Главная
страница 1
РЕЗОЛЮЦИЯ
I Международной конференции

«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ.

Безопасность на транспорте»
Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

«Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ»

6 июня 2011 г. г. Санкт-Петербург


21-22 апреля 2011 г. в Санкт-Петербурге в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ» состоялась I Международная конференция «Безопасность на транспорте».
В работе конференции приняли участие председатель Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации В.А.Васильев, первые лица Министерства транспорта РФ, федеральных агентств воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, делегаты от исполнительной, законодательной власти 36 регионов России и ряда зарубежных стран - Германии, Израиля, США, Великобритании, Франции, Швеции, Польши, Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины, Республики Корея и других, специалисты профильных образовательных учреждений, ведущие российские и международные компании-производители оборудования для обеспечения безопасности на транспорте, представители крупнейших российских аэропортов, портов, железнодорожных вокзалов, метрополитенов.
Участники конференции, обсудив наиболее актуальные вопросы развития транспортной отрасли России, отметили следующее:

Развитие отечественной транспортной отрасли, внедрение информационных технологий, использование современных достижений в области безопасности на транспорте тесно связаны с задачей модернизации всей транспортной системы Российской Федерации.

Принятием Федерального Закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» заложена основа нормативного регулирования в этой области. В целях реализации положений закона приняты 5 нормативно-правовых актов Правительства РФ и 7 приказов Министерства транспорта РФ. На сегодняшний день приказами Министерства транспорта РФ утверждены требования к объектам транспорта в части обеспечения транспортной безопасности, кроме городского наземного электротранспорта.

С целью повышения ответственности за нарушение требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также ужесточение наказания за незаконное вмешательство в деятельность транспорта Федеральным законом №195-ФЗ от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях.

Для включения в законодательство такого понятия, как антитеррористическая защищенность объекта, Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон от 03.05.2011 года № 96-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму». Законом предусматривается, что граждане, физические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица обеспечивают выполнение установленных требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или используемых ими на ином законодательном основании.

В целях практической реализации законодательства о транспортной безопасности, комплексного подхода к вопросам безопасности Министерством транспорта РФ совместно с МВД РФ, ФСБ РФ и МЧС РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» разработана и утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте.

В ходе реализации Программы предполагается оборудовать наиболее уязвимые объекты транспортного комплекса современными специализированными техническими средствами охраны. Объекты будут оснащены в том числе:

- инженерными средствами обеспечения транспортной безопасности, то есть периметральными и локальными ограждениями, оборудованием КПП, средствами принудительной остановки автотранспорта и досмотровыми площадками;

- системами телевизионного наблюдения;

- системами контроля и управления доступом;

- современными системами связи.

По поручению Президента Российской Федерации, в стадии подготовки к внесению в Правительство Российской Федерации находится проект изменений в Комплексную программу, учитывающий опыт создания пилотных зон безопасности на различных видах транспорта.

В 2011 году принимаются меры по выполнению неотложных мероприятий в области транспортной безопасности для защиты, в первую очередь, наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры, с этой целью в декабре 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации по предложению Министерства транспорта РФ были внесены поправки, учитывающие произошедшие изменения в транспортном комплексе, произведено перераспределение бюджетных средств.

В настоящее время закладывается основа для предстоящей работы по оценке уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности. Министерством транспорта РФ проводятся мероприятия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В федеральных агентствах по всем видам транспорта и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта созданы структурные подразделения транспортной безопасности, которые в настоящее время активно занимаются реализацией требований законодательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средства.

Участники конференции обращают внимание руководства Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на актуальные проблемы обеспечения безопасности на транспорте в Российской Федерации и несовершенство законодательства в этой сфере и просят Съезд Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Партии В.В. Путина, Председателя Высшего совета Партии Б.В. Грызлова выступить с инициативами по выполнению следующих рекомендаций:



1. Модернизация российской системы обеспечения безопасности на транспорте (государственная политика)


    1. Министерству транспорта РФ подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство. В ходе реализации этих предложений необходимо предусмотреть следующий комплекс мер: МВД отвечает по введению на ж.д.

      1. Ввести на входе в пассажирские вокзалы досмотр физических лиц, их багажа и ручной клади на железнодорожном, автомобильном, морском и речном транспорте, метрополитене;

      2. Наделить функциями проведения досмотра подразделения транспортной безопасности, входящие в состав субъектов транспортных инфраструктур или в состав иных юридических лиц, аккредитованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а также подразделений органов внутренних дел или организаций, находящихся в их ведении, и/или подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта;

      3. Установить правила досмотра применительно к отдельным видам транспорта;

      4. Ввести обязательную аккредитацию юридических лиц, оказывающих услуги и/или осуществляющих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности и уточнить перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

      5. Определить обеспечение транспортной безопасности как вид деятельности, имеющий стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

      6. Создать на объектах с массовым скоплением людей (аэропорты, железнодорожные вокзалы, автомобильные вокзалы, речные порты) многоуровневую систему безопасности с учетно-заградительными системами (фиксация транспорта, пассажиров, ограничение въезда, принудительная остановка, площадки для выборочного досмотра транспорта, пассажиров, груза).

    2. Создать условия для ФСБ РФ и МВД РФ для осуществления оперативного розыска и поиска на объектах транспорта и транспортных средствах, в частности:

1.2.1. Оборудовать объекты транспорта, в первую очередь вестибюли

станций метрополитена, автостанции, автомобильные и железнодорожные вокзалы, автоматизированными розыскными системами, основанными на распознавании объектов по биометрическим характеристикам лица человека (и с использованием цифровых фотографий);

1.2.2. Создать федеральный банк данных цифровых фотографий российских и иностранных граждан, предусмотреть его формирование при выдаче общегражданских, заграничных паспортов, вида на жительство или виз для въезда на территорию Российской Федерации, осуществлении регистрационного учета;

1.2.3. Создать единый банк данных цифровых фотографий лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, а также лиц, находящихся во всех видах розыска;

1.2.4. Установить право и порядок осуществления внезапных проверок без предварительного уведомления проверяемого субъекта надзора;

1.2.5. Законодательно определить внесудебный порядок временного запрета осуществления юридическими лицами деятельности по обеспечению транспортной безопасности в случае выявления нарушений законодательства;

1.2.6. Внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся ужесточения ответственности юридических лиц за нарушения законодательств Российской Федерации о транспортной безопасности;

1.2.7. Законодательно установить норму о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности на всех видах транспорта.

1.3. В Федеральный Закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» внести следующие изменения Министерству транспорта Российской Федерации:

1.3.1. В части наделения полномочиями по обеспечению транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти, определить и разграничить ответственность субъектов транспортной инфраструктуры и федеральных органов исполнительной власти;

1.3.2. Нормативную правовую базу по транспортной безопасности привести к единообразному употреблению терминов, разъяснив, что понимать под каждым из них;

1.3.3. Откорректировать перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе железнодорожного транспорта;

1.4. Создать условия для своевременного проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транс средств с целью разработки планов обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры РФ:

1.4.1. Федеральной службе по тарифам РФ установить тарифные ставки на услуги по проведению оценки уязвимости для последующего заключения региональными транспортными организациями договоров на выполнение работ по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств со специализированными аккредитованными организациями;

1.4.2. Министерству транспорта Российской Федерации определить результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъектов РФ.

1.5. ФСБ России рекомендовать привести инженерно-технические системы транспортной безопасности (камеры видеонаблюдения, видеорегистрации, досмотровых устройств, резервных источников электрического питания, обработки и отображения информации и т.д.) к единым технико-эксплутационным стандартам:

1.5.1. Определить критерии и технические характеристики оборудования, используемого на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, учитывая категории объектов;

1.6. Сформировать многоуровневое информационное пространство с единым центром управления базами данных в области обеспечения транспортной безопасности для их оперативного использования;

1.7. Создать между центрами управления в кризисных ситуациях МЧС России и дежурными службами на объектах транспорта прямые каналы связи, позволяющие осуществлять передачу информации в больших объемах и в кратчайшие сроки, повысить оснащенность дежурных служб соответствующим техническим оборудованием и программными продуктами;

1.8. Проводить систематические проверки объектов транспорта, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, на инженерно-техническую укрепленность и антитеррористическую защищенность;

1.9. Выносить вопросы об итогах проведенных проверок на инженерно-техническую укрепленность и антитеррористическую защищенность, а также о мерах, принимаемых по усилению защищенности объектов транспорта на рассмотрение постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка на территории субъектов Российской Федерации;

1.10. В целях обеспечения безопасности на транспорте, в частности при перевозках опасных грузов, организовать взаимодействие между государственными структурами, перевозчиками и грузовладельцами;

1.11.Ужесточить ответственность за осуществление террористических акций;

1.12. Для успешной реализации мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте целесообразно:

1.12.1.Определить порядок, источники, параметры финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, как субъектами транспортной инфраструктуры, так и органами государственной власти;

1.12.2. В ходе разработки и принятия законодательных и нормативных правовых актов по обеспечению транспортной безопасности необходимо учитывать влияние принимаемых решений и вводимых ограничений на экономическую и социальную составляющие функционирования транспортного комплекса, доступность его услуг для населения;

1.12.3.Регламентировать ресурсное обеспечение транспортной безопасности, в том числе финансирование подготовки квалифицированных кадров, внедрение научно-технических разработок, особенно в условиях государственно-частного партнерства.

1.13. Изучить возможность внесения следующих изменений в Уголовный Кодекс РФ в части усиления ответственности за преступления в сфере транспорта:

1.13.1. Внести поправки в ст. 266 и ст. 268 и установить ответственность за умышленное причинение крупного ущерба вследствие недоброкачественного ремонта и выпуска в эксплуатацию технически неисправного транспорта;

1.13.2. Внести поправки в ст. 267 и установить ответственность за умышленное деяние независимо от его последствий.

1.14. Изучить возможность внесения следующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение правил безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно установить штрафы за:


  • проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора;

  • нахождение граждан в неустановленных местах в зоне движения скоростных (высокоскоростных) поездов;

  • проход граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах.

  1. Автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт




    1. Для обеспечения безопасности на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Министерству транспорта Российской Федерации ускорить разработку необходимого пакета документов по обеспечению безопасности на транспорте, а именно:

      1. Внести изменения в документы, предусматривающие осуществление пассажирских перевозок на международных и межрегиональных маршрутах, а также на основных пассажирообразующих пунктах внутрирегиональных междугородних маршрутах только с автовокзалов;

      2. Предусмотреть нормативными правовыми актами использование на междугородных перевозках пассажиров только автобусы, имеющие багажные отделения и сертификат соответствия;

2.1.3. Передать полномочия в области лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом на городских, внутримуниципальных и межмуниципальных маршрутах на региональный уровень, оставив лицензирование межрегиональных перевозок на федеральном уровне;

2.1.4. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» в части обязательного для автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки и грузовые перевозки опасных грузов, оснащения аппаратурой спутниковой навигации системой спутникового позиционирования транспортных средств и оборудования их «тревожными кнопками»;

2.1.5. Организовать выборочный досмотр пассажиров, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади на автовокзалах силами и с использованием оборудования организаций, аккредитованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а также подразделениями органов внутренних дел или организаций, находящихся в их ведении;

2.1.6. Принять нормативные акты, предусматривающие наказание за перевозку пассажиров в междугородном сообщении неорганизованными перевозчиками;

2.1.7. Предусмотреть возможность работы на линии работникам Ространснадзора при проверках соблюдения транспортного законодательства перевозок пассажиров автобусами;

2.1.8. Необходимо внести изменения в Федеральный Закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» и разграничить полномочия в сфере безопасности дорожного движения и организации движения;



      1. Включить внутренние маршруты междугородного сообщения в перечень видов маршрутов автомобильного транспорта, участвующих в формировании единой государственной информационной системы транспортной безопасности, при оформлении проездных документов (билетов) на которые подлежит осуществлять сбор персональных данных о пассажирах (фамилия, имя, отчество; вид и номер документа, удостоверяющего личность и т.д.) и передачу собранной информации в автоматизированные централизованные базы данных;

      2. Установить порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.

      3. Изложить п. 94 Постановления РФ от 14 февраля 2009 года № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» в следующей редакции:

«Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов».

    1. Создать условия для проверки документов граждан и транспортных средств по розыскным и оперативно-справочным учетам МВД РФ;

    2. Оснастить обзорными видеокамерами и аппаратно-программными комплексами идентификации транспортных средств автовокзалы и автостанции.

2.4. В целях наведения порядка в сфере перевозок пассажиров легковыми такси внести в Федеральный Закон № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» дополнения, касающиеся:

2.4.1. Персональной ответственности собственника за обеспечение транспортной безопасности;

2.4.2. Нормативного регулирования вопросов организации диспетчерской службы;

2.4.3. Организации лицензирования деятельности легковых такси;

2.4.4. Нормативного закрепления тарификации услуг;

2.4.5. Создания единого реестра перевозчиков.

2.5. Наряду с лицензированием внести изменения в статьи в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, касательно нелегального извоза, установив штрафные санкции в размере 50000 рублей или административный арест 5 суток;

2.6. При выявлении фактов незаконной предпринимательской деятельности в сфере таксомоторных перевозок лицу, совершившему нарушение, предъявлять обвинение в незаконной предпринимательской деятельности в соответствии с Уголовным Кодексом РФ;

2.7. Оснастить автомобили, работающие в режиме таксомотора, государственными регистрационными знаками с целью визуального определения транспортных средств, легально осуществляющих перевозки;

2.8. Предусмотреть при нарушении ПДД водителем таксомотора наложение административного взыскания за нарушение ПДД, как на водителя, совершившего нарушение, так и на его работодателя (руководителя);




  1. Воздушный транспорт`




    1. Для обеспечения безопасности на воздушном транспорте Министерству транспорта Российской Федерации принять меры с целью оборудования аэропортов современными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности за счет средств федерального бюджета РФ;

    2. Обеспечить наличие на воздушных судах бортовых систем аудио и видеоконтроля за обстановкой на борту;

    3. В целях совершенствования нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности полетов принять следующие меры:

      1. Активизировать процесс разработки государственных требований в области системы управления безопасности полетов, с четким определением механизмов контроля деятельности авиационных перевозчиков в данной области;

      2. Разработать программы подготовки авиационного персонала по системе управления безопасностью полетов в учебных заведениях гражданской авиации Российской Федерации;

      3. Разработать процедуру определения, утверждения и контроля авиационной администрацией Российской Федерации приемлемого уровня безопасности и показателей безопасности полетов для эксплуатантов воздушных судов;

      4. Подготовить предложения по внесению изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации с учетом реализации стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области контроля за обеспечением безопасности полетов.

3.4. В отношении нормативного регулирования вопросов обеспечения безопасности в аэропортах Правительству Российской Федерации рекомендовать четко определить порядок процедуры досмотра на входе в аэровокзал, а именно:

3.4.1. Определить порядок действий сотрудников безопасности аэропорта и сотрудников органов внутренних дел при проведении процедуры досмотра на всех видах транспорта;

3.4.2. Определить перечень предметов и веществ, запрещенных для проноса в здание аэровокзала;

3.5. Возложить ответственность за осуществление мер по обеспечению авиационной безопасности на лицо, эксплуатирующее объект, которое в свою очередь определяет исполнителя данных мер;

3.6. Внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в части установления ответственности членов экипажей воздушных судов за преждевременное снижение и нарушение метеорологического минимума при посадке.


  1. Железнодорожный транспорт и метрополитен




    1. Для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте Министерству транспорта РФ разработать нормативные акты, предусматривающие:

4.1.1. Разделение пассажирских потоков и грузовых составов со взрывчатыми, радиоактивными и огнеопасными грузами на всех крупных станциях;

4.1.2. Реализацию дополнительных мер безопасности при следовании таких составов через жилые районы населенных пунктов;



4.1.3. Оборудование дополнительными техническими средствами безопасности, в том числе видео средствами, железнодорожных переездов в населенных пунктах.

    1. Разработать порядок взаимодействия подразделений МЧС и МВД РФ, органов власти субъектов РФ, эксплуатационных и обеспечивающих структур железнодорожного транспорта при чрезвычайных происшествиях с пассажирскими поездами и при грузоперевозках радиоактивных, взрывчатых веществ, пожаро- и химически опасных грузов;

    2. Для повышения защищенности пассажиров от актов незаконного вмешательства необходимо осуществить следующие мероприятия:

      1. С целью организации досмотра пассажиров и багажа на городском пассажирском транспорте внести изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного и электрического транспорта» и запретить посадку и высадку пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок;

      2. Осуществить разработку регламента взаимодействия между подразделениями силовых ведомств и создаваемыми подразделениями транспортной безопасности в процессе внедрения и эксплуатации досмотрового оборудования, предусмотренного Комплексной программой обеспечения безопасности (КСОБ);

      3. Обеспечить снабжение населения информацией о возможных негативных последствиях прохождения процедуры досмотра с использованием досмотрового оборудования;

      4. Предусмотреть меры государственной поддержки разработки оборудования, позволяющего без ущерба для здоровья пассажиров, дистанционно выявлять взрывчатые вещества, скрытно расположенные на теле человека;

      5. Ускорить разработку интеллектуального видеонаблюдения, позволяющего осуществлять розыск в пассажиропотоке в интересах силовых ведомств;

      6. Продолжить модернизацию существующей в метрополитене системы видеонаблюдения и дальнейшее развитие цифровой радиосвязи;

      7. Увеличить количество сотрудников патрульно-постовой службы полиции на станциях и на подступах к ним до необходимой численности, позволяющей в полном объеме выполнять возложенные на них задачи по обеспечению общественного порядка, безопасности, борьбы с преступностью и противодействию террористическим проявлениям;

      8. Увеличить кинологическое подразделение ГУВД для использования патрулирования на объектах метрополитена;

      9. МВД РФ рассмотреть вопрос передачи в оперативное обслуживание привокзальных площадей ОВД на транспорте;

      10. На плановой (внеплановой) основе проводить совместные учения с подразделениями транспортной полиции, руководителями вокзальных комплексов, железнодорожных станций, в ходе которых отрабатывать вопросы координации взаимодействия на предмет предотвращения террористических актов, техногенных катастроф, проведения несанкционированных митингов, изъятия наркотических веществ и оружия;

      11. На уровне федерального законодательства определить зоны безопасности в вокзальных комплексах.

      12. Определить перечень предметов и веществ, запрещенных для проноса на транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

4.4. Провести комплекс мер, направленных на повышение технической укрепленности зданий (транспортных узлов), а именно:

4.4.1.Укомплектовать первичными средствами пожаротушения;

4.4.2.Осуществлять допуск лиц на территорию при помощи контрольно-пропускной системы;

4.4.3. Осуществлять обучение личного состава реагированию на возникновение нештатных ситуаций.

4.5. Провести мероприятия по созданию Общероссийской комплексной системы

информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, в том числе и на территории Северо-Западного федерального округа;

4.6. Применять информационный комплекс электронных табло «бегущая строка»,

предназначенных для оперативного оповещения населения (в режиме реального времени на опасных объектах, общественном транспорте, в местах массового пребывания) о ЧС, социально значимых мероприятиях, профилактических предупреждений для предупреждения ЧС и других информационных сообщений;

4.7. Проводить уточнение технологических схем движения пассажиропотока на территории вокзальных комплексов в целях минимизации точек скопления людей;

4.8. Упорядочить и ограничить размещение мест розничной торговли и стоянок транспортных средств на территориях, примыкающих к вокзальным комплексам;

4.9.Разработать требования к размещению мест розничной торговли и общественного питания на объектах транспортной инфраструктуры и в местах массового пребывания людей с точки зрения обеспечения безопасности их жизни;

4.10. Разработать планы по развитию систем видеонаблюдения на всей территории вокзальных комплексов;

4.11. Внести изменения в Федеральный Закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» с целью распространения требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах на юридических лиц, осуществляющих деятельность на объектах транспорта, и физических лиц, находящихся на объекте.

4.12. Для обеспечения комплексной безопасности на метрополитенах необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу и выполнить ряд НИР и ОКР с постановкой и решением следующих задач, а именно:



      1. Дополнить Федеральный Закон №123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разделом по пожарной безопасности метрополитенов;

      2. С учетом требований Федерального Закона №123 от 22.07.2008 года переработать Правила пожарной безопасности на метрополитенах (ЦУО/4583) 1988 года;

      3. Привести в соответствие с требованиями ППБО-147-87 «Правила пожарной безопасности на метрополитенах» с учетом изменения нормативно-правовой базы ГПС и опыта зарубежных стран для включения их в ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» в качестве раздела;

      4. Дополнить свод правил «Метрополитены» и свод правил по проектированию метрополитенов СП 32-105-2004 (разделов, положений и требований, связанных с обеспечением пожарной безопасности), разделом по эксплуатации метрополитенов;

      5. Дополнить свод правил по проектированию метрополитенов СП 32-105-2004 нормативными требованиями к коммуникациям и конструкциям торговых зон и подуличных переходов, при их непосредственном контакте с зонами вестибюлей метро;

      6. Разработать правила пожарной безопасности и систем сертификации в области пожарной безопасности применительно к подвижному составу метрополитена;

      7. Разработать законодательную базу по внедрению средств автоматической пожарной сигнализации в части оснащения подземных сооружений метрополитена. Особое внимание следует уделить внедрению адресных программ для исключения случаев включения на один луч сигнализации до 20 помещений;

      8. Разработать Руководство по тушению пожаров на спецобъектах и в ситуационных центрах метрополитена (для городских и специальных подразделений ГПС);

      9. Разработать методические рекомендации по расчету сил и средств для ведения спасательных работ при пожаре в сооружениях метрополитена. Обратить внимание на проблему ускорения процедуры выписки наряда на допуск для тушения пожара в тоннеле и отсутствие на станциях метрополитенов резервуаров для хранения гарантированного запаса воды;

      10. Разработать типовые оперативные планы тушения пожаров на станциях метрополитенов и сокращение сроков переутверждения этих планов с 10 лет до трех лет;

      11. Разработать «Технический регламент по безопасности метрополитенов»;

      12. Провести исследования и разработать методики расчета фактических пределов огнестойкости конструкций перегонных и эскалаторных тоннелей метрополитена, выполненных из чугунных тюбингов и железобетонных несущих конструкций;

      13. Провести исследования и разработать методики расчета фактических пределов огнестойкости оборудования приточных и вытяжных систем вентиляции (включая кабальные линии, шкафы силовые и автоматики, электродвигатели вентиляторов и вентиляторы);

      14. Провести исследования среды подземных сооружений и разработать требования к средствам пожарной автоматики (сооружения, помещения станций и тоннели);

      15. Провести исследования и разработать способы эффективного управления воздушными потоками с помощью быстровозводимых надувных перемычек в тоннелях метрополитена;

      16. Разработать и внедрить трехмерные модели объектов метрополитена с включением в состав АРМов операторов прикладных программ ситуационного моделирования с применением интеллектуально-информационной поддержки (ИИП) для принятия обоснованных решений в процессе обеспечения транспортной безопасности;

      17. Разработать и внедрить АРМы диспетчера электромеханической службы метрополитена для контроля и управления параметрами воздушной среды в повседневных условиях и при ЧС;

      18. Разработать электронную версию нормативной базы в области ПБ и ЧС для метрополитенов и создать обучающие курсы на их основе.


  1. Морской и речной транспорт, гидротехнические сооружения




    1. Для обеспечения безопасности на морском и речном транспорте, а также на гидротехнических сооружениях Министерству транспорта Российской Федерации предусмотреть комплекс следующих мер:

      1. В целях недопущения снижения уровня антитеррористической защищенности обеспечить межведомственное взаимодействие при проводимых на внутренних водных путях и системах организационных, структурных изменениях и т.п.;

      2. Разработать единый замысел системы антитеррористической защиты по каждому внутреннему водному пути и каждой водной системе с определением ответственного координирующего органа;

      3. В рамках реализации Федерального Закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» определить состояние уязвимости и антитеррористической защищенности гидросооружений, с последующей разработкой планов антитеррористической безопасности по каждому судоходному гидротехническому сооружению внутренних водных путей;

      4. Разработать систему антитеррористических мер на судах, следующих по внутренним водным путям и системам на всех этапах их прохождения, начиная с формирования и подготовки экипажа до момента завершения навигации;

5.1.5. Изучить возможность внесения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части повышения размеров административных штрафов, налагаемых на юридических должностных лиц и граждан за нарушения, связанные с безопасностью мореплавания и судоходства по внутренним водным путям РФ (статьи: 11.6. «Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте»; 11.7. «Нарушение правил плавания»; 11.8. «Нарушения правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим правил управления»; 11.9. «Управление судном судоводителем или иным лицом, находящихся в состоянии опьянения»; 11.13. «Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящегося в состоянии опьянения»; 11.14. «Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов»).



  1. Инновационные технологии обеспечения безопасности на транспорте

6.1. Для обеспечения необходимого уровня безопасности на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, рассмотреть возможность внедрения следующих инновационных технологий за счет Федерального бюджета в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте:



6.1.1. Система автоматического обнаружения взрывчатых веществ в багаже и ручной клади – aTiX, использующая технологию EDtS и интегрированная в апробированное оборудование HiScan 10080 EDtS, HiScan 6040 ATiX;

6.1.2. Многоуровневая высокоавтоматизированная комплексная система сплошного досмотра багажа, исключающая возможность попадания взрывчатых, радиоактивных и химических веществ на борт самолета;



6.1.3. Инновационная технология миллиметровых волн, обеспечивающая досмотр в режиме реального времени для быстрой и простой обработки пассажиропотока;

6.1.4. Рентгеновские аппараты B-SCAN, осуществляющие эффективный неконтактный подход к досмотру людей, который позволяет обнаружить объекты скрытые внутри и на поверхности тела;

6.1.5. IONSCAN Document Scanner – устройство, обнаруживающее взрывчатые вещества при проверке документов, удостоверяющих личность, и проездных документов;

6.1.6. С целью предотвращения перевозки оружия и взрывчатых веществ по дорогам Российской Федерации проводить проверку транспортных средств на дорогах с помощью передвижных блокпостов, организуемых на базе мобильных инспекционно-досмотровых комплексов HCV Mobile. 

6.2. Рекомендовать профильным министерствам и ведомствам РФ разработать необходимые стандарты, регламентирующие применение перечисленных выше инновационных технологий;

6.3. Ввести дактилоскопический учет тех работников, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности. Дополнить Федеральный Закон № 128-ФЗ «О дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и ввести дополнительные категории лиц, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической сертификации (машинисты поездов, водители автобусов, обслуживающий персонал аэропортов, железнодорожных узлов, морских портов);

6.4. Приступить к внедрению цифровых тепловизионных систем на всех видах транспорта;

6.5. Рассмотреть в качестве эффективного метода повышения уровня безопасности транспортной системы технологию структурирования пассажиропотока;

6.6. Приступить к внедрению информационных систем учета сведений о пассажире типа IPI, IPP, PNI, AIM;

6.7. Рассмотреть в качестве дополнения к существующим на сегодняшний день технологиям обеспечения безопасности на транспорте возможности использования цифровых тепловизионных систем, а именно:



  • При заходе на посадку и точном позиционировании самолета относительно взлетно-посадочной полосы;

  • При обеспечении безопасности на так называемых «дальних» стоянках самолетов;

  • При проведении профилактических работ и внешнего осмотра самолетов на предмет целостности корпуса, шасси и других узлов, механизмов и электропроводки;

  • В деятельности контрольно-диспетчерских служб;

  • Для проведения поисково-спасательных работ на водных объектах;

  • Для осуществления проводки судов;

  • На борту пожарных судов;

  • Для обнаружения утечки нефтепродуктов и нефтяных пятен на поверхности воды;

  • В тоннелях метрополитена;

  • В целях раннего предупреждения машиниста о нахождении человека на пути следования;

  • При возникновении чрезвычайных ситуаций на метрополитене: обнаружение протечек воды сквозь стены тоннелей, задымления, отключения электричества;

  • В целях оснащения тех участков железнодорожного полотна, где особенно часто случаются туманы;

  • Для определения утечек холода в вагонах, измерения температуры перевозимых опасных грузов;

  • В качестве определяющего средства повышения безопасности вождения железнодорожного состава;

  • С целью обеспечения лучшей видимости на пути следования грузового автомобильного транспорта;

6.7.1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность финансирования научных исследований по разработке видеосистем, работающих в терагерцевом диапазоне.

6.7.2. Разработать инновационные инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного и автомобильного транспорта, учитывая значительную протяженность объектов транспортной инфраструктуры, их удаленность от мест сосредоточения сил транспортной безопасности, с целью минимизации стоимости применяемых инженерно-технических систем.


7. Подготовка специалистов в области обеспечения безопасности на транспорте
7.1. В целях формирования системы качественного обучения специалистов в области обеспечения безопасности на транспорте, рекомендовать Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством транспорта РФ принять меры по:

7.1.1.Расширению сети учебных центров по подготовке специалистов, способных работать с рентгенотелевизионным инспекционно-досмотровым оборудованием;

7.1.2.Созданию сертифицированного учебного заведения для подготовки специалистов в интересах Министерства транспорта РФ и силовых структур.

7.1.3. Подготовке предложения о внесении в Федеральный Закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» специального раздела (Главы) «Специальная профессиональная подготовка и сертификация (аттестация) персонала (по утверждённому перечню), обеспечивающего безопасность транспортных комплексов;

7.2. В связи с необходимостью базовой профессиональной подготовки авиационного (руководящего) персонала в области управления рисками, равно, как и вовлечение всего персонала в процесс такого управления, рекомендовать Федеральному агентству воздушного транспорта совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации и Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации:

7.2.1. Разработать и утвердить Целевую комплексную программу внедрения ФГОС ВПО III поколения на факультете авиационного менеджмента (ФАМ) по направлению 080200 «Менеджмент» («Магистр транспорта» и «Магистр транспортной безопасности») и 080400 «Управление персоналом» (Управление персоналом на транспортном комплексе – по видам транспорта);

7.2.2.Разработать «Национальную систему подготовки авиационного персонала, обеспечивающего транспортную безопасность», отвечающего требованиям 17 «Приложения» («Безопасность») ИКАО;

7.2.3. Создать на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации головного «Научно-методического центра» для разработки и внедрения системы стандартов и нормативно-технической документации, регламентирующих качество профподготовки авиационного персонала, отвечающих квалификационно-должностным требованиям по утверждённому перечню;

7.2.4. Включить в стратегический план НИР «Целевую комплексную программу развития национальной системы образования авиационного руководящего персонала гражданской авиации, обеспечивающих безопасность и эффективность функционирования воздушного транспорта (ВТ) и обеспечить её научное сопровождение Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации, как головного научно-методического центра;

7.2.5. Выступить с предложениями в отношении Министерства образования и науки РФ об утверждении профиля высшей профессиональной подготовки «Бакалавра транспортного комплекса» (по видам транспорта) и «Магистра управления безопасностью транспортных комплексов» (по видам транспорта);



7.2.6. Организовать переподготовку и повышение квалификации авиационного руководящего персонала для получения квалификации «Менеджера по безопасности на ВТ», соответствующую требованиям ИКАО.






Смотрите также:
Материалы i-ой Международной научно-практической конференции
1632.79kb.
8 стр.
Резолюция международной научной конференции, посвященной 100- летию со дня рождения H. A. Алексеева ученого, педагога, краеведа Международная научная конференция «Мой родной край Мелитополыцина»
40.73kb.
1 стр.
Резолюция Международной научной конференции
68.77kb.
1 стр.
Резолюция Международной научно-практической конференции Интеграция фармацевтической науки, образования и практики на современном этапе
25.37kb.
1 стр.
Резолюция международной конференции
170.64kb.
1 стр.
Итоговая резолюция
42.33kb.
1 стр.
Резолюция Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины "Шахматы" в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира"
60.66kb.
1 стр.
Резолюция I международной конференции
271.47kb.
1 стр.
Резолюция международной научно-практической конференции «водный транспорт европы: интеграция, инвестиции, инновации»
75.04kb.
1 стр.
Резолюция международной конференции «Международное общественное наблюдение в избирательном процессе: принципы, развитие, мировой опыт»
25.25kb.
1 стр.
Резолюция международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
41.62kb.
1 стр.
Резолюция международной научно-практической конференции «Хатынь: 1943 – 2013. События. Люди. Память», посвященной 70-й годовщине со дня уничтожения деревни Хатынь
48.41kb.
1 стр.