Главная
страница 1
Тема: «Природные зоны Африки»

Урок по географии
в 7 классе
учителя географии
Матвеевой Е.И.


Цель: формирование представлений о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка

Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с природными зонами Африки, их особенностями размещения, с представителями флоры и фауны.

Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, формировать умения работать с картой, анализировать, делать выводы.

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности к учёбе, развивать интерес к географии.



Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: карта «Природные зоны Африки»; «Климатическая карта Африки»,телевизор, видеофильм «Дикая Африка».

Структура урока:

I. Организационный момент 1 мин

II. Изучение нового материала. 20 мин

1. Сообщение темы и цели урока. 1 мин

2. Актуализация знаний. 3 мин

III. Закрепление. 13 мин

IV. Домашнее задание 1 мин

V. Итог урока 1 мин


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в загадочное и необычное путешествие. Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить: что такое природная зона.

Учащийся: Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий, увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Учитель: Какие главные компоненты природы необходимо рассматривать при характеристике природных зон?

Учащийся:

Рельеф


Климат

Географическое положение

Природная зона

Учитель: Африка, Африка - волшебная страна
На много километров раскинулась она.
На севере Сахара - пустынная земля,
На юге Калахари - такая же жара.
А в центре, не поверите, - там солнце круглый год,
Деревья словно мачты, лиан невпроворот,
Вода с небес прольётся, утихнет буря вмиг,
Гилеями зовётся тот удивительный мир.
А между ними степи - обширная земля
Саваннами зовутся они людьми не зря.
Африка, Африка - чудесная страна,
Была бы я волшебником поехала б туда!

Учитель: И так наше путешествие начинается.

В процессе изучения новой темы вы будите заполнять таблицу (таблица нарисована на доске.



Название природной зоны

Климат

Почвы

Растения

Животные


Особенности

Влажные экваториальные леса (гилеи)
















Саванны
















Пустыни















Природные зоны Африки очень разнообразны. Плодородное средиземноморское побережье сменяется горными вершинами, покрытыми вечными снегами, а те в свою очередь – пустыней Сахарой, которая является самой большой на планете. Пустыня постепенно переходит в саванну, которая уступает место вечнозеленым экваториальным лесам. Природные зоны, как правило, очень постепенно переходят одна в другую.

Учитель на карте показывает природные зоны, а дети при помощи атласов называют их.

Учитель:

Ребята, перед вами карта «Природные зоны Африки», ответьте на следующие вопросы.

(Фронтальная работа с классом по вопросам).

1 вопрос: Какие самые большие по площади природные зоны расположены в Африке?

Учащийся: В Африке самые крупные природные зоны - зоны саванн и пустынь, но есть также влажные экваториальные леса и переменно-влажные леса, а на самом севере и самом юге материка – жестколистные вечнозелёные леса.

2 вопрос: В каких климатических поясах расположены природные зоны Африки?

Учащийся: В экваториальном поясе, субэкваториальном поясе, тропическом пояс, субтропическом поясе, умеренном поясе.

3 вопрос: Какой климат в зоне экваториальных лесов?

Учащийся: Влажный, с высокой температурой.

Учитель: Первое впечатление от экваториальных лесов – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав. В такой чаще всегда сумрачно, душно и влажно. От постоянной влажности стволы многих деревьев покрыты мхами и лишайниками.

Всем растениям необходим свет и поэтому все они тянутся вверх. Например, лианы цепляются за стволы деревьев и свисают с них гирляндами.



Учитель: К уроку вы получали задание подготовить сообщения по предложенным темам. Что вам удалось подготовить?

Сообщение 1ученика: «Гилея» в переводе с греческого означает лес. Она расположена по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива. В этой природной зоне вечное лето. Экваториальные леса разнообразны по составу. В лесу много папоротников, эпифитов. Одних только деревьев насчитывается около 1000 видов. Некоторые деревья имеют корни подпорки т. к. высота дерева большая и ему необходимо себя удерживать. В борьбе за жизнь некоторые виды растений имеют воздушные корни, которые получают необходимые питательные вещества из воздуха, атмосферных осадков, птичьего помета, остатков отмерших листьев. Для экваториальных лесов характерна многоярусность. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и др. Нижние этажи занимают бананы, древовидные папоротники, кустарники, лианы, травы. Среди лиан особое место занимает каучуконосная древовидная лиана ландольфия, встречается длинная пальма ротанг. Многие деревья имеют ценную древесину. Например, красное дерево, эбеновое дерево, имеющее зеленого цвета древесину.

Учитель: 4 вопрос: Почему в зоне экваториальных лесов выпадает много осадков?

Учащийся: Экваториальным лесам соответствует экваториальный климатический пояс, а в нем формируются экваториальные воздушные массы – для них характерно восходящее движение воздуха, низкое давление и много осадков.

Сообщение 2 ученика: Не менее разнообразен видовой состав животных. К наземным видам относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные: африканский Оленек, родственник жирафа – окапи, карликовые бегемоты, леопарды, гориллы, грызуны, змеи, ящерицы. Многие животные обитают на деревьях яркими представителями являются различные обезьяны, а так же птицы.

Учитель: А сейчас просмотрим фрагмент видеофильма.

Показ видеофрагмента (Диск «Дикая Африка» (Джунгли).

Учитель: Ребята занесите данные о гилеях в таблицу.

(Работа с атласами, заполнение таблицы)



Учитель: Влажные экваториальные леса - первая растительность, от которой произошли все другие растительные сообщества (информация для учащихся дается под запись в тетрадь).

Учитель: Наше путешествие по природным зонам Африки продолжается. Следующая природная зона куда мы отправляемся и которая занимает большую часть материка - это саванна.

Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль.



Сообщение 3 ученика: Название «Саванна» происходит от испанского «сабана» что значит дикая первобытная равнина. Саванна – это безлесное пространство. Она занимает 40% территории материка. Такого большого пространства нет ни на одном материке. По внешнему виду она резко отличается от лесной зоны. Здесь обилие света и открытое безлесное пространство. Типичными представителями древесной растительности являются зонтичные акации, различные пальмы и знаменитый баобаб.

Среди трав преобладают злаковые. Здесь растут травы достигающие высоты 2-3 м, а вблизи лесов до 5 м. Это слоновая трава. Саванна меняет свое лицо в зависимости от времени года. Здесь два времени года: влажный и сухой периоды.



Сообщение 4 ученика: Нигде в мире нет такого большого скопления животных, как в саванне. Разнообразные антилопы, полосатые зебры, самые высокие животные на Земле – жирафы, самые крупные животные – слоны, самые быстрые – леопарды, носороги, львы, по берегам рек бегемоты. В реках крокодилы. Самые длинные нильские 5-6 м. Много относительно мелких хищников. Это львы, гепарды, леопарды, шакалы, гиены и т. д. Саванна богата птицами. Среди них самая большая – страус, самая маленькая – нектарница, марабу, птица секретарь и т. д. Много термитов.

Учитель: 5 вопрос: Как животные приспособлены к перенесению сухого периода года?

Учащийся: Крупные животные откочевывают во влажные места, беспозвоночные впадают в спячку, укрываются в убежищах.

Учитель: Ответе на следующие вопросы.

6 вопрос: Какому климатическому поясу соответствует зона саван?

7 вопрос: Какие воздушные массы формируются?

8 вопрос: Что для нее характерно?

Учащийся: Соответствуют субэкваториальному климатическому поясу. Субэкваториальные воздушные массы сочетают в себе признаки двух основных поясов – экваториального и тропического, следовательно, влажное лето и сухая зима.

Показ видеофрагмента. (Диск «Дикая Африка» (Саванна).

Учитель: Ребята занесите данные о саванне в таблицу

(Работа с атласами, заполнение таблицы)



Учитель: Саванна - прародина человека, так как высокая растительность способствовала тому, что человек стал прямоходящим (информация для учащихся дается под запись в тетрадь).

Учитель: Хорошо поработали, но необходимо и отдохнуть. Предлагаю провести физминутку.

Шагаем мы рядом,


Рюкзак за плечами.
Солнце на небе,
Земля под ногами.
Справа - товарищ,
Слева - подруга.
Встанем на месте -
Поддержим друг друга.

(Учащиеся вместе с учителем под стихотворение выполняют упражнения)



Учитель: Продолжим наше путешествие. Какая самая “сладкая” пустыня на земле? Учащийся: Сахара.

Учитель: Покажите на карте пустыню: Сахара, Калахари, Намиб, Ливийская.

Учитель: 9 вопрос: Какому климатическому поясу соответствует зона пустынь, и какие характерные особенности вы можете отметить?

Учащийся: Тропическому поясу, здесь – нисходящее движение воздуха, высокое давление, мало осадков.

Учитель: 10 вопрос: Почему Сахара сравнивается с морем?

Учащийся: Сахара бескрайняя и барханы напоминают волны.

Сообщение 5 ученика: Слово "Сахара" ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. Большие площади занимают каменистые пустыни, с ними чередуются глинистые и песчаные пустыни, где громоздятся дюны и барханы.

Растительность скудная – отдельные пучки трав и колючие кустарники. Сильно развита корневая система, листья мелкие, колючие. В каменистой пустыне – лишайники, полынь. Характерны песчаные бури – самум.

В Сахаре каждый год наблюдается свыше 160 тысяч миражей, блуждающих и стабильных, вертикальных и горизонтальных. Есть даже специальные карты с указанием мест, где наблюдаются эти миражи, и что там увидит путник: колодцы, оазисы, города, заросли пальм, горы... колодцы, оазисы, города, заросли пальм, горы.
Сообщение 6 ученика: Там, где на поверхность выходит подземная вода в виде ключа или источника, среди песков появляется зеленый островок. Это оазис.

На долю саванн и пустынь приходится большая часть материка. Для пустынь характерны довольно суровые климатические условия. Дневная жара достигает 30 градусов. Ночью температура падает до 0 градусов. Песок и камни сильно раскаляются. К этому нужно прибавить сильные ветры, которые несут большие массы песка. В Ливии зарегистрирована самая высокая температура воздуха +58 градусов. В декабре-феврале температура опускается до -18 градусов. Но жизнь существует и здесь.

Животные Сахары - приспособлены к условиям пустынного климата. Антилопы способны в поисках воды и пищи пробегать большие расстояния. Ящерицы, черепахи, змеи, верблюды могут долго обходиться без воды.

А в пустыне Намиб – уникальное растение – вельвичия. Всю жизнь два листа до 3 м, живет до 150 лет.



Показ видеофрагмента. (Диск «Дикая Африка» (Пустыни).

Учитель: Ребята занесите данные о пустынях в таблицу.



Учитель: Ребята запишите в тетрадь. РЕГИ - щебнистая пустыня, ЭРГИ - песчаная, САМУМ - ветер. (информация для учащихся дается под запись в тетрадь).

Учитель: Ребята, какой можно сделать вывод по изученному материалу?

Вывод:


Учащийся: В Африке выделяют следующие основные природные зоны: влажные экваториальные леса, саванна, пустыня, расположенные симметрично относительно экватора, тогда как на других материках природные зоны сменяют друг друга с севера на юг.

Учитель: Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы! Что же нового на уроке вы узнали?

(Учащиеся отвечают: какие новые слова узнали, что было интересного на уроке, анализируют свою работу).



III. Закрепление изученного материала 

На доске названия природных зон, в качестве ответа нужно выбрать цифру, соответствующую природной зоне. Учитель зачитывает вопросы, ответы учащимися записываются в тетрадях. Ответы проверяются после выполнения задания.

1.      Облака – редкое явление.

2.      Природная зона занимает бассейн р.Конго и побережье Гвинейского залива.

3.      Почвы красно-желтые ферраллитные.

4.      Зона переменно-влажных лесов, состоящих из хвойных и лиственных пород.

5.      Зона жестколиственных лесов и кустарников.

6.      Лето -  жаркое, сухое, зима - теплая, влажная.

7.      Климат субэкваториальный, с жарким  влажным  летом и сухой жаркой зимой.

8.      Почвы красно-бурые, богатые перегноем, плодородные.

9.      Резкие колебания температуры в течение суток ( дня и ночи).

10. В почвах мало перегноя. Большие площади вообще лишены почвенного покрова.

11. Основные животные – пресмыкающиеся, антилопы, газели.

12. Наиболее распространенные растения – зонтичные акации, мимозы, некоторые виды пальм.

13. Климат благоприятствует выращиванию винограда и разведению садов.

14. Животный мир богат и разнообразен. В заповедниках живут самые крупные птицы на Земле.

15. Растительность леса многоярусная.

16. Преобладает травянистая злаковая растительность.

17. Обитают различные виды обезьян, в том числе гориллы и шимпанзе.

18.В оазисах выращивают финиковую пальму, фруктовые деревья, хлопчатник, хлебные злаки.

   Влажные экваториальные леса-

  Саванны и редколесья –

  Пустыни и полупустыни - 

  Субтропики - 

Надеюсь, вам захочется побывать в Африке после нашего виртуального урока.

IV. Домашнее задание.

1.§28,


2. нанести на контурную карту границы природных зон,

3. подготовить сообщения о заповедниках Африки.

4. ответе на вопрос:

Почему зона пустынь на севере материка занимает большую территорию, а на юге протянулась вдоль западного побережья?



V. Подведение итогов.

Учитель: А теперь посмотрим, что получилось у меня? (анализ сводной таблицы, оценки).

Учитель: Спасибо за работу! Урок окончен.


Смотрите также:
«Природные зоны Африки»
100.4kb.
1 стр.
Природные зоны
83.93kb.
1 стр.
«Природные зоны Африки»
55.39kb.
1 стр.
«Природные зоны (ПЗ)» из трёх колонок
40.87kb.
1 стр.
Урок обобщающего повторения по теме: «Природные зоны России. 8 класс»
86.66kb.
1 стр.
Цель: формирование
234.44kb.
1 стр.
Тематическое планирование элективного курса История Урала 10а класс
118.51kb.
1 стр.
«Природные зоны России тундра»
67.65kb.
1 стр.
Природные зоны России
58.27kb.
1 стр.
Природные зоны России: арктическая пустыня, тундра, лесотундра
24.7kb.
1 стр.
Тест по географии
81.51kb.
1 стр.
Природные зоны России
164.16kb.
1 стр.