Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«Основы вокальной методики»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по образовательной программе 051000 «Вокальное искусство» специализации 051000.01 «Пение академическое»
Рецензия

на учебно-методический комплекс

по дисциплине «Основы вокальной методики»

для специальности «Вокальное искусство»,

специализация «Пение академическое».
Составитель: Семешко Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категории ФГОУ ВПО Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» предназначен для студентов вокального отделения ФГОУ ВПО Тюменской Государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования (бакалавриат), с учётом совместных методических разработок, необходимых для освоения специальности «Концертно-камерный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель специальных дисциплин».

Основная идея комплекса – воспитания специалиста, обладающего помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности.

В разделе «Пояснительная записка» автор последовательно и убедительно излагает цели и задачи предмета, подробно останавливаясь на критериях знаний и умений учащихся.

В разделе «Учебно-тематический план» кратко изложено содержание предмета по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учётом совершенствования знаний и умений учащихся.

В содержательной части комплекса раскрываются основные темы занятий в конкретные периоды обучения. Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях.

Достаточно полно изложен план самостоятельной работы студента, который включает ряд тем для самостоятельного изучения.

Учебно-методический комплекс, составленный Н.А.Семешко, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения.

Учитывая все вышесказанное, считаю, что УМК можно рекомендовать для применения в учебном процессе.




Рецензент: Р.П.Орлова

Заслуженный работник культуры РФ,

преподаватель Тюменской государственной

академии культуры, искусств и социальных технологий, колледж искусств



Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………2

Требования к уровню подготовки выпускников……………………… 2

Цель и основные задачи дисциплины ……………………………….3

Тематический план……………………………………………………...9

Формы контроля………………………………………………………..10

Самостоятельная работа студента………………………………….....10

Содержание дисциплины..……………………………………………..12

Библиографический список……………………………………………13

Приложение 1…………………………………………………………...14

Приложение 2…………………………………………………………….17

Приложение 3…………………………………………………………….21

Приложение 4……………………………………………………………..22

Приложение 5……………………………………………………………..23

Приложение 6……………………………………………………………..24

Приложение 7……………………………………………………………..29



Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы вокальной методики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», специализации «Пение академическое» (бакалавриат), утверждённого Министерством образования РФ в 2003 году.

Выписка из государственного образовательного стандарта по профильному модулю «основы вокальной методики»:

Ознакомление с основными принципами отечественной и зарубежной вокальной педагогики. Анализ различных методов и приемов преподавания с целью выявления наиболее рациональных из них. Ознакомление с особенностями строения и работы голосового аппарата певца, акустикой и психофизиологией пения. Воспитание у студентов умения пользоваться данными науки в практической работе. Ознакомление с вокально-методической литературой в области вокального искусства.



Требования к уровню подготовки абитуриента

1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образование при наличии знаний и умений в объеме среднего профессионального музыкального образования.

2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании, среднем (полном) общем образовании или высшем профессиональном образовании.

3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы, коллоквиум.

Материал курса «Основы вокальной методики» неразрывно связан со специальными дисциплинами учебного плана (сольное пение, вокальный ансамбль, педагогическая практика, концертное исполнительство) и предполагает изучение теоретических основ певческого голосообразования и развития голоса. Эти сведения должны подкреплять практическую деятельность студента, теоретически обосновывать ту практику, какую он получает в классе сольного пения.

Цель курса – расширить кругозор молодых певцов, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием певца.

Задачи:

 научить студента, обучающегося пению логике мышления на базе определённого минимума знаний;

 помочь выбрать верный подход к воспитанию голоса;

 дать научные знания о голосе и работе голосового аппарата;

 сформировать знания об общих закономерностях работы организма человека, совершенно необходимо для того, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы и объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.

Теоретические сведения не всегда легко осваиваются студентами-певцами, часто кажутся довольно сложными и далёкими от певческого творчества. Однако в наше время студент, обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе, уровень которых должен отвечать современной науке. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное, а что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели.

Программа состоит их трёх частей. Первая часть посвящена основным сведениям из акустики, физиологии и психологии в применении к вокальному искусству. Это та научная база, на основе которой решаются методические вопросы.

Вторая часть посвящена работе голосового аппарата в пении: дыхание, гортань, артикуляционный аппарат и так далее – всё это части единого голосового аппарата, в равной мере необходимые для получения певческого голоса, работающие в тесной взаимообусловливающей связи.

Третья часть рассматривает основные музыкально-педагогические принципы восприятия певцов и охватывает ряд вопросов практической работы с учеником.

Теоретические основы вокальной методики являются отражением и обобщением многовековой исполнительской практики, поэтому усвоение теоретических положений курса вокальной методики следует сочетать с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приёмов работы над голосом. Практическими формами работы могут быть: анализ вокальных произведений с выявлением трудностей исполнения; подбор и исполнение вокальных упражнений с объяснением их возможной целеустремлённости, обсуждение репетиций или концертов вокальной музыки и другое.

Занятия по дисциплине «Основы вокальной методики» проводится в форме лекций. Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов. Так же педагог проводит семинары на темы, выбранные преподавателем или учащимися.

Минимум содержания по предмету «Основы вокальной методики» должен сформировать у студентов знания и навыки.

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:

знать:

- историю русской национальной школы пения, основные этапы ее развития;

- систему вокального образования, требования, предъявляемые к певцу и педагогу;

- теоретические основы певческого голоса, классификацию голосов, их диапазоны и регистровое строение;

- работу голосового аппарата в пении, некоторые вопросы практической работы с учеником;



уметь:

- применять знания в области педагогической работы, позволяющие грамотно планировать развитие профессиональных навыков и умений у учащегося;



- определять вокальные трудности и пути их преодоления;

- правильно определять тип голоса у учащегося, развивать его и последовательно исправлять те или иные недостатки;

- адаптироваться к требованиям условий работы в педагогическом коллективе;

- ориентироваться и работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;


владеть:

- профессиональными методами педагогической работы в начальном и среднем звеньях профессионального музыкального образования;

- знаниями в области педагогического репертуара и методической литературы;

- основными принципами воспитания певца;

- теоретическими знаниями в музыкально-исполнительской

деятельности.

Современные задачи подготовки певцов-профессионалов, владеющих основами вокальной методики, требуют глубокого знания ими анатомии и физиологии голосового аппарата. Поэтому в данный курс включены темы, дающие студенту возможность изучить строение голосового аппарата, познакомиться с взаимодействием всех его частей в процессе пения и нервным управлением всем этим процессом. Важным для певца является также знание основных гигиенических правил и специфики жизненного режима вокалистов, разумной организации труда и отдыха. Понимание причин, способствующих возникновению профессиональных болезней голоса. Это предполагает изложение некоторых особенностей анатомии и физиологии органов голосообразования в достаточно подробной форме.

Тема «Основы Павловского учения о высшей нервной деятельности» читается обзорно. Здесь выделяются моменты, которые особенно важны для понимания индивидуальных особенностей учащихся и общих закономерностей, характеризующих деятельность нервной системы.

Принципиально важна в данном курсе тема «Психологические процессы». При ее раскрытии следует показать взаимосвязь психических процессов и свойств личности, отметить основные психологические свойства личности, значение различных сторон психики для артистической деятельности и для успешного освоения сложного вида искусства – пения. Более глубоко необходимо раскрыть вопросы, связанные со способностями, творческой деятельностью, навыками и их развитием.

Некоторые темы следует читать с привлечением музыкальных иллюстраций. К ним относятся темы, связанные с акустическим строением голоса, органов дыхания, гортани и артикуляционного аппарата в речи и пении, дефектов голоса и путей их преодоления.

В теме «Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса» необходимо связать субъективные слуховые представления о тех или иных качествах певческого голоса с объективными акустическими характеристиками.

Темы «Задачи первого периода занятий. Основные принципы воспитания певца» изучаются за инструментом с широким использованием большого количества примеров из певческой и педагогической практики.

В темах «Дыхание. Работа гортани в пении. Работа артикуляционного аппарата в пении» особенно важен наглядный показ типов дыхания, смещения гортани, работы артикуляционных органов, звучание разных регистров, типов атаки звука и т.д.

В теме «Работа по исправлению некоторых дефектов и недостатков тембра голоса» необходимо познакомить студентов с различными мнениями педагогов – практиков по этому вопросу и данными науки. Необходимо уделить внимание профессиональным заболеваниям и функциональным расстройствам голоса. Познакомить учащихся с некоторыми органическими заболеваниями голосового аппарата, наиболее часто встречающимися у певцов. Особое внимание в теме уделить профилактике болезней голосового аппарата и путям преодоления дефектов голоса.

Тема «Работа над различными видами вокализации» также изучается за инструментом с широким использованием нотного материала. Основное внимание следует уделить вокально-техническому и исполнительскому анализу рассматриваемых произведений. Ознакомить с научно-методической литературой по вокальному искусству, дать возможность яснее понять требования и методы работы педагогов по специальности.

Чтобы теснее увязать теорию с практикой, в курс вводится семинарские занятия и написание реферата(с последующей защитой), это воспитывает у студентов необходимые навыки самостоятельной работы с литературой, умение кратко, логично и профессионально излагать материал. Семинарские занятия позволят студентам на практике применить уже усвоенные теоретические знания.

Изучение тем, снабженных изданной методической литературой, педагог может предоставить студентам для самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы. Педагог выступает в данном случае лишь как консультант, разъясняющий студентам возникающие у них в процессе изучения материала вопросы.

Педагог, читающий курс и проводящий семинарские занятия, должен быть широко эрудированным человеком; знающим последние достижения науки в области певческого голоса и методики его развития.



Учебно-тематический план




Наименование разделов

количество часов

лекционные занятия

практические занятия

самостоятельная раб

I. Акустика. Физиология. Психология.

IV семестр

1


Введение. Из истории развития русской национальной школы пения.

2

2

6

2

Предмет курса «Основы вокальной методики» и его значение в системе вокального образования.

2

1

6

3

Требования, предъявляемые к певцу.

2

1

5

4

Задачи педагога и требования предъявляемые к нему.

1

2

5

5

Акустика голосового аппарата

и акустическое строение голоса



2

2

6

6

Основы Павловского учения о высшей нервной деятельности.

3

2

8


7

Психологические процессы.

2

2

6

II. Работа голосового аппарата в пении.

8

Дыхание.

2

2

4

9

Работа гортани в пении.

2

2

4




Подготовка к семинару







6




Итого

18

16

56




V семестр

10

Работа артикуляционного аппарата в пении.

2

2

6

11

Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов.

2

2

6

12

Опора певческого голоса.

2

2

6

III. Практическая работа с учениками.

13

Основные принципы воспитания певца

2

2

6

14

Задачи первого периода занятий.

2

2

4

15

Развитие голоса ученика.

2

2

4

16

Работа над различными видами вокализации

2

2

6

17

Работа по исправлению некоторых недостатков тембра голоса.

2

2

6

18

Режим и гигиена голоса.

2

2

6

19

Работа над рефератом







36







18

18







36

34

142

Итого:

212


Формы контроля
Для контроля над знаниями, умениями и навыками учащимся проводятся текущие контрольные задания в виде тестов. После окончания семестра проводится контрольный урок в форме семинара, где учащимся будет предложен ряд вопросов по пройденному материалу (Приложение 1).

По окончании курса проводится экзамен в письменной форме в виде реферата и его защита (темы реферата прил. 3; правила оформления прил.2) .

Дисциплина «Основы вокальной методики» ведется по двум направлениям:

а) теоретическое изучение (лекции)

б) практическое освоение (контрольные уроки, семинары)
Теоретическое изучение

Содержание лекций затрагивает основные вопросы вокальной методики и педагогики, а также литературы поданному предмету (прил.5), содержание лекции (прил.6).



Практические занятия (семинары)

На семинарских занятиях происходит закрепление знаний лекционного материала на основе изучения рекомендуемой литературы и ответов по темам.



Методические рекомендации по изучению:

Подготовка к семинару состоит из изучения материалов лекции и литературы к ней. Следует внимательно ознакомиться с темой, планом и целью лекции, вдумчиво ознакомиться с содержанием лекции, изучить рекомендуемую литературу, построить ответ на основании плана лекции и плана семинара.





следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по образовательной программе 051000 «Вокальное искусство»
593.27kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070801. 65 «Декоративно-прикладное искусство»
156.7kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
90.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070100. 62 «Музыкальное искусство»
126.94kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302. 02«Хореографическое искусство»
135.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
118.62kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»
337.29kb.
1 стр.