Главная
страница 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Департамент образования города Москвы

Юго – Западное окружное управление образования

Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_________________ (Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________ 2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете

« » 2009г.

Развитие

произвольной регуляции деятельности

посредством музыки

Коррекционно-развивающая программа


Автор – составитель: Милославская Наталья Сергеевна,

педагог-психолог.

Москва

2008 г.


Пояснительная записка.
Общая характеристика программы

Программа направлена на развитие произвольной регуляции деятельности и имеет коррекционно-развивающую направленность. В то же время, программа несет в себе и эстетическую составляющую.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-7 лет), имеющих трудности с произвольной регуляцией поведения.

Программа рассчитана на 1 учебный год (36 занятий 1 раз в неделю).


Актуальность и новизна программы

В возрасте 5-7 лет для детей очень важной становится способность произвольно регулировать свою деятельность, ведь именно это в дальнейшем потребует от них школьная система обучения.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, а также контроля за этим поведением, как внешнего (со стороны товарищей по игре и психолога), так и внутреннего. Ребенок, имеющий трудности с произвольной регуляцией деятельности, не умеет планировать и контролировать свои действия. Такие дети неорганизованны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно.

Все эти трудности не так заметны в дошкольном возрасте, но становятся настоящей проблемой для школьника. Такому ребенку сложно дослушать задание, и выполнить его до конца согласно инструкциям учителя. В итоге ребенок становится неуспевающим.

Данная программа направлена как раз на развитие произвольной регуляции деятельности, формирование способности к планированию и контролю.

Новизна программы заключается в том, что развитие произвольной регуляции деятельности в ней осуществляется посредством музыки.

Музыка сама по себе помогает установить контакт между психологом и ребенком. Контакт с помощью музыки ненавязчив и безопасен (снимает страхи, напряженность).

Также музыка помогает заинтересовать ребенка, настроить его на занятие – успокоить или, наоборот, активизировать. Например, стимулирование музыкой (такой как марши и быстрые танцы) может оказывать возбуждающее действие на депрессивных пациентов. В то же время спокойная, тихая музыка может помогать в снижении волнения и тревоги. Так известно, что музыка оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.

Методики музыкотерапии предусматривают как использование музыки в качестве ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других методов воздействия1. В ходе проведения музыкотерапии можно слушать или исполнять музыку, петь, а также использовать элементы танца.


Целевая аудитория

Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-7 лет), имеющих трудности с произвольной регуляцией поведения, а именно:



  1. проявляющие признаки гиперактивности:

  • неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется;

  • неумение играть тихо, спокойно;

  • болтливость

  1. проявляющие признаки невнимательности, отвлекаемости:

  • легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;

  • сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий;

  • с трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр;

  • частые переходы от одного незавершенного действия к другому;

  • часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь

  1. проявляющие признаки импульсивности:

  • нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе;

  • неумение сосредоточиться - на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца;

  • мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей);

  • могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).


Цели и задачи

Основная цель настоящей программы – развитие произвольной регуляции деятельности ребенка.



В задачи данной программы входят:

  1. Обучающие задачи

  • Расширение знаний о различных музыкальных инструментах, оркестре. Знакомство с разнообразными музыкальными инструментами, экспериментирование с ними. Формирование осознания значимости любого музыкального инструмента;

  • Формирование практических навыков игры на отдельных музыкальных инструментах;

  • Расширение знаний о характеристиках музыкальных произведений;

  • Расширение знаний о танцевальных движениях и приемах пения;

  • Формирование представлений о мировой музыкальной культуре.

  1. Развивающие и коррекционные задачи

  • Коррекция поведения ребенка за счет развития произвольности психических процессов, формирования способности к планированию и контролю.

  • Развитие мотивационно - потребностной сферы. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, выходящим за рамки непосредственно данной ребенку ситуации.

  • Развитие и коррекция восприятия. При прослушивании музыки, а также при попытках запомнить и воспроизвести ее, улучшается способность к тонким различениям высоты, громкости, тембра, длительности, ритма. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим, в нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.

  • Развитие и коррекция внимания.

  • Развитие памяти и чувства времени. Музыка развивает слуховую память (в большей части тональную - tonal memory), а также образную, ассоциативную память, способствует процессу запоминания.

  • Познавательное развитие.

  • Развитие эмоциональной сферы, коррекция форм эмоционального реагирования. Прослушивание музыки может не просто вызывать различные эмоции и влиять на наше настроение, но и изменять некоторые достаточно устойчивые формы эмоционального реагирования. Музыка способствует отреагированию эмоций, помогает пережить катарсис. Музыкальное воздействие в целом снижает стресс.

  • Развитие способности к самовыражению. Вслушиваясь в музыку, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, а также опыт передачи чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных) музыкальными средствами. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными. Музыка помогает отреагировать в том числе и переживания, невостребованные в повседневной жизни человека.

  • Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Слушая произведение, мы стремимся понять мысли и чувства композитора, как бы «входим с ним в контакт», что делает нас коммуникабельнее. Дети развивают свои эмпатические способности, навыки взаимодействия с другими людьми, учатся сотрудничать. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога.

  • Формирование и развитие творческой активности ребенка, развитие воображения и креативности. Музыка стимулирует ассоциации и образы воображения.

  • Повышение самооценки и развитие чувства компетентности на основе самоактуализации.

  • Развитие и коррекция двигательной сферы – в процессе музыкотерапии осуществляется движение и пение под единый ритм музыки, что способствует развитию координации, согласованности движений.

  1. Воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса и любви к музыке, потребности общаться с ней, желания слушать музыку. Формирование культуры слушания музыки;

  • Воспитание позитивного отношения к искусству в целом;

  • Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.



Форма и методы проведения занятий

Используется групповая форма проведения занятий. Желательно, чтобы в упражнениях поучаствовал каждый ребенок. В группе дети учатся преодолевать свой эгоцентризм, им приходится учитывать мнения и желания других детей. Ребенок также учится оценивать свои поступки с точки зрения норм и правил, которые он усваивает, подчинять им свое поведение. Из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых действий, возникает первичное чувство долга.

Также, благодаря использованию методов побуждения к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения, метода эмоциональной драматизации и других, у ребенка возникают этические переживания.

Присутствие взрослого и других детей способствует сдерживанию непосредственных побуждений ребенка. Образ другого человека помогает ребенку регулировать свое поведение. Усвоение норм и правил, так же как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

В программе используются соревновательные моменты. Благодаря этому у ребенка развиваются мотивация достижения (связанная с формирующейся самооценкой, самолюбием), инициативность, настойчивость.

Также используются ситуация занимательности, сравнение, анализ и обобщение.

Большая часть занятий проходит в игровой форме. Это обусловлено, прежде всего, особенностями возраста детей, для которых предназначена данная программа. Так как ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, программа предусматривает ролевые игры и игры с правилами, в которых ребенок учится отрешаться от импульсивных желаний. Благодаря такой форме проведения занятий ребенок осваивает систему отношений в коллективе, учится кооперировать с другими, следовать общим правилам (т.е. формируется произвольное поведение). Игровая форма также является более легкой для восприятия (она не воспринимается как навязчивая или скучная, а скорее как развлекательная), и способствует большей включенности детей в работу.

Методики музыкотерапии предусматривают как использование музыки в качестве ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других методов воздействия2. В ходе проведения музыкотерапии можно слушать или исполнять музыку, петь, а также использовать элементы танца. Тут же осуществляется и применение полученных знаний, умений и навыков.


Структура занятий:

  1. организационный момент;

  2. повторение и актуализация опорных знаний, подготовка к изучению нового материала;

  3. сообщение темы занятия;

  4. ознакомление с новым материалом;

  5. осмысление и закрепление материала;

  6. подведение итогов занятия;

  7. задание на дом (не для всех занятий).


Тематический план
В темах занятий указаны те музыкальные инструменты, при помощи которых и осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии произвольной регуляции деятельности.


п/п

Тема

Краткое содержание занятия

Количество часов

1

Индивидуальная диагностика.

Определение уровня сформированности произвольной деятельности.

1

2

Вводное занятие.

Знакомство детей друг с другом. Информирование детей о будущих занятиях. Пояснение правил занятий.

1

3

Ударные инструменты.

Рассказ психолога про ударные инструменты: какие они бывают, как они используются, какие звуки издают, из чего их изготавливают, чем ударные инструменты отличаются от остальных, и др. При этом детям показывают различные ударные инструменты и их изображения.

Игры: «Постучи, как я». «Наше племя».



1

4

Барабан.

Подробный рассказ психолога о барабане.

Игры: «Приветствие с барабаном» (дети учатся приветствовать друг друга, используя различные ритмические узоры). «Постучи, как я». «Прощание».



1

5

Африканский барабан.

Рассказ психолога про африканский барабан.

Игры: «Постучи, как я». «Отхлопай ритм наоборот». «Сколько раз стучали? Сосчитай удары.» «Повтори мелодию».



1

6

Флейты Пана.

Рассказ психолога про флейты Пана.

Дыхательные упражнения.

Игры: «Сочини мелодию».


2

7

Бубны.

Рассказ психолога про бубны.

Игры: «Кто встал?» «Чет и нечет». «Ударные и безударные слоги». «Читаем стихи».



1

8

Тамбурин.

Рассказ психолога про тамбурин.

Игры: «Выделение слогов». «Выделение букв». «Выделение слов в предложении». «Выделение предлога из предложения».



1

9

Маракасы.

Рассказ психолога про маракасы.

Игры: «Кто встал?» «Повтори мелодию».



2

10

Шумовые инструменты.

Рассказ психолога про шумовые инструменты: «Дождь», «Океан», «Ливень».

Игры: «Шумящие коробочки». «Тишина». «Гроза». «Шторм». «Грибной дождик». «Утро в лесу». «Путь в Школу». «На железной дороге».



3

11

Ксилофон.

Рассказ психолога про ксилофон.

Игры: «Простучи узор». «Сочини мелодию». «Музыкальная сказка».



1

12

Гонг.

Рассказ психолога про гонг.

Игры: «Постучи, как я». «Тишина». «Выделение слов в предложении». «Выделение предлога из предложения».



1

13

Звучащие чаши.

Рассказ психолога про звучащие чаши.

Игры: «Описание звуков словами». «Сочини мелодию». «Угадай фразу».



1

14

Инструменты симфонического оркестра.

Рассказ психолога про инструменты симфонического оркестра. Ребята прослушивают записи игры различных инструментов.

Игра: «Что это было? Угадай по звучанию».



2

15

Народные музыкальные инструменты.

Рассказ психолога про русские народные музыкальные инструменты. Ребята прослушивают записи игры различных инструментов.

Игра: «Что это было? Угадай по звучанию». «Что это было? Угадай по описанию».



2

16

Все музыкальные инструменты.

Психолог спрашивает детей, какие музыкальные инструменты они знают? Ребята по-очереди должны называть различные инструменты, описать их, и объяснить, как на них играют. Затем ребята прослушивают записи игры различных инструментов.

Игры: «Что это было? Угадай по описанию». «Найди одинаковые инструменты». «Что это было? Угадай по звучанию». «Цепочка шорохов».



2

17

Наш оркестр.

Игра: «Наш оркестр».

2

18

Музыкальные произведения, их характеристики.

Психолог рассказывает о следующих понятиях: мажор и минор, паузы, быстрый и медленный темп и др.

Игры: «Походка нот». «Назови характеристику». «Дирижер». «Продолжи фрагмент».



1

19

Звуковые характеристики персонажей.

Игры: «Подбери мелодию для персонажа». «Твоя мелодия».

1

20

Танец.

Рассказ психолога о танцах и танцевальных движениях.

Игры: «Повтори движение». «Запомни позу». «Кто как танцует». «Мой танец». «Мой самый тяжелый день». «Я и мои родители». «Падай и замри». «Выходи, и с кем хочешь, попляши». «Змейка». «Запрещенные движения».



2

21

Песня.

Психолог рассказывает ребятам про пение.

Игры: «Отгадай песню по мелодии». «Солисты». «Солист потерял голос». «Разучивание песни». «Дышим как…»



1

22

Рисование под музыку.

Игры: «Рисование под музыку». «Рисование ритмических рисунков».

2

23

Повторение.

Повторение.

2

24

Итоговая диагностика

Анализ уровня сформированности произвольной деятельности.

1

25

Итоговое занятие

Детско-родительское занятие: подведение итогов работы группы по данной программе

1




Всего

36


Конечный результат

  • у ребенка развивается способность планировать и контролировать свои действия

  • ребенок способен, когда это требуется, сидеть на месте, дожидаться своей очереди

  • ребенок меньше отвлекается на посторонние стимулы, становится способен до конца дослушивать задания или условия игры

  • восприятие ребенка становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим, в нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск

  • ребенок становится способен удерживать внимание при выполнении предложенных заданий или во время игры

  • ребенок чаще доводит свои действия до конца, а не переходит от одного незавершенного действия к другому

  • улучшается координация движений, они становятся более согласованными

  • расширяются знания ребенка о различных музыкальных инструментах, оркестре

  • ребенок приобретает навыки игры на отдельных музыкальных инструментах

  • расширяются знания ребенка о характеристиках музыкальных произведений

  • расширяются знания ребенка о танцевальных движениях и приемах пения

  • ребенок становится способен более адекватно выражать себя, отреагировать свои эмиции

  • ребенок становится способен согласованно действовать совместно с другими детьми и взрослыми


Контроль за эффективностью программы

Перед началом занятий в группе каждый ребенок проходит диагностику у специалиста-психолога. Результаты этой диагностики позволяют определить актуальный уровень каждого ребенка, а также указывают ведущему группы, на что нужно обратить внимание при занятиях с каждым конкретным ребенком.

Контроль за эффективностью программы в течение учебного года осуществляется в процессе каждого занятия. Педагог наблюдает за выполнением заданий, за динамикой развития ребенка от занятия к занятию.

После окончания занятий в группе каждый ребенок вновь проходит диагностику у психолога (занятие 24). Сравнение результатов первичной и завершающей диагностики позволяет сделать вывод о том, насколько эффективными были занятия по данной программе для каждого ребенка.


Условия реализации программы.

  • Информационный материал о различных музыкальных инструментах (загадки и стихи, рисунки и фотографии с изображениями различных музыкальных инструментов и материалов для их изготовления, репродукция Михаила Врубеля «Пан», репродукция деталей алтаря церкви Св. Захария (Венеция) и др.)

  • Различные музыкальные инструменты: синтезатор, бубны, бубенцы, гонги, африканский барабан, колотушка, шумовой инструмент «Дождь», шумящие коробочки (наполненные горохом, гречневой крупой, песком, фасолью, мелкими камешками и др.), шелест бамбуковый, маракасы, трещотка, тамбурин, флейты Пана, ксилофоны, звучащие чаши и др.

  • Ноты

  • Аудиозаписи музыкальных произведений, музыкальный центр

  • Мягкие игрушки, куклы различных персонажей (Буратино, Красная шапочка, Петрушка, медведь и др.)

  • Бумага, карандаши и фломастеры

  • Раздаточный материал


Использованная литература:

  1. Базовляк Н.С. Использование наглядных средств для развития восприятия музыки у учащихся 1–2-х классов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, Издательский дом «Первое сентября».

  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1996.

  3. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии, 1976, №4

  4. Воронцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии.

  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе 4-е изд., перераб. и дополн. (Серия «Учебное пособие»). - СПб, издательство «Питер», 2004.

  6. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. - СПб, 2007.

  7. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологический труды. - М, 1986.

  8. Инструменты духового оркестра. Составитель Б.Т. Кожевников. - М, издательство «Музыка», 1984.

  9. Иков А. Труба – от Бронзового века до наших дней // журнал «Музыкальные Инструменты» №2, Лето 2004.

  10. Келдыш Ю.В. История русской музыки т.1

  11. Кемпбелл Д. Эффект Моцарта, пер. с англ. - Минск, издательство «Попурри», 1999.

  12. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Глава 6. Музыкальная терапия. - СПб, 2006.

  13. Конгрив У. Гимн гармонии

  14. Королева Е.А. Высокие и низкие звуки. Урок 2. Из цикла «Азбука музыки в сказках стихах и рассказах». // Православный образовательный портал «Слово».

  15. Королева Е.А. Длительности нот. Урок 12. Из цикла «Азбука музыки в сказках стихах и рассказах». // Православный образовательный портал «Слово».

  16. Королева Е.А. Лады. Урок 34. Из цикла «Азбука музыки в сказках стихах и рассказах». // Православный образовательный портал «Слово».

  17. Королева Е.А. Паузы. Урок 16. Из цикла «Азбука музыки в сказках стихах и рассказах». // Православный образовательный портал «Слово».

  18. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Глава 3, параграф 1.

  19. Лобок А.М. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997

  20. Маркова Н.С. Развитие вокальных данных у детей дошкольного возраста // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, Издательский дом «Первое сентября».

  21. Поветкин В.И. Из новгородской летописи гусленых словес. // журнал «Русская земля», № 1.

  22. Романова Т.М. Звуки музыки, живописи и поэзии. // Православный образовательный портал «Слово».

  23. Цховребова Ж.В. История создания русских народных инструментов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, Издательский дом «Первое сентября».

  24. Чарикова Л.В. «Подход к проблеме формирования элементов произвольного поведения у дошкольников»

  25. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. – СПб, издательство «Композитор», 2005

1 Воронцова О.А. «Музыка и игра в детской психотерапии»

2 Воронцова О.А. «Музыка и игра в детской психотерапии»


Смотрите также:
Программа принята на методическом совете 2009г. Развитие произвольной регуляции деятельности посредством музыки
161.54kb.
1 стр.
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие моторной сферы у детей раннего возраста «Божьи коровки»
85.08kb.
1 стр.
Рабочая программа по информатике 7-11 класс Базовый уровень Принята на методическом совете
390.02kb.
1 стр.
Программа принята на педагогическом совете
989.08kb.
6 стр.
Газовый смазочный слой в зазоре произвольной формы
69.54kb.
1 стр.
Конкурс «Лучший библиотекарь Республики Башкортостан 2008 года»
94.68kb.
1 стр.
Докладчик: учитель географии Беляева Т. Ю. 2009г. Проектная деятельность учащихся на уроках географии
77.21kb.
1 стр.
Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры
168.24kb.
1 стр.
Программа по предмету физическая культура «развитие физической подготовленности учащихся 6 -10 классов коррекционной школы 8 вида посредством физических упражений малой и средней интенсивности»
561.42kb.
3 стр.
Тюменская государственная медицинская академия
280.17kb.
1 стр.
Управление образования администрации Чернянского района Белгородской области
309kb.
1 стр.
Положение о методическом совете
61.76kb.
1 стр.