Главная
страница 1
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано

Утверждаю

___________________

Руководитель ООП по направлению 240100

проф. Н.М. Теляков

_______________________

Зав.кафедрой ПТПЭ

проф. Н.М. Теляков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО И НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА»

Направление подготовки: 240100 Химическая технология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр, специальное звание «бакалавр техники и технологий»

Форма обучения: очная

Составители: Ассистент каф. ПТПЭ А.В. Смирнов

Санкт-Петербург 2012

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО И НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА

1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина "История развития нефтяного и нефтегазового дела" - дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла федерального государственного образовательного стандарта профиля “Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” в рамках направления 240400 «Химическая технология» первого уровня высшего профессионального образования.

Целью образования по дисциплине является ознакомление будущих специалистов в области нефтяной и нефтегазовой технологии с закономерностями ее исторического развития во взаимосвязи с изменяющимися природными и социальными условиями, тенденциями совершенствования существующих технологий и созданием новых, отвечающих требованиям научно-технического прогресса, факторам экономики, энергетики и экологии.

В соответствии со стандартными требованиями к образованности специалиста в результате изучения курса задачей дисциплины является получение студентом необходимого объема знаний в области истории развития нефтегазового дела, научиться применять эти знания для решения практических задач.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина "История развития нефтяного и нефтегазового дела" относится к циклу гуманитарного, социального и экономического цикла и входит в раздел “Дисциплины по выбору студента”. Программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра согласно ФГОС для среднего (полного) образования. Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: цикла Б.2 (математические и естественнонаучные дисциплины) в базовой части - “Органическая химия” (2-4 семестры); дисциплины по выбору студента - “Введение в специальность” (1-ый семестр), ); в вариативной части - “Природные энергоносители” (4-ый семестр).



3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих



Общекультурных компетенций:

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 9);

  • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готов к ответственному участию в политической жизни (ОК-11);

  • понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-13);

Профессиональных компетенций:

  • способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

  • способен использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ПК-2);

В результате изучения дисциплины студент должен:


знать:

  • основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

  • экономические основы производства и ресурсы предприятия; понятия: товар, услуга, работа; понятия себестоимости продукции и классификации затрат;

  • основные представления о производстве и реализации продукции; функции и основные принципы менеджмента; роль маркетинга в управлении предприятием; классификацию предприятий по правовому статусу; категории технологических способов производства; принципы и методы нормирования и оплаты труда; методы разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

  • основных ученых и специалистов, внесших наибольший вклад в развитие нефтяного и нефтегазового дела;

уметь:

  • использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

  • использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;

владеть:

  • представлением о современных генеральных тенденциях развития отрасли, направленных на вытеснение нефти из топливной сферы и расширение нефтехимической промышленности, на дальнейшее развитие морской нефтегазодобычи и создание эффективных способов добычи и утилизации остаточных запасов углеводородного сырья.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1




Аудиторные занятия (всего)

34

34




В том числе:










Лекции

17

17




Практические занятия (ПЗ)

17

17




Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)

34

34




В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат

36

36




Другие виды самостоятельной работы










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Зачет




Общая трудоемкость час

зач. ед.


68

4


68

4





5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Роль нефти и газа в развитии общества

Нефть и газ составляют более 50% в мировом топливно-энергетическом балансе и играют ведущую роль в международной торговле, финансовом обращении и обеспечении ближнего и дальнего транспорта. Нефтегазовые ресурсы определяют национальное богатство и перспективы развития любой страны, а от уровня их потребления зависит возможность повышения качества жизни – здоровья нации долголетия человека. Нефть – ценнейшее сырье для производства пластмасс, синтетических волокон и каучука, полиэтилена и других полимеров, смазочных масел, клеев, красителей, моющих средств, продукций фармацевтической, парфюмерной, медицинской, пищевой, электротехнической промышленности, строительства и сельского хозяйства.

2

Состав, свойства, происхождение и условия залегания углеводородов

Нефть – сложное природное образование. Она состоит из метановых, нафтеновых и ароматических углеводородов и является многофракционной жидкостью. Природный газ состоит преимущественно из метана, этана. пропана, А газовый конденсат – это смесь жидких легких углеводородов. С развитием скважинной добычи нефти резко возрос интерес к проблеме ее происхождения. М. Бертло, Д.И. Менделеев, В.Д. Соколов, Ю. Кост и др. придерживались различных вариантов неорганического происхождения углеводородов. В утверждении органической гипотезы большой вклад внесли работы И.М. Губкина, В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского и других. Биогенная природа нефти подтверждена изотопными исследованиями и другими методами и в настоящее время поддерживается большинством специалистов.

3

Зарождение и развитие горного дела от античности до средневековья

Нефть и газ приковывали к себе внимание людей с незапамятных времен. Народы разных континентов в древности использовали нефть, асфальты и битумы в медицине, строительстве, в качестве топлива, смазки, освещения и в военных целях.



1

2

3

4

Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в ХV111-X1X веках.

Прогрессивные реформы Петра 1 затронули практически все стороны хозяйственной и общественной жизни России и способствовали оживлению горно-заводского дела, открытию новых месторождений полезных ископаемых и заводов по их переработке. Уже при Петре I из черной нефти получали и использовали светлые продукты. Первый завод для очистки нефти был построен в России на Ухтинском нефтяном промысле в 1745 году, в период царствования Елизаветы Петровны. В Петербурге и в Москве тогда для освещения пользовались свечами, а в малых городах и деревнях – лучинами. Но уже и тогда во многих церквях горели лампады, в которые заливалось смесь очищенной нефти с растительным маслом. Единственным поставщиком очищенной нефти для соборов и монастырей был купец Набатов. В конце ХVIII столетия с изобретением керосиновой лампы резко увеличился спрос на керосин,

5

Динамика развития нефтяной и газовой промышленности в СССР и России в ХХ веке.

СССР занимал первое место в мире по запасам и по добыче нефти и природного газа. В 1990 г. их добыча составила соответственно 516 млн т. 641 млрд м3, причем примерно 80 % приходилось на Россию. С распадом СССР объемы добычи сократились. В 1998 г. в России было добыто 303 млн т нефти. Однако газовая промышленность сохранила свои лидирующие позиции в современном мире.

6

Краткие сведения о способах эксплуатации нефтегазовых скважин, системах разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений

Системы разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений.

7

Вторичные и третичные методы увеличения нефтеотдачи пластов

Важнейшей проблемой развития нефтегазовой технологии является создание эффективных методов добычи или утилизации остаточных запасов (составляющих примерно половину от исходных) углеводородного сырья, а также освоение его нетрадиционных ресурсов – битумов. газогидратных залежей и др.



1

2

3

8

Организация добычи нефти и газа со дна морей и океанов

При существующих темпах извлечения нефти печальная для наших потомков перспектива истощения ее запасов на суше представляется вполне реальной. Альтернативные виды энергии (термоядерная, солнечная и др,) не смогут заменить нефть как ценнейшее сырье для химической промышленности. Как показали поисковые геолого-геофизические исследования, перспективным источником полезных ископаемых может рассматриваться Мировой океан. К 1972 году глубокое бурение в морях и океанах применялось на акваториях 71 станы. причем в 46 странах с его помощью открыты месторождения нефти и газа, а в 29 они успешно разрабатываются. Всего было открыто 464 нефтяных и газонефтяных месторождений и 86 газовых и газоконденсатных. В СССР добыча нефти и газа с акваторий производилась только на Каспии. Рассматривались перспективы дальнейшего расширения работ на шельфе морей страны. В качестве первого шага была начата подготовка кадров морских геологов-разведчиков на факультете повышения квалификации Ленинградского горного института.




Роль русских ученых, питомцев Санкт-Петербургского горного института в истории горной науки и техники

Термин «горная наука» ввел М.В.Ломоносов. По справедливости он признается основоположником горной науки. За десятилетие до создания в Петербурге первого в России высшего технического учебного заведения в 1773 году, позднее названного горным институтом, Ломоносов дал следующее определение: наука, которая учит минералы знать, приискивать и приводить в такое состояние, чтобы они в обществе человеческом были угодны, называется горная наука. В течение длительного времени дальнейший прогресс горной науки и практики в России определяли питомцы горного института, остававшийся единственным горным вузом в конце ХIХ – начале ХХ веков. Первые химические анализы кавказской нефти были выполнены академиком Г.И. Гессом, основателем термохимии и первым из химиков, носивших звание профессора Горного кадетского корпуса. Научные традиции школы Гесса живут и преемственно передаются последующим поколениям Горных инженеров. В дальнейшем после Гесса почти все профессора и преподаватели химии были Горными Инженерами. Химия горного института всегда была теснейшим образом связана с горным и горнозаводским делом.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение в специальность

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Природные энергоносители










+

+

+

+

+

+

3

Органическая химия




+

+

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Всего

час.

1.

Роль нефти и газа в развитии общества

1

1

-

-

2

4

2.

Состав, свойства, происхождение и условия залегания углеводородов

2

2

-

-

4

8

3.

Зарождение и развитие горного дела от античности до средневековья

2

2

-

-

4

8

4.

Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в ХV111-X1X веках.

2

2

-

-

4

8

5.

Динамика развития нефтяной и газовой промышленности в СССР и России в ХХ веке.

2

2

-

-

4

8

6.

Краткие сведения о способах эксплуатации нефтегазовых скважин, системах разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений

2

2

-

-

4

8

7.

Вторичные и третичные методы увеличения нефтеотдачи пластов

2

2

-

-

4

8

8.

Организация добычи нефти и газа со дна морей и океанов

2

2

-

-

4

8

9.

Роль русских ученых, питомцев Санкт-Петербургского горного института в истории горной науки и техники

2

2

-

-

4

8



6. Лабораторный практикум. Не предусмотрены учебным планом

7. Практические занятия (семинары)

п/п

раздела дисциплины

Наименование практических занятий

Трудоемкость (час.)

1

2

3

4

1

2

Нефть. Физико-химические свойства нефти

3

2

2

Основные месторождения нефти России

2

3

4

Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в 18-19 веках

2

4

4

Вклад Ломоносова М.В. и Менделеева Д.Н. в развитие нефтяного дела

2

5

5

Развитие нефтяного дела в США в конце 19-го и начале 20-го веков

2

6

5

Вклад Губкина И.М. в развитие нефтяного дела

2

7

5

Развитие нефтяной и газовой промышленности в России в постсоветское время

2

8

5

Современное состояние и проблемы развития нефтеперерабатывающей промышленности мира и России

2

8. Примерная тематика рефератов

  1. Основные месторождения угля России

  2. Получение энергии из нетрадиционных источников

  3. Промышленная безопасность на нефтехимическом производстве

  4. Виды газообразного топлива. Их основные свойства и применение

  5. Способы первичной переработки нефти

  6. Нефтеперерабатывающая промышленность России в ранние годы ее развития

  7. Экологические аспекты нефтеперерабатывающего производства

  8. Первые российские заводы по переработке нефти

  9. Добыча нефти и газа в Советском Союзе

  10. Теория биогенной природы нефти

  11. Способы использование и утилизации попутного нефтяного газа

  12. Основные процессы вторичной переработки нефти

  13. Основные месторождения газа России

  14. Горение газообразного топлива. Сжигающие устройства для газообразного топлива

  15. Транспортировка углеводородного сырья

  16. Способы обогащения углей

  17. Основная нефтехимическая аппаратура

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Выдающиеся ученые Санкт-Петербургского горного института (ТУ) за 220 лет. СПГГИ(ТУ), 1996

2. Губкин И.М. Учение о нефти. 3-е издание. М.: Недра, 1975

3. Дядькин Ю.Д. Основы нефтегазового дела. Учебное пособие: СПГГИ(ТУ),2001

4. Дядькин Ю.Д. История горной науки и техники. Учебное пособие: СПГГИ(ТУ), 1998

5. Мельников Н.В. Горные инженеры. М.: Наука. 1981

6. Воронов П.С. Человек и Земля в структуре Вселенной. Л.: ЛГИ, 1988

б) дополнительная литература

1. Габриэльянц Г.А. Геология нефтяных и газовых месторождений. М.: Высшая школа, 1984

2. Ленинградский горный институт, 1773-1973. М.: Высшая школа, 1973

3. Методика и экономика морских геологоразведочных работ. Л.: Недра, 1980

4. Поиск, разведка и эксплуатация морских месторождений нефти и газа. Л.: Недра, 1975

5. Поиск, разведка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых морского дна. Л.: Недра, 1975

в) программное обеспечение

Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в ВУЗе.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Операционные системы Windows, стандартные офисные программы, законодательно-правовая и электронно-поисковая база по историческим базам данных.



10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Использование студентами для самостоятельной работы разработанных на кафедре учебников и учебных пособий.

  2. Учебные лаборатории вычислительной техники факультета и кафедры.

  3. Плакаты по дисциплине.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной поточно-групповой системы обучения. При этом обучение рекомендуется в течение одного семестра: для бакалавров — в I семестре.

Преподавание дисциплины основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и творческой работы по каждой дидактический единице во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами, целью которых является приобретение студентом компетенций, знаний и умений, установленных ФГОС ВПО для направления 240100 «Химическая безопасность».

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения студентом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы (посещение теоретических и практических занятий, своевременное выполнение заданий по самостоятельной работе).



Разработчики:

СПГГИ(ТУ)




Ассистент

каф. ПТПЭ






А.В. Смирнов

(место работы)




(занимаемая должность)





(инициалы, фамилия)

















(место работы)





(занимаемая должность)





(инициалы, фамилия)


Эксперты:




























(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)
















(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегазового дела»
222.52kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 03 История отечественной литературы Томск 2011 Цели и задачи дисциплины
322.7kb.
1 стр.
Учебной дисциплины
599.16kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины история мировых цивилизаций
490.03kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.