Главная
страница 1
Методическая разработка урока истории в 5 классе
учителя ГБОУ СОШ № 852 г.Москвы Карлиной В.А.
Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции

Образовательные задачи: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное, систематизируя информацию; формирование коммуникативных качеств, развитие навыков публичных выступлений и умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник « История Древнего мира» для 5 класса под ред. В.И. Уколовой , Л.П.. Маринович, М., 2010 г, раздаточный материал (рабочие листы с заданиями) для учащихся, презентация мультимедиа

Основные понятия и термины: Олимпийские игры, пятиборье, олимпионики, атлеты, панкратий, ипподром.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
-Добрый день, начинаем урок истории. Какую страну древности мы сейчас изучаем? Мы продолжим разговор о Древней Греции - удивительной стране, открытиями и достижениями которой мы пользуемся и сейчас, в XXI веке. Сегодня на уроке каждому из вас самому предстоит узнать что-то новое.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Давайте сначала вспомним, что нам уже известно о Древней Греции. -Где находится Греция? (Балканский п-ов, острова Средиземного моря, побережье Малой Азии)
- Как сами греки называли себя и свою родину? (эллинами, Элладой)
-Каких богов древние греки особенно почитали и почему? (Зевса, Посейдона, Аида, Деметру, Афину, Диониса и т.д. Греки считали, что боги помогали во всех их занятиях)
- Назовите имя известнейшего древнегреческого поэта и его произведения. Почему до сих пор они вызывают интерес? (Гомер, «Илиада» и «Одиссея»)
- Назовите самые крупные полисы Греции. Чем они прославились? (Афины и Спарта).
-Назовите имена самых известных законодателей Греции. Что о них вам известно? (Солон, Ликург)
- Над какой могущественной страной древности грекам в 5 в. до н. э. удалось одержать победу? (над Персией) -Какие крупнейшие сражения Греко –персидских войн вы помните? (Марафонское, у Фермопил, Саламинское морское сражение, битва при Платеях)
Известное всем и очень популярное сегодня понятие «демократия» зародилось именно в Греции.
- А как оно появилось и что означало? (в результате участия всех граждан полиса в работе Народного собрания; в переводе с греческого «демократия» –народное правление, власть народа. )
-Так же благодаря Древней Греции мы можем наслаждаться сегодня театральными представлениями. Вспомните, какие театральные жанры существовали у греков? (комедия и трагедия)

И еще одно достижение древнегреческой цивилизации, пожалуй, является одним из самых захватывающих и интересующее буквально всех. Посмотрите на экран (демонстрируется набор слайдов из истории Олимпийских игр).Вы догадались, что это «изобретение» древних эллинов – Олимпийские игры. Почему и когда они зародились? Каким образом греки готовились к играм? Как проходили и какие виды состязаний включали? Мы можем ответить прямо сейчас на все эти вопросы?




3.Выявление места и причины затруднения

Почему мы не можем ответить на эти вопросы? (…нам необходимо знать историю зарождения олимпийского движения).

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, какова цель нашей дальнейшей деятельности? (узнать, когда и где появились Олимпийские игры в древности, как проходили, какие виды состязаний включали и как чествовали победителей игр на родине?).
- Как бы вы назвали тему нашего урока? (Олимпийские игры в Древней Греции).
- Сегодня на уроке вы самостоятельно ответите на все вопросы, которые мы перед собой поставили, выполнив ряд заданий. Так как вопросов у нас несколько, работать мы будем по вариантам, каждый вариант (1, 2, 3 ряд) получит свое задание и подготовит ответ на один из поставленных вопросов. Называются задания для каждого варианта и одно общее задание для всех.

5. Реализация построенного проекта

Учащиеся знакомятся с заданиями, самостоятельно работают с текстом учебника (параграф № 40) и вписывают пропущенные слова в текст. Затем проверяют друг у друга и сверяют ответы в парах. Время на выполнение задания – 7 мин.



Олимпийские игры в Древней Греции
(параграф № 40)


Вариант 1
страницы 43- 44

Где и когда появились первые Олимпийские игры?




Олимпийские игры проводились в________________ один раз в __года.
Праздник и соревнования устраивали в честь ___________. На время игр во всей Греции__________________________________________________.
Первые Олимпийские игры состоялись в ___________. По мнению греков их основал_______________. Потом игры долго не проводились из-за_______________.

Вариант 2
страницы 44-45

Как проходили Олимпийские игры?




Олимпия расположена в Пелопоннесе, области _______________. В ней расположены храм и статуя бога ___________, работы скульптора _______. К священному округу Альтис примыкали ___________________________.
Праздник в Олимпии проходил ___дней, а сами состязания___ дня. «Судьи греков» следили, чтобы___________________________________________.
Участвовать в играх и наблюдать за ними запрещалось ________________.

Вариант3
страницы 45-48

Какие виды состязаний проводились?




Программа состязаний включала в себя______________________________
________________________________________________________________. Всё это именовалось __________________.Помогала атлетам соблюдать ритм ________________. Самые популярные виды спорта - ____________
__________________________________, а самое захватывающее зрелище - ___________________________________, проходившее на ________________. Победителей – атлетов награждали_________________, а в гонках колесниц -_____________________________________________.

Задание для всех:
страница 48

Как чествовали победителей игр на родине?
Выберите и подчеркните только верные ответы:





Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую; сочиняли песню; награждали медалью; обращались как к третейскому судье.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учащиеся по очереди рассказывают у доски по схеме- эталону (презентация). Происходит сравнение и обсуждение рассматриваемых вопросов. На основе прговорённого и услышанного каждый ученик в своих рабочих листах заполняет пропуски к каждому варианту.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся выполняют проверочную работу: «Олимпийские игры» в Древней Греции.
Предлагаются задания, в которых используются полученные на уроке знания.
Проверочная работа
1.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции
а) каждый год
б) раз в пять лет
в) раз в четыре года
г) раз в три года

2. Первые Олимпийские игры были проведены


а) в 594 г. до н. э.
б) в 479 г. до н. э.
в) в 449 г.до н. э.
г) в 776 г. до н. э.

3. Олимпия была расположена


а) в Южной Греции
б) в Средней Греции
в) в Северной Греции
г) на острове

4. Программа состязаний включала себя


а) бег и прыжки
б) метание диска и копья
в) борьбу
г) все вышеперечисленное

5. Победителей игр называли


а) чемпионами
б) олимпиониками
в) героями
г) выдающимися спортсменами

6. Установите соответствие между понятиями и их определениями:


1) Панкратий А) Скульптор, создатель статуи Зевса
2) Олимпионики Б) Программа соревнований, включающая в себя несколько видов спорта
3) Ипподром В) Победители Олимпийских игр
4) Фидий Г) Вид соревнований, включающий кулачный бой и борьбу
5) Пятиборье Д) Сооружение, где проводились гонки колесниц

1

2

3

4

5
















После выполнения задания учащиеся проверяют правильность , сверяя с ответами ( по эталону)

8. Включение в систему знаний и повторение


- Как вы думаете, что Олимпийские игры давали грекам, почему они так охотно в них участвовали?
Традиция проводить олимпийские игры возродилась сохраняется и в наше время.
Мы знаем, что в ближайшем будущем - летом 2012 года состоятся летние Олимпийские игры во Великобритании, в Лондоне, а еще через два года, в 2014 году – у нас в России будут проходить зимние Олимпийские игры в городе Сочи.
- Давайте подумаем и сравним современные Олимпийские игры и древнегреческие: что между ними общего, а что – различно. Результаты наших рассуждений занесем в таблицу:
Общие черты и различия современных и древних Олимпийских игр

Общие чкрты:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Вопросы для сравнения:

Где проводятся?

Когда проходят?

Кто участвует?

Виды состязаний

Как награждают победителей?



Олимпийские игры в Древней Греции

Современные Олимпийские игры



9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Обсуждаются и анализируются содержание и результаты учебной деятельности :
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Какую цель мы поставили? Как вы думаете, мы её достигли?
- Каким образом нам удалось достичь поставленной цели?
- Оцените свою деятельность на уроке? (на «5» , на «4» , другие оценки)
- Проанализируйте, что на сегодняшнем уроке для вас было самым трудным?
- Вам понравилось самостоятельно добывать знания?
- Где вы можете использовать полученные знания?
Домашнее задание (по выбору): параграф №40
1. Подготовить презентацию «Олимпийские игры в Греции» или «Из истории олимпийского движения»
2. Составить кроссворд по теме урока.

Олимпийские игры в Древней Греции




Вариант 1
страницы 43- 44

Где и когда появились первые Олимпийские игры?




Олимпийские игры проводились в Олимпии один раз в 4 года.
Праздник и соревнования устраивали в честь Зевса. На время игр по всей Греции объявлялось священное перемирие.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г.до н.э. По мнению греков, их основал Геракл. Потом игры долго не проводились из-за войн.

Вариант 2
страницы 44-45

Как проходили Олимпийские игры?




Олимпия расположена в Пелопоннесе, области Элида. В ней расположены храм и статуя бога Зевса работы скульптора Фидия. К округу Альтис примыкали храмы и алтари.
Праздник в Олимпии проходил 5 дней, а сами состязания- 3 дня. «Судьи греков» следили, чтобы все правила игр соблюдались.
Участвовать в играх и наблюдать за ними запрещалось женщинам.

Вариант3
страницы 45-48

Какие виды состязаний проводились?




Программа состязаний включала в себя бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу. Всё это именовалось пятиборьем. Помогала атлетам соблюдать ритм музыка. Самые популярные виды спорта – кулачный бой и панкратий (сочетание кулачного боя и борьбы),
а самое захватывающее зрелище – соревнования колесниц, проходившее на ипподроме. Победителей – атлетов награждали оливковым венком, а в гонках колесниц – пальмовой веткой.

Задание для всех:
страница 48

Как чествовали победителей игр на родине?
Выберите и подчеркните только верные ответы:





Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую; сочиняли песню; награждали медалью; обращались как к третейскому судье.


Проверь себя!

1. в
2. г
3. а
4. г
5. б

1

2

3

4

5

Г

В

Д

А

Б


Смотрите также:
Методическая разработка урока истории в 5 классе учителя гбоу сош №852 г. Москвы Карлиной В. А. Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
87.7kb.
1 стр.
Разработка урока по истории Древней Греции 5 класс Тема урока: Греко-Персидские войны
29.53kb.
1 стр.
Конспект урока по географии в 5 классе Тема урока «Первые кругосветные путешествия» Учитель гбоу сош №852 Бровко С. Н
134.3kb.
1 стр.
Тип урока : открытие нового знания Тема урока : «Имя существительное как часть речи»
71.39kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Урок истории в 5 классе «Олимпийские игры в Древней Греции»
103.78kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе Б. Гбоу сош 1291 с углублённым изучением английского языка г. Москвы Учитель: Беляева С. В. Дата проведения: 08. 12. 12. Тема урока: В. В. Бианки
84.13kb.
1 стр.
Методическая разработка урока по геометрии и английскому языку для учащихся 7 класса учителя математики Засыпкиной Е. В. Тема урока: Начальные сведения из планиметрии
46.02kb.
1 стр.
Вопрос №2 олимпийские игры древней греции
79.11kb.
1 стр.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву». Тип урока: комбинированный
85.99kb.
1 стр.