Главная
страница 1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования


Российский

государственный гуманитарный университет

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра моделирования в экономике и управлении

Технология проведения презентаций


Учебно-методический комплекс для специальности:

№ 080505 – Управление персоналом
Для дневной, вечерней и заочной форм обучения

Москва 2008

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Учебно-методический комплекс

Автор-составитель:

ст. преподаватель А.В. Муромцева
Ответственный редактор

кандидат технических наук, доцент, В.В.Муромцев


Учебно-методический комплекс утверждён

на заседании кафедры

моделирования в экономике и управлении

от 07.10.08г., протокол N 7

Российский государственный

гуманитарный университет, 2008

Оглавление




Предисловие 5

Программа курса 7

Пояснительная записка 7

Содержание курса 9

Тематический план 11

Контрольные вопросы 14

Список источников и литературы 16

Планы лабораторных работ 18

Пояснительная записка 18

Тематические разделы 19

Итоговая письменная работа 26

Пояснительная записка к итоговой работе 26

Примерные варианты итоговой работы 26

Система текущего и итогового контроля знаний студентов 34


Предисловие


Курс «Технология проведения презентаций» рассчитан на студентов факультета Управления специальностей 080505 «Управления персоналом» для 3 года обучения. Данный курс имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение. Он основан на современных методах предоставления информации, широко входящих в нашу жизнь, и содержит примеры практического их применения.

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. Основная задача курса – сориентировать студента в разрозненной информации по различным типам презентаций, показать ему целостную картину данного направления. Знания и навыки, полученные в рамках данного курса, студент сможет использовать в дальнейшей практической работе.

Основной целью презентации является предоставление информации. Конечно, доклад можно подготовить и в текстовом редакторе, а различные числовые данные представить в виде таблиц или графиков на плакатах. Однако вряд ли такая информация будет понятна и воспринята слушателями. В 21 веке, когда восприятие людей изменилось и тяготеет скорее к образному, чем логическому мышлению без использования различных мультимедиа эффектов не обойтись. Именно эти возможности и предоставляют нам различные программы для создания презентаций. С возможностями одной из них студенты ознакомились на 1 курсе института в рамках курса «Информатика». Но, ознакомившись с возможностями программы, они не рассматривали само понятие презентаций, механизмы её воздействия, не вникали в этапы создания, ведения презентаций и способы предоставления информации. Этому и посвящён данный курс.

Курс «Технология проведения презентаций» (ТПП) знакомит студента с историей возникновения, классификацией презентаций и с процессом их создания от самого замысла до непосредственного воплощения их в жизнь. Он наполнен практическими советами по организации презентаций, использованию средств визуализации информации, специальными психологическими приёмами и наглядными примерами из жизни. В рамках лабораторного практикума рассматриваются конкретные модели и ситуации, подготавливающие студента к дальнейшей профессиональной деятельности.

Предлагаемый курс «Технология проведения презентаций» во многом является оригинальным и создан на основе авторских разработок.

В список предлагаемой к рассмотрению литературы включены основная и дополнительная литература, а также Интернет-ресурсы, указывающие на конкретные сайты, которые доступны для массовой аудитории.

УМК разработан в соответствии с учебным планом по данной дисциплине, который предусматривает проведение лекций, выполнение лабораторных работ, текущую и итоговую аттестации.

В состав УМК входят программа курса, список рекомендуемой литературы, тематический план, лабораторный практикум, контрольные вопросы и примерные варианты итоговой письменной работы.




Программа курса

Пояснительная записка



Назначение программы. Дисциплина «Технология проведения презентаций» является учебной программой факультативного уровня.

Дисциплина соответствует учебному плану профессиональной образовательной программы, реализуемой в РГГУ.



Предмет курса - способы предоставления информации с помощью современных аппаратно-программных средств, особенности её расположения, классификация презентаций, рассмотрение различных видов презентаций.

Курс даёт целостное, законченное представление о способах наглядного предоставления информации с помощью современных технических средств, видах и целях презентаций, правилах расположения различных объектов на слайдах и о способах проведения презентаций.

В рамках данного курса рассматриваются пять тем:


  1. Классификация презентаций. Принципы развития презентаций.

  2. Восприятие информации на экране.

  3. Программы для создания презентаций.

  4. Линейные презентации.

  5. Факторы, влияющие на успешность проведения линейных презентаций.

Все темы объединены единым подходом к рассматриваемой проблеме и дают целостную картину процесса и воспроизведения презентаций, а так же влияние их на людей. Этот курс, начиная с первой и до конца последней темы, знакомит с созданием мультимедиа-презентации от замысла до её демонстрации. Первые три темы касаются всех типов презентаций и рассматриваются в едином ключе. Последние две темы посвящены самому сложному виду презентаций – презентациям, сопровождаемым докладчиком. В них подробно рассмотрены принципы их построения, организации, технологии подготовки и проведения.

Список литературы к данному курсу содержит обязательную, дополнительную литературу и ссылки на интернет-ресурсы. Каждый источник из обязательной литературы посвящен рассмотрению определённого вопроса в рамках рассматриваемого курса. Дополнительная литература позволит расширить границы изучаемого предмета, как в рамках данной области, так и в смежных с ней областях (особенности восприятия звука, цвета человеком, деловая коммуникация и т.д.). В рамках данного списка есть две книги на английском языке классика убеждающей коммуникации Карла Ховланда. Хотя они изданы в 50-е годы прошлого века, его рекомендациям и выводами пользуются по сей день, а ссылки на него в современной литературе встречаются постоянно.

В список литература включены также работы автора по отдельным вопросам, рассматриваемым в курсе.

Список литературы, находящийся в разделе интернет-ресурсы носит дополнительный характер и позволяет более широко ознакомиться со способами и возможностями создания презентаций.



Цель курса – подготовить специалиста, владеющего современными навыками наглядного предоставления информации.

Задачи курса:

- показать целостную картину применения презентаций в сфере предоставления информации для дальнейшей профессиональной деятельности студентов;

- сформировать у студентов представление о различных наглядных формах подачи информации;

- показать механизмы воздействия презентаций на людей;

- сформировать у студентов навыки расположения текста, графики, рисунков и других объектов на слайдах, для наилучшего восприятия зрителем;

- показать возможности различных видов презентаций, особенно презентаций, сопровождающих докладчика;

- выработать у студентов навыки практического владения основами наглядного предоставления информации.

Особенностью курса является его практическая направленность. Используя современные технические средства, студенты решают задачи, содержание которых связано с их будущей деятельностью.

Программные средства, используемые для изучения курса: операционные системы - Windows 2000, Windows XP, Windows 98, Windows ME. Программы: Microsoft Office PowerPoint, Windows Paint, Macromedia Flash, Internet Explorer.

В результате изучения курса студент должен:


Знать:

– типы презентаций, правила создания слайдов, принципы развития презентаций, особенность восприятия информации с экрана, теоретические основы проведения линейных презентаций (виды, правила проведения, основные моменты подготовки к ним, план и сценарий их проведения, невербальные и паравербальные компоненты общения, используемые для их представления) и способы представления информации, оформленной в виде презентаций.

– программные средства, с помощью которых возможно создание презентаций;

– технические средства, с помощью которых возможно проведение презентаций, их хранение и тиражирование;



Уметь:

– создавать презентации с учётом особенностей восприятия информации в наиболее распространённом современном программном обеспечении, используемым для создания презентаций - Microsoft Office PowerPoint.


Владеть:

– приемами и навыками создания слайдов для предоставления информации при различных видах презентаций, а также техникой настройки Microsoft Office PowerPoint для различных типов презентаций.


Курс рассчитан на 36 учебных часов. Преподавание осуществляется в форме лекций и лабораторных работ.
Формы контроля:

промежуточный контроль: прием созданных студентами в программе Microsoft Office PowerPoint презентаций на заданную тему;

итоговый контроль: зачет в форме выполнения практических заданий и ответов на теоретические вопросы.

Содержание курса

План лекций по темам



Тема 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
История возникновения презентаций. Классификация презентаций. Способы предоставления презентаций. Способы переноса и тиражирования различных презентаций. Подготовка к проведению презентаций. Программы для проведения презентаций. Принципы развития презентаций.
Тема 2. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ЭКРАНЕ.
Элементы графического дизайна. Правила размещения графических объектов на слайдах. Основные требования к тексту, графическим элементам, рисункам и фону. Воздействие цвета на человека. Использование цвета для фона и текста. Восприятие информации на экране. Звуковые и ароматические эффекты, используемые при презентациях.
Тема 3. ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
Программы, входящие в состав поставляемого пакета Microsoft Office для создания презентаций. Их назначения, особенности работы с ними.

Программы Macromedia Flash и Macromedia Director. Их назначения, особенности работы с ними. Другие программы для создания презентаций.


Тема 4. ЛИНЕЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Виды линейных презентаций. Постановочная часть презентации, в которой выступающий является организатором. Роли выступающего. Правила проведения линейных презентаций. Подготовка к выступлению: начало презентации, составные части презентации, баланс времени, ответы на вопросы.
Тема 5. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.

Невербальные и паравербальные компоненты общения, используемые при проведении линейных презентаций: движения (лица, рук, перемещения по залу, пластика позы), внешний вид, характеристики речи. Другие факторы, влияющие на успешность проведения линейных презентаций. Этапы репетиции презентации.


Тематический план

Для студентов дневной формы обучения


специальности 080505 «Управления персоналом» факультета Управления.


Наименование темы


Лекции


Лабораторные работы


Самостоятельная работа

1. Классификация презентаций. Принципы развития презентаций.

2

2

1

2. Восприятие информации на экране.

2

4

2

3.Программы, используемые для создания презентаций.

1

2

1

4. Линейные презентации.

2

6

2

5. Факторы, влияющие на успешность проведения линейных презентаций.

1

2

1
Всего по дисциплине (31 час):





8


16


7

Для студентов вечерней формы обучения


специальности 080505 «Управления персоналом» факультета Управления.


Наименование темы


Лекции


Лабораторные работы


Самостоятельная работа

1. Классификация презентаций. Принципы развития презентаций.

3

-

-

2. Восприятие информации на экране.

3

4

2

3.Программы, используемые для создания презентаций.

2

4

2

4. Линейные презентации.

4

4

2

5. Факторы, влияющие на успешность проведения линейных презентаций.

2

2

2
Всего по дисциплине (36 часов.):





14


14


8



Для студентов заочной формы обучения


специальности 080505 «Управления персоналом» факультета Управления.


Наименование темы


Лекции


Лабораторные работы


Самостоятельная работа

1. Классификация презентаций. Принципы развития презентаций.

1

-

-

2. Восприятие информации на экране.

-

-

-

3.Программы, используемые для создания презентаций.

1

-

-

4. Линейные презентации.

-

-

-

5. Факторы, влияющие на успешность проведения линейных презентаций.

-

-

-
Всего по дисциплине (2 часа.):





2


-


-



Контрольные вопросы


  1. История возникновения презентаций.

  2. Типы презентаций.

  3. Способы представления презентаций.

  4. Подготовка к проведению презентаций. Учёт условий демонстрации.

  5. Готовя презентацию, что нужно знать об аудитории (помещении, людях)?

  6. Программы, применяемые для создания презентаций.

  7. Режимы программы PowerPoint. Режим образца слайдов.

  8. Принципы развития презентаций.

  9. Правила создания слайдов в презентациях.

  10. Первое и второе правило размещения графических элементов на слайдах.

  11. Третье правило размещения графических элементов на слайдах.

  12. Элементы графического дизайна. Основные требования к тексту (в том числе и шрифтам) размещаемому на слайдах.

  13. Элементы графического дизайна. Основные требования к графическим элементам.

  14. Элементы графического дизайна. Основные требования к фону.

  15. Восприятие информации на экране.

  16. Использование цвета для фона и текста.

  17. Звуковые эффекты используемые в презентациях.

  18. Ароматические эффекты используемые в презентациях

  19. Линейные презентации. Их виды.

  20. Основные моменты подготовки к линейным презентациям.

  21. Линейные презентации. Роли презентатора (выступающего).

  22. Правила проведения линейных презентаций.

  23. Линейные презентации. Подготовка к выступлению.

  24. Линейные презентации. Составные части презентации.

  25. Линейные презентации. Что нужно помнить о начале презентации.

  26. Линейные презентации. Ответы на вопросы.

  27. Семь классических способов начать линейную презентацию.

  28. Пять «смертных» грехов презентатора.

  29. Невербальные компоненты общения, используемые при проведении линейных презентаций.

  30. Невербальные компоненты общения, используемые при проведении линейных презентаций. Движения.

  31. Невербальные компоненты общения, используемые при проведении линейных презентаций. Внешний вид. Характеристики речи.

  32. Искусство представления презентации («Советы докладчику»).


Список источников и литературы


Литература

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

  1. PowerPoint 2002: пер. с англ./ Эллен Финкельштейн – М.: АСТ: Астрель, 2005. – XIV, 407 с.: ил.

  2. Вайссман Дж. Мастерство презентаций [Пер. с англ.: А.Ю.Кураченко] / Джерри Вайссман; - М.: ООО «Вершина», 2004. – 288с.

  3. Муромцева А.В. Особенности предоставления информации в условии виртуальных коммуникаций: Тез. докл. международной научной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» - М., 2008г. – с. 139-142


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Буковецкая О.А. Создание презентаций на ПК / О.А. Буковецкая– М.: НТ Пресс, 2005. 144 с.: ил.

  2. Гало К. 10 простых секретов лучших мастеров деловой коммуникации / Кармин Гало – Киев: Калидос Паблишинг, 2008г. – 306с.

  3. Ефимова Н.Н. Звук в эфире: Учебное пособие для вузов / Н.Н.Ефимова - М.:Аспект Пресс, 2005. – с. 157.

  4. Желязны Дж. Бизнес презентация. Руководство по подготовке и проведению / Джин Желязны; - М., Институт комплексных стратегических исследований, 2005г. – 144 с., илл.

  5. Иванов В. Microsoft Office System 2003 Учебный курс. / В. Иванов– СПб.: Питер; Киев:Издательская группа ВНV, 2004. – 640с.: ил.

  6. Муромцева А.В. Использование запахов при презентациях и дистанционном обучении // Вестник качества - 2007г., № 4 (76) – с. 29-38.

  7. Муромцева А.В. Новые возможности предоставления информации при проведении презентаций: Тез. докл. - XIV Международная конференция «Проблемы управления безопасностью сложных систем» - М.: РГГУ, 2006г. – с.291-293

  8. Ребрик С. Презентация: 10 уроков / Сергей Ребрик; - М.: Изд-во Эксмо, 2006г. – 200 с., илл.

  9. Hovland C.I.  The order of presentation in persuasion. / C.I. Hovland - New Haven , CT: Yale University Press.,- 1957.

  10. Hovland С.I. Communication and persuasion./ С.I. Hovland, I.L. Janis and H.H. Kelle; - New Haven, CT: Yale University Press. - 1953



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Карнеги Дейл. Как вырабатывть уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично [Электронный ресурс] / Университет риторики ораторского мастерства - мастерства – Ораторское искусство. Риторика. – Электрон. Дан.- М., 2006 - Режим доступа: http://www.orator.biz/?s=38&d_id=127

Скворцов А. Mercator Group [Электронный ресурс]: статьи - М.: 2004-2008 гг. – Электрон. дан.- Режим доступа: http://www.mercator.ru

Хофф Р. Я вижу вас голыми, Перевод с английского А.Д.Иорданского [Электронный ресурс] / Университет риторики ораторского мастерства – Ораторское искусство. Риторика. – Электрон. Дан. – М., orator.biz, 2007 - Режим доступа: http://www.orator.biz/?s=38&d_id=263

Шипунов С. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией) [Электронный ресурс] / Университет риторики ораторского мастерства – Ораторское искусство. Риторика. – Электрон. Дан. – М.: orator.biz, 2008 - Режим доступа: http://www.orator.biz/?s=38&d_id=198

Планы лабораторных работ

Пояснительная записка

Лабораторные работы по дисциплине «Технология проведения презентаций» (ТПП) проводятся для студентов факультета Управления, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» третьего года обучения.

В семестре студенты выполняют 3 работы (12 часов).

Цель лабораторных работ – выработать у студентов навыки наглядного предоставления информации с помощью программы Microsoft Office PowerPoint.

Лабораторные работы проводятся в классах, оснащенных выходом в Интернет и соответствующим аппаратным и программным обеспечениям для выполнения предусмотренных заданий. При выборе тем лабораторных работ учитываются современные тенденции развития информационного обеспечения и используются программы, входящие в пакет Microsoft Office. Для изучения курса используются операционные системы - Windows 2000, Windows XP, Windows 98, Windows ME. Программы: Microsoft Office PowerPoint, Windows Paint, Internet Explorer.

На сегодняшний день всё более ценными продуктами становятся информация и знания. Грамотное и своевременное предоставление информации является неотъемлемой частью работы менеджера. Поэтому данный курс рассчитан на формирование у студентов теоретических и практических навыков грамотного предоставления наглядной информации на экране в процессе проведения презентации. Это достигается путём моделирования конкретных ситуаций в каждой лабораторной работе.

После ознакомления с описанием лабораторной работы, студент приступает к её выполнению. В процессе работы над заданием, студент отвечает на контрольные вопросы и при необходимости, выполняет дополнительные задания преподавателя. Преподаватель проверяет и засчитывает лабораторную работу после правильного исполнения всех заданий.

При выполнении лабораторных работ студенты получают навыки постановки и решения конкретных прикладных задач, которые они смогут использовать в дальнейшей профессиональной деятельности.

Структура всех лабораторных работ одинакова и содержит: номер лабораторной работы, тему, цели, продолжительность данной работы, небольшое пояснение, задания, результаты работы, контрольные вопросы и литературу.

Выполнение всех лабораторных работ является основой успешной профессиональной деятельности будущих менеджеров управления персоналом.

Тематические разделы


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Создание циклической презентации.

Цель: Формирование навыков создания циклической презентации, рекламирующей определённый товар/компанию с учётом особенностей восприятия информации.

Продолжительность работы - 4 часа.

Прежде чем приступить к данной работе студент должен ознакомиться с материалами по следующим темам:


  • Типы презентаций.

  • Правила создания слайдов в презентациях.

  • Восприятие информации на экране.

На следующем этапе студент продумывает структуру и содержание презентации таким образом, чтобы максимально привлечь внимание покупателя. Как Вы представите свой товар, почему покупатель должен купить его у Вас, чем данный товар отличается от других. Это основные вопросы, над которыми надо задуматься при создании данной презентации.

Обязательно при создании презентации поместите логотип компании на каждый слайд, напоминая зрителю о производителе (продавце) данного товара. Такую возможность нам предоставляет режим образца слайдов программы MS PowerPoint.

В данной презентации следует учесть, что ни о каком управлении последовательностью кадров речи не идёт - ролик «крутится» независимо от оператора. Обычно такие презентации могут быть в виде «реального» видео, отснятого на камеру и смонтированного, а могут быть просто в виде циклического ролика. Почти аналогичным образом устроены ролики для световых панно. В программе MS PowerPoint это делается с помощью Меню → Показ слайдов → Настройка презентации.

Презентация создаётся в программе MS PowerPoint и с использованием ресурсов сети Интернет.


Задание на лабораторную работу.

В лабораторной работе требуется создать циклическую презентацию типа видеоролика, рекламирующую определённый товар/компанию. В её состав должны входить:



  • 7-12 максимально понятных слайдов, содержащих основную информацию на заданную тему.

  • В правом нижнем углу слайда должен стоять логотип компании.

  • Последний слайд должен содержать контактный телефон или другую информацию о нахождении компании, представляющей данный товар.

Работать презентация должна циклически в автономном режиме.
В результате выполнения лабораторной работы студенты получают навыки создания циклической презентации типа видеоролика.
Литература

Обязательная

  1. PowerPoint 2002: пер. с англ./ Эллен Финкельштейн – М.: АСТ: Астрель, 2005. – XIV - стр.149-155, 185-196, 238-257.

  2. Муромцева А.В. Особенности предоставления информации в условии виртуальных коммуникаций: Тез. докл. международной научной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» - М., 2008г. – с. 139-142

Доплнительная

  1. Буковецкая О.А. Создание презентаций на ПК / О.А. Буковецкая– М.: НТ Пресс, 2005. 144 с.: ил.

  2. Иванов В. Microsoft Office System 2003 Учебный курс. / В.Иванов – СПб.: Питер; Киев:Издательская группа ВНV, 2004. – 640с.: ил., стр. 315-374.

Контрольные вопросы.

  1. Режимы программы PowerPoint.

  2. Режим образца слайдов.

  3. Типы презентаций.

  4. Правила создания слайдов в презентациях.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Создание нелинейной презентации управляемой пользователем.

Цель: Научиться организовывать ссылки на слайды таким образом, чтобы пользователю было удобно получать информацию и интуитивно понятно как работать с данным инструментом.

Продолжительность работы - 4 часа.

Прежде чем приступить к данной работе студент должен ознакомиться (восстановить в памяти) с материалами по следующим темам:


  • Правила создания слайдов в презентациях.

  • Элементы графического дизайна. Основные требования к ним.

  • Использование цвета для фона и текста.

На следующем этапе студент должен продумать вопросы последовательности подачи материала. Зритель сам будет выбирать, что ему интересно. Поэтому необходимо предусмотреть систему навигации, так как в данном случае отдельных кадров может и не быть: вместо них появятся области экрана, в которые загрузится вызванная пользователем информация, например цена изделия.

Система навигации должна быть организована с помощью гиперссылок. Однако присваивать их необходимо не к тексту, а к другим объектам. Например: рисункам, кнопкам, геометрическим фигурам и т.д. Данная система навигации должна быть интуитивно понятна любому пользователю.

Замечание: при данных видах презентаций можно не беспокоиться о таких технических «мелочах», как освещённость зала и характеристиках проектора.

Презентация создаётся в программе MS PowerPoint и с использованием ресурсов сети Интернет.


Задание на лабораторную работу.

В лабораторной работе требуется создать разветвлённую презентацию управляемую пользователем, содержащую гиперссылки.

В результате этой работы студент должен организовывать слайды презентации и информацию о них, таким образом, чтобы слайды:


  • были максимально понятны;

  • удобны для использования зрителю (пользователю);

  • содержали возможность возврата к предыдущему (посмотренному) слайду;

  • содержали исчерпывающую информацию на данную тему.

Первый слайд презентации является заставкой, на которой указан вид товара и имеется возможность перехода на характеристики товара.
Студентам предлагается реализовать следующую схему:


В результате выполнения лабораторной работы студенты получают навыки создания нелинейной презентации управляемой пользователем и создания презентаций в интуитивно понятной и удобной зрителю форме.
Литература

Обязательная

  1. PowerPoint 2002: пер. с англ./ Эллен Финкельштейн – М.: АСТ: Астрель, 2005. – XIV - стр. 176-185, 282-293.

Доплнительная

  1. Иванов В. Microsoft Office System 2003 Учебный курс. / В.Иванов – СПб.: Питер; Киев:Издательская группа ВНV, 2004. – 640с.: ил., стр. 315-374.

  2. Буковецкая О.А. Создание презентаций на ПК. / О.А. Буковецкая – М.: НТ Пресс, 2005. – стр.17-67.

Контрольные вопросы.

  1. Подготовка к проведению презентаций. Учёт условий демонстрации.

  2. Элементы графического дизайна. Основные требования к ним.

  3. Использование цвета для фона и текста.

  4. Программы, применяемые для создания презентаций.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Создание управляемой докладчиком линейной презентации.

Цель: Формирование навыков создания управляемой докладчиком линейной презентации и приобретение навыков выступления с использованием наглядного предоставления информации.

Продолжительность работы - 8 часов.

Прежде чем приступить к данной работе студент должен ознакомиться с материалами по следующим темам:


  • Принципы развития презентаций.

  • Линейные презентации. Роли презентатора (выступающего).

  • Правила проведения линейных презентаций.

  • Составные части презентации.

  • Невербальные компоненты общения, используемые при проведении линейных презентаций.

На следующем этапе студент должен продумать порядок размещения слайдов. В линейной презентации слайды сменяют друг друга по команде выступающего (по щелчку), иногда это происходит быстро, иногда медленно, всё зависит от докладчика.

Особенностью данной презентации является то, что ею управляет докладчик и здесь последовательность кадров жёстко определена, и возможно лишь перейти к последующему или предыдущему слайду.

Выступающего, прежде всего, должны волновать такие технологические проблемы как затенённость помещения (если в аудитории слишком светло, а кадры мало контрастны), размещение текста и объектов на экране (если размер экрана небольшой, а кадры содержат много текста). Поэтому при создании презентации всегда следует рассчитывать на самые худшие условия её проведения.

Кроме того, выступающему следует обратить своё внимание на такие моменты выступления как:



  • Акцентирование внимания слушателей;

  • Характеристики своей речи;

  • Ответы на вопросы.

После создания презентации студент представляет её своим сокурсникам, отвечает на их вопросы. Мнение сокурсников о презентации учитывается при оценке работы студента.

Презентация создаётся в программе MS PowerPoint и с использованием ресурсов сети Интернет.


Задание на лабораторную работу.

В данной лабораторной работе необходимо выделить проблему и обрисовать возможные пути её решения. Нужно убедить слушателей принять именно Вашу точку зрения. Темы презентации:



    • Отчёт по продажам товара за три временных отрезка и сравнение с аналогичным периодом прошлого года (Каковы тенденции? Факторы, влияющие на продажу. Что изменилось? Предложения по дальнейшим продажам.).

    • Изменился контингент потребителей товара («В старом районе строится новый дом. Что делать владельцу магазина? Как изменить свой ассортимент?»).

    • На рынок пришёл новый игрок. («Магазин был монополистом в районе. Строится ещё один магазин. Как изменить ассортимент товаров, чтобы остаться конкурентно-способным?»).

В результате выполнения лабораторной работы студенты получают навыки создания и представления управляемой докладчиком линейной презентации.


Литература

Обязательная

  1. Вайссман Дж. Мастерство презентаций. [Пер. с англ.: А.Ю.Кураченко] / Джерри Вайссман; - М.: ООО «Вершина», 2004. – стр. 30-46, 133-141, 145-154.

Доплнительная

  1. Ребрик С. Презентация: 10 уроков / Сергей Ребрик; - М.: Изд-во Эксмо, 2006г. – стр. 16-25, 43-149.

  2. Желязны Дж. Бизнес презентация. Руководство по подготовке и проведению / Джин Желязны; - М., Институт комплексных стратегических исследований, 2005г.- стр. 5-104.

  3. Муромцева А.В. Использование запахов при презентациях и дистанционном обучении // Вестник качества - 2007г., № 4 (76) – с. 29-38.

Контрольные вопросы.

  1. Линейные презентации. Их виды.

  2. Линейные презентации. Роли презентатора (выступающего).

  3. Правила проведения линейных презентаций.

  4. Линейные презентации. Составные части презентации.

  5. Невербальные компоненты общения, используемые при проведении линейных презентаций.



Итоговая письменная работа

Пояснительная записка к итоговой работе


Итоговая письменная работа заключается в создании одного из типов презентаций по одной из предложенных ситуаций и ответа на предложенный вопрос. Данная работа проходит в специально подготовленных аудиториях. Студенту выдаётся текстовая информация о ситуации, по которой он должен представить один из типов презентаций указанный в его варианте.

Все презентации создаются в программе MS PowerPoint с использованием ресурсов сети Интернет. Презентация должна быть оформлена в соответствии с правилами создания слайдов и содержать титульный лист с темой работы и фамилией автора.

К итоговой письменной работе допускаются студенты, выполнившие в письменном виде (т.е. создавшие презентации) все лабораторные работы.

Продолжительность работы - 4 часа.

В результате выполнения итоговой работы студент должен предоставить преподавателю презентацию и ответ на вопрос согласно полученному варианту. Презентация и ответ на вопрос оцениваются отдельно.

Примерные варианты итоговой работы


Вариант 1.

      1. По ситуации 1 создать линейную презентацию, управляемую докладчиком.

      2. Принципы развития презентаций.

Вариант 2.

  1. По ситуации 1 создать нелинейную презентацию, управляемую пользователем.

  2. Линейные презентации. Ответы на вопросы.

Вариант 3.

  1. По ситуации 1 создать циклическую презентацию.

  2. Программы, применяемые для создания презентаций.

Вариант4.

  1. По ситуации 2 создать линейную презентацию, управляемую докладчиком.

  2. Типы презентаций и способы их представления.

Вариант 5.

  1. По ситуации 2 создать нелинейную презентацию, управляемую пользователем.

  2. Восприятие информации на экране.

Вариант 6.

  1. По ситуации 2 создать циклическую презентацию.

  2. Правила проведения линейных презентаций.

Вариант 7.

  1. По ситуации 3 создать линейную презентацию, управляемую докладчиком.

  2. Элементы графического дизайна. Основные требования к тексту.

Вариант 8.

  1. По ситуации 3 создать нелинейную презентацию, управляемую пользователем.

  2. Правила создания слайдов в презентациях.

Вариант 9.

  1. По ситуации 3 создать циклическую презентацию.

  2. Линейные презентации. Составные части презентации.



Ситуация 1.

AVON - секрет успеха 

Компания Avon была основана в 1886 году в США Дейвидом МакКонеллом и приобрела свое имя от реки на родине Шекспира - любимого автора основателя. Первой продукцией компании AVON были духи, которые продавались не через торговые точки, а при личном контакте между продавцом и покупателем. Именно такой способ продаж принес ошеломительный успех Avon. На сегодняшний день компания Avon имеет представительства в 140 странах мира с годовым оборотом в пять миллиардов долларов. Секрет успеха Avon в том, что эта компания даёт возможность женщинам во всём мире сделать головокружительную карьеру с прекрасным перспективным ростом. С 1886 года более 40 миллионов женщин работали с компанией Avon.

Научная лаборатория Avon разрабатывает около двух тысяч новых формул для косметики, которые входят в специальный каталог Avon. По нему можно заказать новинки косметики.

В 1989 Avon первой отказалась ставить эксперименты на животных и запретила использование материалов, неблагоприятных для окружающей среды. Косметика Avon имеет стопроцентное качество, и если вам не понравится продукция Avon, компания согласна безоговорочно вернуть Вам потраченные деньги.

Уже 117 лет благодаря каталогу Avon компания дарит красоту и здоровье более чем 3 миллионам женщин в разных странах мира путем индивидуального обслуживания каждой.  В интернет магазине Aroma-Roma  Вы можете разместить заказ на косметику AVON и получить его через 2-3 дня. Магазин прикладывает все усилия, чтобы снизить  срок доставки заказа до минимума.

Так как женщины всего мира хотели покупать продукцию Avon, компания организовала экспортную группу для удовлетворения потребностей клиентов и в скором времени начали открываться пункты распространения косметики по всему миру. В начале 50х годов Avon открывает международный отдел для ведения операций вне Северной Америки. В 1950 году компания создает штаб в Великобритании. На сегодняшний день большинство дел компании Avon ведеться в Нордхептоне.

Инновация методов продаж путем распространения каталога Avon позволила большинству женщин с легкостью приобретать самые горячие новинки, почти не затрачивая усилий. Заботиться о своей коже и здоровье благодаря каталогу Avon стало приятно и совсем не обременительно. Доверительные отношения между женщинами (продавец-покупатель) принесли свои плоды, ведь никто другой не поймет друг друга лучше, чем женщины.

Стопроцентное качество продукции Avon и реализация товаров через уникальный каталог Avon обеспечили компании Avon стабильное лидерство среди производителей косметической продукции.



Ситуация 2.

Шопинг под прикрытием.

Методика “Таинственный покупатель”, или “Контрольный клиент” (“Mystery Shopping”), была разработана западными продавцами еще 30 лет тому назад. Директора крупных сетевых магазинов придумали направлять в торговые залы “подставных клиентов”, которые могли бы судить о качестве сервиса в магазинах как независимые эксперты.

В России “таинственные покупатели” появились в середине 90-х. Анализируя отчеты секретных шопинг-агентов, компания составляют мнение о своих “слабых местах” в организации торговли.

«У “тайного покупателя” благородная миссия, — рассуждает управляющий партнер кадрового центра по подбору “тайных покупателей” Ирина Коровикова. — Он помогает улучшать качество сервиса в магазинах, ресторанах и других подобных заведениях. С тех пор как система “Таинственный покупатель” получила широкое распространение менеджеры магазинов стали строже следить за поведением своих подчиненных».

Зная о том, что любой покупатель может оказаться проверяющим, продавцы, в свою очередь, ведут себя более внимательно и ответственно. Ведь в случае, если они нагрубят или чем-то не угодят клиенту, а он окажется проверяющим, их легко могут уволить. Таким образом “таинственные покупатели” трудятся на благо покупателей всего цивилизованного мира, обеспечивая эффективную организацию торговли.

А между тем объявления о наборе “таинственных покупателей” в Интернете и газетах — не редкость.

«Люди уже достаточно осведомлены о таком виде проверок, — говорит Ирина Коровикова. — И поэтому мы часто размещаем объявления о поиске “таинственных покупателей” в СМИ. Много звонков поступает, что называется, извне — от тех, кто нашел нашу вакансию на каком-то сайте или в газете».

Главное шпионское правило — “ревизору” не нужно ничем отличаться от других клиентов заведения. Поэтому таинственный покупатель должен соответствовать статусу того места, в которое он едет.

Чаще всего проверку “таинственным покупателем” заказывают гипермаркеты или просто крупные продуктовые сети. Поэтому вполне востребован сегодня типаж домохозяйки или студента.

Впрочем, среди шопперов-шпионов студентов и дам средних лет вполне хватает. А вот другие лица — скажем, зрелых мужчин с толстыми кошельками и объемными лбами — менеджеры ищут месяцами.

«Очень не хватает нам “солидных” шопперов, — говорит Ирина Коровикова. — Вот едет, например, человек в дорогой автосалон — смотреть автомобили. Тут студент или обычная домохозяйка не подойдут. Здесь на “роль” нужны мужчины, и желательно — состоятельные».

Вообще “таинственные покупатели” представительного вида ценятся выше, чем обыкновенные “подставные клиенты”. Их посылают на более сложные и ответственные задания.

«Однажды мы долго искали кандидата в “таинственные покупатели” на осмотр участка в коттеджном поселке, — продолжает  Ирина. — Землица вместе с домиком стоила около 4 миллионов рублей. Человека нужно было найти соответственного. С шикарным автомобилем, телефоном, хорошо одетого. И нашли. Естественно, ничего покупать он не должен был. Но нашего состоятельного “ревизора” так хорошо накормили сказками о райской жизни в этом поселке, что он решился из “таинственных покупателей” перейти в разряд настоящих и купил-таки участок».

«Самые лучшие наши агенты — это бывшие милиционеры и сотрудники спецслужб, — говорит управляющий партнер одного из консалтинговых центров по подбору “таинственных покупателей” Надир Алимов. — У людей этих профессий есть все навыки для работы “таинственным покупателем”».

Помимо внешних данных, для шпиона, который готовится выйти в большой мир шопинга, очень важно иметь хорошую память, острое зрение и четкий слух. Потому что ему предстоит не только считать улыбки продавцов, но и подмечать каждую мелочь.

«После каждой проверки придется заполнять анкету-отчет, число пунктов в которой может достигать и 40, и 50, — объясняет директор маркетинговой компании Михаил Калашников. — Очень важно, чтобы любая деталь — будь то цвет коврика, чистота витрин, наличие достаточного количества ламп в торговом зале — была отмечена в анкете. Без всего этого работа считается невыполненной».

При составлении отчета придется вспомнить даже о том, какие именно слова и выражения вы слышали от того или иного продавца, какого цвета у него были туфли (во многих магазинах существует стандарт как на одежду, так и на обувь персонала), в каком порядке стояли банки с горошком на полках и как именно поздоровался с вами кассир.

«Не все представляют себе, что такое работа наблюдателем, — уверена Ирина Коровикова. — Это дело требует колоссальной отдачи и максимальной сосредоточенности. Внимание, ответственность, аккуратность — вот три качества, которыми должен быть наделен агент».

Каждый шоппер в душе — провокатор. В его задачи нередко входит не только безмолвное наблюдение, но и создание так называемой “конфликтной ситуации”.

Капризы, придирки и даже открытые скандалы — вот целый арсенал приемов, которыми должен овладеть каждый уважающий себя “таинственный покупатель”, работающий “под прикрытием”. “Хочу вот этот халатик, только с перламутровыми пуговицами”, “Мне не идет черный, но я просто обожаю черные юбки” — все эти фразы буквально заучены профессионалами наизусть.

«Стрессоустойчивость персонала проверяется не случайно, — говорит Ирина Коровикова. — Как правило, “скандальных” клиентов подсылают в магазин после прохождения консультантами того или иного тренинга по общению с покупателями. Фактически заказчик проверяет, насколько целесообразны были его вложения, дал ли тренинг ощутимые результаты. “Таинственные клиенты” заранее предупреждены о том, что им должны отвечать продавцы. Поэтому они могут легко оценить, насколько добросовестно работает тот или иной сотрудник».

Застаиваться или засиживаться в каждом заведении, которое вам предстоит посетить, не придется. Если будете слишком придирчиво разглядывать витрину, в вас могут распознать “засланного казачка”. Начнут заискивать и откупаться.

«Раньше шопперов-“ревизоров” не узнавали, — говорит Надир Алимов. — Потому что их было мало. А теперь это явление весьма распространенное, и “таинственного покупателя” менеджеры и продавцы вычисляют по повадкам. Особенно напрягают их люди с листочками. Кстати, доставать анкету прямо в торговом зале “таинственному покупателю” запрещено — он может легко выдать себя. Ну а уж если попался, то его могут попробовать и подкупить».

По словам экспертов, деньги в качестве взятки лазутчику предлагают редко. Чаще — спаивают. Но только чаем.

«Остался в магазине зефирчик, шоколад, — смеется Надир Алимов. — И менеджер, распознавший ревизора, начинает заискивающе предлагать: “А может, чайку? А может, не надо все писать?”.

Впрочем, сами агенты на такие предложения редко соглашаются. Все-таки шпионский долг для них всего…»

По окончании ревизии любой лазутчик обязан сообщить продавцу или менеджеру того заведения, в которое он пришел, о своей миссии. Это — общее правило для всех тайных агентов по шопингу. Только после этого он может забрать у заказчика свой гонорар.
Ситуация 3.

Новое общество.

Сам термин "постиндустриальное общество" родился в США – на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов XX-века американский социолог Даниел Белл широко его использовал в своих лекциях для характеристики нового этапа американского капитализма, когда стало ясно, что американский капитализм всё больше отличается от индустриального капитализма. Первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста и повышения благосостояния, связанных с процессами технизации труда. Затем этот термин наполняется новым содержанием.

Основу теории постиндустриального общества положили Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен и др. С конца 60-х годов XX-века начинает развиваться теория постиндустриального общества, отличительными чертами которого называют массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством. Постиндустриальное общество начинает рассматриваться как качественно новая ступень развития не только Запада, но и всего человечества. В 70-е и 80-е годы концепция постиндустриального общества развивается главным образом как футурологическая и социологическая теория, призванная описать воздействие новейших информационных технологий на социум. Так, Д. Белл заявляет, что в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет развитие нового социального уклада, основанного на новых информационных технологиях. Становление, постиндустриального общества он связывает с развертывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер. Компьютер, по мнению американского социолога Белла, является символом и одновременно материальным носителем технологической революции – именно компьютер коренным образом трансформирует общество второй половины ХХ века. Таким образом, ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. В связи с этим, широкое распространение получил термин "информационное общество", в общем-то, дублирующий понятие "постиндустриальное общество", и использующийся для обозначения цивилизации, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, именуемая "информацией", обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека и, тем самым, определяющая одновременно и социокультурную жизнь человека, и его материальное бытие.

Позже сформировалась концепция ИО – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.

Следует отметить, что у теоретиков постиндустриального общества не наблюдается единого мнения по поводу названия новой стадии социального развития – так для ее характеристики наряду с понятием "информационное общество" используются довольно широкий спектр эпитетов: "сверхиндустриальная цивилизация" (Тоффлер), "научное общество" (М. Понятовский), "телематическое общество" (Д. Мартин), "технотронное общество" (З. Бжезинский).

Идеологи постиндустриального общества в своих социально-философских построениях предлагают особое видение исторического процесса, которое можно охарактеризовать как трехстадийную концепцию. Они утверждают, что социум проходит три стадии развития – аграрное или доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное или информационное общество. Так, рассуждая в рамках данной парадигмы, Тоффлер называет зарождающуюся цивилизацию "обществом третьей волны", хотя, следует отметить, этот эпитет получил меньшее распространение и, в общем-то, для научного понятия носит несколько образный и излишне метафоричный характер.

Именно Тоффлер, был наиболее глубоким мыслителем из плеяды теоретиков постиндустриального общества; именно он подчеркивал масштабность изменений в обществе конца ХХ века, выводя их далеко за рамки технических и телекоммуникационных новаций. "Во все большей степени, – отмечал он, – люди осознают, что вокруг нас формируется новая культура. И дело не только в компьютерах. Это новые установки по отношению к труду, полу, нации, досугу, авторитетам и так далее". Таким образом, можно сделать вывод, что преобразования в производственно-экономической и научно-технической сферах следует описывать в контексте общекультурных изменений, происходящих в последних десятилетиях ХХ века.

Система текущего и итогового контроля знаний студентов


Форма контроля

Оценка

(в баллах)



Лабораторные работы:




Лабораторная работа № 1

0-15

Лабораторная работа № 2

0-15

Лабораторная работа № 3

0-15

Представление (выступление) лабораторной работы № 3

0-15

Итого за лабораторные работы

60

Итоговая работа:




Презентация

0-25*

Ответ на контрольный вопрос

0-15*

Итого за итоговую работу

40

Всего

100

* Итоговая аттестация в сумме составляет 40 балов. И распределяется следующим образом: 25-33 – удовлетворительно;

34-40 – хорошо;

41-45 – отлично.



Максимальное количество баллов – 100. Студенты, набравшие 60 и более баллов, получают зачёт. Остальные пересдают зачёт в виде собеседования с преподавателем по всем разделам курса, но только после выполнения (т.е. создания презентаций, без выступления) всех лабораторных работ.



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для специальности: №080505 Управление персоналом Для дневной, вечерней и заочной форм обучения
364.41kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
613.25kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 351200 "налоги и налогообложение" очной и заочной форм обучения
1234.44kb.
10 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
990.54kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс для специальности №080505 «Управление персоналом»
752.96kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
1010.5kb.
5 стр.
Программа рассчитана на студентов высших учебных заведений по специальности юриспруденция дневной, вечерней форм обучения, а также для заочной формы обучения
63.29kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»
493.79kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «гражданский процесс»
1444.15kb.
6 стр.
Методическая разработка для проведения занятий со студентами дневной и заочной форм обучения по специальности 06. 04. 00 «Финансы и кредит»
1254.67kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения
537.05kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие для заочной формы обучения по специальности
846.77kb.
26 стр.