Главная
страница 1
Рекомендации для специалистов органов управления образованием и руководителей учреждений среднего профессионального образования по внедрению моделей государственно-общественного управления в учреждениях среднего профессионального образования

ВВЕДЕНИЕ

В рамках комплексного проекта модернизации образования сформированы условия для расширения общественного участия в управлении общим образованием. В общеобразовательных учреждениях созданы управляющие советы - коллегиальные представительные органы самоуправления, имеющие управленческие полномочия, закрепленные в уставе, включая полномочия по участию в распределении стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений.

В системе профессионального образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием происходит заметно медленнее. Сохраняется закрытость системы профессионального образования от внешнего влияния, ограниченная способность адекватно реагировать на запросы современного общества, условия рынка труда, требования работодателей, что приводит к росту неудовлетворенности населения качеством профессионального образования, снижает эффективность управленческой и экономической деятельности учреждений.

Существующие в учреждениях профессионального образования органы общественного самоуправления, такие как советы, не являются реальными субъектами системы управления учреждением, имеют, как правило, только совещательные функции. Позиция участников образовательного процесса, представителей работодателей и общества не учитывается при принятии ключевых управленческих решений о стратегии развития учреждения, содержании и условиях организации образовательного процесса.

«Наиболее разработанной формой привлечения общественности к участию в управлении образовательным учреждением в настоящее время является создание советов образовательных учреждений, наделенных управленческими (властными) полномочиями. Советы с управленческими полномочиями, как правило, называют управляющими советами. Их принципиальное отличие от традиционных советов и других органов самоуправления образовательным учреждением состоит в том, что управляющие советы наделены полномочиями решать определенные вопросы в соответствии с уставом и положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят императивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями»1

Реализация комплексного проекта модернизации образования выступила стимулом к активизации работы по расширению общественного участия в управлении учреждениями профессионального образования.

Создание и обеспечение деятельности в учреждениях профессионального образования представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения), будет способствовать расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на образование, привлечению в образовательные учреждения дополнительных ресурсов, развитию форм социального и частно-государственного партнерства с работодателями.

Обоснование правомерности закрепления управленческих полномочий за Советом учреждения среднего профессионального образования

1. Обязательные нормы Гражданского Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, включая любое образовательное учреждение, является собственностью учредителя, и именно учредитель определяет формы и способы организации управления созданным им учреждением.

ГК РФ не обязывает учредителя императивно применять ту или иную модель управления учреждением, оставляя это в полной и исключительной компетенции учредителя. Более того, ГК РФ не содержит никаких рекомендаций учредителю по вопросу организации управления создаваемым им учреждением.

Как правило, учреждения среднего профессионального образования (далее по тексту – УСПО) учреждаются органом власти субъекта Российской Федерации. И именно учредитель утверждает редакцию основного нормативного документа (локального нормативного акта) юридического лица в организационно-правовой форме учреждения – устав учреждения, который затем направляется на государственную регистрацию.

Гражданский Кодекс РФ относит такую организационно-правовую форму юридического лица, как учреждение к разновидности некоммерческих организаций. Данное обстоятельство является не императивным, но ориентирующим фактором для целей настоящего анализа.

2. Нормы Закона РФ «Об образовании».

Статья 2 Закона РФ «Об образовании» обязывает учредителя образовательного учреждения соблюдать один из принципов государственной политики в сфере образования - государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. Пункты 2 и 5 статьи 35 Закона РФ «Об образовании» конкретизируют указанное требование следующим образом:

«2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения…

5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.»

Кроме того, Закон РФ «Об образовании» содержит специальные требования к уставу образовательного учреждения в части организации управления указанным учреждением:

«1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

…7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности…

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения».

Из вышеизложенного следует, что учредитель образовательного учреждения (орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления) не вправе утверждать и передавать на государственную регистрацию устав образовательного учреждения, который не задает в области организации управления образовательным учреждением соблюдения двух обязательных принципов – единоначалия и самоуправления. Формами соблюдения указанных принципов управления Закон устанавливает с одной стороны соблюдение принципа единоначалия, не давая учредителю никаких регламентирующих, истолковывающих и предписывающих норм и инструкций относительно понятия «единоначалие». С другой стороны законодатель задает рекомендации учредителю относительно реализации принципа «самоуправления», предлагая открытый перечень форм самоуправления – совет, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание и другие формы. Что означает возможность создания в образовательном учреждении родительского совета или комитета, ученического совета, управляющего совета и других коллегиальных форм с иными наименованиями. Легитимность любой из вышеперечисленных форм самоуправления определяется уставом учреждения, который утверждается и передается на государственную регистрацию учредителем.

Закон также обязывает определить в уставе учреждения полномочия и, шире, компетенцию создаваемых форм самоуправления. Одним из обязательных полномочий совета образовательного учреждения законодатель установил принятие решения о сдаче в аренду временно не используемых в образовательном процессе помещений образовательного учреждения.



3. Ориентирующие нормы федерального законодательства.

Статья 6 ГК РФ допускает использование норм закона по аналогии – аналогия закона. Это позволяет в поисках возможных форм реализации принципа самоуправления обратиться к нормам действующего федерального законодательства, например, к нормам, регламентирующим создание и деятельность некоммерческих организаций. Правомерность обращения именно к этому разделу законодательства следует из факта признания ГК РФ учреждения в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» достаточно подробно регламентирует формы организации управления различными некоммерческими организациями, за исключением фонда и учреждения, оставляя этот вопрос на усмотрение учредителя (учредителей) фонда или учреждения.

Важно, что ФЗ «О некоммерческих организациях» задает общие принципы самоуправления и коллегиальных форм управления юридическим лицом в организационно-правовой форме некоммерческой организации, нормы разделения полномочий между коллегиальными и единоличным формами управления. С этой стороны ФЗ «О некоммерческих организациях» нормативно снимает распространенные в среде директоров образовательных учреждений мнения о том, что федеральное законодательство устанавливает для образовательного учреждения единоначалие в управлении исключительно в форме единоличного органа управления - директора, в том числе и со стороны ответственности органов управления за принимаемые решения.

Именно ФЗ «О некоммерческих организациях» вводит понятие «высший орган управления юридического лица» и законодательно закрепляет за ним неотъемлемый перечень управленческих полномочий, сопряженный с ответственностью за последствия принимаемых решений. Как правило, высшим органом некоммерческой организации признается именно коллегиальный орган, часто – общее собрание членов (участников) некоммерческой организации. Пункт 3 статьи 29 ФЗ «О Некоммерческих организациях» определяет:

«К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

- изменение устава некоммерческой организации;

- определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

- образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

- утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

- создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

- участие в других организациях;

- реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда)».

В этой же части цитируемого Закона вводится понятие «постоянно действующего коллегиального органа управления» юридическим лицом – некоммерческой организацией: «учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта. Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией».

Статья 30 ФЗ «О некоммерческих организациях» вводит понятие «исполнительного органа» юридического лица – некоммерческой организации:

«1. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

2. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации».

Выше рассмотренные нормы не являются императивными для некоммерческой организации – учреждения. Но они позволяют ориентироваться на действующие нормы федерального законодательства, причем ориентироваться вполне легитимно, с использованием нормы аналогии закона, предусмотренной статьей 6 ГК РФ, при создании в образовательном учреждении коллегиального постоянно действующего органа управления, например, совета или управляющего совета, за которым уставом учреждения закрепляются определенные управленческие полномочия и ответственность за их реализацию.



4. Типовое Положение об учреждении среднего профессионального образования

(утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)).

Типовое Положение об учреждении среднего профессионального образования не препятствует созданию коллегиального постоянно действующего органа управления, например, совета или управляющего совета, за которым уставом учреждения закрепляются определенные управленческие полномочия:

«IV. УПРАВЛЕНИЕ СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

32. Управление средним специальным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

34. В среднем специальном учебном заведении может создаваться выборный представительный орган - совет среднего специального учебного заведения (далее - совет).

В состав совета входят директор (начальник) среднего специального учебного заведения, представители всех категорий работников, обучающихся и заинтересованных организаций. В среднем специальном учебном заведении могут создаваться и иные органы самоуправления, в частности педагогические и методические советы, попечительский совет и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации органы самоуправления.

Порядок выборов и компетенция органов самоуправления определяются уставом среднего специального учебного заведения.

35. … Разграничение полномочий между советом и директором (начальником) определяется уставом среднего специального учебного заведения».

Перечень полномочий, которые учредитель вправе уставом учреждения закрепить за советом учреждения, Типовое положение оставляет открытым.

5. Инструктивно-методические рекомендации по реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием.

Исключительно в рамках выше рассмотренных норм законодательства РФ и с использованием нормы статьи 6 ГК РФ Министерство образования и науки РФ в 2004-2006 годах реализовало в 7 субъектах федерации экспериментальную апробацию формы постоянно действующего коллегиального представительного органа управления общеобразовательным учреждением (формы самоуправления в терминологии Закона РФ «Об образовании») под названием «управляющий совет». Полномочия коллегиального представительного органа управления общеобразовательным учреждением были заданы инструктивным письмом Минобрнауки России № 14-51-131/13 от 14.05.2004. Данным инструктивно-методическим документом было определено, что «управляющий совет как орган стратегического управления утверждает:

- программу развития школы;

- ежегодный публичный отчет (доклад) школы;

- имеет другие полномочия по управлению школой.

Все полномочия управляющего совета должны быть обязательно указаны в уставе ОУ. Полномочия управляющего совета должны быть разграничены и согласованы с полномочиями руководителя, других органов управления и форм самоуправления ОУ».

К другим полномочиям, которые было рекомендовано учредителю вышеуказанным письмом закрепить за управляющим советом общеобразовательного учреждения, относятся:


  • «Принятие изменений и (или) дополнений в устав ОУ с последующим внесением данных изменений и дополнений на утверждение учредителя;

  • Утверждение изменений и дополнений правил внутреннего распорядка ОУ;

  • Установление структуры управления деятельностью ОУ;

  • Согласование штатного расписания ОУ, распределения должностных обязанностей;

  • Определение режима занятий обучающихся;

  • Принятие решения о введении (отмене) единой формы
    одежды для обучающихся и работников ОУ в период занятий;

  • Разработка и утверждение локальных актов ОУ по вопросам, отнесенным к компетенции управляющего совета, в том числе в части определения:

- прав, обязанностей и принципов взаимоотношений участников образовательного процесса;

- структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления ОУ;

- порядка и оснований отчисления обучающихся;

- системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения;

- порядка распределения стимулирующих выплат педагогическому персоналу и иным работникам ОУ;


  • Установление порядка привлечения финансовых и материальных средств из дополнительных (внебюджетных) источников, целей, направлений и порядка их использования
    включая доходы от реализации дополнительных платных образовательных услуг;

  • Согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования ОУ, заслушивание и утверждение отчета руководителя ОУ об исполнении сметы бюджетного финансирования ОУ;

  • Установление порядка реализации ОУ дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;

  • Согласование решения о сдаче в аренду помещений, временно не используемых в образовательном процессе;

  • Определение порядка формирования контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты в части, не установленной органом местного самоуправления;

  • Определение порядка замещения вакансий педагогических работников;

  • Установление порядка и условий деятельности в ОУ учительских (педагогических) организаций объединений) и методических объединений, деятельности общественных (в том числе детских и молодежных)организаций(объединений), не запрещенной законом;

  • Иные полномочия по решению учредителя ОУ в пределах компетенции образовательного учреждения (статья 32 Закона РФ «Об образовании»).

Для регионов, взявших на себя обязательства по реализации региональных комплексных проектов модернизации образования (РКПМО) в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года в качестве обязательной нормы Минобрнауки РФ установило в части пятого направления РКПМО участие общественности, в том числе в форме управляющего совета, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников и руководителей общеобразовательных учреждений.

5. ВЫВОДЫ.

На основании вышеизложенного правомерно сделать следующие выводы.

Действующее федеральное законодательство и иные нормативные правовые акты, включая Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования в действующей редакции не запрещают учредителю закрепить в уставе учреждения за советом учреждения полномочия по управлению учреждением в решении следующих вопросов:

- комплектование обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами;

- работа аттестационных и ревизионных комиссий;

- расходование средств на содержание образовательного учреждения;

- все случаи отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся.

Типовое положение оставляет за учредителем право определиться в уставе с формой найма руководителя учреждения, который может быть:

- нанят советом образовательного учреждения по контракту;

- избран коллективом образовательного учреждения, в том числе с предварительным согласованием кандидатуры с учредителем или последующим утверждением учредителем;

- назначен учредителем с предоставлением совету права вето;

- назначен учредителем или нанят учредителем по контракту.

Типовое положение позволяет учредителю закрепить за советом учреждения осуществление советом других полномочий по выбору учредителя.

Выбор полномочий совета может быть осуществлен учредителем из перечня полномочий, рекомендованных Минобрнауки РФ и апробированных в ходе федерального эксперимента 2004-206 гг. и реализации Региональных Комплексных Проектов Модернизации Образования в рамках ПСПО 2006-2008 гг. в системе общего образования в форме управляющего совета общеобразовательного учреждения.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе разработать для государственных (данного региона) учреждений среднего профессионального образования региональное Типовое положение о Совете государственного учреждения среднего профессионального образования, в котором будет определен для разработки и принятия устава ГОУ СПО порядок управления ГОУ СПО, полномочия совета ГОУ СПО, его персональный состав и способ его формирования. Ниже представлен проект Типового положения о Совете.

(ПРОЕКТ)


Типовое положение
о СОВЕТЕ (об управляющем совете2)

государственного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

I. Общие положения



      1. 1. Совет государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее по тексту ГОУ СПО) является коллегиальным представительным органом в системе управления ГОУ СПО, реализующим принцип государственно-общественного характера управления образованием и уполномоченным в соответствии с уставом ГОУ СПО принимать решения по определенному перечню вопросов, относящихся к компетенции ГОУ СПО в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации
        от 18.07.2008г. №543.

2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, уставом ГОУ СПО, иными локальными нормативными актами ГОУ СПО.

3. Деятельность членов Совета основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

4. Уставом ГОУ СПО предусматривается:

а) структура и численность Совета;

б) порядок формирования Совета;

в) компетенция (полномочия и ответственность) Совета;

г) порядок организации деятельности Совета;

5. Члены Совета не получают вознаграждения за работу в Совете.

II. Структура и численность Совета

6. Совет ГОУ СПО состоит из:

- избранных представителей работников ГОУ СПО;

- избранных представителей обучающихся в возрасте старше 14 лет;

- руководителя ГОУ СПО, в обязательном порядке входящего в состав Совета по должности;

- представителя учредителя;

- кооптированных членов, прежде всего из числа работодателей и представителей органов местного самоуправления;

- кооптированных членов из числа иных частных и социальных партнеров ГОУ СПО, деятелей науки, культуры, общественных деятелей, депутатов различных уровней, представителей органов местного самоуправления, работников учреждений общего и среднего и высшего профессионального образования, здравоохранения, иных граждан и их общественных объединений и организаций, заинтересованных в функционировании и развитии ГОУ СПО.

7. Общая численность Совета определяется уставом ГОУ СПО.

Количество членов Совета из числа работников (педагогических работников и вспомогательного и обслуживающего персонала) ГОУ СПО не может превышать 1/2 общего числа членов Совета. При этом не менее чем 2/3 из них должны являться педагогическими работниками образовательного учреждения. Руководитель ГОУ СПО в обязательном порядке входит в состав Совета по должности.

Количество избранных представителей обучающихся не может превышать 1/3 состава Совета.

Представитель учредителя (1 человек) в Управляющем Совете ГОУ СПО назначается учредителем ГОУ СПО.

Количество кооптированных членов Совета не может менее 1/3 его состава.

III. Порядок формирования Совета

8. Совет ГОУ СПО создается с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.

9. С использованием процедур выборов в Совет избираются представители обучающихся в возрасте старше 14 лет, представители работников ГОУ СПО. Могут быть избраны, если это предусмотрено уставом ГОУ СПО, представители родителей (законных представителей) обучающихся.

Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать на участников образовательного процесса воздействие с целью принудить к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать их свободному волеизъявлению.

Выборы проводятся в соответствии с уставом ГОУ СПО тайным или открытым голосованием при условии получения согласия лиц-кандидатов на избрание быть избранными в состав Совета ГОУ СПО.

О проведении выборов не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего состава Совета принимается решение Совета (при избрании первого состава Совета учреждения издается приказ руководителя ГОУ СПО), которым определяются сроки их проведения, и создается избирательная комиссия. В состав избирательной комиссии в обязательном порядке включаются не менее чем по одному представителю от работников ГОУ СПО, от обучающихся и представитель учредителя.

Руководитель ГОУ СПО оказывает организационную помощь избирательной комиссии и обеспечивает проведение выборов необходимыми ресурсами: предоставляет помещения, оргтехнику, расходуемые материалы и т.п.

10. Избирательная комиссия:

- избирает из своего состава председателя и секретаря;

- назначает срок регистрации кандидатов от различных категорий участников образовательного процесса;

- регистрирует кандидатов;

- вывешивает списки для ознакомления избирателей;

- организует изготовление необходимых бюллетеней;

- рассматривает поданные отводы и в случае их обоснованности лишает кандидатов регистрации;

- проводит собрания (конференции) соответствующих категорий избирателей, подводит итоги выборов членов Совета ГОУ СПО;

- в недельный срок после проведения выборного (-ых) собрания (-ий) (конференции/ий) принимает и рассматривает жалобы о нарушении процедуры проведения выборов и принимает по ним решения;

- по истечении недельного срока принимает обоснованное решение о признании выборов состоявшимися (или не состоявшимися), о чем составляет протокол;

- направляет в трехдневный срок после составления протокол о признании выборов состоявшимися (или несостоявшимися) и список избранных (избиравшихся) членов Совета ГОУ СПО его руководителю и председателю действующего состава Совета ГОУ СПО.

О месте и времени проведения выборов извещаются все лица, имеющие право участвовать в выборах, не позднее чем за семь дней до дня голосования. Наличие письменного подтверждения того, что информация о выборах получена лицами, имеющими право участвовать в выборах обязательно.

11. Выборы в члены Совета проводятся на общих собраниях (конференциях) соответствующих участников образовательного процесса либо на общей конференции – собрании специально избранных представителей. Порядок избрания делегатов на конференцию регулируется уставом образовательного учреждения, локальным актом ГОУ СПО - положением о собрании (собраниях), конференции (конференциях) ГОУ СПО.

Общие собрания обучающихся, работников ГОУ СПО или конференции являются правомочными, если в них принимают участие не менее половины лиц, имеющих право принимать участие в выборах.

Кворум для собрания обучающихся устанавливается, исходя из определенного уставом ГОУ СПО минимального возраста обучающихся, имеющих право избирать членов Совета – представителей обучающихся.

12. Избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало наибольшее количество лиц, принявших участие в выборах.

На любой стадии проведения выборов с момента их назначения и до начала голосования любой участвующий в выборах или группа участвующих имеет право на выдвижение кандидатов. Участвующие в выборах Совета ГОУ СПО имеют право самовыдвижения в кандидаты в течение этого же срока.

Участники выборов вправе с момента объявления выборов и до дня, предшествующего их проведению, законными методами проводить агитацию, т.е. побуждать или действовать с целью побудить других участников к участию в выборах и/или к голосованию «за» или «против» определенных кандидатов.

Подготовка и проведение всех мероприятий, связанных с выборами, должны осуществляться открыто и гласно.

Проведение всех выборных собраний или конференции оформляется протоколами.

13. Особенности участия в выборах работников ГОУ СПО:

Право участвовать в заседании общего собрания работников по выборам членов Совета ГОУ СПО или делегатов от трудового коллектива на конференцию по выборам Совета имеют как основные работники ГОУ СПО, так и работающие на условиях совместительства.

14. В случае выявления нарушений в ходе проведения выборов, выборы по решению избирательной комиссии объявляются несостоявшимися и недействительными, после чего проводятся заново в порядке, установленном настоящим Положением.

Споры, возникающие в связи с проведением выборов, разрешаются учредителем ГОУ СПО в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, уставом ГОУ СПО, настоящим Положением.

15. Руководитель ГОУ СПО через 10 дней после получения протокола избирательной комиссии им и председателем действующего состава Совета направляет протокол избирательной комиссии о состоявшихся выборах со списком избранных членов нового состава Совета учредителю. При этом руководитель вправе изложить и обосновать свое особое мнение по вопросу признания выборов состоявшимися.

Председатель Совета действующего состава в 10-дневный срок с момента получения протокола избирательной комиссии о признании выборов состоявшимися обязан созвать заседание Совета для обсуждения порядка проведения выборов. Совет в целом при наличии кворума и оснований вправе принять особое мнение по вопросу признания избирательной комиссией выборов состоявшимися и направить протокол своего заседания учредителю.

Окончательное решение о признании выборов состоявшимися (несостоявшимися) принимает учредитель ГОУ СПО.

16. Учредитель по получении от руководителя ГОУ СПО протокола избирательной комиссии и списка избранных членов Совета нового состава, в отсутствие нарушений процедур и порядка выборов, принимает решение:

- об утверждении избранного нового состава Совета;

- о назначении в новый состав Совета представителя учредителя и руководителя ГОУ СПО по должности;

- об утверждении даты истечения полномочий действующего состава и даты вступления в полномочия нового состава Совета ГОУ СПО.

С момента принятия решения учредителем Совет ГОУ СПО нового состава в части избранных и назначенных его членов считается созданным.

17. Кооптация.

Кооптация – это введение в случаях, предусмотренных уставом ГОУ СПО, в состав Совета ГОУ СПО новых членов без проведения выборов. Кооптация осуществляется Советом путем принятия решения о кооптации. Решение о кооптации в члены Совета действительно в течение срока полномочий Совета, принявшего данное решение.

18. О проведении кооптации, не менее чем месяц до заседания Совета, на котором она будет проводиться, извещается с предложением выдвинуть кандидатуры на включение в члены Совета ГОУ СПО по процедуре кооптации возможно наиболее широкий круг лиц и организаций из числа:

- представителей работодателей и их объединений, чьи интересы и (или) деятельность прямо или косвенно связана с ГОУ СПО или территорией, на которой оно расположено;

- представителей органов местного самоуправления, заинтересованных в деятельности ГОУ СПО или на территории которых расположено ГОУ СПО;

- представителей организаций и учреждений образования, науки и культуры;

- граждан, известных своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования;

- представителей общественных объединений граждан, в том числе профессионально-педагогических объединений, и некоммерческих организаций, в том числе благотворительных, действующих в сфере образования;

- представителей средств массовой информации.

19. Кандидатуры для кооптации в Совет также могут быть предложены:

- учредителем ГОУ СПО;

- работниками ГОУ СПО;

- членами органов самоуправления и первичной профсоюзной организацией ГОУ СПО;

- заинтересованными юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы;

- государственными и муниципальными органами, включая органы управления образованием.

Допускается самовыдвижение кандидатов для назначения их в Совет по процедуре кооптации.

Все предложения вносятся в Совет ГОУ СПО в письменном виде с обоснованием предложения. Во всех случаях требуется предварительное согласие выдвигаемого для кооптации кандидата на включение его в состав Совета ГОУ СПО.

Кандидатуры лиц, предложенных для включения путем кооптации в члены Совета ГОУ СПО учредителем, рассматриваются в первоочередном порядке.

20. Кооптация в члены Совета ГОУ СПО производится только на заседании Совета при кворуме не менее 3\4 (трех четвертых) от списочного состава избранных и назначенных (в т.ч. по должности) членов Совета и в присутствии на заседании представителя учредителя.

Принятие решения о кооптации производится тайным голосованием по спискам (списку) кандидатов, составленным (составленному) из трех разделов: первый раздел – представители работодателей и их объединений, в алфавитном порядке либо в порядке значимости их как социальных или частных партнеров ГОУ СПО, второй раздел – представители органов местного самоуправления и их органов управления образованием;

третий раздел – представители иных организаций и граждане также в алфавитном порядке.

При наличии кандидатов, рекомендованных учредителем ГОУ СПО, составляется по вышеуказанной форме отдельный список таких кандидатов (первый список), по которому голосование проводится в первую очередь. Кандидаты, рекомендованные учредителем, считаются кооптированными в члены Совета ГОУ СПО, если за них проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Совета. В случае, когда по итогам голосования по первому списку все вакансии кооптированных членов заполняются (количество членов Совета, которых возможно кооптировать в Совет определяется уставом ГОУ СПО), голосование по второму списку не производится.

При наличии кандидатов, выдвинутых иными лицами, организациями, либо рассматриваемых в порядке самовыдвижения, составляется второй список, по которому проводится голосование.

Оба списка предоставляются избранным и назначенным членам Совета ГОУ СПО для ознакомления до начала голосования. К предоставляемым для ознакомления спискам должны быть приложены заявления, меморандумы, и любые иные письменные пояснения кандидатов о своих взглядах и мнениях о развитии образования и образовательного учреждения, а также краткая информация о личности кандидатов, но не более чем в пределах согласованной с ними для предоставления информации об их персональных данных.

21. Списки кандидатов вносятся в протокол заседания Совета с приложением подтверждения согласия кандидатов кооптироваться в члены данного органа управления, выраженного в любой письменной форме, в т.ч. в виде подписи, а кандидатов от юридического лица - с приложением доверенности организации.

По итогам голосования оформляется протокол заседания Совета, который направляется учредителю ГОУ СПО.

22. По получении протокола Совета о кооптации в него новых членов, учредитель ГОУ СПО своим решением утверждает полный состав избранных, назначенных и кооптированных членов Совета ГОУ СПО.

23. Все члены Совета ГОУ СПО действуют на основании удостоверения. Форма удостоверения устанавливается учредителем образовательного учреждения. Все члены Совета ГОУ СПО, получившие удостоверения, вносятся в единый реестр членов Советов ГОУ СПО Московской области.

IV. Компетенция Совета

24. Совет вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, уставом ГОУ СПО.

При определении компетенции Совета следует учитывать, что деятельность Совета направлена на решение следующих задач:

- определение основных направлений развития ГОУ СПО;

- содействие созданию в ГОУ СПО оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

- создание условий для влияния на учебные программы заявок работодателей и объективных требований регионального рынка труда, для развития частно-государственного и социального партнерства;

- организация совместной деятельности с производствами по предоставлению рабочих мест в период учебных практик, по обучению на рабочих местах;

- содействие рациональному использованию выделяемых учреждению бюджетных средств, доходов от собственной, приносящей доход деятельности и привлеченных средств из внебюджетных источников, организации многоканального и долевого финансирования образовательных программ учреждения;

- развитие форм спонсорства (в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», статья 19) и благотворительности (в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») в отношении образовательного учреждения

- обеспечение прозрачности учета выделяемых из бюджетов и привлекаемых из внебюджетных источников финансовых и материальных средств и отчетности об их расходовании и использовании;

- участие в системе оценки качества условий и результатов образовательной деятельности ГОУ СПО и в установлении порядка распределения фондов материального стимулирования работников ГОУ СПО;

- участие в формировании единоличного органа управления ГОУ СПО и осуществление контроля за его деятельностью;

- контроль за качеством и безопасностью условий обучения и труда в образовательном учреждении.

25. Совет ГОУ СПО:

25.1. Утверждает программу развития ГОУ СПО.

25.2. Участвует в разработке и утверждает (или согласует) локальные акты ГОУ СПО, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам ГОУ СПО, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников ГОУ СПО.

25.3. Участвует в процедурах оценки качества и результативности труда работников ГОУ СПО, распределения выплат стимулирующего характера работникам и утверждает (или согласует) решения об их распределении в порядке, устанавливаемом локальными актами ГОУ СПО.

25.4. Обеспечивает участие представителей общественности в процедурах лицензирования и аккредитации ГОУ СПО, аттестации администрации ГОУ СПО, итоговой аттестации обучающихся.

25.5. Принимает решение о проведении и проводит общественную экспертизу по вопросам соблюдения прав участников образовательного процесса, общественную экспертизу качества условий организации образовательного процесса в ГОУ СПО, общественную экспертизу инновационных образовательных программ, результаты общественной экспертизы направляет руководителю и учредителю ГОУ СПО.

25.6. Участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад ГОУ СПО. Публичный доклад подписывается совместно председателем Совета и руководителем ГОУ СПО.

25.7. Согласовывает по представлению руководителя ГОУ СПО:

- годовой календарный учебный график;

- бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных ГОУ СПО от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;

- правила внутреннего распорядка ГОУ СПО;

- введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;

- порядок комплектования обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами.

25.8. Принимает решение:

- о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников, порядке ее введения и источниках финансирования затрат на ее приобретение;

- о переводе и об исключении обучающегося из ГОУ СПО при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством, решениями учредителя, уставом ГОУ СПО.

25.9. Устанавливает порядок привлечения и утверждает цели, направления и порядок расходования средств из внебюджетных источников для обеспечения деятельности и развития ГОУ СПО.

25.10. Дает рекомендации руководителю ГОУ СПО по вопросам заключения коллективного договора.

25.11. Согласует решение о сдаче в аренду имущества ГОУ СПО.

25.12. Рассматривает жалобы и заявления, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся на действия (бездействие) педагогических и административных работников ГОУ СПО, выносит по ним заключения и направляет руководителю и учредителю ГОУ СПО.

25.13. Осуществляет контроль за качеством и безопасностью условий обучения в ГОУ СПО, разрабатывает предложения об их улучшении и вносит их руководителю и (или) учредителю ГОУ СПО.

25.14. Вносит руководителю ГОУ СПО предложения в части:

- материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений ГОУ СПО (в пределах выделяемых средств и средств из внебюджетных источников);

- создания в ГОУ СПО необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся и трудового коллектива;

- мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся;

- развития воспитательной работы в ГОУ СПО.

25.15. В случае возникновения необходимости внесения изменений и дополнений в устав ГОУ СПО, организует работу по их разработке, общественному обсуждению и принятию их собранием трудового коллектива в порядке, определенном уставом ГОУ СПО, с последующим направлением на утверждение учредителю ГОУ СПО.

25.16. Ходатайствует перед руко­водителем ГОУ СПО о расторжении трудового договора с работником ГОУ СПО (при наличии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований).

25.17. Нанимает руководителя ГОУ СПО по контракту (или вносит рекомендации, или дает согласие учредителю ГОУ СПО, или накладывает вето на предложение учредителя по кандидатуре для назначения) на должность руководителя ГОУ СПО и ходатайствует перед учредителем о расторжении трудового договора с ним (при наличии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований).

25.18. Заслушивает и утверждает отчет руководителя ГОУ СПО по итогам учебного и финансового года.

В случае неудовлетворительной оценки отчета руководителя Совет вправе направить учредителю обращение, в котором он мотивирует свою оценку и вносит предложения по совершенствованию работы администрации ГОУ СПО.

25.19. Ежегодно, не позднее ____________________ представляет учредителю и участникам образовательного процесса информацию (публичный доклад) о состоянии дел в ГОУ СПО.

26. Решения, принятые Советом ГОУ СПО по вопросам, отнесенным уставом ГОУ СПО к его компетенции, являются локальными актами ГОУ СПО и обязательны для исполнения руководителем ГОУ СПО, который обеспечивает их выполнение работниками ГОУ СПО. По вопросам, не отнесенным уставом ГОУ СПО к компетенции Совета, решения Совета носят рекомендательный характер.

IV. Порядок организации деятельности Совета

27. Совет ГОУ СПО возглавляет председатель, избираемый тайным голосованием из числа родителей (законных представителей), избранных в Совет ГОУ СПО, либо из числа кооптированных в Совет членов.

Руководитель, работник ГОУ СПО, представитель учредителя не могут быть избраны председателем Совета.

На случай отсутствия председателя Совет, из своего состава, избирает заместителя председателя.

Для организации и координации текущей работы, ведения протоколов заседаний и иной документации Совета, избирается секретарь Совета.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета избираются на первом заседании Совета, которое созывается представителем учредителя не позднее чем через месяц после его утверждения учредителем в полном составе избранных, назначенных и кооптированных членов.

Заседание Совета после утверждения учредителем его избранного и назначенного состава по вопросу кооптации в него новых членов также созывается представителем учредителя ГОУ СПО и проводится избранным из присутствующих членов на данном заседании председателем заседания (председательствующим на заседании) Совета.

Совет вправе в любое время переизбрать председателя, заместителя председателя и секретаря Совета.

28. Основные вопросы в части порядка работы Совета и организации его деятельности регулируются уставом и иными локальными актами ГОУ СПО.

29. Для более подробной регламентации процедурных вопросов порядка своей работы Советом разрабатывается и утверждается Регламент работы Совета, который устанавливает:

- периодичность проведения заседаний;

- сроки и порядок оповещения членов Совета о проведении заседаний;

- сроки предоставления членам Совета материалов для работы;

- порядок проведения заседаний;

- определение постоянного места проведения заседаний и работы Совета;

- обязанности председателя и секретаря Совета;

- порядок ведения делопроизводства Совета;

- иные процедурные вопросы.

Регламент Совета должен быть принят Советом не позднее, чем на втором его заседании.

30. Организационной формой работы Совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Внеочередные заседания Совета проводятся:

- по инициативе председателя Совета;

- по требованию руководителя ГОУ СПО;

- по требованию представителя учредителя;

- по заявлению членов Совета, подписанному ¼ или более частями членов от списочного состава Совета.

31. В целях подготовки заседаний Совета и выработки проектов решений Совета, председатель вправе запрашивать у руководителя ГОУ СПО необходимые документы, данные и иные материалы.

В этих же целях Совет может создавать постоянные и временные комиссии и рабочие группы.

Совет назначает из числа членов Совета председателя комиссии, рабочей группы и утверждает ее персональный состав. Предложения комиссии, рабочей группы носят рекомендательный характер. По предложению комиссии, рабочей группы решением Совета в ее состав могут быть кооптированы лица не из числа членов Совета.

32. Заседания Совета являются правомочными, если в них принимают участие не менее половины от общего числа (с учетом кооптированных) членов Совета.

33. В случае, когда количество членов Совета становится менее половины количества, предусмотренного уставом или иным локальным актом ГОУ СПО, оставшиеся члены Совета должны принять решение о проведении довыборов членов Совета. Новые члены Совета должны быть избраны в течение одного месяца со дня выбытия из Совета предыдущих членов (время каникул в этот период не включается).

До проведения довыборов оставшиеся члены Совета не вправе принимать никаких решений, кроме решения о проведении таких довыборов.

34. Учредитель ГОУ СПО вправе распустить Совет, если он не проводит своих заседаний в течение более полугода или систематически (более двух раз) принимает решения, противоречащие законодательству РФ, законодательству Московской области, решениям учредителя, принятым в пределах компетенции последнего.

В новом составе Совет формируется в течение трех месяцев со дня издания учредителем акта о роспуске Совета (время каникул в этот период не включается) в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

35. Член Совета может быть выведен из его состава по решению Совета в случае пропуска более двух заседаний Совета подряд без уважительной причины.

Член Совета выводится из его состава в следующих случаях:

- по его желанию, выраженному в письменной форме;

- при отзыве представителя учредителя;

- при увольнении с работы руководителя и работника образовательного учреждения, избранного членом Совета;

- в связи с выбытием обучающегося и/или избранного в Совет его родителя (законный представитель);

- в случае совершения аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающихся;

- в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в Совете ГОУ СПО;

- при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию в работе Совета: лишение родительских прав, судебный запрет заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого уголовного преступления.

После выбытия из состава Совета его члена Совет принимает меры для замещения вакансии в общем порядке.

36. Лицо, не являющееся членом Совета, но желающее принять участие в его работе, может быть приглашено на заседание, если против этого не возражает более половины членов Совета, присутствующих на заседании. Указанным лицам предоставляется на заседании Совета право совещательного голоса.

Решения о приглашении к участию в заседаниях Совета лиц, не являющихся его членами, необходимо принимать заблаговременно.

37. Решения Совета принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании и имеющих право голоса.

При равном количестве голосов решающим является голос председателя Совета.

38. Заседания Совета оформляются протоколом. Протоколы подписываются председателем и секретарем. Протоколы Совета включаются в номенклатуру делопроизводства ГОУ СПО.

39. В случае отсутствия необходимого решения Совета по вопросу, входящему в его компетенцию в установленные сроки, руководитель ГОУ СПО вправе самостоятельно принять решение по данному вопросу, письменно уведомив об этом учредителя ГОУ СПО.

40. Члены Совета несут ответственность за принятые Советом решения в пределах определенной уставом и иным локальными актами ГОУ СПО компетенции Совета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.



1 А.И. Вавилов, эксперт информационного центра “Ресурсы образования”, ст. науч. сотр. Государственного университета – Высшая школа экономики

2 Орган самоуправления образовательного учреждения, построенный на основе данного Типового Положения, носит название: «совет образовательного учреждения». В пояснении (в скобках) в данном Положении термин «управляющий совет» указан для того, чтобы подчеркнуть принцип обязательности наличия у Совета учреждения управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения) в отличие от ранее действовавших традиционно «совещательных» Советов.



Смотрите также:
В рамках комплексного проекта модернизации образования сформированы условия для расширения общественного участия в управлении общим образованием
349.9kb.
1 стр.
Информационная система в управлении образованием
954.33kb.
8 стр.
Анализ учебно-воспитательного процесса системы образования муниципального образования Ясненский район за 2012 год
399.5kb.
2 стр.
Директор моу гимназии №14 В. В. Устинов «30» августа 2012 г. Положение
68.25kb.
1 стр.
Приказ №22/1-о по моу «сош№2» от 04. 09. 2007 г
25.7kb.
1 стр.
Программа семинара по совершенствованию финансово-экономических механизмов в рамках проекта по модернизации региональных систем общего образования
35.61kb.
1 стр.
«Аутсорсинг в управлении it-проектами»
680.56kb.
11 стр.
Семинар-дискуссия «Что является главным в модернизации дошкольного образования: опыт и проблемы» в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»
14.67kb.
1 стр.
Описание ситуации (положения дел) в учреждении до начала реализации комплексного проекта модернизации образования
206.91kb.
1 стр.
Проект комплексного инновационного плана модернизации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
1204.14kb.
7 стр.
Специфика комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства в рамках интеграции университета и машиностроительного предприятия
104.03kb.
1 стр.
Гуманитарно организационный капитал проекта
433.16kb.
1 стр.