Главная
страница 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Счетной палаты на проект закона Свердловской области № ПЗ-982

«Об исполнении областного бюджета за 2011 год»
15 июня 2012 года г. Екатеринбург
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статей 40 и 53 Областного закона от 25.11.1994 № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» (с изменениями), статьи 11 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (с изменениями), статьи 38 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (с изменениями) Счетной палатой проведена экспертиза проекта закона Свердловской области № ПЗ-982 «Об исполнении областного бюджета за 2011 год», в результате которой установлено следующее.
1. Проект закона Свердловской области «Об исполнении областного бюджета за 2011 год» (далее – Законопроект) поступил в Счетную палату 06.06.2012.

Законопроект и приложения к нему соответствуют требованиям статьи 264.6 БК РФ. Документы и материалы, представленные одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за 2011 год, соответствуют перечню, установленному статьей 39 Областного закона от 25.11.1994 № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» (с изменениями).


2. В ходе экспертизы Счетной палаты рассмотрены вопросы, определенные статьей 53 Областного закона от 25.11.1994 № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» (с изменениями).
2.1. Основные показатели, предусмотренные в Законопроекте, согласуются с показателями, содержащимися в отчете об исполнении областного бюджета за 2011 год.
Статьей 1 Законопроекта предлагается утвердить отчет об исполнении областного бюджета за 2011 год со следующими основными показателями:

- общий объем доходов – 139501807,2 тыс. руб.;

- общий объем расходов – 145871785,4 тыс. руб.;

- размер дефицита – 6369978,2 тыс. рублей.

Основные показатели соответствуют отчету об исполнении областного бюджета за 2011 год и отчету по поступлениям и выбытиям на 01 января 2012 года, представленному Управлением федерального казначейства по Свердловской области.

2.2. В Законопроекте отражены в полном объеме все доходы, поступившие в областной бюджет.


1) Исполнение по доходам Законопроектом предлагается утвердить в сумме 139501807,2 тыс. рублей.
В первоначальной редакции закона об областном бюджете (от 26.11.2010 № 100-ОЗ) прогноз доходов утвержден в сумме 113732064,0 тыс. руб., фактически доходы бюджета исполнены на 122,7 %.
Данные об исполнении доходов бюджета к первоначальному прогнозу представлены в таблице 1.

Таблица 1





Наименование доходов бюджета

Закон от 26.11.2010

№ 100-ОЗ


Законопроект

Отклонение

Исполнение

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

Налоговые доходы, из них:

101642805,3

89,4

113784013,9

81,6

12141208,6

111,9

налог на прибыль

38362725,3

33,7

47253820,9

33,9

8891095,6

123,2

налог на НДФЛ

33366265,0

29,3

35768877,9

25,6

2402612,9

107,2

налоги на имущество

16494981,0

14,6

16718036,4

12,0

223055,41

101,4

другие виды

13418834,0

11,8

14043278,7

10,1

624444,7

104,6

Неналоговые доходы

1991420,2

1,8

3478554,9

2,5

1487134,7

174,7

Безвозмездные поступления, из них:

10097838,5

8,8

22239238,4

15,9

12141399,9

220,2

дотации

519259,2

0,5

773778,2

0,6

254519,0

149,0

субсидии

1951582,0

1,7

7221682,9

5,2

5270100,9

370,0

субвенции

6669233,1

5,8

9140213,0

6,6

2470979,9

137,1

иные

957764,2

0,8

4824999,6

3,5

3867235,4

503,8

от гос. организаций

0,0

0,0

878653,7

0,6

878653,7

-

возврат остатков меж-

бюджетных трансфертов



0,0

0,0

-600089,0

-0,4

600089,0

-

Итого

113732064,0

100,0

139501807,2

100,0

25769743,2

122,7

Таким образом, превышение составило 25769743,2 тыс. руб., из них налоговые и неналоговые доходы – 14228432,3 тыс. руб., безвозмездные поступления – 11541310,9 тыс. рублей. Фактическое поступление доходов превысило прогнозные показатели по всем видам доходных источников.


Уточненный прогноз по доходам составил 141828152,7 тыс. руб., исполнение – 98,4 % к законодательно утвержденным назначениям.
Представленные в Законопроекте виды доходов соответствуют бюджетной классификации Российской Федерации и подтверждаются показателями отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год и отчетом по поступлениям и выбытиям, представленным Управлением Федерального казначейства по Свердловской области.

Данные об исполнении доходов областного бюджета даны в таблице 2.

Таблица 2

Наименование доходов бюджета

Закон от 26.11.2010

№ 100-ОЗ (в редакции от 26.12.2011)



Законопроект

Отклонение

Исполнение

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

Налоговые доходы, из них:

121352605,8

85,6

113784013,9

81,6

-7568591,9

93,8

налог на прибыль

56505183,0

39,8

47253820,9

33,9

-9251362,1

83,6

налог на НДФЛ

35372612,0

25,0

35768877,9

25,6

396266,9

101,1

налоги на имущество

16397601,0

11,6

16718036,4

12,0

320435,4

102,0

другие виды

13077209,8

9,2

14043278,7

10,1

966068,9

107,4

Неналоговые доходы

2203999,2

1,5

3478554,9

2,5

1274555,7

157,8

Безвозмездные поступления, из них:

18271547,7

12,9

22239238,4

15,9

3967690,7

118,4

дотации

519259,2

0,4

773778,2

0,6

254519,0

149,0

субсидии

5006775,0

3,5

7221682,9

5,2

2214907,9

144,2

субвенции

7798012,4

5,5

9140213,0

6,6

1342200,6

117,2

иные

4483295,0

3,2

4824999,6

3,5

341704,6

107,6

от гос. организаций

1075759,0

0,7

878653,7

0,6

-197105,3

81,7

возврат остатков меж-

бюджетных трансфертов



-611552,9

-0,4

-600089,0

-0,4

11463,9

98,1

Итого

141828152,7

100,0

139501807,2

100,0

-2326345,5

98,4

Налоговые доходы, на долю которых приходится 81,6 % поступлений, исполнены в сумме 113784013,9 тыс. руб., или на 93,8 %, что связано с невыполнением прогнозных назначений налога на прибыль на 9251362,1 тыс. рублей. Причиной невыполнения уточненного прогноза явилось снижение налогооблагаемой базы у крупнейших плательщиков металлургического и энергетического комплекса, и как следствие – возникновение переплаты по налогу. С января по октябрь 2011 года на счета налогоплательщиков возвращено 2748187,3 тыс. руб. (в 2010 году – 3342477,0 тыс. руб.). На 01.01.2012 остаток переплаты, который подлежит возврату налогоплательщикам, составил 6941205,9 тыс. рублей.

Увеличение поступлений по другим видам доходов к уточненным прогнозным назначениям в общей сумме 1682771,2 тыс. руб. обусловлено различными факторами:

- налог на доходы физических лиц – ростом среднемесячной заработной платы как в бюджетной сфере, так и у работников других организаций – 396266,9 тыс. руб.;

- акцизы – ростом ставок на акцизы и увеличением объемов производства – 580102,7 тыс. руб.;

- налог на имущество организаций – увеличением остаточной стоимости основных фондов – 278698,3 тыс. руб.;

- налог на добычу полезных ископаемых – ростом цен на полезные ископаемые и увеличением добычи – 178107,1 тыс. руб.;

- налоги на совокупный доход – увеличением субъектов малого и среднего бизнеса – 170025,5 тыс. руб.;

- транспортный налог – увеличением размеров ставок – 38460,0 тыс. руб.;

- государственная пошлина – изменением федерального законодательства в этой сфере и введением новых государственных пошлин – 36072,5 тыс. руб.;

- другие виды доходов – иные причины – 5038,2 тыс. рублей.
Неналоговые доходы исполнены на 157,8 %.

В доход бюджета дополнительно поступило 1274555,7 тыс. рублей. Наибольшие суммы сверхпрогнозных поступлений были обеспечены доходами от использования имущества, находящегося в государственной собственности (проведением аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, заключением новых договоров аренды земельных участков и др. – 184911,9 тыс. руб.), от продажи земельных участков (882608,5 тыс. руб.). Рост объемов промышленного производства и индексация нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду также обусловили дополнительные поступления платежей за пользование природными ресурсами в сумме 141246,6 тыс. рублей.

Безвозмездные поступления исполнены на 118,4 %.

Сверх запланированных назначений из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 4153332,1 тыс. рублей.

Безвозмездные поступления от государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства поступили в меньшей (на 197105,3 тыс. руб.) сумме. Причина – отсутствие муниципального контракта на строительство жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Камышловском городском округе.

В целях оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году, от Аппарата Общественной палаты Российской Федерации поступило в бюджет 60,0 тыс. рублей.


2) Законопроектом исполнение по расходам предлагается утвердить в сумме 145871785,4 тыс. рублей.
В первоначальной редакции закона о бюджете (от 26.11.2010 № 100-ОЗ) расходы областного бюджета утверждены в сумме 123375172,1 тыс. рублей. По сравнению с первоначальным планом они исполнены на 118,2 %.
Исполнение расходов по разделам бюджетной классификации расходов к первоначальному плану представлено в таблице 3.

Таблица 3



Наименование раздела расходов

Закон от 26.11.2010

№ 100-ОЗ


Законопроект

Отклонение

Исполнение

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

1

2

3

4

5

6

7

Общегосударственные вопросы

5701954,3

4,6

5177639,0

3,5

-524315,3

90,8

Национальная оборона

31933,0

0

32408,8

0,0

475,0

101,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

6487694,2

5,3

6493368,6

4,5

5674,4

100,1

Национальная экономика

15932303,5

12,9

24389040,8

16,7

8456737,3

153,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

1215580,1

1,0

5529482,1

3,8

4313902,0

454,9

Охрана окружающей среды

310177,4

0,3

357909,2

0,3

47731,8

115,4

Образование

29912331,2

24,2

32428306,6

22,2

2515975,4

108,4

Культура и кинематография

1777487,9

1,4

2093122,9

1,4

315635,0

117,8

Здравоохранение

19956948,2

16,3

21052159,2

14,5

1095211,0

105,5

Социальная политика

28529113,9

23,1

32420669,3

22,2

3891555,5

113,6

1

2

3

4

5

6

7

Физическая культура и спорт

1522762,0

1,2

3379769,9

2,3

1857007,9

221,9

СМИ

303613,8

0,2

308094,2

0,2

4480,4

101,5

Обслуживание государственного долга

913755,6

0,7

165557,8

0,1

-748197,8

18,1

Межбюджетные трансферты общего характера

10779517,0

8,8

12144257,0

8,3

1364740,0

112,7

Итого расходов

123375172,1

100,0

145871785,4

100,0

22496613,3

118,2

Сверх утвержденных бюджетных назначений расходы исполнены на 22496613,3 тыс. рублей. Ниже утвержденного плана расходы профинансированы по разделам «Общегосударственные вопросы», что связано с особенностями отражения исполнения средств резервных фондов, созданных исполнительными органами государственной власти, и «Обслуживание государственного долга». При этом расходы на обслуживание государственного долга осуществляются в соответствии с установленными графиками платежей.


Уточненный план по расходам составил 154466383,7 тыс. руб., исполнение – 98,4 % к законодательно утвержденным назначениям.
Структура расходов соответствует бюджетной классификации Российской Федерации и подтверждается показателями отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год и отчетом по поступлениям и выбытиям, представленным Управлением Федерального казначейства по Свердловской области.
В соответствии с ведомственной структурой расходов исполнение бюджета в 2011 году осуществлял 41 главный распорядитель средств областного бюджета, 63,7 % всех расходов пришлось на долю 4 главных распорядителей:

- Министерство финансов Свердловской области – 21,0 % (30601532,9 тыс. руб.);

- Министерство социальной защиты населения Свердловской области – 16,9 % (24711252,8 тыс. руб.);

- Министерство здравоохранения Свердловской области – 16,9 % (24613021,5 тыс. руб.);

- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области – 8,9 % (13062249,9 тыс. руб.).
Данные об исполнении расходов по разделам бюджетной классификации расходов представлены в таблице 4.

Таблица 4



Наименование раздела расходов

Закон от 26.11.2010

№ 100-ОЗ (в редакции от 26.12.2011)



Законопроект

Отклонение

Исполнение

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

1

2

3

4

5

6

7

Общегосударственные вопросы

6521316,1

4,2

5177639,0

3,5

-1343677,1

79,4

Национальная оборона

31933,0

0,0

32408,8

0,0

475,8

101,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

6691233,4

4,3

6493368,6

4,5

-197864,8

97,0

1

2

3

4

5

6

7

Национальная экономика

25096604,2

16,2

24389040,8

16,7

-707563,4

97,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

6171007,1

4,0

5529482,1

3,8

-641525,0

89,6

Охрана окружающей среды

358976,2

0,2

357909,2

0,3

-1067,0

99,7

Образование

32226907,4

20,9

32428306,6

22,2

201399,2

100,6

Культура и кинематография

2030002,5

1,3

2093122,9

1,4

63120,4

103,1

Здравоохранение

24747784,0

16,1

21052159,2

14,5

-3695624,8

85,1

Социальная политика

34294461,9

22,2

32420669,3

22,2

-1873792,6

94,5

Физическая культура и спорт

3191991,0

2,1

3379769,9

2,3

187778,9

105,9

СМИ

352858,5

0,2

308094,2

0,2

-44764,3

87,3

Обслуживание государственного долга

439553,1

0,3

165557,8

0,1

-273995,3

37,7

Межбюджетные трансферты общего характера

12311755,3

8,0

12144257,0

8,3

-167498,3

98,6

Итого расходов

154466383,7

100,0

145871785,4

100,0

-8594598,3

94,4

Наибольший удельный вес составили расходы по разделам: «Образование» и «Социальная политика» – по 22,0 %, «Национальная экономика» – 16,7 %, «Здравоохранение» – 14,5 %.


Областной бюджет по расходам исполнен на 94,4 %. Не исполнены бюджетные назначения в сумме 8594597,3 тыс. рублей. Наибольшее неисполнение – у 4 главных распорядителей бюджетных средств, на долю которых пришлось 83,3 % всех не профинансированных расходов:

- Министерство здравоохранения – 3152209,7 тыс. руб. (36,6 %);

- Министерство строительства и архитектуры – 1596198,5 тыс. руб. (18,6 %);

- Министерство социальной защиты населения – 1247503,6 тыс. руб. (14,5 %);

- Министерство по управлению государственным имуществом – 1167505,6 тыс. руб. (13,6 %).
В 2011 году осуществлялась реализация 25 региональных целевых программ. На реализацию их мероприятий направлено 24318306,2 тыс. руб., или 16,7 % от общего объема расходов областного бюджета, при запланированных – 18,2 %.

На уровне 95,4 – 100,0 % профинансированы 6 областных программ, из них только одна – «Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области» – на 100 %.

Финансирование мероприятий 17 областных программ осуществлено на уровне от 72,0 до 94,9 % (в том числе 14 программ – свыше 80,2 %).

Областная целевая программа «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» профинансирована на 61,2 %. Самый низкий уровень финансирования (19,2 %) по программе «Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области».


2.3. В Законопроекте отражены в полном объеме поступления из источников финансирования дефицита бюджета.
Областной бюджет за 2011 год исполнен с дефицитом в сумме 6369978,2 тыс. руб., при планируемом – 12638231,2 тыс. руб., или 50,4 %.

Первоначальный план по источникам финансирования дефицита бюджета исполнен на 66,1 %.


Структура поступлений из источников финансирования дефицита соответствует бюджетной классификации Российской Федерации и подтверждается показателями отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год и отчетом о поступлениях и выбытиях, представленным Управлением Федерального казначейства по Свердловской области.
Исполнение по видам поступлений из источников финансирования дефицита бюджета представлено в таблице 5.

Таблица 5

(тыс. руб.)

Источники финансирования дефицита бюджета

Закон от 26.11.2010

№ 100-ОЗ


(с изменениями)

Исполнение (Законопроект)

Отклонение показателей от Закона № 100-ОЗ

(с изменениями)



Размещение государственных ценных бумаг

3000000,0

3000000,0

0,0

Получение кредитов от кредитных организаций

4200000,0

3600000,0

-600000,0

Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ

2100000,0

1800000,0

-300000,0

Погашение бюджетом субъекта РФ кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ

-1200000,0

-1200000,0

0,0

Исполнение государственных гарантий

-276080,0

0,0

276080,0

Предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы РФ из бюджета субъекта РФ

-650000,0

-398800,0

251200,0

Возврат бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы РФ из бюджета субъекта РФ

506903,0


420368,2

-86534,8

Возврат бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам из бюджета субъекта РФ

507647,6


95097,0

-412550,6

Изменение остатков средств бюджета

4337424,8



-1059022,7

-5396447,5

Средства от продажи акций

112335,8

112335,8

0,0

Итого источников финансирования дефицита бюджета

12638231,2

6369978,2

-6268253,0

Неисполнение областного бюджета по доходам потребовало:

- осуществить выпуск государственных ценных бумаг (облигаций) на сумму 3000000,0 тыс. руб.;

- привлечь заемные средства на общую сумму 5400000,0 тыс. руб.:

кредиты из федерального бюджета на строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодороги Екатеринбург – Серов – автодороги Пермь – Екатеринбург – 1800000,0 тыс. руб.;

кредиты Уральского банка Сбербанка Российской Федерации – 3600000,0 тыс. рублей.

В соответствии с графиком платежей осуществлено частичное погашение бюджетного кредита, полученного в 2009 году из федерального бюджета в целях частичного покрытия дефицита областного бюджета, в сумме 1200000,0 тыс. рублей.

Исполнение государственных гарантий за счет средств областного бюджета не осуществлялось в связи с исполнением принципалами своих обязательств самостоятельно.

Предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям осуществлялось на основании заявлений органов местного самоуправления – 398800,0 тыс. руб., возврат – в соответствии с заключенными договорами и соглашениями о реструктуризации муниципальных долговых обязательств – 420368,2 тыс. рублей.

Не исполнены утвержденные назначения по возврату бюджетных кредитов ранее предоставленных юридическим лицам в сумме 412550,6 тыс. руб. по причинам:

- непредъявление регрессных требований по договорам гарантий, предоставленных Свердловской областью, в связи с самостоятельным исполнением принципалами своих обязательств – 276000,0 тыс. руб.;

- проведение реструктуризации бюджетных кредитов – 136550,6 тыс. руб., в том числе ГУП СО «Управление снабжения и сбыта» в сумме 127000,0 тыс. рублей.

При планируемом уменьшении остатков средств областного бюджета на 4337424,8 тыс. руб. на конец финансового года увеличены остатки средств на 1059022,7 тыс. рублей.
Поступления от продажи пакетов акций ОАО «Свердловская энергогазовая компания» и ОАО «Свердловский губернский банк» составили запланированный объем – 112335,8 тыс. рублей.
2.4. Предусмотренный в Законопроекте объем государственного долга Свердловской области не превысил предельное значение предельного объема государственного долга, установленного БК РФ.
Статьей 3 Законопроекта предлагается утвердить объем государственного внутреннего долга Свердловской области в сумме 19634936,6 тыс. руб., в том числе объем долга по государственным гарантиям – 6002691,2 тыс. рублей.

Параметры государственного долга на 6057073,2 тыс. руб. меньше верхнего предела государственного долга, утвержденного законом о бюджете на 2011 год, что соответствует положениям статьи 107 БК РФ.

Структура государственного долга Свердловской области соответствует статье 99 БК РФ, и состоит из следующих видов долговых обязательств:

- государственные ценные бумаги – 3000000,0 тыс. руб.;

- бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы – 7032245,4 тыс. руб.;

- кредиты, полученные от кредитных организаций – 3600000,0 тыс. руб.;

- государственные гарантии – 6002691,2 тыс. рублей.
2.5. Предусмотренный в Законопроекте объем расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Свердловской области не превысил предельного значения предельного объема на обслуживание государственного долга, установленного БК РФ.
Объем расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга предлагается утвердить в сумме 165557,8 тыс. руб., что составляет 37,7 % от утвержденных назначений. Предлагаемый объем не превысил предельный объем расходов на обслуживание государственного долга, установленный статьей 111 БК РФ.
2.6. Предусмотренный в Законопроекте объем осуществленных государственных заимствований Свердловской области не превысил предельный объем государственных заимствований субъекта РФ, установленный БК РФ.
Государственные заимствования в 2011 году произведены в форме государственных займов, осуществленных путем выпуска государственных ценных бумаг на сумму 3000000,0 тыс. руб., полученных кредитов из федерального бюджета в сумме 1800000,0 тыс. руб. и от кредитных организаций – 3600000,0 тыс. рублей.

Государственные заимствования в сумме 8400000,0 тыс. руб., осуществленные в 2011 году, меньше законодательно утвержденного объема на 900000,0 тыс. руб. и на 1827801,0 тыс. руб. меньше параметров предельного объема заимствований, определенного в статье 106 БК РФ.


2.7. Законопроект содержит все положения, которые в соответствии со статьей 264.6 БК РФ, статьей 36 Областного закона от 25.11.1994 № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» (с изменениями) должны содержаться в проекте закона об исполнении областного бюджета.
2.8. Иные вопросы, связанные с экономической и (или) правовой оценкой проекта закона Свердловской области об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год.
2.8.1. В ходе внешней проверки Отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год установлена разница между итоговыми показателями Закона Свердловской области о бюджете от 26.11.2010 № 100-ОЗ (с изменениями) и Сводной бюджетной росписью областного бюджета в сумме 4347158,0 тыс. рублей., состоящей из межбюджетных трансфертов, поступивших в 2011 году, и остатков межбюджетных трансфертов целевого назначения, не использованных на начало 2011 года.
Общее положение, закрепленное в части 2 статьи 217 БК РФ, устанавливает, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону о бюджете.

Бюджетная система Российской Федерации функционирует на основе принципов, закрепленных БК РФ, один из которых – полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, означающий, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджете (статья 32 БК РФ).

Бюджет как правовой акт, закрепляющий поступающие доходы и производимые расходы, позволяет судить об экономической ситуации и приоритетных задачах соответствующего публично-правового образования.
В отдельных случаях БК РФ (часть 3 статьи 217) позволяет вносить изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, в том числе при получении межбюджетных трансфертов целевого назначения сверх объемов, утвержденных законом о бюджете.

Установленное БК РФ определенное отступление от закона о бюджете на стадии исполнения можно рассматривать как временный фактор, позволяющий использовать бюджетные средства в более мобильном, и, соответственно, эффективном режиме. В этой связи и перечень случаев, когда возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета, должен быть ограничен, поскольку любые отступления от утвержденного бюджета являются, по сути, изменением воли законодателя относительно объемов и направлений расходов бюджета.


В отношении использования доходов, фактически полученных сверх утвержденных законом о бюджете, отметим следующее: БК РФ в статье 232 содержит изъятия из общих правил, определяющие направления использования таких средств без внесения изменений в закон о бюджете.
Рассматривая в совокупности принципы бюджетной системы, нормы, определяющие порядок исполнения бюджета по доходам и расходам, можно сделать вывод о необходимости закрепления, и, соответственно, подтверждения законности совершенных финансовым органом действий путем внесения соответствующих изменений в закон о бюджете в ходе его исполнения.
2.8.2. Неоднозначное толкование норм БК РФ позволяет использовать в ходе исполнения бюджета различные инструменты управления, при этом параметры бюджета будут выглядеть по-разному.
Так, исполнение областного бюджета за 2011 год, применительно к законодательно утвержденным бюджетным назначениям, выглядит таким образом (таблица 6).

Таблица 6

(тыс. руб.)

Показатели бюджета

Закон № 100-ОЗ (уточненный)

Законопроект

Отклонение

Исполнение (%)

Доходы

141828152,5

139501807,2

-2326345,5

98,4

Расходы

154466383,7

145871785,4

-8594598,3

94,4

Дефицит

12638231,2

6369978,2

-6268253,0

50,4

Исполнение областного бюджета за 2011 год, в случае закрепления в доходах и расходах бюджета поступивших в ходе исполнения безвозмездных поступлений, выглядит следующим образом (таблица 7).

Таблица 7

(тыс. руб.)






Плановые показатели

Законопроект

Отклонение

Исполнение (%)

Доходы

146395932,4

139501807,2

-6894125,2

95,3

Расходы

158813541,7

145871785,4

-12941756,3

91,9

Дефицит

12417609,3

6369978,2

-6047631,1

48,7

Таблица 7 отражает фактическое положение с исполнением бюджета, поскольку в плановых показателях учтены поступления и выбытия в полном объеме и реальный объем неисполненных назначений по расходам – 12941756,3 тыс. рублей.

Анализ информации, полученной в ходе внешней проверки исполнения областного бюджета за 2011 год, показал, что причинами неисполнения расходов областного бюджета являются:

- недостатки в деятельности главных распорядителей средств областного бюджета – отсутствие проектно-сметной документации, а также положительного заключения на проектно-сметную документацию, непроведенные торги, невыполнение условий софинансирования, продолжительный период проведения конкурсных процедур, неисполнение условий контрактов, отсутствие нормативных правовых актов, первичных документов, являющихся основанием для финансирования, неприобретение акций в связи с процедурой банкротства владельца акций – 8003070,9 тыс. руб.;

- непроизведенные выплаты и компенсации социальной направленности, носящие заявительный характер, проведение конкурсных процедур, превышение базы начисления по страховым взносам, оптимизация расходов, иные причины, приведшие к экономии бюджетных средств – 3354662,9 тыс. руб.;

- поступление бюджетных средств в конце финансового года – 1453672,1 тыс. руб.;

- отсутствие потребности в средствах резервного фонда Правительства Свердловской области – 130350,4 тыс. рублей.

При этом неисполнение по расходам, за исключением фактически сложившейся экономии и отсутствия потребности в средства резервного фонда Правительства Свердловской области, не означает прекращения расходных обязательств у органов государственной власти субъекта РФ, в частности, по расходам капитального характера.


2.8.3. Одним из направлений бюджетной политики, определенной на 2011 год, являлся переход на программно-целевой метод планирования в целях повышения эффективности расходов в бюджетной сфере.

В развитие этого направления в 2011 году осуществлялась реализация 25 региональных целевых программ. На эти цели направлено 24318306,2 тыс. руб., или 86,7 % к законодательно утвержденным назначениям. Из этого следует, что 3728319,8 тыс. руб. бюджетных обязательств не исполнено, утвержденные цели не достигнуты.


2.8.4. Предложенные Законопроектом параметры государственного долга на 01 января 2012 года соответствуют ограничениям, установленным статьей 107 БК РФ. Однако, анализ исполнения областного бюджета за 2008 – 2011 годы показывает тенденцию к увеличению объема государственного долга Свердловской области за этот период.

Структура государственного долга, сложившаяся с 01.01.2009 по 01.01.2012, показана в таблице 8.

Таблица 8

(тыс. руб.)



Виды долговых обязательств

На 01.01.2009

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

Отклонение

(гр.5 – гр.2)



Процент

1

2

3

4

5

6

7

Государственные ценные бумаги

0,0

0,0

0,0

3000000,0

3000000,0

-

Кредиты

0,0

4262808,6

6432245,4

10632245,4

10632245,4

-

Государственные гарантии

2154609,9

3979031,5

3435844,4

6002691,2

3848081,3

280

Итого

2154609,9

8241840,1

9868089,8

19634936,6

17480326,7

910

Анализ состояния долговых обязательств Свердловской области за этот период показал следующее:

- государственный долг Свердловской области за три года вырос в 9,1 раза;

- долговая нагрузка на областной бюджет увеличилась с 2,1 % в конце 2008 года до 16,7 % в конце 2011 года по отношению к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений).


В целях обеспечения долговой безопасности областного бюджета в условиях возможного незапланированного спада бюджетных поступлений, целесообразно рассмотреть новую методологию оценки показателей долговой устойчивости областного бюджета, дополнительную по отношению к предельным показателям долговой нагрузки, установленным бюджетным законодательством РФ.
2.8.5. Исполнение областного бюджета за 2009 – 2011 годы осуществлялось в рамках ограничений, определенных отдельными статьями БК РФ.

Между тем, показатели исполнения бюджета по расходам к сводным бюджетным росписям за эти годы показывает тенденцию к уменьшению процента исполнения. Так, если бюджет по расходам за 2009 год исполнен на 97,6 %, за 2010 год – 96,5 %, то за 2011 год, как указано выше, – 91,9 %.

При этом дефицит бюджета по исполнению вырос с 0,6 % в 2009 году до 5,4 % – в 2011.

Учитывая ситуацию с долговыми обязательствами Свердловской области за период 2009 – 2011 годов, необходимо провести работу по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств и их анализ в целях определения соответствия приоритетам развития.


3. Проект закона Свердловской области «Об исполнении областного бюджета за 2011 год» может быть рекомендован к рассмотрению Законодательным Собранием Свердловской области.

Председатель Счетной палаты А.Б. Ефимов


Л.И. Савельева



354-76-91


Смотрите также:
Закона Свердловской области № пз-982 «Об исполнении областного бюджета за 2011 год»
270.82kb.
1 стр.
Закона Свердловской области № пз-1146 «Об исполнении областного бюджета за 2012 год»
504.62kb.
3 стр.
Закон амурскойобласт и об исполнении областного бюджета за 2012 год
55.46kb.
1 стр.
Информация счетной палаты Свердловской области об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2012 года
281.58kb.
1 стр.
Доклад на публичных (общественных слушаниях) по вопросу "о годовом отчете об исполнении областного бюджета за 2012 год"
134.07kb.
1 стр.
Отчет о деятельности Счетной палаты Свердловской области за 2012 год
420.5kb.
2 стр.
Закона Амурской области «Об областном бюджете на 2011 год»
981.72kb.
12 стр.
Проект вносит Губернатор Ярославской области
19.21kb.
1 стр.
Закон об исполнении бюджета областного фонда обязательного
156.14kb.
1 стр.
Отчет о проверке использования средств областного бюджета, выделенных Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области в 2011 году на поддержку фонда «Фонд поддержки спорта высших достижений в Свердловской
127.85kb.
1 стр.
Отчет о проверке использования средств областного бюджета, выделенных в 2011 году на реализацию региональной комплексной программы «Старшее поколение» на 2011 2013 годы»
142.68kb.
1 стр.
Закона Камчатского края «Об исполнении краевого бюджета за 2011 год»
13.99kb.
1 стр.