешки, заклички, прибаутки, дразнилки, докучные сказки, колыбельные, загадки, считалки, скороговорки, пословицы, поговорки

Театр Петрушки, народные игры


Разучивание с детьми элементов художественной литературы, посещение музея

Наш сказочный Урал

Ознакомление детей с творчеством уральского писателя П. Бажова

Чтение сказок, инсценирование главных эпизодов, составление коллажа, аппликации, лепка

П. Бажов:

«Серебряное копытце»

«Каменный цветок»

«Малахитовая шкатулка»

«Черный мастер»

«Хрупкая веточка»



Коллективная работа по составлению коллажа, создание аппликаций, лепка по мотивам сказок П. Бажова


Совместная лепка с детьми персонажей сказок П. Бажова, посещение дома-музея П. Бажова

Декоративно - прикладное искусство


Декоративно - прикладное искусство

Декоративно - прикладное искусство


Русская игрушка

Ознакомление детей с наиболее известными игрушками (деревянная, глиняная, соломенная)


Представление игрушек из различных материалов, обсуждение, игры, изготовление игрушки

«Уборка соломы»

С. Колесников



Игра «Моя русская игрушка», изготовление игрушки из лоскутов


Изготовление игрушки из природных материалов

Уральский костюм

Ознакомление детей с уральскими костюмами: история, внешний вид, назначение, изготовление. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами


Представление уральского костюма на куклах, рассматривание иллюстраций, игра, рисование

«Народы и культуры Урала» Г. Чагин,

«Хрупкая веточка»

П. Бажов


Игра «Моя рубаха», рисование героев любимых сказок в русских народных костюмах

Посещение музея народно - прикладного искусства Урала

Бабушкин кокошник

Ознакомление детей с историей создания женских головных уборов, расширять словарь детей

Представление кокошника, иллюстрации женских головных уборов, игра


«Народы и культуры Урала» Г. Чагин,

«Медной горы хозяйка» П. Бажов



Игра «Мой кокошник», аппликация «Кокошник»

Посещение музея народно - прикладного искусства Урала

Уральская деревня

Ознакомление детей с особенностями деревенских изб, их украшением. Развить представления о деревне, предметах русского быта. Расширить словарь детей словами, связанными с домом, деревней, бытом


Представление макета русской деревни, русской избы, музея русского быта, игры-занятия с их использованием, придумывание историй по макетам, рисование, лепка

«Уборка соломы»

С. Колесников,

«В огороде»

Е. Трутнева



Рисование «Изба», «Расписная прялка», чаепитие за самоваром, лепка предметов русского быта, игры с макетами: «Русская изба», «Труд рабочего»

Изготовление предметов для макетов: русская деревня, русская изба, музей русского быта

Уральские росписи и узоры

Развивать художественно - творческие способности детей. Знакомство с урало-сибирской росписью, нижнетагильской росписью по металлу, камнерезным и ювелирным узором

Представление видов народных росписей игрушек, посуды, предметов быта, рисование росписей, изучение уральского узора на шкатулке, чтение сказок, посещение музея декоративно - прикладного искусства


«Каменный цветок»

П. Бажов,

«Народы и культуры Урала» Г. Чагин


Рисование росписей, раскрашивание росписью тарелки, создание альбома с изображением уральских камней, игра «Уральские мастера - ювелиры»

Посещение музея декоративно - прикладного искусства, помощь в подготовке материала для альбома «Камни Урала»

Уральский фарфор

Ознакомление детей с посудой, изготавливаемой на уральских заводах

Представление фарфоровой посуды, посещение музея, изготовление поделок посуды, игра

«Волшебная глина»

Е. Каменева,

«Каменная кудель»

О. Коряков




Посещение мастерской по изготовлению посуды, изготовление с детьми посуды из пластилина и глины, игра «Южно-уральские цветы»


Помощь в подготовке презентации «Фарфоровая посуда»

Уральские подносы

Ознакомление детей с уральскими подносами и разделочными досками


Посещение выставок декоративно-прикладного искусства в музее, чтение сказок, игры, рисование подносов, лепка из пластилина


«Народы и культуры Урала» Г. Чагин, «Волшебная глина»

Е. Каменева



Игра «Цветы на подносе», рисование и раскрашивание подносов красками, лепка подносов, их украшение с помощью скребка


Рисование подноса, узора на нем для дальнейшего раскрашивания на занятиях

Каслинское литье

Ознакомление детей с уральским народно - прикладным промыслом


Представление предметов каслинского литья, рисование статуэток, игра



«Сказки о ремесле»

Ю. Подкорытов



Рисование статуэток, их раскрашивание, игра «Чугунное кружево»


Рассматривание статуэток, фигурок

Уральская вышивка

Развитие мелкой моторики у детей, знакомство с вышивкой и ее символикой, освоение различных швов

Представление уральской вышивки на одежде, полотенцах, платках, вышивание на картоне, игра

«Кружева»

Б. Дубовин,

Сказка о бабушке Веретене


Вышивание уральских узоров на картоне, игры: «Русское узорочье»


Подготовка узора для вышивания на картоне

Плетение на основе природных материалов

Познакомить детей с элементарными приемами плетения, рассмотреть природные материалы (корень, лоза, береста, лён, хлопок и другие)

Организовать выставку плетеных изделий, представить детям природные материалы, из которых изготавливается ткань


Прибаутки: «Тряпица», «Вот те гребень»

Плетение нити из веревочек, викторина «Угадай какая ткань»

Заготовка лоскутков для викторины, помощь в обучении плетения нитей и кос

Резьба по дереву

Ознакомление детей с видами резьбы по дереву, предметами которые изготавливают из дерева (прялки, ложки, веретено, колыбели, колодец)


Представление детям деревянных предметов с вырезанными узорами, рисование, лепка, аппликация

«Кто помог дикой яблоне» Н. Никонов,

«Деревья дышат»

Л. Толстой


Рисование «Расписная прялка», лепка колыбели для избы, аппликация «Колодец с водицей», размещение элементов на рисунке «Изба»


Помощь в окончательном оформлении рисунка «Изба» с занятия по теме «Уральская изба»

Культурно-обрядовые праздники



Осенний праздник урожая

Познакомить детей с осенними народными приметами, песнями, играми

Беседа, изготовление поделок для стенда, разучивание песен, чтение сказок, игры

«Осень на пороге»

Н. Сладков,

«Грибы»

С. Аксаков,



«Прощание с летом»

К. Паустовский




Изготовление детьми поделок овощей, фруктов, грибов, ягод размещение работ на стенде «Урожай нашего огорода»


Совместное составление рассказа о выбранном овоще для праздника урожая

Рождество

Знакомство с праздником Рождества, его историей и значением


Беседа, разучивание песен, рисование звезды, игры

«Рождественская звезда» Б. Пастернак,

«Рождество Христово»

О. Ефремова


Игра «Рождество», рисование: «Рождество», «Звезда»

Беседа с детьми о празднике Рождества

Святки

Ознакомление детей с культурно-обрядовым праздником святки


Беседа, разучивание колядок, гадание, изготовление масок, игры

«Сочельник в лесу»

Н. Хвостов,

«Коляда»

Н. Гоголь




Рисование масок, угощений

Изготовление масок для детей

Масленица

Побуждать детей радоваться пробуждению природы, провожать зиму, петь весенние песни


Разучивание песен и поговорок, коллективное изготовление чучела, аппликации, игры

«За весной, красой природы» А. Пушкин,

«Медведь и солнце»

Н. Сладков,

«Дед мороз и весна»

А. Плещеев,

«На лесной поляне»

А. Онегов


Изготовление и сжигание чучела, угощение блинами, аппликация «Тарелка с блинчиками»,

игры: «Здравствуй солнце», «Ручеек», «Просыпайся медведь»




Приготовление блинов с детьми, помощь воспитателю в изготовлении чучела

Пасха

Расширять представления детей об истории религии, к традиции изготовления «писанок» (роспись пасхальных яиц)


Расписывание яиц, открыток, беседа

«Великопостная молитва» А. Пушкин,

«Пасхальные вести»

Я. Ролонский,

«Воскрес»

К. Случевский


Раскрашивание яиц детьми, игры с яйцами, изготовление пасхальных открыток


Покраска яиц, изготовление пасхи совместно с детьми

Народные обычаи



Моя родословная

Ознакомление детей с традициями родственных связей, родословным деревом, фамилией


Составление родословного дерева, выпуск семейных газет, игры

«Воображение и творчество в детском саду» Выготский Л.С.

Разыгрывание сценок семья по ролям, выпуск семейных газет

Составление родословного дерева, подготовка материала для семейных газет, совместный подбор необходимых фотографий


Посиделки у самовара

Познакомить детей с историко-культурной традицией русского народа: чаепитием, сервировкой стола


Беседа, показ сервировки стола, чаепитие, загадки, поговорки, рисование, игра

«Забавы вокруг печки»

И. Морозов



Рисование угощений, игра «Сложи салфеточку»

Беседа с детьми о правилах чаепития и гостеприимства


Ярмарка

Ознакомление детей с историей и правилами проведения ярмарок


Беседа, представление иллюстрации «Ярмарка», рисование, игра

«По дороге на ярмарку»

К. Трутовский



Рисование «Мой ярмарочный прилавок», объединение рисунков детей для игры «Ярмарка»


Посещение с детьми ярмарок выходного дня, ярмарки дня города

Хоровод

Ознакомление детей с русскими народными танцами, хороводами


Беседа, разучивание движений танцев

«Воображение и творчество в детском саду» Выготский Л.С.

Игры: «Хоровод», «Как на Машин день рожденья испекли мы каравай»


Совместное изготовление наряда для хоровода




Смотрите также:
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала
149.67kb.
1 стр.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
418.12kb.
1 стр.
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
33.9kb.
1 стр.
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
3429.96kb.
20 стр.
Конспект нод по ознакомлению с социальной действительностью для детей старшего дошкольного возраста
42.54kb.
1 стр.
Исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности
713.71kb.
3 стр.
«Сударыня Масленица» для детей старшей группы
53.78kb.
1 стр.
Игра как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста выпускная квалификационная работа
863.75kb.
3 стр.
Значение русской народной песни в развитии творческого потенциала детей на основе Сибирского фольклора
45.51kb.
1 стр.
Программа обучения «учись говорить правильно»
337.4kb.
1 стр.
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Живая природа
72.18kb.
1 стр.
Конспект досуга по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие в страну «Вежливость»
206.06kb.
1 стр.