Главная
страница 1
Направление подготовки 072300.68

«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

Квалификация: «Магистр»



Аннотация программы

Охрана объектов культурного и природного наследия, их выявление, исследование и презентация является важным направлением деятельности современного общества. Профессиональные кадры, подготовленные в этой области, решают важные государственные задачи. Они активно участвуют в обеспечении и поддержании уровня культуры общества, формировании ценностей, объединяющих нацию, а также готовят фундамент для использования культурного наследия и культуры региона как важного ресурса для его социально-экономического развития, реализации туристического потенциала, создания соответствующей инфраструктуры и увеличения занятости населения.

Магистерская программа «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» готовит специалистов в области музейного дела, исследователей, обладающих навыками культурно – просветительской и управленческой деятельности, решения прикладных задач в социокультурных сферах с применением современных научно – информационных и образовательных технологий.

Магистерская программа «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» разработана в соответствии с «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации и «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования».

Подготовка магистрантов в рамках комплекса специальных дисциплин и курсов по выбору осуществляется по предусмотренному государственным образовательным стандартом профилю. Внимание в программе подготовке магистров уделяется теоретической и прикладной ориентации – овладению практическими аспектами музеологического знания. Отсюда вытекает необходимость введения в круг изучаемых дисциплин таких учебных курсов, как «Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры», «История и методология исследования культурного и природного наследия», «Управление знанием», «Культура массовых коммуникаций», «Культурные ландшафты России», «Музеефикация историко-культурного наследия», «Методы исследования культуры», «Семиотика культуры».

Деятельность подготовленного специалиста направлена на:

конкретную работу с музейным предметом; комплектование музейных фондов, атрибуцию, научное описание, хранение и консервацию;

выявление и сохранение внемузейных памятников истории и культуры, их консервацию, гарантирующую максимальную сохранность культурно-исторического наследия;

разработку и создание на современной научной основе музейных экспозиций;

организацию и проведение в музее научно-исследовательской работы с памятниками истории и культуры;

пропаганду и популяризацию исторических и культурологических знаний и памятников истории и культуры;

организацию управления музеями и органами охраны памятников истории и культуры на всех уровнях их деятельности;

преподавание в средних учебных заведениях дисциплин музееведческого, краеведческого, исторического и культурологического циклов.

Виды профессиональной деятельности выпускника магистратуры: научно-исследовательская, образовательно-воспитательная и организационно-управленческая.

Выпускник магистратуры подготовлен к осуществлению научных исследований в области охраны, использования, изучения и консервации историко-культурных объектов. Специалист готов в установленном порядке работать в учреждениях высшего профессионального образования.

Выпускник магистратуры, успешно завершивший обучение широко эрудирован, имеет фундаментальную подготовку, владеет современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, умеет самостоятельно формировать научную тематику, организовывает и ведет научно-исследовательскую деятельность по научной специальности.



ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. История музейного дела

Перечень вопросов:

  1. Этапы становления музея как социокультурного института.

  2. Коллекционирование и формирование музеев в эпоху Возрождения.

  3. Музейное дело в России в XVIII веке.

  4. Проект национального музея России в первой половине XIX века.

  5. Музейное дело в России в пореформенный период (середина XIX в. – начало XXв.).

  6. Музейное строительство в СССР в 1920–1930-е гг.

  7. Музееведение в России в первой трети XX века.

  8. История краеведческих музеев в России.

  9. Музейное дело в СССР во второй половине XX в.

  10. Музейное дело России с начала 1990-х гг. Со­временное состояние музеев.

Раздел 2. Теоретические проблемы музееведения

Перечень вопросов

  1. Объект и предмет музееведения.

  2. Музейный предмет в теоретическом контексте музееведения.

  3. Музееведение как научная дисциплина и ее место в системе наук.

  4. Музей как социальный институт.

  5. Социальные функции музеев.

  6. Теория документирования и ее роль в музейной деятельности.

  7. Теория тезаврирования и ее роль в музейной деятельности.

  8. Теория музейной коммуникации и ее роль в формировании музея ХХI в.

  9. Современное состояние и перспективы развития музееведческой мысли в России и за рубежом.

Раздел 3. Научное проектирование экспозиции, комплектование, учет и хранение музейных фондов

Перечень вопросов:

  1. Проектировочный подход в создании экспозиции.

  2. Выставка как феномен музейно-экспозиционной деятельности.

  3. Научное комплектование музейных фондов.

  4. Учет музейных фондов.

  5. Научная инвентаризация музейных коллекций.

  6. Система хранения музейных фондов.

Раздел 6. Музейная педагогика

Перечень вопросов:

  1. Музейная педагогика как научная дисциплина.

  2. Экскурсия как основная форма культурно-образовательной деятельности.

Раздел 5. Охрана памятников истории и культуры.

Перечень вопросов:

  1. Классификация памятников истории и культуры.

  2. Формы и методы использования памятников истории и культуры.

  3. Законодательство РФ об охране памятников (1992 – нач. ХХI в.).



  1. Этапы становления музея как социокультурного института.

Предпосылки зарождения и формирования музеев как социо-культурного феномена.

Генезис и развитие конкретных групп, типов, профилей и видов музеев в разных странах (регионах) в различные периоды.

История музейного дела в структуре музееведения. Методы изучения истории музейного дела.

Источниковедение истории музейного дела – определение понятия. Основные группы и характеристика источников истории музейного дела. Характеристика историографии истории музейного дела.

Определение понятия и этимология слова “музей”. Первопричина появления музеев. Коллекционирование как основа возникновения музеев. Понятия “собирательство”, “коллекционирование”, “коллекция”, “собрание”. Теории происхождения музеев: субъективно – эстетическая; биологическая, филологическая. Социальная и др. Периодизация истории музейного дела. Различные подходы к периодизации истории музейного дела отечественных и зарубежных историков музейного дела (А. Виттлин, Ю. де Варен-Боана, З. Жигульского, Дж. Льюиса, В.Грицкевича и др.). Выделение и характеристика основных периодов истории музейного дела.

Периодизация истории музеев и ее соотношение с периодизаций общеисторических процессов и историей культуры.

Характеристика этапов истории музеев как общеевропейского явления. Особенности истории музеев разных стран в зависимости от присущих им социально-политических, экономических, общественных и культурных процессов.


  1. Коллекционирование и формирование музеев в эпоху Возрождения.

Начало систематического коллекционирования в эпоху Возрождения. Возникновение первых музеев как показатель духовного подъема европейского общества в эпоху Возрождения.

Оживление в эпоху Возрождения интереса к прошлому. Повышение интереса к окружающему миру. Привлечение внимания к эстетическому и эмоциональному воспитанию личности. Начало систематического коллекционирования в эпоху Возрождения. Место коллекционирования в создании первых музеев. Собирательство в Италии. Коллекционеры и покровители искусства. Роль географических открытий в развитии коллекционерства. Научные общества и их собирательская деятельность. Возникновение первых музеев и учреждений музейного типа( кунсткамеры, кабинеты, галереи и пр.) как показатель духовного подъема европейского общества. Появление специализированных коллекций художественных, естественнонаучных, технических и др. Крупнейшие музеи мира зародившиеся в этот период.(Музеи Ватикана, Дрездена, Галерея Уффици и др.)




  1. Музейное дело в России в XVIII веке.

Развитие музейной деятельности и коллекционирования в России в середине, второй половине XVIII века. Влияние российского просвещения на развитие музейного дела. Дворцовые музеи и хранилища. Дворцовые собрания как образец богатства, славы, престижа царствующего дома. Своеобразие формирования и сохранения дворцовых коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Рождение Эрмитажа – первого русского художественного музея. Музей академии художеств. Частное коллекционирование. Зарождение учебных и ведомственных музеев. Музейное дело на окраинах государства. Основание первого музея местного края в Иркутске. Первые музеи научных обществ.


  1. Проект национального музея России в первой половине XIX века.

Влияние общественной мысли на развитие музейного дела. Деятельность гр. Н. П. Румянцева. Первые проекты национального музея в России Ф. Аделунга и Б. Вихмана. Осознание образовательно-просветительного и идеологического значения музеев. Открытие музеев для публики. Положение царских хранилищ. Открытие Оружейной палаты. Частное коллекционирование и его роль в становлении и развитии отечественных музеев. Интерес собирателей и коллекционеров к предметам собственной истории.


  1. Музейное дело в России в пореформенный период (середина XIX в. – начало XXв.).

Влияние государственных реформ на развитие музейного дела. Усиление роли общественности и личной инициативы – ученых, разночинной интеллигенции, купечества – в создании столичных и провинциальных музеев, в развитии нового типа общедоступных (публичных) музеев, специально направленных на просвещение народа, распространение научных знаний. Осознание общественных функций музея. Философская концепция Н. Федорова. Количественный рост музеев и формирование профильных групп. Роль научных обществ, статистических комитетов, ученых архивных комиссий, учебных заведений в организации музеев. Музеи местного края. История создания Тюменского музея местного края.

История крупнейших российских музеев, основанных во второй половине XIX – начале XX века. Возникновение крупнейших музеев страны. История возникновения, развития Политехнического, Исторического, Русского, и др. Состав коллекций, научная и просветительская деятельность музеев.



Российские коллекционеры и меценаты второй половины XIX – начала XX века. Изменение состава коллекционеров во второй половине XIX века. Интересы российских коллекционеров, тематика и состав их коллекций. Меценатство в музейном деле. Открытие личных коллекций для публики, превращение их в музеи. История Третьяковской картинной галереи. Коллекционерская и музейная деятельность Тенишевой, Бахрушиных, Цветаева и др.


  1. Музейное строительство в СССР в 1920–1930-е гг.

Предпосылки, способствующие появлению и развитию музееведческих идей. Музейные и краеведческие конференции. Музееведческие периодические издания. Разработка понятия “музейная сеть”, первых классификационных схем (напр. Ф. И. Шмитом). Исследования, посвященные методике музейного дела, работе с аудиторией (А.В. Бакушинский, Н.П. Анциферов, Н.А. Гейнике и др.). Разработки в области теории экспозиции (Ф. И. Шмит, А. У. Зеленко, Н. М. Дружинин). Романов, Шмит. Вальдгауэр , их вклад в развитие отечественного музейного дела.


  1. Музееведение в России в первой трети XX века.

Государственная политика в области музейного дела в 1920е – 1930е гг. Развитие музейной сети. Положительное и отрицательное влияние новой государственной политики на развитие музейного дела. Музейные распродажи. Первые законодательные акты в области музейного дела и охраны памятников. Создание единой музейной сети в стране. Быстрый рост музеев и активизация их деятельности. Возникновение музеев новой категории: дворцов, особняков, усадеб и пр., рост мемориальных музеев. Создание музеев, посвященных революционному движению. Первая всероссийская конференция по делам музеев, ее значение. Музеи в годы гражданской войны. Нужды социалистического строительства и судьба культурных ценностей. Первый Всероссийский музейный съезд и публикация журнала “Советский музей”. Развитие экспозиционной и научно - просветительской деятельности отечественных музеев. Идеологизация музеев в конце 30х гг.



  1. История краеведческих музеев в России.

История создания музеев в Тюмени, Тобольске, Обдорске. Формирование музейной сети Тюменской области. Государственные музеи Тюмени и области. Ведомственные музеи, тематика собраний и направления деятельности. Место в музейной сети общественных и частных музеев.


  1. Музейное дело в СССР во второй половине XX в.

Основные тенденции развития музейного дела в СССР во второй половине XX в. Усиление интереса к отечественной истории и культуре после XX съезда КПСС. Рост внимания к вопросам охраны и использованию памятников истории и культуры, активизация музейной деятельности. Создание историко-архитектурных музеев–заповедников. Развитие сети общественных музеев. Дальнейшая активизация музейного дела в России в 1960 – 1980е гг. как результат растущего во всем мире интереса к музеям как аккумуляторам исторического опыта, эстетических ценностей, хранителям и пропагандистам традиций, как средству взаимообогащения культур, взаимопонимания народов. Законодательные акты в области музейного дела. Характеристика музейной сети. Научные исследования в области музейного дела. Идейно – политическая направленность музейной деятельности и интенсивный творческий поиск в области музейного проектирования, экспозиционно-выставочной деятельности, музейной педагогики. Деятельность музеев в период изменений общественно – политической жизни страны с середины 1980-х гг.


  1. Музейное дело России с начала 1990-х гг. Со­временное состояние музеев.

Новый этап в Российском музейном деле с начала 1990-х гг. Изменение социального статуса музея. Новые технологии в музейной деятельности. Современное состояние музеев. Музеи нового типа, их деятельность (детские, корпоративные, музеи, экомузеи и др.). Проблемы сохранности и безопасности культурного наследия. Перспективы развития российского музейного дела. Новые музейные концепции. Перспективные модели музеев.

  1. Объект и предмет музееведения.

Объект музееведения. Понимание его как исторической формы существования общественной потребности в отборе, сохранении и использовании музейности.

Проблемы трактовки предмета музееведения. Концептуальные подходы к его определению: институциональный, функциональный, предметный и комплексный. Исторические корни и современные взгляды на предмет музееведения.

Язык науки. Терминологические проблемы науки. Международный характер и степень разработанности проблемы языка музееведческой науки.


  1. Музейный предмет в теоретическом контексте музееведения.

Музейный предмет в структуре музейного дела. Содержание понятия «музейный предмет». Документальная, информационная и культурная ценность музейного предмета. Свойства музейных предметов: информативность и экспрессивность. Функции музейного предмета: моделирование действительности, коммуникативная, научная, информационная. Музейный предмет как элемент духовно-практического отношения к миру. Семантическая характеристика музейного предмета.


  1. Музееведение как научная дисциплина и ее место в системе наук.

Объект и предмет музееведения. Дискуссия по проблеме определения объекта и предмета музееведения: «институционный», «функциональный», «предметный», «комплексный», «языковой» подходы.

Музейный предмет. Определение понятий “предмет музейного значения” и “музейный предмет”. Соотношение музейного предмета и действительности. Свойства музейного предмета: информативность, экспрессивность, репрезентативность, ассоциативность, аттрактивность, мемориальность. Функции музейного предмета: моделирования действительности, коммуникативная, научно-информационная.

Методы музееведения. Общенаучные и частнонаучные методы профильных и смежных дисциплин в музееведении. Исследовательский и ценностный характер метода музееведения.

Структура музееведения. Теоретическое и прикладное музееведение. Музеология. Музеография.

Место музееведения в системе фундаментальных и прикладных наук. Интердисциплинарность музееведения. Музееведение и смежные дисциплины: архивоведение, библиотековедение, документалистика, информатика и др.

Музееведение и профильные научные дисциплины история, источниковедение, археология, этнография, искусствоведение, литературоведение и пр.). Музееведение как общественная наука. Связь музееведения с психологией, философией, социологией, этикой, педагогикой. Музееведение как совокупность знаний, методов и теорий, применяемых в работе по выявлению, хранению, изучению и пропаганде культурно-исторического наследия.

Структурно-функциональный подход к музееведению. Соотношение понятий «музееведение» и «музейное дело». Взгляды на структуру музееведения, общее и специальное музееведение. Взаимосвязь теоретического и прикладного музееведения. Составные элементы музееведения: генетический (история музейного дела), структурный (теория документирования, теория тезаврирования, теория коммуникации), практический (прикладное музееведение).


  1. Музей как социальный институт.

Происхождение музея как социального института. Теории происхождения музеев: биологическая, субъективно-эстетическая, типологическая и социальная. Музейная потребность как социальное явление. Музей как фактор исторической памяти. Музей и сохранение информации. Термин «музей», определение понятия «музей».

Основные этапы формирования музея как социального института (эпохи античности, Возрождения, Просвещения). Превращение музеев в публичные учреждения (конец XVIII-начало ХХ вв.). Рост количества музеев между двумя мировыми войнами. Музейное дело в Западной Европе. Американская модель развития музейного дела с преобладанием образовательных целей. Расширение сети музеев прикладного и современного искусства. Идеологизация и политизация музеев в тоталитарных странах.

Музейная сеть. Принципы развития музейной сети. Методы анализа и прогнозирования развития сети музейных учреждений.

Типология и классификация музеев. Профиль музея. Виды музейных учреждений. Общественные связи музеев. Музей и средства массовой коммуникации. Факторы развития музеев. Современные концепции музеев.



Социальные функции музеев. Современное понимание социальных функций музея. Дискуссионный характер проблемы. Соотношение функций документирования и исследовательской, образовательно-воспитательной и организации свободного времени. Производные функции. Особенности социальных функций музея, взаимосвязь, стабильность и динамизм. Особенности реализации социально-культурных функций музея в современных условиях. Механизмы изменчивости социально-культурных функций.

  1. Социальные функции музеев.

Современное понимание социальных функций музея. Дискуссионный характер проблемы. Соотношение функций документирования и исследовательской, образовательно-воспитательной и организации свободного времени. Производные функции. Особенности социальных функций музея, взаимосвязь, стабильность и динамизм. Особенности реализации социально-культурных функций музея в современных условиях. Механизмы изменчивости социально-культурных функций.

  1. Теория документирования и ее роль в музейной деятельности.

Теория музейного документирования. Цель и смысл документирования. Принципы и критерии документирования. Когнитивно-ценностный характер музейного документирования. Понятия «вещь», «предмет музейного значения», «музейный предмет». Музейная функция документирования и ее реализация в процессе формирования музейного собрания. Понятие «научное документирование» в современном музееведении. Информационно-исторический уровень понимания документирования. Документальный подход к реальности. специфичность научного документирования, вытекающая из социальных функций музея. Документирование как первая ступень познания музейности. Научное документирование явлений, процессов природы и общественной жизни как специфический тип музееведческого исследования. Научное комплектование фондов. Отбор аутентичных источников информации - предметов музейного значения как особый уровень научного исследования. Понятие «музейность». Познание потенциальной музейной деятельности и определения ее носителей. Объекты и источники комплектования. Принципы и критерии документирования (когнитивный и ценностный). Зависимость характера научного документирования от типа и профиля музеев.

  1. Теория тезаврирования и ее роль в музейной деятельности.

Теория тезаврирования и ее интерпретация в современном музееведении. Тезаврирование как вторая степень изучения музейности, ее познание, учет и охрана. Процесс создания фонда музейных предметов как один из элементов тезаврирования. Музейный фонд как «новая культурная реальность». Понятия «музейная коллекция» и «музейное собрание». Принципы изучения музейных собраний как особой модели реального мира и документальной системы. Классификация, систематизация и интерпретация музейных предметов в контексте тезаврирования. Значение научной организации фондов. Понятия «вторичная документация». Современные технологии учета музейных предметов. Тенденция подхода к искусственным языкам и числовым символам. Новые информационные технологии и тезаврирование. Теория тезаврирования об охране музейности.

  1. Теория музейной коммуникации и ее роль в формировании музея ХХI в.

Теория музейной коммуникации. Родство и различие музейной коммуникации с другими ее формами. Теоретические предпосылки коммуникативного подхода в музееведении. Визуально-пространственный характер музейной коммуникации. Современные взгляды на язык музейной коммуникации. Значение музейного дизайнера в организации демонстрационной формы коммуникации (экспозиции). Знаковая природа ее. Проблемы музейного языка и обратной связи. Обучение языку музейной коммуникации как задача музейной педагогики. Эффективность и многогранность музейной коммуникации.

  1. Современное состояние и перспективы развития музееведческой мысли в России и за рубежом.

Современные научные исследования в области типологии и классификации музея, его функций, прогнозирования музеев будущего. Новые типы музеев. Экомузеи. Сайт-музеи. Развитие музейной педагогики. Внедрение интерактивных форм работы с населением. Проектирование музеев. Архитектура современных музеев. Музееведческие центры мира и музееведческое образование. Особенности зарубежного музееведения. Деятельность ИКОМ. «Кодекс музейной этики». Его цели и сфера действия. Основные этические принципы: требования к музею, документация, финансы, персонал, общественные функции, приобретение и распоряжение коллекциями, коммерческая деятельность и коммерческая поддержка музеев. Профессиональное поведение. Личная ответственность музейного работника за коллекции. Личная ответственность музейного работника перед публикой и коллегами. Традиции российского музееведения. Значение философии музея Н.Ф.Федорова (1828-1903) для развития этических основ современного музейного дела. Основные идеи книги Н.Ф.Федорова “Философия общего дела” для русской интеллигенции. Идеи Н.Ф.Федорова о начале музея, о типологии музеев, о музейном собирательстве, музейной экспозиции и выставке. Музей как синтез науки и искусства. Соборность. Воспитание музеем. Функции музея - исследование, учительство, деятельность. Музей как средство приобретения высшего общественного знания.

  1. Проектировочный подход в создании экспозиции.

Проектирование музейной экспозиции. Появление и развитие понятий «экспозиционный замысел» и «научная концепция экспозиции» в российском музееведении. Структура научной концепции экспозиции: введение (обоснование ведущих идей и основных проблем), тематическая структура и особенности содержания экспозиции, специфика источниковой основы новой экспозиции, требования к архитектурно-художественному проекту, основные направления дальнейшей работы по проектированию экспозиции. Сценарная концепция экспозиции.

  1. Выставка как феномен музейно-экспозиционной деятельности.

Выставка как первый этап формирования музея (Всероссийская сельскохозяйственная выставка 1860 г., Всероссийская этнографическая выставка 1867 г., Всероссийская политехническая выставка 1872 г.). Всесоюзная Пушкинская выставка и ее влияние на экспозиционную работу советских музеев. Музейный предмет как знак. Знаки содержания и знаки отношения. Семантическая структура экспозиции. Семиотическое прочтение музея (структура пространства, целостность восприятия экспозиции, свет, цвет, экспозиционный маршрут, этикетаж). Многоуровневость восприятия экспозиции посетителем. Виды экспозиции – систематическая, ансамблевая. Систематическая экспозиция. Понятие экспозиционного ряда как структурной единицы систематической экспозиции. Ансамблевая экспозиция. Разработка тематической экспозиции. Тематико-экспозиционный комплекс (ТЭК) – структурная единица тематической и ансамблевой экспозиции. Состав ТЭК. Построение ТЭК. Размещение ТЭК. Приемы группировки и выделения экспонатов. Комплексная экспозиция. Понятие экспозиционного блока и экспозиционного ансамбля. Психологические аспекты музейной экспозиции. Вспомогательные знаковые системы в музее.

  1. Научное комплектование музейных фондов.

Научная концепция комплектования (НКК) фондов как элемент научной концепции музея. Работа над НКК: оценка имеющегося музейного фонда (анализ его структуры и содержания), анализ тематических и систематических коллекций (оценка полноты коллекций); обоснование направлений тематического и систематического комплектования; определение критериев отбора материалов с учетом задач и целей; определение форм комплектования; определение круга и объектов информации, подлежащей фиксации в документах (акт приема, полевые дневники, описи и пр.); разработка системы карточных каталогов; составление справок по комплектованию. Изучение проблем комплектования, учета, познания, хранения музейных фондов как одно из важных направлений прикладного музееведения. Понятие «фонды музея». Структура и типология музейных фондов. Понятие «научное комплектование» музейных собраний. Научная концепция комплектования музейных фондов. Основания принципов отбора предметов музейного значения в фондовое собрание. Специфика комплектования фондов музеев различных профилей и типов. Документация в процессе комплектования фондов. Основные направления фондовой работы музея. Юридический и научный аспекты учета музейных фондов. Значение вторичной документации «музейного учета» в фондообразовании, изучении и использовании музейных собраний. Назначение и структура научно-справочного аппарата. Описательный язык, терминология вторичной документации.

  1. Учет музейных фондов.

Фонды музея как совокупность музейных предметов основного и научно-вспомогательного фондов. Структура и состав музейных фондов. Понятие о музейном собрании, музейной коллекции. Виды музейных коллекций. Значение коллекций в деятельности музея. Организация фондовой работы. Закон о музейном фонде РФ и музеях в РФ (26.05.1996). Основные инструкции по учету и хранению музейных фондов. «Инструкция по учету и хранению музейных фондов…» (1984). Порядок приема и регистрации музейных предметов. Порядок внутримузейных передач и выдачи музейных предметов другим учреждениям внутри страны и за рубеж. Списание музейных предметов. Сверка наличия (переучет фондов). Система фондовой документации, учет и хранение учетной документации. Автоматизированная система учета музейных фондов. «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней ...» (1987). Порядок хранения и учета оружия в музейном фонде. Характеристика структуры и содержания внутримузейной инструкции.

  1. Научная инвентаризация музейных коллекций.

Этапы научного изучения музейного предмета: атрибуция. классификация и систематизация, интерпретация. Внешняя и внутренняя критика источника, установление подлинности. Научное описание вещевых, изобразительных, письменных, кино-, фоноисточников. Инвентаризация, хранение археологических коллекций. Основная литература по изучению и научному описанию музейных коллекций. Научный паспорт. Характеристика основных граф (учетные данные, данные о поступлении предмета, народ, атрибуционные данные, история поступления, сохранность, реставрация, библиография).

  1. Система хранения музейных фондов.

Факторы, влияющие на сохранность музейных предметов. Режим музейного хранения как научная проблема. Требования к температурно-влажностному, биологическому, световому режимам, методы их определения и соблюдения. Условия хранения музейных предметов в зависимости от степени сохранности и подверженности материала воздействию внешних условий. Системы хранения: в фондохранилище, на экспозиции, при транспортировке. Принципы взаимодействия хранителей фондов и реставраторов.

  1. Музейная педагогика как научная дисциплина.

Содержание и происхождение термина музейная педагогика. Музейная педагогика как научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации. Предмет, задачи, содержание музейной педагогики. Различные подходы к определению дефиниции «музейная педагогика». Позиции ученых К. Пацвалл, И. Аве, З. Странского, А. Григоровой, М. Юхневич, Б. Столярова, М. Гнедовского и др. в определении музейной педагогики. Музейная педагогика как направление практической деятельности современного музея. Сущность и принципы музейной педагогики. Взаимосвязь музейной педагогики с психологией и социологией. Музейный педагог как профессия. Категории и понятия музейной педагогики. Соотношение понятий музейная педагогика и культурно-образовательная деятельность. Музееведческий контекст музейной педагогики. Термины «педагогика», «воспитание», «просвещение», «образование» в пространстве музея. Музейная педагогика в свете теории музейной коммуникации. Музейная среда. Музейно педагогический процесс. Музейный предмет – ядро музейно-педагогического процесса. Педагогические функции: развитие, воспитание, образование в условиях музея. Познавательная, творческая и иная деятельность посетителя в музее и руководство ею. Гуманистические принципы музейно-педагогического процесса. Педагогические принципы интерактивности, комплексности, програмности как основа музейно-педагогического процесса. Роль музейного педагога в управлении образовательным процессом в музее. Проблема эффективности музейно-педагогического процесса. Формирование культуры восприятия музейной информации.

  1. Экскурсия как основная форма культурно-образовательной деятельности.

Экскурсия как основа экскурсионного дела. Сущность и признаки экскурсии. Цели и задачи экскурчсионной работы. Исторический аспект развития экскурсионного дела в России. Классификация экскурсий. Особенности проведения экскурсий в музейной среде. Основные этапы подготовки экскурсии во внемузейной среде.

  1. Классификация памятников истории и культуры.

Принципы классификации памятников истории и культуры. Движимые и недвижимые памятники. Памятники археологии. Остатки древних поселений (стоянки, селища, поселения, городища). Памятники производительно-трудовой деятельности (рудники, штольни, мастерские, старинные заводы, дороги, каналы, водоемы). Могильники, надмогильные и ритуальные сооружения (грунтовые, курганные, склепы, некрополи, дольмены, менгиры, кромлехи, «каменные бабы», жертвенники, лабиринты). Наскальные рисунки (петроглифы). Эпиграфические памятники (надписи). Места отдельных находок (кости, клады, затонувшие суда). Памятники истории. Памятники общественного и государственного строя. Памятники классовой борьбы и революционного движения. Памятники военной истории. Памятники культуры. Памятники градостроительства и архитектуры. Исторические города, кварталы, улицы, села, деревни. Жилые постройки. Общественные здания. Культовые памятники. Военно-оборонительные, инженерные сооружения. Садово-парковые памятники. Монументы. Памятники искусства. Памятники науки и техники, документирующие знания человека о мире и становление и развитие науки и научно-технических знаний. Документальные памятники. Памятники народного и индивидуального творчества. Памятники природы. Непредметные формы историко-культурного наследия.

  1. Формы и методы использования памятников истории и культуры.

Культурное и природное наследие как важнейший элемент среды обита­ния человека. Историческое своеобразие города, проблемы его сохранения. Архитектурно-историческая среда: основные компоненты, принципы сохра­нения. Проблема воссоздания наследия (проблема «макета» или «новодела»). «Культурное» оживление (анимация) памятников истории и культуры. Музеефикация: основные направления («памятник под музей», «памятник-музей»). Музеи-заповедники деревянного зодчества под открытым небом: история, проблемы, перспективы. Общество и историко-культурное наследие.

  1. Законодательство РФ об охране памятников (1992 – нач. ХХI в.).

Историко-культурное наследие в современной экономической и социокультурной ситуации в России. Сохранение памятников в условиях существования различных форм собственности. Приватизация памятников: «за» и «против». Региональный опыт приватизации. Юридические основы процесса возвращения недвижимости и художественных ценностей церкви. Проблема «музей – церковь». Основные проблемы разработки нового закона об охране историко-культурного наследия. Формирование экологического законодательства. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.07. 2002).
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Законодательные материалы, инструкции

  1. Закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», 26.05.1996 №54-ФЗ (Российская газета 1996-104).

  2. Положение о государственном каталоге Музейного фонда РФ. 12.02.1998. №179.

  3. Положение о Музейном фонде РФ. 12.02.1998. №179.

  4. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях Министерства культуры СССР. – М., 1984.

  5. Информационные технологии в музее. СПб., 1999. Вып. 1.

  6. Конституция РФ. – М., 2009.

  7. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 // Рос.газ.1993.15 мая.

  8. Основные правила работы государственных архивов СССР / Главархив СССР. – М., 1984.

  9. Основные требования по обеспечению сохранности документов ГАФ СССР на бумажной основе / Главархив СССР. – М., 1987.

  10. Основы законодательства РФ о культуре: Закон РФ от 9.10.1992 г. №3612-1: принят Гос.Думой Федер.Собр.Рос.Федерации 23 ноября 1994 г.// Ведомости РФ.1992.№46.Ст.2615.

  11. Правила работы по учету и организации хранения письменных документов Государственного архива СССР. – М., 1990.

Основная литература

  1. Музейное дело России / М.Е. Каулен [и др.]; под ред. Каулен М.Е. – М.: ВК, 2003. – 615 с.

  2. Российская музейная энциклопедия / Рос.ин-т культурологи ; редкол.: В.Л. Янин [и др.]. – М. : Прогресс : РИПОЛ классик, 2005. – 848 с.

  3. Станюкович Т.К. Этнографическая наука и музеи / Т.В. Станюкович. – Л.: Наука, Лен. отделение, 1978. – 286 с.

  4. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учебное пособие / Б.А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004. – 215 с.

  5. Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр / М.: ЦМР, 1988. – 176 с.

  6. Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907 – 1936 годы / Х.М. Турьинская. – М.: РАН, 2001. – 122 с.

  7. Фролов А.И. Основатели российских музеев / А.И. Фролов. – М.: РГГУ, 1991. – 80 с.

  8. Чекурин Л.В. Историческое краеведение: Историография и источниковедение: Учебное пособие для студентов специальности музееведение и охрана памятников истории и культуры / Л.В. Чекурин. – М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1991. – 196 с.

  9. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России / Л.В. Чижова. – М.: РГГУ, 1991. – 84 с.

  10. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. – М., - 2005.

  11. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2003.

Дополнительная литература

  1. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца ХVIII века: В 2 ч. / В.П. Грицкевич. – Спб.: СПбГУКИ, 2001. – 409 с.

  2. Грицкевич В.П. История музеев мира / В.П. Грицкевич, А.А. Гужаловский. – Минск: БГУ, 2003. – 282 с.

  3. Романова Н.М. Актуальные вопросы охраны и безопасности музеев России / Н.М. Романова, И.Г. кузнецова. – СПб., 2008. – 168 с.

  4. Типовые схемы научного описания памятников материальной культуры, письменных источников, изобразительных и нумизматических материалов для подготовки и издания сводных научных каталогов музейного фонда Союза СССР. Утверждены заместителем министра культуры ССР 22 декабря 1972 г.

  5. Мамонов В.М. Работа по собиранию документов личного происхождения // Сов. архивы. – 1987. – № 4.

  6. Мамонов В.М. Проблемы комплектования документальных материалов // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля. – М., 1980.

  7. Методические рекомендации по учету, научной обработке и хранению фонда археологических коллекций Объединения «Тюменский областной краеведческий музей» // Сборник документов и методических разработок по обработке и хранению фондовых коллекций. – Тюмень, 1992. – Вып. 1. – С. 15-26.

  8. Атрибуция музейного памятника. – СПб., 1997.

  9. Бирюкова, Н. Формирование и изучение коллекций // Сов. музей. – 1987. – №2. – С. 30-32.

  10. Букшпан, П.Я. Формирование фондов краеведческих музеев (в связи с проблемами научно-технической революции) // Актуальные проблемы фондовой работы музеев: Сб.науч.тр./ НИИ к-ры. – № 83. – М., 1979. – С. 25-43.

  11. Волкова, М.Э. Учет, хранение и научное описание гончарной посуды: Методич. рекомендации / Волкова М.Э. – Тюмень, 1994.

  12. Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры. Ч. 1 и 2. – М., 1982.

  13. Дмитриева, В.А. О принципах комплектования фондов этнографических музеев на современном этапе / Дмитриева В.А., Калашникова Н.М. // Сов. этнография. – 1989. – №2.

  14. Документальные памятники: Выявление, учет, использование. – М., 1988.

  15. Дубов И.В. Музееведение. – СПб., 2004.

  16. Дьячков А.Н. Музейный учет, его юридическая и научная сущность // Музейное дело в СССР. – М., 1973. – С.98-102.

  17. Живолуп, Ю.А. Особенности комплектования этнографических коллекций // Музей и современность. – М., 1986.

  18. Иванова, Л.В. Русский народный костюм Западной Сибири 19-20 вв. / Иванова Л.В. –Тюмень, 1991.

  19. Ивановская, Н.И. Из истории собирательских программ по этнографии // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников.– Л., 1987.

  20. Изучение и научное описание памятников материальной культуры. – М., 1972.

  21. Клюшкина, И.В. Документирование как общенаучное понятие и его содержание в музееведении // Актуальные проблемы советских музеев: Сб. науч. тр. – М.,1987. – С.57-67.

  22. Кодекс реставраторов [Электронный ресурс] // Союз реставраторов Санкт-Петербурга : [Сайт]. - [2005]. - URL: http:/srspb.ru/index.php?category=11.

  23. Кондратьев, В.В. Вопросы отбора музейных материалов современности в музейном собрании // Формирование и изучение музейных коллекций по истории Советского общества: Сб. трудов / ЦМР СССР. – М., 1982. – С. 38-46.

  24. Кроллау Е.К. Профилактическая обработка поступающих в музей материалов // Музейное дело в СССР. М.: Советская Россия. 1975. С. 115-122.

  25. Кучеренко, М.Е. Формирование музейного собрания // Сов. музей. – №3. – С. 27-28.

  26. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство – архитектура – дизайн. Тенденции формирования / М.Т. Майстровская. – М.: Наука, 2000. – 154 с.

  27. Основы музееведения : Учебное пособие / Отв.ред. Э.А. Шулепова. Изд. 2-е, испра. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 432 с.

  28. Островский А.Б. Этнографическое музейное исследование: метод.рек./ А.Б. Островский. – СПб., 2007. – 33 с.

  29. Первак В.Э. Обеспечение сохранности этнографических коллекций в музее : метод.пособие / В.Э. Первак ; Рос. этнограф. музей. – СПб.: Изд-во СПбГУТД, 2011. – 39 с.

  30. Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. – Ленинград, 1987.

  31. Проблемы хранения художественных ценностей в музеях. – М., 1971.

  32. Пиковская Р.И. Классификационная схема фонда документальных материалов по истории советского общества // Музейное дело в СССР. М.: Советская Россия. 1975. С. 79-85.

  33. Пищулин, Б.П. О научном комплектовании музейных фондов // Актуальные вопросы фондовой работы музеев: Сб. науч.тр. / НИИ к-ры. № 83. – М., 1979. – С. 15-20.

  34. Полякова, У.М. Документация научной экспедиции // Музейное дело в СССР. – М., 1973.

  35. Полякова, У.М. К вопросу комплектования музейных фондов по современности в музеях исторического и краеведческого профилей // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. – М., 1979.

  36. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования / Т.П. Поляков. М.: РИК, 2003. – 454 с.

  37. Разгон, А.М. К вопросу о научном комплектовании фондов в музеях исторического и краеведческого профиля // Актуальные проблемы изучения фондов музея по истории Советского общества: Труды ГИМ. – М., 1983. – С. 7-54.

  38. Решетников, Н.И. Комплектование музейных фондов: Учеб. пособие / Решетников Н.И. – М., 1997.

  39. Рыбак К.Е. Принципы музейного права (историко-правовые аспекты) / К.Е. Рыбак // Культура: управление, экономика, право. – 2006. - № 2. – С.29-35.

  40. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология : справочник. 2 изд. / под ред. И.И. Барановой, Е.Н. Котовой, А.В. Ратниковой. – СПб. : Арт-люкс, 2003. – 408 с.

  41. Сотникова С.И. Музеология. Учебное пособие / С.И. Сотникова. – М.: Дрофа, 2005. – 190 с.

  42. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учебное пособие / Б.А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004. – 215 с.

  43. Токарев С. А. К методике этнографического изучения материальной культуры // СЭ. 1970ю № 4. С. 3-17.

  44. Туманов, В.Е. Актуальные проблемы разработки модели научного комплектования музейных коллекций по истории советского общества: Сб. трудов / ЦМР СССР. – М., 1982. – С. 19-37.

  45. Успенская С.В. Биологический контроль в музее : метод.реомендации для хранителей военного музея / С.В. Успенская, В.И. Кобякова, Л.В. Славошевская. – СПб.: СПбГУТД, 2007. – 72 с.

  46. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Н.Ф. Федоров. – М.: Мысль, 1982. – 604 с.

  47. Шестаков В.А. Введение в хранительское дело : конспект лекций / В.А. Шестаков. СПб., 2008. – 120 с.

  48. Шестаков В.А. Введение в хранительское дело : учеб.-метод. пособие / В.А. Шестаков. СПб., 2010. – 77 с.

  49. Шестакова, Л.Е. Этнографические коллекции музеев Сибири: История комплектования и изучения // Известия музейной комиссии. – М., 1990. – Вып. 1.

  50. Шмелева, М.Н. Полевая работа и изучение современности // Сов. этнография. – 1985. – №3.

  51. Экспертиза, оценка и страхование музейных предметов : вопросы теории и практики. – СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2011. – 1923 с.

Интернет-ресурсы

http://www.museum.ru

информационный ресурс музеи России


http://www.museumstudy.ru

Портал Российское музееведение


http://ethnography.omskreg.ru

кафедра музееведения и этнографии Омского Государственного Университета


http://www.peterburgcity.ru/spb/museum/spb_museum.html

Музейный мир Санкт-Петербурга путеводитель по музеям города.


http://www.globmuseum.info/eskurs-v-istoriyu-muzejnogo-dela/

история музеев мира


http://muzei.in/muzeevedenie-muzeologiya/

История музеев мира



Смотрите также:
«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Квалификация: «Магистр» Аннотация программы
292.86kb.
1 стр.
Программа экзамена для поступления в магистратуру по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
76.91kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа в музеях Центральной России Направление подготовки: 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
65.02kb.
1 стр.
Семинаре «Охрана историко-культурного и природного наследия Соловецкого архипелага»
108.72kb.
1 стр.
Перечень программ по реставрации (72 часа): «Градостроительство и охрана объектов культурного наследия»
16.38kb.
1 стр.
Исследование объектов историко-культурного и природного наследия родного края. Перечень предлагаемых объектов
114.44kb.
1 стр.
Охрана культурного наследия Республики Башкортостан
186.32kb.
1 стр.
Информация о выданных разрешениях на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, расположенных в городе Ярославле
285.82kb.
1 стр.
Государственное унитарное предприятие
235.18kb.
1 стр.
Международная конвенция об охране культурного и природного мирового наследия
31.25kb.
1 стр.
Руководство по выполнению конвенции об охране нематериального культурного наследия
753.58kb.
3 стр.
9. программа первоочередных градостроительных мероприятий 25 >10. Баланс территории и технико-экономические показатели 29
3226.44kb.
15 стр.