Главная
страница 1

c:\work\ds486\images\novyiyrisunok-303-.png

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

"ВЕСЕЛА БЫЛА БЕСЕДА"

 

Автор: Игнатенко Зинаида Александровна,



воспитатель первой кв. к.

 


Программное содержание:

-         Продолжать работу по формированию у детей представлений о жизни на Руси, о крестьянской избе;

-         закреплять представления детей о предметах быта, активизируя в речи слова: печь, люлька, прялка, сундук, ухват, чугун, таганок, самовар;

-         упражнять детей в умении рассказывать о назначении предметов быта, стимулируя у детей желание, использовать в речи пословицы, поговорки;

-         создавать ситуации активного общения и освоения образцов речи;

-         воспитывать уважение к истокам русской народной культуры через бережное отношение к предметам быта, как результатам человеческого труда;

-         развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи;

-         развивать эмоционально-положительное отношение к быту своих предков.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрированных книг, разучивание поговорок, игр, хороводов, пение русских народных песен, просмотр видеоматериалов по теме "Далёкая старина".

Материал: печь, чугунки, ухват, люлька с малышом, прялка, вязаные вещи, сундук с нарядами, самовар, аудиозаписи русских народных песен «Валенки», «Во поле березонька стояла...»

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

Младший воспитатель приводит детей в «Русскую избу». Они гости.



Гости:

-    Хозяюшка! Ворота отворяй,

В дом гостей приглашай!

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей:

-         Для добрых гостей и ворота настежь! Здравствуйте, гости дорогие!


Милости прошу в избу...

День добрый, детушки - касатушки!

Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.

Дети заходят в дом, рассаживаются на скамейках, читают небольшие четверостишья, слова дать некоторым детям для заучивания заранее.

 1 ребёнок гость:

Как хозяйка хороша!

И светла её душа.

 Гостя каждого встретит,

Словом ласковым приветит.

 

Воспитатель:

-    Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

Расскажу-ка я вам сказку.

Как в старину жили, жили, не тужили. Ели-пили и праздники праздновали.



2 ребёнок гость:

Всякое дело в руках у неё спорится, И чиста, и светла её горница. А уж что-то рассказать -Лучше мастерицы не сыскать!



Воспитатель:

-    Знаю, что вы очень любознательный народец, все-то вам интересно, все-то


хотите знать. Не так ли?

Обращает внимание детей, что в избе много старинных вещей. Предлагает

осмотреть всё вокруг...

Воспитатель: о чем эта загадка? Угадайте-ка, ребятки!

Пузатая старуха

Углём набила брюхо

А белая коса

Потянулась в небеса.

(Ответы детей: русская печь)

 

Воспитатель:

-         Печка русская! Стоит в избе широкая, да ладная. Половины избы почти


занимает, а людям и не жаль для неё места, готовы они ради неё и
потесниться.

-         А почему, ребята? Как вы думаете?

(возможные варианты ответов детей: потому, что от неё тепло, на ней можно готовить еду и т.д.)

Воспитатель:

-         Правильно, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, а если надо и вылечит. Одно слово - "матушка".

-         А как она может вылечить?

(Ответы детей: на ней можно полежать и погреться, если замёрзли...)

Воспитатель предлагает желающим попробовать забраться на печь и

полежать, показать, как это делается.



3 ребёнок6

-   Конечно, ведь не зря печка считалась "сердцем избы". Пока печь не сложена, избы нет, не пахнет в ней живым духом.



Воспитатель:

Вспомните, ребята, какие пословицы сложил народ про печь:

дети вспоминают пословицы и поговорки

-         Без печки и хата не хата.

-         Мала печка, да тёпленька.

-         Где жарко, там и варко.

Воспитатель обращает внимание детей на предмет, стоящий в углу.

- Кто знает, что это стоит возле печки в уголочке? (ответы детей)

Воспитатель (помогает детям загадкой):

-         Вот в моих руках Ухват


Рассуждал:- Я парень хват!
Надобно таких беречь,

     А меня чуть что - так в печь.



Воспитатель:

-        А зачем нужен ухват? Как вы думаете?

(ответы и рассуждения детей)

Воспитатель показывает детям, как работать ухватом и тут же читает

детям следующую загадку...

Когда-то нужен был я людям Тепло печи в себе хранил, Томилась каша, щи варились, Когда-то я весь дом кормил...

Если дети не отгадали, то загадать ещё одну загадку

Он как круглая кастрюля Он чумазый, не чистюля,

Где там, в печке уголек Кашу сварит... (чугунок).

Дети узнают чугунок и называют его, рассказывают, для чего он нужен, а затем вместе с воспитателем отправляют его в печь...

Воспитатель:

-    Есть у меня еще для вас хитрые загадки :

В них упрячешь две ноги-

И в мороз гулять беги.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в садик,

Днем - домой.   (валенки)

(ответы и рассуждения детей)

Воспитатель предлагает детям примерить валенки сплясать под русскую

народную песню «Валенки»



Воспитатель:

-       Устали плясать, садитесь, отдохните.

На предметы знакомые посмотрите...

Воспитатель предлагает детям сравнить два утюга:

чугунный старинный и современный.

В чём сходство и в чём отличие?

Дети подходят к столу. Рассматривают, делают свои выводы.

Воспитатель ставит утюг на печь и обращает на это внимание детей:

-А зачем я утюг на печь я поставила?

(ответы и рассуждения детей)

-Кто хочет попробовать его подержать?

Ребёнок поднимет утюг, убеждается, что он тяжёлый (молено подержать

утюг ещё желающим детям)

 Воспитатель утвердительно:

-    Да, утюги были чугунные, тяжелые, рученьки отмотаешь.

Нагревали их углями. Когда топилась печка, хозяйка выгребала крупные, недогоревшие угли и откладывала их в горнушку (открывает и показывает детям), закрывали крышку и долго махали этой тяжелой штуковиной вправо-влево, вперед-назад, чтобы угли разгорелись. Можно было раздувать сквозь дырки по периметру утюга (показывает)

 -А как определить нагрелся утюг или нет?

(ответы и рассуждения детей)

-Да,  ребята,  готовность  определяли  просто:   плюнув  на  палец,   быстро касались им подошвы утюга. Зашипело - готово!

(На утюг плюнуть не получалось: его тогда перевернуть требовалось и

высыпались бы огненные кусочки в эти самые отверстия).

Можно было гладить тут же, пока угли горячие, но не четыре же руки у хозяйки! Поэтому и ставили на печь, чтобы утюг дольше оставался тёплым... Ведь у хозяйки дел немало…

Воспитатель подходит к люльке, качая, поёт:

Баю-бай, баю-бай!

Ты собаченька, не лай!

Бел о лапа, не скули!

Мою детку не буди...

-  А вы знаете колыбельные песенки, кто мне поможет малыша убаюкать?

Дети помогают, поют колыбельную. Кто знает, остальные помогают.

Воспитатель рассказывает детям, что раньше укладывали малышей спать в люльку. Люльку еще называют качкой, зыбкой, колыбелькой.

-    Почему так называли?

(ответы и рассуждения детей)



Воспитатель:

- Её удобно качать ногой, чтобы были свободны руки для рукоделия:

вязания, вышивания. Чаще всего её крепили к потолку, потому что не нужно было стоять и качать люльку, достаточно было всего один раз качнуть она, потом долго находилась в движении, убаюкивая малыша. А хозяйка тем временем занималась работой по дому.

Воспитатель подходит к прялке и обращается к детям:

-    А что это за предмет?

(Дети узнают прялку и называют её).

-    Для чего нужна прялка?

(ответы детей)



Воспитатель:

- Много - много лет назад прялка жила во всех домах и помогала людям. Её берегли,  украшали разными узорами.   (Предлагает  детям рассмотреть детали прялки, потрогать)

Это веретено. Оно сделано из дерева. Всё время веретено находится рядом с прялкой и помогает ей в работе.

А как вы думаете, что нужно, прежде чем я буду прясть?

(ответы детей: шерсти нужно нам набрать).

А где можно взять шерсти?

(Ответы детей: купить в магазине, у овечки и т.д.) Воспитатель, ориентируясь по ходу ответов детей:

- Это сейчас можно купить в магазине. А раньше?

(рассуждения детей)

Воспитатель:

-       Можно попросить немного

У овечки шерсти дать.

Как будет называться шерсть из овечки?

(Ответы детей: овечья)

Воспитатель:

А что же можно связать из этих ниток?

(ответы и рассуждения детей)

Воспитатель:

А из волшебных этих ниток, Вяжут тёплые носки, Варежки, шарфы и шапки -Всем зимой они нужны.

Показывает детям вязаные носки, рукавички, шарфики, шапочки

 Воспитатель:

-         Пряли, вязали и вручную шили,

Только где это всё хранили?

Дети узнают и называют сундук, показывают, разглядывают наряды и тоже их называют, желающим можно предложить примерить..

Воспитатель:

-    В таки наряды наряжались и на гулянья отправлялись... (предлагает им хороводный танец)

Хоровод «Во поле берёзонька стояла»

Воспитатель:

-         Поплясали, погуляли,

А что ещё главное в избе

Так и не узнали?

Воспитатель читает загадки про самовар...

- Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит         (Самовар)

Воспитатель предлагает детям сесть на лавки вокруг стола.

-       Я иду-иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу,

Прибауточки пою (ставит на стол самовар).

Дети рассматривают его... Почему, ребята этот предмет назвали самоваром?

(ответы и рассуждения детей)

Воспитатель помогает детям:

В этом слове ребята целых два. Какие?

(САМОВАР)



Воспитатель:

Молодцы догадались, да, в этом слове спрятались сразу два слова: сам и вар (сам варит), поэтому этот предмет и называется самовар.

Воспитатель подводит итог занятия

- Ребята, а какие новые слова вы ещё сегодня узнали?

Предположительные ответы детей: самовар, ухват, печь, чугунок, люлька,

прялка, сундук...

Далее воспитатель спрашивает детей о назначении каждого из предметов, закрепляя их в памяти детей.

 

Воспитатель:

-    Молодцы, придется мне вас чаем напоить

Да пирогами угостить...

4. Ребёнок гость:

-  Наша хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

5. Ребёнок гость:

-   Она подает, она прибирает,

Одним - одна за всё отвечает.



Воспитатель хозяюшка подходит к печи:

-    Ой. ты, печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки.

Обогрей, освети,

Ребятишек угости.

Достаёт из печи, заранее испеченные пироги и предлагает угощение детям

-  А вы гости дорогие,

Пирожков моих поешьте,

Да хозяюшку потешьте.

6. Ребёнок гость:

-    Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Дети благодарят хозяйку за угощение.



Воспитатель:

- Понравилось вам у меня в гостях? А чтобы вы ничего не забыли, я предлагаю вернуться в группу и нарисовать все, что вам понравилось.

А рисунки помогут вам вспомнить, о чём мы с вами сегодня говорили...

(Деятельность детей в группе)



 


Смотрите также:
Конспект занятия-развлечения для детей старшей группы "весела была беседа"
100.31kb.
1 стр.
Конспект занятия для старшей группы «Наша армия»
25.09kb.
1 стр.
Конспект открытого занятия 1 года обучения младшей группы детей 7-10 лет в объединении
41.19kb.
1 стр.
Конкурс работников образования. Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
53.82kb.
1 стр.
Сценарий развлечения в старшей группе «Волшебный колокольчик»
62.16kb.
1 стр.
«К сороке в гости»
77.13kb.
1 стр.
Конспект интегрированного занятия с воспитанниками средней группы компенсирующей направленности «Пчелки» «Божья коровка»
51.82kb.
1 стр.
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей земли Нижегородской
25.79kb.
1 стр.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. Наша малая Родина-это родной посёлок Вахтан
44.08kb.
1 стр.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Песни войны»
78.36kb.
1 стр.
Конспект проведения занятия с детьми средней группы 4-5 лет Категория «Труд души» Тема «Любимая сказка» Старший воспитатель Абрамова Ольга Сергеевна Воспитатели
101.61kb.
1 стр.
Публичный отчёт мбдоу «Детский сад №10»
207.43kb.
1 стр.