Главная
страница 1страница 2страница 3

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 344.312 (476) (091) «1917/2010» (043.3)

АДАМЮК

Олег Иванович


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ В БЕЛАРУСИ (1917–2010 гг.)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

по специальности

12.00.01 – теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Минск, 2011

Диссертация выполнена в Белорусском государственном университете.


Научный руководитель:





Довнар Таисия Ивановна,

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры теории и истории государства и права Белорусского государственного университета.

Официальные оппоненты:




Вишневский Алексей Федорович,
доктор исторических наук, профессор права, профессор кафедры теории и истории государства и права учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь».
Ковкель Наталья Францевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права Белорусского государственного экономического университета.


Оппонирующая организация:

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО».

Защита состоится 24 января 2012 года в 1400 на заседании совета по защите диссертаций Д 02.01.01 при Белорусском государственном университете по адресу: 220030, г. Минск, ул. Ленинградская, 8, ауд. 407,
тел. 226-55-41.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета.


Автореферат разослан 16 декабря 2011 г.


Ученый секретарь

совета по защите диссертаций,

кандидат юридических наук, доцент


В.Н. Сатолин




КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется отсутствием отечественных научных разработок относительно целостной системы научных взглядов на сущность военной юстиции, ее место и роль в системе судебной власти, а также объективной необходимостью изучения предшествующего опыта организации и деятельности органов военной юстиции с целью их совершенствования на современном этапе развития белорусской государственности. В историко-правовой науке имеет место явный пробел по данной проблематике, что позволяет говорить о необходимости его устранения путем развития и совершенствования данного научного направления. Историческая преемственность в реализации судебной власти в военной организации на этапе построения социального правового государства в Республике Беларусь может обеспечить решение важной прикладной задачи в области правовых механизмов функционирования военной юстиции и тем самым способствовать выполнению одних из основных функций белорусского государства – обеспечение военной безопасности и укрепление обороноспособности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами и темами

Работа выполнена в рамках Государственной комплексной программы научных исследований на 2006−2010 гг. «История белорусской нации, государственности и культуры» и инициативной научно-исследовательской работы (НИР) «Военный суд». НИР «Военный суд» была включена в план научной работы учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь» на 2009 год в интересах Белорусского военного суда и научно-методологического обеспечения преподаваемых гуманитарных дисциплин в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь» и других учреждениях военного образования [Приложение А; Приложение Б].



Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по 2010 г. и выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию правового регулирования их организации и деятельности.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

проанализировать сущность военной юстиции, ее место в системе органов судебной власти в соответствии с современными представлениями о праве и государстве в юридической науке;

составить целостную картину процесса становления и развития военной юстиции в Беларуси в период с 1917 по 2010 гг.;

выявить особенности в эволюции военной юстиции в Беларуси на различных этапах развития белорусской государственности в 1917–2010 гг.;

определить достижения и недостатки в правовом регулировании организации и деятельности военной юстиции в Беларуси в контексте ее поэтапного развития, в том числе и на современном этапе развития белорусской государственности;

разработать предложения и практические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, составляющей основу правового обеспечения организации и деятельности военной юстиции Республики Беларусь.



Объект исследования − общественные отношения в сфере реализации судебной власти органами военной юстиции.

Предмет исследования – правовое регулирование и деятельность органов военной юстиции в Беларуси на важнейших этапах развития белорусской государственности в период с 1917 по 2010 гг.

В построении концепции исследования диссертант опирался на труды известных советских, а также современных отечественных и российских ученых в области теории и истории права и государства: А.М. Абрамович, С.С. Алексеев, С.А. Балашенко, В.Н. Бибило, Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, Т.И. Довнар, С.Г. Дробязко, А.А. Головко, М.В. Кожевников, И.И. Мартинович, Н.В. Сильченко, М.С. Строгович, Т.Г. Тарасенко, А.Г. Тиковенко, В.Г. Тихиня, В.И. Шабайлов, Н.М. Чепурнова, И.А. Юхо и др. Использовались также научные труды известных советских и современных российских военных ученых-юристов и практиков: В.С. Авдонкин, Г.И. Загорский, С.С. Максимов, С.Г. Мирецкий, А.И. Муранов, А.Я. Петроченков, Н.А. Петухов, В.П. Портнов, И.Б. Цымбаренко, Н.А. Шулепов и др., что позволило диссертанту повысить прикладную значимость результатов исследования.



Положения, выносимые на защиту

  1. Предложенная авторская позиция относительно сущности военной юстиции, ее места в системе органов судебной власти в контексте эволюции военной юстиции в Беларуси в 1917−2010 гг., основанной на диалектической зависимости организации и деятельности института военной юстиции от процесса поэтапного развития белорусской государственности. На основании этого сделан основной вывод, что военная юстиция в Беларуси с 1917 г. формировалась как важный элемент системы обеспечения военной безопасности советского государства, который постепенно оформляется в существенный и важный правовой институт. Правовое регулирование организации и деятельности военной юстиции в Беларуси в 1917–2010 гг. всегда имело целью укрепление воинской дисциплины и боеспособности Вооруженных Сил РСФСР, СССР и Республики Беларусь, и прежде всего было направлено на централизацию военно-судебных органов, обеспечение соответствия их организационной структуры численности и местам дислокации воинских частей.

  2. Авторская дефиниция понятия «военная юстиция», в соответствии с которой военная юстиция Республики Беларусь представляет собой систему военных судов, которые включены в состав общих судов и обладают правом на реализацию судебной власти в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях в порядке уголовного и гражданского судопроизводства с целью обеспечения военной безопасности государства, а также защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется статус военнослужащих.

  3. Научное обоснование даты образования первых советских специальных органов военной юстиции на территории Беларуси – 4 декабря 1918 г. на основании начала организованной деятельности реввоентрибунала при реввоенсовете 7-й армии Западного фронта.

  4. Выявленные тенденции в правовом регулирования и деятельности военной юстиции на территории Белорусской ССР, ряд из которых был преемственно воспринят и существенно развит в законодательстве и военно-судебной практике Республики Беларусь: а) всё более полная и точная законодательная регламентация принципа законности в нормативных актах и постепенная реализация его в организации и деятельности органов военной юстиции; б) исторически обусловленная централизация организационной структуры военно-судебной системы соответственно местам дислокации и численности воинских частей и стремление к сохранению подсудности уголовных дел органам военной юстиции в условиях мирного времени, а также сохранение у военных судей статуса военнослужащих; в) сохранение принципа разделения функций организационного руководства и судебного надзора в отношении военно-судебных органов; г) зародившаяся на предшествующих этапах и особо проявившаяся в начале 90-х гг. ХХ в. тенденция создания правовых гарантий независимости военных судей от органов государственного и военного управления, а также тенденция установления судебного контроля над деятельностью военной организации государства; д) исторически сложившаяся и преемственно воспринятая в Республике Беларусь практика рассмотрения уголовных дел в расположении воинских частей.

  5. В целях формирования целостной и эффективно действующей системы органов военной юстиции на основании выявленных недостатков в преемственном восприятии накопленного исторического опыта развития военной юстиции в Беларуси (не реализована исторически обусловленные традиция закрепления в отдельном нормативно-правовом акте порядка деятельности органов военной юстиции в местностях, объявленных на военном положении; не закреплена нормативно тенденция наделения военных судов всей полнотой судебной власти в военной организации государства, не получила дальнейшую практическую реализацию тенденция укрепления независимости военных судов от органов военного управления и др.) и с учетом преемственно воспринятых исторических тенденций предложен комплекс теоретико-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования организации и деятельности военной юстиции Республики Беларусь: а) основными задачами военных судов следует считать осуществление правосудия в военной организации Республики Беларусь и деятельность в качестве независимого правового института защиты прав, свобод и законных интересов граждан, имеющих статус военнослужащих; б) необходимо сохранить у военных судей статус военнослужащих и регламентировать порядок деятельности органов военной юстиции в период военного положения, а также выполнение ими специальных функций по поддержанию боеготовности, дисциплины и правопорядка в военной организации государства; в) следует упразднить финансирование и материально-техническое обеспечение военной юстиции Республики Беларусь в мирное время через Министерство обороны с передачей этой функции Министерству юстиции; г) к компетенции военных судов необходимо отнести осуществление правосудия в порядке административного судопроизводства в отношении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется статус военнослужащих; д) обязать военные суды систематически освещать результаты судебной деятельности в СМИ силовых министерств и ведомств, в том числе интернет-ресурсах.

  6. В качестве первоочередных мер по реализации указанных рекомендаций предложено: внести изменения и дополнения в ст. 183 ч. 7, ст. 189 ч. 5,
    ст. 191 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от
    29 июня 2006 г. № 139-З, в п. 5.11, п. 6.32 Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь» от 31 октября 2001 г. № 1605 и в ст. 21 ч.1 Закона Республики Беларусь «О военном положении» от 13 января 2003 г. № 185-З с целью нормативного закрепления финансирования и материально-технического обеспечения военных судов в мирное время через Министерство юстиции, а в период военного положения – через органы военного управления; усилить нормативное закрепление права граждан, на которых распространяется статус военнослужащих, для обжалования действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления обращаться в межгарнизонный военный суд и внести соответствующие дополнения в п. 1.3 Указа Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» от 15 октября 2007 г. № 498.

Изложенное выше будет способствовать последовательному и системному совершенствованию организации и деятельности военной юстиции как важного элемента в механизме обеспечения военной безопасности Республики Беларусь и независимого института защиты прав, свобод и законных интересов граждан, на которых распространяется статус военнослужащих.

Личный вклад соискателя

Диссертация является самостоятельно выполненной авторской работой, в которой впервые в отечественной юридической науке предпринята попытка комплексного поэтапного историко-правового исследования организации и деятельности военной юстиции в Беларуси.

В ходе исследования был изучен и обобщен обширный научный и документально-архивный материал, характеризующий институциональный статус военной юстиции в Беларуси и правовое положение военно-судебных органов на территории Беларуси в 1917−2010 гг. В научный оборот впервые введено
40 архивных источников.

Апробация результатов диссертации

Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Белорусского государственного университета, а также прошли апробацию на международных научных и научно-практических конференциях: «Национальная государственность и европейские интеграционные процессы» (10−11 октября 2008, г. Минск); «Управление в социальных и экономических системах» (30–31 мая 2009, г. Минск); «Партизанское движение в Беларуси и его роль в разгроме фашистских захватчиков в 1941–1944 годах» (25−26 июня 2009, г. Минск); «Правовая культура как условие формирования правового государства» (10–11 декабря 2010, г. Витебск); «Праблемы гісторыі дзяржавы і права Беларусі» (18–19 марта 2011, г. Минск); «Актуальные проблемы экономики и права» (29–29 апреля 2011, г. Барановичи); республиканских: «Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции» (11–12 марта 2008, г. Минск); «Теоретические и методологические аспекты государственного управления» (9 апреля 2009, г. Минск); «Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР от 27 июля 1990 г. и ее место в развитии конституционного процесса в Республике Беларусь» (16 ноября 2010, г. Минск) и др.

Практическое применение результатов диссертационного исследования осуществлено в законопроектной деятельности Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, в деятельности Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь [Приложение В; Приложение Г; Приложе-
ние Е]. Результаты диссертационного исследования реализованы в учебном процессе пограничного факультета учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь» на кафедре правового обеспечения деятельности органов пограничной службы [Приложение Д].

Опубликованность результатов

Результаты исследования опубликованы в 33 научных работах, из которых одна монография (30 п.л.), 1 отчет о НИР за 2009 г. (2 п.л.), 15 научных статей (9,3 п.л.), из которых 13 – в изданиях, соответствующих пункту 18 Положения о присуждении ученых степеней и званий в Республике Беларусь,


а также 16 тезисов докладов на научных конференциях (2,7 п.л.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из перечня условных обозначений, введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, 4-х таблиц и 6-ти приложений. Полный объем диссертации составляет 150 страниц, из них таблицы – 1,5 страницы, библиографический список – 32 страницы, приложения – 10 страниц. Количество использованных источников – 311 наименований, из них 33 – публикации соискателя.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Первая глава «Аналитический обзор литературы, методология и методы исследования» посвящена аналитическому обзору научных источников, использованных при исследовании становления и развития военной юстиции в Беларуси на важнейших этапах развития белорусской государственности в период с 1917 по 2010 гг., описанию методологии и методов исследования, определению места данного исследования среди других исследований по теме. Отмечено, что в Республике Беларусь до настоящего времени не проводилось комплексных историко-правовых исследований, посвященных эволюции военной юстиции в советский и постсоветский периоды развития белорусской государственности, а место воинских правоотношений в системе судебной власти и в механизме обеспечения национальной безопасности не получили должного научного определения. Работы таких ведущих отечественных ученых-юристов, как А.М. Абрамович, С.А. Балашенко, И.И. Басецкий, В.Н. Бибило, Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, А.А. Головко, Т.И. Довнар, С.Г. Дробязко, И.И. Мартинович, М.И. Пастухов, Н.В. Сильченко, А.Г. Тиковенко, В.Г. Тихиня,


В.И. Шабайлов и др. посвящены в целом проблемам правового регулирования деятельности органов судебной власти как правового института в системе государственного механизма, а история военно-судебных органов представлена в основном только в контексте формирования и развития репрессивного аппарата советской политической системы. Подчеркнуто, что в работах таких авторов, как И.А. Зубов, В.В. Калугин, И.Д. Лапеко, В.В. Лосев, Е.М. Царенко,
В.А. Шаршун и др. разрабатывается военное направление в отечественной юридической науке, однако в трудах указанных авторов эволюция военной юстиции в Беларуси не рассматривается в качестве предмета комплексного научного исследования. Проанализированы также труды известных советских, российских ученых и военных юристов-практиков (В.М. Бозров, В.М. Борисенко, В.Е. Звягинцев, Н.М. Золотухина, Д.С. Карев, А.С. Кобликов, М.В. Кожевников, С.С. Максимов, А.И. Муранов, А.Я. Петроченков, Н.А. Петухов,
В.П. Портнов, Г.А. Смирнова, М.М. Славин, М.С. Строгович и др.). Отмечено, что в этих публикациях не отражены особенности правового положения органов военной юстиции в Беларуси в исследуемый период. В заключении главы сделан вывод, что становление и развитие военной юстиции в Беларуси в период с 1917 по 2010 гг. оказалось почти не исследованным направлением в юридической науке, имеет место существенный пробел в данной области отечественной историко-правовой науки.

Вторая глава «Организационно-правовые основы деятельности военной юстиции в Беларуси в довоенный период (1917−1941 гг.)» состоит из трех разделов. В первом разделе «Создание советских органов военной юстиции на территории Беларуси в составе РСФСР (1917–1918 гг.)» установлено, что выборные местные суды, революционные трибуналы, фронтовые полковые (отрядные) и ротные товарищеские суды, которые действовали в соответствии с Декретами СНК «О суде» № 1 и № 3, Декретом ВЦИК «О суде» № 3, не смогли существенно укрепить воинскую дисциплину и повысить эффективность правосудия в боевых условиях. Доказано, что для осуществления правосудия в действующей РККА в этот период объективно оказались востребованными первые специальные органы военной юстиции – революционные военные трибуналы, которые действовали в постоянном составе, а военные судьи не выбирались, а назначались. Показано, что соответствие организации реввоентрибуналов структуре и местам дислокации воинских частей РККА на Западном фронте позволило существенно укрепить воинскую дисциплину, повысить эффективность правосудия в боевых условиях и тем самым обеспечить военную безопасность РСФСР. Установлено, что в 1917–1918 гг. революционная целесообразность была поставлена выше революционной законности, так как первые советские специальные органы военной юстиции в Беларуси прошли путь от неконституционных военно-судебных органов в составе РККА Западного участка Завесы, в которых не было единства в организации, названии, процессуальных формах деятельности и проведении карательной политики, до централизованной системы специальных органов военной юстиции в воинских частях регулярной РККА Западного фронта, действующих организованно


с 4 декабря 1918 г. под руководством Реввоентрибунала при Реввоенсовете РСФСР.

Во втором разделе «Организационное оформление деятельности военной юстиции в советской Беларуси в период 1919–1922 гг.» установлено, что в этот период продолжилась тенденция централизации специальных органов военной юстиции на территории советской Беларуси как части военно-судебной системы РСФСР, наметилось стремление к системности правового регулирования, сближению военно-судебных органов с системой общих судов и созданию единой и независимой судебной системы БССР. Это нашло выражение в признании деятельности специальных органов военной юстиции в Беларуси на законодательном уровне (20 ноября 1919 г. декретом ВЦИК РСФСР было утверждено Положение о военных трибуналах) и регулировании их деятельности в дальнейшем отдельными нормативными правовыми актами. Отмечено, что стремление к централизации и системности правового регулирования, соблюдению законности, введение принципа назначения военных судей, практики выездных сессий, гибкость судебной репрессии, и в том числе вынесение значительного числа оправдательных приговоров (в первой половине 1920 г. до 23% приговоров были оправдательными), широкое освещение военно-судебной практики в печатных средствах массовой информации способствовали формированию реввоентрибуналов на Западном фронте как важного и действенного правового института в механизме обеспечения военной безопасности РСФСР. В то же время выявлено, что руководство в своей деятельности революционным правосознанием, рассмотрение дел в отношении гражданского населения, создание чрезвычайных военно-судебных органов – летучих и временных реввоентрибуналов, непоследовательность судебных репрессий, право реввоенсоветов на приостановление или отмену судебных решений характеризовали реввоентрибуналы в первую очередь как карательные органы.

В третьем разделе «Изменения в правовом регулировании организации и деятельности органов военной юстиции в Белорусской ССР после образования СССР (1922–1941 гг.)» выявлено, что после образования Союза ССР стремление к построению независимой судебной системы в БССР вступило в противоречие с тенденцией централизации военно-судебной системы СССР. Одновременно продолжилась тенденция сближения органов военной юстиции с системой общих судов. Доказано, что попытки усиления самостоятельности военно-судебной системы в БССР в 1924−1926 гг. объективно не могли иметь успеха, а предпринятые в этот период попытки усиления самостоятельности военно-судебной системы республики вызвали двойственность и несогласованность в управлении военно-судебными органами в БССР. Это обстоятельство послужило причиной принятия в 1926 г. общесоюзного Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре, которое эти недостатки в определенной степени устранило. Выявлено, что подсудность дел военным трибуналам была сужена в соответствии с условиями мирного времени, а военно-судебная практика не носила сугубо карательного характера (например, за первые четыре месяца 1924 г. в СССР было оправдано 10,4% человек, а удельный вес приговоров к расстрелу составлял всего 0,34%,). Установлено, что в исследуемый период продолжилось дальнейшее сближение специальных органов военной юстиции с системой общих судов, так как с 1938 г. в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Закона о судоустройстве 1938 г. была введена выборность членов военных трибуналов. Показано, что в 30-е гг. ХХ в. военно-судебные органы в БССР наряду с Особыми совещаниями − несудебными органами при НКВД, были включены в состав мощного механизма по осуществлению политических репрессий. Отмечается, что в период с 1928 по 1940 гг. имело место постепенное расширение подсудности дел военным трибуналам в мирное время и усиление на них административного давления.

Третья глава «Военная юстиция в Белорусской ССР в период Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.)» включает в себя два раздела. В первом разделе «Организация и деятельность органов военной юстиции на неоккупированной территории Белорусской ССР в условиях военного времени (1941–1945 гг.)» установлено, что начало Великой Отечественной войны актуализировало роль военных трибуналов как важного института в механизме обеспечения военной безопасности государства, определило их особое значение в борьбе за создание строжайшего порядка и дисциплины в РККА и в прифронтовой полосе. Отмечено, что в условиях военного времени эффективность деятельности военных трибуналов была повышена за счет реорганизации в военные трибуналы судов общей юрисдикции и линейных судов железнодорожного и водного транспорта, а также формирования военных трибуналов стрелковых дивизий в целях максимального соответствия структуре войсковых формирований. Все это определило отказ от прежних довоенных тенденций сближения военно-судебных органов с системой общих судов и вызвало возврат к организации и деятельности военных трибуналов как карательных органов: был упразднен кассационный порядок обжалования приговоров военных трибуналов, вместо выборности военных судей был введен принцип их назначения и др. Выявлено, что наряду с усилением карательных функций военных трибуналов были предприняты определенные меры по укреплению законности, процессуальных гарантий, единства судебной практики при осуществлении правосудия в боевых условиях с широким освещением военно-судебной практики в печатных СМИ. Сделан вывод, что отмена кассационного обжалования приговоров частично была компенсирована деятельностью выездных сессий Военной коллегии


ВС СССР в порядке судебного надзора, участием в судебном процессе заседателей, дифференцированным избранием мер наказания, правом военного командования приостанавливать исполнение приговоров к высшее мере наказания, усилением функций судебного управления НКЮ СССР с наделением его правом проверки законности и обоснованности судебных решений военных трибуналов.

Во втором разделе «Особенности деятельности военной юстиции на оккупированной территории и в освобожденных от оккупации районах БССР (1941–1945 гг.)» на основании анализа архивных источников доказано, что в партизанских вооруженных формированиях ведущую роль в наказании преступников играли Особые отделы и командование партизанских отрядов, которые в качестве военно-судебных органов соответственно выносили заключения и издавали приказы о привлечении к уголовной ответственности с определением меры наказания шпионам, изменникам Родины, бандитам, дезертирам, мародерам и другим преступникам в соответствии с законодательством БССР. Выявлено, что наряду с откровенным фабрикованием ряда уголовных дел и применением максимальных санкций без учета презумпции невиновности обвиняемого, командование партизанских отрядов достаточно часто заменяло высшую меру наказания другими видами наказания. Отмечается, что создаваемые под руководством подпольных партийных органов партизанские суды и трибуналы, военно-полевые трибуналы в процессе осуществления правосудия в соответствии с приказами начальника ГУВТ НКЮ СССР проводили активную работу по профилактике правонарушений, чем способствовали укреплению правопорядка и дисциплины в партизанских вооруженных формированиях и среди мирного населения. Показано, что механизм деятельности военно-полевых судов как особых карательных органов по отношению к военным преступникам и их пособникам не был приспособлен для эффективного выполнения возложенных на них функций в условиях активных наступательных операций Красной Армии. В связи с этим на освобождаемых от немецкой оккупации территориях БССР основную работу по привлечению к уголовной ответственности военных преступников и их пособников проводили военные трибуналы.

Четвертая глава «Организация и деятельность военной юстиции
в Беларуси в послевоенный период (1945-2010 гг.)»
состоит из двух разделов.

В первом разделе «Развитие органов военной юстиции в БССР во второй половине 40-х–80-е гг.» отмечается, что в первые послевоенные годы продолжилась тенденция расширения подсудности дел военным трибуналам на территории БССР, которая определялась общим направлением репрессивной политики со стороны органов государственно-партийной власти периода тоталитарного режима в СССР. Однако, с 1953 г. в условиях ослабления репрессивной политики наметились тенденции сокращения численности военных трибуналов и подсудности им уголовных дел. Показано, что одним из самых важных исторических событий в развитии военной юстиции в БССР в этот период явилось зарождение тенденции деятельности военных трибуналов как правового института защиты прав, свобод и законных интересов граждан средствами судебной власти, что проявилось в судебных процессах по реабилитации жертв незаконных репрессий. Показано, что доказательством эффективности разделения функций судебного управлении и судебного надзора явилось повторное образование в 1971 г. УВТ в составе союзно-республиканского МЮ СССР, что значительно повысило уровень организационного руководства военно-судебной системой в БССР и способствовало совершенствованию ее кадровой политики и материально-технического обеспечения. Сделан вывод, что существенным достижением в развитии правового регулирования организации и деятельности органов военной юстиции в БССР стало принятие Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. нового Положения о военных трибуналах, в котором были закреплены важнейшие принципы строительства военно-судебной системы: отнесение военных трибуналов на территории БССР к числу судов СССР, включение их в единую судебную систему СССР, установление единого для всех судов законодательства и выполнение единых для всех судов задач. Доказано, что в условиях демократизации всех сфер общественной жизни в период


с 1985 по 1991 гг. были созданы предпосылки для дальнейшей трансформации военно-судебной системы в БССР из репрессивной системы в независимый правовой институт защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих средствами судебной власти. На примере развития военной юстиции на территории БССР показана необходимость сохранения института военной юстиции в системе судебной власти в целях эффективного выполнения одной из основных функций государства – обеспечения военной безопасности и обороноспособности.

Во втором разделе «Правовое регулирование и перспективы совершенствования организации и деятельности военной юстиции Республики Беларусь (начало 90-х–2010 гг.)» существенно дополнена в соответствии с современными представлениями о праве и государстве дефиниция понятия «военная юстиция». Выявлены особенности и тенденции в историческом развитии правового регулирования организации и деятельности военной юстиции Беларуси, важнейшие из которых преемственно восприняты и реализованы в законодательстве и военно-судебной практике Республики Беларусь. Определены особенности и недостатки в правовом регулировании организации и деятельности военно-судебной системы Республики Беларусь, которые свидетельствуют о недостаточном преемственном восприятии прогрессивных тенденций в историческом развитии военной юстиции, как в Беларуси, так и в других странах. В связи с этим внесены конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства, составляющего основу правового обеспечения организации и деятельности военно-судебной системы Республики Беларусь в мирное и военное время (Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Закон Республики Беларусь «О военном положении» и др.), направленные на регламентирование порядка деятельности военных судов в период военного положения и закрепление выполнения ими специальных функций по поддержанию и укреплению воинской дисциплины как в мирное, так и в военное время; развитие военных судов как независимого правового института защиты прав, свобод и законных интересов граждан, на которых распространяется статус военнослужащих, средствами судебной власти; наделение военных судов всей полнотой судебной власти в военной организации государства, повышение открытости для общества военно-судебной практики, укрепление доверия к органам военной юстиции как к органам правосудия.


следующая страница >>
Смотрите также:
Военной юстиции в беларуси 1917-2010 гг
509.22kb.
3 стр.
История Беларуси
140.62kb.
1 стр.
Награждение оружием как вид стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Правовое регулирование его применения
71.65kb.
1 стр.
Федерации, генерал-лейтенант юстиции Золотухин Геннадий Александрович правовые основы организации и деятельности юридической службы вооруженных сил российской федерации кафедра военной администрации, административного и финансового права
2433.9kb.
12 стр.
Г. Арташат 8 ноября 2010 года Судья 5 гарнизонного военного суда Додухов В. Н., с участием государственного обвинителя помощника военного прокурора 312 военной прокуратуры гарнизона лейтенанта юстиции Ширшикова С. А
142.73kb.
1 стр.
Заседание Координационного Совета по проведению переписей населения 2010 года в государствах-участниках Содружества
134.87kb.
1 стр.
Заглавие документа
173.7kb.
1 стр.
К вопросу о системе преступлений в сфере финансово-хозяйственной деятельности воинских частей
168.64kb.
1 стр.
Как рассчитаться военнослужащему при переводе к новому месту службы?
302.46kb.
1 стр.
Историко-правовые аспекты создания и функционирования вооруженных сил кыргызской республики
230.18kb.
1 стр.
К вопросу о создании военной полиции: военная полиция в зарубежных государствах и проблемы ее создания в России
154.59kb.
1 стр.
Особенности обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу на космодроме
95.51kb.
1 стр.