Главная
страница 1




Содержание


Актуальность концепции………………………………………………………..3

  1. Цели, задачи и основные направления социально-воспитательной деятельности……………………………………………………………………..7

  2. Основные подходы и принципы организации социально-воспитательной деятельности……………………………………………………………………..8

  3. Механизмы реализации социально-воспитательной деятельности………10

  4. Структура системы социально-воспитательной деятельности университета…………………………………………………………………...15

  5. Материально-техническое обеспечение условий реализации концепции……………………………………………………………………….16

  6. Ожидаемые результаты и критерии оценки качества социально-воспитательной деятельности…………………………………………………17

Приложение 1 Структура социально-воспитательной деятельности……......19










Актуальность концепции

Изменение социально-экономического развития в России привело к изменению социального заказа в системе образования. Требования демократизации, диверсификации и гуманизации являются основными в перестройке воспитательной работы образовательного учреждения, что соответствует конечным целям построения демократического общества в стране, государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Поэтому концепция определяет долговременные стратегические цели и задачи, основные принципы и направления воспитательной и социальной работы в университете. Социально-воспитательная деятельность должна стать органичной составляющей образовательного процесса студенческой молодежи университета.

Актуальность разработки концепции социально - воспитательной работы со студентами определяется тем, что в современных социально-экономических условиях необходима система мер по предотвращению негативных тенденций в формировании личности студента университета, а также обеспечение социализации молодого человека и поддержки процесса его индивидуализации. Создание социально-воспитательной системы университета с акцентом на конкретную личность будущего специалиста и на воспитательный потенциал внешней среды является одним из важнейших условий развития университета в современных условиях. При этом, основными факторами воспитания в вузе должны стать, во-первых, организация социально-воспитательной среды вуза и, во-вторых, стимулирование интеллектуальной, социальной активности студентов в учебной и научной деятельности, так и в организации своего социкульрутного пространства.

Таким образом, социально-воспитательная деятельность в университете должна быть направлена на реализацию двух взаимосвязанных целей  обеспечение социализации студенческой молодежи и ее интеграции в экономическое, политическое и социокультурное пространство, а также поддержки процесса индивидуализации личности.



На основе концепции социально-воспитательной деятельности разрабатывается программа социально - воспитательной работы в университете, в которой основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения, а затем реализуются в планах социально - воспитательной работы университета, институтов, факультета, колледжей, кафедр и других структурных подразделений.
Концепция разработана на основании следующих

нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года).

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы (от 07 февраля 2011 года).

  • Федеральная целевая программа развития образования
    на 2011-2015 годы (от 20 декабря 2011 г.).

  • Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации до 2016 года (в редакции от 18декабря 2006года).

  • План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» (в редакции от 05 октября 2010 года).

  • Указ президента Российской Федерации о мерах государственной поддержки талантливой молодежи от 06 апреля2006 № 325 (ред. от 25 июня 2012).

  • «Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года» (в редакции от 28августа 2012 года).

  • Республиканская целевая программа «Молодежь Хакасии на 20102013 годы», утвержденная Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09 марта 2010 года (с последующими изменениями).

  • Устав университета и другие локальные акты.

Кроме того, положения настоящей Концепции опираются на методологические, теоретические подходы к решению проблемы воспитания молодежи и имеющийся опыт социально-воспитательной работы в вузах Российской Федерации.
Основные понятия

  • Образование  единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

  • Воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

  • Общекультурные компетенции – совокупность универсальных компетенций, необходимых личности для взаимодействия с социально-профессиональным окружением, основанных на отношении личности к себе, другим, обществу с учетом особенностей социальной ситуации и разнообразных социальных норм.

  • Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

  • Оптимизация – обеспечивает достижение запланированной цели и получении соответствующих результатов на основе выбора наилучшего варианта педагогических условий, методов, приемов и средств из множества возможных. Оптимизировать – найти и реализовать наилучшие способы организации педагогического процесса.

  • Социальная работа – действенная помощь и поддержка человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

  • Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность молодого человека, которую он не может преодолеть самостоятельно.

  • Основные виды трудных жизненных ситуаций студентов: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, инвалидность или серьезная болезнь родителей, одиночество, сиротство, бедность, отсутствие места жительства, конфликты в вузе, жестокое обращение в семье или в группе сверстников, академическая неуспеваемость.

  • Студенчество – социально-профессиональная группа, включающая студентов – учащихся высших учебных заведений, которая занимает особое положение в социальной структуре общества, отличается стремлением к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, социальной активностью и интересом к практическому участию в позитивных преобразованиях России




  1. Цели, задачи и основные направления

социально-воспитательной деятельности

Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и ориентировано на активное участие вуза в процессе становления личности студента и ее социализации. Основной сущностью концепции является реализация социально-воспитательной деятельности в университете, как органической части системы профессиональной подготовки, направленной на формирование современного конкурентоспособного специалиста, обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально значимых качеств личности, активной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей.

С учетом требований современного профессионального образования в концепции определена цель социально-воспитательной деятельности – создание оптимальной социокультурной среды университета, направленной на социализацию и самореализацию студенческой молодежи, проявляющихся в социально-личностной зрелости студента.

Концепция включает следующие приоритетные направления в качестве системообразующих социально-воспитательной деятельности университета:



  • Совершенствование системы социально-воспитательной деятельности в университете;

  • Создание условий в университете для формирования целостной личности студента, способной к саморазвитию и эффективному осуществлению жизнедеятельности в меняющихся в политических, экономических, социальных условиях.

В процессе социально-воспитательной деятельности в университете реализуются следующие задачи:

  • Обеспечение методологических, теоретических и методических основ качественного совершенствования организации социально-воспитательной деятельности;

  • Организация социально-воспитательной поддержки субъектов образовательного пространства, нуждающихся в социальной помощи;

  • Совершенствование системы поддержки студенческих объединений, инициатив, студенческого соуправления;

  • Конкретизация целевой направленности воспитания студенческой молодежи в вузе;

  • Сопровождение одаренной и талантливой молодежи в социокультурной среде вуза;

  • Обеспечение профилактики асоциальных явлений в студенческой среде вуза.

При этом Концепция рассчитана на самостоятельную позицию работников университета в выборе конкретных задач, форм и методов воспитательной работы.


  1. Основные подходы и принципы организации

социально-воспитательной деятельности
При разработке концепции социально-воспитательной деятельности были интегрированы теоретические подходы. Социализирующий подход представляет социально-воспитательную деятельность как многомерную и открытую социальную систему, направленную на обеспечение социализации студентов и их личностное самоопределение. Аксиологический подход позволяет строить социально-воспитательную деятельность как процесс освоения и принятия ценностей, который предполагает несколько этапов: предъявление ценности; обеспечение положительного отношения к ценности; выявление смысла ценности и ее значения; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения студентов; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении студентов. Антропологический подход показывает значение системы в организации воспитательной деятельности, так как декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития человека. Компетентностный подход в социально-воспитательной деятельности акцентирует внимание на формировании у студентов компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации. Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной социально-воспитательной деятельностью студентов в общем контексте их жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности студентов.

Основные принципы, определяющие реализацию социально-воспитательной деятельности:



    1. Принцип единства, целостности и взаимосвязи всех компонентов, образующих социально-воспитательную деятельность. Воздействие на личность студента должно осуществляться через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, комплекс соответствующих методов и воспитательных средств. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих социально-воспитательной деятельности.

    2. Принцип целенаправленности проявляется во взаимосвязи целей, задач, направлений и методов социально-воспитательной деятельности в университете.

    3. Принцип гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей в процессе социально-воспитательной деятельности университета. Опора на принцип гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей вносит в содержание социально-воспитательной деятельности взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и общества в целом.

    4. Принцип связи социально-воспитательной деятельности с жизнью, с современным уровнем социально-политического и культурного развития общества, который создает предпосылки для того, чтобы студенты научились самостоятельно, глубоко разбираться в явлениях социально-политической жизни, обладали достаточно высоким уровнем развития политической культуры, гражданской зрелости.

    5. Принцип толерантности осуществляется через понимание и принятие студентами других культур, другого образа жизни, поведения людей в рамках социальных, правовых и моральных норм и законов.

    6. Принцип воспитания личности студента в коллективе реализуется через формирование разных межличностных отношений, которые регулируют взаимоотношения между студентами, влияют на их действия и поступки, нравственный микроклимат в самом коллективе. Именно в коллективе возможно формирование гармонии личных и общественных интересов.

    7. Принцип приоритета профилактических мер в социально-воспитательной деятельности направлен на предупреждение девиантного поведения и экстремистской деятельности студентов, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих их осуществлению. Это меры замещающего (отвлекающего) и ознакомительного (упреждающего) характера.




  1. Механизмы реализации социально-воспитательной деятельности




    1. Воспитание студентов, через учебный процесс.

Механизм основывается на понимании образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемом в интересах человека, семьи, общества и государства.

Для реализации социально-воспитательной деятельности в учебном процессе необходим учет профессорско-преподавательским составом содержания государственных образовательных стандартов, учебных планов, предметных программ с целью выявления их воспитательного потенциала и возможностей использования в социально-воспитательной деятельности учебных курсов по гуманитарному и социально-экономическому блокам, естественно-научных и технико-технологических дисциплин.

При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности в учебном процессе главными воспитывающими факторами являются: субъект-субъектные отношения между студентом и преподавателем, студентами; акцентирование внимания субъектов образовательного процесса на социальных, профессиональных, культурных и этнических ценностях, составляющих основу формирования ценностного сознания личности и понимания ею своей социальной ответственности.


    1. Научно-исследовательская деятельность студентов.

Участие студентов в научной работе выступает движущей силой их вовлечения в процесс освоения материальных и духовных ценностей, личностного и профессионального самоопределения. Творческий настрой, научный поиск в научно-исследовательской деятельности воспитывают у студенческой молодежи настойчивость, активность, творчество, неординарность, культуру научного мышления, умение работать в коллективе.

Для повышения эффективности социально-воспитательной деятельности научно-исследовательская деятельность может проводиться в учебное время (в соответствии с учебными планами и учебными программами) и во внеучебное время.

Формы организации и проведения НИРС, реализуемые во внеучебное время, включают: студенческие научные кружки, проблемные группы, студенческие научно-технические объединения, участие студентов в выполнении исследований по грантам и программам, по заказам предприятий и организаций.

Формами организации научно-исследовательской деятельности в рамках учебной деятельности являются курсовые и дипломные работы, производственная и педагогическая практика, лабораторно-исследовательские практикумы, студенческие научные семинары, конференции, работа во временных творческих коллективах по выполнению НИР.



    1. Формирования студенческого соуправления, как типа организационно-управленческих отношений, основанных на включении всех участников системы образования в управленческий процесс, путем делегирования полномочий в соответствии с уровнем компетентности.

Студенческое соуправление основывается на способности студентов к самодвижению, саморазвитию, самодеятельности и трансформации их в субъект управления социальной системой за счет включения в совместную деятельность. Данный тип организационно-управленческих отношений способствует развитию социальных отношений, основанных на принципах добровольности и партнерства, так как часть управленческих полномочий делегируется студенчеству, которое должно нести долю ответственности за обсуждаемые, принимаемые и реализуемые задания. При таких условиях социальные отношения в вузе будут стимулировать прозрачность и открытость принятия решений.

Поэтому студенческое соуправление направлено на развитие социальных навыков управления, создание оптимальных условий для творческой самоактуализации и роста профессионального, организаторского мастерства, реализацию академических прав студентов.

Формирование студенческого соуправления предусматривает этапы: предварительный (первичный), начальный, средний и высший. Переход от предварительного этапа развития соуправления к высшему связано с качественными изменениями мотивационной сферы студентов, характером выполняемой деятельности, структурой коллектива, улучшением взаимных отношений, обогащением соуправленческого опыта, совершенствованием системы ответственности студенчества за результаты своего труда.

Условиями, обеспечивающими эффективность соуправления как организационно-управленческой формы управленческих отношений в вузе можно считать психологический климат, направляемый самими студентами; вовлечение студентов в совершенствование содержания и оптимизации учебного процесса; нейтрализация противоречий между формальными и неформальными структурами управления; поддержание атмосферы доброжелательности и уважения студента, стимулирующих развитие индивидуальности, творческой самоактуализации; функционирование обратной связи между участниками образовательного процесса; учет уровня компетентности студенчества, их «зрелости» по отношению к поставленной задаче; преобладание координации как вида социального управления над субординацией.



    1. Применение критериев оценки эффективности социально-воспитательной деятельности в университете с учетом обеспечения ее целостности; универсальности и обобщенности по отношению к объекту оценки; способности максимально воздействовать на воспитательный потенциал вуза; объективных процессов и конкретных актуальных программ модернизации воспитания студентов; направленности на обеспечение управления главными, наиболее существенными изменениями, инновациями, обновлением в воспитании.

Также установлены основные принципы, которые должны быть учтены при проектировании критериев и показателей: возможность преимущественно прямой оценки объекта; максимальная приближенность оценки к конечному результату системы воспитания; объективность и достоверность оценок объекта; актуальность, перспективность и стратегическое значение оценок; измеряемость показателей; экономичность и простота проведения оценок (получения и обработки информации).

    1. Проведение социологических опросов для повышения эффективности реализации условий и средств социально-воспитательной деятельности в университете используются результаты социологических опросов студентов и преподавателей, проводимых социологической исследовательской лабораторией университета.

Социологические исследования студенчества как основного субъекта образовательного процесса являются ключевыми при конструировании воспитательной работы в университете. Ежегодно проводится самообследование на основе анонимного анкетирования студентов с целью изучения их мнения об организации учебной и внеучебной деятельности. Социологическая исследовательская лаборатория выявляет мнения студентов и преподавателей вуза о своем учебном заведении, качестве преподавания и социально-воспитательной работе, настроениях и перспективах после окончания учебы, разрабатывает социологические проекты по вопросам образования, молодежной жизни, правовой культуры, религиозной и культурной жизни, дает рекомендации по совершенствованию воспитательной деятельности.

    1. Развитие социально-воспитательной системы университета непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса обучающих методических «круглых столов», методологических семинаров для обсуждения наиболее важных проблем воспитания студентов, направленных на повышение квалификации педагогов и кураторов и на активизацию социально-воспитательной деятельности в студенческих группах, учебных структурных подразделениях.

Создаваемая доступная для преподавателей научно-методическая база организации воспитательного процесса в университете должна включать систематизированные материалы, методические рекомендации, обобщение результативного педагогического опыта, авторские и коллективные пособия и монографии.

Для последовательной реализации концепции социально-воспитательной деятельности разрабатывается программа и ежегодный план социально-воспитательной деятельности.




  1. Структура системы социально-воспитательной

деятельности университета
Система социально-воспитательной деятельности университета представлена с учетом задач и направлений Концепции, а также ее структурные компоненты отражены в Приложении 1.
Система социально-воспитательной деятельности университета


п/п


Задачи социально-воспитательной деятельности

Направления социально-воспитательной деятельности

Структурные элементы системы социально-воспитательной деятельности

1.

Обеспечение методологических, теоретических и методических основ качественного совершенствования организации социально-воспитательной деятельности

Совершенствование системы социально-воспитательной деятельности в университете


Управление по социальной поддержки и воспитательной деятельности (УСП и ВД), Совет по воспитательной работе, ФДПС

2.

Организация социально-воспитательной поддержки субъектов образовательного пространства, нуждающихся в социальной помощи

УСП и ВД, Совет по воспитательной работе, органы студенческого самоуправления, Спортклуб

3.

Совершенствование системы поддержки студенческих объединений, инициатив, органов студенческого самоуправления

Совершенствование системы социально-воспитательной деятельности в университете;

Создание условий в университете для формирования целостной личности студента, способной к саморазвитию и эффективному осуществлению жизнедеятельности в меняющихся в политических, экономических, социальных условиях



УСП и ВД, Совет по воспитательной работе, ФДПС, Спортклуб, учебные структурные подразделения, органы студенческого самоуправления, педагогический коллектив

4.

Конкретизация целевой направленности воспитания студенческой молодежи в вузе

Совершенствование системы социально-воспитательной деятельности в университете

УСП и ВД, Совет по воспитательной работе, учебные структурные подразделения

5.

Сопровождение одаренной и талантливой молодежи в социокультурной среде вуза


Создание условий в университете для формирования целостной личности студента, способной к саморазвитию и эффективному осуществлению жизнедеятельности в меняющихся в политических, экономических, социальных условиях



  1. Материально-техническое обеспечение условий

реализации концепции
Развитие социально-воспитательной системы и выполнение программы социально-воспитательной деятельности, координационного плана социально-воспитательной работы требует финансовых ресурсов. Основным источником финансирования являются субсидии, направленные на организацию научно-исследовательской, культурно-массовой, физкультурной, оздоровительной работы со студентами очной формы обучения университета. Объем финансирования мероприятий социально-воспитательной деятельности утверждается ежегодно в плане финансово-хозяйственной деятельности университета.

Проблемы финансирования также должны разрешаться через реализацию комплексных социальных проектов, участие студенческих творческих коллективов в конкурсах грантов различного уровня.




  1. Ожидаемые результаты и критерии оценки качества

социально-воспитательной деятельности


    1. Единство целей и задач структурных подразделений управления социально-воспитательной деятельности; скоординированное взаимодействие субъектов социально-воспитательной деятельности разного уровня; оснащение современными нормативно-правовыми и методическими разработками процесса социально-воспитательной деятельности.

    2. Увеличение количества и результативности мероприятий социально-воспитательной деятельности на городском, региональном и российском уровнях, увеличение количества призеров, лауреатов, степени участия в организации социально-воспитательного пространства студенческого соуправления.

    3. Развитие материально-технической базы и увеличение количества культурных объектов на территории университета, связей с культурными организациями.

    4. Устойчивость сформированных студентами принципов и убеждений в повседневной, учебной, научно-исследовательской, общественной и трудовой деятельности; улучшение учебной и трудовой дисциплины студенческих коллективов; повышение качества учебной, производственной практик студентов, участия в студенческих отрядах; степень позитивности социально-психологического климата в студенческих коллективах, отсутствие правонарушений и асоциальных поступков.








Смотрите также:
Актуальность концепции
190.88kb.
1 стр.
Концепция воспитательной работы в Сургутском государственном педагогическом университете Актуальность
187.92kb.
1 стр.
Позвольте выразить благодарность за то, что подняли тему адресных реестров. Актуальность не вызывает сомнения
35.51kb.
1 стр.
Лекция №9-2008. О разработке концепции информационной безопасности федерального органа государственной власти 9 апреля
433.11kb.
3 стр.
Методические рекомендации по составу и содержанию разрабатываемых материалов в проекты концепции фкп-2025 14
1235.87kb.
6 стр.
Развитие центробежных тенденций в Югославии введение актуальность исследования
521.61kb.
3 стр.
Общая характеристика работы актуальность темы
331.63kb.
1 стр.
2. Концепции управления маркетингом
960.23kb.
4 стр.
Персоны — «грата», концепции —
540.58kb.
3 стр.
Многоликая мандолина
183.92kb.
1 стр.
Девелоперский проект: от концепции до реализации. Best Practice from the Best Developers
67.98kb.
1 стр.
Тема Предмет, объекты, цели и концепции финансового учета
171.24kb.
1 стр.