Главная
страница 1страница 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Гуманитарные науки»

ФИЛОСОФИЯ.

Логические схемы

Методические указания


Волгоград

2010

ББК 87 я 7

Ф 51
Философия. Логические схемы: методические указания / Сост. М. М. Ломиворотов, А. Г. Бондаренко; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2010. – 34 с.

Материал излагается с помощью логических схем. Методические указания включают проблемные задания, упражнения, вопросы. Представлена учебная литература последних лет.

Предназначены для преподавателей философии.

Ил. 28. Табл. 2. Библиогр.: 7 назв.

Рецензент к. ф. н., доцент С. В. Димитрова


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 Волгоградский

государственный

технический



университет, 2010

Лекция 1. Специфика философского знания
План лекции

1. Становление философии.



2. Структура философского знания.

3. Место и роль философии в культуре.


Проблемные вопросы:

1. Почему человек философствует?

2. В чем специфика философствования?
Логическое задание:

Сократ и Платон разработали концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие науки и искусства. В конечном счете, именно античная концепция идей оценивается ныне как смыслообразующая основа современной постиндустриальной цивилизации.

Теперь можно поставить существеннейший для нашей темы логический вопрос: почему концепция идей является по своей природе философской, а не, например, математической?

Дело в том, что в своем философском содержании концепция идей соотносится со всеми идеями, а не только с математическими или экономическими, это во-первых. Во-вторых, концепция идей максимально действенна, она как бы пронизывает всю сферу бытия человека, вызывает к жизни не один, а целый поток существеннейших вопросов, относящихся к сферам личной и общественной жизни, политики, образования и т. д. Философское – значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.


Цель лекции:

Объяснить специфику предметной области и метода философии как науки о наиболее общих законах взаимодействия человека с окружающим миром.
Рекомендации

Первый вопрос. Стержнем содержания вопроса о становлении философии будет следующая логическая схема (см. рис. 1).

Основные категории:

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, опираясь на которую он определяет свое место в мире и свое отношение к этому миру.



Мировоззрение.

Становление философского мировоззрения (философской картины мира)







Мифологическая картина мира

Религиозная картина мира

Философская картина мира


Рис. 1.
Картина мира – целостная система взглядов на окружающий мир (сущность мира, происхождение мира, развитие мира и т. д.).

Мифология – более или менее систематизированная совокупность легенд, сказаний, древних преданий о происхождении мира, о явлениях природы, о жизни общества, о легендарных героях, богах, злых духах и т. п., в которых отразились примитивные фантастические представления людей на самых ранних ступенях развития человеческого общества.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Философия – форма общественного сознания; учение о наиболее общих законах взаимодействия человека и мира.


Второй вопрос. Структурно философское знание включает следующие основные учения и связи (см. рис. 2):



Философия как наука

Объектом философии является взаимодействие человека с окружающим миром

Предметом философии являются наиболее общие законы взаимодействия человека с окружающим миром





Онтология

Гносеология

Диалектика

Социальная философия

Рис. 2.
Основные понятия:

Наука – систематизированное знание, отражающее мир в форме законов и закономерностей.

Философия как наука (систематизированное знание) включает: онтологию, гносеологии., диалектику, социальную философию и др. отрасли.

Онтология – учение о бытии (существовании).

Гносеология – учение о познании.

Диалектика – учение о развитии, всеобщих связях.

Социальная философия – учение об обществе.


Третий вопрос. Место и роль философии в культуре можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 3):

К у л ь т у р а

Материальные ценности

Философия


Духовные ценности


Рис. 3.
Философия – часть культуры.

Философия и культура взаимообусловлены.

Культура – исторический тип жизнедеятельности людей, результаты которой отражаются в продуктах материальной и духовной деятельности.



Выводы

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Философия – это метанаука, в качестве таковой она образует единство с конкретными науками.

Философия обладает всеобщим концептуальным (категориальным) аппаратом.

Предназначением философии является обеспечение наиблагоприятнейшего будущего человечества.

Актуальная философия – это наивысшие достижения культуры, наивысший уровень самоосмысления человечества, достигнутый к настоящему времени.


Формы отчетности

1. Устный опрос студентов.

2. Подготовленные студентами небольшие по объему сообщения, соответствующие вопросам лекции (на основе предложенной преподавателем тематики и рекомендаций по использованию литературы).

3. Рассмотрение проблемных вопросов, поставленных в процессе чтения лекции.


Лекция 2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
План лекции

1. Античная философия.



2. Философия эпохи средневековья и Возрождения.

3. Философия Нового времени.

4. Философский иррационализм 19 в.

5. Особенности русской философии.

6. Современные философские направления.
Проблемные вопросы:

1. Почему философские проблемы в античные времена выступали как космологические?

2. Каковы отличия теоцентризма от антропоцентризма?
Логическое задание:

Необходимо заполнить таблицу 1, характеризующую персоналии и категории философской мысли.



Таблица 1

Персоналии

Даты жизни

Основные

труды


Основные

понятия


Основные философские проблемы

Аристотель
Августин Аврелий

Рене Декарт



384 – 322 гг. до н. э.

354 – 430 гг. н. э.

1596 – 1650 гг.


«Органон»,

«Физика»,

«Метафизика».

«О граде

Божьем»,

«Исповедь».


«Начала философии»


Метафизика – исследование причин, первых или высших начал.
Душа;

Бог.


Мышление;

идеи врожденные;

идеи приходящие;

идеи изобретенные.



Проблемы материи и формы.

Проблемы творения и времени.


Сущность теории познания


Цель лекции:

Выяснить специфику методов философствования в эпохи античности, средневековья, Возрождения, Нового времени, современности

Рекомендации

Первый вопрос. Античную философию можно представить следующей логической схемой (см. рис. 4):

Милетская школа (Милет – гор. в Древней Греции) (7 – 5 вв. до н. э.)

Фалес: источник всего – вода;

Анаксимен: источник всего – воздух;

Анаксимандр: источник всего – апейрон.




Школа элеатов

Парменид: размышления о бытии;


Зенон: учение о парадоксах (Парадокс – неожиданное высказывание; апория – затруднение, задача).


Школа Пифагора

Пифагор: «все есть число».







Атомисты

Левкипп,


Демокрит: есть атомы и пустоты.

Школа Сократа

Сократ: метод диалектики (включающей иронию и майевтику (рождение мысли, понятия)).



Софисты

Протагор: «человек есть мера всех вещей».






Школа Аристотеля

Аристотель: учение о материи и эйдосе (форме);

логика;

этика.


Школа Платона

Платон: учение об идеях;

учение об обществе;

этика.


Философия эллинизма

Кинизм (Диоген);

Стоицизм (Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп, Плутарх);

Эпикуреизм (Эпикур);

Скептицизм (Пиррон, Карнеад).

Рис. 4.
Основные категории:

Космоцентризм – философская позиция, отстаивающая идею о том, что в центре всех явлений, процессов находится космос.

Теоцентризм – философская позиция, отстаивающая идею о том, что в центре всех явлений, процессов находится Бог.

Антропоцентризм – философская позиция, отстаивающая идею о том, что в центре всех явлений, процессов находится человек.
Второй вопрос. Философию средневековья и Возрождения в логической схеме можно представить так (см. рис. 5):


Теология


Патристика



Схоластика




Номинализм

Реализм

Концептуализм




Креационизм;

Теоцентризм;

Монотеизм;

Провиденциализм;

Символизм;

Откровение и вера;

Теодиция.

Рис. 5.
Основные понятия:

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

Провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

Символизм – средневековое противопоставление попыткам и умениям человека находить скрытое значение того или иного предмета.

Теодиция – букв. оправдание Бога.



Третий вопрос. Философию Нового времени можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 6):


Философия Бэкона



Галилей и Ньютон: создание теоретической механики

Философия Декарта

Философия Локка

Философия Лейбница






Основные идеи философии Нового времени:

принцип автономно мыслящего субъекта;

принцип методического сомнения;

индуктивно-эмпирический метод;

рационально-дедуктивный метод;

гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

выработка нового юридического мировоззрения.

Рис. 6.
Картезианское сомнение – это сформулированный Р. Декартом принцип изучения явлений, процессов реального мира, путем выдвижения сомнений относительно их обоснований.


Четвертый вопрос. Философский иррационализм 19 в. можно представить сравнительной таблицей 2.

Таблица 2

Философская проблематика

Классическая рациональная философия 18 – 19 вв.

Неклассическая иррациональная философия 19 в.

Соотношение разума и воли

Философия Гегеля

Философия жизни

(Шопенгауэр, Бергсон, Ницше)



Проблема человека

Антропологический материализм Фейербаха;

Диалектический материализм Маркса


Учение о бытии

Экзистенциализм

(Ясперс, Марсель, Сартр, Камю).



Внешний мир в потоке феноменов

Феноменология

(Гуссерль)



Предмет понимания

(Что такое понимание? Что такое язык?)



Герменевтика

(Шлейермахер, Дильтей, Гадамер).


Классическая философия от античности до Гегеля и Маркса была «разумной», она опиралась на силу разума и считала сущность определяющим моментом действительности. В противовес рационализму формировалась неклассическая философия, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни), существование человека (экзистенциализм), понимание (герменевтика).



Пятый вопрос. Особенности русской философии можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 7):


Русская (несоветская) философия

(зарождение связано с принятием в 988 г. христианства на Руси и влиянием византийской философии)





Философия славянофилов

(Киреевский И. В., Аксаков К. С., Самарин Ю. Ф., Хомяков А. С. и др.)

Устранение противоречий между умом и верой;

Обоснование важности возвращения религии роли и прав духовного лидерства;

Соборность (общинность);

Любовь (к Богу);

Учение о цивилизации;

Экзистенциализм;

Самобытность русского пути и русской идеи.

Философия западников

(Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Белинский В. Г., Герцен А. И. и др.)

Диалектика как «алгебра» революции;

Единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления;

Этика;

Идея значимости западноевропейского опыта для развития российского общества.






Философия

Соловьева В. С.






Принцип целостности;

Принцип положительного всеединства;

Соборность;

Принцип этического персонализма;

Принцип истины-праведности;

Космизм

Рис. 7.


Шестой вопрос. Современные философские направления можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 8):

Современные философские направления









Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»
Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме;

Неоконтианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы).



Современный философский иррационализм
«Философия жизни» и ее разновидности;

Психоаналитическая философия;

Экзистенциализм

Общество и культура как предметы философского анализа
Философия истории Тойнби;

Смысл истории и ее постижение в философии истории Ясперса;

Концепции культуры и цивилизации

Рис. 8.


Основные понятия:

Воля – способность человека приложить дополнительные усилия, необходимые для достижения цели.

Герменевтика – направление, считающее главной задачей истолкование и понимание смыслов.

Иррациональное – не продающееся разумному объяснению.

Рационализм – признание за человеческим разумом высшего и решающего значения в познании и практической деятельности.

Цивилизация – 1) идеал прогрессивного развития человечества в целом; 2) стадия развития человечества; 3) конкретное историческое и этническое общественное образование (тип общества), отличающееся от др. своими укладом хозяйствования, быта, господствующей культурой, религией и др.

Экзистенциализм – философское направление, выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.
Выводы

Таким образом, философия возникла в результате зарождения науки, как стремление объяснить картину мира иначе, чем ее объясняли мифология и религия. Становление философии произошло не сразу, а заняло ряд длительных исторических этапов.

На протяжении истории развития общества совершенствовалась и философия. Четче очерчивалась ее проблематика, обоснование наиболее общих законов взаимодействия человека и окружающего мира обеспечивалось более точной и научной аргументацией.
Формы отчетности

1. Устный опрос студентов.

2. Подготовленные студентами небольшие по объему сообщения, соответствующие вопросам лекции (на основе предложенной преподавателем тематики и рекомендаций по использованию литературы).

3. Рассмотрение проблемных вопросов, поставленных в процессе чтения лекции.


Лекция 3. Учение о бытии
План лекции

1. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.



2. Понятия материального и идеального.

3. Пространство и время.

4. Виды движения и развития.
Проблемные вопросы:

1. Что из существующего зависит, а что не зависит от человека?

2. Правильным ли является суждение «Существует все то, что я вижу и слышу»?
Логическое задание:

О существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные объяснения. Но всякая теория выступает как учение о бытии (онтология, от греч. ontos – сущее и logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма важный вопрос: Что именно существует и каким образом существование объясняется на основе теории?


Цель лекции:

Осветить проблему существования. А именно: Что существует? Что такое существование? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Что из существующего зависит и что не зависит от человека?
Рекомендации

Первый вопрос. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизации бытия можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 9):

Разновидности существования (виды бытия) и их признание









Признание многообразия мира (плюрализм)

Основные виды бытия рассматриваются в соответствующих концепциях (науках).

Множество (плюрализм) наук соответственно является признанием плюрализма бытия.

Признание одного типа реальности (монизм)
В качестве единственной реальности признается существование материи либо духа (Бога).

Признание существования двух типов реальности (дуализм)
В качестве реально существующих признаются и материя, и дух (Бог).

Рис. 9.
Основные категории:



Синергетика – наука о самоорганизации открытых систем. Главное содержание синергетики состоит в обосновании того, что открытые системы часто оказываются в точках неравновесия, и их поведение описывается вероятностным образом. Из точки неравновесия система попадает в одну из возможных историй своей эволюции.

Плюрализм (от греч. pluralis – множество) – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Монизм (от греч. «monos» – один) – философское учение, ищущее и усматривающее одно начало мира.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи.


Второй вопрос. Понятия материи и сознания, характеристику явлений, охватываемых этими понятиями, целесообразно представить в виде следующей логической схемы (см. рис. 10):

Соотношение материи и сознания





Определение материи

Определение сознания


Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга, заключающееся в активном, целенаправленном отражении действительности.





Как соотношение материального и идеального

Рис. 10.
Третий вопрос. Понятия пространства и времени, характеристику явлений, охватываемых этими понятиями, целесообразно представить в виде следующей логической схемы (см. рис. 11).



Каждое явления (предмет, процесс) как вид реальности существует




в пространстве



во времени


Пространство – протяженность, структурность, рядоположенность явлений (предметов, процессов).

Характеризуется:

всеобщностью (как форма бытия любого явления (предмета, процесса);

трехмерностью;

кривизной.


Время – длительность существования явлений (предметов, процессов).
Характеризуется:

всеобщностью (как форма бытия любого явления (предмета, процесса);

однонаправленностью;

кривизной.



Рис. 11.


Основные категории:

Кривизна пространства – это изменение (неодинаковость) пространственных характеристик по отношению к явлениям (предметам, процессам) объективной реальности.

Кривизна времени – его изменение при достижении движущимся материальным предметом скорости света.

Кривизна пространства и времени получили свое обоснование в теории относительности.
Четвертый вопрос. Виды движения и развития можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 12).

Социальное движение

Биологическое движение


Химическое движение





Физическое движение



Механическое движение




Развитие



Прогресс

Регресс

Рис. 12.


Основные категории:

Движение – изменение любого вида и формы вообще.

Развитие – изменение, имеющее определенную направленность.

Прогресс – изменение, имеющее восходящую направленность.

Движение – изменение, имеющее нисходящую направленность.


Выводы

Таким образом, бытие представляется как существование бесконечного многообразия предметов, явлений, процессов реальности. Универсальным способом такого существования выступает движение в пространстве и во времени. Существование также является основой единства мира.


Формы отчетности

1. Устный опрос студентов.

2. Подготовленные студентами небольшие по объему сообщения, соответствующие вопросам лекции (на основе предложенной преподавателем тематики и рекомендаций по использованию литературы).

3. Рассмотрение проблемных вопросов, поставленных в процессе чтения лекции.


Лекция 4. Человек, общество, культура. Проблемы социальной

философии


План лекции

1. Общество и его структура.



2. Человек в системе социальных связей.

3. Человек и исторический процесс: личность и массы; свобода и необходимость.

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Проблемные вопросы:

1. Люди объединяются в общественное целое случайно или неслучайно?

2. Что объединяет людей?
Логическое задание:

Оппоненты марксистов считают первичными ценности, а не предметные действия. Поясняющий пример: запруду могут строить люди и бобры, но лишь первые являются социальными существами, и как раз благодаря ценностному содержанию их деятельности. Разумными ли представляются доводы немарксистов?


Цель лекции:

Рассмотреть основные современные концепции, объясняющие сущность, законы развития общества, и, опираясь на современные научные открытия и на практику, определить сущность, структуру общества, место человека в обществе, особенности развития российского общества.
Рекомендации

Первый вопрос. Общество и его структуру можно представить следующей логической схемой (см. рис. 13):



Общество


Экономическая подсистема



Политическая

подсистема



Социальная подсистема

Духовная подсистема


Материальное производство



Государство;

политические партии



Социально-классо-вая; демографическая и др. структуры

Духовное производство; общественное сознание

Рис. 13.
Основные категории:

Общество (в широком смысле понятия) – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Общество (в узком смысле понятия) – это определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.

Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности, нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов общества.
Второй вопрос. Систему связей человека и общества можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 14):


Человек как соотношение








природного социального

Рис. 14.


Основные категории:

Человек – понятие, обобщенно отражающее качества, как биологические, так и социальные, присущие человеческому роду вообще.

Индивид – конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.

Личность – система социальных качеств (отношений), носителем и субъектом которых выступает индивид.


Третий вопрос. Логическая схема основного содержания вопроса может быть представлена таким образом (см. рис. 15):


Роль народных масс и личности в истории

Свобода
Необходимость





Личность



Массы

Свобода
Необходимость




Рис. 15.


Основные категории:

Свобода воли – возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач (познанная необходимость).

Воля – сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая представляет для него определенную ценность.

Необходимость – категория для обозначения того, что при определенных условиях по причине действия законов и закономерностей произойдет так, а не иначе.

Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий проступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Волюнтаризм – признание примата воли над мышлением и другими проявлениями духовной жизни человека.


Четвертый вопрос. Основное содержание формационной и цивилизационной концепций общественного развития можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 16):

Культура


Культура общественно-экономической формации



Культура цивилизации

Рис. 16.
Основные категории:

Культура – исторический тип жизнедеятельности людей, результаты которой отражаются в продуктах материальной и духовной деятельности.

Общественно-экономическая формация – исторически конкретный тип общества, возникающий на своей экономической основе – базисе.

Цивилизация – 1) идеал прогрессивного развития человечества в целом; 2) стадия развития человечества; 3) конкретное историческое и этническое общественное образование (тип общества), отличающееся от др. своими укладом хозяйствования, быта, господствующей культурой, религией и др.
Выводы

Таким образом, общество – это совместная деятельность людей, соответствующая выбранным ими ценностями. Социальные явления интерпретируются на основе ценностей.

Поведение человека в обществе детерминировано, но не однозначным, а вероятностным образом. Тезисы, как об абсолютной свободе, так и об абсолютной необходимости поведения человека являются неуместными крайностями в интерпретации поведения людей.

Роль личности в истории определяется, в первую очередь, тем, в какой степени конструируемый ею ценностный мир разделяется другими людьми.


Формы отчетности

1. Устный опрос студентов.

2. Заслушивание выступлений студентов с небольшими по объему сообщениями по соответствующим вопросам лекции (на основе предложенной преподавателем тематики и рекомендаций по использованию литературы).

3. Рассмотрение проблемных вопросов, поставленных в процессе чтения лекции.



Лекция 5. Философское учение о человеке и смысле его бытия
План лекции

1. Свобода и ответственность; насилие и ненасилие.



2. Нравственные ценности и идеалы.

3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

4. Религиозные ценности и свобода совести.
Проблемные вопросы:

1. Почему перед каждым человеком встает вопрос о смысле его жизни?

2. В чем состоит общий смысл жизни людей?
Логическое задание:

В условиях экономического кризиса общество, как правило, находится в нестабильном состоянии. Возрастает ответственность руководителей всех рангов, а также простых исполнителей во всех сферах деятельности. Возникает вопрос, почему повышается роль ответственности и необходимости ее понимания всеми членами общества?



Цель лекции:

Выяснить сущность человека, смысл его бытия и на этой основе рассмотреть основные проблемы свободы и ответственности, насилия и ненасилия, а также роль и значение нравственных, эстетических, религиозных ценностей.
Рекомендации

Первый вопрос. Стержнем содержания вопроса о свободе и ответственности, насилии и ненасилии в человеческом бытии может стать следующая логическая схема (см. рис. 17):

Личность

Смысл человеческого бытия





Свобода и ответственность



Насилие и ненасилие

Рис. 17.
Основные категории:

Личность – система социальных качеств (отношений), носителем и субъектом которых выступает индивид.

Смысл человеческого бытия – категория, используемая для обозначения того, что выступает самым важным в жизни человека. Смысл жизни человека определяется миром его ценностей. Институт ценностей отличает общество от остальной части живой природы, а человека – от других существ.

Свобода – познанная необходимость ответственности, следованию добру в деятельности человека.

Ответственность – жизненный принцип следования этике добра. Абсолютизация сиюминутных выгод несовместима с принципом ответственности. Ответственность предполагает совершение действий и поступков, основанных на ценностях, способных дать наилучший результат в проекции на максимально отдаленное будущее.

Насилие – физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

Ненасилие – действие (поведение), исключающее такого рода воздействие, которое относят к насилию.


Второй вопрос. Систему нравственных ценностей и идеалов можно представить с помощью следующей логической схемы (см. рис. 18):

Теория ценностей (аксиология)



Этика




Цель




Целесообразность





Ценностные ориентации


Рис. 18.
Основные категории:



следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания Волгоград 2010 ббк 87 я 7 ф 51
444.73kb.
2 стр.
Методические указания ркп «Политехник» Волгоград 2004 ббк 81. 2 Анг
155.26kb.
1 стр.
Методические указания для студентов всех форм обучения Волгоград, 2000г. Ббк ш 143. 21 92. Великобритания
184.43kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению семестрового задания и разъясняются предъявляемые к нему требования
71.76kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технологическая оснастка» рпк «Политехник» Волгоград 2002
169.5kb.
1 стр.
Методические указания Красноярск сфу 2010 (075) ббк 87 я73
727.96kb.
3 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 удк ббк ф
281.02kb.
1 стр.
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания
415.72kb.
1 стр.
Рабочая программа технологической практики для специальности 12. 01. 00. "Технология машиностроения" Методические указания
175.43kb.
1 стр.
Диссертация по праву методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета 2010
871.15kb.
4 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2012 удк ббк г
252.9kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению расчетно-графической работы Ухта, 2010
155.41kb.
1 стр.