Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2015 ГОДАХ"



Наименование
Программы

Инвестиционная программа Московской области
"Развитие транспортно-логистической системы в Московской
области в 2011-2015 годах" (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы

Постановление Правительства Московской области от
29.08.2011 N 893/33 "О разработке инвестиционной программы
Московской области "Развитие транспортно-логистической
системы в Московской области в 2011-2015 годах"

Заказчик
Программы

Министерство транспорта Московской области

Разработчик
программы

Министерство транспорта Московской области

Цель Программы

Развитие транспортно-логистического комплекса Московской
области с учетом строительства и реконструкции Центральной
кольцевой автомобильной дороги (далее - ЦКАД), обеспечение
качественных транспортно-логистических услуг

Задачи
Программы

Создание условий для обеспечения роста объемов инвестиций
в развитие транспортно-логистического комплекса Московской
области;
формирование единой системы транспортно-логистических
узлов и центров приема, хранения, перемещения и
распределения грузов, обеспечивающих оптимизацию
грузопотоков на территории Московской области с учетом
строительства и реконструкции ЦКАД;
обеспечение комплексного взаимоувязанного развития
объектов транспортно-логистической системы и транспортной
инфраструктуры, повышение эффективности работы
транспортно-логистической системы;
повышение конкурентоспособности международных транспортных
коридоров, проходящих по территории Московской области;
создание новых рабочих мест для населения Московской
области;
обеспечение сбалансированного и эффективного
развития транспортно-технологической инфраструктуры для
роста доходов консолидированного бюджета Московской
области и решения задач социально-экономического развития
Московской области

Сроки
реализации
Программы

2011-2015 годы

Исполнители
программных
мероприятий

Центральные исполнительные органы государственной власти
Московской области, органы местного самоуправления
муниципальных образований Московской области, юридические
лица

Источники
финансирования

Внебюджетные средства

Ожидаемые
социально-
экономические
результаты от
реализации
Программы

В рамках реализации Программы планируется ввести в
эксплуатацию 9 объектов транспортно-логистической системы
общей складской площадью 2086 тыс. кв. м, в том числе на
удалении не более 5 км от ЦКАД - 5 объектов общей
складской площадью 1513 тыс. кв. м.
Общая площадь земельных участков, вовлеченных в оборот под
объекты логистического значения, составит 637 га, в том
числе на удалении не более 5 км от ЦКАД - 356 га.
Общая площадь земельных участков под инженерную и
транспортную инфраструктуру составит 62 га, в том
числе на удалении не более 5 км от ЦКАД - 39 га.
Общая площадь земельных участков под зоны стоянки (отстоя)
грузового транспорта составит 190 га, в том числе на
удалении не более 5 км от ЦКАД - 154 га.
Вместимость складских помещений составит 2702 тыс. тонн, в
том числе на удалении не более 5 км от ЦКАД - 1959 тыс.
тонн.
Объем привлеченных инвестиций составит 79953,6 млн.
рублей.
К 2015 г. будет создано 9,1 тыс. рабочих мест, в том числе
на объектах транспортно-логистической системы на удалении
не более 5 км от ЦКАД - 6,7 тыс. рабочих мест.
К 2015 г. будет создана новая налогооблагаемая база,
обеспечивающая поступление нарастающим итогом до конца
2015 года доходов в консолидированный бюджет Московской
области не менее 3200 млн. рублей

Управление
Программой и
контроль за ее
реализацией

Правительство Московской области,
Министерство транспорта Московской области,
Министерство экономики Московской области

1. Характеристика проблемы в сфере транспортно-логистических

услуг Московской области и обоснование необходимости

ее решения программными методами


Транспортно-логистический комплекс является важнейшей частью экономики Московской области. Транспорт (вид экономической деятельности "Транспорт и связь") занимает 8,1 процента в общем объеме валового регионального продукта Московской области и 8,3 процента в структуре занятости населения региона.

Важность транспортно-логистического комплекса для Московского региона заключается не только в его доле в экономике, но и в большой способности его влияния на иные сферы деятельности.

Помимо обеспечения потребностей населения и экономики Москвы и Московской области, транспортно-логистический комплекс Московского региона обрабатывает транзитные грузопотоки, следующие в другие регионы России или зарубежные страны. Это обусловлено тем, что:

существующая транспортная система России имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на столицу Российской Федерации, что предопределяет концентрацию товарных и пассажирских потоков на основных направлениях транспортных маршрутов, следующих через Московский регион в другие субъекты Российской Федерации;

в Московском регионе расположены таможенные посты, осуществляющие основной объем операций по таможенному оформлению грузов на территории Российской Федерации;

прохождение основных транспортных коридоров и размещение таможенных служб способствовали формированию на базе Московского транспортного узла национального торгово-распределительного центра, обслуживающего около 80 млн. человек, проживающих в европейской части Российской Федерации и в Западной Сибири.

В транспортно-логистическом комплексе Московской области к настоящему моменту накопился значительный перечень проблем и "узких мест". В результате несоответствия транспортной инфраструктуры спросу на перевозки возникают многочасовые заторы на основных магистралях, особенно вблизи въезда в Москву. Особенность сложившейся ситуации состоит в том, что остро стоит вопрос не о пропускной способности отдельных дорог, а о пропускной способности транспортной сети Московского региона в целом.

Неупорядоченное формирование новых терминально-складских объектов в прошедшие периоды их строительства привело к дополнительному росту нагрузки на транспортную инфраструктуру в наиболее заселенных районах Московской области - в ближней пригородной зоне Москвы. Хаотичное развитие транспортно-логистической системы приводит к обострению ситуации на автомобильных дорогах общего пользования федерального и регионального значения. Низкий уровень пропускной способности автомобильных дорог общего пользования препятствует развитию бизнеса, сдерживает привлечение инвестиций, приводит к снижению конкурентоспособности экономики Московского региона, что в итоге ведет к потере потенциальных доходов бюджетов всех уровней.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость дальнейшего внедрения программно-целевого метода управления формированием и развитием отдельных элементов транспортно-логистического комплекса.

Разработка Программы вызвана необходимостью:

решения острых проблем, связанных с транспортно-логистическим обслуживанием Московского региона и всей России в целом, за счет создания оптимальных логистических цепочек доставки и транзита грузов;

выработки основных положений по взаимоувязанному развитию транспортной инфраструктуры и терминально-складских объектов.

За последние 10 лет объем инвестиций в рынок складской недвижимости столичного региона в целом значительно вырос. В результате с 2005 года по 2009 год в Московском регионе ежегодно вводилось не менее 600 тыс. кв. м складских помещений класса "А" и "В". Значительные объемы ввода в эксплуатацию складских помещений в рассматриваемый период были обусловлены динамичным развитием экономики Московского региона и всей России. Высокими темпами рос торговый оборот, в том числе оборот внешней торговли. В 2009 году, несмотря на кризисную ситуацию в экономике, было введено в эксплуатацию 720 тыс. кв. м складских помещений. При этом все введенные в эксплуатацию крупные объекты имели класс "А".

Влияние финансового и экономического кризиса в полной мере отразилось на показателе ввода в эксплуатацию складских помещений в 2010 году. В данный период было введено около 370-400 тыс. кв. м складских помещений, что сравнимо с показателями 2004 года.

По данным ведущих агентств в сфере складской недвижимости, общая площадь складских помещений класса "А" и "В" в Московской области к концу 2010 года составила около 6,1 млн. кв. м.

Существующие терминально-складские комплексы на территории Московской области расположены неравномерно по зонам удаленности от Москвы и по радиальным направлениям автомобильных дорог общего пользования. Основная их часть концентрируется в радиусе до 30 км от Московской кольцевой автомобильной дороги (далее - МКАД) и имеет ориентацию в первую очередь на потребителей города Москвы и Московской агломерации в целом. За последний пятилетний период (с 2006 года по 2010 год) размещение новых складских комплексов сдвигается в сторону удаления от МКАД. Если в 2006 году подавляющая часть крупных и средних объектов была введена в эксплуатацию в радиусе не более 15 км от МКАД, то начиная с 2009 года большая часть объектов нового строительства транспортно-логистических комплексов переместилась уже за пределы 30-километровой зоны от МКАД, что позволяет обслуживать не только Московский регион, но и соседние субъекты Российской Федерации.

Наибольшее число складских помещений располагается в южном направлении от Москвы - на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам федерального значения М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска и М-2 "Крым" - от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь). На данные территории приходится треть высококачественных складских помещений в Московской области.

Велика доля в общей площади высококачественных складских помещений в Московской области территорий, прилегающих к автомобильным дорогам федерального значения М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, М-10 "Россия" - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга, М-8 "Холмогоры" - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска и М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Постепенно растет удельный вес территорий вдоль М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев). Минимальными площадями складских объектов характеризуется западное направление от Москвы, вдоль М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, на Брест) и М-9 "Балтия" - от Москвы через Волоколамск до границы с Латвийской Республикой (на Ригу).

Постепенное восстановление экономики от последствий мирового финансово-экономического кризиса благоприятно сказалось на уровне спроса на складские помещения. Спрос на складские помещения в 2010 году достиг максимальных показателей за период 2008-2010 гг. Уровень вакантных складских площадей класса "А" начиная со II квартала 2009 года до конца 2010 года уменьшился на 12,3 процентных пункта и по итогам 2010 г. составил 6,7 процента от общего объема складских площадей Московской области.

Тенденция сокращения объемов вакантных складских площадей способствовала увеличению уровня арендных ставок и изменению коммерческих условий. Уменьшение доли вакантных площадей, рост уровня арендных ставок способствовали повышению активности инвесторов как в возобновлении строительства приостановленных проектов, так и поиске участков под застройку новых объектов транспортно-логистической системы.

В дальнейшем острая нехватка складских площадей, характеризующихся доступными ценами и высоким качеством, в транспортно-логистической сфере может стать фактором, снижающим темпы роста экономики региона. Для предотвращения подобной ситуации целесообразно формирование и развитие перспективных проектов в области транспортировки и хранения грузов.

Рост общего числа и объема сделок в 2010 году также способствовал увеличению средних размеров сделки по складским помещениям с 8 тыс. кв. м в 2009 году до 10 тыс. кв. м в 2010 году. В 2010 году продолжилась тенденция развития наиболее привлекательных территорий, при которой южное и юго-восточное направления Московской области стали наиболее востребованными для арендаторов складских помещений. Стабильным в 2010 году остался спрос и на северное и северо-западное направления. В 2010 году четко определился интерес потенциальных арендаторов к объектам, расположенным в зонах, ранее не считавшихся ликвидными (более 30-40 км от МКАД). Изменение спроса на удаленные территории от МКАД под строительство терминально-складских комплексов вызвано в первую очередь увеличением стоимости земельных участков и дефицитом подходящих земельных участков на территориях в радиусе до 15 км от МКАД.

В перспективе можно ожидать увеличение спроса на складские площади на новых направлениях развития транспортной инфраструктуры в районах строительства ЦКАД, нового направления скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, что обусловлено ростом объемов грузопотока.

Московский регион останется основной территорией для размещения новых объектов транспортно-логистической системы в России, что в первую очередь обусловлено сложившейся радиальной структурой сети автомобильных дорог, ориентированной на Москву. Проезд по территории Московского региона обеспечивает в ряде случаев кратчайшие маршруты и наибольшее количество автодорожных связей между различными субъектами Российской Федерации и иностранными государствами.

На территории Московского региона обрабатывается значительная доля таможенных грузов, в том числе до 60 процентов таможенных грузов, поступающих в Российскую Федерацию автомобильным транспортом.

Московский регион остается крупнейшим потребителем и производителем товаров в России. При этом емкость рынка продолжит расти после преодоления кризисных тенденций в экономике.

Указанные основные факторы обуславливают необходимость дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры в Московском регионе.

В настоящее время площадь земельных участков для объектов терминально-складского назначения, находящихся в стадии строительства, проектирования или бизнес-идеи на территории Московской области, составляет не менее 5,6 тыс. га при общем числе объектов более 150. Основной особенностью заявленных к реализации объектов терминально-складского назначения является то, что площадь земельных участков проектируемых объектов в среднем много выше площади существующих или строящихся объектов. Значительная часть новых объектов будет расположена в непосредственной близости от линий железных дорог, многие из них - вблизи важных транспортных узлов, а также вблизи строительства новой платной автомагистрали ЦКАД.

Анализ бизнес-проектов перспективной застройки территории Московской области объектами складского хозяйства показал, что их размещение будет находиться в зоне, удаленной от 30 до 60 и более километров от МКАД.

Такая ситуация обусловлена следующими факторами:

большинство логистических компаний нацелены на развитие не только в границах Москвы и Московской области, но и на рынках иных субъектов Российской Федерации;

стоимость земельных участков в радиусе 30-50 км от МКАД снижается в сравнении с территориями ближней пригородной зоны Москвы;

строительство ЦКАД будет способствовать бесперебойному движению автомобильного транспорта в обход Москвы.

Кроме того, следует отметить достаточную плотность жилой застройки в зоне 30-50 км от Москвы, что позволяет частично обеспечить рынок сбыта, а также исключить проблему кадрового дефицита.

Но далеко не все из заявленных к реализации на территории Московской области объектов транспортно-логистической системы будут введены в эксплуатацию. Ввод многих объектов не целесообразен, так как он не подтвержден прогнозом грузопотоков или их размещение приведет к дальнейшему нарастанию проблем в транспортном комплексе Московского региона.

Расчет перспективных грузопотоков по отдельным направлениям на территории Московской области основывается на анализе и прогнозировании значительного числа факторов.

Уровень, темп и прогноз развития всех регионов Центрального и отдельных регионов соседних федеральных округов прямо сказываются на объемах грузопотока, проходящих по основным транспортным коридорам, большинство из которых ориентировано на единый для них Московский транспортный узел. Необходимо учитывать прогноз основных тенденций социально-экономического развития Москвы, Московской области, в первую очередь прогнозы индекса промышленного производства, индекса объема продукции сельского хозяйства, индекса физического объема оборота оптовой торговли, индекса физического объема оборота розничной торговли, индекса объема работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", уровня доходов населения.

Влияние на объемы перспективного грузопотока оказывают следующие факторы:

рост потребления товаров на территории Московского региона;

размещение существующих и перспективных промышленных центров на территории Московской области;

стратегические направления развития и точки роста в регионах Центрального федерального округа и отдельных соседних регионах;

федеральные и международные тренды развития;

развитие морских портов;

формирование важнейших перспективных автодорожных маршрутов, которые оказывают влияние на изменение конфигурации сети автомобильных дорог в европейской части России, а также на перераспределение грузопотока на сети существующих автомобильных дорог;

прогноз внешнеторгового оборота и ряд других факторов.

Определение складских площадей, необходимых для выполнения дистрибутивной функции Московского региона, осуществлялось с учетом расчетного годового объема потребления населением товаров, распределяемых через терминально-логистические комплексы.

На первом этапе для определения перспективного объема грузов, тяготеющих к обработке на терминалах, был выполнен анализ прогнозных показателей социально-экономического развития Московской области, включая численность населения, уровень доходов, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров.

На втором этапе было выполнено моделирование для определения перспективных объемов грузопотоков, проходящих через Московский транспортный узел и тяготеющих к обработке в Московском регионе.

На третьем этапе выполнен анализ товарной структуры грузопотоков. Необходимость данной операции вызвана тем, что разные типы грузов характеризуются различными показателями складской обработки на терминалах различных уровней, такими как средний вес одной паллеты, коэффициент ярусности, средний срок хранения и др.

Анализ факторов и расчет грузопотока показали, что наиболее высокие темпы роста грузопотоков прогнозируются в Центральном федеральном округе на среднесрочный период в Московском регионе, Калужской, Брянской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Владимирской, Тверской областях. Соответственно велика потребность развития объектов складского хозяйства на территориях, приближенных к сети автомобильных дорог федерального значения, в том числе к М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-10 "Россия", М-8 "Холмогоры", М-7 "Волга".

При этом потенциальные арендаторы будут в среднесрочной и долгосрочной перспективах проявлять спрос на объекты, расположенные на расстоянии 30-50 км от МКАД, что делает целесообразным формирование новых транспортно-логистических комплексов на данном удалении.

В перспективе будет преобладать спрос на складские помещения класса "А" и "В", что означает высокую ликвидность подобных помещений. Перспективные объекты транспортно-логистического комплекса должны обладать всеми требуемыми техническими характеристиками, соответствующими складским помещениям класса "А" и "В". Это повысит их привлекательность для потенциального арендатора или покупателя, а также гарантирует безопасность как самого складского комплекса, так и находящихся на его территории грузов.

Рост спроса на складские помещения большой площади потребует строительства новых логистических центров, которые смогут удовлетворить спрос на складские помещения площадью больше 50 тыс. кв. м. Удовлетворение спроса по небольшим заявкам (менее 1,5 тыс. кв. м) возможно в рамках проектов, где происходит освобождение помещений существующими арендаторами при сокращении объемов их бизнеса, а также за счет низкокачественных помещений, предлагаемых в краткосрочную аренду.

Анализ факторов размещения показал, что идеальной территорией для размещения крупного высококачественного объекта терминально-складского хозяйства в Московской области является территория, обладающая сочетанием следующих условий:

земля с невысокой стоимостью, рядом с одним из средних или крупных по численности населения городов Московской области;

подготовленная площадка с действующей железнодорожной веткой, обеспеченная инженерными коммуникациями, не имеющая обременений, препятствующих строительству, расположенная на удалении от 30 до 65 км от Москвы вдоль одного из радиальных направлений (обеспечивающих связь с крупными центрами расселения европейской части России);

наличие сообщения с сетью магистральных автомобильных дорог общего пользования федерального значения и (или) вблизи их пересечений с ЦКАД;

относительно небольшое удаление от аэропорта Московского авиационного узла.

Системный анализ и исследование существующего положения транспортно-логистического комплекса Московской области, прогнозы социально-экономического развития Московской области и грузовой базы региона с учетом тенденций перспективного спроса на объекты транспортно-логистической инфраструктуры на территории Московского региона позволили определить перечень приоритетных зон для развития крупных терминально-складских комплексов на территории Московской области до 2015 года, которые вошли в Программу.

В Программу включены приоритетные объекты строительства крупных мультимодальных терминалов, которые на основе выгодного транспортно-географического положения и комплекса преимущественных и выгодных условий их развития позволят обеспечить эффективное взаимодействие различных видов транспорта и транспортно-логистической системы в Московском регионе.

Развитие транспортно-логистической системы предполагает дисперсное, но не хаотичное распределение новых объектов терминально-складского хозяйства по отдельным направлениям автомобильных дорог Московской области.

В ближней пригородной зоне Москвы будет размещаться значительно меньшая часть объектов, которые будут иметь специализированный характер и направлены в первую очередь на потребности Московской агломерации. Их размещение обусловлено или наличием подготовленных промышленных площадок, которые целесообразно задействовать под логистические нужды, или очень хорошим транспортно-географическим положением. При этом небольшие по площади объекты не создадут высокой дополнительной нагрузки на дорожную инфраструктуру.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа московской области "развитие транспортно-логистической системы в московской области в 2011-2015 годах"
841.34kb.
4 стр.
Информация о ходе реализации программы правительства московской области «развитие системы ипотечного жилищного кредитования в московской области в 2005-2010 годах» по итогам 2008 года
92.76kb.
1 стр.
Нормативно-правовая база реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Московской области
71.13kb.
1 стр.
Закону Московской области «О бюджете Московской области на 2012 год»
828.33kb.
4 стр.
Закон московской области о выборах губернатора московской области в ред законов Московской области
2225.16kb.
6 стр.
Программа «Развитие физической культуры и спорта в Московской области»
1554.01kb.
6 стр.
Информация Министерства транспорта Московской области об основных показателях деятельности транспортного комплекса, характеризующих состояние и динамику развития транспортного комплекса Московской области за 2011 год
48.31kb.
1 стр.
Закон Московской области от 01. 07. 2007 №243/2006-оз «О наградах Московской области»
39.92kb.
1 стр.
Московской области
99.39kb.
1 стр.
Отчёт о работе общественных приёмных Губернатора Московской области в 2009 году
401.04kb.
3 стр.
Компенсация до 70%, но не более 300 000 рублей
25.74kb.
1 стр.
Решение Коллегии Министерства транспорта Московской области от 09. 02. 2011г. №3 паспорт программы
336.27kb.
1 стр.