Главная
страница 1
Модифицированная программа

«Экология и дети» (4 класс).
Составила:

учитель начальных классов

МОУ «Воскресеновская НОШ»

Федина Т.Н.



Рецензент:

Заведующая

МУ «Центр информационно-методической

помощи учреждениям образования»

Л.В.Писарева

п. Лиман 2008 год.



Пояснительная записка.

Курс «Экология и дети» составлен на основе программы курса «Планета загадок». Он разработан как дополнение к курсу «Мир вокруг нас» для начальной школы. Он вводит учащихся 4 класса в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы.

Курс «Экология и дети» является непосредственным продолжением курса «Экология для младших школьников» (3 класс).

В целом преподавание курса «Экология и дети» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно – научного образования в последующих классах, полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

В содержании курса интегрированы знания из различных областей

географии, геологии, биологии, экологии.

Он призван решать следующие задачи:


  • расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии.

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно - научного цикла;

  • последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Программа курса «Экология и дети» рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю). В ней выделено 10 разделов. Учитель вправе по своему усмотрению перераспределять часы и заменять отдельные вопросы программы другими с учётом местных условий, интересов учащихся, имеющихся учебных материалов и оборудования.

Занятия в классе следует по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в природу, в ботанический сад и зоопарк, в морской аквариум и дельфинарий, в музеи. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов. Рекомендуется их проведение во внеурочное время по усмотрению учителя.



Для проверки и оценки усвоения программы можно проводить следующие виды работ:

  • тестирование;

  • подготовка и защита презентаций;

  • подготовка сообщений.


Содержание программы (34ч).
Введение (1ч)

Тема 1. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей природы: обзор основных тем курса.

Тайны за горизонтом (4ч).

Тема 1-2. Географические открытия в древности: путешествие Марко Поло, открытие Америки, экспедиции Д. Кука.

Тема 3. Покорение Северного и Южного полюса: открытия русских путешественников.

Тема 4. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой, связи между природой и человеком.
Жили-были динозавры… и не только они (5ч).

Тема 1. Движение материков: древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Тема 2-3. Как изучают прошлое Земли: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

Тема 4-5. Представители редких организмов: утка-мандаринка, снежный барс, земляничное дерево и др.
Тайны камней (4ч).

Тема 1-3. Разнообразие камней: кремень и его роль в жизни человека, алмаз, загадки янтаря и жемчуга, обыкновенное чудо – соль.

Тема 4. КВН экологического содержания.
Загадки растений (5ч).

Тема 1-2. История открытия удивительных растений: родина комнатных растений, экзотические фрукты, история возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Тема 3-4. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений.

Тема 5. Интересные особенности и необычное применение распространён-ных дикорастущих растений: приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
Утконос и компания (3ч).

Тема 1. История открытия удивительных животных: утконоса, коморского варана, латимерии и др.

Тема 2. Практическое занятие: создание проекта презентации на тему «Пауки».

Тема 3. Загадки обычных животных: особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Планета насекомых (4ч).

Тема 1. Разнообразие и многочисленность насекомых: роль насекомых в природе и жизни человека.

Тема 2. Охрана насекомых: экологические связи в природе.

Тема 3-4. Практическая работа: созданием проекта презентации на тему Жуки».

Загадки под водой и под землёй (6ч).

Тема 1. Как изучают подводный мир: киты, дельфины, акулы.

Тема 2. Жизнь в тёмных глубинах океана: морские цветы, звёзды, ежи.

Тема 3-4. Разнообразие живых обитателей почвы и их роль в поддержании почвенного плодородия: растения, животные, грибы, микроорганизмы.

Тема 5. Многообразие животных: паукообразные.

Тема 6. Практическое занятие: создание проекта презентации на тему «Подводный мир».

Что такое НЛО? (1ч)

Тема 1. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение (1ч).

Что мы узнали и чему научились за год: показ проектов презентаций на темы: «Пауки», «Жуки», «Подводный мир».



Учебный план.


Тема урока

Кол-во часов.

Теория

Практика

Введение

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты.

1




Тайны за горизонтом.

4

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

2




Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников.

1




Простейшая классификация экологических связей. Связи между живой и неживой природой. Связи между природой и человеком.

1




Жили-были динозавры… и не только они.

5

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1




Как изучают прошлое Земли. Жизнь в древнем мире. Выход организмов на сушу. Эпоха динозавров. Птицы и звери прошлого.

2




Представители редких организмов: утка-мандаринка, снежный барс, земляничное дерево и др.

2




Тайны камней.

4

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни человека. Алмаз. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо – соль.

3




КВН экологического содержания.




1

Загадки растений.

5

История открытия удивительных растений. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

2




Охраняемые природные территории. Заповедники. Заказники. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений.

2




Интересные особенности и необычное применение распространённых дикорастущих растений. Приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих растений.

1




Утконос и компания.

3

История открытия удивительных животных: утконоса, коморского варана, латимерии и др.

1




Создание проекта презентации на тему «Пауки».




1

Загадки обычных животных. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

1




Планета насекомых.

4

Разнообразие и многочисленность насекомых. Роль насекомых в природе и жизни человека.

1




Охрана насекомых. Экологические связи в природе.

1




Создание проекта презентации на тему «Жуки».




2

Загадки под водой и под землёй.

6

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.

1




Жизнь в тёмных глубинах океана. Морские цветы, звёзды, ежи.

1




Разнообразие живых обитателей почвы и их роль в поддержании почвенного плодородия: растения, животные, грибы, микроорганизмы.

2




Многообразие животных: паукообразные.

1




Создание проекта презентации на тему «Подводный мир»




1

Что такое НЛО?

1

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

1




Заключение.

1

Что мы узнали и чему научились за год. Показ проектов презентаций на темы: «Пауки», «Жуки», «Подводный мир».




1


Список литературы, рекомендуемой педагогам общеобразовательной школы.
1. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1997.
2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. - М.: Просвещение, 2008.
3. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М.: Махаон, 2008.
4. Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. – М.: Диадемапресс, 2001.
5. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. – М.: Вако, 2006.
6. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 2008.
7. Женевьев Варно. Животные. Моя первая энциклопедия. – ЗАО ОМЕГА, 2003.
8. Чиварди Э., Рут Томсон. Обо всём на свете от А до Я. – М.: Махаон, 2004.
9. Шойгу С.К. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. – Москва, 2005.


Смотрите также:
Программа «Экология и дети»
84.21kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология", направления 511100 "Экология и природопользование"
82.73kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология», направления 511100 «Экология и природопользование»
76.47kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология грибов и лишайников Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
234.51kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине Радиационная экология для специальности
85.89kb.
1 стр.
Рабочая программа 5-9 класса нрк «Природа и экология Красноярского края»
184.37kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 03. 02. 08 «Экология»
138.01kb.
1 стр.
Программа «общая и прикладная экология»
1173.47kb.
5 стр.
Московский Международный Форум «Одаренные дети» уникальная программа
74.26kb.
1 стр.
Программа 1-ый Международный междисциплинарный конгресс «Экология мозга: искусство взаимодействия с окружающей средой»
288.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Экология в печати». М.: Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2008. 10 с. Подготовлена на факультете журналистики
167.64kb.
1 стр.
Примерная программа по предмету «Природа и экология Красноярского края»
44.78kb.
1 стр.