Главная
страница 1
И душа с душою говорит…

С17 по 29 октября учащиеся 6-12-х классов школы при ИК-5 путешествовали по страницам « Литературной карты Алтая». Главная цель декады литературы - знакомство с творчеством алтайских поэтов и писателей. Не секрет, что в нашей школе обучаются ребята из разных мест, и многие не без интереса впервые узнали, что в их селе или городе, как оказалось, проживал или проживает известный писатель.

Несмотря на «лишние» хлопоты, волнения, где-то и нервы, всё же было в этих десяти днях что-то праздничное, поучительное; мы, учителя, нередко чувствовали ту ниточку понимания, интереса к нашим откровениям, а в целом - к явлению, что называется искусством слова, правдой жизни, одухотворённых творчеством наших, алтайских, талантов.

Разнообразие тем, порой целые открытия для учащихся вместе с уже знакомым, полюбившимся, информативная наглядность, художественные и документальные фильмы или фрагменты из них, а ещё - воспоминания одного из учителей о личных встречах с некоторыми писателями Алтая - всё вместе взятое и наполняло большой учебный кабинет информатики народом, питомцами нашими, проявившими интерес ко многому услышанному и увиденному.

Наблюдал я, как внимательно, сосредоточенно слушали собравшиеся Александра Ивановича Гладких, поведавшего им о драматических порой и героических эпизодах из трудной жизни Николая Дворцова, больше всего известного как автора знаменитого романа «Море бьётся о скалы». Фронт, плен, подпольная борьба в немецком концлагере -редкая среди писателей судьба! И на фоне столь впечатляющего повествования с использованием фотографий и кадров кинохроники более живым, обострённым был интерес к воспоминаниям о встречах с писателем, чем поделился учитель русского языка и литературы А.Г.Брусенцев.

А вот С.Н.Решетько и А.И.Гладких читают стихи одного из лучших поэтов Алтая Леонида Мерзликина во время тематической беседы, напомнившей о 75-летии поэта. В диалоге чтецов было то раскованное, безоглядное, идущее от незримого присутствия автора, что заставило по-особенному притихнуть зал - ни шороха, ни шепотка, устремлённые на своих учителей взгляды. (Нет, уточню: автор тоже присутствовал - его портрет, и такие серьёзные, грустные глаза, смотревшие на собравшихся.)

...Слова одного из учеников, уже о другом мероприятии: после просмотра документального фильма о Валерии Золотухине :"Такие фильмы сейчас очень нужны, сильное произвёл впечатление".

Наш всероссийски известный земляк, артист и писатель, народный артист России вспоминает о своем детстве, о дружбе с детьми из блокадного Ленинграда, эвакуированными ради их спасения на Алтай. Память о том, о чём забывать нельзя ни при каком образе жизни, ни при каком состоянии общества.

Был показан новый для учащихся фильм о Василии Шукшине: его земляки-односельчане и друзья вспоминают о действительно родном для них человеке, их особой гордости. И сам Василий Макарович появляется эпизодически на экране; его характерный взгляд, проникновенные слова о своем месте в жизни, о малой родине Алтае трогали душу, как будто бы впервые услышанные.

А учитель К.В.Гузеев заинтересовал учащихся более подробным рассказом

о Валерии Золотухине и одновременно — о Михаиле Евдокимове. Цели его тематического вечера соответствовали фрагменты из кинофильмов, фотографии, документы... Эмоциональность рассказчика выявляла достойную значимость его героев, ставших славой не только Алтая, но и всей России.

Всё, что явилось содержанием декады, перечислять нецелесообразно: мне хотелось показать саму атмосферу проводимых мероприятий. Можно ещё некоторые из них упомянуть: «Виртуальная экскурсия по Алтайскому музею истории, литературы и искусства», «Путешествие по литературным чтениям Алтая», «Виртуальная экскурсия во всероссийский музей - заповедник В. М. Шукшина» и так далее.

На уроках во всех классах проводились часы поэзии, где читались стихи алтайских поэтов. В коридоре школы была оформлена фотогалерея писателей Алтая.

И, как правило, были поощрены учащиеся, принявшие наиболее деятельное участие в декаде литературы.

Среди многих впечатлений, думаю, запомнятся ребятам задушевные слова — напутствие С.Н.Решетько: «Пройдут месяцы и годы, может, вспомнится вам сегодняшний уютный октябрьский вечер, и попросит душа сокровенного: возьмете, увидев знакомую фамилию, томик того же Леонида Мерзликина, другого алтайского писателя, и не всё так плохо покажется в жизни, если есть в ней вот это прекрасное — поэзия».

А. Григорьев



Сохраняя традиции - приумножаем знания

Чтобы узнать народ, надо изучать его язык и литературу, что в совокупности создает модель национального сознания. Это истина, которая не устаревает с годами. Но то, что филология, центр которой – язык и литература, переживает кризис, тоже не вызывает сомнения. Между тем существует давняя российская традиция, которая восходит к первым русским классическим гимназиям, - ориентация в деле воспитания российского гражданина именно на филологию, консервативную по своей природе, призванную прежде всего сохранять память нации, передавать от поколения к поколению культурные традиции.

Помимо преподавания в школе русского языка и литературы, ХХ век существенно обогатил состав дисциплин, занимающихся речью, практическим владением языком и словом. К ним можно отнести культуру речи, стилистику, речевой этикет, деловое общение, психологию общения и др. Большинство новых факультативных предметов, введенных в образовательный процесс, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. И здесь важная задача развития и воспитания учащихся, находящихся в местах лишения свободы, ложится на плечи учителей-филологов. Филолог учит искусству мыслить, формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Другими словами, учитель-филолог должен обеспечивать формирование компетенций учащихся, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности.

Применяя традиционные и новые методы преподавания, учителя-словесники ориентируют учеников на речевое развитие, развитие их творческих способностей, на самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний, на сотворчество ученика и учителя. Результатами такой деятельности становятся мероприятия, которые реализуются в ходе проведения ежегодной Декады русского языка и литературы в школе при ИК-10.

В рамках проведения Декады было запланировано проведение большого количества мероприятий, которые вызвали живой интерес среди учащихся. Так, при проведении конкурса на лучший рассказ о В. Шукшине «Чем тебе нравится творчество Шукшина?» многие работы вызвали живой интерес. Особенно ярким и эмоциональным по содержанию явился рассказ Вячеслава М. (6 класс).

Во всех классах были проведены викторины по русскому языку и литературе разной степени сложности. Наши ученики не только отвечали на поставленные вопросы, но и твердо отстаивали свою точку зрения. Ответами остались довольны и учителя, и ученики. За хороший уровень подготовки учащиеся были награждены грамотами. Среди них можно отметить:

6 класс - В. М., И. З., Е. А., В. А., А. М., В. Т.;

8-9 классы - С. Н., А. П., Р. Ч., А. Л., И. К., В. Д.;

11 класс - И. П.;

12 класс - Р. С., Е. Ж., А. О.

Участие в таких викторинах позволяет не только оценить уровень подготовки учащихся, но и, при необходимости, подкорректировать содержание учебного процесса учителем.

Также учащиеся познакомились с фотографиями из личного архива В. Шукшина, с воспоминаниями друзей детства, в частности,, с теми, кто вместе с ним учился в Бийском автомобильном техникуме, актера Алексея Ванина, которого снимал Шукшин в своих фильмах «Ваш сын и брат», «Калина красная».

Декада завершилась показом художественного фильма «Печки-лавочки» (режиссер и исполнитель главной роли В. Шукшин). Фильм вызвал интерес, множество вопросов, подробно обсуждался с опорой на литературный источник, что, конечно, оказало влияние на мировоззрение учащихся. Фильмы Шукшина, на наш взгляд, кино не для всех. Это кино, наполненное глубинным смыслом. Оно помогает сгладить межличностные конфликты, разобраться в самом себе, преодолеть кризис личности и, самое главное, познать самого себя.

Познавая себя, познавая этот мир посредством слова, каждый из воспитанников становится знатоком в области языка и литературы. Ведь соприкоснуться с загадками и феноменами языка, приоткрыть завесу тайны души человеческой, используя слово, - есть настоящее чудо!



Леонтьев Э.П., Богданов А.И., Кирияк О.Н.


Смотрите также:
И душа с душою говорит…
55.09kb.
1 стр.
В семье особый ребенок: рекомендательный указатель литературы Мурманск 2011 От составителя
585.74kb.
3 стр.
Биография Коста Стр. 2 Они учили Коста «Как мне хотелось взглянуть на вас снова…»
81kb.
1 стр.
Решение логических задач методом рассуждений
399.06kb.
3 стр.
Решение логических задач методом рассуждений
182.38kb.
1 стр.
Интервью по телевидению произносит: «Вы от своей работы получаете удовольствие? Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги»
33.52kb.
1 стр.
Перечень фирм стран мира, сертифицировавших продукцию в нп "сц настхол"
792.55kb.
5 стр.
Стефани Майер
7636.69kb.
41 стр.
«Вовка добрая душа»
118kb.
1 стр.
Стефани Майер Гостья
7313.04kb.
41 стр.
Герман Гессе Душа ребёнка «Степной волк. Демиан. Душа ребенка. Клейн и Вагнер. Последнее лето Клингзора»
402.26kb.
3 стр.
Решение 1 Подумал он и говорит сверху
11.71kb.
1 стр.