Главная
страница 1

Художественная осень в Берлине – прогулка, или, скорее, марафон, по берлинским выставкам и ярмаркам изобразительного искусства

Казалось, что Берлин несколько месяцев сдерживал дыхание, чтобы одним духом одарить город всего за одну неделю десятками высококлассных выставок, фестивалями и ярмарками изобразительного искусства.

За счёт преднамеренного нагромождения терминов организаторы попытались привлечь внимание интернациональной публики, изначально прибывших в Берлин на ярмарку «Арт Форум» (28.9.-3.10.2005).
Ярмарка современного искусства «Арт Форум», отпраздновав в этом году своё десятилетие, может гордиться своими успехами: несмотря на былые экономические и структурные кризисы, на внутренние конфликты берлинских галеристов, приводивших даже время от времени к отказу от участия в ярмарке, сегодня «Арт Форум» успешен как никогда, доказывая ещё раз правоту тех, кто верил в будущее художественного Берлина ещё в девяностые годы.

Kак и в прошлом году, была предложена специальная программа для коллекционеров, ежедневные доклады специалистов и, также в рамках прошлогодней концепции, дополнительная, курируемая выставка-продажа внутри самой ярмарки.


Уже в первый день многие галереи могли похвастаться первыми продажами, некоторые берлинцы смогли распродать свой стенд ещё до официального открытия ярмарки (так, например, галерея «Михаэль Шульц» продала новую картину Норберта Биски за 31.000 евро). Работа шведского художника Якоба Дальгрена отобразила шутливое преклонение перед Малевичем (3200 евро); новый объект Биргит Дикер из ткани («Триумф», 2005, 14.000 евро) представил традиционное женское нижнее белье в совершенно новом свете; одной из самых дорогих стала работа испанского фотографа Хосе Мануеля Баллестера «Cambiando de terminal» за 45 тыс. евро; всеобщее внимание привлекли фотографические работы Ким-Джун из Китая («we-Adidas», 2005, 6800 евро); по спине бежал холодок от объектов кореянки Секйунг Ли из волос (2000 евро).
Русские галереи, как и прошлом году, в ярмарке не участвовали, да и вообще художников и галереи из Восточной Европы приходилось буквально выискивать. Меньше фотографии и видео, больше скульптуры; всё также много живописи; меньше кич- и трэш-искусства, зато больше работ с минималистским началом и, к всеобщему удивлению, работы некоторых классиков, которые можно было бы скорее представить на традиционной художественной ярмарке «Art Cologne» - таковы тенденции, характеризующие ярмарку в этом году. «Art Forum» однозначно повзрослела и в скором времени, возможно, сама грозит стать классиком.
Параллельно к «Арт Форум» можно было посетить три (!) альтернативные художественные ярмарки, чтобы, согласно официальной версии, вполне ознакомиться с молодым и увлекательным искусством – по неофициальным же сведениям, многие из галерей просто не смогли позволить себе участие в «Арт Форуме» или же, подав заявление, не были приняты.

Непосвящённому различить большую разницу в направлениях трёх других ярмарок было довольно сложно – все три были расположены в старых каменных зданиях - некоторые лучше («Берлинский художественный салон» в концертно-выставочном комплексе «Арена»), другие хуже (ярмарка «Берлинский список» в здании старой электроподстанции) оборудованных для проведения художественных ярмарок. Однако, в этом как раз нашла своё отображение известная атмосфера берлинской «сцены», обеспечив желаемый контраст с историческими ярмарочными залами «Арт Форум».


Возможно, самый свежий арт-микс можно было увидеть в «Берлинском художественном салоне», задуманном не только в качестве выставки-продажи, но и предлагающем помещения для проектов, альтернативных учреждений и художественных объединений. Так, например, мультимедийная группа «Innenblau» представила сложную звуковую инсталляцию, посвящённую элементу Вода. Именно вода вдохновила также художника Маттиаса Доймлиха на его фотоинсталляцию «Sleep + Eat» (от 300 евро). Здесь, по сравнению с «Арт Форумом», можно было увидеть больше видеообъектов и более крупные трёхмерные инсталляции, не подлежащие продаже.
Ярмарка «Берлинский список», располагающаяся в двух этажах бывшей фабрики, была хоть и более интернациональна, однако, хуже структурирована. В этом году был продолжен прошлогодний принцип «один стенд - две галереи» - подобный вариант хоть и требует меньше затрат и, возможно, содействует международным контактам, но и он тоже внёс свой вклад в общую неразбериху.

Здесь можно было увидеть работы состоявшихся художников, как, например, фотоработы Владимира Куприянова («Виктория», от 4300 евро) берлинской галереи «J.J. Heckenhauer», которые легко можно было бы представить и на «Арт Форум»; имели место и работы начинающих художников, как, например, молодой белоруски Марины Напрушкиной (род. 1981). Большие масляные портреты пионерок (от 3200 евро) Напрушкиной, учащейся во Франкфуртской школе им. Штеделя и представляющей на ярмарке галерею «U7», привлекали всеобщее внимание, а маленькие «пионерки» успешно продавались. К картинам относилась также инсталляция, которую художница посвятила белорусскому президенту Александру Лукашенко.

Выявить тенденцию на этой ярмарке оказалось невозможным: архитектурные работы чередовались с пестрыми, яркими инсталляциями (например, работы Барбареллы Майер, «European Art Project»).

Однако, и здесь имелась дополнительная выставка внутри ярмарки: на бывшем фабричном этаже разместился типичный берлинский кабак включая мебель и персонал, сюрреалистически дополненный различными видеоработами («О любви – Ойлер Эк», Мартин Млеко).

Другое направление, можно сказать, противоположное другим художественным ярмаркам, ориентированным, скорее, на Западную Европу, представил «Дом культур мира», традиционное место выставок внеевропейского искусства, предлагая работы девятнадцати художников из Юго-Восточной Азии. Такие страны, как Индонезия, Мианмар, Тайланд и Сингапур с их различными религиями и политическими системами, были объединены единой концепцией «Politics of Fun» (30.9.-20.11.2005). Молодые художники в возрасте от 20 до 30 лет, казалось, возвели понятие «fun» («удовольствие»), в ранг своего жизненного кредо; они представили на ярмарке свою живопись, фотографии, инсталляции и, прежде всего, видеоработы. Kураторы видят в этой тенденции желание отграничить себя от старшего поколения художников, работающих, как правило, в политическом ключе.
Судя по оформлению большого выставочного павильона в стиле лаундж с видеоклипами, макетами железной дороги и отделанными бахромой занавесами, очевидно, что в искусстве Юго-Восточной Азии нашли своё отображение элементы клубной культуры, определённо не являющиеся в Европе чем-то феноменально новым. Однако же, понятные на фоне зачастую реакционных правительств и связанной с ними цензуры (часто самостоятельно проведённой), когда маскарад, инсценировки и поп-элементы используются для передачи совсем другого смысла, смысла «второго порядка».

Так, например, группа художников из Сингапура «KYTV» («Kill Your Television») записывает фэнтази-клипы, благодаря которым каждый посетитель может почувствовать себя на короткое время суперзвездой и занять место в вымышленном хит-параде.

Тайландец Риркрит Тираванийа известен многим берлинцам. Он приобрёл популярность своими поварскими перформансами; недавно он представлял свои работы в музее Гуггенхейм в Нью-Йорке. И в этот раз художник пригласил посетителей отобедать, тематизируя, таким образом, с одной стороны, европейские точки соприкосновения с тайландской культурой (как, например, тайландские рестораны), а с другой - ставя под вопрос концепцию музея, как безмолвного храма, где нельзя посидеть с друзьями за обеденным столом и при этом свободно пообщаться на темы искусства.

Самые спорные работы, не совсем подходившие к названию выставки «Politics of Fun», представила Арая Расдйармреарнзоок тоже из Тайланда. Художница, участвовавшая в этом году в Венецианском Биеннале, является представителем более старшего поколения (род. в 1957). В своих двух видеоинсталляциях она даёт урок на тему «Смерть» и симулирует разговоры с покойными. За счёт обращения к табуизированной теме, абсурдности ситуации и скупой эстетики, её работы мрачно выделялись на фоне других.


В музее современного искусства «Хамбургер Банхоф» параллельно к художественной ярмарке были открыты сразу две выставки:

Первая - «Почти ничего» с элементами коллекции «Фридрих Кристиан Флик Коллекшн» (24.9. - 23.04.2006) – конечно, не соответствует своему названию. В ней в полной мере представлены работы важнейших художников минималистского искусства, начиная с шестидесятых годов: Сола ЛеВитта, Карла Андрэ, Ричарда Серра, Брюса Номана и других. Беспорядки, вызванные открытием выставки в прошлом году из-за близости деда Флика к национал-социалистам, казалось, в этом году были забыты.


Вторая выставка музея современного искусства посвящена творчеству Ширин Нешат, фактически, контрастирующему минималистскому искусству (1.10. - 23.04.2005). Художница, уже многие годы проживающая в Нью-Йорке, родилась в Иране в 1957 году; особую популярность приобрели её чёрно-белые фотоработы, такие, как «Женщины Аллаха», на которые Нешат вдохновила её первая после шестнадцатилетнего отсутствия поездка на родину. Окутанные чёрным цветом автопортреты в сочетании с оружием кажутся сегодня не менее актуальными и пробуждают ассоциации с чеченскими «чёрными вдовами».

Киноинсталляции художницы представлялись на многочисленных Биеннале и фестивалях. Её чёрно-белые фотографии отбражают архаичные ритуалы, противопоставляют один другому мужской и женский мир и создают, таким образом, неповторимую атмосферу, с одной стороны, ясности и законченности и одновременно загадочности и необъяснимости. В то время, как без иллюстраций Нешат не обходится ни одна публикация об Иране, на родине художницы её работы могли быть выставлены лишь недавно.


Помимо фотографий «Женщины аллаха» (1994 – 1997), фильма «Rapture» (1999) и некоторых кадров из её фильмов, на берлинской выставке Нешат представила две из пяти частей её новой киноработы. Презентация второй части фильма «Царин» была мировой премьерой.
Свой новый цикл Нешат создаёт на основе книги иранской писательницы Шарноуш Парсипур «Women without men» («Женщины без мужчин») о судьбе пяти различных женщин в исламском обществе. Книга затрагивает многие табуизированные исламом темы, как, например, женская сексуальность, и поэтому в Иране она запрещена.
Царин – имя иранской девочки-проститутки. В один прекрасный день она не может больше выносить работу в борделе и начинает видеть вместо лиц своих клиентов угрожающие гримасы. Напрасно она пытается найти облегчение в омовениях в реке Хамам и молитвах в мечети.
В то время как «Махдокхт» - первая часть цикла – представляет собой трёхстороннюю проекцию, провоцируя традиционные привычки кинопросмотра, проект «Царин» сокращён до изображения на одном экране. Это цветной фильм с диалогами, производящий впечатление обычного художественного арт-фильма. Очевидно, что художница искала выхода из своего «урезанного» языка форм, однако, «Царин» кажется шагом, предпринятым Нешат в ошибочном направлении. Тот пыл, с которым художница вступается за иранских женщин, безусловно, достоин подражания, но ни художественное оформление, ни содержание фильма не противостоят ни обычным привычкам кинопросмотра, ни традиционным представлениям о женщинах и проституции на Востоке.

Среди десяти фильмов, которые более всего повлияли на её творчество, Нешат назвала, между прочим, два советских фильма: «Сталкер» Андрея Тарковского и «Цвет граната» Сергея Параджанова.


Ретроспектива художницы, также предпочитающей киноплёнку и широкий формат, была представлена на Августштрассе союзом «Kunst-Werke - Institute for contemporary art». Катарина Сивердинг (род. 1944) с шестидесятых годов последовательно берёт за основу своего творчества автопортрет. На выставке («Close up», 2.10.-27.11.2005) представлены её фотографические, серийные инсталляции, а также ранние фильмы. Очень удачно представлена в большом зале её инсталляция «Transformer» (1973/74). Художнице удалось создать на основе своего автопортрета и изображения своего партнёра Клауса Меттига новый, андрогинный портрет, вызвавший в мире искусства, благодаря своей теме «распада» личности, гендерные дискуссии.
Все еще неожиданно актуально, как технически, так и с точки зрения концепции, выглядел проект «Stauffenberg-Block» (1969), названный так в честь немецкого офицера Клауса Филипа Шенка Фона Штауффенберга, планировавшего в 1944 году покушение на Адольфа Гитлера.

Шестнадцать огромных автопортретов олицетворяют призрачную фрагментарность личности, обнаруживая поразительные эффекты засчёт процесса соляризации (смешения негативной и позитивной плёнки) и окрашивания изображения при помощи красного фильтра.


В довершение всего, в конце сентября в Берлине был открыт Первый Фестиваль фотографии. Сердце фестиваля - выставка «After the fact» (24.9.-14.11.) в архитектурном комплексе «Мартин-Гропиус-Бау». Её тема – документальное начало фотографии: Где заканчиваются факты и начинается вымысел? Так, например, фотографии Ани Йензен симулируют записи камер наблюдения и внешне напоминают кадры из кинофильма. Лукас Айнзеле делал фотопортреты людей, подорвавшихся на минах (например, в Афганистане), а они рассказывали или рисовали ему как это с ними произошло.
Фестиваль будет проходить в будущем каждые два года и подразумевается в качестве места встреч международной фотографической «сцены». Он также должен стать местом общения профессионалов и дилетантов, предлагая для этого ряд докладов, симпозиумов и мастер-классов, например, специально для восточноевропейских фотожурналистов. Это опять же таки указывает на симптоматичность присутствия (или, скорее, отсутствия) восточноевропейских художников и галерей, в остальном, довольно интернациональной художественной осени: наличие в общей программе, но, к сожалению, почти полное отсутствие в ключевых мероприятиях. Действительно ли единственной причиной является так часто упоминаемый недостаток финансовых возможностей?
В целом, берлинский художественный марафон был отлично принят: все организаторы сообщали о рекордных числах посетителей, по сравнению с предыдущим годом.

Всё же, заинтересованный посетитель, возможно, пожелал бы некоторой систематизации художественных событий – ведь при таком огромном количестве мероприятий по-настоящему познакомиться с искусством можно лишь относительно. Если следующая художественная осень количеством попытается превзойти нынешнюю, есть опасность действительно превратить её в марафон: некоторые участники могут просто не достичь цели.

Кристин Рот, Берлин

Список иллюстраций

1. Вид на стенд галереи «Михаэль Шульц», Берлин. Картина Norbert Bisky,
Rita, 2005, Масло на Холсте, 200 x 300 cm, © Ildar Nazyrov

2. Jacob Dahlgren, „Item 9, Headmaster“, 2004. Пластмассовая пена, 30 x 160 x 20 cm. Galerie artfinder, Hamburg. © Ildar Nazyrov



3. Birgit Dieker, „Триумф“ 2005, Корсет, канат, 220 cm, Durchmesser 70 cm. Galerie Volker Diehl, Berlin. © Ildar Nazyrov

  1. Jose Manuel Ballester, „Cambiando de terminal“, 2003, 250 x 535 cm, Galeria Vanguardia, Bilbao. © Ildar Nazyrov

  2. Kim Joon, „we-adidas“, 2005, digital 3d, 150 x 240 cm, Alexander Ochs Galleries Berlin/Beijing. © Ildar Nazyrov

  3. Sekyung Lee, „Волосы на тарелке“ 2005, Крашеные человеческие волосы, белая тарелка, клей, лак. Galerie Schmela, Duesseldorf. © Sekyung Lee

  4. Innenblau- C. Kopca, „Quellnymphe“, 2005, Эпоксидная смола + речной жемчуг. © Ildar Nazyrov

  5. Matthias Deumlich, „Barcode, Schlafsprechen“, 2005, Fotodigitaldruck, 72 x 51 cm. © Matthias Deumlich

  6. Marina Naprushkina, „Katja“, 2005, Масло на Холсте, 60 x 90 cm, Galerie U7, Frankfurt/M. © Marina Naprushkina.

  7. Стенд European Art Project, Basel/Wien. Инсталлация Barbarella Maier. © Ildar Nazyrov

  8. Martin Mlecko, „Über die Liebe –Euler Eck“, Инсталлация в „Berliner Liste“. © Ildar Nazyrov.

  9. KYTV (Kill Your Television), The P.O.P. Station, Videostill. © Ildar Nazyrov.

  10. Открытие выставки «Politics of fun» © Ildar Nazyrov.

  11. Rirkrit Tiravanija, Kochperformance (Поварской перформанс) . © Ildar Nazyrov

  12. Araya Rasdjarmrearnsook, „The class“, 2005, Videostill. © Araya Rasdjarmrearnsook

  13. Shirin Neshat, „Offered Eyes”, (Woman of Allah Series), 1993, RC print & ink, 101.6 x 152.4 cm, Foto: Plauto, © Shirin Neshat, Courtesy Gladstone Gallery, New York

  14. Shirin Neshat, Zarin Series (Women without Men), 2005, Foto: Larry Barns, © Shirin Neshat, Courtesy Gladstone Gallery, New York

  15. Shirin Neshat, Zarin Series (Women without Men), 2005, Foto: Larry Barns, © Shirin Neshat, Courtesy Gladstone Gallery, New York

  16. Katharina Sieverding, “Transformer”, 1973/74, 3 * 3 Slide Projections, Installation View, KW Institute for Contemporary Art, main hall, Photo: Rainer Jordan, © Katharina Sieverding, VG Bild-Kunst

  17. Katharina Sieverding, „Stauffenbergblock 1-16, 1969, C-Print, acrylic, Steel, 380 x 1000cm , © Katharina Sieverding, VG Bild-Kunst

  18. Lucas Einsele, Celestina Hashihahli, Angola 2001. Gelatin Silver Print, 28 x 22 cm, © Lucas Einsele

  19. Lucas Einsele, Manuel Soares Ferreira, Angola 2001. Gelatin Silver Print, 28 x 22 cm, © Lucas Einsele


Смотрите также:
Художественная осень в Берлине – прогулка, или, скорее, марафон, по берлинским выставкам и ярмаркам изобразительного искусства
98.37kb.
1 стр.
Тема 1: Образцы изобразительного искусства Трипольской и скифской культур
120.98kb.
1 стр.
Методические рекомендации к курсовым проектам (работам) по кафедре изобразительного искусства гродно 2011 Составители
196.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентов по мдк. 01. 01. «Композиция и анализ произведений изобразительного искусства»
420.59kb.
1 стр.
Тезисы по использованию презентации «Картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
26.46kb.
1 стр.
Ушанёва Татьяна Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии высшей категории мбоу сош №10 интегрированный урок
61.1kb.
1 стр.
Образовательная программа в области изобразительного искусства
1355.98kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» Специальность «Изобразительное искусство»
925.41kb.
6 стр.
К уроку изобразительного искусства в 1 классе Учитель изобразительного искусства: Зверева Надежда Тихоновна
90.56kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «История искусств», «История изобразительного искусства Блок дисциплин (ПД) Направление 071500. 62 «Народная художественная культура», 072500 «Дизайн», 050100 «Педагогическое образование»
378.39kb.
2 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «История изобразительного искусства»
75.5kb.
1 стр.
Программа в области изобразительного искусства оп. 01.«Живопись» Нормативный срок освоения программы 8(9) лет
916.62kb.
6 стр.