Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Договорное право»

основной образовательной программы высшего профессионального образования

«Юриспруденция»

Язык обучения - русский

Трудоемкость - 4 зачётные единицы

Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины





Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и результаты изучения дисциплины


Цели изучения дисциплины: углубленное, с опорой на полученные в ходе изучения дисциплин бакалавриата, изучение студентами магистратуры современных теоретических и практических проблем договорного права в международном праве, отраслях частного права и публичного права, тенденций развития и современного состояния законодательства о договорах в различных отраслях права.

Результаты изучения дисциплины: Студенты должны знать содержание дисциплины «Договорное право», понимать тенденции развития договорно-правовых инструментов правого регулирования; иметь достаточно полное представление о международных договорах, участником которых Российская Федерация стала в последние годы (ЕврАзЭС, ВТО) и предусмотренных ими механизмах взаимоотношений государств-участников, проблемах, возникающих в связи с их заключением; развитии договорных инструментов в отдельных отраслях права; приобрести навыки аргументации собственной позиции, отстаивания своей точки зрения по сложным и дискуссионным проблемам теории договорного права и практики реализации договорных механизмов правового регулирования.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


нет

1.3. Перечень формируемых компетенций


1.3.1. Общие компетенции

Выпускник Университета с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими общими компетенциями:




Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ОКМ-1

способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОКМ-2

готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОКМ-3

способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОКМ-4

готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях

ОКМ-5

готов работать с текстами профессиональной направленности на русском и английском языках


1.3.2. Требования к результатам освоения образовательной программы, предъявляемые в зависимости от особенностей направления подготовки

Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы магистратуры по направлению подготовки:




Код компетенции

Наименование и (или) описание компетенции

ПК-1

знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере

ПК-2

знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе

ПК-3

знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и её значение в механизме (системе) правового регулирования

ПК-4

знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере

ПК-5

знает соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов

ПК-6

знает методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности

ПК-7

знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки

ПК-8

умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики

ПК-9

умеет аргументировать принятие решения, в том числе с учётом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений

ПК-10

умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений

ПК-14

владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов


1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися:

1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;

- методологию получения юридических знаний;

- философские основы формирования представлений о правовой действительности;

- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра.

1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,

- объяснить действие норм права их адресатам;

– проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

- составления письменных документов юридического содержания;

- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

- составления экспертных заключений;

- осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий;

– изучения правовой действительности с помощью научной методологии;

- консультирования граждан по правовым вопросам.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы - 6 часов; во-вторых, объем интерактивных занятий – 26 часов; в-третьих, всего аудиторных часов – 32 часа; в четвертых, – контроль за самостоятельной учебной работой студентов - 62 часа.

1.6. Организация учебных занятий






Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код моду-ля в сос-таве дис-цип-лины

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

Лекции

Семинары

Консультации

Практические занятия в интерактивной форме

Лабораторные
работы

Контрольные
работы

Коллоквиумы

Текущий контроль

Промежуточная
аттестация

Под руководством
преподавателя

В присутствии
преподавателя

В т.ч. с использованием методических материалов

Текущий контроль

Промежуточная
аттестация







Очная форма обучения


 С 3

6

часов


часов

2 часа

26

часов

часов

часов

часов

часов

2 часов

62

Часа

часов

часов

часов

часа

26 часов

4

зачётных
единицы


25

студентов


студентов

25 студентов

25

студентов

студентов

студентов

студентов

Студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

ИТОГО:

6

часов


часов

2

часа

26

часов

часов

часов

часов

часов

2

Часа

62

Часа

часов

часов

часов


часа

26часов

4

зачётных
единицы



Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки


текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

Очная форма обучения


 С 3

Экзамен 

до 29 января

 Аттестация

 25 декабря




Тема 1. Договор о создании Таможенного союза

История создания Таможенного Союза. Правовая система Таможенного Союза (система нормативно-правовых актов, двухуровневая система регулирования в ТС). Система органов Таможенного союза, их компетенция (Межгосударственный совет ЕврАзЭС, Комиссия ТС, Секретариат ТС). Акты, издаваемые органами ТС, в системе источников российского права - проблемы правоприменения (постановление Конституционного Суда от 27.03.2012 №8-П и др.)

Механизмы судебной защиты в Таможенном союзе (Суд ЕврАзЭС, его структура, порядок образования, компетенция, порядок рассмотрения дел).

Теоретические и практические проблемы применения актов, издаваемых органами Таможенного Союза, судами общей юрисдикции, арбитражными судами: пределы нормоконтроля (подлежит ли применению ч.2 ст.120 Конституции в отношении этих актов и др.)

Уголовная и административная ответственность в Таможенном Союзе (проблемные материальные и процессуальные вопросы "взаимодействия" национального законодательства и правовых актов ТС).
Лекции - 1 час.

Групповая дискуссия "Место актов органов Таможенного Союза в системе источников права" - 4 часа.

Групповая дискуссия "Сущность надзорного производства в ГПК РФ и АПК РФ и полномочие высших судов обращаться в Суд ЕврАзЭС" - 3 часа.
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя: письменный развернутый анализ законодательства стран-участниц Таможенного Союза по вопросам уголовной или административной ответственности (по выбору студента) на предмет определения "единообразности" в правовом регулировании. Объем 20 страниц (20 тыс. знаков) - 30 часов.
Тема 2. Всемирная торговая организация.

История создания ВТО. Марракешское соглашение и система многосторонних торговых соглашений. Система органов ВТО. Сфера действия ВТО. Основные принципы ВТО (принцип наиболее благоприятствуемого государства, принцип национального отношения/национального режима, понятие аналогичного товара).

Общая характеристика специфических обязательств России при вступлении в ВТО. Вступление в ВТО и участие России в Таможенном Союзе.

Рынок юридических услуг: проекты реформирования и обязательства, вытекающие из участия в ВТО. Необходимость изменения законодательства в связи с присоединением к ВТО.

Механизм разрешения споров в ВТО.

Лекция - 2 часа.

Групповая дискуссия "Порождает ли членство в ВТО обязанности государства перед национальным производителем по защите его интересов с использованием механизмов, существующих в ВТО" - 4 часа.

Групповая дискуссия "Проект реформирования рынка юридических услуг разрабатываемый Министерством юстиции, и обязательства по недискриминации, вытекающие из присоединения к ВТО" - 2 часа.
Тема 3. Договор в процессуальном праве

Досудебное соглашение о сотрудничестве в уголовном процессе - тенденции правоприменительной практики.

Соглашение о размере оплаты услуг по производству экспертизы в ст.107 АПК: правовая природа, возможность и основания снижения размера оплаты или отказа в оплате производства экспертизы в связи с некачественным ее проведением.

Договорные основания альтернативного разрешения споров (соглашение о проведении процедуры медиации и медиативное соглашение - правовая природа и значение).


Лекции - 2 часа.

Групповая дискуссия "Является ли признание судом заключения эксперта недостоверным основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания вознаграждения за производство экспертизы?" - 2 часа.

Тема 4. Договор в публичном праве.

Договоры в налоговом праве (соглашение о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соглашение о ценообразовании для целей налогообложения).

Гражданско-правовое содержание сделки и ее публично-правовая квалификация:

- передача собственником имущества другим лицам для целей осуществления противоправной деятельности как основание конфискации у лица, не совершавшего правонарушение (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2011 №6-П);

- разграничение гражданско-правовых категорий (мнимая сделка, притворная сделка) и доктрина деловой цели. Квалификация сделки в целях налогообложения и ее гражданско-правовая действительность. Постановление Пленума ВАС РФ №53 от 12.10.2006 и тенденции правоприменительной практики.

Лекция - 1 час.

Групповая дискуссия "Правовая природа соглашения о создании консолидированной группы налогоплательщиков" - 2 часа.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя - обобщение судебной практики по вопросам квалификации сделок в качестве совершенных с целью получения необоснованной налоговой выгоды с обязательным выявлением соотношения с гражданско-правовой квалификацией (не менее 40 дел за 2008-2012 годы) - 32 часа.

Тема 5. Договоры в частном праве.

Договорные основания национальной платежной системы (ФЗ от 27.06.2011 №161-ФЗ).

Договор о создании инвестиционного товарищества (ФЗ от 28.11.11 №335-ФЗ).

Актуальные вопросы теории и практики договорного регулирования:

- антимонопольные ограничения свободы договора (Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 №73 и др.);

- новые договорные конструкции в проекте ГК РФ;

- свобода договора и обеспечение баланса частных и публичных интересов при регулировании публичных договоров (на примере Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2011 №29-П);

- основания и "пределы" защиты слабой стороны в договоре (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17).


Групповая дискуссия "Договор о создании инвестиционного товарищества: место в системе гражданско-правовых договоров" - 4 часа.

Групповая дискуссия "Имеются ли основания для запрета уступки банками прав требования в пользу коллекторских агентств" - 4 часа.

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы
Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины.
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы:

проверка результатов выполнения письменных заданий, указанных в темах – 62 часа.


2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

Методика письменного экзамена
Задание на экзамене включает решение одной задачи (казуса), связанного с проблемными вопросами курса. Содержание задачи требует при ответе не только правильного определения положений нормативных правовых актов, на основе применения которых должна быть решена задача (условия задачи сформулированы таким образом, что не позволяют решить ее исключительно на основе выбора нормативного положения), но и демонстрации знания теоретических положений (понятий, принципов, признаков и свойств описываемых категорий, правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, постановлений Пленумов ВС РФ и ВАС РФ и т.п.), которые необходимы для истолкования и применения норм права при решении задачи. Решение задачи предполагает демонстрацию умения выявлять пробелы и противоречия существующего правового регулирования и обоснования путей их преодоления. Ответ должен содержать описание проблемы и развернутое изложение спорных вопросов, вытекающих из условий задачи, ответ на которые позволит решить задачу. Условия задачи могут допускать несколько вариантов их решения, что требует при ответе обоснования избранного варианта или аргументов в пользу невозможности выбора только одного варианта решения. Главным критерием оценивания является аргументированность, логичность и самостоятельность ответа. Если в условиях задачи предложены точки зрения участников процесса на возникший вопрос (мнение истца, ответчика, должника, взыскателя, судебного пристава-исполнителя, суда и пр.), ответ обязательно должен включать анализ всех мнений участников исполнительного производства (рекомендуется начинать ответ с такого анализа).
Условия задачи могут требовать изложения ответа в форме составления процессуального документа.

Максимальное количество баллов за решение одной задачи 100 баллов.


Критерии оценивания:

- 81 – 100 баллов – полный и правильный ответ, развернутая аргументация – «отлично»;


- 66 – 80 баллов – правильный, но не полный ответ при наличии необходимой аргументации – «хорошо»;
- 51 – 65 – правильный ответ без достаточной аргументации либо правильный ответ с достаточной аргументацией, но с неточностями – «удовлетворительно»;
- 0 – 50 баллов – неверное решение задачи – «неудовлетворительно».

Грубая ошибка является основанием для снижения оценки за ответ на десять баллов.



Образец задачи к экзамену
При рассмотрении заявления Общества "Ромашка" о признании недействительным решения таможенного органа об отказе в выпуске товара таможенный орган в обоснование принятого решения ссылался на решение Комиссии ЕврАзЭС.

Между Обществом и таможенным органом возникли разногласия относительно соответствия решения Комиссии Таможенному кодексу Таможенного Союза: по мнению Общества, решение Комиссии кодексу не соответствует и не подлежит применению на основании ч.2 ст.11 АПК РФ.

Судья усомнился в своем праве не применять решения Комиссии даже в том случае, если он придет к выводу о его несоответствии Таможенному кодексу в силу статуса этого органа и принадлежности компетенции толковать акты органов Таможенного союза исключительно Суду ЕврАзЭС.

Представитель Общества заявил, что при такой постановке вопроса говорить о реальности судебной защиты невозможно.



Какой выход из сложившейся ситуации считаете обоснованным Вы и почему?

Порядок проведения текущей аттестации
не предусмотрена
2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины
При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Договорное право», требуется наличие квалификации и опыт преподавания, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов должен включать гражданское процессуальное право, международный гражданский процесс; требуется наличие учёной степени доктора юридических наук или кандидата юридических наук и учёного звания или опыта деятельности в соответствующей профессиональной сфере, и систематических занятий научной и/или научно-методической деятельностью.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется вспомогательный персонал.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике.

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски).

2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования


не требуется
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию
Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению


Специализированное программное обеспечение не требуется.
2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов
Предъявляются стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.
2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины
Общая справочная и учебно-методическая литература – перечень рекомендованной литературы, нормативных актов и судебных решений размещен на сайте юридического факультета.

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы

учебной дисциплины
Разработчики рабочей программы учебной дисциплины


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Шварц Михаил Зиновьевич

к.ю.н.




Доцент

кафедры гражданского процесса



329-28-31

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:




Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Гражданского процесса

20.06.2012

7










Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины




Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа





































Утверждение рабочей программы учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Ученый совет ЮФ

31.08.12

№ 9

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа






































Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право»
143.64kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Международное гуманитарное право и сми» Курс 5 дневное отделение Семестр 1 Лекции: 24 ч
229.92kb.
1 стр.
Кафедра государственно-правовых дисциплин рабочая программа учебной дисциплины финансовое право
892.98kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» «Commercial Law»
1600.09kb.
7 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное коммерческое право» «International Сommercial law»
179.26kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.