Главная
страница 1
Данный методический материал иллюстрирует опыт работы с родителями, использование технологии групповой деятельности, игровых технологий, работу по развитию речи и коммуникативных способностей учащихся.

Родительское собрание-конкурс

«Папа, мама, я - читающая семья»
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

Участники: учащиеся-первоклассники, родители, классный руководитель

Подготовка.

I. На уроке проводилось анкетирование учащихся по следующим вопросам:

1. Что ты больше любишь?

- Читать сам;

- слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-Хвалят тебя;

- ругают тебя.

З. Читают ли в вашей семье книги вслух?

- Читают;

- не читают.

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-Да;


-нет.

II. На предыдущем собрании родители отвечали на вопросы анкеты:

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

- Любит читать сам;

- слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

- Хвалите его;

- ругаете.

З. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

- Конечно, да;

-нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?



- Безусловно, да;

- наверное, нет.

III. Изготавливаются таблички «Ракета», «Дружба», «Жюри» и соответствующие этим названиям индивидуальные жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

IV. Классный руководитель, и учащиеся 5- го класса готовят задания для конкурса.

У. На заседании родительского комитета разрабатывается проект решения родительского собрания.

VI. Классный руководитель составляет памятки для учащихся и их родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) таблички для групповой работы «Ракета», «Дружба», «Жюри» и индивидуальные жетоны;

б) набор скороговорок: «Король-орел», «Карл у Клары украл кораллы», «Сшит колпак, да не по-колпаковски» «Бобры добры, бобры бодры»;

в) обложки книг «Цветик-семицветик», «Фантазеры», «Звездочки на земле», «Рассказ о неизвестном герое», «Си­ние листья», «Совесть», «Трусиха», «Золотой петушок» и

корешки книг с фамилиями авторов: В. Катаев, А. Барто, С. Маршак, В. Осеева, Н. Носов, А. Гайдар, Н. Артюхова, А. Пушкин;

г) рисунки «сказочных» вещей: сапог, буденовка, туфель­ка, невод с рыбкой, корзинка с пирожками, стрела, чемо­данчик с красным крестом, цветик-семицветик;

д) песочные часы;

е) памятки для детей и родителей;

ж) грамзапись песни «Азбука»;

з) на классной доске записывается эпиграф родитель­ского собрания-конкурса: «Чтобы воспитать, тут нужны: беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»

(А.П. Чехов) и задания для разминки:

- магазин,

- красивее,

- шофер,


- мусоропровод,

- нига,


- Ро ина,

-..ола,


-














Ход проведения.

1. Классный руководитель открывает собрание вступительным словом.

«Не только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы на­учить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека ог­ромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиг­рафа нашего собрания-конкурса, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспре­рывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ре­бенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрос­лые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь­-то отдохнут. А ведь это неверно.

Недавно мы провели в нашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для на­ших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители боль­ше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует и о том, что только в трех семьях из десяти практикуется семейное чтение вслух. Лишь пять ро­дителей смогли точно назвать книгу, которую недавно про­читал их ребенок.

Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через не­сколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избе­жать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и об­суждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопле­ние опыта посещения сельской и школьной библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

Не надо текст заучивать наизусть, а ведь так поступа­ют, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и то же по пять и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песен­ники, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе най­ти, что художник верно подметил, а что нет. Тогда малень­кий читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самосто­ятельно. А еще лучше взять книжки-потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат на­писанному. В данном случае ребенок будет очень вниматель­но работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже только ради поиска смешных несовпадений. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю - дос­таточно. Мы с вами так детально рассматриваем пробле­му чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки(прилагаются) помогут вам преодолеть возникающие труд­ности в работе ребенка с книгой.

А сегодня мы предлагаем вам, уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Папа, мама, я - читающая семья». Пока звучит песня «Аз­бука», вам необходимо выбрать жетоны и объединиться в группы.

Участники собрания в соответствии с выбранными жето­нами образуют две игровые группы, пятая группа - жюри. В его состав входят школьный библиотекарь, учитель рус­ского языка и литературы, один или два пятиклассника, родители. Каждая группа располагается за отведенными для нее игровыми столами и получает табличку с названием своей команды.

Классный руководитель вместе с шефами-пятиклассни­кaми проводит конкурс «Папа, мама, я - читающая семья». Участникам конкурса предлагается выполнить несколько заданий.



Первое задание «Разминка».

Пятиклассники в костю­мах сказочных героев Буратино и Незнайки разыгрывают сценку:

- Незнайка, хочешь научиться читать?

- Конечно, хочу!

- Тогда слушай! Книгу надо поднести поближе к носу. А сидеть можешь так, как хочешь, даже лежа можно читать. Прав­да, ребята? (Дети возражают и пытаются объяснить правило

посадки при чтении.)

- Буратино, а зачем тебе палочка?

- Я ею взмахну, и ребята не смогут правильно прочитать такие слова: магазин, красивее, шофер, мусоропровод. (Перво­классники выходят по желанию к доске, пытаются правильно

поставить знак ударения, а затем вслух читают эти слова.)

- Ах, так! Тогда я попрошу Буквоеда съесть буквы в словах, и вы ни за что не прочитаете: . нига, Ро . ина, . . ола. (Дети по желанию выходят к доске, вписывают вместо точек пропущенные буквы и читают вслух слова: книга, Родина, школа.)

- Ах, вот вы какие! Тогда Буквоед все буквы в слове съест, и вы не догадаетесь, какой дикий зверь живет в этом домике- .

(Дети с мест предлагают варианты слов; волк, лиса, заяц, бобр и т.п.)

- Ну, ладно! Все испытания вы прошли, теперь можно и конкурс начинать.

Второе задание «Откуда эти вещи?» (Время выполнения - 2 минуты.) Каждая игровая группа получает по несколько рисунков вещей и старается в течение двух минут определить произве­дения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений. Участникам конкурса предлага­ются следующие рисунки:

1) туфелька («Золушка» Ш. Перро); .

2) чемоданчик («Доктор Айболит» К. Чуковского);

3) стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»);

4) цветик-семицветик («Цветик-семицветик» В., Катаев);

5) сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро); ,

6) буденовка («Сказка о Мальчише-Кибальчише» А. Гайдарa);

7) невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» АС. Пушкина);

8) корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и медведь»),
Третье задание «Кто быстрее?». (Время подготовки ­2 минуты.) Каждая команда получает одну скороговорку и го­товится быстро и точно произнести ее хором.

Четвертое задание «Найдите автора». (Время выполне­ния - 5 минут.) Игровым группам вручаются обложки с названием книг. Им необходимо за отведенное время найти соответствую­щие названиям корешки книг, на которых указаны фамилии и инициалы авторов. Эти корешки прикреплены на классной доске.

Пятое задание «Блиц-состязание родителей». (Про­водится без подготовки участников конкурса.) Для выполнения задания приглашаются родители по одному из каждой команды. Они должны сразу ответить на следующие вопросы:

1. Из каких произведений взяты эти «крылатые слова»? Кто является их авторами?

- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годи­тесь» («Квартет» И.А Крылова);

- «Свежо предание, а верится с трудом» («Горе от ума» А С. Грибоедова);

- «Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона» («Слон и Моська» И.А Крылова);

- «Рожденный ползать - летать не может» («Песня о Со­коле» АМ. Горького).

2. В каких русских пословицах упоминаются числа 1 и 7? (Возможные ответы: «один в поле не воин», «семь бед - один ответ», «семь раз отмерь - один раз отрежь», «семеро одного не ждут», «один с сошкой - семеро с ложкой».)

3. Кто из русских поэтов подарил другому известному поэту свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (В. Жуковский - А Пушкину.)

4. Как в славянской азбуке называлось буква «А»? (Аз.)

5. Кто является автором слов и музыки песни «В лесу родилась елочка»? (Л. Бекман - музыка, Р. Кудашева - сти­хи.)

6. Какое слово соответствует следующему описанию: «Ее видели на столе, в музее, в бою, на турнире. Ее видели с рукояткой, с вензелем. Ее запирали, ею рубили, ее точили, ее чистили»? (Шашка.)

Подведение итогов конкурса. В то время, как жюри подсчитывает баллы, дети и взрослые исполняют с помо­щью фонограммы песню «Азбука» (музыка А. Островского, стихи З. Петровой). Председатель жюри награждает коман­ду-победительницу и все другие игровые группы памятны­ми призами, изготовленными шефами-пятиклассниками.

Председатель родительского комитета класса зачиты­вает решение родительского собрания:

1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развития у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстраци­ям рассказы.

2. Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чем дети будут рассказывать на уроках внеклас­сного чтения.

3. Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.

4. Помогать ребенку вести читательский дневник.

5. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце учебного года подвести его итоги и вручить призы победителям.

Заключительное слово классного руководителя: «Ува­жаемые родители и дети! Вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Пусть наши совместные старания да­дут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготов­ленные нами памятки помогут вам в этом путешествии».

Памятки раздаются учащимся и их родителям.



Памятка 1 для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 15 минут в день.

2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

З. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Хвалите ребенка за чтение.

Памятка 2 для детей

1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

2. Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со зна­ками препинания, делай паузы.

З. Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на второй.


Памятка 3 для детей

1. Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).

2. Те места, которые легко читать, читай быстрее.

З. Те места, которые читаешь с запинками и хуже пони­маешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.


Памятка 4 для детей и родителей

1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку: прочитайте фамилию и инициалы автора, на­звание книги.

2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллю­страции.

З. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

4. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.

Памятка 5 для родителей

1. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

2. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.

3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, собы­тии.

4. Какие слова или выражения запомнились ему?

5. Чему учит эта книга?

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наи­зусть.

Список использованной литературы

1. Захарова С. Н. Детские праздники. Владимир, 1994.

2. Никитин Ю. С. Спутник досуга. Мн., 1989.

3. Шкатова Д,А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. М., 1989.

4. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. М., 1993.


Суровцова Татьяна Николаевна «Саринская средняя общеобразовательная школа Саринского сельсовета» Кувандыкского района Оренбургской области





Смотрите также:
Конкурс «Папа, мама, я читающая семья»
104.6kb.
1 стр.
Папа, мама, я – спортивная семья!
33.52kb.
1 стр.
Мама, папа, я читающая семья
217.17kb.
1 стр.
1 место: поделили между собой семья Большаковых семья Руденко 2 место
10.55kb.
1 стр.
Мама, папа и я дружная семья
30.66kb.
1 стр.
Спортивный праздник. «Папа, мама, я спортивная семья»
75.62kb.
1 стр.
" Мама, папа, я дружная семья " (семейный праздник)
101.08kb.
1 стр.
Заместитель директора по вр хренкова Т. А
8.62kb.
1 стр.
Мама, папа, я дружная семья
95.38kb.
1 стр.
Сценарий праздника : «Мама, папа, я спортивная семья»
22.27kb.
1 стр.
11 апреля – День психологии. 19-24 апреля
14.1kb.
1 стр.
Аналитическая справка спортивного праздника "Папа, мама, я спортивная семья" Цель
27.55kb.
1 стр.