Главная
страница 1
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»


ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К КУРСОВЫМ ПРОЕКТАМ (РАБОТАМ)

ПО КАФЕДРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Гродно 2011


Составители:

Богустов А.П., профессор кафедры изобразительного искусства УО «ГрГУ им. Янки Купалы»;

Лещинский А.А., доцент, зав. кафедрой дизайна УО «ГрГУ им. Янки Купалы»;

Сидорович Ж.М., ст. преподаватель кафедры изобразительного искусства УО «ГрГУ им. Янки Купалы»

Утверждено на заседании кафедры изобразительного искусства

____января 2011 года, протокол №____
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

НА КАФЕДРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Изучение специальных дисциплин на кафедре изобразительного искусства предусматривает особую форму самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя – выполнение курсовых работ. Работа выполняется на протяжении года.
ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В процессе выполнения курсовых работ решаются следующие задачи:



  • закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по избранной тематике в рамках учебной программы по специальным дисциплинам;

  • умение анализировать и критически подходить к анализу специальной литературы по вопросам теории и истории искусства, методики преподавания изобразительного искусства, аналогов и образцов работ мастеров прошлого;

  • обретение навыков анализа произведений изобразительного искусства, обобщение практики работы художников и учителей изобразительного искусства;

  • обретение навыков самостоятельной творческой работы в избранной сфере изобразительного искусства и дизайна;

  • закрепление и углубление навыков и приемов работы в избранной технике, более глубокое изучение свойств материалов и методов работы с ними;

  • накопление опыта научной и творческой работы в свете подготовки к последующей дипломной работе.


ПО СВОЕМУ ХАРАКТЕРУ КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ (РАБОТЫ) МОГУТ БЫТЬ:


    1. Творческие (практические) работы в избранном виде и жанре изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, предусматривающие создание произведений по утвержденной тематике или всесторонне продуманных, поэтапно исполненных, технически обоснованных эскизов, раскрывающих тему. Практическая работа сопровождается соответствующей пояснительной запиской.

    2. Теоретические разработки по вопросам истории и теории изобразительного искусства (изучение, анализ и сопоставление различных литературных, исторических источников и произведений искусства, высказывание собственной точки зрения, умение делать выводы на основе изученного материала).

    3. Методические разработки по основным разделам курсов изобразительного искусства, дизайна и технологии в общеобразовательной школе, художественной школе. Включают в себя изготовление наглядных пособий, таблиц, слайдфильмов, дидактических материалов и т.п. Сопровождаются подробной пояснительной запиской.

    4. Дизайн-разработки в области художественного проектирования.

    5. Комбинированные разработки смешанного типа, содержащие изучение и описание вопросов теории в единстве с решением практических задач (например, работа по истории костюма, сопровождаемая показом моделей).


ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ).

Темы курсовых работ предлагаются, как правило, студентами, но окончательно утверждаются кафедрой. Студент избирает тему, исходя из личных интересов и предпочтений в том или ином виде и жанре изобразительного или декоративно-прикладного искусства, а также характера курсовой работы: творческой, теоретической и т.д. Студент может также высказать пожелания по выбору руководителя. В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой с письменным заявлением, в котором обосновывает целесообразность своего выбора.

Курсовая работа является не только средством получения знаний и навыков, но должна быть использована в практике работы кафедры как самостоятельное произведение искусства, как часть методического или выставочного фонда работ, как научный или научно-методический материал.

В процессе работы, по согласованию с руководителем курсовой работы, а затем по решению кафедры, тема курсовой работы может быть уточнена либо изменена.


СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ.

План-задание курсовой работы составляется под руководством преподавателя. Рекомендуется разработать календарный план-график на период выполнения курсовой работы, в соответствии с которым будут проводиться консультации. На этапе планирования студенту рекомендуется необходимая литература, справочные материалы, аналоги и иные источники (электронные носители, Интернет и т.д.). Намечаются также пути реализации курсовой работы с точки зрения наличия необходимых материалов, инструментария, потребности в электронной аппаратуре и т.д., оговариваются возможности студента и кафедры в этом плане.


ТВОРЧЕСКИЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТА)

Творческий (практический) курсовой (проект) работа исполняется в виде законченного эскиза в избранном виде и жанре изобразительного искусства. Работа выполняется поэтапно с обязательным сбором подготовительных материалов, натурных зарисовок и эскизов. Окончательный эскиз должен быть представлен в материале и оформлен в соответствии с современными требованиями. На оборотной стороне работы должна быть подпись по установленной форме (Образец 5).

Курсовые проекты (работы) представляются к защите в сопровождении подготовительных материалов, оформленных на планшеты.

Допускается исполнение серии или цикла работ объединенных одной темой и материалом. Курсовой практический (проект) работа исполняется студентом из собственных материалов, своим инструментом. В исключительных случаях, исходя из материальных возможностей кафедры, студенту может быть оказана частичная помощь в приобретении материалов или оформлении работы.

Курсовые проекты (работы) вместе с пояснительной запиской хранятся на кафедре 2 года. Часть из них может быть отобрана для пополнения методического или выставочного фондов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ (РАБОТЕ)

Пояснительная записка к практической (творческой) курсовой работе должна включать в себя:



  • титульный лист, выполненный в соответствии со стандартом в УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы» (Образец 1);

  • содержание (оглавление) (Образец 2);

  • введение, в котором раскрываются цели и задачи курсового проекта (1-2 стр.);

  • главу, в которой содержится обоснование выбора темы, её актуальности, творческих предпочтений студента. Внутри главы должны быть параграфы, каждый из которых содержит материал о характерных особенностях избранного вида искусства, его подвидов, жанра, в котором выполняется работа и т.п. (5-10 стр.);

  • главу, представляющую собой краткий исторический обзор по теме курсового проекта (работы), краткую характеристику избранного вида искусства, анализ аналогов (описание произведений известных мастеров (в т.ч. белорусских)), описание материалов, оборудования, инструментов, технологий и т.п. Данная глава -- не что иное, как теоретические основы курсовой работы. Не следует забывать о знаниях, полученных по дисциплинам специальности, необходимых для выполнения работы (композиция, рисунок, цветоведение, живопись, перспектива, графика и т.д.). Наличие параграфов обязательно (10-15 стр.);

  • главу, в которой содержатся два параграфа: в первом - характеристика своей работы с точки зрения идейно-смыслового содержания (описание сюжета); во втором - характеристика композиционного построения (подробный анализ композиции) (3-5 стр.);

  • главу с кратким описанием последовательности выполнения работы с указанием этапов и сроков (или временных рамок) (2-3 стр.);

  • заключение (выводы), содержащее краткое описание результатов работы в свете обретения новых знаний, навыков решения творческих задач и область применения курсового проекта (работы) (1 стр.);

  • список литературы, включающий в себя все источники, использованные при выполнении курсовой работы. Список использованных источников формируется в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий. Примеры оформления источников в зависимости от вида издания даны в Приложении 1;

  • список иллюстраций;

  • приложение в виде предварительных зарисовок, набросков, этюдов, композиционных эскизов, иллюстраций аналогов со ссылками на них в тексте и иных подготовительных материалов.

При работе над главами пояснительной записки, содержащими анализ аналогов (произведений мастеров), а также характеристику своей работы с точки зрения идейно-смыслового содержания и композиционного построения рекомендуется ознакомиться со статьёй М. П. Чайко «Аналіз твораў выяўленчага мастацтва» (Приложение 2).

Пояснительная записка может быть выполнена как на белорусском, так и на русском языках, на белых листах формата А 4 в компьютерном наборе, шрифт «Times New Roman», размер шрифта – 12.

Текст печатается в полтора интервала с полями: слева – 30 мм, справа – 20 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.

Страницы нумеруются в середине листа снизу. Первой страницей пояснительной записки является титульный лист, второй – содержание, они не нумеруются. Нумерация начинается с третьей страницы.

Пояснительная записка должна быть оформлена в стандартную папку.

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать в себя:



  • титульный лист, выполненный в соответствии со стандартом в УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы» (Образец 1);

  • содержание (Образец 3);

  • введение, в котором содержится обоснование выбора темы, её актуальность, ставятся цели и задачи курсового проекта.

Раздел 1 «Предпроектное исследование», включающий в себя:

  • главу, в которой раскрываются этапы предпроектного исследования;

  • главу с краткой характеристикой избранной области дизайна;

  • главу, представляющую собой краткий исторический обзор в рамках темы курсового проекта (10-15 стр.);

  • главы, каждая из которых содержит материал о характерных особенностях избранной области дизайна. Главы должны содержать параграфы, отражающие специфику ведения художественно-проектных работ. (10-15 стр.);

  • главу, представляющую собой анализ аналогов (описание с точки зрения композиционного строя, материалов, оборудования, инструментов, технологий и т.п.) (1-5 стр.).

Раздел 2 «Проектная часть», включающий в себя:

  • главу, в которой раскрываются этапы проектирования;

  • главу «Эскизирование», содержащую параграфы, отражающие специфику ведения художественно-проектных работ (описание курсового проекта (работы) с точки зрения композиционного строя, материалов, оборудования, инструментов, технологий и т.п.) (5-10 стр.).

  • заключение (выводы), содержащее краткое описание результатов работы в свете обретения новых знаний и навыков решения творческих задач и область применения курсового проекта (работы) (1 стр.);

  • список литературы, включающий в себя источники, использованные при выполнении курсового проекта (в алфавитном порядке).

  • список иллюстраций.

  • приложение в виде предварительных эскизов, аналогов со ссылками на них в тексте и иных подготовительных материалов.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА

Теоретические курсовые работы не имеют пояснительной записки и исполняются в текстовом варианте. Текстовая часть представляет собой 40-50 страниц компьютерного набора тех же технических параметров, что и пояснительная записка к практической курсовой работе. Помимо текста она должна содержать в себе иллюстративную часть, состоящую из 15-20 иллюстраций соответствующей тематики. Курсовая работа открывается титульным листом стандартного образца (Образец 4) и содержит в себе:



  • содержание, в котором определены главы или разделы работы;

  • введение;

  • краткий обзор подобных исследований (по избранной теме);

  • разделение на отдельные главы и параграфы содержательной части;

  • выводы или заключение;

  • при необходимости словарь специальных терминов;

  • список литературы;

  • список иллюстраций;

  • приложение.


Пояснительные записки к курсовым проектам (работам), содержащим методические разработки, выполняются по образцу пояснительных записок к практическим творческим проектам (работам), но имеют более подробную текстовую часть с дополнениями в виде примерных планов уроков, диаграмм, схем, чертежей, эскизов наглядных пособий и т.д. Весь этот дополнительный материал планируется в разделе «Иллюстративная часть». Курсовой проект (работа) такого типа должна в обязательном порядке дополняться практической работой в виде наглядного пособия, выполненного на планшете, в папке, на электронном носителе или ином варианте, исполненного профессионально средствами изобразительного искусства. Объем такого материала должен быть достаточным для полного раскрытия избранной темы.
ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

Решение о допуске студента к защите принимает руководитель курсового проекта (работы). Защита курсового проекта (работы) производится на заседании комиссии, в которую включается руководитель и не менее двух ведущих преподавателей кафедры. На защите проектов (работ) разрешается присутствовать преподавателям кафедры и студентам курса.

В тексте защиты курсового проекта (работы) необходимо кратко отразить цели и задачи работы, обоснование выбора темы, содержание работы, её результатов. Акцент в своем выступлении необходимо сделать на содержании главы с идейно-смысловым и композиционным анализом работы (для творческих работ).

Студент должен ответить на все вопросы, заданные членами комиссии.

Оценка курсового проекта (работы) выставляется по результатам защиты с учетом уровня и качества выполнения работы.
ПРИ ОЦЕНКЕ РАБОТЫ УЧИТЫВАЕТСЯ:


  • актуальность темы;

  • правильность отображения и полнота раскрытия темы;

  • ценность полученных результатов;

  • креативность и оригинальность работы;

  • качество выполнения и оформления работы;

  • умение студента публично защищать результаты работы.

Студенты, которые неправильно оформили текстовую или практическую часть курсовой работы, к защите не допускаются.



Образец 1

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА


КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ



ТЕМА: «Вечерний пейзаж», холст, масло

Выполнил студент 3 курса

заочной формы обучения


специальности

«Изобразительное искусство»

Иванов Иван Иванович


Проект к защите

Работа защищена

допущен

с оценкой _____________

«____» _____________

«_____» _______________

Руководитель работы

_______________________

доцент

_______________________

Янковский С.Н.

_______________________

____________________

_______________________

( подпись)

(подписи членов комиссии)

Гродно 2011



Образец 2

Образец содержания практического курсового проекта




Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Обоснование выбора темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

    1. Характерные особенности искусства графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

    2. Эстамп. Характерные особенности эстампа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

    3. Жанр натюрморта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

  2. Об искусстве графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

    1. Станковая графика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

    2. Гравюра, виды гравюры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

    3. Гравюра на картоне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

    4. Натюрморт в графике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

    5. Анализ аналогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

  3. Характеристика работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

    1. Идейно-смысловое содержание серии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 36

    2. Композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

  4. Ход работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

    1. Описание последовательности работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ..42

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44

Список иллюстраций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 45

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46


Образец 3

Образец содержания практического дипломного проекта в области дизайна


Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
Раздел 1. Предпроектное исследование.


  1. Этапы предпроектного исследования……………………….……………...6

  2. Графический дизайн…………………………………………………………7

  3. Каталог. Краткий исторический обзор………...............................................9

  4. Каталог как вид рекламной полиграфии………………….……….……….11

  5. Способы печати…………………………………………….……….……….15

  6. Допечатная и послепечатная подготовка…………………….….…………18

  7. Композиция в печатных изданиях. Ее средства и законы.……..…………22

  1. Форматы плоскостной композиции.

  2. Средства композиции.

  3. Законы композиции.

  1. Основные элементы книги (каталога)………………………..……….……31

  2. Внешний вид издания…………………………………………..…………...33

  3. Роль шрифта в полиграфических изданиях……………………..……...….34

  4. Модульная система как основа проектирования…………………..………39

  1. Законы пропорций.

  2. Построение модульной сетки.

  3. Модульная система не самоцель, а метод.

  1. Верстка и макетирование………………………………………..…………..46

  1. Необходимость верстки.

  2. Верстка каталога и книг.

  1. Фирменный стиль. Логотип.…………………………………………..…….50

  2. Анализ аналогов……………………………………………….………..……53

Раздел 2. Проектная часть.

I. Этапы проектирования ………………… ……………….….…….…………..55

II. Эскизирование……………………………….………….…………….………56


  1. Наработка идей

  2. Наработка эскизов

  3. Сведение элементов в единую систему, приведение к единому

стилистическому решению

  1. Компоновка планшета

Заключение…………………………………………….………………………. 63

Список литературы…………………………………………………………… 64

Образец 4

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

КУРСОВАЯ РАБОТА


ТЕМА: «Образ женщины в искусстве модерна»

Выполнила студентка 3 курса

заочной формы обучения

специальности

«Изобразительное искусство»

Петрова Анна Петровна











Проект к защите

Работа защищена

допущен

с оценкой _____________

«____» _____________

«_____» _______________

Руководитель работы

_______________________

ст. преподаватель

_______________________

Петров В.С.

_______________________

____________________

_______________________

( Подпись)

(Подписи членов комиссии)











































Гродно 2011

Образец 5
Образец подписи на оборотной стороне творческой (практической) работы

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»

факультет искусств и дизайна

кафедра изобразительного искусства

КУРСОВАЯ РАБОТА


Тема: « »

Материал исполнения, размер
Выполнила студентка 4 курса

дневной формы обучения

специальности «Изобразительное искусство. Компьютерная графика»

Петрова Ирина Ивановна



Руководитель: ст. преподаватель Иванов И.И.
Гродно 2011




Приложение 1

Примеры оформления данных об использованных источниках в списке







Характеристика источника


Пример оформления




Один, два или три автора


Котаў, А.I. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / A.I. Котаў. – 2-е выд. – Мінск : Энцыклапедыкс, 2003. – 168 с.




Четыре и более автора



Культурология : учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 495 с.




Многотомное издание



Гісторыя Беларусі : у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : Экаперспектыва, 2000–2005. – 6 т.


Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. –Мінск : Беларус. навука, 2001. – 3 т.




Отдельный том в
многотомном издании



Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. – Мінск : Беларус. навука, 2001. – Т. 1 : Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 751 с.



Каталог



Памятные и инвестиционные монеты России из драгоценных металлов, 1921–2003 : каталог-справочник / ред.-сост. Л.М. Пряжникова. – М. : ИнтерКрим-пресс, 2004. – 462 с.



Учебно-методические материалы

Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н.А. Горбаток ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.




Статья из журнала



Масляніцына, I. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / I. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 49–53.




Статья из
энциклопедии,
словаря



Витрувий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1971. – Т. 5. – С. 359–360.


Мясникова, Л.А. Природа человека / Л.А. Мясникова // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 550–553.



Электронные ресурсы



Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия : по материалам изд-ва "Большая российская энциклопедия" : в 3 т. – Электрон. дан. (486 Мб). – М. : Кордис & Медиа, 2003. – Электрон. опт. диски (CD-ROM) : зв., цв. – Т. 1 : Балет. – 1 диск ; Т. 2 : Опера. – 1 диск ; Т. 3 : Драма. – 1 диск.




Ресурсы
удаленного
доступа



Лойша, Д. Республика Беларусь после расширения Европейского Союза: шенгенский процесс и концепция соседства / Д. Лойша // Белорус. журн. междунар. права [Электронный ресурс]. – 2004. – № 2. – Режим доступа : http://www.cenunst.bsu.by/journal/2004.2/01.pdf. – Дата доступа : 16.07.2005.
Приложение 2
ЧАЙКО М. П.

АНАЛІЗ ТВОРАЎ ВЫЯЎЛЕНЧАГА МАСТАЦТВА

На першым этапе аналіза мастацкага твора неабходна вызначыць від мастацтва і прыналежны да яго жанр. Галоўнай мэтай у рабоце над характарыстыкай мастацкага твора, цыкла або серыі з'яуляецца вызначэнне ідэйна-вобразнай структуры, сэнсавай сутнасці аб'екта выяуленчага мастацтва, нематэрыяльнай асновы твора, якая ў выніку працы мастака з дапамогай выразных сродкаў набывае рэальнае аблічча. Паняцце ідэі ў мастацтве можна трактаваць, як інфармацыйны пасыл гледачу, што аказвае эмацыянальнае ўздзеянне. Дзякуючы ідэйнай напоўненасці мастацкі твор у стане абудзіць нацыянальныя пачуцці цэлага народа (Гойя “Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года”), уплываць на фарміраванне светапогляду, спарадзіць рэакцыю на сацыяльныя канфлікты (В.Г.Перов "Проводы покойника", Ван Гог "Едоки картофеля"), насіць выразны палітычны характар (Л.Давид "Смерть Марата"), рэвалюцыйныя ідэі (Делакруа "Свабода, ведущая народ").

Ідэйная сутнасць твора можа мець ярка выразную лінію, ляжаць на паверхні палатна, як у прыведзенных вышэй у якасці прыклада творах, і наадварот, бязмоўна пранізваць твор і адначасова кранаць глыбіней уздзеяння (И.Левиітан "Над вечным покоем"). Актуальнымі ва ўсе часы ў сусветным мастацтве застаюцца і агульначалавечыя ідэі, ідэі боскага паходжання чалавека.

Аднак не менее значнае месца ў мастацтве належыць творам аддаленным ад "Высокіх ідэалаў", галоўнай мэтай якіх становіцца вырашэнне фармальных задач. У большай ступені гэта тычыцца абстрактнага, беспрадметнага мастацтва, дзе мастацкая форма з'яўляецца дамінуючай над ідэйнай сістэмай, а сродкі выразнасці, тэхніка, фактура і г.д. складаюць аснову вобразнага пачатку. Адсюль і характарыстыка ідэйнай сутнасці такіх твораў па аналогіі сродкаў мастацкай выразнасці: фармальныя, пластычныя, рытмічныя ідэі і г.д.

Наступным этапам аналізу мастацкага твора з'яўляецца разгляд кампазіцыйнага пастраення. Праводзіцца сувязь паміж задумай, яе увасабленнем па сродкам тэмы і абранага сюжэта. Неабходна вызначыць кампазіцыйны прыем аўтара, пры аналізе цыкла або серыі работ, агульныя для ўсіх падыходы, элементы ці прыемы. Указаць фармат твора, матэрыял, тэхніку выканання.

Пры апісанні мастацкіх сродкаў, якія выкарыстоўвае аўтар у рабоце над сваім творам, неабходна улічваць спецыфічнасць кожнага віда выяўленчага мастацтва і прыналежныя ім мастацкія якасці. Так пры аналізе жывапіснага палатна ў першую чаргу ўвага будзе нададзена каларыту, настрою, графіка патрабуе большай увагі да манеры выканання, света-ценевой мадэліроўкі, скульптура апелюе пластыкай, сілуэтам і г.д. (Аналіз кампазіцыйнай будовы, апісанне абраных сродкаў выроўнасці, адным словам, аналіз практычнай часткі твора павінен складаць большую частку характарыстыкі.)



На завяршальным этапе аналіза мастацкага твора важна адзначыць сувязь ідэйна-вобразнай і кампазіцыйнай структуры. Падкрэсліць важнасць тых ці іншых выразных сродкаў, што выкарыстоўвае аўтар, яго індывідуальныя рысы, манеру выканання, тыповыя ці наватарскія падыходы, мастацкія і тэхнічныя прыемы. Калі твор, ці серыя работ ствараецца для экспанавання ў вызначаным інтэр'еры, экстэр'еры ці мае практычнае выкарыстанне ў вучэбным працэсе, неабходна акрэсліць яго сферу выкарыстання.
Прыкладны план аналіза мастацкага твора


  • Характарыстыка твора(аб'ем работы, аб'ект мастацкай ці даследчай дзейнасці, мэта працы)

  • Від і жанр мастацтва

  • Ідэйна-вобразная структура

  • Сюжэт

  • Сродкі мастацкай выразнасці (у адпаведнасці з відам мастацтва)

  • Матэрыял і тэхніка

  • Навізна атрыманных вынікаў

  • Сфера выкарыстання


Смотрите также:
Методические рекомендации к курсовым проектам (работам) по кафедре изобразительного искусства гродно 2011 Составители
196.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации к курсовым проектам (работам) по кафедре дизайна гродно 2011 Составители
151.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по оформлению библиографических ссылок к курсовым, дипломным работам и диссертациям
199.43kb.
1 стр.
Методическое пособие по курсам "Электрическая часть электростанций и подстанций"
344.65kb.
1 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
572.66kb.
4 стр.
Учебное пособие. Пленэр. Методические рекомендации к проведению учебно-творческой пленэрной практики. Для направлений: Живопись
38.81kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентов по мдк. 01. 01. «Композиция и анализ произведений изобразительного искусства»
420.59kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской предметной олимпиады школьников по Мировой художественной культуре в 2009-2010 учебном году в Республике Мордовия
206.4kb.
1 стр.
Тезисы по использованию презентации «Картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
26.46kb.
1 стр.
Ушанёва Татьяна Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии высшей категории мбоу сош №10 интегрированный урок
61.1kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Москва 2011
194.02kb.
1 стр.
Художественная осень в Берлине – прогулка, или, скорее, марафон, по берлинским выставкам и ярмаркам изобразительного искусства
98.37kb.
1 стр.