Главная
страница 1
Лыскова Н.Н.

План-конспект урока по литературе 20 века.

Тема урока: конфликт драмы М. Горького «На дне» и её проблематика.

Цель урока: определить составляющие конфликта и проблематику драмы М. Горького «На дне».

Тип урока: смешанный (лекция с элементами беседы).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Лекция.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

После серии романтических произведений 90-х годов, полный бунтарских идей, Горький создаёт пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя – драму «На дне» (1902). Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.



  1. Беседа.

1). Как изображается место действия?

2). Какие люди являются обитателями ночлежки?

3). Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы? (Записать в тетрадь: резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишёнными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении).

4). Что привело в ночлежку её обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актёра, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

5). Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

6). Слово учителя. (Записать в тетрадь).

Конфликт, в котором участвуют все герои, - особый. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.



  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.


Смотрите также:
План-конспект урока по литературе 20 века. Тема урока: конфликт драмы М. Горького «На дне» иеё проблематика
21.8kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «Гимназия №33» Класс: 10 «б» Предмет: история план-конспект урока тема урока: Могла ли Русь оставаться языческой?
33.43kb.
1 стр.
Конспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
53.45kb.
1 стр.
План-конспект урока тема урока Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя
109.24kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи
121.95kb.
1 стр.
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока: XIX век золотой век русской культуры
71.17kb.
1 стр.
План-конспект урока знаки. Знаковые системы (Тема урока) Нуруллин Андрей Равильевич
63.42kb.
1 стр.
План-конспект урока тема урока: «Нахождение числа по его дроби» фио казина Юлия Олеговна
72.5kb.
1 стр.
План-конспект урока Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитатель-ные задачи Развивающие задачи
99.1kb.
1 стр.
План-конспект урока «Окружающий мир» 4 класс Тема урока: Древняя Греция Тип урока: урок усвоения новых знаний
101.26kb.
1 стр.