Главная
страница 1
Председатель комитета образования

администрации Лужского муниципального района

Проничева Ольга Юрьевна

ЛО, Лужский район, пр. Кирова,73

тел. 8.81372 2-37-61,

моб. 89119445282



pronol@yandex.ru
Модернизация муниципальной образовательной системы:

опыт социального проектирования

Прошедший 2011-2012 учебный год стал периодом наращивания процесса модернизации системы общего образования, годом реализации практических задач инициативы «Наша новая школа». Ведущим целевым ориентиром в работе для нас является реализация стратегии «2020».

24 августа на областном педагогическом совете и губернатор Дрозденко А.Ю., и зам. министра образования Третьяк Н.В., и депутат ЗАКС(а) Густов В.А., говорили, что новые идеи предполагают создание образовательной среды, ориентированной на обеспечение современного качественного образования, доступного каждому обучающемуся.

Однако, сегодня важно не только получение знания и решение абстрактных воспитательных задач, необходимо формирование способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Муниципальная образовательная система является важнейшим звеном в региональной системе, где в рамках стратегических решаются задачи, обусловленные местными особенностями.

Слайд 1 (карта ЛМР). Одна из наших особенностей в том, что в районе население по территории распределено неравномерно: юг – насыщен населенными пунктами, есть участки, где населенных пунктов мало. Большинство школ расположено в сельской местности, организован подвоз. При этом количество обучающихся таково, что площади общеобразовательных учреждений района используются менее чем наполовину.

Другая особенность района – демографическая. Население убывает, детское население сокращается, сокращается контингент обучающихся. В этом году контингент сократился на 60 человек. Это меньше, чем в предыдущие два года, когда численность падала на 100-150 человек, но говорить о стабилизации положения дел пока рано. 550 первоклассников в 2011-2012 учебном году, 572 – прогноз на 2012-2013 учебный год. Тревожит положение в сельских школах, которых большинство (11 из 19). Наблюдается снижение всех показателей: количества обучающихся, количества первоклассников (на 25 человек), во всех 11-х классах 11 сельских школ – 65 учеников.

При существующем положении дел для нас особое значение приобрела разработка и реализация программы проектирования и развития сети образовательных учреждений района, обеспечивающей повышение качества образования за счет более эффективного использования кадровых, материально-технических и управленческих ресурсов на основе рационализации сети образовательных учреждений, их концентрации и кооперации.

Из набора реализуемых в Ленинградской области моделей, мы выбрали следующие.



1-я модель. Слайд 2 (карта ЛМР, базовые школы) Создание базовых школ с филиалами. Базовыми становятся школы с развитой профилизацией, имеющие высокую техническую оснащенность, разнообразные направления дополнительного образования. К базовым присоединяются школы с небольшим контингентом обучающихся.

Эта модель востребована, т.к. в сельских школах с низкой наполняемостью учителя вынуждены вести по несколько предметов, что ставит их в сложные условия, с которыми справляются далеко не все педагоги.

Также не вызывает сомнения факт, что большая школа имеет ряд преимуществ в плане социализации личности. В старших классах школ, ставших филиалами, обучалось по 2-3 человека. В таких условиях сложнее научиться принимать самостоятельные решения. Имея маленький социальный опыт и опыт общения, можно легко попасть под чужое влияние.

Определенным риском для обучающихся в классах по 2-3 человека является и медленно формирующиеся социально-психологические качества личности, на основании которых выстраиваются профессиональная и жизненная успешность.

Наш опыт говорит о том, что стремящиеся к совершенствованию мастерства педагоги (в том числе и молодые специалисты) чувствуют себя комфортнее в полноценном педагогическом коллективе.

В настоящий момент у нас 3 базовые школы (все на селе), с 2012-2013 учебного года как базовая начнет работу городская школа № 2. Есть положительные моменты:

- Ретюнь (родители оценили Володарскую школу, педагогов, условия, однако показатели успеваемости снизились за счет учеников из Ретюня). Надеемся, что следующий год будет удачнее.

- Заклинская СОШ (педагоги из филиала отмечали преимущества работы в крупной школе).

- Оредеж (родители убедились, что можно получать качественное образование не только традиционным способом, школа идет на эксперимент с дистанционным обучением, заключен договор с ЛОИРО).

Реализация этой модели была бы невозможна без обеспечения подвоза учащихся к базовым школам. В районе 18 школьных автобусов, меняется автобусный парк, в этом году, ориентировочно в октябре, будет поставлено еще 4 автобуса.

Мы уверены, что имеющийся опыт позволит эффективно работать администрации и коллективу СОШ №2, к которой присоединяется Городковская ООШ.

Говоря о специфических условиях муниципальной системы образования нельзя не сказать о кадровом вопросе. Ежегодно в образовательные учреждения приходят приблизительно по 10 молодых специалистов. Нужно больше. Есть поселения (Волошово, Осьмино), где готовы предоставить педагогам благоустроенное жилье. Но молодежь не спешит ехать в отдаленные сельские населенные пункты. Более того, не очень охотно возвращаются наши ребята и в Лугу. Слишком заманчиво остаться в крупном городе, дающем куда большие возможности и иное качество жизхни. Поэтому нам необходимо реализовать не только модели, предполагающие централизацию по образцу «базовая школа – филиал», но и подход предполагающий децентрализацию.

Например, 2-я модель, основанная на усилении сетевого взаимодействия и предполагает на каждом кустовом направлении (у нас их три: северо-западное, южное, восточное) создание школ – ресурсных центров. Создание системы опорных школ – ресурсных центров позволит решить несколько важных для образования района задач: преодоление обособленности образовательных учреждений, взаимодействие на принципах социального партнерства, выстраивание связей между профессиональными командами, работающими над общими проблемами. Это гибкая и динамичная модель, позволяющая более широко использовать индивидуальные образовательные траектории, индивидуальные образовательные маршруты.

3-я модель предполагает более широкое использование возможностей дистанционного обучения и создание мобильной преподавательской группы, способной работать на выезде. В настоящий момент 12 педагогов в рамках сетевого взаимодействия приезжают работать в отдаленные школы.

Конечно, здесь есть вопросы, которые относятся к методическому сопровождению, финансированию часа работы на выезде. Но, у нас, нет выбора, если мы хоти сохранять имеющиеся ОУ, как точки ведения образовательного процесса, то нам необходимо использовать модели децентрализации.

Реализация программы проектирования сети образовательных учреждений района в части развития дошкольного образования позволила за один год сократить очередность в дошкольные учреждения на 160 человек. Новых детских садов не строили, использовали свободные площади, что экономически выгодно. Так, при реорганизации общеобразовательной школы №1 в начальную школу-детский сад на реконструкцию помещений, приобретение оборудования потрачено 12 с половиной миллионов рублей. Строительство нового детского сада обошлось бы намного дороже. Этот подход мы тиражируем. Ям-Тесово, Скреблово, Пехенец, Оредеж – это населенные пункты, в которых, согласно программе, на выделенные из резервного фонда Правительства ЛО средства (15 млн. рублей), будут открыты группы на имеющихся площадях.

Дальнейшая реализация программных мероприятий в рамках областной дорожной карты, позволит полностью удовлетворить спрос на дошкольную образовательную услугу. В ближайших планах – обустройство групп в детском саду №1 (2 группы), СОШ №5 (4 группы). Эти мероприятия позволят ликвидировать очередь в дошкольные учреждения детей от 3 до 7 лет. Дальнейшая реализация программы позволит полностью ликвидировать очередь.

При дополнительном финансировании мы планируем в детском саду №1 создать центр развития дошкольного образования. Только возможностями бюджета района нам не обойтись. Хотя нет сомнения, что коллектив сада справится, это один из самых молодых и энергичных коллективов, именно это учреждение первым ввело дополнительные платные услуги. Цена символическая, но опыт, необходимый бюджетному учреждению нового типа, есть.

Успех наших преобразований зависит от союзников, единомышленников, которые понимают, что новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития; новая школа – это новый учитель; новая школа – это центр взаимодействия как с родителями, так и со всем местным сообществом.

Традиционно в России школа находится в фокусе внимания всех слоев общества и любые изменения в сфере образования вызывают общественный резонанс. Слайд 4 (СМИ) Мы стараемся обеспечить максимальную открытость и прозрачность всех мероприятий как на уровне администрации района, так и на уровне образовательных учреждений; используем ресурс общественных институтов.

С 2008 года наша образовательная система была региональной экспериментальной площадкой по расширению общественного участия в управлении образованием. В результате во всех школах и детских садах созданы органы государственно-общественного управления – Управляющие советы.

Для информирования общественности помимо возможностей СМИ и Интернета используются публичные отчеты и слушания, информационные стенды, родительские собрания, собрания в поселениях.

Говоря о необходимости перемен в школе, мы часто сталкиваемся со сложившимися стереотипами общественного мнения, которые пытаемся преодолеть путем согласования целей программы прежде всего с основными участниками образовательного процесса (педагогами, родительской общественностью, учащимися). Мы ведем непрерывный диалог с представителями депутатского корпуса, всеми заинтересованными жителями муниципального образования.

Самая часто звучащая фраза на встречах с местными жителями «Будет школа, будет и село». Школа была и остается неким символом стабильности, для населения важен сам факт наличия школы. Мы тесным образом взаимодействуем с общественностью, обсуждая темы, что значит сегодня «хорошая школа» и «хороший учитель».

Многое в нашей работе определяется настроем (отношением) педагогических коллективов. За плечами учителей, отдавших многие годы своей жизни работе в школе огромный опыт, фундаментальные знания, но и консерватизм – тоже.

«Новая школа» (где бы она ни находилась, в крупном мегаполисе или небольшой деревне) требует учителей с новым уровнем личностного и профессионального развития, современными педагогическими умениями и навыками. Несмотря на то, что обновляемость кадров пока в районе слабая, возможность профессионального роста значительно усилена ресурсом модернизации, когда есть выбор индивидуального маршрута повышения профессионального мастерства, в том числе и по персонифицированной модели. Определенным результатом мы считаем омоложение административного корпуса. У нас есть опытные директора, готовые делиться опытом, есть молодые руководители со своим стилем, энтузиазмом. Очень интересные предложения звучали вчера на секции управленцев о создании объединения молодых руководителей. Это хорошая идея, Н.Н. Андреева, позже скажет о ней подробнее.

Слайд 5 (Итоги) Два года реализации программы модернизации муниципальной системы образования дают возможность говорить о положительных изменениях, которые очень хорошо были обеспечены средствами, поступившими в район.

2011 год – первый год модернизации – 14 млн. рублей (областная субвенция – 9 млн. 716 тыс. рублей). Выделенные средства в основном были направлены на повышение престижа профессии педагога, достойную оплату труда. В итоге заработная плата учителя в Лужском районе составляет 103% от средней в экономическом секторе. В июле средняя зарплата составила 23,388 рублей. Постоянно повышается базовая расчетная величина с 6100, затем 6400, до 6800 с сентября 2012 года.

2012 год – второй год модернизации обеспечил средствами развитие школьной инфраструктуры. Каждое общеобразовательное учреждение получило финансирование на приобретение оборудования для ФГОС, реализуемых профилей, оснащения медкабинетов, школьных столовых, спортивных залов. Приобретаются учебники для начальной школы и курса ОРКСЭ.

На модернизацию в 2012 году выделено 23 млн. 362 тыс. рублей (областной бюджет – 20 млн. 266 тыс. рублей). Из этих средств 10 млн. было выделено исключительно на ремонт помещений 2 сельских и 2 городских школ.

Традиционно на подготовку школ к новому году выделена областная субсидия (1 тыс. на ученика) и средства местного бюджета (3млн.). Дополнительно из местного бюджета выделены средства на обеспечение антитеррористической защищенности и ремонт медкабинетов городских школ по параметрам новых СанПиНов.

В этом году была ощутима помощь депутатов. Средства на ремонт, мероприятия по энергосбережению выделили все представители депутатского корпуса, работающие в районе.

В период летней оздоровительной кампании мы получили ощутимую помощь от спонсоров – предприятий района. Бесплатно были поставлены продукты питания на сумму 800 тыс. рублей.

Это большая результативность работы методических объединений учителей-предметников, расширение сферы общения для детей, экономия средств на общей инфраструктуре, формирование единых требований. Результатом стало повышение образовательного ресурса школ Лужского района. Образовательные учреждения уже в большей степени готовы ответить на запросы общества и потребителей.

Спасибо за внимание!

ЕГЭ


Доп. образование


Смотрите также:
Модернизация муниципальной образовательной системы: опыт социального проектирования
91.28kb.
1 стр.
Доклад о состоянии, развитии и результатах деятельности системы образования
1364.2kb.
10 стр.
Вопросы по специальности 05. 13. 12 «Системы автоматизации проектирования
55.37kb.
1 стр.
Вопросы по специальности 05. 13. 12 «Системы автоматизации проектирования
51.08kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению лабораторной работы №18 для студентов всех форм обучения специальностей 230104 «системы автоматизированного проектирования»
788.98kb.
4 стр.
Тенденции развития
167.4kb.
1 стр.
Доклад на сессии с-02 IX международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация»
132.74kb.
1 стр.
Аннотации Коновалов Александр Борисович
114.03kb.
1 стр.
«Требования к результатам освоения основной образовательной программы (ооп)» являются базовым документом проектирования всей основной образовательной программы
206.69kb.
1 стр.
Curriculum Vitae Персональная Информация
43.15kb.
1 стр.
Пояснительная записка к муниципальной целевой программе «Модернизация здравоохранения города Волгодонска на 2011 2012 годы»
620.62kb.
4 стр.
Лекция! Петр I и его эпоха необходимость реконструкции общественной системы Начало модернизации
1434.22kb.
9 стр.