Главная
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19




Утверждена

приказом по МБДОУ «Детский сад № 172» № 8

от 23.03.2012 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 172 компенсирующего вида»

Авиастроительного района г. Казани

Принята

на общем собрании МБДОУ «Детский сад № 172»

22.03.2012 г. Протокол № 3 от 22.03.2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………3

Содержание и структура программы …………………………………………………………………...6

Организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении...………………………………8

Создание предметно-развивающей среды в группах………………………………………………….13

Интеграция образовательных областей………………………………………………………………...15

Формы работы с детьми ………………………………………………………………………………...16

Проектирование воспитательно-образовательного процесса ………………………………………..20



Задачи и содержание психолого-педагогической работы по освоению направлений

развития и образовательных областей ……………………………………………………………...23

Организация жизни и воспитания детей в старшей группе (5-6 лет)……………………………52

Возрастные особенности детей………………………………………………………………………....52

Режим дня………………………………………………………………………………………………...54

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности………………………...55

Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………… ...56

Культурно-досуговая деятельность…………………………………………………………………….56



Планируемые промежуточные результаты освоения программы дошкольного образовательного учреждения………………………………………………………………………………….58

Организация жизни и воспитания детей в подготовительной к школе группе (6-7 лет)……………….66

Возрастные особенности детей…………………………………………………………………………66

Режим дня………………………………………………………………………………………………...68

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности………………………..69

Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………...69

Культурно-досуговая деятельность…………………………………………………………………….70



Планируемые промежуточные результаты освоения программы дошкольного учреждения………………………………………………………………………………………………………..71

Итоговые результаты освоения программы дошкольного учреждения ………………………………...72

Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы дошкольного учреждения ………………………………………………………………………………………………………79

Подведение итогов мониторинга. …………………………………………………………………….107

Портрет выпускника …………………………………………………………………………………..109

Работа с родителями ……………………………………………………………………………………………110

Коррекционная работа ………………………………………………………………………………. 118

Пояснительная записка………………………………………………………………………………... 118

Психолого-педагогическая характеристика детей с III уровнем речевого развития (5-7 лет) ……119

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете …………………………...121

Занятия воспитателя …………………………………………………………………………………..................123

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми III уровня речевого развития первого года обучения (старшая группа 5-6 лет) ………………………………………………… 131

Содержание логопедических занятий ………………………………………………………………...132

Примерный перечень занятий на неделю …………………………………………………………….132

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми III уровня речевого развития второго года обучения (подготовительная к школе группа (6-7 лет) ……………………………………………..133

Содержание логопедических занятий ………………………………………………………………...134

Примерный перечень занятий на неделю …………………………………………………………….134

Итоги логопедической работы ……………………………………………………………………..................135

Национально-региональный компонент программы дошкольного учреждения …………………….136

Пояснительная записка ………………………………………………………………………………..136

Старшая группа (5-6 лет) ……………………………………………………………………………...138

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) ………………………………………………………...144



Условия реализации образовательной программы дошкольного учреждения …………….. 153

Перечень программ, технологий, пособий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного и коррекционного процессов в дошкольном учреждении …………………….156

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 172 компенсирующего вида» создана с учетом специфики дошкольного образовательного учреждения, направленной на коррекцию нарушений речи у детей и обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.)

Программа дошкольного образовательного учреждения составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

В связи со спецификой - дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - образовательный процесс является коррекционно-образовательным и выстраиваетсятакже на основе:

- коррекционной программы:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др. «Коррекция нарушений речи», М., 2010;

- программно-методических рекомендаций: Филичева Т.Б., Туманова Т.В.,Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» М., 2009, цель которых освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

В образовательной программе МДОУ «Детский сад № 172 компенсирующего вида на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.), а также важнейший дидактический принцип - развивающее обучение, и научное положение Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В.Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В программе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 172 компенсирующего вида» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, образования и коррекции речи детей от 4 до 7 лет.

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее формирование личности ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция и компенсация нарушений речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:



  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней пребывания его в дошкольном образовательном учреждении. От мастерства каждого педагога, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Сведения о педагогических кадрах


2011-2012 учебный год

Количество педагогов,

в т.ч. заведующая



Образование

Квалификационная категория

Высшее

Среднее профес-сиональ-ное

Высшая

Первая

Вторая

Без катего-рии

12

7

5

3

5

3

1

Стаж педагогической работы


До 3-х лет

(чел./%)


3-5 лет

(чел./%)


5-10 лет

(чел./%)


10-20 лет (чел./%)


20-25 лет

(чел./%)


Свыше

25 лет


(чел./%)

1/8

1/8

1/8

3/25

3/25

4/26

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с родителями воспитанников должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.




Содержание и структура программы
Программа дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 172 компенсирующего вида» при реализации целей и задач:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих и коррекционных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной и коррекционной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;


  • принцип гуманизации в образовательной программе означает:

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.


  • принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения

обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития;

  • реализация принципа непрерывности и системности образования требует

связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста, до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение этого принципа требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность и др. Образовательная программа муниципального дошкольного учреждения «Детский сад № 172 компенсирующего вида» отвечает принципу системности: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы;

  • принцип культуросообразности обеспечивает учет национальных

особенностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Подборка программного материала (как отечественного, так и зарубежного) должна быть воспитательно-ценностной, высоко-художественной, развивающей всесторонние способности ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

В соответствии с Концепцией развития дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 172 компенсирующего вида» приоритетным направлением образовательного процесса является:



1. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением речи.

Организация жизни и воспитания детей
Организация режима пребывания детей в МДОУ

Гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует режим дня.

Правильный режим дня - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим дня муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 172 компенсирующего вида» составляется с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в дошкольном учреждении, предусматривает разнообразную деятельность детей в течение дня в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, а также в зависимости от социального заказа родителей: устранение дефектов речи, подготовка к школе, всестороннее развитие детей.

Режим дошкольного учреждения в равной мере стабильный и одновременно динамичный, гибкий, что означает :

1) «Подвижное в подвижном» - распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности, предлагаемого детям развивающего материала.

2) «Мне хорошо» - создание комфортного режима, учитывающего индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.п.) Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

3) «Внимание! Опасность!» - организация жизни детей в дни карантина, во время других неблагополучных периодов. (В.Алямовская)

Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие - ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога - сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствием.

В разделах программы по возрастам представлены режимы для старшей и подготовительной к школе групп, скорректированные с учетом работы дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 172 компенсирующего вида» для детей с нарушениями речи.

Большое внимание следует уделять физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения. Она характеризуется следующими особенностями:


  • в течение всего дня дети находятся под наблюдением и контролем педагогов и квалифицированных специалистов, заботящихся о максимальной интенсификации и оптимизации двигательного режима;

  • полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе чего формируются гигиенические навыки;

  • создание благоприятных возможностей для эффективного сочетания всех основных средств и форм физического воспитания и интеграции его с основными направлениями детского развития (физическое развитие, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое);

  • использование педагогами дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий работы с детьми и их родителями.


Схема оздоровительной работы




Виды оздоровительной деятельности

Время проведения

1

Утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика

Ежедневно

2

Физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики

2 раза в неделю

3

Логоритмика

1 раз в неделю

4

Работа по образовательной области «Здоровье»:

  • организованная образовательная деятельность;

  • физкультурные досуги, дни здоровья;

  • оздоровительная деятельность при проведении режимных моментов:

- закаливание горла (рассасывание 2 ягод замороженной клюквы);
- полоскание горла водой комнатной температуры;

- ситуативные беседы с детьми о здоровье;

- привитие культурно-гигиенических навыков;

- подвижные игры;


- музыкальное сопровождение режимных моментов

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Ежедневно перед прогулкой с декабря по апрель

Ежедневно после обеда

В течение дня

Ежедневно

Ежедневно на прогулке и в свободное время

Ежедневно


5

Педагогический совет, посвященный вопросам оздоровления

Ежегодно

6

Консультации, практикумы для воспитателей, знакомящие с новыми методами оздоровления

Ежегодно

7

Родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здорового образа жизни

Ежегодно

8

Профилактическая работа с родителями (папки-передвижки, стенды, «Советы докторов» и т.п.)

Ежемесячно

9

Беседы с родителями о состоянии здоровья детей по заключению профосмотра врача, медицинской сестры детского сада

Индивидуально по мере необходимости

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, укрепляющих здоровье и снижающих заболеваемость. Закаливание - эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышения его устойчивости к погодным условиям.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры детей дошкольного возраста, создают условия и привычку к здоровому образу жизни, причем закаливание предполагает не одну процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно связанный с двигательным режимом и с другими составляющими режима дня. В соответствии с этим разработана система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы.

При работе с детьми необходимо соблюдать следующие принципы и методы закаливания:

- закаливающие процедуры проводятся только при условии, что ребенок здоров;

- каждая закаливающая процедура проводится на положительном эмоциональном фоне;

- интенсивность закаливающих процедур и двигательной деятельности увеличивается постепенно и последовательно (от щадящих к более интенсивным), с увеличением времени их проведения;

- закаливание проводится систематически и постоянно с комплексным использованием всех природных факторов.



следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №172 компенсирующего вида»
2450.08kb.
19 стр.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад №38
6316.82kb.
34 стр.
Приказ заведующего мбдоу детский сад компенсирующего вида №486 От 2012 г. Е. В. Нечаева положение об информационной среде
122.46kb.
1 стр.
1 Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №286 компенсирующего вида»
2694.53kb.
17 стр.
Образовательная программа " Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №46"
1331.69kb.
6 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида села Петровское муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
1946.15kb.
10 стр.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №9
2473.07kb.
11 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №22 «Золотая рыбка»
864.18kb.
5 стр.
Петрозаводский городской округ поо «Октябрьский» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский
192.54kb.
1 стр.
Образовательная программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в доу
3074.83kb.
18 стр.
Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №134»
493.75kb.
2 стр.
Административный регламент муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 комбинированного вида»
278.69kb.
1 стр.