Главная
страница 1



Содержание


Введение

Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых по­стов на высоком берегу реки Оскол. Жили здесь казаки, защитники границ рус­ских, пушкари, ямщики, гончары, и слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях. В слободе Казацкой жили гончары-ремесленники.

Удивительным явлением гончарного промысла в Старом Осколе была глиняная игрушка. Лепили их с незапамятных времен преимущест­венно женщины и дети – на радость и забаву себе дома, на праздниках и на ярмарках. Исключительность старооскольской игрушки состоит в том, что из трех видов, на которые делят искусствоведы народную игрушку (крестьян­ская, посадская, городская), наша относится к самой редкой – посадской. Она занимает золотую середину между грубой крестьянской и старательно сгла­женной городской.

У старооскольской посадской игрушки было самобытное развитие в веках, пышный расцвет и, как это не горько, угасание. Массовое изготовле­ние игрушек в Казацкой слободе началось в XVIII в. и особенного расцвета достигло в конце XIX – начале XX вв. Однако к 1930-м годам их производст­во стало резко снижаться, спрос на них упал, так как эталоном признавалась фабричная игрушка. К началу 1940-х годов старооскольская глиняная скульптурка исчезла: ее перестали лепить. На десятилетия о прекрасной ме­стной игрушке старооскольцы забыли. Возродиться ей суждено было в середине 1980-х годов, когда москов­ский искусствовед Н.Никитин приехал в наш город и разыскал уже немоло­дых народных игрушечниц – сестер Гончаровых. Он привез им глину и уговорил Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну (Приложение I) вылепить несколько игрушек (Приложение II). Сам Никитин их обжег, а мастерицы рас­красили свои новые изделия. Получилось необыкновенно интересные, весе­лые игрушки. Искусствовед увез их в Москву.

В 1987 году наша старооскольская игрушка впервые за многие годы появилась на Всероссийской выставке «Народное гончарство России», уди­вив и поразив своей красотой и необычностью знатоков этого вида народного творчества. Так сестры Гончаровы вернули в нашу современную жизнь старин­ную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овла­дели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы.

Явная представительница иной эпохи, игрушка вызывает большой интерес к себе, становясь ярким украшением выставок, творческих площадок городских праздников, народных гуляний, фестивалей народного творчества (Приложение III). Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «На­родные промыслы России».

Изучив материалы старооскольского краеведческого музея и дома ремесел, я поставила перед собой цель: выявить и проследить тенденции изменения технологии изготовления старооскольской глиняной игрушки с XV века до наших дней.

Задачи исследования – определить:

– виды глины и инструменты, используемые при изготовлении игрушек;

– приемы изготовления игрушки;

– выяснить: является ли старооскольская глиняная игрушка разновидностью курской (или белгородской) или это самобытная игрушка.

Предмет исследования – традиционная культура Старооскольского края.

Объект исследования – глиняная игрушка.

При написании работы мною были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение.


Глава 1. Технология изготовления игрушки

Мастера Оскольского края, отдавая дань благородству материала, в котором они работают, словно предлагают зрителю полюбоваться и оценить выразительные свойства глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, сошедшихся вместе в этом волшебном материале [9].

В окрестностях города и пригорода находятся различные пласты глины – это красный глей на западе города, в районе аэропорта. А по берегам Оскольца и Оскола была обнаружена синяя, бурая и желтая глина. Пласты этой глины выходили на поверхность на Казацких буграх и использовались старооскольскими умельцами, представленными 28 гончарными династиями (5 династий Распоповых, 4 –Гончаровых, 2 – Грицких, Лихачевы, Дорохины, Палевские, Дурневы, Сонины, Щербаковы, Симоновы, Занины, Чернорусские, Икрянские, Воробьевы, Павловские, Лисицыны, Кашкаровы, Черыкины, Андрияновы и Федосовы).

Жили мастера на улице Верхний Плант (сейчас это улица Подгорная, которая начинается от железнодорожной остановки «Гумны» и тянется вдоль реки Осколец под Казацкими буграми до собора Вознесения) и на улице Беретка (сейчас это параллельная Подгорной улица Быкова, до войны она называлась Садовой). Это место оказалось идеальным для гончарного дела: открытые пласты глины и вода рядом. Здесь и посели­лись гончары – горшколепы Занины, Дороховы, Федосовы и Полевские. Грицких, Кошкаровы основались на Беретке.

У мастеров было много секретов по обработке, изготовлению и обжигу посуды. Начиналось все с подготовки сырья, к которому предъявля­лись высокие требования. Ведь посуда должна быть прочной, гигиеничной, легкой и нередко огнеупорной.

Единого рецепта приготовления массы для лепки посуды быть не может, установить свойства сырья можно лишь опытным путем. Качество глины выявляется в обжиге: если посуда трескается, значит, масса слишком жирная и требует отощающей добавки – песка; если посуда не потреска­лась, но слишком хрупка и бьется при легком ударе, следует добавить жирных глин. Гончары знали, что глины разнообразны по своему происхождению, составу и качеству. Даже в одном пласте могут быть слои огнеупорные и легкоплавкие, жирные (вязкие) и пластичные, но встреча­лись и тощие глины, легко крошащиеся, хрупкие. Поэтому в гончарном посудном промысле никогда не применяют глину в чистом виде, её обога­щают, вводя дополнительные материалы, которые способствуют повы­шению качества глиняной массы.

У каждого мастера были свои копанки, то есть места, где бралось исходное сырье. Даже речной песок не всякий годился для посуды, а брался только белый и мелкий. Одному человеку не под силу освоить такое производство, поэтому мастеру помогали все работоспособные члены семьи, даже дети 8 – 10 лет. Ведь чтобы достать глину, часто приходилось опускаться в копанку-колодец на глубину 5 – 10 метров. Поднимали глину ведрами на веревке. Секреты мастерства постигались на практике и переда­вались в каждом роду из поколения в поколение.

Для огнеупорных кувшинов и горшков мастерам нужно было смешивать красную глину с серой или синей.

Массу необходимо было сделать однородной, так как любые примеси, в том числе камешки, кусочки мела, всевозможные осколки, комочки земли, расширяющиеся и плавящиеся при разных температурах, разорвут и деформируют посуду в обжиге. Поэтому песок тщательно просеивался через мелкое сито, а глина часто промывалась, отстаивалась, излишек воды сливался, а оставшаяся масса затем выпаривалась на солнце.

Приготовленная масса должна быть в меру влажной, но в тоже время не липнуть к рукам, но и не крошиться, не ломаться в изгибах. Только настоящий мастер мог определить качество приготовленного сырья, некоторые даже пробовали раствор на вкус и нюх. Подготовленную глину следовало хранить во влажном состоянии, не давая ей пересыхать. Оставшуюся про запас – необходимо накрывать влажной мешковиной и соломой.

Старооскольские гончары использовали в работе как беложгущуюся, так и красно-жгущуюся глину. А в ряде случаев, при производстве труб, подставов, грузил для ры­бацких сетей и прочих неответственных гончарных изделий применяли низкокачест­венную глину, дающую при обжиге черный черепок. Эти же глины использовали и при лепке игрушек [10].

Периоды

Всего игрушек

Беложгущаяся глина

Красножгущаяся глина

Глина низко­го качества

ХV – ХVI века

15

11 (73%)

3 (20%)

1 (7%)

ХVII – ХVIII века

220

154 (70%)

44 (20%)

22(10%)

Конец XIX – начало XX века

120

72 (60%)

42 (35%)

6 (5%)

Производство глиняной игрушки было промыслом, позволяющим женщинам и де­тям в гончарных семьях в свободное время (как правило – зимой) заработать дополни­тельные деньги. Поэтому обычно лепили игрушку из той глины, которую гончар завез для своей основной работы, а если глина была дорогая, то чаще из ее отходов. Даже в начале XX века, по воспоминаниям Д.И. Распопова, гончары ругались, ко­гда домашние брали довольно дорогую беложгущуюся глину «для баловства», т.е. для лепки игрушек [2].

Таким образом, старооскольские мастера – игрушечники использовали в своей ра­боте различные виды глин, но примерно 60 – 70% игрушек лепили из отходов беложгу­щейся глины.

Абрамова Е.В., мастер Дома ремесел, считает, что «морковная» технология появилась в старооскольской игрушке у сестер Гончаровых по совету искусствоведов из Тулы. По технологии «мор­ковка» катается длинный конус-морковка, в котором в широкой части делается углуб­ление примерно на 30% высоты. Края углубления «стягивают» так, чтобы образовалась полость и в этом месте формуется загубник свистка. Из острой части морковки форму­ется передняя часть игрушки (коник, баран, птичка).

Традиционной для старооскольского промысла технологией изготовления полости в игруш­ке-свистке является «морковка наоборот», когда в одной части куска глины делается продолговатая полость для свистка, заканчивающаяся загубником (задняя часть игруш­ки), а из другой части куска глины формуется голова и шея игрушки, затем обе части соединяются. Эта технология существовала с ХV до конца ХVIII века. Элементы этой технологии сохранились и до наших дней, когда сестры Гончаровы и Шамыгина Л.П. лепят свисток-кувшин для фигурок дам. Но уже с начала ХVIII века в старооскольской игрушке появляются две новые и очень похожие технологии «вареника» и «ложки». Часть куска глины разминается в тонкую лепешку, из которой сворачивается по­лость, а из оставшейся глины лепятся остальные элементы игрушки. При такой техно­логии часто в нужных местах недостаточно глины и она добавляется из общего запаса. Обычно мастера лепили отдельно конуса – задние ножки коников, баранов, ко­ров и примазывали их к фигурке, смочив водой место стыка.

Таким образом, традиционно старооскольские игрушки лепятся из нескольких кус­ков глины, так как наши гончарные глины допускают соединения разных кусков без существенного снижения прочности стыков. Полость в игрушке – свистке формуется по технологиям: «морковка – наоборот», «вареник», «ложка». С середины XX века в старооскольской игрушке появилась технология «морковка» (Приложение IV).

Во все времена для прокола свистка мастера применяли плоскую палочку. В ХV –ХVIII веках размеры сечения палочки в рабочей части были в среднем 1,5 х 4,5 мм. В XIX – XX веках палочку применяют более тонкую (сечение в среднем 1 х 3,5 мм). Сестры Гончаровы не помнят, чтобы было какое-то особое название этого инструмента [3]. Они его называют «спичка», так как на практике берут обыкновенную спичку и ножом подрезают рабочую часть. На многих российских промыслах этот инструмент называют «пищик».

Для прокалывания ходов в свистке и отверстий в погремушке в ХV – ХVIII веках использовали круглую заостренную палочку диаметром 3,5 – 5,5 мм. В XIX – XX веках Гончаровы для этих целей, а также для накалывания глаз и рта, использовали все тот же «пищик». Для накалывания глаз и рта у фигурок дам и генералов в ХV – ХVIII веках ис­пользовали плоскую палочку с сечением в рабочей части примерно 0,5 х 3,5 мм.

Иногда для формовки внутренней части колокола юбки дам, использовалась до­вольно толстая палочка с конусной частью на конце. Высота конуса 60 – 80 мм, боль­ший диаметр 20 – 30 мм, а меньший диаметр 6 – 10 мм. Сестры Гончаровы такую па­лочку часто используют и для формовки внутренней полости свистка по «морковной» технологии.

Кроме того, в старые времена, возможно, существовали еще специальные палочки, для нарезания пальцев на руках дам и генералов, а также для украшения различных игрушек нарезкой и процарапыванием. В начале XX века были попытки использовать штампики для формовки лица дамы.

Таким образом, в ХV – ХVIII веках мастера-игрушечники использовали в своей ра­боте довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики.
Глава 2. Старооскольская игрушка

Сюжеты игрушек традиционны, характерны для многих художественных промыслов России: конь, баран, медведь, всадник, барыни, няньки.

Древняя старооскольская игрушка имеет довольно высокий рельеф лица дам и генералов. При формовке лица дамы с высокого лба и шеи стягивалась глина в валик высотой около 3 мм, который большим и указательным пальцами раздавливался одним движением. Получались своеобразные щеки и нос. Затем палочкой накалывались глаза и рот. При формовке лица генерала натягивался или добавлялся валик глины высотой до 5 мм, который большим и указательным пальцами поправлялся с боков и немного раздавливался, образуя сильно выдающиеся вперед щеки и небольшой нос. Прямо на отпечатке пальцев палочкой накалывались глаза и рот [5].

В XIX веке мастера накалывали тонкой палочкой глаза и рот, иногда чуть намечали нос небольшим прищипом глины. До XX века лицо игрушек, в том числе и глиняных, не раскрашивалось, так как считалось, что игрушка с раскрашенным лицом может нечаянно оказаться похожей на кого-то из знакомых людей. И если с игрушкой случало­сь что-либо плохое (разобьется, например), то несчастье ждет и того человека, на кото­рого она была похожа. Русская игрушка традиционно добрая, поэтому мастера не мог­ли из высших соображений красить лица фигурок. Элементы подражания фабричной игрушке в XX веке проявились в том, что лица дам и казаков стали раскрашивать.

По воспоминаниям Натальи Михайловны, раньше для раскрашивания игрушек они использовали анилиновые краски, которыми в бытовых услови­ях окрашивали ткани. Очень красивыми, яркими были зеленая и малиновая краски. «Мы как разукрасим свистульки зеленкой и малинкой и выйдем на базар, расставим игрушки... Ох-ох! Сейчас же ребятенки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут – глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» [2].

Позднее Гончаровы стали применять акварельные краски, темперу, специальные керамические краски. Раскрашивали кисточкой. Многие из на­носимых на игрушку знаков являются глубоко архаичными:

круг, крест – солярные солнечные знаки;

волнистая линия – дождь;

прямая линия – земля;

ромб, квадрат – поля;

перекрещенный ромб с точками – засеянное поле.

Эти знаки характерны в целом для любых видов народного декоратив­но-прикладного искусства.

Таким образом, до середины XIX века лица дам и генералов в старооскольской глиняной игрушке имели высокий рельеф, а также палочкой накалывались глаза и рот. С начала XIX века некоторые мастера отказались от рельефа лица и только накалывали палочкой глаза и рот фигурки. Лица – «болванчики» с нарисованными глазами и ртом появились в игрушке сестер Гончаровых, возможно, по просьбе заказчиков (Приложение V).

Фигурки коников и баранов в ХV – ХVIII веках имели широко расставленные ноги, причем задние ноги были существенно короче передних. С XIX века некоторые масте­ра начали делать ноги коников и баранов одинаковой длины и относительно более длинными. Возможно в это время, изменились вкусы детворы: новых коников и бара­нов раскупали на рынке быстрее.

Традиционно фигурки животных в русской глиняной игрушке статичны, но в форму древних игрушек заложена мощная скрытая динамика. Совершенно ясно, что в следующее мгновение коник с генералом на спине совершит мощный бросок и умчится навстречу сражению, навстречу славе сво­его седока [2]. Древним оскольским мастерам удалось очень оригинально разрешить это противоречие: по традиции фигурка должна быть статичной и одновременно она долж­на быть динамичной, что характерно для военных игр детей.

Таким образом, до начала XIX века коник и баран были приземисты и динамичны. Статичными, высокими и стройными они стали только в XIX веке.


Заключение

Старооскольская народная игрушка постоянно развивалась и изменялась. Пропала в конце ХVIII века утушка, но появилась примерно в это же время птичка. Чуть раньше перестали делать погремушки. Безногие генералы постепенно заменились казаками с ногами, а полные скрытого динамизма фигурки коников и баранов постепенно заменились на фигурки «высокие и стройные». С середины XIX и до начала XX века совершился переход от колоколообразных юбок дам к конусным, что сделало их фигурки более стройными. В начале XX века были попытки делать глиняные игрушки по типу фабричных (собачка Гончаровой А.П.) [9]. Некоторые древние игрушки одинаковые по пластике, по форме резко отличаются от остальных подобных игрушек мастера. Это говорит о том, что мастер пробовал, экспе­риментировал. Эти эксперименты рынок либо принимал (игрушка лучше раскупалась, и тогда мастер начинал ее делать в большем количестве), либо отвергал. На форму игрушек косвенно влияли и меняющиеся вкусы покупателей. Например, Н.М. Гончарова вспоминала, что стройных коников их матери на рынке покупали охотнее, чем коников Лисицыной Т.П., у которых задние ноги были короче и расстав­лены в стороны [9].

Конечно, начинающие игрушечники ходили «брать образцы» игрушек у мастеров (Гончарова А.П., в частности, ходила за образцами к своей родственнице Лисицыной Т.П.), но дальше все зависело от реализации игрушек на рынке, от фантазии мастера, от его представления о красоте игрушки [2].

Поэтому неудивительно, что на старооскольскую игрушку второй половины XX века большое влияние оказали искусствоведы и коллекционеры глиняной игрушки. Так, например, сестры Гончаровы начали делать более яркую роспись игрушек не­сколькими красками, рисовать глаза и рот дамам и казакам, наносить солярные знаки на грудку коников и птичек, более тщательно стали «выглаживать» свои игрушки, существенно расширили «ассортимент» их (с 10 – 12 до 70), разработали свои композиции [2]. Шамыгина Л.П. по привычке накалывала глаза и рот своим игрушкам, но затем поверх наколов красила их краской, а также с большим удовольствием придумывала новые мотивы раскраски игрушек.

На игрушки современных мастеров большое влияние оказали также дымковские игрушки, тверские и западно-украинские.

Старооскольская игрушка заслуженно приближается к статусу художественного символа города Старый Оскол. В настоящее время в городе работают Центры по изучению и пропаганде декоративно – прикладного творчества. Так в Старооскольском Центре декоративно – прикладного творчества работают с высокой отдачей творческих сил Народные мастера Старооскольской игрушки В. И. и Т. В. Лобынцевы. Владимир Иванович и Татьяна Викторовна много лет преподают в Старооскольской школе искусств им. Эрденко. Они – авторы собственной методики преподавания «Старооскольская игрушка», которая стала лауреатом 2 степени конкурса профмастерства Международного фестиваля художественного творчества «Мир вокруг нас», проходившего в августе 2007 г. в. г. Сызрань Самарской области.

Необыкновенно одаренными, разносторонне талантливыми мастерами глиняной игрушки являются также Пырьева В.П., Абрамова Е.В. и члены семьи Шевченко: Борис Андреевич, Алла Григорьевна и их дочь Марина.

Источники

1. Абрамова Е.В. Воспоминания. – КП ШМ, 47.


Литература.

  1. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003., – 336 с.

  2. Божова С.И., Приставкина Т.А., Рябчикова А.В. Рукотворная краса земли Белгородской (учебно-методическое пособие). Часть I. – Белгород, 2000 г., – 248 с.

  3. Бурик Т. Игрушка глиняная, старооскольская // Оскольские новости, 1991, 24 августа.

  4. Васильева М. Игрушка рождается … во рту: [Старооскольская народная игрушка В.П. Пырьевой] // Зори, 1996, 23 мая.

  5. Любавина И. Бабушкина игрушка: [Игрушки сестер Гончаровых] // октябрьские зори. – 1989. – 28 февраля.

  6. Маяковский М. Жили у бабуси глиняные гуси: [О Н.М. Гончаровой] // Белгородские известия. – 2000. – 30 декабря.

  7. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.

  8. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

  9. Стадникова Т.В. В гостях у мастериц // Октябрьские зори, 1989, 29 сентября.

  10. Стадникова Т.В, Живая глина сестер Гончаровых. // Белгородская правда, 1990, 20 января.

  11. Чебанова Т.Д. Игрушка на радость: [история гончарного промысла в Старом Осколе] // Большая руда, 1999, 26 ноября.


Приложение I.

Фото (ксерокопия).

Потомственный мастер Гончарова Наталья Михайловна



Приложение II

Фото (ксерокопия)

Игрушка сестер Гончаровых



Приложение III.

Фото (ксерокопия)

Выставка глиняной игрушки в Старооскольском краеведческом музее


Приложение IV

Технология лепки традиционной Старооскольской

глиняной игрушки «Баба с кувшином»
1. Из небольшого куска глины раскатать «морковку».

2. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам. Палку необходимо держать рукой в одном положении, чтобы юбку не проткнуть, а затем раскатать по столу.



3. Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы. Небольшой кусок глины раскатать на ладонях или на столе в виде палочки (жгута), немного согнуть и соединить (примазать) с верхней частью глиняного конуса.




4. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму.

5. Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца.

6. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать.



7. Вылепить «кувшин» – свистульку.

Для этого взять небольшой кусок глины и скатать шарик. Затем из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.

8. Для того, чтобы проколоть свисток необходимо зажать звуковую часть тремя пальцами: большим, указательным, средним. Стек поставить перпендикулярно в сантиметре от конца хвостика, проколоть.

Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.



9. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.



10. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы».



11. Готовое изделие оставить на несколько дней сохнуть.

Нельзя сушить изделие вблизи батареи, плиты, на печи, т.к. в этом случае оно сразу дает трещины и может развалиться на кусочки.

Обжечь в муфельной печи при температуре 900 градусов.


12. На заключительном этапе нанести традиционный узор – расписать «юбку» бабы и «кувшин». Нарисовать лицо.







Приложение V

Фото (ксерокопия)

Лица – «болванчики»





Смотрите также:
Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых по­стов на высоком берегу реки Оскол
164.91kb.
1 стр.
Летопись населённых пунктов Белгородской области город Старый Оскол
383.24kb.
1 стр.
Постановление июня 20 12 г. №440 г. Старый Оскол Об избрании членов Совета директоров открытого акционерного общества «Аэропорт Старый Оскол»
23.08kb.
1 стр.
Занятие. География. 9 класс Разбейте города (Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокуйбышевск, Старый Оскол, Тула, Уфа) на пары
16.64kb.
1 стр.
Экологическое состояние атмосферы в промышленном городе (Старый Оскол) Проект
191.85kb.
1 стр.
Классный час «Старый Оскол»
36.18kb.
1 стр.
Рефераты, курсовые, дипломные работы Реферат "Внутригосударственное положение России в конце XV-XVI вв."
180.16kb.
1 стр.
Классный час для обучающихся 5 класса Акинина Галина Станиславовна Старый Оскол 2012
187.27kb.
1 стр.
Урок путешествие для учащихся 5 класса Старый Оскол 2012
122.34kb.
1 стр.
Урок Путешествие по истории города Старый Оскол
86.02kb.
1 стр.
Управление образования муниципального района «город старый оскол и старооскольский район»
421.82kb.
3 стр.
Внеклассное мероприятие. Кислова Н. И., учитель музыки Старый Оскол. 2011год «Детский альбом» П. И. Чайковского
41.83kb.
1 стр.