Главная
страница 1страница 2страница 3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

городского округа город Буй Костромской области

Словарная работа

на уроках

русского языка

Боганова Л.Ю.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 г.о.

город Буй

Костромской области


2011

План
Введение

Глава I «Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниям.»

1.1. Методика словарной работы

1.2..Приёмы словарной работы

1.3 .Последовательность работы над словом.

1.4.Словарная работа по УМК ПНШ

Глава II. Формирование навыка работы со словарями.

2.1.Приёмы работы со словарём в УМК ПНШ

Глава III Применение инноваций, педагогическая обоснованность.

Глава IV. Изучение и анализ опыта.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.

Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным запасом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания.

Школьная программа по русскому языку для начальных классов, придавая большое значение занятиям с младшими школьниками, вместе с тем указывает, что имеется в виду не сообщение теоретических сведений по лексике, которые учащиеся будут получать в последующих классах школы, а лишь практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.



Цель работы: проанализировать и описать различные методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Объектом исследования является проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Задачи работы:

  1. Определить важность и необходимость словарной работы на уроках русского языка.

  2. Определить этапы работы учителя над словом на уроках русского языка.

  3. Рассмотреть особенности методики работы над словом на уроках русского языка.

  4. Рассмотреть многообразие методов и приёмов работы со словарным словом.

Обоснование выбранной темы
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.

К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.


Что такое «словарная работа» и требования к ее проведению.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый - методист А. В. Текучев.

Слово – основная звучащая единица языка. Основной функцией слова является его обозначающая роль (предметная отнесенность). Из слов рождается не только удвоение мира (слова-предметы, которые человек непосредственно видит, ощущает и слова, которые непосредственно не воспринимались и не входили в состав общественного опыта конкретного человека), но и волевое действие по управлению своим восприятием, представлением, памятью и действиями.

Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.

Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.

Словарная работа на уроках русского языка должна вестись постоянно с целью обогащения словарного запаса.

Учитель должен так организовать работу над словом, чтобы ребёнок смог запомнить его написание, чтобы оно не было для него трудным.

Трудные слова – это слова, имеющие непроверяемые и проверяемые написания. Непроверяемые написания составляют примерно 30-35% по отношению к проверяемым словам. Такие слова надо запоминать. Следовательно, с ними и необходимо работать.

Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, область их употребления, их многозначность и переносность значений, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, использование слов в речи.

Объектом словарной работы является само слово как важнейшая структурно-семантическая единица языка. В каждом слове различают его звуковую оболочку, на письме – буквенно-графическую, его лексическое и грамматическое значение. Слово как наименьшая языковая единица входит в более крупные языковые единицы: словосочетание, предложения, текст.
Глава I «Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниям»

1.1. Методика словарной работы.

Упорядочивание словарной работы – одна из важнейших задач развития речи. Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные линии, которые постоянно взаимодействуют.


  1. Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, их значений.

  2. Уточнение словаря, включающее в себя наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.;

усвоение лексической сочетаемости слов;

усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

усвоение синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.


  1. Активизация словаря, т.е. перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

Пассивный словарь содержит слова, которые дети понимают, но не употребляют в речи.

Слова включаются в словосочетания, предложения, вводятся в пересказ, беседу, в рассказ, изложение и сочинение.



  1. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

1.2..Приёмы словарной работы

В разработке вопросов методики обучения непроверяемым написаниям исходим из следующего. В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

-обучающий характер учебной деятельности;

-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников.

Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

1 Запись слов по алфавиту.

Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.

По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.

2. Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
3. Выборочный ответ.

Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.


4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.


5. Подбор однокоренных слов – других частей речи.

Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).


6.Сопоставление слов с противоположными орфограммами

Здесь имеются в виду слова типа: шоссе – коса. Предлагается записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.


7. Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.


8. Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.


9. Сочинение по опорным словам

Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.


10. Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.


11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.

Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами. Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )


12. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.


13. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.

Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).


Наиболее рациональными приёмами словарной работы являются на уроке:

- замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами;

- включение слова в словосочетание, предложение;

- словообразовательный анализ;

-использование толкового словаря.

Чем труднее запоминается орфограмма в слове, тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) на неё должно «поработать».

Вот некоторые способы запоминания орфограммы:

- написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета;

- деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;

- составление ребусов;

- заучивание слов;

- возвращение в этимологию слова.

Конечно, каждому учителю важно знать, как же усвоили учащиеся написания изучаемых слов. Для этого необходима проверка их усвоения. С целью проверки написания слов в своей работе я использую перфокарты, на которых учащиеся работают с большим интересом и увлечением.

Перфокарты представляют собой фигурные картинки, на которых напечатаны слова по определённой теме с пропущенными буквами.

Например, на перфокарте в форме ежа находятся слова с пропущенной непроверяемой безударной гласной по теме «животные»;

на перфокарте в форме рыбки – слова с пропущенной безударной гласной и парной согласной в корне по теме «река»: озеро, ловить, варить, рыбка, улов.

Дети вставляют в слова пропущенные буквы и составляют по теме рассказ.

Кроме таких перфокарт использую на уроках и перфокарты в виде таблиц. Например, перфокарта «Выбери правильный ответ» выглядит так:

слева на карточке даны слова с непроверяемой безударной гласной, а справа – гласные буквы; дети должны обвести нужную букву и написать её в слово.

На уроках использую и такие карточки:

«Угадай букву», «Сквозная буква», «Угадай слово» (в словах пропущены все гласные буквы, их надо вставить, чтобы получилось слово), «Слова разбежались» (справа на карточке написан текст, в котором пропущены некоторые слова, а слева – слова с пропущенными орфограммами; дети вставляют в слова буквы и правильно их записывают в предложения).

Упражнения со словами могут быть разнообразные:

- выписать слова из словарика на заданную тему;

- выписать несколько слов, начинающихся на заданную букву;

- выписать слова с безударной гласной «а» (о, е, и);

- выписать слова с мягким знаком в середине слова;

- дописать предложение нужными словами;

- собрать слоги, чтобы получились слова;

- написать потерявшийся слог в слове;

- выписать имена существительные (прилагательные, глаголы);

- составить рассказ по опорным словам и т.д.

Такие виды работ провожу с учащимися как индивидуально, так и по группам и коллективно.


1.3.Последовательность работы над словом.
Последовательность работы над словом может быть разнообразным.

Вот один из вариантов работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1). Предлагаю учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета. Ученики называют предмет словом, осознают его значение.

Можно избрать другие варианты начала работы над словом:

а) читаю загадку, учащиеся отгадывают слово-отгадку;

б) предлагаю новое слово выделить из предложения или небольшого текста, записанного на доске или воспринятого на слух.

2). Учащиеся произносят слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

3). Прикрепляю на доску карточку с написанным на ней словом.

Учащиеся читают его по слогам, устанавливают разницу в произношении и написании.

4). Предлагаю учащимся решить орфографические задачи:

- Какую букву надо проверить при письме и почему?

- Как проверить эту букву?

- Можно ли проверить букву, подобрав проверочное слово?

Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют букву, которую нужно запомнить при письме.

К изучаемому слову дети подбирают однокоренные слова. Проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, однокоренные слова записываются учащимися в тетрадь.

С любым из однокоренных слов дети составляют и записывают своё предложение.

Языковым материалом для упражнений с изучаемым словом могут быть пословицы, загадки, предложения, тексты.

Работу над написанием трудного слова следует продолжать на последующих уроках. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: диктант с комментированием, объяснительный, выборочный, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант и т.д.

Среди словарно-орфографических упражнений следует выделить и упражнения грамматического разбора, лексические упражнения, направленные на развитие у школьников внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями, упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, упражнения по развитию речи учащихся.

Чтобы понять значение слова можно познакомить детей с этимологией слова – наукой, изучающей происхождение, историю слова.

Работа над трудными словами должна быть направлена на формирование у школьников навыков написания слов, обогащение словарного запаса, возникновение интереса к овладению богатствами родного языка.

Вот один из эпизодов урока.

На уроке идёт ознакомление со словом «берёза».

Прошу детей отгадать загадку: «Стоит Алёна – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан». Учащиеся называют слово отгадку: «Берёза».

Показываю картинку с изображением этого дерева, спрашиваю:

- Что это? Каково родовое понятие слова «берёза»?

- Берёза – это дерево.

- Но ель, сосна – тоже деревья. Чем же они отличаются?

- Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные деревья.

- Назовите существенные признаки берёзы?

- У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.

- Итак, что же обозначает слово «берёза»?

- Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.

Затем можно предложить найти объяснение данного слова в толковом словаре.

Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе является использование этимологической справки.

Этимологическая справка для слова «берёза» может иметь такой вид: «Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры она получила своё имя, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных и небесных духов, но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белоствольного дерева – русской берёзы».

Работа такого вида повышает интерес учащихся к изучаемому слову, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

Далее предлагаю детям подобрать однокоренные слова к изучаемому слову: берёзонька, берёзка, берёзовый, березняк, подберёзовик и т.д.

Затем идёт работа над сочетаемостью слов. Дети придумывают словосочетания со словом «берёза»:

берёза высокая, берёза тонкая, берёза ветвистая, берёза молодая и т.д.; за берёзу спрятаться, на берёзу влезть, под берёзой сесть и т.д.; берёза растёт, берёза цветёт, берёза сбросила листву, берёза гнётся и т.д.

К данному слову применимы и пословицы:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

И с берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзой обогреешься, но не оденешься.

Применимы и фразеологизмы: «дать берёзовой каши», что означает «наказать розгами, высечь, выпороть».

Слово «берёза» и однокоренные слова рассматриваются в предложениях или тексте, сравниваются в написании.

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин.)

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. (С.Есенин.)

Солнце спускается за знакомый березняк. (И.Гончаров.)
1.4. Словарная работа по УМК ПНШ
Работу над словарными словами по программе ПНШ строю иногда так:

Работа над новым словарным словом.


  1. Отгадайте загадку:

Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз).

- Как вы понимаете значения слова МОРОЗ? (Холод).

2)Работа в тетрадях для самостоятельной работы (стр.3):

- Какие опасные места есть в этом слове? Поставьте ударение.

- Парную согласную можно проверить, а безударную гласную «о» надо

запомнить. Закрасьте синим карандашом окна, которые разукрасил мороз.

- Найдите в отрывке родственное слово. Какую букву пропустили

в слове «отморозил»? (Гласную букву «о», так как эти слова родственные. Они имеют общую часть, которая хранит их общий смысл). Поставьте слово в начальную форму.

Отморозил – отморозить

Русский язык, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

Словарная работа. Самостоятельная работа.

- Откройте тетради для самостоятельных работ на с. 34. Прочитайте стихотворение Саши Черного про корову.

- Но прежде чем правильно вставить пропущенные слова, надо научиться правильно их писать.

- Рассмотрите рисунок. Что нарисовано?

- Как рисунок поможет нам запомнить написание слов корова, посуда, молоко?

- Запишите слова, не забудьте поставить ударение и выделите орфограммы – безударные гласные в корне слова.

- Молодцы, правильно записали.

Вот ещё фрагмент словарной работы.

Знакомство с новым словарным словом алфавит.

а) Прочитайте стихотворение про букву А в ваших тетрадях для самостоятельных работ ч.2, с.31.

Вот буква вроде шалаша,

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает – алфавит.

б) Работа над лексическим значением слова алфавит. Что обозначает слово алфавит? Где мы можем об этом прочитать? В толковом словаре этого слова нет. Значит, нам следует обратиться в большой толковый словарь русского языка. В нем очень много слов. Только на букву а – 382 слова. Я вам помогла записать словарную статью, а вы ее прочитайте сами.

1.Совокупность графических знаков системы буквенного письма какого-либо языка, расположенных в определенном порядке.

2.Порядок расположения чего-либо, соответствующий принятому порядку следования букв в какой-либо системе письма.

в) Знакомство с правилом произношения словарного слова в словаре «Говори правильно», постановка ударения.

г) Знакомство с правилом написания нового словарного слова по словарю «Пиши правильно», определение безударных гласных.

д) Как образовалось это слово? Посмотрим в словарь происхождения слов. Такого слова нет, значит мы должны сами попробовать объяснить как получилось это слово. Я надеюсь на помощь членов клуба «Ключ и заря».

Рассказ детей о создании русской азбуки Кириллом и Мефодием. Греческая азбука называлась первыми буквами альфа и вита. Определения способа образования слова алфавит (сложением двух основ)


следующая страница >>
Смотрите также:
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
Описание методической разработки Название работы
66.63kb.
1 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Уроках русского языка в 9 классе Методическое пособие. Работа выполнена учителем русского языка и литературы Жилкиной Раисой Николаевной
507.08kb.
1 стр.
Уроки русского языка Издательство «Глобус» На уроках русского языка 3 Биология. Репетитор
128.71kb.
1 стр.
Петрановская Л. Гт30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя
1402.93kb.
9 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Исследовательская работа Выполнена Смирновым Андреем Евгеньевичем, учеником 8 класса
572.19kb.
3 стр.
Сказка на уроках русского языка
76.08kb.
1 стр.
Лабораторная работа по химии, физике, биологии, т е. по естественно-научным предметам. На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа»
261.84kb.
1 стр.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория, учитель английского языка, русского языка и литературы
210.32kb.
1 стр.