Главная
страница 1страница 2страница 3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чичковская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

на заседании РМО

протокол № ____ от

«____» ____________ 2012 г.

Руководитель  РМО

________ /_______________

«Согласовано»

«___» _______________ 2012г.

Зам. директора по УВР

________ /Малютенко В.Н./

«Утверждаю»

Директор МБОУ Чичковская СОШ

___________ /Михайлова И.А./  

 

«____» ____________ 2012г.



 
Рабочая учебная программа

курса «Физическая география»

для 6-го класса

 Составитель:



Мальцев И.В., учитель географии

первой квалификационной категории

с. Чичково

2012 год 

 Пояснительная записка

         Рабочая программа  учебного курса  «Физическая география»  для 6го класса составлена на основе следующих документов:


  • Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Авторская программа для общеобразовательных  школ:  География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии -  М., Дрофа, 2004 г.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

        «Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. 0,5 часа вводится на изучение курса «География родного края».

        Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти тельного и животного мира), о человеке и окружаю щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

        При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но так же комплекс общеучебных умений, необходимых для:



  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  •  сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

        Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить при меры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

        Цели и задачи курса

             Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

                Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:



  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

        А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

        Рабочая программа разработана к УМК:



Базовый учебник

  Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.

  • География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.

Уровень и направленность рабочей программы:

Основная общеобразовательная программа, базовый уровень

        Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

        Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие  содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

        Принцип системности в изучении начального курса  географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

        Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

        Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствами включения географических знаний и  умений в личностный опыт ученика.

        Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом курса своего края.

        Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (метапредметные) связи.

        Для начального курса географии характерны следующие метапредметные связи:  

Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.

План местности – картография, биология, математика, астрономия.

Географическая карта – картография, история, математика. 

Литосфера – геология, химия, физика.

Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература

Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.

Биосфера – биология, зоология, экология.

Население Земли – демография, история.

        Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:


  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).



Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная; - коллективная;  - фронтальная;  - парная;  -групповая

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:


  • Устные сообщения; Обсуждения; Мини – сочинения; Работа с источниками;

  • Доклады; Защита презентаций; Рефлексия

Специфика предмета:

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, коррекции знаний, обобщении и проверке знаний.

        Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

        Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.

        Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента и 0,5 ч из регионального (национально-регионального) компонента, а так же 0,5 часа отводится на изучение курса «География родного края».



Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из шести разделов: «Введение», «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли», «Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу», «География родного края» а так же 0,5 часа отводится на изучение курса «География родного края». Курс «География родного края» может вестись как отдельным курсом (после изучения базового), так и включением тем при изучении разделов базового курса. Данная программа рассчитана на изучение «Географии родного края» при изучении разделов базового курса.



Учебно-тематический план (70 часов)



раздела

Наименование разделов

Всего часов

Региональный компонент

Практические работы

1.

Введение.

2

-

1

2.

Изображения земной поверхности.

11

1

3(1)

3.

Оболочки Земли.

50  

15

12(4)

4.

Население Земли

4

1

1

5.

Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу.

3

-


--

6.

География родного края







5

ИТОГО




70

17

22

В программу внесены следующие изменения:

п/п


Название раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменения

1

 Изображения земной поверхности.

14

 11

в связи с введением нового курса «География родного края»



2

  Оболочки Земли

46

 50

3

География родного края

-

17

Курс «География родного края» может вестись как отдельным курсом (после изучения базового), так и включением тем при изучении разделов базового курса

        Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.



Содержание программы

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ  

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практические работы. 

На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); изменение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.  

На контурной карте:  Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.

 Раздел II



ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ  

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.



Тема 1. План местности  

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.



Практические работы. 

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.  Топографический диктант.



Тема 2. Географическая карта  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государства на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.



Практические работы. 

Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.  Характеристика карты (или ее части) своей местности.



Раздел III

ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ  

Тема 1. Земная кора  

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.



Практические работы. 

 Изучение свойств горных по род и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.  Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.  



Тема 2. Гидросфера  

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Воды своего края. Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы. 

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.  


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс географии М., Дрофа, 2004 г
487.9kb.
3 стр.
Программа Начальный курс географии Герасимова Т. Г., Неклюкова Н. П. М.: Дрофа, 2002. 28 урок
49.22kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Начальный курс 6 класс»
157.52kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «географии» Класс: 8 Учитель: Куранова Е. К учитель первой квалификационной категории
396.78kb.
2 стр.
Методическое пособие для учителя 8-9 класс. Москва Дрофа 2003 год Сиротинин В. И, Практические работы по географии 6 10 классы
167.72kb.
1 стр.
Конкурса мультимедийных уроков Номинация «Иностранные языки» Учебный предмет: английский язык Тема урока: Достопримечательности Лондона Класс: 7
97.3kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»
212.35kb.
1 стр.
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы
574.18kb.
3 стр.
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю)
189.94kb.
1 стр.
Учебно-методическое обеспечение: Физика. 8 кл.: учеб для общеобразоват учреждений / Перышкин А. В. 11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2007
189.19kb.
1 стр.
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»
88.09kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Английский язык»
1583.82kb.
10 стр.