Главная
страница 1
Задания первого (заочного) этапа Олимпиады по русскому для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений

г. Мурманска и Мурманской области
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо. Определите фамилию известного российского писателя, перу которого принадлежит данный текст. Приведите 2-3 высказывания этого писателя о русском языке.

Моя писат...льская жизнь началась очевидно с ж..лания всё вид...ть и пут...ше...ствовать. Поэзия странствий сливш...сь с (н...) чем (н…) пр...крашен...ой реальностью обр...зовала наилу...ший сплав для со…дания книг в каждой из которых в...дны следы ск...таний. (С) начал... был юг с его экзотикой нарядной и прян...ой безразличной к простому и (н...) заметному человеку. С югом связан...ы мои многие произв...дения как (то) «Р...мантики» «Бл…стающие обл...ка» «Кара-Бугаз» «Чёрное море» и другие. Потом ок…завшись на севере и узнав его власть я был захвачен им сильнее чем югом. Тихая прелесть северной пр...роды слюдян...ой блеск озёр белая как снег пена черемух спокойные глаза северянок ш...рох страниц перечит...ваемых ноч...ю «когда одна з...ря сменить другую сп...шит дав ночи (пол) часа» всё это вызвало такую вн...запную сокровен...ую такую застенч...вую и глубокую любовь к России что сер...це глухо заколотилось и захотелось жить сотни лет что (бы) смотреть на эту бледную как пол...вая ромашка северную красоту. Но самым плод...творным и (по) своему счас...ливым для меня ок...залось (в) последстви... знакомство со средней полосой России завладевш...й мной как (то) сразу и (на) всегда. Я ощутил её как свою настоящ...ю давн...ю родину и почу...ствовал себя русским до последней прожилки. С тех пор я не знаю (н...) чего более близкого мне чем наши простые русские люди и (н...) чего более пр...крас…ного чем наша земля. (Н...) на (что) н... на пену Атлантического пр…боя (н...) на запах тисовых лесов (н...) на р... скаты тр...пической грозы я не променяю Средн...ю Россию. Всю нарядность Неаполитанского залива слав...щегося (н...) с (чем) (н...) сравнимым пиршеством красок я (н...) задум...ваясь отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчан...ом берегу Оки. С этим кустом и с пасмурным небом помарг...вающ...м дождями и с дымком деревень и сырым луговым ветром (по) настоящему крепко связан...а моя жизнь. Средн...й Росси... где я пр...к...снулся к ч...стейш...м истокам народного русского языка я обязан большинством написан...ых мною вещей.



(максимальное количество баллов – 10)

Задание 2. Прочитайте текст. Исправьте стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте.

Шанхай пишем – Петербург в уме

Шанхайские небоскребы впеч..тляют всех, кто приезжают в Китай. Уходящие в поднебесье, удивительно пластичные они создают образ города, целиком и полностью устремленного в будущее. Но петербурскому журналисту в Шанхае небоскребы интересны не только самими по себе. Он еще и напряженно думает о своем собственном городе, где собираются вот-вот начать строить первый небоскреб. Что же подсказывает Шанхай на счет наших собственных перспектив на будущее?

Первое, что подсказывает: небоскребы действительно локомотивы экономики. Но не следует ждать от них быстрой реакции. Даже в небоскребах бурно растущего Шанхая далеко не все площади заняты. И если мощная китайская экономика этот спрос, безусловно обеспечит, то наша демонстрирует пока более скромные успехи.

Второе: небоскребы хорошие не по отдельности, а в группе. Отдельно стоящий небоскреб – один словно как перст. А вот группа создает видимость пластичности, переменчивости. Значит ли это, что и на Охте в Петербурге надо соорудить группу небоскребов? Об этом следующий пункт.

Третье: старому городу небоскребы ощутимо мешают. Построив их в непосредственной близости от исторического центра, акцент передвинется именно на небоскребы. И об этом следует указать разработчикам проекта.

Четвертое: срок жизни у небоскребов не так велик как у многих более приземленных зданий. Шанхайцы по их собственному признанию расчитывают на 100 лет. А что делать через сто лет - сносить их и строить новые?

Впечатляет Шанхай – город небоскребов, самый крупнейший мегаполис Китая устремленный в будущее. Говорят, именно сюда может переместится через десяток-другой лет мировая арена принятия финансовых и политических решений. Судьбы мира в сотнях шанхайских небоскребов будут тогда обсуждаться.

А каким будет тогда Санкт-Петербург?

(максимальное количество баллов – 10)

Задание 3. Подчеркните основы в бессоюзных сложных предложениях, пронумеруйте части. Каким предложениям синонимичны данные предложения? Какие смысловые отношения выражаются в них? Докажите преимущества бессоюзной связи частей в этом тексте.

Дорога вела в самую середину полей; на всём протяжении они перерезывались ровными десятинами. Пересохшие растения и корни, выхваченные зубьями сохи, местами покрывали межи; местами межи резко отделялись зеленью молоденькой травки от коричневой, только что вспаханной почвы, исполосованной светлыми бороздами. Земляные испарения струились и переливались в воздухе, сообщая особенную, какую-то золотистую мягкость всем предметам, жарко облитым солнцем.



(максимальное количество баллов – 5)

Задание 4. Укажите, чем различаются следующие пары слов:

эффектный – эффективный

злой – злостный

элитный – элитарный

факт – фактор

Составьте по два словосочетания с каждым словом.



(максимальное количество баллов – 2)

Задание 5. Правильно ли употреблены слова в заголовке газетного текста "Черепаховые темпы"?

(максимальное количество баллов – 1)

Задание 6.

1. Найдите подходящую пару для каждого слова так, чтобы показать разные значения одного и того же слова (прямое и переносное).

Образец: коренастый дуб, человек.

Акцент, вертеть, вопрос, высокий, дражайший, игра, класс, ловить, полный.



2. Каким многозначным словом можно заменить слово (или словосочетание) в каждом из блоков (А, Б, В) предложений?

А. 1. Она сшила платье из красивой ткани.

2. На основе этих сведений была написана биография писателей.

3. Документы по этому делу были переданы в суд.

Б. 1. Она окинула меня высокомерным, даже вызывающим взглядом.

2. Он блестяще выполнил задачу, совершив несколько смелых полетов.



В. 1. Этим поступком он признался в своей беспомощности.

2. Начав писать, он так увлекся, что его нельзя было остановить.

3. Наконец-то они оформили свое вступление в брак.

(максимальное количество баллов – 4)

Задание 7. Подберите антонимы - фразеологизмы.

Косая сажень в плечах; кошки скребут на душе, писать как курица лапой, лёгок на подъём.



(максимальное количество баллов – 2)

Задание 8. Ответьте на поставленный вопрос, используя фразеологические выражения.

Как говорят?

1. О том, кто часто меняет свои решения. 2. О том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо. 3. О человеке, который пришел не вовремя, некстати. 4. О кротком, безобидном человеке. 5. О человеке, который держится неестественно прямо. 6. О болтливом человеке. 7. О бесследном исчезновении кого-либо. 8. О том, кто не знает чего-либо всем известного. 9. О чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном. 10. О человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности. 11. О чувстве большой неловкости, стыда. 12. Об очень дальних родственниках. 13. О чем-нибудь необычном, невероятном. 14. О беспорядке, неразберихе, царящих где-либо.

(максимальное количество баллов – 7)

Задание 9. Подберите синонимы к слову умный и расположите их в порядке возрастания признака.

Подберите синонимы к слову бежать и расположите их в порядке «ослабления» действия.



(максимальное количество баллов – 2)

Задание 10. Какой троп использован в следующей фразе А. Меня?

И мы подошли к вершине, к тому сверкающему горному леднику, в котором отражается солнце и который называется – христианство.



(максимальное количество баллов – 1)

Задание 11. Рекламный текст об электронных словарях назван: «Переводчик, который всегда с тобой». Какую ассоциацию вызывает у вас это название? Какой прием выразительности в нем использован? Постарайтесь найти равноценный или более удачный, по вашему мнению, вариант названия.

(максимальное количество баллов – 3)

Задание 12. Составьте по одному предложению, содержащему сравнение, на каждую тему: «Студенческая жизнь», «Телевидение», «Интернет».

(максимальное количество баллов – 3)

Задание 13. Вместо точек поставьте определения, которые помогут создать яркое и эмоциональное описание.

С конца октября наступила … погода. Ночи пошли … , … . Деревья почти оголились и во время ветра тоскливо трепетали своими …, … ветвями. Трава в … степи пожелтела; … поля стали …, …, … . Дороги растворились, … лужи пестрили их своим … блеском, … колеи, чернозём не давали пройти ни конному, ни пешему. С утра тянулись … … тучи, сеял … дождь, чернели … леса в отдалении. Казалось, что плачет … природа, плачут … деревья в … саду, роняя … капли влаги, плакало … … небо.



(максимальное количество баллов – 8)

Задание 14. Что общего можно найти между словами: косметика, Кузьма, Некрасов?

(максимальное количество баллов – 5)


Смотрите также:
Задания первого (заочного) этапа Олимпиады по русскому для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений
61.32kb.
1 стр.
Задания заочного тура IV открытой олимпиады по истории России учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений городов субъектов скфо
52.16kb.
1 стр.
Задания и ответы отборочного (заочного) этапа олимпиады школьников «первый шаг в науку» по русскому языку для учащихся 6 классов
41.99kb.
1 стр.
Оао «ВолгаТелеком» тест 2 этапа специализированной олимпиады по предпринимательству для учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений
114.17kb.
1 стр.
Выпуск №14 март 2011 г. Моу сош пгт Красная Поляна
82.07kb.
1 стр.
Задания для проведения II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
417.09kb.
4 стр.
Рабочая программа по русскому языку в 10 (общеобразовательном) классе на 2009-2010 учебный год количество часов в неделю 2
884.45kb.
5 стр.
Задания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год) 11 класс
12.46kb.
1 стр.
Задания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год) 9 класс
14.71kb.
1 стр.
Задания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год) 11 класс
8.49kb.
1 стр.
Задания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год) 10 класс
9.83kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
417.29kb.
3 стр.