Главная
страница 1страница 2страница 3
г.Бишкек

от 11 июня 1998 года N 78


ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об основных принципах бюджетного права

в Кыргызской Республике


(В редакции Законов КР от

13 июля 1999 года N 69, 9 августа 2002 года N 138,

12 июля 2003 года N 125, 25 сентября 2003 года N 216,

20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169,

15 июля 2006 года N 110, 14 февраля 2008 года N 14,

17 октября 2008 года N 226, 17 февраля 2009 года N 54,

18 мая 2009 года N 157, 15 июня 2009 года N 184,

17 июля 2009 года N 232, 28 января 2010 года N 14,

17 февраля 2011 года N 1, 28 июня 2012 года N 90,

29 июня 2012 года N 91, 25 июля 2012 года N 141,

10 октября 2012 года N 170)
Раздел I. Общие положения

Раздел II. Состав доходов бюджета Кыргызской Республики

Раздел III. Система трансфертов в Кыргызской Республике

Раздел IV. Распределение обязанностей по расходам между бюджетами

различных уровней

Раздел V. Организация работы по составлению и исполнению

республиканского бюджета Кыргызской Республики

Раздел VI. Структура местных бюджетов Кыргызской Республики и

организация работы по их составлению и исполнению
Настоящий Закон определяет основные принципы формирования и исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов Кыргызской Республики.
Раздел I

Общие положения


Статья 1. Состав бюджетной системы и самостоятельность бюджетов
Бюджетная система Кыргызской Республики - регламентируемая нормами права система отношений по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Кыргызской Республики.

Основой самостоятельности бюджетов является наличие установленных законодательством Кыргызской Республики собственных источников доходов у всех звеньев бюджетной системы.

Вмешательство органов государственной власти в процесс составления и утверждения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, связанных с несоблюдением в местных бюджетах нормативов отчислений от общегосударственных налогов и других доходов, а также размеров трансфертов.

Вмешательство органов государственной власти в процесс исполнения местных бюджетов исполнительными органами местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 июля 2009 года N 232)
Статья 2. Бюджетный процесс
Республиканский бюджет и местные бюджеты составляются и утверждаются сроком на три года - очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года.

Республиканский бюджет составляется и исполняется Правительством Кыргызской Республики, местные бюджеты - исполнительными органами местного самоуправления. Республиканский бюджет рассматривается и утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, местные бюджеты - айылными и городскими кенешами.

Бюджет судебной власти формируется самостоятельно судебной властью и по согласованию с исполнительной и законодательной властью включается в республиканский бюджет и является его составной частью.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета определяется настоящим Законом, а местных бюджетов - настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О финансово-экономических основах местного самоуправления, другими законами Кыргызской Республики и решениями айылных и городских кенешей в рамках законодательства Кыргызской Республики.

Изменения в Закон о республиканском бюджете, проекты законов о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств государства, другие проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо сокращение его доходной части, могут быть приняты только с согласия Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 13 июля 1999 года N 69, 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226, 18 мая 2009 года N 157)


Статья 3. Государственный (консолидированный) бюджет
Министерство финансов Кыргызской Республики ежегодно рассчитывает укрупненные прогнозные показатели государственного (консолидированного) бюджета Кыргызской Республики на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года, а также формирует государственный (консолидированный) бюджет и годовой отчет о его исполнении путем суммирования утвержденных в установленном порядке бюджетов, входящих в бюджетную систему Кыргызской Республики, и годовых отчетов о их исполнении.

Государственный (консолидированный) бюджет Кыргызской Республики сосредотачивает в себе часть валового внутреннего продукта (ВВП) государства, является основным финансовым планом образования и использования фонда его денежных средств и представляет собой сметы доходов и расходов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226)
Статья 4. Бюджет и органы государственной власти и местного

самоуправления


Закон о республиканском бюджете Кыргызской Республики уполномочивает Правительство Кыргызской Республики, органы местного самоуправления на осуществление расходов и принятие обязательств.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)


Статья 5. Бюджетное регулирование и бюджетно-финансовая политика
Бюджетное регулирование и прогнозирование является составной частью регулирования экономики и прогнозирования социально-экономического развития Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики, органы местного самоуправления проводят единую бюджетно-финансовую политику.

Кыргызская Республика в рамках межгосударственных соглашений и международных договоров координирует бюджетно-финансовую политику республики с другими государствами.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)


Статья 6. Межбюджетные отношения
Межбюджетными отношениями является совокупность отношений между органами государственного управления, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, а также организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления, едином распределении доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами, единстве методологии бюджетного регулирования.

Взаимоотношения между республиканским бюджетом и местными бюджетами регулируются настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О финансово-экономических основах местного самоуправления", другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Не допускается передача отдельных видов закрепленных источников доходов из одного уровня бюджета в другой уровень бюджета.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

- распределение и закрепление доходов за каждым бюджетом бюджетной системы Кыргызской Республики;

- разграничение на постоянной или долговременной основе расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;

- определение на постоянной или долговременной основе нормативов распределения общегосударственных налогов и других доходов между бюджетами;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов;

- возмещение расходов, связанных с передачей расходных полномочий или принятием решений, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов бюджетов.

Взаимоотношения между республиканским бюджетом и местными бюджетами регулируются посредством установления нормативов отчисления от общегосударственных налогов и других доходов и трансфертов.

В систему трансфертов включаются:

- выравнивающие гранты;

- стимулирующие гранты;

- категориальные гранты;

- средства, передаваемые по взаимным расчетам из одного бюджета в другой бюджет;

- бюджетные ссуды.

(В редакции Закона КР от 17 июля 2009 года N 232)


Статья 7. Согласование законодательных и нормативных актов
Проекты законов и других нормативных правовых актов, в которых находят отражение вопросы, касающиеся республиканского бюджета, предварительно согласовываются с Министерством финансов Кыргызской Республики.

Нормативные правовые акты Кыргызской Республики в части вопросов, касающихся бюджета и финансов, должны соответствовать настоящему Закону, Закону Кыргызской Республики "О финансово-экономических основах местного самоуправления" и законам Кыргызской Республики о республиканском бюджете.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)
Статья 8. Координационный совет по макроэкономической и

инвестиционной политике при Правительстве

Кыргызской Республики
Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Координационный совет) является совещательным органом, обеспечивающим координацию действий ключевых министерств, государственных комитетов и административных ведомств по осуществлению экономической политики.

Состав Координационного совета определяет Президент Кыргызской Республики.

Координационный совет возглавляет Премьер-министр Кыргызской Республики.

Координационный совет вправе привлекать для участия в своих заседаниях других руководителей органов исполнительной власти.

При рассмотрении проекта бюджета в состав Координационного совета входят депутаты члены профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 17 сентября 2004 года N 169)


Статья 9. Среднесрочный прогноз бюджета
Среднесрочный прогноз бюджета представляет собой инструмент управления государственными финансами, позволяющий Правительству Кыргызской Республики иметь представление о будущих объемах ресурсов с целью планирования предстоящих расходов в целом и по каждой отрасли, четко определить приоритетные направления деятельности государства, особенно в части приоритетных инвестиционных проектов.

Среднесрочный прогноз бюджета составляется на три года, следующих за текущим, и должен отражать показатели текущего бюджетного года и трех последующих лет.

Разработка среднесрочного прогноза бюджета осуществляется на основе показателей экономического прогноза, утвержденного Правительством Кыргызской Республики.

Среднесрочный прогноз должен содержать следующие показатели:

а) доходы бюджета с выделением основных видов налогов и других доходов;

б) расходы бюджета в разрезе основных групп расходов с выделением текущих расходов, бюджет развития (в том числе капитальные вложения, геологоразведочные работы, наука и др.);

в) дефицит бюджета и источники его покрытия.

Среднесрочный прогноз бюджета представляется Министерством финансов Кыргызской Республики в Координационный совет не позднее 1 мая текущего года.

Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики рассматривает среднесрочный прогноз бюджета до 15 мая и завершает разработку основных принципов, устанавливая максимальные размеры расходов по министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям, другим органам, финансируемым из бюджета, за исключением судебной системы.

Утвержденные Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики показатели среднесрочного прогноза бюджета в виде контрольных цифр доводятся до министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий, других органов, финансируемых из республиканского бюджета, за исключением судебной системы, Министерством финансов Кыргызской Республики.

Среднесрочный прогноз бюджета пересматривается не реже одного раза в полгода в случае изменения налоговой и бюджетной политики и экономической ситуации.

Показатели прогноза используются для определения доходной и расходной частей бюджета на предстоящий год.

Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики после разработки среднесрочного прогноза бюджета представляет его на одобрение Президенту Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 25 сентября 2003 года N 216, 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 18 мая 2009 года N 157, 28 июня 2012 года N 90)


Статья 10. Кассовое исполнение бюджета
Кассовое исполнение бюджета осуществляется Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики и его региональными отделениями через банки-агенты.

Комиссионная плата за оказанные услуги определяется Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики на конкурсной основе.


Статья 11. Бюджетный год
Бюджетным годом на территории Кыргызской Республики является промежуток времени с 1 января по 31 декабря включительно.

(Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 июня 2012 года N 90)

(В редакции Закона КР от 28 июня 2012 года N 90)
Статья 12. Гласность бюджетного процесса
Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов производится Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, айылными и городскими кенешами гласно и публично, за исключением рассмотрения вопросов, отнесенных законодательством Кыргызской Республики к категории государственных тайн, разглашение которых может нанести ущерб государственным интересам, суверенитету, экономической и государственной безопасности.

Постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по отчету об исполнении республиканского бюджета, айылных и городских кенешей - об исполнении местных бюджетов, Закон Кыргызской Республики о республиканском бюджете и решения айылных и городских кенешей о местных бюджетах на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года подлежат публикации в средствах массовой информации.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226)
Статья 13. Сроки представления государственного

(консолидированного) бюджета и отчетов о его исполнении


Государственный (консолидированный) бюджет на текущий год и два последующих прогнозируемых года представляется Правительству Кыргызской Республики после утверждения местных бюджетов, а годовой отчет о его исполнении - до 20 мая года, следующего за отчетным. В отчет об исполнении бюджета также включается информация о реализации Программы государственных инвестиций.

Правительство Кыргызской Республики представляет Президенту Кыргызской Республики государственный (консолидированный) бюджет после утверждения местных бюджетов, а годовой отчет о его исполнении - не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.

Министр финансов Кыргызской Республики обеспечивает надлежащее составление и исполнение государственного бюджета.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226)


Статья 14. Бюджетная классификация
В Кыргызской Республике используется единая классификация доходов и расходов бюджета для республиканского и местных бюджетов, утверждаемая Министерством финансов Кыргызской Республики.

Бюджетная классификация должна обеспечивать унификацию форм бюджетной статистики и сопоставимость с международной практикой.

Проект республиканского бюджета представляется на утверждение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в соответствии с бюджетной классификацией, которая включает в себя организационную (административную) классификацию (по министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям, агентствам и другим органам исполнительной власти).
Статья 15. Бюджетные полномочия органов государственной власти и

местного самоуправления


Производимые в процессе исполнения бюджета расходы бюджета не могут превышать их предельные размеры, предусмотренные в бюджетах, утвержденных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, айылными и городскими кенешами.

Изменения показателей утвержденного бюджета как в целом по доходам и расходам, так и по разделам, главам, подглавам доходов и основным группам, группам, подгруппам расходов могут быть приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и айылными и городскими кенешами только при наличии конкретных, обоснованных источников покрытия дополнительных расходов и выпадающих доходов.

Решения о выдаче бюджетных ссуд из республиканского бюджета министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям, другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям и хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности принимаются Правительством Кыргызской Республики в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете на соответствующий год, утвержденном Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Ссуды и кредиты, выдаваемые предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам из республиканского бюджета, предоставляются при условии выполнения ими обязательств по уплате процентов и сумм в погашение ранее предоставленных кредитов.

Решения о выдаче бюджетных ссуд местным бюджетам при возникновении у них в процессе исполнения бюджетов трудностей с финансированием первоочередных расходов принимаются Министерством финансов Кыргызской Республики.

В случае если предоставленные из республиканского бюджета бюджетные ссуды не погашены до конца бюджетного года, непогашенная ссуда взыскивается в республиканский бюджет за счет отчислений от общегосударственных налогов и других доходов, зачисляемых в местные бюджеты.

Предоставление ссуд из местных бюджетов регулируется соответствующим договором и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
См.:

постановление Правительства КР от 20 июня 2011 года N 331 "Об утверждении Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета бюджетных ссуд местным бюджетам"


Решения о выдаче ссуд из местного бюджета муниципальным предприятиям и учреждениям, бюджетам одного уровня принимаются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются айылными и городскими кенешами в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в местном бюджете.

Решения о списании задолженностей местных бюджетов, а также хозяйствующих субъектов по ссудам, выданным из республиканского бюджета, принимаются Правительством Кыргызской Республики по согласованию с Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, а решения о списании задолженностей по ссудам, выданным из местных бюджетов, - исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с айылными и городскими кенешами. Решения об изменении условий возврата задолженностей по ссудам, выданным из республиканского бюджета, принимаются Правительством Кыргызской Республики, а по ссудам, выданным из местных бюджетов, - исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с айылными и городскими кенешами.

В случае ликвидации юридического лица в связи с банкротством требования кредитора погашаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)".

Министерство финансов Кыргызской Республики имеет право перераспределять в процессе исполнения бюджета ассигнования между статьями расходов без уменьшения защищенных статей расходов (заработная плата, денежное довольствие, отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики, медикаменты и перевязочные средства, питание, стипендии, пенсии и пособия, дотации Социальному фонду Кыргызской Республики) в пределах общих расходов по основным группам, группам и подгруппам расходов классификации функций органов государственного управления и местного самоуправления, утвержденных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, а также в пределах общих ассигнований по министерству, государственному комитету, административному ведомству, государственной комиссии и другому центральному органу исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год.

Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, государственные комиссии, другие центральные органы исполнительной власти и прочие распорядители кредитов имеют право по согласованию с Министерством финансов Кыргызской Республики уточнять в процессе исполнения бюджета ассигнования по сметам подведомственных им бюджетных учреждений и организаций в целом и по статьям расходов (не уменьшая расходы на защищенные статьи) в пределах общих ассигнований, утвержденных им постановлением Правительства Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год.

Правительство Кыргызской Республики имеет право издавать подробные инструкции для реализации вышеозначенных правил и определения любых исключений из таких правил.

Изменения в показатели республиканского и местных бюджетов по основным разделам, главам и подглавам доходов, основным группам, группам и подгруппам расходов, по защищенным статьям расходов, а также по размеру дефицита (профицита) бюджетов, утвержденные в установленном порядке, могут быть внесены Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и айылными и городскими кенешами только при особых обстоятельствах на основании мотивированных и обоснованных предложений соответственно Правительства Кыргызской Республики и органов местного самоуправления.

Изменения и дополнения в утвержденные бюджеты вносятся в показатели бюджета текущего года без изменения параметров бюджета последующих прогнозируемых лет.

Министр финансов выступает в качестве единственного агента Правительства Кыргызской Республики по вопросам привлечения внешних и внутренних заемных средств, предоставления кредитов и гарантий.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 15 июля 2006 года N 110, 17 октября 2008 года N 226, 17 июля 2009 года N 232, 28 июня 2012 года N 90, 29 июня 2012 года N 91)


Законом КР от 29 июня 2012 года N 91 внесены изменения в статью 15, изложенную на государственном языке
Статья 16. Порядок проведения взаиморасчетов между бюджетами

В случае принятия Жогорку Кенешем Кыргызской Республики или Правительством Кыргызской Республики после утверждения бюджетов нормативных актов, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы местных бюджетов, соответствующие суммы компенсируются из республиканского бюджета.

Правительству Кыргызской Республики предоставляется право не позднее чем за 30 дней до окончания квартала вносить уточнения во взаимные расчеты республиканского бюджета с местными бюджетами в связи с уточнением показателей по контингенту общегосударственных регулирующих налогов и других доходов, вызванным изменением объемов производства (работ, услуг), уровней цен, темпов инфляции и другими процессами, происходящими в экономике республики.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)


Статья 17. Полномочия органов государственной власти и местного

самоуправления по использованию превышения доходов

над расходами
Доходы, дополнительно полученные при исполнении республиканского и местных бюджетов, распределяемые по нормативам отчислений, утвержденных Жогорку Кенешем, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении соответственно Правительства Кыргызской Республики и органов местного самоуправления, изъятию не подлежат и используются на финансирование расходов соответственно республиканского и местных бюджетов по усмотрению Правительства и айылных и городских кенешей. При перевыполнении плановых показателей по общегосударственному налогу или доходу (с учетом плана по погашению недоимки, сложившейся за предыдущие годы), указанному в статье 31 настоящего Закона, сумма перевыполнения плановых показателей по данному общегосударственному налогу или доходу зачисляется в местный бюджет по установленному Жогорку Кенешем Кыргызской Республики нормативу от суммы перевыполнения.

В отдельных случаях по решению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики свободный остаток средств, образовавшийся на конец отчетного финансового года (превышение доходов над расходами за минусом оборотной кассовой наличности, образованной в соответствии со статьей 23 настоящего Закона), в процессе исполнения республиканского бюджета может быть полностью (либо частично) направлен на погашение внутреннего государственного долга Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)
Статья 18. Расходы, осуществляемые до утверждения бюджета
В случае если до конца текущего года проект бюджета не будет утвержден, Правительство Кыргызской Республики и органы местного самоуправления до его утверждения вправе производить расходы ежемесячно в пределах одной двенадцатой части годовой суммы расходов, предусмотренной в проекте бюджета, внесенном Правительством Кыргызской Республики на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, исполнительными органами местного самоуправления - айылных и городских кенешей.

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 226, 29 июня 2012 года N 91)


Законом КР от 29 июня 2012 года N 91 внесены изменения в статью 18, изложенную на государственном языке
Статья 19. Доходы бюджета
Доходы бюджета образуются преимущественно за счет поступлений прямых и косвенных налогов, неналоговых и других доходов, установленных Налоговым кодексом и законами Кыргызской Республики.

Доходы, поступившие в бюджет, используются для финансирования расходов бюджета в соответствии с законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете и нормативными правовыми актами айылных и городских кенешей о местном бюджете.

Неналоговые доходы - это поступления денежных средств в республиканский и местные бюджеты Кыргызской Республики в виде сборов, платежей и иных неналоговых доходов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, а также поступления денежных средств за оказанные органами государственной власти и местного самоуправления услуги и работы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Внешние и внутренние источники финансирования дефицита бюджета в доходной части бюджета не отражаются.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 28 января 2010 года N 14)
Статья 19-1. Доходы бюджетных учреждений от реализации продукции,

выполнения работ и оказания услуг (специальные

средства)
Специальные средства - это средства бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг и (или) осуществления иных видов деятельности, при наличии разрешений, выданных в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Специальные средства отражаются в государственном бюджете, при этом в нормативных правовых актах, регулирующих поступления на специальный счет бюджетного учреждения, данные средства должны быть четко указаны как специальные средства. В случае отсутствия соответствующих нормативных правовых актов средства не могут быть зачислены на специальный счет учреждения и поступают в доход государственного бюджета.

В состав специальных средств не могут включаться следующие доходы:

- обязательные платежи, установленные законодательством Кыргызской Республики;

- штрафы, пени и другие финансовые санкции за нарушение норм, определенных законодательством Кыргызской Республики;

- средства, поступающие в виде возмещения ущерба, причиненного правонарушением, а также средства от реализации конфискованных товаров, орудий совершения правонарушений и иной продукции.

(В редакции Закона КР от 28 июня 2012 года N 90)
Статья 20. Расходы бюджета
В бюджете на соответствующий год предусматриваются расходы на мероприятия, намечаемые к осуществлению в этом же году.

При проведении в планируемом году мероприятий, требующих в последующие годы значительных размеров бюджетных ассигнований, министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям и другим центральным органам исполнительной власти предусматривается выделение указанных средств в пределах финансовых возможностей государства.

При составлении республиканского и местных бюджетов принимаются только те расходы, которые вытекают из выполнения функций и задач государства и местного самоуправления. В этих целях проводится оценка необходимости расходов, проверка наличия проектов и обоснованных расчетов к сметам затрат.

Расходная часть бюджетов в исключительных случаях может содержать субсидии юридическим лицам для обеспечения исполнения функций и задач государства и местного самоуправления.

Для принятия программ по развитию проводятся также исследования экономической эффективности от вложений. При необходимости используются заключения независимых экспертов, подтверждающие целесообразность вложения средств.

В расходную часть включаются ассигнования на капитальные вложения для действующих и вновь создаваемых хозяйствующих субъектов.

Планирование капитальных вложений из республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов Кыргызской Республики, а планирование капитальных вложений из местных бюджетов - исполнительными органами местного самоуправления. Объемы капитальных вложений, включаемые в показатели среднесрочного бюджета и бюджета на соответствующий планируемый год, должны включать объемы капитальных вложений, финансируемых за счет всех источников финансирования (внутренних и внешних), в том числе объемы капитальных вложений, осуществляемых из средств, которые предоставляются непосредственно предприятиям и организациям в форме кредитов или грантов, а также объемы капитальных вложений по всем инвестиционным проектам, финансируемым из внешних источников.

Ассигнования, выделяемые на строительство объектов промышленно-производственного назначения, носят возвратный характер и предоставляются с уплатой процентов. В расходную часть бюджета включаются также средства на выдачу ссуд министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям и хозяйствующим субъектам.

В расходной части бюджета отражаются также дотации и другие средства, выделяемые Социальному фонду Кыргызской Республики. Социальный фонд Кыргызской Республики, осуществляющий свою деятельность вне бюджета, отчитывается перед Правительством Кыргызской Республики за использование бюджетных ассигнований, получаемых из бюджета.

Показатели расходов, отражаются в бюджете с выделением бюджета текущих расходов и бюджета развития, а также основных видов и статей расходов в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджета.

Расходы, связанные с погашением основной суммы кредитов, полученных из внутренних и внешних источников на финансирование дефицита бюджета, в расходной части бюджета не отражаются, а указываются за его балансом в разделе "Источники покрытия дефицита бюджета" со знаком минус.

В расходной части бюджета отражаются средства, выделяемые Фонду медицинского страхования Кыргызской Республики на исполнение Программы государственных гарантий. Фонд медицинского страхования Кыргызской Республики осуществляет финансирование организаций здравоохранения независимо от форм собственности из средств государственного бюджета на договорной основе. Фонд медицинского страхования Кыргызской Республики за использование бюджетных ассигнований, получаемых из бюджета, отчитывается перед Наблюдательным советом по реформе здравоохранения и обязательному медицинскому страхованию.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 февраля 2009 года N 54)
Статья 21. Резервные фонды
В республиканском бюджете Кыргызской Республики образуются резервный фонд Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, резервный фонд Президента Кыргызской Республики и резервный фонд Правительства Кыргызской Республики для покрытия непредвиденных расходов по экономическим, социально-культурным и другим мероприятиям, которые не могли быть предусмотрены при утверждении республиканского бюджета Кыргызской Республики, в пределах до 1 процента к объему расходов бюджета по каждому резервному фонду (без учета указанных резервных фондов), а также резервных фондов глав государственных администраций.

В местных бюджетах образуются резервные фонды органов местного самоуправления в пределах до 1 процента к объему их расходов (без учета резервных фондов).


См.:

постановление Правительства КР от 11 апреля 2012 года N 238 "Об утверждении Положения о резервных фондах глав местных государственных администраций - губернаторов областей и акимов районов Кыргызской Республики"


В целях аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов и их рационального использования в неблагоприятные периоды для экономики страны и бюджетной системы, а также для финансового обеспечения социально значимых мероприятий формируется Резервный фонд Кыргызской Республики. Порядок формирования и использования Резервного фонда Кыргызской Республики определяется Президентом Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 14 февраля 2008 года N 14, 15 июня 2009 года N 184, 17 февраля 2011 года N 1)

См. также:

постановление Правительства КР от 13 июня 2008 года N 297 "Об утверждении Положения о резервном фонде глав местных государственных администраций - губернаторов областей Кыргызской Республики"


Статья 22. Ответственность органов государственной власти и

местного самоуправления за несбалансированность

бюджета, а также государственных и муниципальных

служащих за ненадлежащее исполнение бюджета и

нарушение финансовой дисциплины
Правительство Кыргызской Республики и органы местного самоуправления самостоятельно отвечают по обязательствам, возникшим в связи с несбалансированностью соответствующего бюджета.

Руководители и служащие министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, ответственные за расходование бюджетных средств, несут установленную законодательством Кыргызской Республики персональную ответственность за нарушения финансовой дисциплины и невыполнение обязанностей, связанных с исполнением бюджета.

При выявлении фактов нарушения государственной, финансовой дисциплины Министерство финансов вносит предложения Президенту Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики об освобождении от занимаемых должностей руководителей государственных администраций, министерств, государственных комитетов, ведомств, по вине которых допущены указанные нарушения.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)


Статья 23. Оборотная кассовая наличность
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, айылные и городские кенеши утверждают в составе бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении бюджетов.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)


Статья 24. Понятие профицита и дефицита бюджета
Превышение государственных доходов над расходами составляет профицит бюджета, а превышение государственных расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
Статья 25. Предельный размер дефицита республиканского бюджета
Предельный размер дефицита республиканского бюджета ежегодно утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Статья 26. Источники покрытия дефицита бюджета
Основной формой привлечения средств для покрытия дефицита бюджета является формирование государственной задолженности на основе добровольных займов, носящих возвратный характер, с уплатой соответствующего процента.

На покрытие дефицита бюджета могут быть привлечены внешние источники финансирования в виде кредитов, предоставляемых Правительству Кыргызской Республики иностранными инвесторами, международными организациями.

На покрытие дефицита бюджета направляются доходы от приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, и возврата основной суммы ранее выданных бюджетных ссуд и кредитов.

Внутренние и внешние источники покрытия дефицита бюджета отражаются за его балансом в разделе "Источники покрытия дефицита бюджета".

(В редакции Закона КР от 28 июня 2012 года N 90)
Статья 27. Проверка составления и исполнения республиканского и

местных бюджетов


Проверка составления и исполнения республиканского и местных бюджетов осуществляется Счетной палатой Кыргызской Республики. Государственные и местные финансовые органы по требованию Счетной палаты обязаны предоставлять копии документов, необходимых для проверки составления и исполнения бюджета. Счетная палата представляет Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики отчет о результатах проверки.

(Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 июня 2012 года N 90)

(В редакции Законов КР от 9 августа 2002 года N 138, 17 октября 2008 года N 226, 28 июня 2012 года N 90)
Статья 28. Чрезвычайный бюджет
При введении чрезвычайного положения в республике или в отдельных местностях по представлению Правительства Кыргызской Республики Жогорку Кенешем Кыргызской Республики может быть утвержден дополнительный чрезвычайный бюджет с целевым назначением на финансирование мероприятий, связанных с чрезвычайными обстоятельствами.

Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определяются источники доходов для финансирования расходов по чрезвычайному бюджету. Введение дополнительных налогов, взносов, сборов, платежей для финансирования расходов чрезвычайного бюджета производится по представлению Правительства Кыргызской Республики решением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.


Статья 29. Понятие секвестра расходов республиканского бюджета
Под секвестром расходов понимается сокращение в установленных пропорциях статей расходов республиканского бюджета в условиях ожидаемого невыполнения доходной части бюджета, а также в целях предотвращения образования задолженностей по выплате пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы. Решение о введении секвестра на текущий бюджетный год принимается на основе анализа фактического исполнения республиканского бюджета за квартал и ожидаемой оценки исполнения доходов до конца бюджетного года. Секвестр расходов республиканского бюджета утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по представлению Правительства Кыргызской Республики.

Перечень статей, подлежащих секвестеризации, а также размер сокращения устанавливаются Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики по единой ставке. По отдельным статьям расходов может быть установлен льготный режим секвестра.

Секвестеризация бюджетных средств, предусмотренных законом на финансирование судебной системы Кыргызской Республики в текущем финансовом году, допускается только с согласия Совета судей Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 18 мая 2009 года N 157)


Статья 30. Внебюджетные фонды
Создание внебюджетных фондов министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления запрещается, за исключением Социального фонда Кыргызской Республики, Фонда медицинского страхования Кыргызской Республики, а также внебюджетных фондов, образуемых за счет добровольных пожертвований и взносов.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 17 февраля 2009 года N 54)



следующая страница >>
Смотрите также:
Закон кыргызской республики об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике в редакции Законов кр от
571.57kb.
3 стр.
VI. Указания по применению бюджетной классификации Кыргызской Республики
1564.33kb.
8 стр.
Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"
1164.85kb.
8 стр.
Закон кыргызской республики о нормативных правовых актах Кыргызской Республики в редакции Законов кр от 21 ноября 1997 года n 82
303.77kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об органах внутренних дел Кыргызской Республики в редакции Законов кр от 19 декабря 1996 года n 61
345.43kb.
1 стр.
Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике»
52.01kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики о внешней миграции в редакции законов кр от
508.72kb.
2 стр.
Закон кыргызской республики о радиационной безопасности населения Кыргызской Республики в редакции Законов кр от
228.92kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики о рекламе в редакции Законов кр от 30 ноября 1999 года n 134, 25 июля 2002 года n 130
371.38kb.
1 стр.
Статья Настоящая Конституция Кыргызской Республики вступает в силу со дня подписания
90.38kb.
1 стр.
Кмс 1195: 2010 национальный стандарт кыргызской республики
555.18kb.
4 стр.
Государственные закупки в кыргызской республике за 2011 год
422.82kb.
3 стр.