Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему «Перспективы интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион»


Студент группы № 469

Шиманаев Константин
Научный руководитель

к.э.н., Островская Е. Я.

Москва, 2013 г
Cодержание

Введение………………………………………………………………………3



  1. Теоретические подходы к определению региональной интеграции

    1. Признаки и предпосылки интеграции, регионализации, регионализма………………………………………………………………………6

    2. Понятие АТР, Тихоокеанской Азии и Восточной Азии. Характеристика региона………………………………………………………………………..……10

2. Форматы реализации интеграционных концепций

2.1. Сотрудничество России и АСЕАН ………………..…………………..17

2.2. Роль России в АТЭС................................................................................21

2.3. Связи России с другими объединениями АТР……………………….26


3. Приоритеты РФ в АТР

3.1. Энергетическое сотрудничество………………….…………………...35

3.2. Продовольственная безопасность……………………..……………....37

3.3. Инновации и человеческий капитал…………………………………..39

3.4. Инфраструктура и транспорт………………………………………….40

3.5. Региональная безопасность …………………………………………...42

3.6 Перспективы интеграции Дальнего Востока в АТР……………….....45
Заключение………………………………………………………………….57

Список использованной литературы……………………………………...60

Приложение………………………………………………………………...63


Введение


В последние годы страны стремятся к сотрудничеству, и процесс интеграции носит глобальный характер, т.к. охватывает все континенты и регионы мира. На международную арену выходят новые игроки.

Разнообразное устройство политического и экономического пространства, различие целей и стратегии ведущих мировых держав придают процессу интеграции в разных регионах мира определенную специфику, что влияет на скорость протекания этого процесса, его форму и формирование политических и экономических отношений между участниками данного процесса.

Сегодня наиболее важным центром притяжения мировой политики и экономики является контрастный и непростой, с протекающими в нем сложными процессами Азиатско-Тихоокеанский регион, где переплетаются интересы России, США, Китая, Японии, Индии.

Быстрый экономический рост, интенсивное технологическое развитие, особенно в промышленности, энергетике и транспортной инфраструктуре характеризует АТР как самый динамично развивающийся регион мира, что заставляет вышеперечисленные государства   вступать в борьбу за доминирование в этом регионе.

До недавнего времени Россия по отношению к АТР занимала, как образно высказался политолог С. Караганов, позицию «мартышки, сидящей на вершине горы и следящей с высоты за схваткой тигров». Такая пассивная позиция вряд ли позволит России интегрироваться в АТР в большей степени, чем это делается сейчас.

Однако для решения стратегических экономических задач и реализации национальных интересов на международной арене России необходимо поднять уровень взаимодействия с АТР и выработать четкую стратегию поведения, определив для себя приоритетные направления.

Таким образом, вопрос перспектив интеграции России в АТР является наиболее актуальным и интересным для исследования.

Интерес к России в АТР проявили и российские, и зарубежные исследователи. Изучением этого региона занимались специалисты-международники широкого профиля, такие как Т. Кристенсен, Т. Бергер, А. Гольдштейн, А. Джонстон, Г. Нау, Д. Канг, А. Д. Богутаров, А. Д. Воскресенский, В. А. Корсун и многие другие. Особо следует отметить большую исследовательскую работу Института Дальнего Востока РАН и ИМЭМО РАН.

Новизна исследования состоит в оценке возможных путей создания ЗСТ со странами АТР, и анализа сценариев развития Дальневосточного региона за счет использования его интеграционного потенциала.

Объект исследования: региональная интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Предмет исследования: интеграция России в АТР.

Гипотеза: несмотря на многочисленные зявления лидеров нашей страны о важности восточного направления, а также экономические и гуманитарные проекты, касающиеся интеграции РФ в АТР, в настоящее время не наблюдается явного наращивания присутствия России в данном регионе, прежде всего на основе динамичного развития Дальнего Востока, и нет долгосрочной стратегии интеграции России в АТР.

Цель исследования: определить перспективы интеграции России в АТР.

Задачи исследования:

• Рассмотреть подходы к понятию региональной интеграции

• Дать характеристику Азиатско-Тихоокенского региона

• Показать, какие существуют форматы реализации интеграционных концепций в АТР

• Рассмотреть основные направления сотрудничества России со странами АТР

• Рассмотреть перспективы интеграции Дальнего Востока в АТР

Для решения поставленных задач мы использовали теоретические методы: изучение литературы, статистические исследования, анализ и синтез.

Работа состоит из введения; главы 1, в которой сравниваются такие понятия, как регионализация, интеграция, и дается определение региональной интеграции, представлена характеристика АТР, рассмотрены факторы, содействующие и препятствующие региональной интеграции; главы 2, в которой рассмотрено взаимодействие России с региональными объединениями; главы 3, где прослеживаются приоритетные направления сорудничества России и странами АТР; заключения, в котором представлены выводы; библиографии; приложения.



  1. Теоретические подходы к определению региональной интеграции.

    1. Признаки и предпосылки интеграции, регионализации, регионализма

Вторая половина 20 века характеризуется образованием множества сообществ в состав которых входят различные государства, объединенные для достижения тех или иных целей. И это не случайно, так как изоляция того или иного государства приводит к затруднению его экономического развития, ограничению торговых, социально-гуманитарных контактов. Поэтому государства активно включаются в процесс интеграции. Это дает основания считать региональную интеграцию одной из характерных черт современности.

Это явление относительно новое, поэтому среди исследователей существует множество подходов к изучению данной проблематики.

Так, Шишков Ю. В. считает интеграцию наивысшей ступенью интернационализации, при которой происходит «сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и формирование рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики». 1

Известный голландский экономист В. Молле под экономической интеграцией понимает «постепенное устранение экономических барьеров между независимыми государствами, в результате чего хозяйства этих стран начинают функционировать как единое целое. Экономическая интеграция не является целью сама по себе, а служит более высоким целям, как экономического, так и политического порядка»2.

На теорию федерализма опираются политологи, когда речь заходит об интеграции. «Политическая интеграция между государствами есть формирование некоторого целостного комплекса на уровне их политических систем — точно так же, как экономическая интеграция есть процесс, осуществляющийся на уровне экономических систем нескольких государств»3, — утверждает В. Г. Барановский.

Многие отечественные и зарубежные исследователи вводят такие термины, как «регионализация» и «регионализм». Считается, что регионализация происходит по принципу «взаимного притяжения», а факторами, обуславливающими это притяжение, являются:


  • Экономическая выгода от взаимного сотрудничества.

  • Географический фактор.

  • Необходимость политического объединения для реализации поставленных целей.

  • Историческая, социокультурная общность.

Б. Хеттне была разработана концепция «региональности»4, где были сформулированы основные признаки, по которым можно определить, могут ли регионы считаться субъектами международных отношений:



  • Географическая граница, природно-ресурсные и экологические характеристики.

  • Социальная система, выходящая за пределы региона и представляющая собой региональное сообщество безопасности.

  • Развитое институциональное сотрудничество в экономической, политической и культурной сферах.

  • Общие морально-политические и культурные ценности.

  • Способность региона выступать в качестве субъекта, обладающего четкой идентичностью, легитимностью и структурой для принятия стратегии развития и общих решений.

А. Д. Воскресенский под регионализацией понимает «формирование экономических связей в регионе на основе географической расположенности государств», а под регионализмом – «формирование экономических сообществ близко расположенных государств посредством торговых соглашений преференциального типа».5 Регионализм предполагает зависимость стран друг от друга и транснационализацию хозяйственных субъектов, ограниченных, однако, рамками региона.

Исходя из данных выше определений интеграции и регионализации мы можем сделать следующий вывод: интеграция представляет собой процесс консолидации, регионализация ограничивает данный процесс рамками определенного региона. В целом региональная интеграция предполагает объединение государств, обособленное от третьих акторов географическими рамками.

Наиболее интересной нам представляется концепция доктора экономических наук О. Буториной, которая придерживается термина «региональная интеграция» и рассматривает его как «модель сознательного и активного участия группы стран в процессах стратификации мира, обусловленных глобализацией».6

О. Буторина предлагает выделить 5 основных признаков региональной интеграции:



  • Интеграция предполагает появление чего-то нового, большего чем сумма частей, причем достичь этого можно лишь совместно.

  • Новое объединение государств тем или иным образом обособляется от остального мира.

  • Интеграция носит добровольный характер и базируется на партнерских взаимоотношениях.

  • Интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики стран-участниц.

  • Осознание странами-участницами общности их будущей исторической судьбы

Итак, на основании признаков региональной интеграции, данных О. Буториной, можно предположить, что основной целью региональной интеграции стран, вовлеченных в данный процесс, является желание попасть в лучшую, более успешную страту, чего невозможно достичь в одиночку, т.е. этот процесс предусматривает сознательное участие в нем той или иной страны.

Таким образом, мы можем дать свое толкование региональной интеграции. Региональная интеграция – это и состояние, и процесс, способствующий развитию и укреплению экономических и иных связей между акторами, входящими в один географический регион, с целью достижения более успешной страты.
В данной работе акцент делается на изучение АТР, страны которого, безусловно, готовы к процессу сближения друг с другом ради достижения общих целей, решения общих проблем с целью противостояния другим региональным экономическим объединениям прежде всего, для противостояния негативным проявлениям глобализации. В этой связи упор делается в основном на политические, торгово-экономически, культурные и другие связи внутри региональных и субрегиональных образований. Но данные страны при этом не готовы жертвовать своим суверенитетом. Вследствие этого нам представляется возможным для характеристики процессов в этом регионе использовать термин «региональная интеграция», что, на наш взгляд, более точно отражает его сущность.



    1. Понятие АТР, Тихоокеанской Азии и Восточной Азии. Характеристика региона.

Нам представляется необходимым дать представление о том, что мы будем подразумевать под такими понятиями, как АТР и Тихоокеанская Азия. Мы будем придерживаться точки зрения сотрудников Института мировой экономики и международных отношений РАН В. Б. Амирова, Е. А. Канаева, В. В. Михеева, которые определяют данные понятия так: «Тихоокеанская Азия – политико-георграфическое и геоэкономическое понятие, включающее в себя регион в западной части Тихоокеанского бассейна от Тихоокеанской части России на севере до Новой Зеландии на юге (включает в себя также Японию, Китай, Папуа-Новую Гвинею). Тихоокеанская Азия является эквивалентом Азиатско-тихоокеанского региона в его строго георграфических рамках».7

В последние десятилетия динамика экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона была тем фактором, который привлекал к этому региону пристальное внимание. Не часто можно найти регион, состоящий из такой разнообразной группы стран по параметрам населения, размера, ВВП на душу населения, который бы смог поддерживать такие высокие темпы роста в течение длительного периода.

До второй половины 2000-х рассматриваемый регион имел самое большое население и самый маленький ВВП. Так, в период с 1990 по 2010 г.г. ВВП региона вырос почти в 4 раза (См. приложение 1, таблица 1). В настоящее время в АТР сконцентрирована значительная часть населения мира (57%) и промышленного производства (40%), свыше 1/3 мирового ВВП приходится именно на этот регион.8


Данные (См. Приложение 1, табл. 1, рис. 1) свидетельствуют о том, что рассматриваемый регион является одним из центров роста в мировой экономике, не имеющий аналогов по динамике развития.

Годовые темпы роста превышают вдвое годовых темпы роста других регионов. То же верно и для объемов торговли. Расширение внутреннего спроса стимулируется политикой государств, направленной на привлечение иностранных инвестиций, либерализацию торговли, реструктуризацию государственных предприятий и на балансированию бюджета. Также нельзя не отметить большое стратегическое значение региона. Все это вместе с развивающимся уровнем технологии и человеческого капитала способствует динамике региона.

Экономические успехи таких стран региона, как Китай, Япония, Южная Корея, а также ряда стран Юго-Восточной Азии, таких как Индонезия, Сингапур, Филлипины способствовали тому, что значимость региона резко возросла. Но перспективы его зависят от способности выступить на международной арене с объединенных позиций, а также от того, насколько успешно и быстро удастся справиться с комплексом серьезных проблем, касающихся экономического развития стран региона, его политической стабильности и безопасности.

Попытки создания объединения в этом регионе предпринимались уже в первые десятилетия после окончания Второй Мировой войны и деколонизации стран региона. Однако такие механизмы, как военно-политический блок СЕАТО (Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии, который, по замыслу США, должен был стать «НАТО для стран ЮВА»), АСА (Ассоциация Юго-Восточной Азии), МАФИЛИНДО, АЗПАК (Азиатско-тихоокеанский совет), в силу разного рода причин не смогли стать объединениями, включившими в себя все страны Юго-Восточной Азии.


Существует 3 основных подхода к концепции азиатской региональной интеграции.

  • Сторонники первого считают, что общеазиатская экономическая и финансовая интеграция – альтернатива доминированию западных стран и США на рынках мира и Азии в том числе. Зависимость экономик азиатских стран от доллара, которая привела к финансовому кризису, подтолкнула сторонников паназиатизма к выработке различных концепций формирования единого азиатского рынка и валюты.

  • Сторонникам второго подхода будущее экономики Азиатско-Тихоокеанского региона видится как единое экономическое и финансовое пространство. Как азиатская альтернатива ЕС и НАФТА, которая впоследствии должна интегрироваться в единый мировой рынок.

  • Сторонники третьего подхода считают, что экономическая интеграция будет развиваться на субрегиональном уровне поэтапно на базе РТС, затем региональных объединений, затем межрегиональных соглашений и приведет к единому мировому рынку.

Необходимо перечислить факторы, которые содействуют динамике интеграционных инициатив в Восточной Азии:

  • Экономический рост.

  • Эффект успешности интеграционных процессов в Европе и Северной Америке.

  • Последствия азиатского финансового кризиса.

  • Соображения безопасности.

  • Проблемы Доха-раунда в рамках ВТО.

Члены-корреспонденты РАН В. Б. Амиров и В. В. Михеев считают, что «Тихоокеанская Азия испытывает нарастающую потребность в объединении экономических ресурсов Японии, Китая, Южной Кореи и стран АСЕАН для решения общей задачи поддержания высоких темпов экономического роста наиболее эффективными методами и занятия регионом выгодных позиций на глобальных рынках, что создает возможности для регионального интеграционного соразвития».9

О динамике интеграционных процессов говорит тот факт, что количество интеграционных объединений с 2000 по 2007 годы выросло с 3 до 54, причем 40 из них реально функционируют, а еще 78 находятся в стадии переговорного процесса. (См. Приложение 2, табл. 2, 3).

Так или иначе, на пути региональной интеграции в регионе есть серьезные препятствия, как то:


  1. Неоднородность экономик. Экономики стран находятся на разных уровнях развития, а интеграция предполагает разработку общих подходов к различным направлениям экономической политики. Например, Лаос и Камбоджа относятся к беднейшим странам мира с ВВП на душу населения равным 380$, тогда как в Сингапуре этот показатель более 30 000$ и это в 40 раз больше, чем во Вьетнаме.10

  2. Cхожая структура экспорта и импорта обуславливают проблемы развития взаимной торговли внутри АСЕАН. Их основные партнеры: США, ЕС, Япония, КНР.

  3. Неоднородность политических систем и политическая нестабильность. Ярким примером могут служить две Кореи, интеграция которых невозможна по причине враждебности. Коммунистические режимы во Вьетнаме и Лаосе, автократическая военная хунта в Мьянме, смешанная коалиция монархистов и коммунистов в Камбодже, конституционные многопартийные системы Филлипин и Индонезии, абсолютная монархия в Брунее, парламентские республики Сингапура и Малайзии.

  4. Традиционно первостепенная роль в многостороннем сотрудничестве отводилась обеспечению безопасности в регионе и силовому балансированию, а не экономической составляющей. Лишь после окончания холодной войны в 90-х годах 20 века под воздействием внешних факторов сотрудничество распространилось на экономическую сферу.

  5. Существуют вызовы безопасности в регионе связанные с наличием. нетранспарентных узкоформатных военных альянсов: США-Япония, США-Австралия, Китай-Индонезия. Кроме того, существующией территориальные споры – одно из самых серьезных препятствий. Например, известный очаг напряженности - Южно-Китайское море, в котором Китай и Вьетнам конфликтуют из-за островов Спратли и Парсельских островов, т. к. они имеют удобное военное-стратегическое положение, позволяющее контролировать морские пути, и, возможно, акватория располагает запасами природных ресурсов.

Кроме того, увеличение бюджетов стран региона на военные расходы неблагоприятно сказывается на региональной безопасности.
Помимо этих факторов, существуют еще и такие специфические, как то, что корпоративная интеграция догое время подменяла формальную. «Корпоративная интеграция в Восточной Азии развивалась под влиянием производственных сетей крупнейших японских компаний кэйрецу, которые являются альтернативой институционализации интеграционных процессов.»11 По утверждению экономиста Д. Пенга, «региональная производственная сеть в Восточной Азии − это разновидность неформальной экономической интеграции. Она не вызвана формальными институтами или межгосударственными соглашениями, а функционирует согласно транснациональной логике»12.

Странам Восточной Азии не было особой нужды прибегать к созданию интеграционного объединения для либерализации торговли и снятия барьеров. Для реализации этой цели были использованы площадки ГАТТ и ВТО. К тому же экономическое развитие стран региона в большей степени зависит от рынков сбыта, то есть развитых западных стран. По словам К. Чейзa, «региональная зона свободной торговли выступает лишь второй лучшей альтернативой. Намного предпочтительнее для экспортных компаний многосторонняя либерализация».13

Перед странами региона возникает задача увязать интеграционные внутрирегиональные связи с жизненно важным для стран региона сотрудничеством с США.

В Азии отсутствуют наднациональные структуры типа ЕС, и в связи с этим встает вопрос определения ключевых игроков в процессе регионализации из числа азиатских стран, т. к. на роль лидера претендуют Япония, Китай, а способность группировки стран АСЕАН в одиночку сформировать единое субрегиональное экономическое пространство представляется маловероятной.

Медленными темпами протекает интеграция в неэкономической сфере, что обусловлено отсутствием общего культурно-религиозного наследия. К примеру, в Китае преобладает конфуцианство. Малайзия и Бруней относится к исламским странам. Большинство населения Камбоджи, Тайланда, Лаоса и Мьянмы исповедуют буддизм. На Филлипинах распространено христианство, а в Индии – индуизм.

Итак, АТР включает как развитые, так и развивающиеся страны, имеющие различный уровень экономического развития. Страны АТР отличаются политическими системами. В этом регионе нередки конфликтные ситуации между государствами. Но несмотря на вышеперечисленное, именно АТР являвется динамично развивающимся регионом, о чем свидетельствуют приведенные нами статистические данные, и является одним из трех наиболее занчимых центров международной экономической интеграции, правда, имеющим ряд специфических черт, одна из наиболее существенных – преобладание микроэкономической интеграции.

Потенциал АТР определяет его экономическую и геополитическую важность для ведущих государств, таких как США, Китай, Япония, Индия и Россия.

АТР является перспективным направлением в Российской внешней политике. В основе нашего исследования – перспективы интеграции России в АТР. Поэтому в следующих главах мы рассмотрим политические и экономические аспекты взаимодействия России со странами АТР.



2.Форматы реализации интеграционных концепций

2.1. Сотрудничество России и АСЕАН

АСЕАН – созданная в 1967 году успешная субрегиональная группировка, состоящая из 10 стран Юго-Восточной Азии с населением 600 млн. человек и ВВП, превышающим 1,5 трлн. долл. Страны группировки ориентированы на развитие внутригрупповых экономических, торговых, политических и культурных связей посредством создания зон свободной торговли, заключения таможенных союзов, совместному участию в инфраструктурных проектах и т.д.

Таблица .

Базовые показатели стран АСЕАН на 2010 год



macintosh hd:users:apple:desktop:untitled-1.jpg

Источник: веб-сайт Всемирного банка. URL: www.worldbank.org

Развитие отношений со странами АСЕАН, являющимися важной частью Азиатско-Тихоокеанского региона, имеет большое политическое и экономическое значение.

Стоит отметить, что взаимодействие со странами Юго-Восточной Азии развивается преимущественно в политической сфере. Для РФ и АСЕАН характерна общность позиций по большинству актуальных международных проблем, что подтверждается более чем пятнадцатилетним опытом участи РФ в деятельности АРФ.

Сотрудничество России и АСЕАН происходит посредством диалога АСЕАН+1, Начиная с 1991 года Россия принимала участие в совещательных заседаниях министров АСЕАН. Россия получила статус партнера по диалогу в 1996 году. Первый саммит РФ-АСЕАН, на котором рассматривались перспективы развития сотрудничества двух сторон в конкретных сферах, состоялся в 2005 году.

В 2007 году был учрежден финансовый фонд сотрудничества РФ-АСЕАН для финансирования совместных программ в области торгово-экономического, инвестиционного, научно-технологического, культурного и др. сотрудничества.

Структура диалоговых механизмов партнерства РФ-АСЕАН включает в себя ежегодные встречи министров иностранных дел, совещания на уровне зам. министров по широкому кругу вопросов. РФ участвует в ежегодных саммитах АСЕАН. Координирует эти взаимодействия Совместный комитет сотрудничества и Совместный планово-распорядительный комитет. Кроме того, действуют такие механизмы партнерства, как Финансовый фонд диалогового партнерства РФ-АСЕАН и Совместная рабочая группа РФ-АСЕН по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью.

На втором саммите РФ-АСЕАН в 2010 году в Ханое руководители стран выразили готовность тесно взаимодейтсвовать с целью создания региональной архитектуры в данном регионе. Д. Медведев заявил, что “успешное строительство нового Азиатско-Тихоокеанского дома отвечает интересам всех стран, их чаяниям развивать спокойную созидательную жизнь. Россия открыта для такого взаимодействия, в том числе и для создания различных альянсов в целях модернизации экономик, развития межцивилизационного диалога и борьбы с новыми и сохраняющимися старыми угрозами”.14

Принятое на саммите Совместное завявление участников констатирует согласие стран в том, что региональная архитектура должна базироваться на принципах коллективности, равенства и многосторонности, на нормах международного права. Новые механизмы партнерства должны быть построены на основе уже существующих структур при сохранении ведущей роли АСЕАН. Данная позиция отвечает декларируемым интересам российской дипломатии. Понимание российскими участниками саммита характера политической обстановки в регионе и особенностей сложившихся там отношений государств иллюстрирует пункт 15 Совместного заявления: “Мы считаем, что международная безопасность является неделимой и всеобъемлющей, а также убеждены, что безопасность одних государств нельзя обеспечить за счет безопасности других. Мы подчеркнули необходимость в полной мере уважать и учитывать законные интересы и озабоченность всех государств, их внутреннее законодательство и нормативно-правовые акты”.15

По итогам второго саммита Россия-АСЕАН представляется возможным сделать вывод о том, что перспективы развития сотрудничества в общем благоприятны, т.к. у России и стран АСЕАН нет никаких противоречий и столкновений интересов и никогда не было. С.В. Лавров заметил, что «Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. Нам одинаково необходимы мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств… Наше стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран».16

За пятилетний промежуток между саммитами была выработана «дорожная карта» развития отношений России и АСЕАН, создана договорно-правовая база для углубления всестороннего сотрудничества и укрепления региональной безопасности в сфере борьбы с терорризмом и другими трансграничными угрозами, а также в сфере ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме того, внимание уделялось проблемам расширения экономического, торгового, научно-технического и культурного сотрудничества.

На сегодняшний день можно выделить следующие направления сотрудничества РФ-АСЕАН:



  • энергетическая Рабочая программа 2010-2015

  • развитие экономических связей и разработка соглашения о ЗСТ с некоторыми странами региона, например с Вьетнамом и Новой Зеландией

  • реализация программ по сокращению разрыва в уровнях развития между странами региона

  • участие в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф

  • участие РФ в проекте освоения субрегиона Большого Меконга

Однако экономическое присутствие РФ в Юго-Восточной Азии крайне не велико, равно как и объемы торговли (См. Приложение 3, табл. 4, 5) и инвестиций.

Низка диверсификация товарной структуры торговли, вес продукции с добавленной стоимостью в экспорте РФ в страны АСЕАН незначителен.

Перспективы создания зоны свободной торговли между странами АСЕАН и Таможенным Союзом довольно туманны. Хотя в экспертном сообществе такой вопрос поднимался, страны-участницы в своем совместном заявлении говорят о готовности содействовать “изучению возможности” заключения соглашения о ЗСТ. Очевидно, вопрос требует проработки, а практическое воплощение возможно лишь после увеличения объемов товарооборота.

Еще одной проблемой является недостаточная информированность общественных и бизнес-сообществ двух сторон друг о друге. Для развития экономического сотрудничества неоходимо налаживание прямых контактов в деловой сфере. Этому могут способствовать деловые форумы при саммитах РФ-АСЕАН.

Необходимо прилагать усилия для развития связей между неправительственными огранизациями и научным сообществом. Российские связи в регионе не идут в сравнение со связями США, Японии, Китая. Для достижения этой цели был учрежден центр АСЕАН при МГИМО в 2010 году.

Принципиально важным для углубления и расширения сотрудничества с АСЕАН представляется также налаживание прямых контактов между профильными ведомствами.



2.2. Роль России в АТЭС

Анализируя концепцию открытого регионализма в качестве основы интеграции в АТР и деятельности АТЭС, представляется важным институциональный механизм данного формирования, его составляющие – структура, функции, особенности и т.д.

Возникновение этой организации обусловлено бурным экономическим ростом и растущей взаимозависимостью экономических акторов региона. Экономическое сотрудничество и процесс регионализации привели к необходимости появления институтов, служащих межгосударственному взаимодействию.

К началу 21в. АТЭС приобрел официальный статус международной межправительственной организации.17 Данная организация имеет свои цели, структуру, методы и принципы работы, определенные в Совместном заявлении министров по итогам встречи в Канберре, Сеульская декларация 1991г., Богорская декларация 1994г, Осакская программа действий 1995г18. Организация носит фундаментальный характер, поскольку в ее состав входят 3 постоянных члена СБ ООН: США, КНР, РФ.

Деятельность организации основывается на принципе добровольности участия и принципе консенсуса. Решения носят рекомендательный характер.

АТЭС открыта для новых участников диалога, которые могут выступать в роли полноценных партнеров, гостей или наблюдателей. К критериям членства в организации относятся: географическое положение в АТР, экономические связи и общие интересы с участниками АТЭС, открытая рыночная политика, согласие с основными принципами и целями Форума. Стоит отметить, что членами организации являются не государства, а «экономики», что позволяет акцентировать внимание на сотрудничестве именно в экономической сфере и избежать излишней политизированности.

Структура организации пирамидальная. На нижнем уровне находятся рабочие группы по множеству направлений. Выше расположены комитеты и подкомитеты, такие как экономический комитет, комитет по бюджету и планированию, подкомитет по техническому сотрудничеству и т.д.

Следующий уровень – уровень министерских встреч, причем при необходимости в них участвуют не только министры иностранных дел, но и отраслевые министры.

Наивысший уровень сотрудничества – неформальные встречи лидеров стран.

Важнейшими предпосылками для успешного формирования АТЭС были развитие многополярности после окончания холодной войны и биполярной конфронтации. Многополярность способствовала развитию доверия между странами АТР. Дополнительным стимулом для азиатских стран выработать такой механизм сотрудничества была необходимость удержать деньги и инвестиции в экономике стран региона, которые могли быть перенаправлены в страны бывшего соцлагеря переходящие на рыночную модель.

Вторым стимулом была необходимость дать ответ формированию региональных группировок в других частях света, таких как ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР.

Наиболее важной среди всех предпосылок была растущая взаимозависимость государств региона, рост объема торговли в АТР (например, экспорт США в страны региона увеличился с 16,2% до 24,2% с 1970-1987, а экспорт Японии с 55% до 61,4%)19 и угроза срыва завершения Уругвайского раунда. Кроме того, неправительственные организации того времени не отвечали растущим требованиям координации, и необходимо было найти новые пути институционализации сотрудничества.

Основной мотивацией для вступления стран АТР в АТЭС было желание достичь высоких экономических результатов и основанного на этом политического авторитета. Однако не стоит недооценивать давление со стороны западных стран и навязчивую внешнюю политику США в регионе, которые родтолкнули страны ЮВА к региональной интеграции.

Таким образом, АТЭС для стран АСЕАН – механизм отстаивания своих внешнеполитических интересов и усиления голоса на международной арене. Для КНР АТЭС – совещательный орган по экономическим вопросам и политическая трибуна. Китай рассматривает Форум как площадку для налаживания диалога и отношений между участниками и пытается стать лидером среди стран региона. Для США важность АТЭС заключается в том, что значительная доля экономики США связана с этим регионом. Экспорт и импорт достигает гигантских масштабов, и поэтому для США Форум прежде всего является механизмом открытия азиатских рынков и их дерегуляции.20 Кроме того, США стремится увеличить свой политический вес в АТР.

Что касается России, то она действует согласно «концепции участия России в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества». Это документ, разработанный МИД РФ при участии компетентных министерств, неправительственных организаций, Комиссией правительства РФ по вопросам участия в АТЭС, определяет цели и задачи, национальные интересы и стратегию в отношении АТЭС.21

Основными причинами приоритетности развития отношений России со странами-участницами АТЭС стали изменение мирового порядка и возникшая многополярность, активизация региональной интеграции, расположение Дальнего Востока в АТР, успешность азиатских экономик, а также то, что на страны АТЭС приходилось 20 % внешней торговли России и 25 % накопленных иностранных инвестиций. Стратегический интерес представляют страны Северо-Восточной Азии: Южная Корея, Япония, Китай. Внешний оборот с этими странами составляет 30 % от торговли со странами АТЭС.

Участие Росси в АТЭС направлено на экономическую социализацию и важно для российских экономических агентов, для развития понимания специфики азиатского бизнеса, установления связей и т.д.22 Этим целям служит Деловой консультативный совет и различные комитеты и рабочие группы. В то же время принцип открытого регионализма и рекомендательный характер соглашений дает возможность развивать и европейское направление.

В 2001 году Россией был предложен ряд направлений сотрудничества в рамках АТЭС: энергетическое, транспортное, телекоммуникационное, машиностроение, военно-техническое, химическая промышленность и рыбная промышленность. Стремление России к более активному участию в форуме было артикулировано в Концепции участия России в АТЭС в 2003 году, в которой были затронуты вопросы устранения торговых барьеров, стимулированию инвестиционной деятельности. В 2005 году на форуме было принято решение считать энергетическую сферу наиболее приоритетным направлением экономического сотрудничества РФ-АТЭС, а борьбу с терроризмом – важным аспектом политического сотрудничества. В 2006 году на саммите АТЭС российская сторона выразила желание взять на себя председательство в 2012 году, а в 2010 году Россия вновь его подтвердила.

На последнем саммите АТЭС в 2012 году во Владивостоке российская сторона заявила, что «Россию не устраивают классические варианты зон свободной торговли, которые реализуют страны АТЭС, поэтому Россия будет искать свою модель и предлагать ее для наших торговых партнеров». Не устраивают Россию принципы, на которых основываются проекты создания Зоны свободной торговли в АТР:


  • Полная отмена, за исключением некоторых изъятий, импортных пошлин.

  • Отмена импортных ограничений

  • Унифицированный порядок определения страны происхождения товара

  • Устранение единого внешнеторгового тарифа для третьих стран

  • Пропорциональность торговых групп

  • Отказ от таможенных пошлин и иных сборов фискального характера, экспортных пошлин для внутризональной торговли

Россия в АТЭС играет активную роль, однако полноценная интеграция РФ в блок АТЭС ограничена экономической стороной вопроса: экономическое взаимодействия с акторами региона находится на минимальном уровне, экспортный потенциал России невелик, товарная структура экспорта-импорта несбалансирована, транспортные издержки высоки.

Как отмечали участники круглого стола, организованного Институтом истории, археологии и этнографии ДВО РАН (г. Владивосток), “членство России в АТЭС превращается в бюрократическую  формальность,  подписаная  Совместная декларация  о  развитом  и  всеобъемлющем  сотрудничестве  и  Комплексная программа действий до 2015г. заметных подвижек в сфере  взаимного  сотрудничества не принесла”.23

2.3. Связи России с другими объединениями АТР

В настоящее время прорабатывается концепция создания Восточноазиатского сообщества – региональной организации с широкими полномочиями. Наряду с этим прочно утвердился институт Восточноазиатских саммитов, которые проводятся ежегодня с 2005 года. Эти саммиты служат продвижению к созданию ВАС, и их главными целями являются укрепление мира, стабильности и экономического роста в АТР. Основные направления сотрудничества: финансовая стабильность, энергетическая безопасность, здравоохранение и образование.

Россия в 2005 году высказывала свою заинтересованность в участии в данных саммитах. В 2010 году Россию официально пригласили стать полноправным членом этого форума. 24

Это отвечает стремлению России, как крупной региональной державы, участвовать в создании современной архитектуры безопасности и сотрудничества на принципах АСЕАН в АТР на основе развития действующих форумов. В.В. Путин отметил, что «Pоссия готова вносить реальный вклад в решение актуальных вопросов региональной жизни».25 Российская сторона выразила готовность активно участвовать в совместной работе по следующим направлениям: безопасность, инновационное развитие, финансовая стабильность и т.д., а также строить свою работу в ВАС с учетом модернизационного и инновационного развития страны, вовлеченности в интеграционные процессы в АТР, учитывая интересы экономического и социального подъема Дальнего Востока.

Однако Россия вряд ли сможет стать значимым актором в ВАС по причине неразвитости ее восточных регионов, неимением стратегии по включению в интеграционные процессы и препятствиям со стороны других акторов, в планы которых не входит усиление присутствия РФ, что выражалось в их позиции против участия РФ в ВАС.

Россия-АРФ

Основной задачей АРФ является привлечение других стран к диалогу по вопросам безопасности, создания доверительных отношений в регионе и превентивной дипломатии.

АРФ осуществялет деятельность по следующим направлениям:



  • противодействие международному терроризму и преступности

  • нераспространение ядерного оружия и проблема разоружения

  • морская безопасность

  • чрезвычайное реагирование

В рамках форума проходят встречи делегаций оборонных ведомств и конференции по политике в сфере безопасности.

Россия присоединилась к форуму в 1994 году. В рамках деятельности в данной организации Россия уделяет внимание нейтрализации новых угроз безопасности, в частности это касается киберпространства. Россия является формальным лидером в этом направлении и внесла большой вклад в подготовку обновленного профильного Рабочего плана АРФ в 2011 году.

Россия-ШОС

ШОС – региональная организация, занимающаяся проблемами построения системы коллективной безопасности в регионе. В ШОС входит 6 стран-участниц (Казахстан, Киргизия, КНР, РФ, Таджикистан, Узбекистан), 5 наблюдателей и 3 партнера.

С 2004 года в рамках ШОС стали развивать сотрудничество не только в военной сфере, но и в торговой и гуманитарной. Кроме того, расширяется сотрудничество с другими государствами (ожидается вступление Индии в ШОС) и организациями. Участники организации имеют одинаковую позицию в большинстве вопросов по региональной безопасности, в частности борьба с терроризмом, ограничение влияния внерегиональных стран, взаимопомощь по экономическом и инфраструктурному развитию Центральной Азии.

Россия присоединилась к ШОС в 1996 году. Для России эта организация предоставляет возможность создать противовес для сдерживания других центров силы в регионе.

С 2013 года генеральным секретарем ШОС стал представитель России, что позволит увеличить влияние в организации и продвигать инициативы, отвечающие интересам России и стран-участниц.

Россия-СМОА+

Впервые Россия приняла участие в совещании министров обороны стран АСЕАН с партнерами по диалогу в 2011 году, на котором ознакомила партнероа с положениями совместной с Китаем инициативы по сотрудничеству в построении региональной архитектуры безопасности, опирающейся на следующие принципы:


  • уважение суеренитета, территориальной целостности и независимости стран

  • неприменение военной силы

  • урегулирование споров мирными дипломатическими методами на основе взаимопонимания и компромиссов

  • отказ от свержения правительств и дестибилизации обстановки в других государствах

  • сотрудничество в сфере противодействия нетрадиционным вызовам безопасности

  • развитие многостороннего сотрудничества в военной сфере, не направленного против третьих стран



следующая страница >>
Смотрите также:
«Перспективы интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион»
896.35kb.
5 стр.
Россия в интеграционных структурах Азиатско–Тихоокеанского региона: саммит атэс 2012
156.75kb.
1 стр.
Атр (Азиатско-Тихоокеанский регион), Китай, тэк (топливно-энергетический комплекс), энергетика, нефть, сжиженный газ
102.81kb.
1 стр.
I. азиатско-тихоокеанский регионализм: вопросы теории и практики 8
30.34kb.
1 стр.
Азиатско-тихоокеанский регион как объект междисциплинарного анализа
349.88kb.
1 стр.
Лекция 17. Геополитические интересы Китая и Японии
243.01kb.
1 стр.
Подготовлено Центром по правам, связанным с жильем и выселением (анг. The Centre on Housing Rights and Evictions: cohre), Международной сетью по экономическим, социальным и культурным правам
212.07kb.
1 стр.
«современные тенденции развития мировой экономики и формы интеграции россии в систему мирохозяйственных связей»
38.23kb.
1 стр.
Проблемы и перспективы интеграции стран членов садк
67.55kb.
1 стр.
«Перспективы развития страхового бизнеса Украины в условиях экономической интеграции»
275.04kb.
1 стр.
Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России
333.71kb.
1 стр.
Справочный материал форум азиатско-тихоокеанское
32.9kb.
1 стр.