Главная
страница 1
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2012-13учебный год)

Министерство образования Самарской области

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат №117 г.о. Самара

Номинация: Педагогические идеи и технологии. Среднее образование
Доклад
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
Автор: Красноперова Галина Григорьевн, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения
Место выполнения работы: ГБС(К)ОУ № 117 г.о. Самара, ул. Майская,49
Состав учащихся в ГБС(К)ОУ № 117 г.о. Самара очень неоднороден. Прежде всего, это касается степени сохранности слуха. В 2012-13 учебном году детей с I степенью тугоухости - 4%, со II – 5%, с III – 41%, с VI – 27%, оглохших – 4%, в состоянии после кохлеарной имплантации – 19%. К сожалению, с каждым годом увеличивается количество учащихся в нашей школе, особые образовательные потребности которых обусловлены не только нарушениями слуха. Это дети с задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью (УО), с детским церебральным параличом (ДЦП), с различными хроническими заболеваниями, части школьников показано индивидуальное обучение.
c:\users\gavochka\documents\фото\2012имплантики\img_0788.jpg
Школа №117, оправдывая право называться «школой для каждого, школой для всех», всегда целенаправленно создавала и создает специальные условия обучения и воспитания для каждого ребенка, который пришел сюда учиться. Педагогический коллектив решает этот вопрос в различных аспектах: в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, программ обучения, в организации сопровождения, в выборе специфических средств обучения, в особой пространственной и временной организации обучения, в расширении образовательного пространства за пределы школы, в расширении круга лиц, участвующих в образовательном процессе и т. д.

Остановимся на одном из аспектов: на организации особой коррекционно-образовательной среды «школы для каждого», обеспечивающей эффективную реабилитацию и максимальную компенсацию проблем развития таких «разных» учащихся, а именно, на ресурсах, которые имеет школа для этого.

Материально-техническое обеспечение школы позволило за последние годы улучшить адаптивную и коррекционно-развивающую среду нашего образовательного учреждения.

Для проведения диагностики слуха, в том числе проведения речевой аудиометрии школе недавно появился речевой аудиометр AD 229b. Использование, ранее не применяемой в школе речевой аудиометрии, даст возможность получить наиболее объективную оценку развития слухового восприятия учащихся и очень актуально для мониторинга развития речевого слуха детей с кохлеарными имплантами.


img_1563
Совершенствуется технические средства для реабилитации детей-инвалидов с нарушениями слуха. Убирая из современной школы морально устаревшую аппаратуру, сурдопедагоги подходят к выбору нового оборудования для своего учреждения с учетом особенностей и новых возможностей слухопротезирования сегодняшних детей. 95% учащихся школы обеспечены новейшими моделями цифровых индивидуальных слуховых аппаратов, 65% протезированы бинаурально, т.е. на оба уха. Сегодня приоритет среди звукоусиливающей аппаратуры принадлежит индивидуальным слуховым аппаратам нового поколения - цифровым, имеющим персональную компьютерную настройку. Поэтому в школе сегодняшнего дня предпочтительнее иметь аппаратуру, улучшающую эффект восприятия с индивидуальными слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами. Такая аппаратура имеется в школе: это беспроводные звукоусиливающие устройства ( FM – системы) и электроакустическая аппаратура CONNEVANS IR Swift (инфракрасный помощник), благоприятствующие улучшению разборчивости речи в сложных акустических ситуациях. Окружающий шум, дистанция до источника звука и эхо являются основными помехами, мешающими пользователям слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов получать необходимую речевую информацию. FM – системы, радиовещательная инфракрасная звукоусиливающая аппаратура делают качество звучания воспринимаемой речи идеально разборчивым. В результате значительно улучшается процесс развития речи и языка, успеваемость повышается, снижается утомляемость.
img_1548
В школе также используются специализированные электроакустические аппараты VERBOTON, позволяющие работать по верботональному методу Петера Губерина (г.Загреб, Хорватия). Аппаратура VERBOTON-G-20 установлена в слуховом кабинете для фронтальных занятий и имеет вспомогательное устройство - вибростол, VERBOTON-CC1, VERBOTON-CC-2 в комплектации с вибраторами – в кабинетах для индивидуальных занятий. Для работы с имплантированными детьми по верботональному методу используются мононаушники.
img_1525
Кабинеты для индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения (их сегодня в школе 11) оснащены также слухоречевыми тренажерами «Соло-01», звукоусиливающей аппаратурой «Биомедилен» с вибратором. В индивидуальной работе используются также речевой тренажер – индикатор звучания «ИНЗ» - для коррекции произносительной стороны речи и управления речеобразованием. Тренажер обеспечивает надежный визуальный контроль за включением носового резонатора в процессе речевой тренировки и позволяет различать носовые и ротовые звуки.
img_1547
Комплексный речевой тренажер «ИНТОН» («УНИТОН ТК») используется для индивидуальной работы и позволяет в реальном времени визуально контролировать изменение высоты, громкости голоса, дифференцировать звонкие и глухие, носовые и ротовые звуки, работать над ритмом, слитностью, интонацией и имеет другие функции.

В работе над произношением применяется логотренажер «Дэльфа». Основополагающий принцип его действия – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные движущиеся картинки-мультипликации, ребенок ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желанную картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Целенаправленное системное воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

Иногда старые приборы для коррекции произношения остаются эффективными и привлекательными для детей, такие, например, как индикатор звучания «И-2М». Такие приборы сохранены в школе.

Во времена глобальной компьютеризации информационные технологии – повседневная реальность в школе. Оснащение компьютерами кабинетов для слухо-речевой реабилитации стопроцентное, обеспечен свободный доступ к ресурсам Интернета. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Появляются новые возможности в подаче учебного материала, в осуществлении постоянного контроля над действиями обучаемого, в регулировании оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.


img_0728
Мультимедийное оборудование применяется практически при проведении всех мероприятий с детьми. Наглядность: рисунки и фотографии, видео, надписи, которые хорошо видно издалека и всем, пришли на смену картинкам и табличкам или же удачно дополняют их.

При проведении уроков используется интерактивная доска, которая позволяет сделать урок более интересным и наглядно насыщенным. Учитель может демонстрировать материал урока на ее поверхности, привлекать учеников к активной работе с доской. Экономится время урока, отпадает необходимость вести конспекты, т.к. весь материал, показанный на доске, может быть сохранен в файл и роздан ученикам в виде электронных материалов к уроку. Программное обеспечение интерактивных досок позволяет создавать уникальные методические материалы, с помощью которых ученики вовлекаются в учебный процесс более активно и быстрее усваивают новую информацию.


hpim4417
Школа оснащена оборудованием, обеспечивающим проведение дистанционного обучения детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать занятия.
7e:\дистанционный урок фото\91.jpg
Для коррекционно-развивающей работы на уроках и во внеурочное время используются современное оборудование, полученное нашим образовательным учреждением по федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010г., по федеральной программе «Дети России». Например, современный лингводидактический комплекс со структурными единицами: «Мелкая моторика руки и графомоторные функции» - тактильные раздаточные материалы; «Речь и речевое общение» - серии картинок; «Комплекты коммуникативных игрушек» - серии африканская, европейская, азиатская, южно-американская семья, человек с ограниченными возможностями здоровья, серия на тему ориентировки в пространстве и на плоскости; комплект «Мелодика, интонация, темп и ритм речи».
img_1571img_1569
По вышеназванным целевым программам школой получена и функционирует мультисенсорная комната, которая является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. В релаксационном блоке комнаты – пуфики, подушечки, напольные маты, сухой бассейн с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, игрушки, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки. В активационном блоке - оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д.

Мультисенсорная комната – это «комната-доктор». Она входит в комплекс оборудования, направленного на создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.


img_1539
Наряду с ее оборудованием в комплексной работе школы по улучшению и сохранению здоровья детей используются механотренажеры современного поколения. Это, например, тренажер «Грэвитрин» - кушетка, позволяющая создать уникальные условия для помощи детям, имеющим проблемы с позвоночником, исключает какой-либо травматизм при использовании. Применяется также «Свинг-машина» - современный электромеханический тренажер для эффективных и удобных упражнений для укрепления позвоночника. Любят школьники самый компактный в мире тренажер – волновой «Тренажер Агашина», который эффективен для получения лечебно-восстановительного, оздоровительного и спортивно-тренировочного эффекта для всех групп мышц и сердечно-сосудистой системы при малом времени занятий.
hpim4375hpim4368
Итак, сохраняя статус «школы для каждого», ГБС(К)ОУ № 117 использует достаточно современных средств созданной в образовательном учреждении коррекционно-развивающей среды для обеспечения разноплановой реабилитации, обучения и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.


Смотрите также:
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
118.92kb.
1 стр.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
75.69kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
76.6kb.
1 стр.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
70.73kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
234.99kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
50.54kb.
1 стр.
Конкурс работников образования «всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества»
77.77kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
122.24kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
76.48kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
282.89kb.
1 стр.
Конкурс работников образования. Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
53.82kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
38.43kb.
1 стр.