Главная
страница 1
МОУ Черновская СОШ

Методическая разработка

внеклассного занятия по духовному краеведению.

Тема. Дмитрий Солунский – святой покровитель города Дмитрова.
Разработчик: Власова Жанна Николаевна,

учитель начальных классов

Черновской СОШ

Дмитровского муниципального района



Московской области

Тема. Дмитрий Солунский – святой покровитель города Дмитрова.
Цели.

Дать школьникам знания об истории христианской культуры и ее связи с историей родной земли. Формирование бережного, ответственного отношения к святыням родной земли.


Задачи.

Продолжить знакомство учащихся с житием Дмитрия Солунского.

Ввести понятия: «христианство», «мученичество», «житие святого».
Оборудование.

Изображения икон Дмитрия Солунского, Успенского собора, Древнего Рима, картина А.М. Васнецова «Дмитров в XVI веке», индивидуальный толковый словарь, индивидуальный адаптированный текст жития Дмитрия Солунского, индивидуальные таблицы, музыкальное сопровождение к песне во славу Дмитрия Солунского.



Организационный момент и постановка цели.

Сегодня мы продолжим знакомиться с житием Дмитрия Солунского – святого покровителя города Дмитрова. (Ознакомительная беседа о Дмитрии Солунском проводилась ранее)


Вступительная беседа.

На доске открывается надпись:



Дмитрий Солунский - святой покровитель города Дмитрова.

Что вы уже знаете о Дмитрие Солунском?

Где родился Дмитрий? (в Римской империи)

Почему его родители были тайными христианами? (В те времена исповедание веры Христовой каралось смертью.)

За что Дмитрия заключили в тюрьму? (Он открыто объявил себя христианином.)

Как погиб Дмитрий Солунский? (Был пронзен копьями.)

Почему 8 ноября Церковь почитает память святого Дмитрия Солунского? (День его гибели.)

Основная часть.
Жития святых были излюбленным чтением наших предков. Даже миряне списывали или заказывали для себя житийные сборники. Житие святого*-описание жизни и подвига святого, пример для подражания.

Существует наука агиография* – описание жития святых.



Агиографы* – писатели, изучающие и доносящие до нас житие святых.
Дмитрий Солунский был канонизирован, т. е. был причислен к лику святых.

Канонизация* - есть установление Церквью почитания святому.

Церковь установила ряд правил по которым смертный мог быть канонизирован:

1. Жизнь и подвиг святого.

2. Чудеса.



  1. Нетление мощей.*


Постановка проблемы и пути ее решения.
- Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Древний Рим на машине времени.

(на экране появляются слайды с изображением Древнего Рима)

Вы побываете в роли агиографов, изучите житие святого Дмитрия и найдете доказательства его святости.

(ученики разбиваются на 3 группы)

В вашем распоряжении будет житие Дмитрия Солунского, словарь устаревших слов которые употребляли в Древнем Риме и таблица в которую вы будете вносить доказательства святости Дмитрия Солунского. Как только справитесь с работой, вы должны выбрать одного из группы, и выступить с отчетом о вашем путешествии в прошлое, т.е. предоставить доказательства которые вы собрали.
Работа в группах.
Инструментарий: индивидуальный толковый словарь, индивидуальный адаптированный текст жития Дмитрия Солунского, индивидуальные таблицы.
Выступление детей с отчетами о проделанной работе.
(все собранные доказательства заносятся в такую же таблицу на доске, по итогам выступления групп)

Заключение и подведение итогов.
(на экране изображение иконы Дмитрия Солунского)
А вот самая древняя наша икона святого Дмитрия. Ее в XII веке подарил городу сын Юрия Долгорукого князь Всеволод-Дмитрий. Почти семь столетий дмитровцы, глядя на лик святого в Успенском соборе, просили его о помощи, когда враги подступали к городским стенам, молились о сохранении жизней воинов-защитников Отечества в военную пору. Сейчас икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В житиях святых древней Руси, часто вспоминается сказание об одном из салунских чудес св.Дмитрия. Князь Михаил Тверской (составитель его жития) вспоминает: «Благого отечестволюбца, великого Христова мученика Дмитрия, рекша про отчину свою Селуньград : - «Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши и, то аз спасен буду».

Так он решил принести себя в жертву во благо своего отечества.

Венцом служения народу является жертвенная смерть*. Святые мученики* являются стражами-защитниками своего народа, который хранит их святые останки. Особенно сильное впечатление произвел святой Дмитрий Солунский.

Для русских отечество – это русская земля, не государство, которого еще тогда не существовало. Малая родина является в княжеских житиях предметом нежной любви. По всюду в старых стольных городах, в склепах и притворах соборов народ чтил гробницы древних князей в которых видел защитников родного города, к которым обращался в годину военной грозы. Почитание мощей является одной из самых существенных форм почитания святых.
(на экран выводится изображение картины А.М. Васнецова «Дмитров в XVI веке»)
На картине мы видим изображение г.Дмитров в 16 веке, покровителем которого является св.Дмитрий Солунский.

Исполнение песни во славу Дмитрия Солунского святого покровителя нашего родного города.

(песня разучивается заранее)
Димитрий Солунский
Слова и музыка прот. Игоря Лепешинского
Вооружися на брани, Господи Боже всевышний!

Меч свой духовный возьми, Нас сохрани ты от зла.

Святый Димитрий наш с нами, Мученик святый Димитрий,

Да расточатся враги. Благослови на дела!


Церковь святую струями

Кровью своей обагрив,

Вечно ты молишься с нами,

Нас благодатью покрыв.

Примечание.

На последующих занятиях продолжается краеведческая работа по истории г.Дмитров.

Приложение1



Житие святого Дмитрия Солунского.
С юных лет Дмитрий не ведал страха, не боялся невзгод. Был чистым и беспорочным, верил в Бога и помогал другим уверовать в Господа и его милость. С радостью учил людей, обращающихся к нему за помощью, как поступить в горе и в радости.

Дмитрий был из рода вельмож и сенаторов. Отец его был правителем города Солунь. После смерти отца Дмитрий занял его пост. Но Дмитрий ни во что не ставил земную славу, считая что погибнув за веру принесет людям правду, любовь, кротость*, надежду, вечную жизнь, возвращение в рай.

Император Максимилиан Геркулий был человеком зловерным и богохульным*, поклонялся идолам* и кумирам*, а тех, кто верил в Бога преследовал и без вины убивал.

Когда Максимилиан узнал, что многие язычники приходят к Дмитрию, и после бесед с ним начинают верить в Бога, жить по его заповедям , сильно разгневался и приказал схватить Дмитрия.

Случилось так, что император в это время направлялся в городской театр, чтобы посмотреть бои гладиаторов. Для него было радостью видеть, как проливается человеческая кровь. У Максимилиана был любимый гладиатор*, вандал* по имени Луй, отличавшийся силой и огромным ростом, который не только в Риме убил многих в поединках. Не было никого, кто бы решился выступить против него, и все боялись его.

Когда Максимилиан оказался возле театра и сходил с колесницы, ему привели блаженного* Дмитрия. Спросили его, продолжает ли он поклоняться Христу, и узнали, что и других учит поклоняться. Увидел император его дерзость в том, что продолжает называть себя христианином*, и всей душой желает все претерпеть во имя Господа нашего Иисуса Христа и велел взять его под стражу и заключить мученика в печных коморах* народной бани, находившейся поблизости от театра.

Там Дмитрий увидел змею, называемую скорпионом, выползшую под ногами и хотевшую ужалить святого. Осенив ее крестным знамением и плюнув на нее, умертвил змею. Тогда ангел Господень, придя, возложил на голову святого мученика венец* и возвестил ему: «Мир тебе, страстотерпец* Христов! Мужайся и крепись!»

Император же придя на стадион, приказал ввести Луя и обратился через глашатаев к народу, приглашая желающего с ним бороться, предлагая победителю дары и много золота.

И тут один юноша из толпы, прекрасный видом и еще юный годами, по имени Нестор, знавший Дмитрия и чудеса им творимые, пришел в то место, где сидел под стражей святой и припав к его ногам сказал «Раб Божий Дмитрий! Хочу с Луем бороться , так помолись же обо мне Христу!». Святой же осенил знамением Христовым и чело* его и грудь и сказал: «И Луя одолеешь и за Христа будешь замучен».

Направился Нестор на стадион и предстал перед Максимилианом. Удивился император и подозвал к себе юношу:- «Я понимаю, что из-за бедности ты вызвался на этот поединок и хочешь получить богатство. Ты молод и неопытен. За твою смелость я дам тебе награду и иди, и сохранишь себе жизнь и обретешь богатство. Ты не сможешь противостоять Лую, он убил многих более сильных чем ты».

Услышав это, Нестор не взял даров императорских, и не испугался Луя, а ответил императору: «Не золота хочу, и не из-за него вышел на поединок, а хочу погубить Луя».

Тогда император и приближенные возмутились, услышав это не стерпели дерзости юноши, и стали подбадривать Луя. Нестор же, осенив грудь крестным знамением, взял сулицу* и возвел глаза к небу и обратился к Богу с просьбой наказать дерзость Луя и Максимилиана мучителя! И выскочил на середину арены, начался поединок и смертельную рану в сердце получил Луй, и был убит.

Душевную боль он нанес императору. А Нестор прославил Бога ибо молитвой святого Дмитрия убит был иноплеменник*. Разгневанный Максимилиан призвал к себе юношу и сказал: «Скажи мне, какие чары помогли тебе убить Луя?»

Отвечал Нестор: «Никаких чар не было, и без обмана он убит, но бог Дмитрия и бог христианский послал ангела своего и убил моей рукой».

Разгневался император и приказал отрубить Нестору голову, как христианину. И так Нестор был наделен венцом мученика*. Тогда вельможи стали убеждать царя, что Дмитрий – причина гибели Луя. И приказал в той каморе, где он находился под стражей святой, заколоть его копьями. И так он был убит преславный мученик и окончил жизнь в стаданиях, наполненную благой верой.

Лупп же, раб святого Дмитрия, взяв орарион* святого, собрал в него кровь его.

И, взяв перстень, который Дмитрий носил на руке, обмакнул в святой крови и стал исцелять больных людей молитвами, благодатью, который обладал тот перстень. Весть о чудесных исцелениях разнеслась по всему граду Селунскому. Услышав, что он исцеляет больных император приказал казнить и Луппа. Тело славного Дмитрия было брошено убийцами без присмотра. Тогда христиане, ночью, ибо боялись императора, раскопали землю в месте, где было брошено тело, присыпали его землей, чтобы не причинили вред ему кровожадные звери. Никто не перенес тело святого и осталось оно на том же месте.

Когда гонения на христиан прекратилось над могилой святого Дмитрия Солунского был построен храм, а его нетленные мощи источали ароматное масло миро, издающее приятный запах. Много чудес и исцелений связано с этим местом.

Приложение2
Толковый словарь.
Житие святого-описание жизни и подвига святого.
Агиография-описание жития святых.
Агиографы-писатели, изучающие и доносящие до нас житие святых.
Канонизация- есть установление Церковью почитания святому.
Нетленные мощи-останки не распавшиеся на кости.
Жертвенная смерть-смерть во имя Христа.
Христианство-вера во Христа.
Мученичество-претерпевший страдания и смерть за веру.
Орарион-длинная шелковая лента в одеянии и служит обозначением церковного сана.
Сулица-короткое метательное копье.
Блаженный(Дмитрий)-святой.
Страстотерпец-страдатель,мученик.
Венец-сияние вокруг головы святого.
Богохульство- оскорбительное, непочтительное слово или действие в отношении Бога.
Идолы,кумиры-изображения существ, которым поклоняются вместо Бога.
Язычники-люди поклоняющиеся идолам.
Кротость-спокойствие духа, терпимость к окружающим.
Вандалы-германские племена.
Почитание святого-уважение святого.
Святой-духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный.
Иноплеменник-человек, принадлежащий к другому племени, чужой народности.
Комора камера, кладовая, подсобное помещение.
Чело лоб человека.

Приложение3



НЕТЛЕНИЕ МОЩЕЙ

ЧУДЕСА

ПОДВИГ СВЯТОГО










Смотрите также:
Методическая разработка внеклассного занятия по духовному краеведению. Тема. Дмитрий Солунский святой покровитель города Дмитрова. Разработчик: Власова Жанна Николаевна
98.04kb.
1 стр.
Методическая разработка занятия по теме: «История родного края: моя малая Родина деревня Каликино на Борской земле»
78.46kb.
1 стр.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку с применением современных информационных технологий
168.88kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня «Здоровье сгубишь- новое не купишь» Воспитатель гпд: Павленко
30.78kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников в рамках дня толерантности
38.32kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Природные ресурсы Карелии. Проблемы Карелии» По дисциплине «Экологические основы природопользования»
442.94kb.
3 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кулинарный поединок»
51.32kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Как помочь птицам зимой"
123.2kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии
90.48kb.
1 стр.
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия Тема: Звук с учитель-логопед Бубырь В. А. 2011 год Индивидуальное занятие. Речевое
44.7kb.
1 стр.
Конкурс «Конкурс педагогических достижений»
164.77kb.
1 стр.