Главная
страница 1
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





«Согласовано»

«Утверждаю»


___________________

Руководитель ООП

по направлению 210100

декан ЭФ проф. В.А. Шпенст


_______________________

Зав. кафедрой ЭС

проф. В.А. Шпенст

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплинЫ
«Введение в специальность»


Направление подготовки специалиста
210601 – радиоэлектронные системы и комплексы


Квалификация выпускника: специалист
Форма обучения: очная

Составитель: доцент каф. ЭС Л.Я. Родос

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012



  • Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП ВПО по специальности 210601.65 – радиоэлектронные системы и комплексы;

  • на основании учебного плана специальности 210601.65 – радиоэлектронные системы и комплексы;

- утверждена ученым советом Университета 19 мая 2012 года.

Составитель доцент Л.Я. Родос
Научный редактор профессор В.А. Шпенст

1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в специальность» являются: ознакомление студентов с особенностями и характером деятельности радиоинженера, принципами построения и функционирования наиболее распространенных радиоэлектронных систем, областями их применения в различных сферах человеческой деятельности.

Главная задача дисциплины состоит в ознакомлении студентов с особенностями организации учебного процесса в НМСУ(горный), подготовке их к активному участию в этом процессе.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла С1 и дает общее представление о специфике выбранной профессии.

Дисциплина основывается на знаниях, полученных студентами в полной средней школе и взаимосвязана с дисциплинами, которые предстоит изучать в ВУЗе, определяющими подготовку специалистов по радиотехнике.

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для дисциплин базовой части С3 ФГОС.



3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование:

  • общекультурных компетенций

ОК1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК2. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК3. Способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК4. Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность

ОК5. Способность стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК6. Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК8. Способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК9. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях




  • общепрофессиональных компетенций

ПК1. Способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики


ПК3. Готовность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

особенности обучения в НМСУ(горный), требования образовательной программы, области использования радиоэлектронных систем в различных сферах деятельности человеческого общества.

Уметь: ориентироваться в принципах построения и функционирования радиоэлектронных систем, перспективах развития радиоэлектроники и ее элементной базы

Владеть: методическими основами обучения в ВУЗе
4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Всего

72

72

Аудиторные занятия: в том числе

24

24

Лекции

12

12

Практические занятия (ПЗ), в том числе в интерактивной форме:

12

12

Лабораторные работы







Самостоятельная работа: в том числе

48

48

Контрольные работы







Курсовой проект







Другие виды самостоятельной работы







Подготовка к лекциям, практическим, лабораторным работам

8

8

Работа с литературой

40

40

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)




зачет

Общая трудоёмкость 72час. 2 зач. ед.

72

72

2

2






5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Введение

Общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста, квалификационные требования, задачи профессиональной деятельности, требования к уровню подготовки абитуриента.


2

Особенности изучения дисциплины. Требования образовательной программы

Рассматриваются формы организации учебного процесса, государственные требования основной образовательной программы по данной специальности, рабочие учебные планы для студентов очной формы обучения.


3

Области использования радиоэлектронных систем в различных сферах человеческой деятельности

Рассматриваются некоторые особенности использования радиоэлектронных систем при решении задач телекоммуникации и связи, телевидения, радиовещания, передачи информации, исследования космического пространства, экологического мониторинга, медицинской техники, локации, охраны и пожарной сигнализации и пр.


4

Современная радиоэлектроника. Принципы построения и функционирования радиоэлектронных систем

Изучаются особенности построения и общие свойства компонентов (датчики, генераторы, модуляторы, антенны, детекторы, усилители, индикаторы) различных радиоэлектронных систем. Обсуждаются: назначение, принципы и особенности их работы, показатели совместимости, надежности, помехоустойчивости, требования к массогабаритным характеристикам и стоимости.

Дается представление о фундаментальных принципах и явлениях, использующихся в радиотехнике, диапазонах радиоволн и особенностях их распространения.




5

Элементная база радиоэлектронной аппаратуры

Стандартные пассивные и активные элементы радиоустройств. Исторический путь развития – от первых радиоламп до современной микропроцессорной техники. Связь параметров радиоаппаратуры (надежность, точность, долговечность…) с параметрами отдельных элементов.


6

Конструирование и технология производства современной радиоэлектронной аппаратуры

Основные этапы производства РЭА и их особенности. Факторы, стимулирующие новые разработки (технические, технологические, экономические, моральные, эстетические). Требования к конструкторскому решению в зависимости от области применения аппаратуры (наземного, морского базирования, авиационная, космическая и пр.). Современные достижения в области интегральных технологий, микроминиатюризация элементов и узлов аппаратуры. Методы конструирования РЭА с применением ЭВМ.


7

Перспективы развития радиоэлектронной аппаратуры

Основные тенденции в развитии радиотехники. Освоение новых диапазонов радиоволн, новых физических принципов (пространственно-временная обработка сигналов, аналого-цифровая технология построения элементов и узлов), использование новых конструкторско-технологических решений (МОП – структуры), построение глобальных радиоэлектронных систем (навигации, связи, телевидения, спасения терпящих бедствие и пр.)


8

Заключение

Рассматриваются проблемы развития творческой активности студентов, обсуждается объем знаний, получаемых студентами в процессе обучения, рассматриваются возможности продолжения образования выпускника.




5.2. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лабор. работы

СРС*

Всего

час.

1.

Введение

1










1

2.

Особенности изучения дисциплины. Требования образовательной программы

1

2




4

7

3.

Области использования радиоэлектронных систем в различных сферах человеческой деятельности

1

2




10

13

4.

Современная радиоэлектроника. Принципы построения и функционирования радиоэлектронных систем

2

2




10

14

5.

Элементная база радиоэлектронной аппаратуры

2

2




4

8

6

Конструирование и технология производства современной радиоэлектронной аппаратуры

2

2




10

14

7

Перспективы развития радиоэлектронной аппаратуры

2

2




10

14

8

Заключение

1










1

Примечание: СРС – самостоятельная работа студентов
6. Практические занятия


п/п

раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1

2

Изучение содержания и требований ФГОС 3

2

2

3

Обсуждение потребностей общества в использовании средств радиоэлектроники

2


3

4

Рассмотрение принципов построения радиоэлектронных систем различного назначения

2

4

5

Рассматриваются различные типы и классификации устройств, составляющих элементную базу радиоэлектронной аппаратуры

2

5

6

Изучаются особенности современных методов конструирования радиоэлектронной аппаратуры

2

6

7

Оцениваются перспективы развития радиоэлектроники

2



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
ЛИТЕРАТУРА

7.1. Основная литература


  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки специалиста 210601.65- Радиоэлектронные системы и комплексы – М.: МВО РФ, 2010.

  2. Учебный – рабочий план по направлению 210601.65 – Радиоэлектронные системы и комплексы- СПб.: НМСУ (горный), 2012.

  3. Быховский М. Круги памяти. Очерки истории развития радиосвязи и вещания в ХХ столетии.-М.: МЦНТИ, 2001.

7.2. Дополнительная литература

1. Зиновьев А.Л., Филиппов Л.И. Введение в специальность радиоинженера.- М.: Высшая школа, 1989.



7.3. Доступ к полнотекстовым базам данных из сети Интранет СПГГУ:

- БД JSTOR полнотекстовая база англоязычных научных журналов www.jstor.org

- Научная электронная библиотека www.eLibrary.ru (доступ к полным текстам ряда научных журналов с 2007 по 2009г.)


7.4. Электронные ресурсы других библиотек:
Национальные отечественные и зарубежные библиотеки

  1. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru

  2. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru

  3. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино http://www.libfl.ru

  4. Библиотека Академии Наук http://www.rasl.ru

  5. Библиотека РАН по естественным наукам http://www.benran.ru

  6. Государственная публичная научно-техническая библиотека http://www.gpntb.ru

  7. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН http://www.spsl.nsc.ru/

  8. Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения РАН http://lib.febras.ru

  9. Центральная научная библиотека Уральского отделения РАН http://www.uran.ru

  10. Библиотека Конгресса http://www.loc.gov/index.html

  11. Британская национальная библиотека http://www.bl.uk

  12. Французская национальная библиотека http://www.bnf.fr

  13. Немецкая национальная библиотека http://www.ddb.de

  14. Библиотечная сеть учреждений науки и образования RUSLANet http://www.ruslan.ru:8001/rus/rcls/resources

  15. Центральная городская универсальная библиотека им. В.Маяковского http://www.pl.spb.ru

  16. Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского Государственного университета (СПбГУ) http://www.lib.pu.ru

Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского Государственного Политехнического университета (СПбГПУ) http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для презентаций лекций, видеофайлов практических занятий.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки специалиста 210601.65 «Радиоэлектронные системы и комплексы».

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины производится в тематической последовательности. Студенты очной формы обучения работают в соответствии с временным режимом, установленным учебным рабочим планом для данных форм обучения. Информация о временном графике работ сообщается преподавателем на установочной лекции. Преподаватель дает указания также по организации самостоятельной работы студентов.

Дисциплина «Введение в специальность», как указывалось выше, является дисциплиной вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин С1. В связи с этим, приступая к ее изучению, необходимо восстановить в памяти основные сведения из курса физики, математики и других дисциплин программы полной средней школы.

Методика и последовательность изучения дисциплины соответствуют перечню содержания разделов дисциплины.



Изучать дисциплину рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе учебной дисциплины. При первом чтении следует стремиться к получению общего представления об изучаемых вопросах, а также отметить трудные и неясные моменты. Рекомендуется вникать в сущность того или иного вопроса, но не пытаться запомнить отдельные факты и явления. Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений, способствует наиболее глубокому и прочному усвоению материала. Для более эффективного запоминания и усвоения изучаемого материала, полезно иметь рабочую тетрадь (можно использовать лекционный конспект) и заносить в нее формулировки законов и основных понятий, новые незнакомые термины и названия, формулы, уравнения, математические зависимости и их выводы. Целесообразно систематизировать изучаемый материал, проводить обобщения разнообразных фактов, сводить их в таблицы. Подобная методика облегчает запоминание и уменьшает объем конспектируемого материала. До тех пор пока тот или иной раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к зачету
Разработал:

доцент кафедры электронных систем Л.Я. Родос


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Введение в специальность» Направление подготовки специалиста
134.03kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины тренинг ассертивности
329.8kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины «радиотехнические цепи и сигналы» Направление подготовки специалиста
235.93kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «введение в специальность» Направление подготовки: 130400 Горное дело
106.55kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины программирование на языке C# Направление (специальность) подготовки
97.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины гендерология и феминология направление подготовки
494.65kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины «интегральные устройства радиоэлектроники» Направление подготовки специалиста
182.28kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины теория социальной работы направление подготовки
801.59kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины физиология специальность подготовки медицинская биофизика (040900)
381.33kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «основы конструирования и надежности электронных средств» Направление подготовки специалиста
162.49kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык (английский) в области экономики Направление подготовки 080100
564.88kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «архитектурные стили»
157.61kb.
1 стр.