Главная
страница 1
Комитет администрации Целинного района по образованию Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Целинного района Алтайского края




Согласовано

Руководитель РМО (ОМО)

_____________/ /

______________________



Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/З.М.Зырянова/

_________________________



Утверждаю

Директор МБОУ

________________/В.М.Князев/

Приказ №_________

от_______________2012



Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

7 класс, II ступень

на 2012-2013 учебный год

Составитель: О.В.Харламова,

учитель русского языка и литературы

с. Марушка

2012 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе составлена с учётом Федерального Государственного образовательного стандарта, авторской «Программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5- 9 классы» В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва и др. - М.: «Просвещение», 2011г., «Примерной программы по литературе»//Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г. и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений В.Я.Коровиной, В.И.Коровина и др.- М.:«Просвещение», 2011 г.

Рабочая программа ориентирована на УМК В.Я.Коровиной, так как в данном учебном заведении выстроена предметная линия учебников по литературе 5-9 классы В.Я.Коровиной.

Главными целями изучения предмета являются:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения курса литературы для 7 класса:


  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золото фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.

Учебный процесс организуется с использованием таких педагогических технологий как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.

Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (соревнования, путешествия, учебно-познавательная игра, презентация).

Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); практические (упражнения с различными заданиями); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, лото, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).

Данная рабочая программа рассчитана на 2012-2013 учебный год. На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю по базисному учебному плану.

Изменений в авторской программе и условных обозначений в тексте данной программы нет.



Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;

  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;

  • определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;

  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Используются устные и письменные формы проверки знаний учащихся по предмету: устный ответ, проверочные и контрольные работы, тестирование, сочинение.

Оценка устных ответов учащихся. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.



Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка проверочных и контрольных работ по литературе:

  • «5» – выполнил все задания правильно;

  • «4» - выполнил все задания, иногда  ошибался;

  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;

  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно.

Оценка тестов: 2 балла – от 5 до 8 правильных ответов;
3 балла – 9-10 правильных ответов;
4 балла  - от 11 до 15 правильных ответов;
5 баллов – от 16 до 20 правильных ответов.

Оценка за сочинение:

Оценка


Содержание и речь

Грамотность

«5»


Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.



Допускается:

1 орфографическая или 1пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.


«4»


Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.



Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3»


Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.



Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки


«2»


Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.



Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


«1»


Ставится за сочинение:

Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2».



Имеется более

7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок




Содержание тем учебного курса.

п\п

Название раздела учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Введение

1

выразительное чтение, составление плана

2

Устное народное творчество

6

выразительное чтение, пересказ, устный ответ

3

Древнерусская литература

2

выразительное чтение, характеристика героев, устный ответ, контрольная работа

4

Литература XVIII века

2

выразительное чтение, устный ответ

5

Литература XIX века

28

выразительное чтение, устный ответ, пересказы, характеристика героев, устное и письменное высказывание, анализ эпизода, работа со словарём, написание сочинения, решение тестов

6

Литература XX века

22

выразительное чтение, устный ответ, пересказы, сравнительная характеристика героев, устное и письменное высказывание, анализ эпизода, работа со словарём, написание сочинения

7

Литература народов России

1

  1. выразительное чтение, устный ответ, участие в диалоге




8

Зарубежная литература

6

выразительное чтение, устный ответ, участие в диалоге, пересказ, составление плана, характеристика героев

9

Итоговые уроки

2

решение тестов, устный ответ, участие в диалоге


Тематический поурочный план

урока


п/п


Наименование разделов и тем

Всего

часов


Виды деятельности обучающихся

Дата




1

Введение

1







1

1.1

Введение

1










2

Устное народное творчество

6







2

2.1

Предания

1







3

2.2

Пословицы и поговорки

1







4

2.3

Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

1







5

2.4

Былина «Садко»

1







6

2.5

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1







7

2.6

Карело-финский эпос «Калевала»

1










3

Древнерусская литература

2







8

3.1

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха».

1







9

3.2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»

1

Контр.работа№1







4

Литература XVIII века

2







10

4.1

М.В.Ломоносов. Оды.

1







11

4.2

Г.Р.Державин. Стихи.

1










5

Литература XIX века

28







12

5.1

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Поэма «Полтава».

1







13

5.2

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1







14

5.3

А.С. Пушкин - драматург. Драма «Борис Годунов».

1







15

5.4

А.С. Пушкин «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель».

1







16

5.5

Особенности повести «Станционный смотритель». Тест по творчеству А.С. Пушкина

1

Тест №1




17

5.6

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1







18

5.7

М. Ю. Лермонтов. Лирика. Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

Тест №2




19

5.8

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Герои повести, быт казаков.

1







20

5.9

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Анализ 7-8 глав повести.

1







21

5.10

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Анализ 9 главы повести.

1







22

5.11

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Анализ 10-12 глав повести.

1







23

5.12

Отец и сыновья. Характеры главных героев.

1







24

5.13

Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя.

1

Р.р. №1




25

5.14

И.С.Тургенев. История жизни и творчества. Рассказ «Бирюк».

1







26

5.15

Анализ рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева.

1







27

5.16

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

1







28

5.17

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с поэмой «Русские женщины».

1







29

5.18

Анализ поэмы «Русские женщины».

1







30

5.19

Н.А. Некрасов «Размышление у парадного подъезда».

1







31

5.20

А.К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов».

1







32

5.21

А.К. Толстой. Баллада «Князь Михайло Репнин».

1







33

5.22

М.Е.Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

1







34

5.23

Сказка «Дикий помещик». Характеристика героев М.Е.Салтыков-Щедрина.

1

Р.р. №2




35

5.24

Л.Н.Толстой. Знакомство с главами повести «Детство».

1







36

5.25

Анализ глав повести «Детство».

1







37

5.26

А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хамелеон».

1







38

5.27

А.П.Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня». Тест по творчеству А.П.Чехова.

1

Тест №3




39

5.28

Стихи русских поэтов о природе.

1










6

Литература XX века

22







40

6.1

И.А.Бунин. Рассказ о писателе. Знакомство с рассказом «Цифры».

1







41

6.2

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».

1







42

6.3

М. Горький. Рассказ о писателе. Знакомство с повестью «Детство».

1







43

6.4

Анализ глав повести «Детство».

1







44

6.5

М.Горький «Данко».

1







45

6.6

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

1







46

6.7

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1







47

6.8

Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака».

1







48

6.9

Анализ рассказа «Кусака».

1







49

6.10

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказ «Юшка».

1







50

6.11

Сочинение по рассказам Л.Н.Андреева и А.П. Платонова.

1

Р.р. №3




51

6.12

Б. Пастернак. Стихи.

1







52

6.13

Стихи о ВОВ.

1







53

6.14

Ф.А. Абрамов. Знакомство с рассказом «О чём плачут лошади».

1







54

6.15

Е. И. Носов. Рассказ «Кукла».

1







55

6.16

Рассказ Е.И.Носова «Живое пламя». Сочинение по рассказам Е.И.Носова.

1

Р.р. №4




56

6.17

Ю.П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро».

1







57

6.18

Стихи русских поэтов о природе.

1







58

6.19

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Стихи поэта.

1







59

6.20

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы из книг). Своеобразие публицистического жанра.

1







60

6.21

М. Зощенко. Смех писателя в рассказе «Беда».

1







61

6.22

Песни на стихи русских поэтов XX века. Контрольная работа по литературе XX века.

1

Контр.работа№2







7

Литература народов России

1







62

7.1

Р. Гамзатов. Стихи.

1










8

Зарубежная литература

6







63

8.1

Р. Бернс «Честная бедность».

1







64

8.2

Д.Г. Байрон. Лирика.

1







65

8.3

Своеобразие японской поэзии.

1







66

8.4

О. Генри «Дары волхвов».

1







67

8.5

Р.р. Письменная характеристика героев рассказа О.Генри «Дары волхвов».

1

Р.р. №5




68

8.6

Р.Бредбери. Рассказ «Каникулы».

1










9

Итоговые уроки

2







69

9.1

Годовая контрольная работа за курс литературы 7 класса.

1

Контр.работа№3




70

9.2

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса»

1













Итого

70

Контр.

работы-3

тесты-3

Р.р.-5





Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы.

  1. Агапова И., Давыдова М. «Занимательные литературные игры и викторины для детей». - М: Рипол Классик дом. XXI век, 2007

  2. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс», - М.: ВАКО, 2009

  3. Золотарёва И.В., Аникина С.Н. «Поурочные разработки по литературе. 7 класс», - М.: ВАКО, 2004

  4. Интернет-ресурсы

  5. Компьютер, мультимедийный проектор, экран

  6. Коровина В.Я., Журавлёв В.П. «Программа для общеобразовательных учреждений по литературе 5- 9 классы»- М.: «Просвещение», 2011г.

  7. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»-М: Просвещение, 2010

  8. Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. «Литература 7 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной».- Волгоград: Учитель, 2009

  9. «Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях»// автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2011

  10. Мордас Е.М. «Русский язык. Литература.5-11 класс: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины».-Волгоград: Учитель, 2009

  11. Портреты писателей

  12. «Примерная программа по литературе»//Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г.

  13. Репродукции к произведениям писателей

  14. Слайд-лекции по творчеству русских писателей

  15. Электронно-методическое пособие «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс»


Лист внесения изменений.

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа (дата, № приказа)

Подпись лица, внёсшего запись










































































































































































































































































Смотрите также:
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класс, II ступень на 2012-2013 учебный год
282.47kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «История» для 9 класса на 2012-2013 учебный год. Ступень основного (общего) образования
892.26kb.
7 стр.
Рабочая программа по предмету «История» для 11 класса на 2012-2013 учебный год. Ступень среднего (полного) общего образования
712.95kb.
5 стр.
Рабочая программа по предмету «Геометрия» 11 класс на 2012 2013 учебный год
252.66kb.
1 стр.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса на 2012-2013 учебный год I ступень образования
269.63kb.
1 стр.
Рабочая программа по биологии Класс 7 «А» 2012-2013 учебный год
635.07kb.
4 стр.
Рабочая программа по музыке 4 класс на 2012 2013 учебный год
139.21kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «английский язык»
442.47kb.
4 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «английский язык»
458.06kb.
3 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение»
216.81kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного предмета
581.58kb.
3 стр.