Главная
страница 1
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА
«Философия образования

и фундаментальные проблемы информатики»
(18 июня 2010 года, ИНИОН РАН)
Организаторы: Кафедра ЮНЕСКО «Общество знаний и новые информационные технологии», редакция журнала «Открытое образование», Институт проблем информатики РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН.

Участники:

1. Члены редколлегий и редакционных советов журналов

  • «Библиотековедение»;

  • «Вестник Международной академии наук»;

  • «Знание. Понимание. Умение»;

  • «Известия Международной академии наук высшей школы»;

  • «Информатика и ее применения»;

  • «Информатика и образование»;

  • «Информационное общество»;

  • «Информационные ресурсы России»;

  • «Информационные технологии»;

  • «Научно-техническая информация»;

  • «Образовательные технологии»;

  • «Открытое образование»;

  • «Педагогическая информатика»;

  • «Теория и практика общественно-научной информации»;

  • «Alma mater (Вестник высшей школы)».

2. Научные сотрудники ВИНИТИ РАН, ИНИОН РАН, ИПИ РАН, ИПУ РАН, РГБ, МЭСИ, МИРЭА, РГТЭУ, МосГУ, МГПУ им. Шолохова, РАО, кафедры ЮНЕСКО «Общество знаний и новые информационные технологии».

Вопросы для обсуждения:

- Философия образования в информационном обществе и научно-методологические проблемы информатики;

- Место информатики в системе науки и перспективная структура ее предметной области;

- Новые результаты исследований российских ученых в области фундаментальных основ информатики и возможности их использования в образовании.



Основные доклады:

  1. Кинелев В.Г. (академик РАО, кафедра ЮНЕСКО «Общество знаний и новые информационные технологии»). Философия образования в 21-м веке и ее информационные аспекты.

  2. Урсул А.Д. (академик АН Молдовы, д.филос.н., проф., РГТЭУ). Информация, эволюция, образование.

  3. Колин К.К. (д.т.н., проф., ИПИ РАН). Информатика в системе науки и образования: современное состояние и перспективные тенденции.

  4. Гринченко С.Н. (д.т.н., проф., ИПИ РАН). Мировоззренческое значение современных концепций информатики.

  5. Гуревич И.М. (к.т.н., ИПИ РАН). Методы информатики в исследовании физических систем.

6. Сейфуль-Мулюков Р.Б. (д.г.-м.н., проф., ИПИ РАН). Некоторые результаты использования методов информатики в геолого-минералогических науках.

7. Тельнов Ю.Ф. (д.э.н., проф., МЭСИ). Модернизация образования и проблемы информатики.

8. Никитина Е.А. (к.ф.н., доц. МИРЭА). Информационные технологии в гуманитарном образовании: методологические аспекты.

9. Черный Ю. Ю. (к.филос.н., ИНИОН РАН). Омонимия в науке: чем она вредна? (на примере информатики).



Основные выводы и рекомендации:

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники Круглого стола отмечают:

1. В современных условиях развития науки и образования, а также формирования информационного общества, особое значение приобретают исследования в области фундаментальных, в том числе философских и научно-методологических, проблем информатики и своевременное использование этих результатов в системе образования с целью повышения его качества и адекватности новым условиям жизни и профессиональной деятельности человека в информационном обществе.

2. В последние годы проблемам развития информатики как фундаментальной науки и важной междисциплинарной области научного знания уделяется все большее внимание, как в России, так и в зарубежных странах, главным образом, в США, Японии и Китае. Так, например, в августе 2010 года в Пекине планируется Четвертая Международная конференция по фундаментальным основам информатики, которая проводится под эгидой Международного Консультативного Совета по информатике. Для участия в деятельности этого Совета приглашена также и группа российских ученых.

3. В последние годы российскими учеными получен ряд новых результатов в области развития фундаментальных и научно-методологических основ информатики, которые еще не находят необходимого отражения в содержании отечественного образования. Эти результаты связаны, в частности, с изучением философских и социальных проблем информатики, а также использования ее концепций и научной методологии при изучении физических и биологических объектов и систем.

4. В системе образования все еще сохраняется инструментально-технологический подход к проблемам информатики, который уже не соответствует современному уровню развития этой науки и ее когнитивному потенциалу. Вопросы же развития информационного общества и связанные с этим социально-экономические и гуманитарные проблемы, а также проблемы глобализации общества, обеспечения национальной и международной безопасности комплексно не изучаются.

Учитывая выше изложенное, участники Круглого стола рекомендуют:

1. Министерству образования и науки РФ:


  • Пересмотреть существующий в настоящее время инструментально-технологический подход к проблемам информатики в системе образования, который уже не соответствует современному уровню развития и когнитвному потенциалу этой науки;

  • Активно содействовать развитию научных исследований в области фундаментальных и научно-методологических основ информатики, а также междисциплинарных исследований комплексной проблемы развития информационного общества и использованию этих результатов в системе образования;

  • Рассмотреть вопрос о введении в систему образования России общеобразовательного учебного курса «Фундаментальные основы информатики», структура и содержание которого были предложены российской делегацией на Втором Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», отражены в его итоговых материалах и опубликованы в журнале «Информатика и образование»;

  • Содействовать созданию в ВУЗах России Научно-образовательных центров по фундаментальным проблемам информатики и проблемам развития информационного общества с привлечением к их деятельности ученых РАН и РАО;

  • Стимулировать разработку и издание научных монографий и учебно-методической литературы по фундаментальным проблемам информатики, создание соответствующих электронных ресурсов, программ новых учебных курсов, а также лекций ведущих ученых.

2. Руководителям и преподавателям российских ВУЗов:

  • Обратить внимание на необходимость существенно большей, чем это имеет место сегодня, информационной ориентации содержания образования и актуальность изучения не только инструментально-технологических аспектов информатики, но и ее философских, научно-методологических и социальных аспектов, а также на использование современных концепций и методов информатики в естественно-научных и гуманитарных дисциплинах;

  • Более активно взаимодействовать с учеными РАН и РАО в области проведения совместных исследований и разработок по фундаментальным проблемам информатики, апробации и внедрения результатов этих исследований в образовательный процесс.

3. Руководителям и специалистам системы научно-технической информации:

Уделять большее внимание вопросам освещения достижений отечественной и зарубежной науки и образования в области изучения фундаментальных основ информатики и актуальных проблем развития информационного общества, учитывая взаимосвязи этих проблем с другими глобальными проблемами современности.



4. Членам редакционных советов и редколлегий научно-образовательных журналов:

  • Стимулировать публикацию результатов отечественных и зарубежных ученых по основным вопросам повестки дня Круглого стола;

  • Опубликовать настоящие Выводы и рекомендации в своих изданиях.


Смотрите также:
Философия образования и фундаментальные проблемы информатики» (18 июня 2010 года, инион ран) Организаторы: Кафедра юнеско «Общество знаний и новые информационные технологии»
50.9kb.
1 стр.
Философия образования и фундаментальные проблемы информатики» (18 июня 2010 года, инион ран) Организаторы: редакция журнала «Открытое образование»
56.04kb.
1 стр.
Кафедра "Информационные технологии и профессиональный иностранный язык" Кафедра «Информационные технологии и профессиональный иностранный язык»
74.13kb.
1 стр.
В. А. Бадил 15 ноября 2010 года план работы западного окружного управления образования департамента образования города москвы декабрь 2010
764.27kb.
5 стр.
Программа «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)»
301.66kb.
1 стр.
Проект итоговый документ
158.92kb.
1 стр.
Новые подходы к обучению ит-дисциплинам будущих учителей информатики Сушков С. А
90.7kb.
1 стр.
Июня 2010 года конференцию "Философия физики: актуальные проблемы"
28.17kb.
1 стр.
Информатика как наука. Предмет и задачи информатики. Место информатики в ряду фундаментальных наук. Информатика и Computer Science. История развития информатики и средств вычислительной техники. Информационные ресурсы
49.61kb.
1 стр.
Практический семинар «Информационные технологии в системе общего образования: опыт, проблемы, перспективы»
61.87kb.
1 стр.
Программа «Высокотехнологичные информационные системы»
25.52kb.
1 стр.
Программа Тринадцатой международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии в образовании. Технологии "
163.64kb.
1 стр.