Главная
страница 1
Суперанский Н., прот. День Господень

// Олонецкие епархиальные ведомости. 1915. № 1. С. 12 – 15.


С. 12
День Господень.

Такъ въ глубокой древности звался воскресный день. (Законы Валентиніана отъ 386 года и Ганорія отъ 409 года). Христіане свято чтили «Господень день». Въ этотъ день они сбирались на общую молитву «съ преломленіемъ хлѣба» и пріобщались, собирали пожертвованія на бѣдныхъ, разсказывали другъ другу «чѣмъ благодѣтельствовалъ ихъ Богъ черезъ Іисуса Христа (въ предыдущую седьмицу). И поистинѣ воскресный лень въ древности былъ «Господень день»... Взять, хотя бы общее причащеніе, а сборъ пожертвованій на бѣдныхъ, а разсказы о религіозныхъ опытахъ. Въ общія молитвенныя собранія шли и старые и малые!..

Охладѣли христіане нашего времени ко дню Господню или «себя изъ рукъ выпустили»; не зная что многое теряютъ, отсутствуя въ храмахъ въ воскресные дни — но отмѣчается прискорбный фактъ. Многіе христиане остаются дома въ «дни Господни» не освѣщаясь церковной службой... Есть приходскія церкви, гдѣ за воскресной литургіей бываетъ не болѣе 10 богомольцевъ. Былъ я учителемъ въ двухъ мѣстностяхъ К—го уѣзда. Воскресенье. Идешь съ учениками въ церковь, а мужички посиживаютъ на завалинкахъ и горя мало, а то во время обѣдни, какъ я узналъ изъ разговоровъ, ходятъ изъ


С. 13

дома въ домъ и говорятъ о томъ, о семъ, а больше ни о чемъ. Когда мнѣ приходилось «пробирать» «холостягь», приходящихъ за книгами въ школу за отсутствіе въ церкви, то они прямо говорили: „были въ школѣ и ходили въ церковь»... Единственно, чѣмъ отличался у многихъ крестьянъ мѣстностей, гдѣ я былъ учителемъ, воскресный день, то это перемѣной одежды (красная «кумашная» рубаха) и сытнымъ, многоблюднымъ обѣдомъ: шаньги, пироги, калитки. У ребятишекъ было присловье: „завтра праздникъ-воскресенье мать калитокъ напечетъ”.

Не мало тому времени прошло. Почему то я думалъ, что картина не измѣнилась. Можетъ быть я и ошибаюсь. Стараются и о.о. духовные и учащіе въ школахъ о томъ, чтобы привлекать прихожанъ въ храмы въ воскресные дни. Примѣръ посѣщенія храма Божія дають и ихъ семьи. Какъ умилительно смотрѣть; когда семья священника тянется въ церковь. И батюшкѣ лучше какъ-то звать прихожанъ въ церковь, когда семья его отъ мала — до велика бывает въ церкви въ воскрескные дни.

Ревнуя-какъ бы пособить горю священника, прихожане котораго забываютъ о воскресной церковной молитвѣ, я дѣлаю выписку изъ журнала «Голосъ Церкви» (за ноябрь 1914 года). Выписку эту иной батюшка, быть можетъ, прочтетъ въ церкви или предложитъ ее «на чтеніи» въ школѣ. Думаю, что выписка — будетъ не безполезна.

«Въ концѣ ІІІ вѣка, въ царствованіе жестокаго гонителя христіанъ императора Діоклитіана, по свидѣтельству исторіи, произошло слѣдующее событіе, ярко показавшее, какъ христіане чтили день воскресенія Христа: „въ городѣ Карѳагенъ привели однажды сорокъ девять человѣкъ христіанъ, взятыхъ въ ближнемъ городѣ за участіе въ общественномъ богослуженіи. Въ этой группѣ христіанъ были люди разнаго званія разнаго возраста. Былъ священникъ съ четырьмя дѣтьми, былъ сановникъ, всѣми уважаемый за честность и правдивость; были юные дѣвы; всѣ были равно одушевлены пламенною вѣрою и любовію къ Богу и всѣ съ твердостію вытерпѣли мученія, славя и благодаря Бога и молясь за мучителей своихъ.


С. 14

„Господи, помилуй ихъ! восклицалъ одинъ изъ мучениковъ: благодарю Тебя, Господи! Господи, даруй намъ терпѣніе, освободи служителей Твоихъ отъ рабства міру! Ты наша надежда, Боже, Всевышній, Боже Всесильный»!

Судья убѣждалъ христіанъ открыть мѣсто, гдѣ хранится у нихъ Священное Писаніе. «Оно у насъ на сердцѣ», — отвѣчали нѣкоторые. Предали ихь истязаніямъ. Судья убѣждалъ христіанъ отречься и тѣмъ спасти жизнь свою, но они всѣ единодушно отвѣчали: «Мы христіане и до послѣдней капли крови сохранимъ заповѣди Бога нашего»..

— «Я не спрашиваю у тебя, христіанинъ ли ты, — сказалъ судья одному изъ мучениковъ: —а спрашиваю, присутствовалъ ли ты при богослуженiи и праздновалъ ли ты денъ Воскресный».

— «Да, — отвѣчалъ тотъ, — мы праздновали день Воскресный со всевозможнымъ торжествомъ; мы не пропускали ни одного воскресенія безъ чтенія Священнаго Писанія».

Этотъ отвѣтъ такъ раздражилъ судью, что, по повелѣнію его, отвѣчавшій былъ замученъ до смерти.

— «Былъ ли ты при Воскресномъ Богослуженіи»? — спросилъ судья у Ампелія, хранителя священныхъ книгъ.

— «Былъ вмѣстѣ съ братьями, праздновалъ Воскресеніе и имѣю священныя книги; онѣ въ сердцѣ моемъ», — отвѣчалъ Ампелій.

Другой юный христіанинъ, не дождавшись допроса, воскликнулъ: «День Воскресный радость христіанина! Я присутствовалъ съ братьями при богослуженіи, ибо я христіанинъ. Я праздновалъ денъ Воскресный, ибо я христiанинъ. Да будетъ это извѣстно».

— „Я христіанинъ, — воскликнулъ третій; — послѣ имени Самого Іисуса Христа, это священнѣйшее изъ всѣхъ названій. Я имѣю священныя книги, вырви ихъ изъ сердца моего”!

Между мучениками былъ ребенокъ, сынъ священника Сатуника. И онъ воскликнулъ съ твердостью: «и я былъ при богослуженiи въ Воскресеніе, былъ тамъ добровольно!» ).


С. 15

Такъ, до готовности мученически умереть за „день Воскресный”, христіане въ глубокой древности святили богослужебными собраніями день Воскресенія Христа и проводили этотъ день «со всевозможнымъ торжествомъ».



О, если бы и наши соотечественники считали своею священною обязанностью быть въ храмахъ Божіихъ въ воскресные дни и проводить ихъ свято, по Божьему.
Прот. Н. Суперанскій.

) „Разсказы изъ исторіи Христіанской церкви”. Бахметевой. Ч. I. стр. 339 — 340.


Смотрите также:
Такъ въ глубокой древности звался воскресный день
41.61kb.
1 стр.
Лекарства известны человеку с глубокой древности
80.56kb.
1 стр.
История стриптиза
51.51kb.
1 стр.
Похищение европы
804.32kb.
6 стр.
История суточного (24 часового) бега
56.02kb.
1 стр.
«Подсолнухи в технике пэчворк»
221.74kb.
1 стр.
История создания гитары. Первые свидетельства в странах Древнего Востока
167.82kb.
1 стр.
Об истории нашей родины
75.12kb.
1 стр.
§ 57. От хоровода до царя
57.07kb.
1 стр.
Книга посвящается светлой памяти моего отца и матери. Бухара 2009
690.73kb.
4 стр.
Н. И. Еременко Покорение космоса
40.19kb.
1 стр.
«Из истории Лопатинского маяка»
105kb.
1 стр.