Главная
страница 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 54 разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Абсолютное большинство социальных заказчиков школы – рабочие, служащие, интеллигенция, частные предприниматели. Социологические исследования показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.

Контингент обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа обычный (дети, не имеющие выраженных психолого-педагогических и (или) иных особенностей).

МБОУ СОШ № 54 – общеобразовательная, она принимает и обучает детей, проживающих в микрорайоне школы, не занимается конкурсным отбором. По результатам учебной и внеучебной деятельности общественное мнение зачислило её в число элитарных школ города. Наряду с детьми из своего микрорайона в школе обучаются ребята со всего города. Их доля составляет 46% всего состава учащихся .

Важными особенностями школы является то, что в ее структуру входят 2 подразделения дополнительного образования «Школа искусств» и «Спортивная школа», а также то, что для обеспечения доступности образования работа во второй половине дня построена через группы продленного дня. При этом практически все учащиеся (96% в целом по школе и 100% в начальных классах) во второй половине дня охвачены дополнительным образованием. Функционирует игровая комната, лаборатория.

Для многих учащихся и их родителей такой режим работы школы является большим преимуществом и привлекает в школу детей из разных микрорайонов города.

В конкретных условиях деятельность МБОУ СОШ № 54 направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность. В МБОУ СОШ № 54 в параллели классов 2011-2015 г.г. реализуются образовательные программы для общеобразовательных классов:


  • «Школа 2100» кроме предметов математика и технология. Преподавание математики ведётся по учебнику Л.Г.Петерсон ОС «Перспектива», технологии – по учебнику Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. системы Л.В.Занкова.

  • «Гармония» кроме предмета математика. Преподавание математики ведётся по учебнику Л.Г.Петерсон ОС «Перспектива».

В параллелях классов 2012-2016 г.г., 2013-2017 гг. реализуется образовательная программа «Школа 2100», кроме предметов математика и технология. Преподавание математики ведётся по учебнику Л.Г.Петерсон ОС «Перспектива», технологии – по учебнику Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. системы Л.В.Занкова.

МБОУ СОШ № 54, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нём, достигать социального успеха.



В основе реализации образовательной программы МБОУ СОШ № 54 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.



Главные цели реализации образовательной программы


  • Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие.

  • Развить творческие способности школьников; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка.

  • Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания.

  • Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

  • Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях.

  • Дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.


Педагогические ценности школы

Педагогический коллектив понимает, что выпускник начальной школы должен быть подготовлен к жизни на следующей ступени взросления.

Педагогический коллектив осуществляет на практике принцип гуманизации школы, под которым понимается индивидуализация школьного образования, его личностно ориентированный характер, причем, как со стороны учащегося, так и со стороны учителя.
Что педагоги школы не будут делать ни при каких обстоятельствах
Педагоги не будут применять методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (ст. 336, п. 2 ТК РФ):


  • угрозы в адрес обучающегося;

  • преднамеренная изоляция обучающегося;

  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

  • оскорбление и унижение достоинства;

  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

  •  постоянная негативная характеристика обучающегося;

  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

  • систему штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;

  • выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;

  • отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 лет;

  • перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка;

  • наносить вред здоровью ребенка (через несоответствие расписания нормам валеологии; сверхнормативное увеличение учебного плана; проведение более двух контрольных, проверочных работ в день; большие объемы домашних заданий).


Распределение сфер ответственности за образовательные результаты
Школа несёт ответственность за:


1. Качество обучения, то есть обязаны полностью выполнить образовательные программы. Для этого в школе создается учебный план и график прохождения учебного материала. В процессе обучения учащийся должен получить знания, которые соответствуют утвержденным государственным стандартам.


(«образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:
…реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников». (п.3, ст.32, ФЗ РФ «Об образовании»).
Для выполнения этого требования школа комплектует классы и принимает на работу педагогические кадры, имеющие соответствующую квалификацию. (п.2.4, 2.14 ст.32 ФЗ РФ «Об Образовании»).

2. За жизнь и здоровье учеников, пока учащиеся находится в здании школы, на экскурсии, на соревнованиях, во время конкурсов, в группе продленного дня.

(В п.3 ст.32 ФЗ РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса).

3. За соблюдение прав и свобод ученика. (п.3, ст.32 ФЗ РФ «Об образовании»).

4. За создание условий, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья учащихся.

(В п.2.19, ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании» указано, что школа отвечает за создание в образовательном учреждении условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. П.1 ст.51 ФЗ РФ «Об образовании» разъясняет, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся , воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения).




Семья несёт ответственность:
1.За воспитание и развитие своих детей.

(Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года). Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.П.1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. П.2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования).
2. За воспитание, получение детьми основного общего образования.

(Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года). Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей): п.1.Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением; п.2.Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения; п.3.Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить обучение в образовательном учреждении; п.4.Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования).
Учителя несут ответственность за:

- реализацию не в полном объеме образовательных программ;

- не обеспечение уровня подготовки учащихся требованиям ФГОС НОО;

- жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

- нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения;

- безопасное проведение образовательного процесса;

- организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.;

- осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

(Должностные обязанности учителя начальных классов)
Ученик несет ответственность за:
- нарушение требований Типового положения об общеобразовательном учреждении
«Обучающиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка». (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57).

Расшифровывая обязанность «добросовестно учиться», считаем необходимым подчеркнуть, что это значит:



- в полном объеме освоить учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом;
- вовремя и успешно пройти промежуточные и итоговые аттестации. Фактически пункт 57 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» имеется в Уставе нашего образовательного учреждения. А грубое нарушение Устава может поставить под вопрос пребывание учащегося в стенах школы. Таким образом, закон предоставляет учащемуся большие права, но они неразрывно связаны с его обязанностями. Типовое положение об общеобразовательном учреждении — п. 51, 57


Смотрите также:
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Образовательная программа начального общего образования Принята педагогическим советом
3799.02kb.
16 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1423.18kb.
5 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по ос «Школа 2100»
13711.71kb.
52 стр.
Управляющего совета В. И
3166.06kb.
15 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
989.34kb.
7 стр.
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради №1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е изд., доп
519.79kb.
2 стр.
Программа по английскому языку в начальной школе
215.36kb.
1 стр.
Пояснительная записка Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися основной
4308.55kb.
17 стр.
Рабочая программа по предмету Английский язык для 2 класса
657.35kb.
5 стр.
Рабочая программа по технологии 1-4 классов начального общего образования на период 2011-2016 годы
1354.96kb.
6 стр.