Главная
страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10
Тема

«МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»
План:
1. Международное сотрудничество, соглашения в эколо-

гической сфере.

2. Международные встречи на высшем уровне.

3. Международные экологические организации.


Основные понятия:

международные организации – объединение государств (или их структур), а также общественных организаций, обществ, ассоциаций неправительственного характера; создаются для достижения общих целей в различных сферах общественной жизни;

межправительственные международные организации – создаются и действуют на основе соглашений и договоров между государствами на правительственном или ведомственном уровне; являются субъектами международного права, т.е. обладают международными правами и обязанностями;

международные отношения – взаимодействие государств в политической, экономической, экологической, духовной сферах во имя решения глобальных проблем современности;

неправительственные международные организации – объединяют общественные и научные организации, частные компании и предприятия, а также частных лиц, но не являются субъектами международного права; подготавливают рекомендации, научные прогнозы, привлекают внимание мировой общественности к глобальным проблемам;

Международная комиссия по окружающей среде и развитию – создана по решению ООН для анализа современных экологических проблем в тесной связи с мировым социально-экономическим развитием.

I. Международное сотрудничество в экологической сфере регулируется ст.81 ст.82 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» - правила международного договора имеют преимущество перед внутригосударственными актами: «Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим ФЗ, применяются правила международного договора». За последние 10 лет Россия стала полноправным партнером международных межправительст-венных организаций, участницей совместных проектов, научных исследований, совместных акций, конференций по экологии. Россия подписала большое число многосторонних и двусторонних договоров в экологической сфере. На сегодняш-ний день ратифицировано 37 международных и 33 региональ-ных договора по различным экологическим проблемам, еще 5 международных и 9 региональных договоров подписаны, но еще не ратифицированы. Как отмечают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, в России процесс ратификации (утверждения договора или соглашения Госдумой и Советом Федерации) соглашений занимает длительное время. В ряде случаев решение о ратификации так и не принимается, особенно если не была создана необходимая нормативно-правовая база, либо не обеспечено в полном объеме финансирование его выполнения. Министерство финансов не приветствует ратификацию международных соглашений, если они требуют дополнительных финансовых расходов внутри страны или вкладов в международные фонды. Россия принимала участие в разработке основных документов, необходимых для осуществления подписанной в 1991г. в г.Эспоо Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. За короткий срок была ратифицирована Конвенция 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий. На конференции в Люцерне в 1993 году Россия присоединилась к процессу «Окружающая среда для Европы». Россия приняла на себя обязательства по защите от загрязнений морской среды: ратифицировала в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву, Хельсинскую Конвенцию по Балтийскому морю, в частности, обязалась в рамках Декларации по Балтийскому морю прекратить сброс неочищенных или плохо очищенных сточных вод и сократить на 50% сброс органических веществ, азота, фосфора и тяжелых металлов. В 1998 году был принят План действий и Экологическая программа по Каспийскому морю, наиболее сильно страдаю-щему от загрязнения, браконьерства, сокращения биоразно-образия. На долю России приходится 4,7% мирового улова рыбы; больше России вылавливают Япония – 6,5% и США – 5,7%, но в России под угрозой полного исчезновения находится 12,3% всех известных видов, тогда как в Японии – 11%,


в США – 2,4%.

П. Россия является участницей всех международных встреч на высшем уровне, участницей встреч министров окружающей среды стран Большой восьмерки. С 1991 года Россия сотрудничает с Организацией экономического сотруд-ничества и развития в рамках программы технической помощи странам с переходной экономики. Бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Украины, создали Межгосу-дарственный экологический совет на основе соглашения 1992 года «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды». Руководители природоохранных ведомств 11 стран СНГ – членов Межгосударственного экологического совета – раз в год встречаются для обсуждения и координации действий по проблемам экологии. Созданы 11 рабочих групп по выполнению соглашений о сотрудничестве в области экологической инфор-мации, мониторинга, трансграничных рек, по охране перелет-ных птиц, млекопитающих и мест их обитания, по трансграничным перевозкам опасных отходов. Россия выполняет роль координатора среди стран СНГ по ряду экологических вопросов, в том числе – по вопросу создания Межгосударственного центра экологического мониторинга. В рамках Арктического Совета Россия участвует, наряду с другими семью арктическими странами, в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и поддержание готовности к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой стратегии, принятой на встрече стран Арктического Совета в 1991 году, явилось активное сотруд-ничество, свободный обмен информацией и научными публика-циями. Активное сотрудничество России с зарубежными странами в экологической сфере позитивно отразилось на состоянии экологического сознания высшего руководства страны. Это изменение проявилось во время встречи лидеров пяти стран Каспийского бассейна в мае 2002 года. Президент России В.В.Путин поставил задачу защиты Каспийского моря от загрязнений истощения биоресурсов в число приоритетных задач, не менее важных, чем добыча нефти или лов осетровых. Сотрудничество по охране Каспийского моря развивается при участии Всемирного банка и Европейского Союза совместно с программой ООН по окружающей среде и Глобальным экологическим фондом. На долю бассейна реки Волга, впадающей в Каспийское море, приходится 37% всех российских загрязненных вод, она несет в Каспий 28 куб. км стоков ежегодно, из которых 11 куб.км – неочищенные.

Ш. Охраной окружающей среды занимаются многие международные организации: специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные универсального типа, региональные и субрегиональные органы.

Комплексное рассмотрение экологических вопросов осуществляется по программам ООН. Главной из них является Программа по окружающей среде и развитию (ЮНЕП – ЮНЕСКО). Ее целью является активизация научных исследо-ваний по природной среде и практических работ в этой области. В основе деятельности ЮНЕП лежит концепция «экоразвития», согласно которой экономическое и социальное развитие возможно совместить с сохранением природной среды в соответствии с законами экологии. ЮНЕП создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 года. В состав ЮНЕП входят: Совет Управляющих, куда входят представители государств; Совет по координации охраны окружающей среды; Фонд окружающей среды. С ЮНЕП и под ее эгидой по вопросам окружающей среды сотрудничает ЮНЕСКО – Организация при ООН по культуре, науке, образованию, созданная в 1948 году. ЮНЕСКО осуществляет руководство экологическими программами, в которых занято 100 государств.

В инициативах ЮНЕП принимает участие Между-народный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный в 1948 году. Эта неправительственная международная организация представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и международных правительственных организаций – всего свыше 500 членов. От России членами МСОП являются Министерство сельского хозяйства и Всероссийское общество охраны природы.

В целом ряде программ ЮНЕП участвует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946 году. ВОЗ занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте влияния состояния окружающей среды; осуществляет санитарный мониторинг; обобщает данные о заболеваемости людей; проводит экспертизу окружающей среды; участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни людей.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 году, также принимает участие в целом ряде проектов по природной среде. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация при ООН (ФАО), образованная в 1945 году, в рамках своей компетенции сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП, занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве, охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря ее инициативе принята Всемирная почвенная хартия, проводятся международные конференции по народонаселению, продоволь-ствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов.

Международная морская организация (ММО), созданная в 1948 году, взаимодействует с ЮНЕП и другими организа-циями, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими токсичными веществами. В состав ММО входит Комитет защиты морской среды.

Важные природоохранные функции возложены на Всемирную метеорологическую организацию при ООН (ВМО), созданную в 1947 году. Ее задача – изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Организация действует в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), работу которой координирует ЮНЕП. Глобальная система мониторинга окружающей среды имеет пять действующих программ: состояние атмосферы, здоровье человека, Мировой океан, трансграничные загрязнения, возобновляемые ресурсы.

Среди региональных организаций большую работу в сфере экологии проводит Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). Приоритетными экологическими проблемами ЕЭК являются: внедрение малоотходных и безотходных технологий, оценка антропогенного воздействия на окружающую среду, охрана экосистем, охрана животного мира, борьба с трансграничными загрязнениями.
Контрольные вопросы:

1. Какие соглашения и договоры подписала и ратифи-

цировала РФ?

2. В какие экологические международные программы

входит РФ?

3. Какие существуют экологические международные

организации?

4. Какие задачи возложены на ЮНЕП?



Тема

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»


План:

1. Состояние окружающей природной среды в

Республике Татарстан.

2. Экологическая политика в РТ.

3. Состояние экологического сознания населения РТ.
Основные понятия:

регионализм – концепция, исследующая характерные черты развития отдельных регионов;

модернизация – стратегия и тактика промышленного производства в новых социально-экономических и экологических условиях, направленная на непрерывное улучшение качества продукции, минимизацию используемых ресурсов, инновации;

республиканское экологическое законодательство – свод законов в экологической сфере, регулирующих взаимоотношения республиканских субъектов хозяйственной деятельности с окружающей средой;

региональная экологическая политика – стратегия перехода республики к устойчивому развитию.

I. Республика Татарстан получила в наследие от советского периода тяжелую экологическую ситуацию на большей части своей территории, экономику с энерго- и ресурсоемким производством, устаревшие технологии в нефте-добывающей промышленности. Нефтедобыча ведется в Татарстане с 1946 года, за это время добыто почти 3 миллиарда тонн нефти, более 90 миллиардов кубометров попутного газа. Структура запасов нефти в РТ за 60 лет значительно ухудшилась, средняя обводненность пластов составляет более 85%; в недра с целью повышения нефтеотдачи было закачено более миллиона тонн различных химических реагентов, в том числе – 600 тысяч тонн концентрированной серной кислоты, из-за чего 60% питьевой воды на юго-востоке республики непригодно для употребления. Экологическую обстановку в РТ определяют предприятия теплоэнергетического комплекса и нефтяной промышленности, химические, нефтехимические и машиностроительные производства, строительный комплекс и сельское хозяйство. Существующая структура промышлен-ности, устаревшие технологии формируют в республике широкий круг природоохранных проблем и резко обостряют экологическую обстановку. Удовлетворительная экологическая обстановка, по данным Института экологических проблем РТ, характерна для территорий, где проживает 10% населения. 43% населения республики проживает на территории с тяжелой и тревожной экологической ситуацией, 47% - на территории с умеренно-напряженной и напряженной экологической обстанов-кой. Промышленные центры республики стали местом образования и накопления основного объема промышленных и бытовых отходов. Наиболее сложная обстановка в настоящее время сложилась на полигонах Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска, Нижнекамска, Чистополя, Елабуги. Состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах не улучшается, качество поверхностных вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, всех крупных рек республики характеризуется как «грязные» 4 «а» класса. Не меньшая проблема для республики – загрязнение почвы пестицидами, солями тяжелых металлов, нефтешламами.

Так, например, в Казани загрязнение окружающей среды определяется инфраструктурой ЖКХ, выбросами предприятий химической и нефтехимической промышленности, производя-щими синтетический каучук, кино- фотопленку, изделия бытовой химии, предприятиями машиностроения (компресс-сорным, механическим, электромеханическим, авиационным, вертолетным, моторостроительным, медико-инструментальным объединениями и т.п.), производствами строительных материалов, ТЭЦ, автотранспортом. Доля автотранспорта в суммарных выбросах в атмосферу загрязняющих веществ в Казани достигает 55%.

В Набережных Челнах экологическая обстановка обусловлена деятельностью АО «КАМАЗ», предприятий теплоэнергетики, нефтехимии и автотранспорта. Доля автотранспорта в суммарных выбросах в Набережных Челнах еще выше – 66%.

В Нижнекамске наиболее значительные объемы загрязнения дают АО «Нижнекамскнефтехим», АО «Нижнее-камскшина», АО «Нижнекамсктехуглерод», предприятия теплоэнергетики (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2). Доля автотранспорта в выбросах – 20%.

В Заинске более всего загрязняют атмосферу ГРЭС, АОЗТ «КАМАЗ-Автоагрегат», завод ЖБК, сахарный завод, предприятия ЖКХ. Доля автотранспорта в выбросах – около 11%.

Атмосферу Альметьевска более других загрязняют Миннибаевский ГПЗ, ЛПДС «Дружба» Ромашкинского РНУ, Альметьевского РНУ. Доля выбросов от автотранспорта в Альметьевске составляет 45%.

На территории Татарстана есть четыре устойчивых очага загрязнения подземных вод – в Альметьевском, Бавлинском, Октябрьском районах из-за предприятий нефтедобычи и в Буинске – из-за полной фильтрации Буинского сахарного завода. И несмотря на то, что по территории республики протекают крупные и малые реки, имеются озера, запасы подземных вод, население и народное хозяйство РТ недостаточно обеспечены качественной питьевой водой. В местах добычи нефти отмечается сильное загрязнение почвы, превышающее фоновое содержание от 10 до 100 раз.



П. В 2005 году Республика Татарстан занимала 5 место в Российской Федерации по доле в промышленном производстве после Тюменской области (14,21%), Москвы (9,11%), Свердловской области (4,22%) и Московской области (3,99%) – 3,78%. Однако, в настоящее время экономический рост все еще обеспечивается за счет разрушения окружающей природной среды. Экологическая политика должна опираться на экологический императив, принципы устойчивого развития и экологическую модернизацию. После Указа Президента РФ о переходе к устойчивому развитию во всех регионах были разработаны региональные программы. В Татарстане был разработан экономический механизм стимулирования природоохранной деятельности, центральным органом его осуществления стал созданный в 1993 году Экологический фонд, признанный лучшим среди всех субъектов РФ на П Всероссийском форуме по охране природы в 1999 году. Экологический фонд осуществлял функции учета природо-пользователей, начисления, сбора, учета платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Экологический фонд финансировал природоохранные мероприятия, контролировал затраты на всех этапах работы, начиная от проектирования и заканчивая приемкой готовых объектов. Он обеспечивал единую методическую, правовую, учетную, информационно-аналитическую и программную политику в республике. В Экологическом фонде РТ были зарегистрированы все пользователи природными ресурсами, им были определены лимиты сброса загрязняющих веществ в атмосферу, почву и воду, нормы и формы оплаты за лимитное и сверхлимитное загрязнение. В первые годы предприятия, находившиеся в финансовом кризисе, могли выплачивать материальными продуктами своего производства, использовать систему взаимозачетов, им снижались платежи при снижении уровня загрязнения. Экологический фонд РТ стимулировал внедрение новых ресурсосберегающих технологий, строитель-ство очистных сооружений через контрактную систему: предприятие могло не платить в Экологический фонд, если обязывалось истратить эти деньги на уменьшение количества выбросов в окружающую среду. Ничего подобного не было в других субъектах РФ – достаточно сказать, что Экофонд РТ собирал пятую часть всех поступлений в экологические фонды РФ. За годы существования доходы Экофонда РТ составили 2 миллиарда рублей, из этих средств было профинансировано более 3500 природоохранных мероприятий на сумму 1,182 миллиарда рублей, предотвращенный ущерб природе Татарстана составил 4,5 миллиарда рублей. На деньги, собранные Экофондом, в республике строились очистные сооружения, полигоны твердых бытовых отходов, водоводы, укреплялись берега рек, благоустраивались родники, открывались летние экологические лагеря для школьников, финансировались научные разработки. Важнейшей предпо-сылкой эффективной работы Экологического фонда РТ явилось, прежде всего, сочетание функций фискального и финан-сирующего органа; он аккумулировал также платежи на воспроизводство природных ресурсов. Такая концентрация в одном органе власти организационных и финансовых ресурсов способствовала эффективности деятельности Экофонда РТ, о чем говорилось на Ш Всероссийском форуме по охране природы. В Татарстане впервые в России была введена Декларация о природопользовании, предприятия первыми стали составлять экологические паспорта, паспорта отходов, впервые введена регрессивная система использования повышающего коэффициента индексации платы за загрязнение окружающей среды, позволяющая стимулировать природопользователей своевременно оплачивать платежи, введена система реструкту-ризации экологической задолженности, проводимая за счет реализации природоохранных мероприятий. Наряду с денежными поступлениями, Экофонд РТ использовал вексель-ные формы оплаты (25,2 млн руб.), взаимозачет платежей за выполнение работы по конкретным договорам и мероприятиям (166,3 млн руб.), обеспечение природоохранных мероприятий товарной продукцией, переуступка долгов в Экофонд РТ предприятий-должников администрации районов. Эти формы позволяли задействовать неплатежеспособных природополь-зователей, которыми были, как правило, сельхозпредприятия, которые являются одними из наибольших загрязнителей в сельской местности из-за отсутствия очистных сооружений.

Доминирующую часть расходов Экофонда составило финансирование экологических природоохранных мероприятий (271,4 млн руб.) в рамках целевых программ, утвержденных Кабинетом Министров РТ: «Охрана атмосферного воздуха», «Охрана и рациональное использование водных ресурсов РТ», «Мониторинг окружающей природной среды РТ», «Охрана и восстановление природных ресурсов в сельскохозяйственном комплексе РТ», «Утилизация отработанных нефтепродуктов», «Экологическое образование населения РТ». ФЗ-7 от 10.01.2002 г. ликвидировал систему экологических фондов, однако комиссия во главе с председателем Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.Сударенковым, побывавшая в Татарстане в октябре 2001г., признала, что в республике произошла серьезная трансформация представлений о соотношении экономики и экологии, и что многие подходы, разработанные Экофондом РТ по внедрению платного природопользования, могут быть внедрены во всех субъектах Российской Федерации. Политика, направленная на формирование механизмов устойчивого развития, – это единст-венная политика «выживания» человечества в ХХ1 веке. Стимулирование природоохранной деятельности затрагивает систему ценностей, поскольку обращено к мотивационной сфере, к структуре потребностей личности, среди которых потребность в здоровой окружающей среде является ведущей, поскольку от состояния окружающей среды зависит здоровье и жизнь самого человека.

Экологическая модернизация промышленности РТ идет по пути изменения технологической базы производства, формирования рынка экологически чистых продуктов, продуктов, сертифицированных по экологическим стандартам. Правительство РТ приняло решение о сертификации всех промышленных предприятий по стандарту ISO 9000. Уже прошли сертификацию по этому стандарту ОАО «Альметьевский насосный завод», ОАО «Казань-компрессормаш», ЗАО «НИИтурбокомпрессор», ОАО «Казань-оргсинтез». Цель внедрения этого стандарта – приведение к единым экологическим критериям производства продукции (технологии, механизмы, материалы, оборудование), ее реализацию, послепродажное обслуживание. Сложность ситуа-ции состоит в том, что современный рынок не предъявляет единых требований ни к производству, ни к реализации продукции – экологические требования, в основном, сосредото-чены на качестве выпускаемого товара, то есть на конечном продукте, а каким способом этот результат достигнут, не контролируется. Сертификация по экологическим стандартам добровольная, государство не принуждает, а создает предпосылки для того, чтобы руководители пришли к мысли о необходимости внедрения стандарта на предприятии. Степень развития рециклирования – повторного использования ресурсов после его обработки – является одним из показателей экологической модернизации. В Татарстане сбором, перера-боткой и утилизацией отходов в 2001 году занималось 35 фирм, в 2005 – уже около 90. Международные контакты помогают использовать западные технологии в сфере переработки и утилизации отходов. Так, например, ООО «Экос» осуществляет переработку отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов на шведской установке «MRT-SYSTEM» производительностью 10 тонн ртути в год. В 2001 г. в Заинске предприятие ООО «Вторнефтепродукт» переработало более 900 нефтепродуктов на немецкой установке «КЛЕКНЕР». ООО «Шарл» в Лениногорске осуществляет переработку аккумуляторного лома и утилизацию серной кислоты на оборудовании по технологии немецкого концерна «ВАРТА». Мощность оборудования позволяет производить 250 тысяч новых аккумуляторов в год, причем с использованием отработанных. В ОАО «Полимиз» в Казани установлена линия грануляции вторичного полиэтилена немецкой фирмы «Райфенхойзер», а в НПО «Полимер» в Набережных Челнах – технологическая линия «Краус-Маффей» для переработки 1 тысячи тонн отходов полиэтилена и одноразовых шприцев в год.

Ш. Проблемы, возникающие в окружающей природной среде, вызваны сложным сочетанием таких взаимосвязанных процессов, как естественные изменения под влиянием абиотических и биотических факторов, численность человеческой популяции, количество извлекаемых природных ресурсов, уровень развития технологий, способы утилизации отходов, политическая организация общества, уровень развития экологического сознания различных групп населения, и в первую очередь – руководителей всех рангов. Технократическое мировоззрение привело общество на грань экологической катастрофы. На смену ему пришло экоцентрическое мировоз-зрение, рассматривающее природу, жизнь любых существ высшей ценностью, а законы природы – выше экономических интересов человечества. Смена мировоззрения, ломка устоявшихся традиций, систем ценностей – весьма долгий и болезненный процесс, при котором необходимы политическая воля для выработки механизмов институционализации новых потребностей, интересов, ценностей.



Социально-экологические исследования, проведенные социологической лабораторией кафедры Государственного, муниципального управления и социологии Казанского государ-ственного технологического университета в 1997-2005 гг., позволили сформулировать понятие экологического сознания как способности человека наделять смыслами и значениями окружающий мир, проявляющейся в понимании своего собственного эмоционального состояния, что составляет первичный пласт смысловой картины мира; в понимании состояния окружающей среды, из чего складывается когнитивный уровень представлений, убеждений и знаний; в осознании смысла своей деятельности, направленной или на сохранение среды обитания, или на ее разрушение. Математические методы позволили структурировать компо-ненты экологического сознания: наибольшие значения получили ответы на вопросы анкеты, которые характеризовали эмоциональную обеспокоенность состоянием окружающей среды (коэффициент корреляции 0,92); следом идут ответы, характеризующие экологические ценности, установки, убежде-ния населения (0,822); затем – ответы, раскрывающие личную сопричастность к происходящим в экологической сфере событиям (0,791); отношение к информированности в экологической сфере (0,756); отношение к собственной деятельности по сохранению окружающей среды (0,732); отношение к деятельности властей в экологической сфере (0,719). Опросы показали, что проблемы экологической безопасности волнуют 93% респондентов; оценка же экологической ситуации в стране, регионе и месте проживания единодушная – «скорее, неблагополучная». Население хорошо понимает последствия неблагоприятной экологической ситуа-ции: «увеличивается число неизлечимых болезней» (46,5%); «снижается сопротивляемость болезням» (41,4%); «снижается продолжительность жизни» (40,1%); «возрастает смертность» (21,8%); «снижается рождаемость» (17,%); кроме того, респонденты дописывали такие ответы: «происходит духовная деградация», «теряется вера в будущее», «рождаются больные дети», «снижается тонус жизни». Люди воспринимают окружающую среду как опасную для жизни: 75% опрошенных допускают отравление продуктами питания; 72% – неправильный диагноз и лечение; 71% – заражение инфекцион-ными болезнями; 64% – угрозу жизни от токсичных промышленных выбросов. Граждане считают, что органы власти учитывают экологические интересы жителей при принятии решений лишь «частично» (39% ответов); 38% ответили «нет, скорее не учитывают», а 11% - «нет, полностью игнорируют»; только 5% опрошенных считают, что органы власти «в достаточной степени» учитывают экологические интересы населения. Оценка деятельности властей по решению экологических проблем очень сдержанная – 62% респондентов ответили: «они принимают отдельные меры в этом направлении»; считают, что власти «почти ничего не делают для их решения» 22% респондентов; что «совершенно игнорируют проблемы экологии» – 3% опрошенных. Ответы респондентов вместе с дописанными ответами (вопрос был полузакрытый) позволяют сделать вывод, что в сознании граждан государство утратило контроль за состоянием окружающей среды и экологической безопасностью страны. Граждане неудовлет-воренны своей информированностью в экологической сфере – панельные исследования в течение 10 лет показали, что число респондентов, которые считают себя хорошо информиро-ванными, почти не меняется и не превышает 10-12%. Респонденты считают, что им необходима информация о состоянии окружающей среды (91%); большинство (88%) интересуется информацией по экологическим вопросам, но в то же время многие (51%) считают, что этой информации «скорее недостаточно».

Социологическая информация позволила сделать вывод о состоянии экологического сознания в республике: в нем доминируют чувственные компоненты, понимание неразрывной связи качества жизни и здоровья населения с состоянием окружающей среды; глобальности экологических проблем; ответственности государства за ухудшение экологической ситуации; и одновременно – низкий уровень экологических знаний, информированности, деятельности по защите окружаю-щей среды, недоверие к деятельности властных органов. Преодоление экологического кризиса возможно лишь через возрождение духовно-нравственного отношения к природе, формирование экологического сознания экоцентрического типа, становление гражданского общества.


Контрольные вопросы:
1. В чем специфика промышленного комплекса в РТ?

2. Какова экологическая ситуация в РТ?

3. Каковы основные направления экологической полити-

ки в РТ?


4. В чем проявилась деятельность Экологического фонда РТ?

5. Каково состояние экологического сознания населения РТ?







<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Социальная экология
1539.6kb.
10 стр.
Президент Фонда «Социальная экология»
44.86kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология грибов и лишайников Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
234.51kb.
1 стр.
Экология вяхиря columba palumbus L. В урбанизированных и природных ландшафтах на юго-востоке балтийского региона 03. 02. 08 экология
365.91kb.
2 стр.
Сравнительная экология лесных полевок ( Craseomys rufocanus sund., 1846 и Myodes rutilus pall., 1779) на хребте хамар-дабан 03. 02. 08 экология
374.34kb.
1 стр.
«Социальная структура, социальные отношения»
293.69kb.
1 стр.
Экология животных
463.93kb.
3 стр.
Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология", направления 511100 "Экология и природопользование"
82.73kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 03. 02. 08 «Экология»
138.01kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная работа» Для специальности 040101 «Социальная работа»
105.44kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология», направления 511100 «Экология и природопользование»
76.47kb.
1 стр.
Программа «общая и прикладная экология»
1173.47kb.
5 стр.