Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области

Учитель математики 
Т. П. Пикалова

 Между духом и материей посредничает математика
/ Польский математик Хуго Штейнгаус
   19 век/ 

О роли математики в нравственном развитии личности школьника
              Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании людей снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма подрастающего поколения. Это серьезный и опасный урон для российского государства, который может иметь негативные последствия для нашего народа. Именно поэтому формирование патриотического самосознания у подрастающего поколения для российского государства в современных условиях приобретает особую значимость.
   Перед учителями школы (в том числе и учителями математики) стоит важная задача: максимальная реализация своего предмета в нравственном развитии личности школьника.
                   « … наука нужна не для одного только приобретения сведений, в ней кроется - иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести»- Н. И. Пирогов.
                    
   Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря её содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения школьников. 
       В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания большую роль имеет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию, или прочитать стихотворение, прослушать музыкальный фрагмент, показать репродукцию. 

Исторический материал для проведения урока в 5 классе по теме «Решение уравнений»

         Личность Петра Великого является настолько яркой и выдающейся, что она как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, историков. Интерес к «делам» Петра не ослабевает, а, наоборот, усиливается, особенно, в сложные и переходные периоды истории России. 
Личность Петра I волнует умы наших соотечественников. Не случайно II Российский канал на протяжении всего 2008 года выяснял – имя России. И Петр Ι постоянно находился в числе лиц с наиболее высоким рейтингом.
Г.Р.Державин:
Мы горы можем разрубать,
Сребро, медь, злато доставать
         И действительно, в допетровское время Россия ввозила из-за границы большую часть используемого в стране чугуна, а также медь, серебро и золото. Когда наша армия потеряла под Нарвой артиллерию, изготовить новые орудия взамен утраченных было невозможно: не было меди. Это заставило Петра Ι забрать у церквей и монастырей четверть имевшихся у них колоколов и перелить на орудия.

    Задача 1. Из колокольной меди отлили большие и полковые пушки, мортиры и гаубицы. При этом полковых пушек отлили в 1, 43 раза больше, чем больших. Число отлитых гаубиц составляло 0,13 от числа больших пушек. Мортир отлили на 1 меньше, чем гаубиц. Сколько орудий отлили в 1701 году, если известно, что полковых пушек отлили на 131 больше, чем мортир? 
           Откроем словарь Ожегова и найдем значение слов мортира, гаубица, пушка 
           Отлитые из колоколов орудия позволили армии продолжить военные действия против шведов. Необходимо было организовать в стране добычу руды и выплавку из нее металлов. Петр Ι знал, что «…наше Российское государство пред многими землями преизобилует и потребными металлами, и которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы». Поэтому он организовал поиск руд. Попечением царя развивались 4 основные группы заводов: тульские, олонецкие, уральские, петербургские. На Урале, не знавшем производства металлов, заработали доменные и медеплавильные печи 
        Задача 2: На Урале действовало много металлоплавильных печей, из которых число медеплавильных составляло 0, 75 от числа всех печей. Остальные печи были чугуноплавильные. Сколько печей плавило металл на Урале, если известно, что медеплавильных было на 40 больше, чем чугуноплавильных?
        Благодаря увеличению количества шахт и плавильных печей, производство чугуна в России росло год от года. Выплавленный металл использовали в основном для изготовления оружия. При этом производство орудий на единственном оружейном заводе страны – пушечном дворе – при Петре Ι стало уменьшаться. Падение производства объяснялось тем, что там отливали преимущественно медные орудия, а при Петре Ι стали использовать чугунные, которые отливали в местах производства чугуна. Производство оружия сосредоточилось на Урале, в Туле и в Сестрорецке. Так, на одном только Каменецком заводе Южного Урала отлили 854 орудия и снаряды к ним.
         Задача 3: На тульских заводах изготавливали ружья, пистолеты и копья. Известно, что пистолетов в 5 раз больше, чем ружьев, а копьев столько, сколько пистолетов и ружьев вместе. Всего изготавливали в год 25200 штук. Сколько штук каждого вида изготавливали 
         
          К 1712 году в России изготавливали столько оружия, что его перестали ввозить из-за границы. Артиллерия армии и флота имело колоссальное количество стволов. Число орудий, которые стояли на самых крупных судах военного флота, можно узнать из следующей задачи.
        Задача 4: В 1717 году Россия имела корабли 52-,66-, 74-, 80 -, 90 – пушечные. Кораблей 66-пушечных было в 2 раза больше, чем 52 – пушечных. Число 74 –пушечных кораблей составляло 0,25 от 66- пушечных. 80 – пушечных было на 1 больше, чем 74 –пушечных. Число 90 –пушечных кораблей составляло 0, 75 от числа 80 – пушечных. Сколько кораблей имел Флот России и сколько орудий имел он на вооружении, если известно, что на 90 -, 80 – и 74 – пушечных кораблях орудий было на 292 меньше, чем на всех остальных? (дать задачу для самостоятельного решения дома)
        Излишки металла Россия стала продавать за границу. Больше других государств покупала его Англия. За 18 век выплавка чугуна в России увеличилась в 66 раз, и страна заняла первое место по количеству и качеству производимого металла. Но к середине 19 века многие страны (Англия, США, Франция, Германия, Бельгия и Австро – Венгрия), превзошли Россию в производстве металлов. Объясняется это тем, что на заводах и в рудниках в Европе работали свободные люди. А как вы думаете, в России кто в это время работал? (крепостные). Хозяевам было выгодно пользоваться бесплатным трудом подневольных людей, чем модернизировать заводы, осваивать новые технологии, обучать рабочих 
        Задача 5: В 1743 году на заводах России работало в 3 раза больше приписных крестьян, чем в 1719 году. В 1762 году их было на 100 тысяч больше, чем в 1743 году, в 1796 - на 120 тыс. больше, чем в 1762 году. Сколько приписных крестьян работало на заводах страны, если известно, что в этот год их работало столько же, сколько в 1719, 1743 и 1762 г вместе взятых? 
      
       Петр Ι стремился к тому, чтобы создаваемые в стране заводы и фабрики производили продукцию, которую ранее приходилось ввозить из–за границы. Так, в селе Преображенском на Яузе его радением начали работать хамовный и канатный дворы, где ткали парусное полотно и делали канаты. Они выпускали столько продукции, что ее хватало не только для оснащения Российского флота, но и на вывоз в Испанию, Португалию, Францию. По велению Петра в Замоскворечье, близ Каменного моста заработал суконный двор, который ткал материал для мундиров. Для обеспечения суконного двора в страну завезли овец и раздали помещикам для разведения, обязав шерсть поставлять на государевы фабрики. В Россию приехали 20 овцеводов – иностранцев, которые обучали крестьян. За 15 лет образовалось 12 новых фабрик:
Парусный 
Суконный 
Кожевенный 
Полотняный 
Чулочный 
Шляпный 
2 канатных 
Зеркальный 
Галерная верфь 
Основанные Петром промышленные предприятия были значительных размеров, имели много рабочих.
         Задача 6. На суконном дворе работало в 5,9 раза человек больше, чем на кожевенном. На канатном–на 500 человек меньше, чем суконном. На парусном – работало на 1270 человек больше, чем канатном. Сколько человек работало на каждом из дворов, если на суконном, кожевенном и канатном дворах работало на 580 рабочих меньше, чем на парусном? 
• Задачи на военную тематику (5 -9 классы)

       27 мая 1905 года русский и японский флоты встретились в Цусимском проливе, чтобы решить, кто будет править морями на Дальнем Востоке. Русские и японские корабли, сошедшиеся под Цусимой, были примерно равны по силе с точки зрения брони и огневой мощи. Русский Флот: Вице-Адмирал Рожественский, вторая и третья Тихоокеанские эскадры. Главная ударная сила - четыре броненосца типа « Бородино» («Бородино», «Суворов», «Александр III» и «Орел»).
       Японский Флот: Адмирал Того, Главная ударная сила: броненосцы - «Микасса», «Сикисима», «Фудзи», «Асахи», «Касуга», «Нисин», минный крейсер «Тацута». 28 мая Объединенный японский флот одержал полную победу. Причины поражения Русского флота: недостаточная подготовка личного состава и плохое взаимодействие между кораблями.
 

Сравнительные характеристики Броненосцев «Микаса» и «Бородино»
«Микаса» «Бородино»
Заложен: 24 января 1899 (Элсуик, Англия) 23 мая 1900, Новая Адмиралтейская верфь (Петербург)
Спущен на воду: 8 ноября 1900 8 сентября
Введен в эксплуатацию: 1 марта 1902 23 августа 1904
Тоннаж: 15140м 14181тонна
Длина: 131,7м 121м
Ширина:23,2м 23,2м
Осадка: 8,28м 8,24- 8,9м (максимально)
Двигатель: 25котлов Belleville, два 3- цилиндровых двигателя VTE; 
15000 л. с. 20 котлов Belleville, два 4- цилиндровых двигателя VTE; 
16300 л. с.
Скорость:18 узлов (максимально) 17,5 узлов (максимально)
Запас угля:700тонн (стандартный)/1521 тонна (полный) 787 тонн (стандартный)/1235 тонн (полный)
Запас хода:7000 миль при 10 узлах со стандартной нагрузкой 2370 миль при 10 узлах со стандартной нагрузкой
                                                                               Вооружение
Тип брони:Krupp Krupp
Бронирование
Главный пояс:101-228 мм 152- 194 мм
Верхний пояс: 152 мм 152 мм
Нос и корма: 102мм 102- 145 мм
12- дюймовые башни 254мм (стенка) 254мм (стенка)
63мм (крыша) 63мм (крыша)
Барбеты: 352- 403 мм 6- дюймовые башни:152 мм (стенки)
Казематы:50- 152 мм

       8% Государственная граница России проходит по горам, большая часть из которых имеет высоту свыше 2000 м. Длина границы 60932,8км. Наиболее протяженная - между Россией и Монголией – 29 тысяч км. 63,6% проходит по морям. Общая протяженность морских границ 38807,5км. Для их охраны стране приходится иметь пять флотов: Северный флот – на морях Северного-Ледовитого океана, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский и Каспийский. 
        По международным соглашениям морская граница государства проходит в 12 морских милях от его берега (22,224 км). Она отделена от открытого моря пространством, называемым территориальными водами. Вдоль берега каждой страны на расстоянии 200 миль выделяется экономическая зона.
       Составить задачи, используя данные таблицы и текста. 

Задачи урока-соревнования в 5 классе, посвященного «Переходу Суворова через Альпы»
• За 6 суток армия Суворова прошла 150 км. Определите среднюю скорость продвижения войска Суворова.
• За 12 дней войско должно было пройти 300км. Но оно проходило за сутки на 5 км меньше, чем полагалось. За сколько суток войско прошло 300км?
• Суворову во время похода было 70 лет. Вместе с ним был его пятнадцатилетний сын Аркадий. Узнайте, во сколько раз отец был старше сына 10 лет назад.
• Составить задачу по схеме и решить
     1-й солдат – 400г крупы
2-й солдат – 200г крупы
 3-й солдат – 200г крупы
4-й солдат – 3 сухаря за свою порцию.
Сварили кашу. Сколько сухарей получил каждый солдат?
                Что такое «суворовская» каша?

1. В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”. 
2. Используя ответ предыдущей задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей “МИГ-3”, “Ла-7” - 640 и 680 км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей. После решения таких задач можно провести небольшую беседу о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как М. В. Келдыш, С. А. Християнович, Н. Е. Когин, А. А. Дорошницин, Н. Т. Четаев. 
3. Самыми страшными были первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. Начав операцию по захвату столицы СССР, названную “Тайфун”, немцы прорвали советскую оборону. Сотни тысяч человек попали в фашистский плен. В таблице дано соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 года. Составить столбчатую диаграмму по данным таблицы. Сделать вывод. 
Боевые силы и средства Красная Армия Германские войска
Личный состав 1 250 000 1 800 000
Количество танков 990 1700
Количество орудий 7600 14000
Количество самолетов 667 1390
4. С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве? 
5. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумело прорваться к Москве? 
6. В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой? 
На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Используя материал составить новые задачи.
                     Подготовка к военно- спортивной игре «Ратник»
«Арифметика и геометрия нужны каждому воину» / Платон
1. Для проведения военно-спортивной игры «Ратник» надо было
установить условные «мины», так чтобы расстояние между двумя
«минами» было 3метра, а третья была видна от первого участника под
углом 300, а от второго - под углом 450. На каком расстоянии от первых
двух «мин» будет находиться третья?
2. Для эвакуации людей с верхних этажей используется раздвижная лестница.
Максимальная длина лестницы 32 метра. До какого этажа здания может достать эта лестница, если её выдвигают под углом 600 к горизонту? Высота одного этажа в среднем равна 3метрам.
3. На каком расстоянии друг от друга будут находиться две ракетные установки, если от наблюдательного пункта одна из них находится на расстоянии 120 метров, а вторая – на расстоянии 80 метров, угол между этими расстояниями составляет 600?


Библиографический список:
Гнеденко, Б. В. Математика и математическое образование в современном мире/Б. В. Гнеденко.- М: Просвещение. 1985.
Кожабаев, К. Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе/К. Г. Кожабаев. - М: Просвещение. 1988.
Майданов, А. С. Методология научного творчества/А.С. Майданов. - М.: Издательство ЛКИ. 2008.
Сайт Федерации Интернет – образования - http://senter,fio.ru
Сайт общественного рейтинга образовательных ресурсов - http://rating.fio.ru
              http://images.yandex.ru


Смотрите также:
Т. П. Пикалова Между духом и материей посредничает математика
121.33kb.
1 стр.
Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос
6797.32kb.
45 стр.
Послания воды: Тайные коды кристаллов льда
1076.01kb.
12 стр.
«Весёлые ребята» «Космическое путешествие»
348.66kb.
1 стр.
Macapy Эмото Послания воды. Тайные коды кристаллов льда The Hidden Messages in Water
1069.35kb.
6 стр.
О новых видах энергии поиски новых видов энергии
401.54kb.
3 стр.
Крещение духом святым
31.53kb.
1 стр.
Т. П. Пикалова Посредством уравнений, теорем
50.73kb.
1 стр.
Мирча Элиаде йога: бессмертие и свобода
5323.17kb.
21 стр.
Дидактическая игра на уроках информатики
156.92kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Математика и математические модели»
52.16kb.
1 стр.
Рабочей программы «Математические модели механики сплошных сред»
16.68kb.
1 стр.