Главная
страница 1
Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 1 г.о. Самара



Научно-исследовательская работа учащихся



Методическое пособие для учащихся

Самара,2010


Авторы-составители: Бузова О.В., Бурдасова М.П., Шелковская С.В.

В пособии рассказано об особенностях научно-творческой работы, о методах научного исследования, о подготовке, организации и проведении исследования. Даны советы по работе с научной литературой, по оформлению результатов работы, по её публичной защите. Приведены примеры оформления титульных листов, диаграмм, графиков, схем и т.д.

Для учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся научно-творческой работой.
Рецензент : Семчинова И.В., ст. преподаватель СамГУ

Наука- самое важное, самое прекрасное и

нужное в жизни человека.
А.П. Чехов


Введение

Дорогие ребята!

Образование всегда было одной из главных, непреходящих ценностей человека. В наше время образование - не столько сумма знаний ( информации так много, что ни один самый мощный компьютер не в силах её воспринять), сколько набор определённых качеств, позволяющих человеку выбрать из этой суммы необходимое ему, использовать эти знания , работать в команде, не теряя своей индивидуальности, свободно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, достигнуть успеха. Эти качества инвариантны (т.е. их значение одинаково) относительно национальностей, границ, времён, цивилизаций . Это особенно важно при нынешних мировых тенденциях к сближению , сотрудничеству. Системы образования различны в разных странах, но Наука не имеет национальности, поэтому воспитать в себе необходимые в наше время качества можно , участвуя в научных исследованиях, решая , пусть небольшие, но исследовательские , творческие задачи .

В гимназии № 1 все эти качества вы можете воспитать в себе и проявить , участвуя в программе по развитию научно-творческих навыков учащихся , которую мы назвали «Ступени». От небольших задач к более сложным , от умения работать с литературой к навыкам ведения научной дискуссии – по этим ступенькам вы будете подниматься к вершинам научных знаний. В этом вам помогут учителя гимназии, её выпускники, учёные и преподаватели Вузов.

Из этой книжки вы узнаете, что такое научное исследование, чем оно отличается от других, познакомитесь с его методами, организацией, с правилами оформления результатов работы, получите советы по работе с научной литературой, по ведению научной дискуссии при публичной защите своей работы и т.д.

Чем выше вы будете подниматься по ступеням, тем дальше вы будете видеть. Но не забываете вглядываться в окружающий мир, ведь крупицы научных знаний – вокруг вас, в обыденных вещах и явлениях. Не бойтесь споткнуться , ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. По окончании гимназии ступени лестницы в науку не закончатся, но мы знаем, что дальше вы уверенно будете подниматься сами.

Методы научно-творческой деятельности.

В научном мышлении всегда присутствует

элемент поэзии.

А. Эйнштейн

В процессе выполнения научно-творческой работы применяются свои методы, характерные для этого вида деятельности.

Методы, используемые в научно-творческой деятельности, можно разделить на теоретические и опытные (по-другому – эмпирические, так как слово «эмпирика» и означает «опыт»).Тот или иной метод выбирается



  • во-первых, исходя из предмета исследования. Например, если выясняется вопрос, почему вымерли динозавры, речь идёт только о теоретических методах, а при проверке воздействия удобрений на рост растений необходимо проводить эксперименты. ;

  • во-вторых, необходимо учитывать свои собственные склонности. Если тему вашей работы можно раскрыть и на теоретическом уровне, и провести эксперимент, а вам нравится практическая работа, выбирайте опытные методы исследования.

Вот некоторые виды теоретических и опытных методов исследования:

Схема 1.

Методы научных исследований


Теоретические Эмпирические

методы методы





Теоретические анализ и синтез




Абстрагирование, конкретизация




Аналогия




Моделирование




Беседа, опрос




Анкетирование




Эксперимент




Наблюдение

После использования того или иного метода исследований необходимо указать точность выбранного метода.

Основные характеристики научно-творческого исследования.

Как ни сомнительны гипотезы, но если они

дают возможность объединить известные явления

и предсказывают новые, то они полезны.

К.Э. Циолковский

1. Любое исследование начинается с обоснования актуальности выбранной темы (почему эта тема интересна, чем она важна и т.д.).

2. Затем формулируется проблема –вопрос или ряд вопросов, на которые предстоит ответить в ходе исследования.

3. На основе проблемы устанавливается цель исследования - это то, чего вы намерены достичь в процессе выполнения работы (например, «решить данную задачу в применении к…» ,«доказать зависимость процесса от…», «экспериментальная проверка…», «разработка теоретической модели…» и т.д.).

4. Следующий этап – выдвижение гипотезы. Гипотеза - научное предположение, истинность которого не очевидна, т.е. требует доказательства. В последующей работе ваша гипотеза будут проверяться теоретическими или экспериментальными методами. Если гипотеза подтверждается, она становится научным фактом, теорией, если опровергается, то выдвигается новая гипотеза.

Гипотеза формулируется не во всех работах, например, в реферате, в техническом проекте, в творческой работе и т.п. она может отсутствовать.

5. Далее выбираются методы исследования, которые будут использоваться в работе: теоретические (теоретический анализ и синтез, аналогия, моделирование и т.д. ) или эмпирические (изучение литературы, документов; наблюдение; анкетирование; опрос; эксперимент и т.д.)

6. Затем следует выполнение работы, анализ, обобщение полученных результатов, сравнение с гипотезой.

7. Написание текста отчёта по работе.


Подготовка, организация и проведение исследования.


Наука никогда не решает вопроса, не поставив


при этом десятка новых.

Б. Шоу


Наука – громадное здание, сложенное из маленьких кирпичиков – научных знаний. Добывают эти знания учёные. Вы – будущие учёные, исследователи, поэтому уже сейчас вы должны найти свой путь к зданию науки, добыть первые песчинки из вашего будущего кирпичика, который вы заложите в здание науки.

Сначала задумайтесь: что вас привлекает? Какая –либо область знаний? Искусство? Техника? Вы можете посоветоваться с родителями, учителями. Кто знает, может быть, выбранная вами область исследований станет вашей на всю жизнь, как это случилось с Альбертом Эйнштейном. В детстве, увидев компас, он был так поражён тем, что стрелка компаса всегда указывает на север, что навсегда связал свою жизнь с физикой.

Определив область исследований, вы должны выбрать тему своей будущей научно-творческой работы из списка, предложенного научным руководителем, или предложить свою тему, доказав её важность. Пусть название темы будет примерным, в процессе работы оно будут уточнено.

Итак, вы выбрали тему работы, у вас есть научный руководитель. Теперь нужно составить план выполнения работы, где нужно указать этапы и сроки выполнения работы (посоветуйтесь с научным руководителем). План может иметь , например, такой вид:

№ Содержание работы Срок

1. Подбор литературы по теме. Октябрь

2. Проведение эксперимента 1 неделя октября


  1. Выступление промежуточной

конференции с предварительными

результатами работы. Ноябрь

4. Написание текста отчёта по работе Ноябрь-декабрь


  1. Выступление на гимназической

конференции. Январь

Можно составить и более подробный план.


Было бы очень полезно для вас иметь перед непосредственным выполнением работы примерный план содержания работы: что будет во введении, в основной части, в заключении. Это не обязательно, но экономит много времени.
Этапы организации и выполнения научно-творческой работы можно представить в виде схемы:
Схема 2.

Организация выполнения научно-творческой работы.

Выбор области исследования.


Выбор темы научно-творческой работы.



Составление плана выполнения работы



Выполнение работы


Постановка Анализ Выдвижение Выбор методов Проведение Анализ, Написание


задачи состояния гипотезы исследования исследова- обобще- отчёта

проблемы ния ние ре- по работе



зультатов

Представление и защита результатов работы.



Работа с научной литературой
Важнейшая задача цивилизации – научить

человека мыслить.

Т. Эдисон

После утверждения темы и знакомства с руководителем начинается собственно подготовка работы. Один из важнейших её этапов – подбор и изучение литературы.

Поиски нужной литературы желательно начинать с просмотра библиотечных систематических каталогов, которые имеются в библиотеках любого уровня. Однако каталоги даже областных библиотек не всегда располагают полными сведениями по интересующей теме, поэтому следует обратиться и к другим библиографическим источникам:



  1. Реферативные журналы по данной теме, где есть и краткая аннотация приведённых источников.

  2. Библиографические указатели (список использованной литературы) к монографиям ( научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется данная тема).

  3. Ежегодные каталоги издательств.

  4. В последнем за данный год журнале имеется список всех публикуемых в этом году статей (по названиям статей ясно, к какой области науки они относятся).

  5. Популярным источником является Интернет. Чтобы найти нужную информацию, можно воспользоваться наиболее распространёнными поисковыми серверами: www.rambler.ru ; www.yandex.ru; www.aport.ru.

Когда поиск литературы в основном завершён и составлен её список, переходят к её изучению ( безусловно, предварительно вы знакомитесь с ней в период поиска, оставляя только самую важную ). Целесообразно начинать с учебников и справочной литературы (справочники, энциклопедии), так как именно в них содержатся начальные и наиболее общие сведения по интересующей вас проблеме, а также представлены наиболее распространённые и общепризнанные точки зрения на неё. Затем можно переходить к изучению монографий и статей.

Работу рекомендуется начинать с общего ознакомления: обратите внимание на год издания (если книга вышла давно, лучше поискать и более современную, ведь научные взгляды меняются), прочитайте аннотацию, предисловие к книге, оглавление. После этого будет понятно, какие главы книги непосредственно касаются вашей работы.

Работая с литературой, вам необходимо записывать прочитанное. Конечно, у вас есть своя система записей, но есть некоторые общие принципы, использовать которые полезно каждому.

1. Во-первых, существует несколько видов записей: выписки, планы, конспекты, тезисы.



  • Выписка – это запись отдельных, наиболее важных мест текста, они могут делаться или в виде цитат, или изложения мысли автора в собственном пересказе. Выписки удобно делать на карточках, можно использовать компьютер (специальная программа есть в «Miсrosoft Office»). На выписках следует указать фамилию и инициалы автора, данные книги, страницу и вопрос, к которому относится выписка (чтобы вы могли ссылаться на книгу в своей работе).

  • План – записанная схема книги ,статьи и т.п. (типичным примером служит оглавление книги). План, составленный самим читателем в процессе чтения книги, статьи более подробно передаёт её содержание, чем оглавление.

  • Тезисы – основные положения книги, статьи, видеоматериала и т.д. , кратко сформулированные самим читателем . И если план только перечисляет вопросы, рассмотренные в источнике, то тезисы включают принципиально важные положения, обобщающие и раскрывающие содержание источника. Каждый тезис удобно записывать с новой строки. По своему строению тезисы, как и план, могут быть простыми, когда сжать формулируются основные положения, и сложными, когда приводятся некоторые аргументы в доказательство положения.

  • Конспекты – краткое изложение источника. Конспект лучше составлять кратким, но он должен содержать основные положения, выводы, доказательства, примеры, выбранные из книги или статьи. Конспект пишется своими словами ( исключение составляют цитаты).

Конечно, выбор способа записи информации зависит от того, как вы используете данный источник информации, если это – основная книга по данной теме, можно составить конспект, если нет- достаточно выписок. Если вы используете небольшую часть книги или статьи, можно воспользоваться ксероксом, вырезать необходимые части и наклеить их на лист бумаги.

Структура оформления научно-творческой работы
Точность мысли обусловливает точность выражения

Г.Флобер

Определение формы оформления научно-творческой работы сопутствует составлению плана исследования и зависит от формы итоговой отчетности, которую выбрали вы вместе с научным руководителем. Это может быть научный отчет – письменно оформленные результаты вашего исследования, методические материалы по изучаемому вопросу, подготовленные к публикации и т. д.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура оформления научного произведения, основными элементами которого являются:



  1. Титульный лист

  2. Содержание

  3. Введение

  4. Главы основной части

  5. Заключение

  6. Библиографический список

  7. Приложения

Титульный лист – первая страница научного отчета – заполняется по строго определенным правилам. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 1.

После титульного листа помещается оглавление (см. Приложение 2), в котором приводятся все заголовки научно – творческой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны полностью повторять все заголовки научно–творческой работы.



Введение к работе. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, указывается выбранный метод (или методы) исследования.

В главах основной части научно–творческой работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме научно – творческой работы и полностью раскрывать ее. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания работы, выносятся в приложения.

Научно–творческая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Эта часть играет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, и носит форму синтеза накопленной в основной части, информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов.

Заключительная часть предполагает так же наличие обобщенной оценки проделанной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения.

После заключения помещается библиографический список используемой литературы. Чаще всего используется алфавитный способ группировки литературных источников. Этот способ характерен тем, что фамилии авторов и заглавия, (если автор не указан), размещены по алфавиту. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.

Описание печатного произведения начинается с указания фамилии автора и его инициалов, (если автор указан); далее с большой буквы записывается название произведения; после названия ставится черточка и указывается место издания, название издательства и год издания. В заключении после тире указывают количество страниц в печатном произведении.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведения печати

Книги одного или нескольких авторов. Например:


  1. Госс В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категори современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.

2. Готорн Н. Чертог фантазии. Новеллы: Пер. с англ. – М.: Текст, 1998 – 221 с.

  1. Молодежь Самарской области: десять лет перемен (1991-2000 г.г.) Информационно-аналитический доклад. Научно-информационное издание/Е.С.Баева, С.В.Вершинина, В.Б.Звоновский, Н.В.Пышкова, О.Б.Фурсов; Администрация Самарской области, Департамент по делам молодежи, Самарский областной «Фонд социальных исследований». – Самара, 2001 – 207 с.

Сборник одного автора или коллектива авторов. Например:

  1. Методические проблемы современной науки/Сост. А.Т.Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. - 295 с.

  2. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр./Научно-исслед. НИИ высшего образования/Отв. Ред. Н.Н.Нечаев. – М.:НИИВО, 1995. – 156 с.

Статья из газеты и журнала. Например:

  1. Егорова-Гатман Е., Минтусов И. Портрет делового человека//Проблемы теореии и практики управления. – 1992. - № 6. – С.14-15.

  2. Уткин В. Знать, чтобы предотвратить//Самарская газета. – 2002. – 1 июня

Статья из энциклопедии и словаря. Например:

  1. Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование//БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – С.393-395.

  2. Мистика//Краткий философский словарь. – М.: Проспект, 1997. – С. 183-184.

Статья из Интернет. Например:

8. Смирнов И.Г. Структурированные кабельные системы. – http://www.smartcity.ru/books/ges-content.html


Вспомогательные или дополнительные материалы помещаются в приложении. По содержанию приложения весьма разнообразны. Это могут быть:

  • копии подлинных документов;

  • выдержки из опытных материалов;

  • ранее неопубликованные тексты;

  • переписка;

  • наборы предлагаемых задач;

  • статистические отчеты и т.д.

По форме приложения могут представлять собой тексты, таблицы, графики, схемы, карты, чертежи, рисунки, иллюстрации, фотографии и т.д.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» в сокращенной форме, заключенным в круглые скобки, например: (см. Приложение 3).

Наглядные формы представления научного материала

Грамотно выполненная и оформленная научно-творческая работа может содержать таблицы, графики, схемы, диаграммы как результат обработка теоретического материала, его систематизации и обобщения. В то же время они выступают и как наглядные формы представления научного материала.



Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при которой текстовый или цифровой материал группируется в колонки. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические.

Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания (см. Приложение 3). В неаналитических таблицах помещается, как правило, необработанные статистические данные или некоторые сведения лишь для информации и констатации.

Основными видами иллюстративного материала в оформлении научно-творческих работ являются схема, фотография, диаграмма, график, чертеж, технический рисунок.

Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений основную идею какого-либо устройства, предмета или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов. (См. Приложение 4)

Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграмма составляется для наглядного представления материала и анализа массовых данных. По форме представления различаются плоскостные (столбиковые, ленточные, секторные), линейные и объемные диаграммы. (См. Приложение 5)

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки, линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. (См. Приложение 6)




Тезисы



Тезисы – краткое изложение результатов, полученных в научно-творческой работе. Обычно основные требования к оформлению тезисов можно сформулировать следующим образом:

  • объем тезисов не должен превышать 2 страницы;

  • содержание тезисов должно раскрывать актуальность данной темы (соответствует введению научно-творческой работы), основные изученные вопросы (соответствует основной части работы), полученные в ходе работы результаты и выводы (соответствует заключительной части работы);

  • тезисы не должны содержать чертежи, графики и другие иллюстрационные материалы;

  • в тезисах желательно не использовать формулы (за исключением тех случаев, когда их отсутствие нарушает логику восприятия материала).



Публичная защита научно-творческой работы.

Некоторые утверждают, что приятнее слушать


физика, который не готовился специально к выступле-

нию.Интересно, что было бы, если бы этой теорией

руководствовались артисты балета? Может быть, уче-

нику балетной школы и поучительно будет увидеть,

как танцовщица ударится головой об пол, но вряд ли

кому-нибудь это доставит удовольствие.

К. Дарроу

Итак, ваша работа завершена. Следующий, очень важный этап – публичная защита её результатов, например, на конференции . Здесь вы остаётесь один на один с Жюри конференции, её участниками, ваш научный руководитель уже не вмешивается в ход дискуссии. Однако представляете вы и его работу, именно научный руководитель формулирует задачу вашей работы. Именно поэтому при защите научной работы принято говорить не «я получил результаты» , а «нами получены результаты», или использовать безличные предложения типа « в работе получены результаты» и т.п. .Лишь когда речь идёт о вашем личном вкладе в работу , можно использовать фразы «мною сделано» и т.п.


За несколько дней до защиты необходимо написать доклад о результатах работы . На выступление обычно предоставляется 5-7 минут (1 страница машинописного текста соответствует примерно 2,5 минутам выступления), поэтому в докладе должно быть только самое важное: постановка проблемы, её актуальность, методы её решения, основные результаты, основные выводы или заключение . Заключение начинается словами «таким образом» или «следовательно» и не превышает трёх предложений. Перед выступлением необходимо несколько раз прорепетировать выступление , проверяя время по часам. На конференции всегда лучше оцениваются выступления тех докладчиков, которые не читают текст или наизусть тараторят его, а рассказывают своими словами, понимают, о чём говорят.

Вам очень помогут в представлении работы наглядные средства – плакаты, плёнки для кодоскопа, модели и т.п., где можно изобразить рисунки, схемы, графики, таблицы, написать формулы, поместить фотографии, необходимые для выступления. Все средства наглядности необходимо прокомментировать во время выступления, поэтому они должны отражать основные моменты работы и , что желательно, быть красиво выполненными, тогда они украсят ваше выступление. Плакаты и плёнки должны иметь номер, но который ссылаются при выступлении (например, «на плакате № 2 изображена схема установки…» и т.п.).

Публичная защита работы требует и определённого внешнего вида выступающего. На конференцию следует прийти в строгом костюме, для юношей желателен галстук. Если вы выступаете на конференции вне гимназии, хорошо иметь визитку (бейдж) с указанием имени, фамилии и вашего учебного заведения.

Начать выступление можно по-разному. Например, с обращения «Уважаемые члены жюри! Уважаемые участники конференции! », далее назвать тему работы или её цель, представить научного руководителя . Или представиться (назвать имя, фамилию, учебное заведение), назвать тему работы и научного руководителя, место выполнения работы. Если же вы выступаете на конференции в своём учебном заведении, где вас все знают, можно сразу начать с названия работы или её цели.

Закончить выступление можно фразами «Благодарю за внимание!» или «Моё выступление окончено» и т.п. После этого следует очень важный момент защиты работы – ответ на вопросы слушателей и жюри, ведь именно здесь вы показываете, насколько самостоятельно ориентируетесь в работе. Отвечая на вопросы, отвечающий не должен показывать ни своего раздражения, ни своего удивления, не демонстрировать своего превосходства. Ответы должны быть короткими, по сути. Нельзя отвечать фразой «Я же говорил об этом!», даже если вопрос задан повторно, нужно вновь ответить на него, построив ответ по-другому. Если вопрос касается области науки, не знакомой вам, можно сказать : «К сожалению, мы этим вопросом не занимались».После ответов на вопросы и обсуждения доклада выступающий говорит : «Благодарю за вопросы и замечания!»

К ответам на вопросы следует подготовиться заранее, при репетиции выступления. Нужно продумать возможные вопросы , например, часто задают вопросы типа «Что нового содержится в вашей работе?», «Где могут использоваться результаты работы?», вы должны знать определения терминов, используемых в работе.

Во время конференции вы тоже можете задавать вопросы другим выступающим . Наличие вопросов не означает, что вы пытаетесь «завалить» других участников конференции, вы показываете, что работа вызвала интерес, даёте возможность докладчику проявить дополнительные знания , показать , что он хорошо разбирается в работе. Кстати, задавать вопросы не легче, чем на них отвечать (см. Приложение 7).

В процессе участия в научно-творческой деятельности вам предстоит не только самому защищать свою работу, но и давать отзыв или рецензию на работы других учащихся(см. Приложение 9), или быть их оппонентом (см. Приложение 8) . Рецензия – это письменный разбор с комментированием основных положений (толкование авторской масли, своё отношение к проблеме и т.д.), с аргументированной оценкой работы, с выводами о значимости работы.



Отзыв – общая характеристика работы без подробного анализа с оценкой работы и с практическими рекомендациями (в печать, на конференции различных уровней и т.д.).

«Оппонент» в переводе с латинского означает «возражающий», однако он выступает «защитником» работы, он стремится найти и подчеркнуть те выигрышные места, которые автор выделил недостаточно ярко, замечания высказывает так, чтобы не уменьшать ценность работы.


Заключение

Итак, мир науки ждёт вас, ваших открытий. Успехов вам!

Испытай себя в науке,

В творчестве, и не от скуки

Ты познаешь вдохновенье,

Путь к которому – уменье.

На пути том тебе рады.

Верь в себя, и все преграды

Ты осилишь без помех

И познаешь свой успех.

На ответственном шагу

Ты скажи себе :«Могу!»,

И исполнится мечта,

Только громче крикни : «Да!»

Позови своих друзей,

С ними будет веселей.

Вместе всё вам по плечу.

Ты скажи себе : «Хочу

Для поддержки группа есть,

В ней людей –тебе не счесть:

Учёные и педагоги

(Ведь в науке они – боги),

И, конечно, вся семья,

А за ней – страна и я.

Ты дерзай, рискуй и верь!

Для тебя открыта дверь!

Т.А. Никитина, психолог


Приложение 1

Оформление титульного листа


 СТАТУС КОНФЕРЕНЦИИ (гимназическая, городская, областная) 


Секция « »




 Полное название работы 



Выполнил учени.....  №  класса


 Фамилия имя ученика 

Научный руководитель

 Научная степень,  Ф. И. О. Научного руководителя 

САМАРА  год 



Приложение 2

Пример оформления оглавления



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ....................................................................................................................................... 1

1. Эллипс и его некоторые свойства ......................................................................................... 2


    1. Определение эллипса .............................................. ............................................ 2

    2. Бильярдные свойства эллипса ............................................................................. 3

2. Периодические бильярдные траектории в эллипсе .............................................................. 7

    1. Теорема Биркгофа ................................................................................................. 7

    2. Трехзвенная траектория ........................................................................................ 8

    3. Четырехзвенная траектория ................................................................................ 10

    4. Кратные траектории ............................................................................................. 12

Заключение ................................................................................................................................... 12

Список литературы ...................................................................................................................... 13




Приложение 3

Пример оформления таблицы



Система жизненных приоритетов молодежи Самарской области




Система ценностей

Ранг

Содержание понятия успеха

Ранг

Здоровье

I

Семья

I

Семья

II

Высокая квалификация, профессионализм

II

Дружба

III

Дружба

III

Материальная обеспеченность

IV

Здоровье

IV

Знания, хорошее образование

V

Знания, хорошее образование

V

Высокая квалификация, профессионализм

VI

Материальная обеспеченность

VI

Высокое положение, престиж

VII

Высокое положение, престиж

VII



Таким образом, мы видим, что такие понятия как здоровье, семья, дружба занимают лидирующее положение в системе жизненных ценностей молодежи Самарской области.


Приложение 4

Пример оформления схемы




Схема этапов выполнения научно-творческой работы



Изучение существующей информации по данному вопросу

Обработка собранных данных


Выдвижение собственной гипотезы

Подтверждение гипотезы

Выводы и заключение

Оформление работы


Выбор темы




Составление плана


научно-творческой работы

П
риложение 5

Примеры диаграмм


Столбиковая диаграмма


Секторная диаграмма





Приложение 6

П
ример графиков


Приложение 7.



Примерный перечень стандартных оборотов речи,

используемых при формулировке вопросов

  1. Опишите, пожалуйста, метод (назначение, состояние …).

  2. Дайте характеристику…

  3. Каково назначение….

  4. Как называется….

  5. Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, значение…)

  6. В чём заключается сущность (метода, гипотезы….)

  7. Чем вызвана необходимость…

  8. От чего зависит…

  9. Оцените надёжность (перспективы….)

  10. Выделите основные элементы…

  11. Объясните, в чём разница между…

  12. Укажите принципиальные различия…

  13. Каковы существенные особенности…

Приложение 8

Примерная структура отзыва оппонента

на научно-творческую работу учащегося
Отзыв

на работу «……..»(название работы), выполненную

(фамилия, имя автора, класс).


  1. Характеристика содержания работы :

1) наличие плана, количество разделов;

2) чёткость формулировок пунктов плана;

3) соответствие содержания работы плану;

4 ) полнота раскрытия плана и заявленной темы;



  1. логичность, убедительность, доказательность представленных аргументов;

  2. недостатки в изложении (наличие неточностей, повторений) ;

  3. правильность и целесообразность употребления терминов.

  1. Практическая значимость работы.

  2. Недостатки и недочёты, которые необходимо устранить.

  3. Замечания по техническому оформлению работы (шрифт, абзац, орфография, сноски, список литературы, соответствие требованиям).

  4. Выводы, оценка работы.

Фамилия, имя оппонента, подпись, дата.

Приложение 9

План для написания отзыва и рецензии

на научно-творческую работу


  1. Предмет анализа. (В работе….В рецензируемой работе… Предметом анализа служит проблема…)

  2. Актуальности темы (Работа посвящена актуальной теме…Актуальность темы обусловлена…Актуальность темы очевидна, т. к.)

  3. Краткое содержание работы.

  4. Общая оценка (Таким образом, рассматриваемая работа…Автор проявил умение разбираться в… , систематизировал материал, обобщил его…Безусловной заслугой автора является то, что …Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает его новые черты…Автор предложил новую классификацию…Автор внёс некоторое уточнение в понятия…)

  5. Недостатки, недочёты (Вместе с тем, вызывает сомнение ….К недостаткам работы следует отнести допущенные автором…Работу следовало бы сократить…Отмеченные недостатки не влияют на конечные результаты работы…Отмеченные недостатки не снижают высокого уровня работы, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе…)

  6. Выводы (Работа имеет важное значение…Работа может быть оценена положительно…Работа заслуживает высокой оценки…Рекомендуется представить работу на …конференцию…Рекомендуется тезисы работы напечатать…)


Список литературы

  1. Гречихин А.А.,Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга:Типология, стандартизация, компьютеризация. Учебно-методическое пособие.-М.: Логос,2000-255 с.

  2. Загвязинский В.И.Методология и методика социально-педагогического исследования.-Тюмень,1995-98 с.

  3. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа : методология, теория, практика организации и проведения.-М.:МНПИ,1999.-27 с.

  4. Новиков А.М. Докторская диссертация?-М.:Эгвес,2000.-120 с.

  5. Молодёжь Самарской области : 10 лет перемен (1991 – 2000 г.г.)Информационно-аналитический доклад.Научно-информационное издание/Е.С. Баева, С.В. Вершинина, В.Б. Звоновский, Н.В.Пышкова, О.Б. Фурсов; Администрация Самарской области, Департамент по делам молодёжи, Самарский областной «Фонд социальных исследований».-Самара, 2001-207 с.

  6. Великие мысли великих людей. В 3-х томах. М.-2002 .


Содержание

Введение.



  1. Основные характеристики научно-творческого исследования.

  2. Подготовка, организация и проведение исследования.

  3. Работа с научной литературой.

  4. Структура оформления научно-творческой работы.

  5. Наглядные формы представления научного материала.

  6. Публичная защита научно-творческой рвботы.

  7. Заключение

Список литературы.

Приложения





Смотрите также:
Научно-исследовательская работа учащихся Методическое пособие для учащихся
248.65kb.
1 стр.
Исследовательская работа «История развития астрономии»
111.35kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие г. Черняховск 2009 год
270.88kb.
1 стр.
Исследовательская работа ученицы 10 класса школы 1505 города Москва Вощенко Ирины Руководитель : Наумов Л. А., к и. н. Москва 2013
153.58kb.
1 стр.
Методическое пособие Для учителей и учащихся по биологии и педагогов дополнительного образования
391.4kb.
1 стр.
Осинцева Татьяна Сергеевна Консультант: директор Першинского краеведческого музея Созонова Любовь Михайловна 2012 Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Научно- исследовательская работа
204.01kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие «Научно-исследовательская работа с учащимися»
549.88kb.
3 стр.
Методическое пособие воспитание казахстанского патриотизма основная государственная задача школы чаглы 2007
664.73kb.
5 стр.
Номинация Научно-исследовательская работа
196.6kb.
1 стр.
Научно-практическое соревнование учащихся Псковской области «Шаг в науку, юниоры Псковщины»
78.64kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа в семестре. Педагогическая практика. Педагогическая психология
18.88kb.
1 стр.
Программа элективного курса для 7 кл. «Работа с источниками информации»
147.86kb.
1 стр.