Главная
страница 1
Повторительно- обобщающий урок в 5 классе.

Тема урока: « Страна Большого Хапи» ( урок- игра)

Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме « Древний Египет»

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ученикам сообщаются условия проведения игры, основные этапы. Дается объяснение названию урока.

Наше путешествие пройдет по стране Большого Хапи, как называли Древний Египет соседние народы( хапи у египтян означало река).

2. Проведение игры.

Первый этап. « Знаешь ли та где находится….» ( показать на карте)

Египет, Нил, дельта Нила, территории, куда совершали свои походы фараоны Египта.

Второй этап. Решение кроссворда. « Построй пирамиду»( кроссворд составлен в виде пирамиды).

Третий этап. « Знаешь ли ты даты и термины..?» ( каждому дается лист с терминами и датами)

Четвертый этап «Телеграммы из Египта»( нужно угадать, героя, сказавшего слова.)

Пятый этап. « Логические ряды»

Шестой этап. Викторина « Угадай- ка» ( проводится устно, кто больше даст правильных ответов)

Седьмой этап. Решение исторических задач.

Примечание: Сколько этапов проводить и в какой последовательности выбирает сам учитель. Выбор будет зависеть от уровня подготовки класса и количества учеников.

3.Подведение итогов. Оценки за письменные задания выставляются на следующем уроке, после проверки письменных заданий.

Первый этап. « Знаешь ли ты, где находится..»)

1 вариант. Дети выходят к настенной карте и показывают: Египет, Нил, дельту Нила, столицы Египта Мемфис и Фивы.

2 вариант. Ученикам раздаются печатные листы с картой Египта. На этих листах дети самостоятельно отмечают искомые объекты.

Например: отметь дельту Нила, первую Мемфис ( вторую Фивы)) столицы Египта, направления военных походов фараонов. Напишите название морей, омывающих Египет.



Второй этап. Решение кроссворда « Построй пирамиду»

Одним из чудес света считались в древности египетские пирамиды. Отгадав кроссворд. ты построишь свою пирамиду.



1вариант.









5










4
























3


















2

























1































Заполняется только по горизонтали:

  1. Как иначе можно назвать величественные гробницы фараонов.

  2. Знаки – рисунки, означавшие слова, части слов. В давние времена в египетской письменности употреблялось около 750 таких знаков.

  3. Тростник, из которого изготовляли материал для письма.

  4. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля.

  5. Злой бог пустыни, убивший Осириса.

Ответы: усыпальница, иероглифы, папирус, шадуф, Сет.

2 вариант









5










4
























3


















2

























1































Заполняется только по горизонтали:

  1. Человек, пускавший в ход плеть и палку, заставляя крестьян и рабов без отдыха работать на строительстве пирамид, дамб и каналов.

  2. Жена фараона Эхнатона, чей скульптурный портрет дошел до наших дней.

  3. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм

  4. Высушенное тело, обмотанное бинтами.

  5. Бог, сын Осириса, покровитель фараонов.

Ответы: надсмотрщик, Нефертити, обелиск, мумия, Гор.

Третий этап. « Знаешь ли ты термины и даты?»

1вариант.

Что произошло в

Около 1500 года до н. э. –

Около 2600 года до н. э.-

Дай определение понятиям: религия, вельможа.

2 вариант.

Что произошло в

Около 3000 года до н. э.-

Около 2600 года до н. э.-

Дай определение понятиям: жрец, налог.

Четвертый этап. «Телеграммы из Египта» ( проводится устно)

Зачитав выражение, ребята должны угадать, Кто произнес эти слова? По какому поводу?.



  1. « Кому этот драгоценный гроб придется впору, тому и достанется!»

( Сет, погубивший Осириса)

  1. « Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя.» ( Писец, поучающий ученика)



  1. « Я не делал зла.

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

Я не крал.

Я не лгал.

Я не бал причиной слез.

Я чист, я чист, я чист, я чист!»

( умерший на суде Осириса)


  1. « ..Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.»

Хвалебная песнь египтян о Ниле)



  1. « Когда ты заходишь на западе- земля погружается во тьму, подобную смерти. Когда ты восходишь на востоке - вся земля торжествует.» ( хвалебная песнь египтян о Солнце)



  1. « Только нам боги открывают свою волю. И только мы знаем, как правильно молиться богам» ( жрецы)

Пятый этап. « Логическая цепочка»

Дается ряд слов, логически связанных между собой, только одно слово выпадает из этого ряда. Ученики должны найти это слово.

А) Осирис, Анубис, Сет, Тутмос, Амон-Ра.

( Тутмос- фараон, а остальные египетские боги)

Б) Палестина, Нубия, Ливия, Индия, Финикия.

( Индия-страна, куда не совершались завоевательные походы фараонов)

В) Тутанхамон, Синухет, Тутмос, Хеопс, Эхнатон.

( Синухет- царский вельможа, а остальные фараоны)



Шестой этап. Викторина « Угадай- кА»

  1. Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным. Белые и голубые цветы его, раскрывающиеся к ночи, приятно пахнут. ( лотос)

  2. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале.( сфинкс)

  3. Древнегреческий историк, описавший строительство пирамиды и жизнь египтян. ( Геродот)

  4. Душа у египтян ( Ка)

  5. Мелкие предметы, которые по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий ( амулеты)

  6. Сплав меди и олова, из которого изготавливались наконечники копий. Топорики . кинжалы. ( бронза)

  7. Короткие копья, которые метали с боевых колесниц.( дротики)

  8. Французский ученый, разгадавший тайны египетский иероглифов ( Шампольон)

  9. Чтобы отвести лишнюю воду сполей, а позже ею экономно воспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и ралли многочисленные…. ( каналы)

  10. Как назывались сказания о богах и легендарных героях ( мифы)

  11. В виде какого животного, изображали египтяне богиню Бастет ( кошка)

  12. Жилище для богов ( храмы)

  13. Выпуклое изображение на камне. ( рельеф)

  14. Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород ( ил)

  15. Островки зелени, встречающиеся среди песков пустыни ( оазисы).

Седьмой этап. Решение исторических задач.

1 задача. Необычное желание египетских вельмож.

В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями. Чем это можно объяснить?



Дополнительные вопросы: почему грамотные египтяне в отличие от людей нашего времени гордились тем, что умеют читать и писать? Что представляло собой древнеегипетское письмо? Почему им было трудно овладеть?

2 задача. Как правильно произносить имена древних египтян?

В одних книгах, например в школьном учебнике, древнеегипетский бог солнца назван «Амон-Ра». В других книгах, также написанных в наши дни учеными, тот же бог назван почему-то иначе – «Амун-Рэ». Чем можно это объяснить разное написание египетских имен в разных книгах?



Дополнительные вопросы: знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему? Что представляло собой письмо древних египтян? Каковы его отличия от нашего письма?

3 задача. Страна дешевизна домов.

Из древних записей мы узнаем, что в Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два куска ткани. Не слишком маленькая цена? В наши дни помещение для жилья и тем более целый дом стоят несоизмеримо дороже. Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.



Дополнительные вопросы: «Вспомните, из какого материала строили дома. Предположите, из какого материала делали кровати.

4 задача. Где находится «страна мертвых»?

В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это красиво звучащее слово означает всего-навсего «запад». Чем объяснить подобное название «страны мертвых», данное египтянами?



Дополнительные вопросы: «С каким повторяющимся каждый вечер явлением природы связана вера египтян в то, что «страна смерти на западе»?


Смотрите также:
Урок в 5 классе. Тема урока: «Страна Большого Хапи» ( урок- игра)
71.38kb.
1 стр.
Урок английского языка в 4 классе (2-й год обучения, 1 урок в неделю) Учитель : Доронина Т. А. Тема урока: «Цвета» (первый урок по теме) Тип урока : творческий проект «Изготовление Рождественской открытки»
48.04kb.
1 стр.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. (2 урок). Урок закрепления знаний
57.37kb.
1 стр.
Тема урока "focus on russia" Учитель: Прилипко Оксана Александровна Тема урока: Focus on Russia Тип урока: комбинированный урок ролевая игра; презентация и защита проекта
35.65kb.
1 стр.
Урок музыки во втором классе. Общая тема года «музыкальная прогулка». Тема урока «ноты долгие и короткие» Урок №13
24.59kb.
1 стр.
Урок Игра- путешествие «Два флота» 2 класс заключительный урок 3 четверти (Тема года: «Ты и искусство») Тема: «Два флота» Тип урока: игра- путешествие
84.08kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Урок в 7 классе. Тема урока: «Алгебраический способ решения задач»
28.11kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2а классе. Учитель: Лапшина Е. А. Тема урока: «Экосистемы» Творческая работа учащихся в парах. Урок русского языка в 3а классе
38.19kb.
1 стр.
Обобщающий урок в 7-м классе Урок-соревнование по теме «Отдел водоросли» 7 класс Тема урока: «Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»
56.92kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе Тема урока: Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади». Форма урока: урок-размышление
46.65kb.
1 стр.
Уроков литературного чтения во 2 классе по умк «Перспективная начальная школа» 1 урок: Тема урока: Главный герой. В. Драгунский «Что я люблю». 2 урок: Тема урока
220.17kb.
1 стр.