Главная
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11


Формирование социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с различными по степени тяжести и глубине дефектами умственного развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида


Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта……………………………………………………..….8

1.1. Общая характеристика феномена социальной адаптации психолого-педагогических исследований……………………………………………...…8

1. 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта……………………………………………………….21

1. 3. Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………………….33

Глава 2. Средства формирования социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта………………………………………………………53

2.1. Особенности коррекционной работы с детьми школьного возраста с нарушениями интеллекта……………………………………………………..53

2. 2. Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………………………………66

2. 3. Игровая деятельность как средство социальной адаптации у детей школьного возраста с нарушениями интеллекта………………………...81

Глава 3. Практическое изучение формировавния социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.…..92

3. 1. Организация практической работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта по формированию социальной адаптации…………………………………………………………………….…92

3. 2. Методы изучения социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта………….……………...98

3. 3. Коррекционно-развивающая работа по формированию социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………………….……….104

Заключение…………………………………………………………….………109

Список литературы………………………….…………………………….….111

Приложения……………………………………………………………………119



Введение


Интеграция в общество детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в интеллектуальном развитии.

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, они составляют, примерно 1-3 % от общей детской популяции. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: легкая умственная отсталость ( раннее название «олигофрения в степени дебильности»), умеренная умственная отсталость ( « имбецильность») и тяжелая умственная отсталость ( «слабоумие», «идиотия»). Дети с лёгкой умственной отсталостью составляют 70-80 %, с умеренной умственной отсталостью - 20-25 % и с глубоким недоразвитием интеллекта - около 5 % всех случаев умственной отсталости. Таким образом, дети с умеренной, тяжелой умственной отсталостью составляют около 0, 7 % от детского населения. Наиболее изученной в науке оказалась категория детей с лёгкой степенью снижения интеллекта, обучающихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее:ОВЗ). Дети-имбецилы, из-за тяжёлого недоразвития познавательной деятельности, а также достаточно отчётливо выраженных физических и психических нарушений ранее считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной помощи.

Таким образом, в современной социально-экономической ситуации, для социальной адаптации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями, определяющими возможность дальнейшего трудоустройства, что особенно актуально.

Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться на наиболее ранних этапах.

На качестве жизни и абилитации (социальной адаптации) детей и подростков с ОВЗ неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию такого ребенка. Однако обеспечить ее сможет только тот специалист, который сам обладает минимальной психологической подготовкой. В соответствии с этим, каждый работающий с такой семьей, будь то педиатр, невролог или психиатр, должен быть знаком в этом контексте с основами семейной психологии, чтобы суметь смягчить стресс семьи в связи с принятием умственно отсталого ребенка, а также помочь организовать адекватное его отставанию стимулирующее воспитание [23, с.244].

Вопросы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии изучались такими исследователями, как Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В.К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щарбакова А.М., Москаленко Н.В., Сементайн Н.А.

Ряд авторов говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнению жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду (Щербакова А.М., Москаленко Н.В., 2001; Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998)

У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям (Зарин А., 1990; Логинова Е.Т., 1990; Аунапауу Т., 1982). Ряд исследователей подчеркивают роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития. Для повышения его роли, рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех обучающихся в деятельность коллектива, с учетом их особенностей и наклонностей. Все перечисленные авторы говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков (Щербакова А.М., Москаленко Н.В., 2001; Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998).

Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: обучающиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому, при их обучении, необходимо уделять внимание трансляции теоретических знаний в повседневную жизнь. То есть, необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью (Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998). На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации (Антропов А.П., 1990; Белопольская Н.Л., 1997). При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., 1990; Белопольская Н.Л., 1997). Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым (Кулеш Э., 1990).

Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития адекватное восприятие своей социальной роли и роли окружающих (Намазбаева Ж.И., Чумакова О.Ф., 1991). В противном случае, в будущем, умственно отсталые дети не смогут выбрать соответствующую уровню их развития профессию.

В работе Г.В. Цикото показаны особенности познавательной деятельности при группировке цветовых оттенков и выявлены затруднения детей с легкой умственной отсталостью при организации ими своей деятельности. Обучаемость детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, воспитывающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (далее: школа-интернат), доказывается их значительным развитием к старшему школьному возрасту. Разница в уровне выполнения задания разными детьми одного возраста оказалась очень значительной, что говорит о необходимости варьирования работы внутри каждого класса, группы школы-интерната [26, с.154-155].

Целью данной исследования стало изучение средств формирования социальной адаптации у детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Объект исследования - социальная адаптация детей младшего школьного возраста с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития.

Предмет исследования - формирование социальной адаптации у детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития

Задачи:

1. Провести теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития в психолого-педагогических исследованиях.



2. Выявить особенности развития социальной адаптации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития

3. Изучить средства, влияющие на формирование социальной адаптации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития.

4. Провести практическое исследование средств, влияющих на формирование социальной адаптации детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития

5. Разработать рекомендации по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования; анкетирование, тестовая диагностика, формирующий эксперимент, методы математической статистики.

Теоретическая основа работы: исследования таких авторов, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В.К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щербакова А.М., Москаленко Н.В., Сементайн Н.А., Белопольская Н.Л., Сухарева Г.Е., Певзнер М.С., Лебединский К.С.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов (учителей, воспитателей) и специалистов ( социальных педагогов, учителей –дефектологов, педагогов-психологов) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обосновывается актуальность, обозначается цель, задачи, область исследования, степень изученности данной проблемы. В первой главе дается анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Во второй главе рассматриваются пути и средства коррекции социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта. В третьей главе работы разрабатывается программа по формированию социальной адаптации детей с нарушением интеллекта, приводятся количественные и качественные результаты исследования, делаются выводы и рекомендации. В заключении подводятся итоги исследования, кратко описываются результаты исследования.



следующая страница >>
Смотрите также:
Формирование социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с различными по степени тяжести и глубине дефектами умственного развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
1329.03kb.
11 стр.
Внеклассное мероприятие на экологическую тему "Человек и Природа"
94.51kb.
1 стр.
Учебный план специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №869 на 2012\2013 учебный год
84.12kb.
1 стр.
Методические указания к использованию рабочей тетради по истории Отечества для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
363.93kb.
1 стр.
Занятие по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема занятия: «Как путешествует письмо»
28.54kb.
1 стр.
С 25 июня по 4 июля 2011 года в Греции (Афины) проходил грандиозный праздник спорта и единения Всемирные Летние Олимпийские Игры по программе Спешиал Олимпикс
37.43kb.
1 стр.
Гамаюнова Наталия Вячеславовна, заместитель директора по воспитательной работе гб(О)С(К)оу с(К)О школы-интерната VIII вида №3, г. Усмань, Липецкая область
79.43kb.
1 стр.
Программа всероссийской с международным участием научно-практической конференции
107.87kb.
1 стр.
По совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
94.33kb.
1 стр.
Профилактика вредных привычек: курение
24.61kb.
1 стр.
Пойми меня…
32.13kb.
1 стр.
Урок истории в 6-м классе по теме "Литература средневековья"
169.69kb.
1 стр.