Главная
страница 1
Поурочное планирование по музыке для 7 класса (34 часа)

I полугодия «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (16 часов)

урока в четверти, № в году, дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

Домашнее задание

1 четверть

1.1.

1.


Классика и современность.
Классика и современность

Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора»

1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

5. «Пока горит свеча» (сл. и муз. А. Макаревича)


Д/З

Заполнить таблицу «Стили и жанры музыки»




1.2.

2.


В музыкальном театре.

Опера. Новая эпоха в русской музыке.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Народно-эпическая образность и героика как характерные особенности русской классической школы

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы



1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».

3. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».

4. «Пока горит свеча» (сл. и муз. А. Макаревича)



Д/З

Записать фамилии знаменитых оперных певцов (указать певческий голос и оперные спектакли с их участием) и всемирно известные театры оперы и балета.




1.3.

3.


Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Глинка-основоположник русской классической музыки. Стилевые особенности музыки Глинки.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.




1. Песня Вани «Как мать убили» из I действия

2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия

3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.

4. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия

5. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия

6. Хор «Славься» из эпилога оперы

7. «Пока горит свеча» (сл. и муз. А. Макаревича)


Д/з: Сформулируй основную идею оперы «Иван Сусанин». Вспомни произведения других композиторов, в которых утверждаются те же нравственные ценности.


1.4.

4.


Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

Ария князя Игоря.


Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. Русская эпическая опера. Драматизм и героика как характерные особенности русской классической школы

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря

Анализ музыки.



Краеведческий модуль: история открытия «Слова о полку Игореве» на Ярославской земле.

1. Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога

2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия

3. Песня о Ярославле (А. Пахмутова)


Д/з: подготовить сообщение о содружестве композиторов «Могучая кучка».

1.5.

5.


Опера «Князь Игорь». Портрет половцев. Плач Ярославны.
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. «Могучая кучка»

Стилевые особенности музыки

А.П. Бородина  и композиторов Петербургской школы

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.

2. «Половецкие пляски» из II действия.

3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы

4. Песня о Ярославле (А. Пахмутова)



Д/з: Сформулируй основную идею оперы «Князь Игорь».

Вспомни произведения живописи, в которых утверждаются те же нравственные ценности.



1.6.

6.


В музыкальном театре.

Балет

Балет «Ярославна» Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.


Балет «Ярославна». Характерные особенности современного балетного спектакля

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля.

Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.



Краеведческий модуль: образ Ярославны в творчестве ярославских композиторов, художников, поэтов

1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.

2. Вступление к первому действию.

3. Хор «Стон русской земли» из I действия

4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».

5. Песня о Ярославле (А. Пахмутова)


Д/З

Записать фамилии знаменитых артистов балета и балетмейстеров и названия спектаклей с их участием.




1.7.

7.


Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.
Балет «Ярославна». Женские образы балета

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.

1. «Плач Ярославны»

2. «Молитва»

3. Крылатов Е. «Будь со мной»

4. Песня о Ярославле (А. Пахмутова)





Д/з:

1.Ответить на вопрос: почему балет получил название «Ярославна»?

2. Подготовиться к викторине по опере Глинки «Иван Сусанин», Бородина «Князь Игорь» и балету Тищенко «Ярославна»


1.8.

8.


Героическая тема в русской музыке

Галерея героических образов.


Героическая тема в русской музыке.

Музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального творчества.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра во Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому»

Музыкальная выкторина



1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии № 2» («Богатырской») Бородина А.П.

2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А.

3. Кант «Виват»

4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия

5. Хор «Славься» из эпилога оперы.

6. Муз. М. Фрадкина «Комсомольцы-добровольцы»

7. Исполнение патриотических песен («Родная земля», «Песня о Ярославле» и др.)


Д/з:  Раскрыть смысл высказывания «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».

1.9.

9.


В музыкальном театре.

Мой народ – американцы. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.


Д.Гершвин «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера.

Исполнительская трактовка.


1. Гершвин Д. «Хлопай в такт».

2. Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».

3. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс».

4. Гершвин Д. «Колыбельная Клары».

5. «Старый рояль» (сл. Д. Иванова, муз. М. Минкова) - разучивание,

«Хлопай в такт»-повторение





2 четверть

2.1.

10.


«Порги и Бесс» Развитие традиций оперного спектакля.
Д.Гершвин «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. Музыкальная характеристика главных героев.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс»

2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

3. Гершвин Д. Дуэт «Бесси, ты моя жена».

4. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».

5. «Старый рояль» (сл. Д. Иванова, муз. М. Минкова)- разучивание, «Хлопай в такт»-повторение.


Т/З

1. Сформулируй основную идею оперы «Порги и Бесс». Вспомни оперы других композиторов, в которых утверждаются те же нравственные ценности.





2.2.

11.


Опера «Кармен»

Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.


Бизе Опера «Кармен»- самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

Отличительные черты творчества Ж.Бизе.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».

2. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».

3. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен»

4. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен»

5. С. Намин, И. Шаферан «Мы желаем счастья вам»


Д/З:

Прочитать новеллу П. Мериме «Кармен» (по желанию).




2.3.

12.


Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо.
Опера Бизе «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.



1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.

2. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…».

3. Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия

4. С. Намин, И. Шаферан «Мы желаем счастья вам»





2.4.

13.


Балет

«Кармен-сюита»

Новое прочтение оперы Бизе. Образы «масок» и Тореодора.
Балет Р. Щедрина

«Кармен-сюита»

Новое прочтение оперы Бизе. Образы «масок» и Тореодора.


Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина.

Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина. Новое прочтение оперы Бизе.

Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора.

Современная трактовка темы любви и свободы.

Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро


1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита»

2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания»

3. Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио»

4. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро».

5. С. Намин, И. Шаферан «Мы желаем счастья вам»


Д/З

1.Как вы понимаете слова композитора: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, а творческим»?

2.Подготовиться к викторине по опере Бизе «Кармен» и балету Щедрина «Кармен-сюита»


2.5.

14.


Сюжеты и образы духовной музыки

Высокая месса. «От страдания к радости».


Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени»

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.

Музыкальные образы всенощной. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.


1. Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2».

2. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».

3. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei»

4. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся»

5. «Бах творит» - разучивание песни

Краеведческий модуль: духовная музыка в исполнении ярославских хоровых коллективов


Д/з: закончить заполнение таблицы «Особенности русской и зарубежной духовной музыки»

2.6.

15.


Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера. Вечные темы. Главные образы.
Многообразие жанров современной музыки: рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера.

Жанр рок-оперы.

Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Вечные темы. Главные связи.



1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.

2. «Бах творит» - разучивание песни



Д/З

Составить словарь музыкальных направлений



2.7.

16.


Музыка к драматическому спектаклю

«Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». «Музыканты – извечные маги».


Музыка к драматическому спектаклю.

Обобщающий урок по теме «Особенности драматургии сценической музыки».

Образы «Гоголь-сюиты». Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

По выбору учителя:

1.Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».

2.Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание»

3.Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты» Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал»

4. Исполнение песен («Мы желаем счастья вам», «Бах творит»)


Д/З

Сделать любую творческую работу к произведению Шекспира «Ромео и Джульетта»





Поурочное планирование по музыке для 7 класса

II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)


урока в четверти, № в году, дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

Домашнее задание

3 четверть

3.1.

17.


Музыкальная драматургия – развитие музыки

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.


Общая характеристика русской и зарубежной духовной музыкальной культуры. Жанры духовной музыки. Духовная музыка ярославского края.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Жанры духовной музыки: хоровой концерт, хорал, месса, реквием и др. Особенности русской и зарубежной духовной музыки.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.



Краеведческий модуль: духовная музыка в исполнении ярославских хоровых коллективов.

1. Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А.

2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости»

3. Духовная музыка в исполнении ярославских хоровых коллективов.

4. «Бах творит» - исполнение






3.2.

18.


Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Становление и утверждение светской музыки в русской музыкальной культуре 17 века. Многообразие жанров светской музыки и их развитие. Выдающиеся российские музыкальные коллективы.

Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Жанры светской музыки: прелюдия, ноктюрн, романс, симфония и др.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: хоры, оркестры, солисты.

Краеведческий модуль: творческие коллективы и исполнители ярославского края


1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.

2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель»

4. «Мой дом» - разучивание песни

3. Шуберт Ф. «Аве, Мария».

4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета № 2»

5. Музыкальные произведения в исполнении творческих коллективов ярославского края

6. «Мой дом» - разучивание песни



Д/З

Представьте себя ведущим концерта и напишите вступительное слово к одному из полюбившихся вам произведений камерной музыки



3.3.

19.


Камерная инструментальная музыка

Этюд.
Жанры камерной инструментальной музыки. Жанр этюда в творчестве



Ф. Листа и

Ф. Шопена. Характерные особенности музыки эпохи романтизма.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.


1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка

2. Мендельсон Б. «Песня без слов».

3. Рахманинов С.В. «Прелюдия».

4. Шопен Ф. «Этюд № 12», «Революционный»

5. Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства»

6. «Мой дом» - разучивание песни



Д/З: Сравните этюд «Метель» Ф. Листа с пьесой «Тройка» Г. Свиридова. Что роднит эти пьесы, что различает?


3.4.

20.


Камерная инструментальная музыка.

Транскрипция



Транскрипция как жанр классической музыки. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Выдающиеся российские и зарубежные пианисты.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.


1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок»

2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».

3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс № 24»

4. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло

5. «Мой дом» - разучивание песни





3.5.

21.


Циклические формы инструменталь-ной музыки

Кончерто гроссо


Знакомство с произведениями отечественных композиторов академической направленности. А. Шнитке Кончерто гроссо




Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Краеведческий модуль: Ярославский симфонический оркестр

1. Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

2. «Мы пройдём сквозь земной простор»- разучивание песни






3.6.

22.


Сюита в старинном стиле А. Шнитке.
Сюита в старинном стиле А. Шнитке. Характерные черты музыкального стиля А.Шнитке 

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках

1. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

2. «Мы пройдём сквозь земной простор»- разучивание песни



Создание эпиграфа к одному из произведений Шнитке

3.7.

23.



Соната.

Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховена



Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Бетховен Соната №8. Характерные черты музыкального стиля Бетховена. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.

1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».

3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

4. «Мы пройдём сквозь земной простор»- разучивание песни




Д/З

1.Каким предстаёт человек перед вами в Сонате № 8? Чувства, мысли, переживания каких известных вам персонажей литературных произведений, кино, театра могла бы выразить эта музыка?

2. Создание эпиграфа к одному из произведений урока


3.8.

24.


Соната № 2

С. Прокофьева

Соната № 11

В.-А. Моцарта.



Жанр сонаты в творчестве Прокофьева и Моцарта.

Особенности музыки разных исторических эпох, национальных школ и стилевых направлений (классицизм и неоклассицизм).

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Сопоставление муз. языка композиторов разных исторических эпох и стилей (классицизм и неоклассицизм). Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

1. Прокофьев C.C. «Соната №2»

2. Моцарт В.А. «Соната № 11»

3. «Мы пройдём сквозь земной простор»- разучивание песни


Д/З:

Представьте себя режиссёром театрального спектакля, в котором будет звучать музыка 1 части Сонаты № 11 Моцарта. Образ какого героя, по вашему мнению, рисует музыка?



3.9.

25.



Симфоническая музыка

Симфония №103 «С тремоло литавр» Й. Гайдна

Симфония № 40 В.-А. Моцарта

Симфония № 5 Л. Бетховена



Жанр симфонии в творчестве композиторов венской классической школы.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта.

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии.

Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта, Л. Бетховена. Общая характеристика венской классической школы.


1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»)

2. Моцарт В.-А. «Симфония № 40»

3. Бетховен Л. «Симфония №5»

4. «Преодолеть себя сумей» -разучивание песни



Д/З:

1.Послушайте финал 9 симфонии Бетховена. Какие черты муз. языка композитора вы слышите в этом произведении. Передайте свои мысли в рисунке-символе.

2.Создание проекта памятника Бетховену (по желанию)


3.10.

26.


Симфония №1 «Классическая»

С. Прокофьева



Жанр симфонии в творчестве Прокофьева. Традиции и новаторство в творчестве композиторов 20 века.

Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.


1. Прокофьев С.С. «Симфония № 1» («Классическая»).

3. «Преодолеть себя сумей» -разучивание песни



Выбрать тему для исследовательского проекта: «Классика и современность», «Многообразие современной популярной музыки», «Музыкальная культура родного края», «Есть ли у симфонии будущее?», «Музыкальный театр: прошлое и настоящее», «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители», «Выдающиеся российские и зарубежные исполнители», «Бардовская песня: прошлое и настоящее», «Песня как символ времени» и др.

4 четверть

4.1.

27.


Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта.

Жанр симфонии в творчестве Ф. Шуберта. Отличительные черты творчества композиторов-романтиков.

Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.

Отличительные черты творчества композиторов-романтиков.




1.Шуберт Симфония №8 «Неоконченная»

2. «Преодолеть себя сумей» -разучивание песни



Д/З

Работа над исследовательским проектом (длительное задание)



4.2.

28.


Симфония №6 Чайковского

Жанр симфонии в творчестве Чайковского. Философское размышление о жизни и смерти в симфонии №6. Особенности Московской и Петербургской композиторской школы.

Философское размышление о жизни и смерти в музыке П.И. Чайковского. Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Особенности Московской и Петербурской композиторской школы. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

1. Чайковский П.И. «Симфония №6».

2. «Преодолеть себя сумей» -разучивание песни



Работа над исследовательским проектом (длительное задание)

4.3.

29.



Симфония №7 «Ленинградская»

Шостаковича.



Жанр симфонии в творчестве Д.Шостаковича.

Воплощение исторических событий в симфонии.

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д.

Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.



1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть.

2. Френкель Я., Гамзатов Р. «Журавли», «Ты же выжил солдат», «Будёновки надеть» или «Нам нужна одна победа» (песня на выбор детей)



Д/З

Работа над исследовательским проектом (длительное задание)



4.4.

30.


Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси
Характерные черты импрессионизма в творчестве К. Дебюсси.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

1. Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».

2. «Замыкая круг» - разучивание песни



Д/З

Работа над исследовательским проектом (длительное задание)



4.5.

31.



Инструмен-тальный концерт

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.


Жанр инструментального концерта в творчестве А.И. Хачатуряна.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Сопоставление инструментальных концертов Вивальди и Хачатуряна, выявление общего и различного. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.

2.Вивальди фрагменты скрипичного концерта «Времена года»

2. «Замыкая круг» - разучивание песни


Д/З

Работа над исследовательским проектом (длительное задание)



4.6.

32.


«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Симфоджаз.

Основные черты творческого стиля Д.Гершвина. «Рапсодия в стиле блюз»

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз»

2. «Старый рояль» - исполнение песни



Д/З

Работа над исследовательским проектом (длительное задание)



4.7.

33.


Музыка народов мира

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

Пусть музыка звучит.

Многообразие жанров современной музыки: авторская песня (Б.Окуджава, В. Высоцкий и др.), мюзикл (Ж.Пресгурвик,

Р. Коччанте), рок-опера (Э.Уэббер), рок-н-ролл(Пресли), британский бит («Битлз»), фолк-рок (рыбинские фолк-рок группы) и др.


Знакомство с многообразием жанров, стилей и направлений современной музыки через проектно—исследовательскую деятельность детей. Защита исследовательских проектов.

1.Исполнение бардовских песен (по выбору учащихся)

2. Фрагменты мюзиклов «Ромео и Джульетта» (Ж.Пресгурвик), «Нотр-Дам де Пари» (Р. Коччанте)

3. Фрагменты рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера.

4. Творчество Э. Пресли и группы «Битлз» и др.

5. Краеведческий модуль:

Знакомство с творчеством рыбинских фолк-рок групп («Сиблинги», «Разнотравие», «Седьмая вода»).





4.8.

34.


Обобщающий урок по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

Защита исследовательских проектов (продолжение)

Музыкальный материал по выбору детей





Смотрите также:
№ урока в четверти, № в году, дата Тема урока Основное содержание урока Материал урока Домашнее задание
217.83kb.
1 стр.
№ урока дата Тема урока Вид урока зун межпредметные связи тсо домашнее задание
36.17kb.
1 стр.
№ урока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия подготовка к егэ домашнее задание
223.64kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса I полугодия «Музыка и литература» № Тема урока Основное содержание урока Материал урока 1
195.9kb.
1 стр.
Дата № урока Тема урока к-во часов Цели урока Оборудование Домашнее задание
197.94kb.
1 стр.
Урока Тема урока Государство на берегах Нила Тип урока Комбинированный Дата урока
186.33kb.
1 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
№ урока Тема урока Домашнее задание Второй десяток. Сложение и вычитание
1787.85kb.
8 стр.
Урока Содержание методических элементов урока Тема урока в городе богини Афины План урока Что мы знаем об Афинах
153.95kb.
1 стр.
№ урока Тема урока коч домашнее задание знания, умения, понимания учащихся
190.69kb.
1 стр.
68 часов. Тематическое планирование. География. 10 класс. № урока Тема урока Домашнее задание Введение
222.19kb.
1 стр.
№ урока. Дата. Разделы примерной программы (стандарты второго поколения). Тема урока. Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся
372.49kb.
1 стр.