Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012

История педагогики

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 5-летний срок обучения)

Составитель:

Богомолова М.И.

д.п.н., профессор

кафедры дошкольной педагогики
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от «____» 2012 г. № _____.

Ульяновск, 2012




Пояснительная записка
Учебная программа курса «История педагогики» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.


    1. Рабочая программа курса «История педагогики» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Выписка из федерального государственного образовательного стандарта:
История педагогики (общей и дошкольной). Предмет, задачи, хронология истории педагогики; воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций; просвещение в Западной Европе периода Средневековья. Концепции всестороннего развития человека: возникновение идеи всеобщего воспитания и обучения; педагогическая теория и практика в эпоху Просвещения; теория естественного воспитания; теории и системы первоначального воспитания и обучения детей в XIX веке; общественные воспитательные учреждения для маленьких детей; реформаторская педагогика конца XIX - начала XX века. Зарубежная педагогика, школа и дошкольные учреждения XX века; древнерусская культура и народная педагогика; влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли в России; просветительные реформы XVIII века; реформы образования XIX века; идея народности в воспитании; практика дошкольного воспитания; теории семейного воспитания; школа и дошкольные учреждения в России конца ХIХ - начала XX века; основные принципы единой трудовой школы; содержание, формы, методы обучения, воспитания в советской школе и детском саду; подготовка педагогических кадров; исследования проблем воспитания и обучения; направления реорганизации образования в условиях реформы социально-экономического развития страны.

Общая педагогика. Введение в педагогическую профессию. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. Концепции народности воспитания. Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Связь образования, самообразования и взаимообучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс; процесс интеграции человеческих ценностей и целенаправленного развития личности. Цель воспитания - личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Воспитание - управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Личностный подход в воспитании. Воспитание как самоопределение личности в культуре. Воспитание как фактор интегрирования личности в мировую культуру. Понятие о воспитательных системах. Задачи, содержание и результат воспитания. Методы воспитания и их классификация. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Цели и задачи предмета
Цель дисциплины: способствовать формированию гуманистического мировоззрения студентов; общей и педагогической культуры, сформировать представление о многообразии воспитательных систем и дидактических концепций, теории и практики образования, раскрыть тенденции и закономерности развития теории и практики образования в разные исторические эпохи. Цель преподавания «Общей педагогики».

Изучение дисциплины способствует решению следующих задач:



  • В области учебно- воспитательной деятельности – осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой, использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения, использование компьютерных технологий;

  • В области научно- методической деятельности – анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения квалификации;

  • В области организационно- управленческой деятельности – рациональная организация учебного процесса, ведение учебной документации, организация контроля за результатами обучения и воспитания;

  • В области социально- педагогической – планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе образования;

  • В области культурно- просветительской деятельности – формирование общей и профессиональной культуры студентов.

  • Место дисциплины в структуре ООП:

  • Дисциплина «История педагогики» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (3.1.1).

  • Для освоения дисциплины «История педагогики» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Педагогика», «Философия».

  • Освоение дисциплины «История педагогики» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Дошкольная педагогика», «Этнопедагогика», «Социальная педагогика», «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования».

  • 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

  • В результате изучения дисциплины студент должен

  • знать:

  • основные понятия, категории историко-педагогической науки, поступательную динамику мирового образовательного процесса, тенденции и закономерности развития истории образования;

  • ценностные основы профессиональной деятельности в образовании.

  • уметь:

  • системно анализировать и сравнивать концепции воспитания и обучения прошлого и настоящего;

  • использовать прогрессивные идеи прошлого в современной образовательной практике;

  • владеть:

  • традиционными технологиями обучения и воспитания детей,

  • методами анализа, сравнения, оценивания концепции воспитания и обучения прошлого и настоящего;

  • навыками самостоятельной работы с педагогической литературой.

Общая трудоемкость -112 часов, 24 часа – аудиторные, из них 16 ч лекций, 8ч-практические занятия, 88 часов самостоятельная работа, форма отчетности экзамен в четвертом семестре.


семестр

лекционные

практические

Самост. работа

3

16




46

4




8




всего

16

8

88

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела и тем



Количество часов по формам организации обучения

Лекц. занятия

Лаб. занятия

Практ. занятия

Самост. работа

Объем уч. раб. с прим. интеракт. форм

1 семестр

1 раздел

История зарубежной педагогики

Предмет истории педагогики. Гуманизм, как

методологический принцип истории педагогики.





2







4




Античная педагогика










4

2

Педагогика Средневековья










4




Педагогическая система Я.А. Коменского

2




2




2

Педагогика эпохи Просвещения







2

4




Педагогика детского сада Ф. Фребеля







2

4

2

Теория развивающего обучения (В.Ф. Одоевский, И.Г.Песталоцци










6




Теория и практика дошкольного воспитания в ХIХ веке

2







4




Реформаторская педагогика ХIХ –ХХ вв.

2







2




Педагогика М. Монтессори










4

2

2 раздел. Развитие отечественной теории и практики образования

Школа и педагогика в культуре Древней Руси









2

4




Просветительные реформы ХIII века

4







4



Революционно-демократическая педагогика ХIХ века












8

2

Идея народности К.Д.. Ушинского










8




Теория свободного воспитания в России










8




Создание системы дошкольных учреждений в России

2







8




Развитие теории воспитания в начале ХХ века. Педология

2







4




Школа, дошкольное воспитание в России в период 1918г.-

По настоящее время












8

4

Всего

16




8

88

1



















СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержательная характеристика курса.

ВВЕДЕНИЕ.

Объект, принципы истории педагогики, источники ее развития. Гуманизм как методологический принцип в истории образовательной мысли и практики.

1 раздел ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ:

Антитчная педагогика. Создание первых школ. Их основные функции. Философские течения в Древнем Китае; своеобразие обучения в Древнем Египте. Шумерская цивилизация. Системы воспитания в Древней Греции. Зарождение идеи о всестороннем развитии личности (Аристотель, Платон, Демокрит, Сократ): принцип природосообразности в воспитании, выделение умственного, нравственного и физического воспитания; идея об общественном дошкольном воспитании.

Интерактивная форма: семинар-дискуссия
Педагогика в период Средневековья.

Антропософия христианских философов. Церковные школы и содержание обучения в них. Средневековые университеты. Схоластика. Характеристики эпохи Возрождения; педагогические взгляды гуманистов: М.Монтеня, Ф.Рабле, педагогические идеи разных социалистов-утопистов Т.Моря и Т.Кампанеллы.



Педагогические теории Я.А. Коменского. Своеобразие мировоззрения Я.А. Коменского; цель и задачи воспитания, идея всеобщего воспитания, принцип природосообразности, дидактические принципы и правила. «Велика дидактика». Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста. «Материнская школа».

Интерактивная форма: работа в группах
Педагогика эпохи Просвещения. Теория естественного воспитания Ж.Ж.Руссо; периодизация детства, содержание и методы воспитания по возрастам. «Эмиль, или о воспитании». Педагогические взгляды французских просветителей. (Гельвеций, Дидро). Педагогические взгляды Дж. Локка, содержание и методы физического, нравственного и умственного воспитания. «О воспитании джентльмена».

Общественные воспитательные учреждения для маленьких детей. Филантрописты о дошкольном воспитании, «Вязальные школы» И.Ф. Оберлина, методы работы в них, мониториальные школы.



Педагогика детского сада Ф. Фребеля, значение игры в воспитании ребенка, вклад Фребеля в развитие сенсорного воспитания; «Дары Фребеля». Материнские школы во Франции. П. Кергомар о теории и практике дошкольного воспитания.

Интерактивная форма: проектная деятельность
Идея гармонического развития личности в педагогике И.Г. Песталоции. Теория элементарного образования, развивающий характер обучения. Песталоцци о семейном воспитании. Сравнительная характеристика теории развивающего обучения И.Г. Песталоцци и В.Ф. Одоевского.

Педагогика социалистов-утопистов 19 в. Р.Оуэн, Ш.Фурье; учреждения для маленьких детей; роль игры и труда в воспитании детей. Вопросы сенсорного воспитания в истории педагогики.



Педагогическая система М. Монтессори; разработка дидактических игровых упражнений, сенсорная гимнастика. Ю. Фаусек – продолжательница идеи М. Монтессори.

Интерактивная форма: работа в группах
Реформаторская педагогика к ХIХ в.- начала ХХ вв. Экономические, социальные, педагогические причины возникновения реформаторских течений. Г.Кершенштейнер и теория «гражданского воспитания», прагматизм Дж.Дьюи; Гессен: педагогика – прикладная философии.; аксиологический подход в образовании; Педология.

2 раздел Отечественная история педагогики.

Школа и педагоги в культуре Древней Руси. Влияние христианства образование городов на развитие просвещения. Деятельность братских школ. С.Полоцкий, С. Словенецкий. Литературно-педагогические памятники 11-16 вв. Школа и педагогика в 18 в. Просветительные реформы Петра I. Педагогическая теория и практика М.В.Ломоносова; идеи воспитания крестьянских детей. Закрытые сословные дворянские учреждения.

Основные направления в педагогике второй половины ХVIII в. Деятельность И.И. Бецкого, И. Янковича в области просвещения. Смольный институт, создание народных училищ 1786 г. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Новикова. «О воспитании и наставлении».



Просвещение в ХIХ в.

Развитие революционно-демократической педагогики в России. А.Н .Радищев о цели и задачах воспитания «сынов Отечества». В.Г. Белинский о семейном воспитании, о детской литературе. Пирогов. «Вопросы жизни». Идея общечеловеческого воспитания.

Интерактивная форма: семинар-дискуссия
Принцип народности К.Д.Ушинского; педагогика как наука и искусство воспитания. «Труд в его психическом и воспитательном значении». Ушинский о воспитании дошкольников. Теория «свободного воспитания» в России (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).

Основоположники теории дошкольного воспитания. (А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Конради). Создание системы дошкольных учреждений в России, первый журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Дошкольные учреждения Симбирской губернии. Теории нравственного, трудового и семейного воспитания. 1 всероссийский съезд по семейному воспитанию.

Отечественная педагогика в 20-30 гг. Инновационная педагогика С.Т. Шацкого; теория «отмирания школы, «альтернативная педагогика». Съезды по дошкольному воспитанию и их роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

Школа и педагогика в период с 1918 по 1990 гг. Реорганизация образования в условиях реформы социально-экономического развития страны. Особенности развития теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. Решения первых съездов в области дошкольного воспитания.

Интерактивная форма: работа над проектом


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ


Методические рекомендации для преподавателей

В процессе чтения лекционного курса (ключевые лекции) рекомендуется проводить фронтальный опрос, начиная со второй лекции, задавая вопросы студентам по содержанию предыдущей лекции для проверки усвоения лекционного материала. Рекомендуется использовать разные виды лекций: обзорные, проблемные, диалоговые.

На лекционных и семинарских занятиях рекомендуется использовать наглядность, на некоторых семинарских занятиях рекомендуется просмотр видеофильмов (видеосюжетов) с последующем обсуждением (методы работы: диалоговое педагогическое общение, коммуникативный, дискуссионные формы работы). Необходимо использовать региональное содержание при изучение курса «история педагогики», музейную педагогику. При подготовке к семинарам приветствуется поиск информации в ИНТЕРНЕТ и презентация ее на занятиях.

Методические рекомендации для студентов

Последовательность работы по изучению тем, предусмотренных для самостоятельной работы студентов предполагает:



  • Изучение методических рекомендаций УМК

  • Подбор и изучение учебников и учебной литературы

  • Составление плана

  • Оформление конспекта и выписок.

Составление плана предполагает выделение структуры и общей логики работы. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенную проблему или вопрос, поднимаемый автором. При составлении плана важно выделять основные мысли или идеи автора, располагать их в логическом порядке. Планы значимы при подготовке устных выступлений на основе анализа текстов


Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения статьи, работы, книги. Составление тезисов требуют определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации идей и мыслей, сформулированных в работе. При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения и логику их изложения, разбить материал на части ив краткой форме расшифровать каждый структурный раздел.

Выписки являются дополнением к тезисам. Конспект - один из основных видов работы с первоисточником, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения. Конспект педагогического произведения должен отвечать ряду требований:



  • Краткости

  • Ясности

  • Полноты и точности. Полнота достигается за счет фиксации основных положений произведения, воспроизводящих авторскую логику изложения.

Различают два вида конспекта. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточником, поскольку необходимо разделить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить представленный материал. Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам. Подобный вид работы называется сводным конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется проанализировать несколько источников по одному вопросу.
Важным видом является самостоятельная исследовательская деятельность студента по написанию контрольной работы. Особенности контрольной работы по дисциплине является тот момент, что он должен представлять собой не только изложение определенной научной публикации, но и критический ее анализ. Написание реферата целесообразно начинать с изучения и конспектирования предложенной литературы. После конспектирования источников и глубокого их изучения можно приступить к написанию реферата, который может быт трех видов:

- критическая рецензия на педагогическое произведение или цикл взаимосвязанных работ и включает в себя: оценку актуальности рецензируемой работы, краткое изложение теоретической позиции автора и ее критический анализ, доказательства личной позиции по данной проблеме.

- аналитический обзор по педагогической проблеме построен в виде изложения истории изучаемого вопроса и опыта его реализации на современном этапе.

- критический анализ дискуссии представляет глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому- либо педагогическому вопросу. Главная его цель – выявить существо полемики.

Критериями качественно выполненной работы являются:

- правильно оформлена работа (составлен план, обоснована актуальность, раскрыта тема, указана библиография),

- теоретический материал опирается на авторские работы, имеющие практические выводы,

- в ходе изложения высказывается и обосновывается собственная позиция,



- сделаны выводы.
Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы к экзамену по курсу

«История педагогики»

  1. Предмет и задачи истории педагогики.

  2. Литературно-педагогические памятники Древней Руси

  3. Характеристика воспитания в странах Древнего Востока: Китай, Шумеры, Индия, Египет

  4. Системы воспитания в Древней Греции: афинская и спартанская

  5. Зарождение педагогической мысли в недрах древнегреческой философии. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля

  6. Воспитание в Древнем Риме. Педагогические взгляды Квинтилиана.

  7. Воспитание в раннем Средневековье. Первые университеты.

  8. Особенности воспитания в эпоху Возрождения. Педагогические идеи гуманистов.

  9. Педагогические взгляды Я.А. Коменского. Принцип природосообразности. Возрастная периодизация. «Великая дидактика».

  10. Дидактические принципы и правила Я.А. Коменского. «Мир чувственных вещей в картинках».

  11. Анализ книги Я.А. Коменского «Материнская школа».

  12. Педагогические взгляды Дж. Локка.«Мысли о воспитании» Дж. Локка.

  13. Педагогические взгляды французских просветителей XVIIIв. (К.А. Гельвеций, Д. Дидро).

  14. Педагогические взгляды Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о Воспитании».

  15. Педагогическая и литературная деятельность И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей».

  16. Педагогическая деятельность Ф. Фребеля.

  17. Ш. Фурье о воспитании.

  18. Педагогические взгляды и деятельность Р. Оуэна.

  19. Педагогическая деятельность М. Монтессори.

  20. Полина Кергомар о первоначальном воспитании.

  21. Педагогика, школа и воспитание от древневосточных славян до XVII века.

  22. Просветительные реформы Петра I.Педагогические взгляды М.В. Ломоносова.

  23. Педагогические идеи А.Н. Радищева «Беседа о том, что есть сын Отечества».

  24. В.Г. Белинский о воспитании «Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана. Сказки дедушки Иринея».

  25. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Новикова.

  26. Вопросы просвещения крестьянских детей в трудах В.Н. Татищева, Салтыкова, Посошкова.

  27. Реформаторская педагогика на рубеже ХIХ –ХХ веков. Педагогика действий, теория «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера.

  28. Новая школа и воспитание Дж. Дьюи, Овида Декроли.

  29. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

  30. «Вопросы жизни» Н.И. Пирогов.

  31. Теория и практика воспитания К.Д. Ушинского. «Труд в его психическом и воспитательном значении».

  32. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

  33. Педагогические взгляды и деятельность Симонович А.С.

  34. Е.Н. Водовозова о дошкольном воспитании.

  35. Педагогические взгляды Е.И. Кондари.

  36. Теория и практика дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой.

  37. Педагогическая теория и практика С.Т. Шацкого.

  38. Педагогическая деятельность Л.К. Шлегер.

  39. Педагогические идеи К.Н. Вентцель.

  40. Педагогические взгляды и деятельность П.Ф. Лесгафта.

  41. Педагогические идеи Т. Мора и Т. Кампанелла.

  42. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко «Книга для родителей».

  43. Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

  44. Характеристика развития педагогики с 1918 по 1930 годы.

  45. Детские учреждения Симбирска

  46. Типы дошкольных учреждений в России в конце 19 века и особенности работы в них.

  47. Гуманизм как методологический принцип в истории педагоги.

  48. Характеристика развития педагогики с 1940 по 1960 годы в нашей стране

  49. Характеристика развития педагогики с 1970 по 1990 годы в нашей стране

  50. Педагогические взгляды П.Ф. Каптерева



Критерии оценки знаний студентов
«отлично» - получает студент, обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания по предмету, проявивший творческие способности в использовании учебного материала в написании самостоятельных работ. Ответ отличается содержательностью, полнотой, логикой изложения, характеризуется умениями использовать профессиональную лексику и терминологию, связывать теорию с практикой образования.
«хорошо» - получает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий самостоятельные задания; способный к самостоятельному пополнению знаний.
«удовлетворительно» - знания несистематические, неполные; отсутствует самостоятельность при выполнении заданий.
Литература (основная)
1. История педагогики и образования : от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст] : учеб. для пед. вузов] / под ред. А. И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 509.

2. Егоров, Семен Филиппович.
   Введение в историю дошкольной педагогики [Текст] : [учеб. пособие для пед. вузов по спец. "Педагогика и психология"; "Педагогика и психология нач. образования" и др.] / С.Ф. Егоров ; С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. - М. : Академия, 2001. - 317,[2] с. : ил. - (Высшее образование).

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов по дисциплине "Педагогика"] / [И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; Под ред. З.И. Васильевой. - 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2006. – 427с.

4. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли [Текст] : учебник для вузов / В.Г. Торосян. - М. : Владос-пресс, 2006. – 350с., (в библиотеке УлГПУ, [Электронный ресурс].www.knigafund.ru
Дополнительная литература.


  1. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики [Текст] : [Учеб. пособие для пед. вузов по спец. "Педагогика и психология"; "Педагогика и психология нач. образования" и др.] / С.Ф. Егоров ; С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. - М. : Аакадемия, 2001. - 317,

  2. 2. Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления (VIII –ХVIIIвв). Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2001 [Электронный ресурс].www.knigafund.ru




  1. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. М.: Приф-издание, 2003. [Электронный ресурс].www.knigafund.ru

4. Романюк Л.В., Практикум по истории общей и дошкольной педагогики: учеб. Пособие для вузов.-М.:Владос, 2001.-174с.


Материально- техническое обеспечение дисциплины.

Компьютерный класс, мультимедийный проектор, схемы, таблицы, слайды, учебники, учебные пособия, энциклопедии, тексты лекций.


Инновационные методы обучения:

проектная деятельность студентов, использование мультимедийного оборудования.


Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины

прямая соединительная линия 1

Рабочая программа учебной дисциплины (практики) «История педагогики»

Составитель: М.И. Богомолова – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 12 с.
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и в соответствии с учебным планом.
Составитель ________М.И. Богомолова

(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии "___" __________ 20__г., протокол № ____

Председатель ученого совета факультета

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

__________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата

Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.



Начальник УРИС __________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Смотрите также:
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству
1122.23kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству
1116.59kb.
6 стр.
Программа по Истории России XX начала XXI вв. (9 класс ) Пояснительная записка Рабочая программа курса «История России XX начала XXI вв.»
336.66kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
749.63kb.
4 стр.
Программа элективного курса по географии
527.88kb.
3 стр.
Учебная программа для специальности 1-21 03 01 История (по направлениям) 1-21 03 01-01 История
401.37kb.
3 стр.
Пояснительная записка Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, изучающих курс исторического краеведения. Изучение курса осуществляется по учебному пособию «История Тверского края»
95.89kb.
1 стр.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология»
312.17kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
60.17kb.
1 стр.