Главная
страница 1
Классный час в 8Б классе на тему: «Семья и семейные ценности»

(классный руководитель Головина О.И.)


Цель:

1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

2. Определить понятие «семья»;

3. Формировать понятие «счастливая семья»;

4. Осознание ценности семейных отношений, нравственно-этических норм и традиций семейной жизни.

Задачи:

1. Обсудить значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;

2. Углубить знания о ценности семьи и семейных традиций;

3. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

5. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности.

Оборудование: запись песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями-пословицами; высказывание Л.Н.Толстого о семье.

Эпиграф: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям». Л.Н. Толстой

Ход классного часа:


  1. Вступление:


Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящен семье и взаимоотношениям в ней, семейным праздникам и традициям. Семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

- Я.


Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

- Я.

- Кто пищу сготовит, о, радость моя?



И Ева все так же ответила:

- Я.


- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я... Я... - тихо молвила Ева,

- Я... Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.
Учитель:

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

(Ответы детей)


  1. Упражнение «Ассоциация»:


Учитель: У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья - это постройка, то какая…

• Если семья - это настроение, то какое…

• Если семья - это музыка, то какая …

• Если семья - это цвет, то какой…

• Если семья - это название фильма, то какого…

• Если семья - это геометрическая фигура, то какая…

Обсуждение возникших ассоциаций.




  1. Формирование понятия «семья»:


Учитель: Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья – группа живущих вместе близких родственников». Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья.

С социальной точки зрения, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя?», приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

У Юрия Куранова в произведении «Тепло родного очага» понятие «семья» раскрывается как «семь-я». То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта – это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни!


Примеры такого единения имеются у Л.Н. Толстого. Его идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».

Учитель: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваются мнения детей).

- Я вам расскажу одну легенду:

«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».

Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей? (Заслушиваются высказывания детей)


  1. Игра «Строим дом…»:

Учитель: Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной? (Дети предлагают свои варианты ответов.)

-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. (Заслушиваются ответы учащихся.)

-В современной песне поется:

Родительский дом- начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…)

* Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

* Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье.

Итак, что можно….., что нельзя…..

А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения.

Учитель: Итак, мы выяснили, что семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Расскажите, пожалуйста, о ценностях своей семьи. (Заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Как видно из ваших рассказов, в каждой семье формируются свои ценности, но история семьи свидетельствует о наличии семейных традиций, присущих всем семьям. Поговорим о них.

5. Беседа о традициях:
Учитель: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть семьи, где сформировались династии?



(Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.)
- Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого – нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.


Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников? ( Ответы учащихся)
– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. О́тчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году.

- Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.(Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.)


- Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
- Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы?


-У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет,а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции. Ребята, у кого дома хранятся старинные вещи?
- Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Ребята, какие блюда стали традиционными за вашими семейными праздниками?



- Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Какие праздники отмечают в вашей семье?(Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.)
- Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда напрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.


6. Работа с пословицами:
Учитель: Ребята, какие пословицы о семье и о доме вы знаете?

(Заслушиваются ответы учащихся)



Предлагаю поиграть в игру. Составьте из данных слов пословицы о семье (разрезные слова –карточки):

На что клад, когда в семье лад.

Дети не в тягость, а в радость.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

При солнышке тепло, при матери добро.

– Какая пословица вам больше всего запомнилась?Почему?


7. Итог классного часа, рефлексия:

Учитель: Заканчивая сегодняшний классный час, хочется выразить надежду, что он помог вам осознать, что такое семья и каковы семейные ценности. Предлагаю всем вместе, по цепочке прочитать стихотворение о семье:
Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных.

Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по - разному.

Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое - терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окноя.

Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое — уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее.

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое – чистота.

Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.

– В заключении нашего классного часа давайте с вами споем все вместе песню о семье (звучит фонограмма песни «Родительский дом» в исполнении Л.Лещенко):
Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом.

Родительский дом- начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.


И пускай наше детство не кончится,

Хоть мы взрослыми станем людьми,

Потому что родителям хочется,

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помним об этом всю жизнь.


Литература:

1) Журнал «Воспитание школьника», №4-2007.

2) Журнал «Классный руководитель», №1-2007.

3) Журнал «Классный руководитель», №5-2003.



4) Журнал «Классный руководитель», №3-2004.

5) Журнал «Классный руководитель», №3-2006.


Смотрите также:
Л. Н. Толстой Семья и семейные ценности
79.44kb.
1 стр.
Семья и семейные ценности
103.17kb.
1 стр.
Литература по теме «Семья и семейные ценности»
360.06kb.
1 стр.
Анкета для учащихся "Семья главная ценность": семья это… семейные ценности … если бы не поддержка моей семьи, я бы …
52.65kb.
1 стр.
Классный час в 11 классе: «Семья и семейные ценности»
87.5kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие во 2 классе «Семья и семейные ценности»
93.91kb.
1 стр.
Воспитательной работы
362.13kb.
5 стр.
Методические рекомендации по теме: «Формирование представлений об истории, культуре и быте коми народа» мдоу «Детский сад №4 с. Летка»
271.81kb.
1 стр.
Семейные ценности студенческой молодежи юга россии: социологический анализ 22. 00. 06 Социология культуры
333kb.
1 стр.
Отчет о работе женской(гендерной) фракции родп «яблоко» за 2007-2008
415.34kb.
3 стр.
"Мой дом, моя семья"
58.86kb.
1 стр.
“Семейные страсти под одной крышей
56.63kb.
1 стр.