Главная
страница 1



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Развитие критического мышления»

для направления 0805000.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра







Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



        Программа дисциплины


«Развитие критического мышления»

для направления 080500.62«Менеджмент»

подготовки бакалавра

4 курс


Автор программы:

Савинова Светлана Юрьевна, доцент, кандидат педагогических наук,

e-mail: ssavinova@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры Организационной психологии «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой Г.А. Мкртычян

Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г

Председатель Ю.В. Кузнецова
Утверждена УМС НИУ ВШЭ

Нижний - Новгород «___»_____________2012 г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________

Нижний Новгород, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с ГОС ВПО, с рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 году.

2. Цели освоения дисциплины


Дисциплина «Развитие критического мышления» входит в цикл специальных дисциплин в раздел дисциплин и курсов по выбору в РУПе по направлению 080500.62 «Менеджмент». Цель освоения дисциплины «Развитие критического мышления» состоит в том, чтобы, опираясь на потребности и возможности студентов, познакомить их явлением «критическое мышление», его психологической сущностью, с технологией развития критического мышления. Развитие критического мышления способствует развитию психологической культуры студентов, представленной трёмя основными компонентами: а) самопознание и самооценка, б) психология познания других людей, в) умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.
Цель курса определила следующие образовательные задачи:
- ознакомление с наиболее значительными теоретическими и методологическими основами критического мышления;

- формирование на этой основе приемов и навыков критического мышления,

- развитие навыков использования технологии критического мышления в работе с текстом;

- становление важных профессионально-значимых качеств менеджера: эмоциональной устойчивости, осуществление коммуникации, готовности принимать решения, и др.


В результате освоения дисциплины студент должен:


    Знать:

    - основные положения, лексику дисциплины;

    - сущность основных категорий, отечественные и зарубежные достижения и опыт в данной области;

    - основные принципы, этапы, приемы технологии критического мышления.

    Уметь:

- умение работать с текстом в постоянно обновляющимся информационном потоке в разных областях знаний;


    - умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

    - умение задавать вопросы различных типов;

    - умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;


    Владеть:

    - навыками письменного изложения собственной точки зрения;

    - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

    - навыками концентрации и распределения внимания;

    - навыками критического восприятия информации;

    - навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере, работы в коллективе;

    - навыками самосовершенствования и саморазвития.




3. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к дисциплинам и курсам по выбору в цикле специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Дисциплина по выбору углубляет ряд тем из курсов «Социальная психология», «Организационное поведение», «Психология принятия решений».

Основные положения дисциплины «Развитие критического мышления» могут быть использованы при изучении дисциплин в магистратуре по направлению «Менеджмент» по специализации «Управление человеческими ресурсами»: «Технологии управления человеческими ресурсами», в работе научно исследовательского семинара «исследовательский проект в управлении человеческими ресурсами».


5. Тематический план учебной дисциплины





№ п /п

Наименование

тем




Аудиторные

Самостоя-тельная

работа.


Всего часов

лекции

Сем. и практич. занятия

всего

1

Размышление о мышлении

6

3

9

9

18

2

Внимание, восприятие, память – посредники когнитивных процессов.

3

6

9

9

18

3

Анализ аргументации

3

3

6

9

15

4

Развитие навыков решения задач

3

3

6

9

15

5

Творческое мышление

3

3

6

9

15

6

Технология критического мышления

3

12

15

12

27




Итого

21

30

51

57

108


6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры




2

3







Текущий

(неделя)



Домашнее задание




8

10




Подготовка портфолио

Итоговый

Зачет








*




Письменный тест 90 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на лекционных и практических занятиях, выполнение домашнего задания в виде составления порфолио, которое включает в себя выполненные задания на лекциях, практических занятиях и задания на самостоятельную работу. Результаты текущего контроля складываются в накопленную оценку.

Итоговый контроль – письменный зачет (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.





    6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка по дисциплине является взвешенной суммой оценки за зачет и накопленной и измеряется от 0 до 10.

W накопл. = 0,5; Wзач. = 0,5;

Оср.(окр.)=Онакопл.*Wнакопл.(0,5)+ Озач.* Wзач.(0,5)

В свою очередь накопленная оценка складывается из оценки за работу на лекционных, практических занятиях и самостоятельную работу, как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:



W практ. = 0,4; W д/з = 0,6;

Оср.(окр.) =Опракт.*Wпракт.(0,4)+Од/з*Wд/з(0,6)

Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и практических занятиях по активности студентов. Активность определяется преподавателем по фронтальному опросу студентов в течение каждого занятия. Учитывается активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на практических занятиях, оценивается самостоятельная работа (например, правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии). Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговая оценка показателя активности определяется по совокупности данных за весь период обучения по предлагаемой учебной дисциплине. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на лекционных и практических занятиях и самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – О практ.

В диплом ставится результирующая оценка по учебной дисциплине. Способ округления результирующей оценки – арифметический.

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если суммарная накопленная оценка за работу на занятиях, самостоятельную работу и контрольную работу с учетом коэффициентов ниже 1,2 балла, или студент получил неудовлетворительную оценку за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

Оср.(окр.)= Онакопл.*Wнакопл.(0,5)+Озач.* Wзач.(0,5)+Одоп. вопрос

6.Содержание дисциплины



Тема 1. Размышление о мышлении
Содержание темы: Необходимость в навыках критического мышления.

Понятие «мышление», «критическое мышление». Мышление и знание.

Мышление как биологический процесс. Мышление как серия образов внутренняя речь.

Мышление как переработка информации.

Установка на критическое мышление и готовность к нему.

Основная литература


  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. – С.88-98

  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

  3. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2007.

  4. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2009.



Дополнительная литература


  1. Альберт Х. Трактат о критическом разуме / Пер с нем. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

  2. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. / Пер. с англ. — СПб.: Азбука, 1996.

  3. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х тт. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.

  4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – С. 12-43

  5. Общая психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

  6. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб.: Питер, 2001. — 176 с. — (Серия «Практикум по психологии»).


Количество часов аудиторной работы: 9

Объем самостоятельной работы: 9
Формы и методы проведения занятий по теме: лекции, дискуссия
Тема 2. Внимание, восприятие, память – посредники когнитивных процессов
Содержание темы:

Внимание. Состояния, свойства внимания. Развитие внимания. Его связь с когнитивными процессами.

Восприятие. Иллюзии восприятия. Влияние восприятия на когнитивные процессы.

Память, виды памяти. Ошибки памяти. Развитие памяти. Влияние памяти на когнитивные процессы.



Количество часов аудиторной работы: 9

Объем самостоятельной работы: 9
Основная литература

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. – С.88-98

  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

  3. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2007.

  4. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература


  1. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х тт. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – С. 12-43

  3. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб.: Питер, 2001. — 176 с. — (Серия «Практикум по психологии»).


Формы и методы проведения занятий по теме: лекции, учебный фильм, практические занятия с элементами тренинга.
Тема 3. Анализ аргументации

Содержание темы:

Аргументация, ее составляющие. Посылки. Заключения. Предложения. Контраргументация. Приемлемые и неприемлемые посылки. Посылки, поддерживающие заключения.

Рассуждения и рационализация. Убеждение и пропаганда.

Психология доводов.

Различия между мнением, обоснованием, суждением, фактом.

Визуальная аргументация.



Количество часов аудиторной работы: 6

Объем самостоятельной работы: 9
Основная литература

  1. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29-34.

2.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

3.Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2007.

4.Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2009.
Дополнительная литература


  1. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.

  2. Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н.Брюшинкина, В.И.Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 35-50.

  3. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. – СПб.: СПбАППО, 2002.


Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение мастер-классов, решение задач, выполнение домашнего задания.
Тема 4. Развитие навыков решения задач

Содержание темы:

Структура задачи. Стадии решения задачи. Инкубация. Инсайт задачи.

Четко и нечетко поставленные задачи.

Стратегии решения задач. Трудности при решении задач.


Количество часов аудиторной работы: 6

Объем самостоятельной работы: 9
Основная литература

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

  2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2007.

  3. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2009.



Дополнительная литература


  1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. (ред.) Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Пер. с англ. — Харьков: Изд-во Институт прикладной психологии, «Гуманитарный Центр», 2005.

  2. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.

  3. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998.

  4. Поппер К. Р. Логика научного исследования. — М.: Республика, 2004.

  5. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.


Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач, или рассмотрение кейсов на семинарах
Тема 5. Творческое мышление

Содержание темы:

Понятие «творчество». Творчество как познавательный процесс.

Творческое мышление. Основные принципы творческого мышления. Стратегии творческого мышления. Предопределение задачи и отбор ролевантной информации.

Поощрение творчества.


Количество часов аудиторной работы: 6

Объем самостоятельной работы: 9
Основная литература

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

  2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2007.

  3. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2009.


Дополнительная литература


  1. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3-10.

  2. Линдсей, Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов // http://www.tsure.ru/University/Faculties/Fib/PiBG/creative.html

  3. Фелтон М.К. Подходы к аргументации при обучении критическому мышлению // Перемена. 2005. № 4. С. 6-13.


Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач, или рассмотрение кейсов на семинарах, тренингов.
Тема 6. Технология критического мышления
Содержание темы:

Теоретические основы технологии критического мышления. Первичное знакомство с трехфазовой моделью «Вызов-осмысление – размышление». Карикатура Бидструпа.

Чтение с остановками. Типология вопросов. Условия поддержания дискуссии. Стратегия рефлексивного отношения к информации. «Знаю –Хочу узнать – Узнал» Д. Огл.

Активная лекция. Использование стратегии «Бортовой журнал». Стратегия формулировки разноуровневых вопросов. Перекрестная дискуссия. Стратегия «Зигзаг -1». Стратегия «Зигзаг-2». Пятишаговая мастерская письма. «Шляпы мышления».



Количество часов аудиторной работы: 15

Объем самостоятельной работы: 12
Основная литература

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

  2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2007.

  3. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2009.



Дополнительная литература


  1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.

  2. Кларин М.В., Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997.

  3. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. – СПб.: СПбАППО, 2002.

  4. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003

  5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя (методическое пособие). – СПб.: КАРО, 2009

  6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя (методическое пособие). – СПб.: КАРО, 2009

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии (учебное пособие). М.: Народное образование, 1998.



Формы и методы проведения занятий по теме: проведение дискуссий, решение задач, рассмотрение кейсов


8. Образовательные технологии


На лекционных и практических занятиях используются приемы технологии развития критического мышления, активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, дискуссии, психологические тренинги и т.д..

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Домашнее задание студентов включает в себя работу над портфолио в течение всего курса.

Требования к составлению портфолио

Портфолио представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности студентов, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней оценки.

Содержание учебного портфолио разбито на следующие категории:

- обязательные (промежуточные, письменные работы, теоретический материал);

- поисковые (выполнение индивидуальных и групповых ( в малых группах), исследование сложных проблем, нестандартных задач, задания, подготовленные для практических занятий и проведенные в группе);

- ситуативные (применение изученного материала в практических ситуациях);

- описательные (составление вопросов, которые хотелось бы задать, открытия, сделанные для себя в данном курсе);

- внешние (отзывы и проверочные листы преподавателя, членов группы и т.д.)


Примерный перечень рубрик в портфолио

Предлагаемые рубрики:

1. Я готов (готова) поделиться!!! (В эту рубрику войдут материалы, которые вы найдете самостоятельно и заходите использовать на занятиях, тексты выступлений, рекомендации, цитаты и т.д.).

2. «Теория» (здесь желательно разместить теоретический аспект изучаемого вопроса).

3. «Стратегии и приемы» (здесь будут находиться материалы, с которыми вы познакомитесь и будете использовать для развития критического мышления).

4. «Глоссарий» (здесь все понятно).

5. «Письменная работа» (здесь мы размещаем все письменные работы, которые выполняем в курсе)

6. «Открытия» (все, что вы сочтете нужным поместить в этом курсе)

7. «Тайны последнего семинара»

8. «Вопросы, оставшиеся без ответа»

Рубрики, предлагаемые студентами:

9.

10.



Примерное распределение общей оценки выглядит следующим образом:

Обязательная категория – 40%

Поисковая категория – 30%

Ситуативная категория – 15%

Описательная категория – 10%

Внешняя категория – 5 %


7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Базовые учебники:

  1. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2009.

Основная литература:

  1. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2007.


Дополнительная литература:

  1. Альберт Х. Трактат о критическом разуме / Пер с нем. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

  2. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. / Пер. с англ. — СПб.: Азбука, 1996.

  3. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2003.

  4. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

  5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

  6. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х тт. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.

  7. Г. Гертер, К. Оттл Работа в команде. Практические рекомендации для успеха в группе Пер. с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2006. – 192 с.

  8. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – С. 12-43

  9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, ОМЕГА-Л, МПСИ, 2006. -333 с. (Доступна электронная версия).

  10. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.

  11. Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

  12. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 66-72.

  13. Иванова Е. Формируя критическое мышление // Школьная библиотека. 2000. N 3. C. 21-23.

  14. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. 1995. N 2. C. 50-55.

  15. Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н.Брюшинкина, В.И.Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 35-50.

  16. Канеман Д., Словик П., Тверски А. (ред.) Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Пер. с англ. — Харьков: Изд-во Институт прикладной психологии, «Гуманитарный Центр», 2005.

  17. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига-Москва: Эксперимент, 1998.

  18. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.

  19. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3-10.

  20. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 462

  21. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.

  22. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. 2001. N 5. C. 55-58.

  23. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. О. Варшавер. М.: ЦГЛ, 2005. 77 с.

  24. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред. В.Н.Брюшинкин, В.И.Маркин. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. 173 с.

  25. Линдсей, Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов // http://www.tsure.ru/University/Faculties/Fib/PiBG/creative.html

  26. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003.

  27. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2002. N 2. C. 30-35.

  28. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003. — 148 с.

  29. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. 2000 // http://noelrt.com/?p=266

  30. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Пос. 1-8. М., 1997-1999.

  31. Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо - http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

  32. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998.

  33. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 2001. 166 с.

  34. Поппер К. Р. Логика научного исследования. — М.: Республика, 2004.

  35. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  36. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПЛ «Ермак», 2004.

  37. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Ред. А.В.Великанова. Самара: Профи, 2001.

  38. Современный студент в поле информации и коммуникации. Учеб.-мет. пос. для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». СПб.: PETROC, 2000.

  39. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110. 463

  40. Стил, Дж. Л., Мередит К. С., Темпл, Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.

  41. Столбникова Е.А. Медиаобразование: проблема воспитания критического мышления // Проблемы научной и учебно-методической работы в вузе/ Ред. Р.М. Чумичева. Волгодонск: Волгодонск. Полиграфобъединение, 2001. С.150-155.

  42. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма,2006. 160 с

  43. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. 2003 / http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802

  44. Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность // Перемена. 2005. № 2. С. 15-20.

  45. Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление — углубленная методика. Пос. 4. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998.

  46. Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века. ( Материалы конференции). Н.Новгород: Арабеск, 2001.

  47. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. С. 30-47. (только зарубежные работы, остальное повторяется).

  48. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c. С. 610).

  49. Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Институт социологии РАН, 2001. 202 с.

  50. Федотовская Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. М., 2003. С. 282-291.

  51. Фелтон М.К. Подходы к аргументации при обучении критическому мышлению // Перемена. 2005. № 4. С. 6-13.

  52. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. — М.: Русский Двор, 1998.

  53. Фостер К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления // Перемена. 2004. № 4. С. 38-43.


    11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекций и семинаров используется проектор, ноутбук, экран. Для проведения дискуссий и деловых игр используется раздаточный материал, распечатки текстов.


Автор программы ___________________( доцент Савинова С.Ю.)


Смотрите также:
Программа дисциплины «Развитие критического мышления»
207.09kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Культурное наследие Астраханскго края Направление подготовки
270.68kb.
1 стр.
Мастер – класс Группа «Технология развития критического мышления»»
170.92kb.
1 стр.
Сборник методических материалов
1247.26kb.
7 стр.
Классификация проектов в школе
91.18kb.
1 стр.
Рассказ «Судьба человека»
35.17kb.
1 стр.
Урок русской литературы в 9`-м классе по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
216.14kb.
1 стр.
Статья по теме: «Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
338.97kb.
1 стр.
Психология критического мышления Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking
7992.63kb.
78 стр.
-
266.92kb.
1 стр.
Презентация профессии
69.5kb.
1 стр.
Развитие образного мышления студентов педвузов средствами декоративности при освоении дисциплины композиция''
336.49kb.
1 стр.