Главная
страница 1
Заключение

Общественного совета города Москвы

по результатам общественного обсуждения

проекта подпрограммы «Развитие туризма в городе Москве» -

раздела государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012-2016 гг.
Публичное обсуждение проекта данной программы началось весной 2011 года. К дискуссии были приглашены представители всех ведущих направлений туриндустрии столицы: профильные учебные и исследовательские заведения, туристский бизнес, ученые, экономисты, общественные организации. Безусловно положительным фактором является то, что основная часть высказанных в ходе предварительного обсуждения замечаний и предложений нашла свое отражение в представленном документе. Видится обязательным подчеркнуть важность организации круглого стола, проведенного Общественным советом города Москвы 15 августа, в ходе которого были подведены итоги открытого общественного обсуждения проекта программы развития туризма в Москве на 2012-2016 гг..

В связи с этим считаем необходимым высказать основные замечания и предложения по представленному проекту.

Москва обладает огромным туристским потенциалом. Этому способствуют и статус Москвы как столицы России, и её выгодное географическое положение, и богатое историческое наследие. Тем не менее, туристский потенциал столицы используется недостаточно. В последние 20 лет туристская отрасль Москвы финансировалась по остаточному принципу и не была в ряду приоритетных направлений развития столичного мегаполиса. Всемирным экономическим Форумом (WEF) признано, что среди 133 стран мира Россия занимает 127 место по показателю «Приоритет сектора туризма для государства». В связи с чем, в сегодняшних условиях социально-экономического развития Москвы актуальность разработки и принятия данной программы возрастает.

Следует отметить, что разработчики программы уделили особое внимание характеристике существующего состояния туристской сферы Москвы. В паспорте программы приведен ряд сравнительных характеристик и основных показателей отрасли за период с 2000-2010 гг., что позволяет определить основные тенденции в туристской и гостиничной сферах столицы. Исходя из выявленных тенденций и направлений, разработчики выстроили структуру программы, которая приобрела законченность и логичность.

Разработчики программы сделали правильный акцент на выборе прогнозов развития сферы туризма на краткосрочный период до 2016 года. Из трех вариантов: оптимистичный, пессимистичный и промежуточный, был выбран последний, представляющийся в большинстве случаев наиболее реалистичным. Нужно отметить, что даже из расчета промежуточного варианта, количественные и качественные ожидаемые результаты выглядят крайне оптимистично. Возможно, в данном случае не учтены такие факторы, как вероятность повторения финансового кризиса, последствия техногенных форсмажорных обстоятельств и политических событий, влияющих на настроения участников въездного туризма.

Видится целесообразным обратить внимание разработчиков на определенную избыточность планов развития гостиничного хозяйства. Представленная программа охватывает большинство вопросов, связанных с развитием туристской инфраструктуры в Москве, но львиная доля планируемых затрат направляется на увеличение количества коллективных мест размещения. Данный «перекос» можно объяснить тем, что ожидаемые результаты развития этого направления как бы поддаются математическому исчислению: увеличение количества мест = увеличение доходов от предоставляемых услуг. Вероятно, существуют и иные причины доминирования затрат на развитие гостиничного сегмента в программе. По мнению многих экспертов, представителей общественных объединений и членов туристического сообщества необходимо данную часть подпрограммы дополнительно обсудить и принять выверенные решения с учетом рекомендаций профессионального сообщества.

Считаем необходимым поддержать инициативу разработчиков программы - Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы – по дополнительному мониторингу состояния туристской инфраструктуры Москвы. Расхождения официальных данных структур Московского Правительства и Мосгорстата достигают серьезных величин. Так, разница данных по номерному гостиничному фонду Москвы составляет 20 тысяч единиц, а данных по объему въездного туризма - сотни тысяч. В такой ситуации нужно незамедлительно провести глубокий и серьезный анализ всех существующих элементов инфраструктуры, туристских ресурсов и турпотоков в Москве.

Среди приоритетных задач программы особое место выделяется развитию экскурсионного обслуживания москвичей и гостей столицы. Но с сожалением отмечаем, что проект программы не предусматривает выделение финансовых средств для реализации этой задачи, относя ее в разряд подлежащих частному финансированию. Разработка новых экскурсионных программ, маршрутов безусловно требует определенных материальных затрат, не всегда посильных для турбизнеса. В связи с чем, разработчикам программы рекомендуется при формировании мер по реализации программы предусмотреть выделение средств на данное направление и рассмотреть возможность создания методического центра, занимающегося реализацией поставленной задачи.

Также подчеркиваем целесообразность расширения понятия «событийный туризм». Данное направление не может быть ограничено несколькими городскими праздниками, деловыми форумами и крупными спортивными мероприятиями. В данном разделе стоит рассмотреть возможность разработки и внедрения иных форматов. Например, создание действующего круглогодично московский культурного центра, представляющего все виды востребованного теристами русского сценического искусства: классического балета, оперы, фольклора, цирка и т.п. (вариант - «Московское кабаре»). Также от профессионалов туристского рынка Москвы звучали предложения по организации постоянно действующих городских площадок для бесплатного экскурсионного посещения – поющие/световые фонтаны, голографические проекции на зданиях Москвы и др.

Необходимо обратить внимание разработчиков на то, что существует ряд замечаний в отношении индикативных показателей. Динамика развития туристской сферы рассчитывается в простых математических показателях, тогда как многие из обозначенных задач расчитываться в данном формате не могут. Например, сложно просчитать эффективность выполнения задачи «Повышение качества туристского обслуживания», т.к. ожидаемые качественные результаты этого направления лежат в иной, не математической, плоскости. Для оценки результатов в подобных случаях следовало бы четко определить критерии и механизмы оценки.

С другой стороны, следует отметить, что не все заявленные цели и задачи соотнесены с индикативными показателями, что затруднит в дальнейшем объективную оценку эффективности программы.

Приходится констатировать, что предложенный проект, как и другие программы развития Москвы на 2012-2016 гг., имеет серьезный недостаток: разработчиком, исполнителем и контролером качества исполнения программы является одна и та же структура Правительства Москвы. Предлагаем рассмотреть вариант делегирования части полномочий по исполнению отдельных государственных функций по реализации данной программы крупным профильным общественным организациям (объединениям).

Эксперты Общественного совета настоятельно рекомендуют разработчикам программы обратить особое внимание на разработку конкретных механизмов реализации данной программы.

Одним из таким механизмов могли бы стать планы развития социального партнерства (частно-государственного партнерства) и привлечения малого бизнеса к выполнению задач по развитию туристской инфраструктуры Москвы - эти важные направления необходимо включить в план мероприятий по реализации городской целевой подпрограммы «Развитие туризма в городе Москве на 2012-2016 гг».



Общественный совет города Москвы как лидер общественного движения столицы примет активное участие в процессе общественного наблюдения за ходом реализации программы и эффективностью её выполнения.
Председатель Комиссии по улучшению

Качества жизни москвичей

Общественного совета города Москвы О.А. Бессолова


Смотрите также:
Заключение Общественного совета города Москвы по результатам общественного обсуждения проекта подпрограммы «Развитие туризма в городе Москве» раздела государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма»
53.18kb.
1 стр.
Принято Конференцией Общественного совета города Москвы 2 марта 2010 года
95.7kb.
1 стр.
Постановление 7 октября 2003 г. N 837-пп о порядке использования государственной символики города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 11 июня 2003 года n 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве" Правительство Москвы
171.39kb.
1 стр.
Заключение на проект Государственной программы города Москвы охраны окружающей среды на 2012-2016 годы Общие замечания к Госпрограмме Само название Программы – «Государственная программа города Москвы охраны окружающей среды на 2012-2016
149.77kb.
1 стр.
Комплексный план развития гбоу гимназии №1272 на 2013 год по реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы
538.67kb.
5 стр.
Закон города москвы о порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве
472.27kb.
2 стр.
Закон города Москвы от 09. 07. 2003 №50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве»
506.95kb.
2 стр.
Закон города москвы избирательный кодекс города москвы в ред. Законов г. Москвы от 15. 02. 2006
4191.67kb.
13 стр.
Закон города москвы о научно-технической и инновационной деятельности в городе москве
94.94kb.
1 стр.
Замечания и предложения Общественного совета города Москвы по проекту бюджета города Москвы на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов
639.55kb.
4 стр.
Заключение на проект государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 гг
55.66kb.
1 стр.
О согласовании титула по благоустройству района Митино на 2013 год в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 1 Закона города Москвы от 11 июля 2012 года №39
76.34kb.
1 стр.