Главная
страница 1




Джаз. От субкультуры к культуре.

Титульный лист оформляется самостоятельно.

Внимание! Перед сдачей преподавателю рекомендуется полностью прочитать работу.

Оглавление

Введение

Субкультура в целом – это автономное образование, характеризующееся организационной целостностью, формирующееся внутри господствующей культуры и включающее в себя трансформированную систему общественных ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических черт и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышление ее носителей.

Целью настоящей работы является отслеживание динамики превращения джаза (музыкального направления, стиля жизни) из автономной субкультуры в глобальную общественную культуру .

В целом, Большая Советская энциклопедия определяет джаз как род профессионального музыкального искусства, который сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур — европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы — полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме «зов и ответ», вокальная экспрессивность, импровизационность — вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора — обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами1.

По мнению исследователей джас появился в африкано-американской субкультуре в конце XIX в., а затем вышел далеко за ее пределы, став частью мировой культуры . Его рождение явилось реакцией на маргинализацию значительной части африкано-американцев. В те годы (до середины 1960-х гг.) считалось, что именно африкано-американский джаз Восточного побережья, и, прежде всего Нью-Йорка, является эталонным.

1. Джаз как субкультура
Первоначально блюз и ранний джаз были музыкой, исполняемой черными музыкантами только для «своих». Поэтому они избежали ассимиляции и, как следствия, потери идейных посылок, угрожавшей со стороны «большой» американской культуры. Представители африкано-американского среднего класса ненавидели блюз и джаз как напоминание о рабском прошлом едва ли не до середины 1960-х годов; белые также не понимали и не принимали эту музыку до середины ХХ в.

Вторая мировая война повлекла серьезные сдвиги в сообществе африкано-американцев. Многие переместились в мегаполисы, у них появилась более широкая социальная перспектива, в частности, возможность получения образования, в том числе среднего и высшего. Многие ветераны Второй мировой войны воспользовались социальными льготами в отношении образования, которые предоставлялись Актом о прошедших военную службу. Например, только на Юге число африкано-американцев, получивших среднее образование, возросло в 1940-х гг. до 35% отих общей численности по сравнению с 19% в 1930-х гг. Все это радикально повлияло на их менталитет и естественно отразилось в музыке.

Особо отметим, что для новых направлений джаза, появившихся после Второй мировой войны: би бопа и его производных, характерна принципиально иная манера исполнения по сравнению с предыдущими стилями. Вместо биг-бэндов появились небольшие (три-четыре человека) группы. Все музыканты, включая ритм-секцию (бас и ударные), исполняли длинные сложные сольные партии. Несомненно, это шло от осознания черным музыкантом себя как личности, способной выражать свои идеи через исполнение оригинальной, нетривиальной музыки.

Таким образом, джаз изначально отражал трансформации в самоощущении африкано-американского сообщества. В этой связи характерно и то, что в 1950-х гг. он не просто приобрел новую форму, но и наполнялся новым содержанием. Би боп, пришедший на смену свингу, вообще не подразумевал вокала. Полностью невербальное выражение идей придавало джазу универсальность2.

В области джаза культурный кризис и радикальные попытки выхода из него пришлись на рубеж 1940-50-х гг., опередив на полтора десятилетия пик кризиса в социальной сфере африкано-американской субкультуры.

Как и всякая профессиональная музыкальная традиция, джаз берет свое начало из народных источников. Его происхождение теряется в веках, но известно, что черные рабы, насильно оторванные от родной культуры своих предков, выработали новые формы песни-повествования. Черная музыка в Америке сохранила много черт африканского музицирования, такие, например, как ритмическая четкость и коллективная импровизация.

Это наследство, смешавшееся с музыкой новой родины, в большинстве своем вокальной, образовало более чем новое звучание.

Выделяют три источника, три составных части, откуда развивался джаз. Это3:

1. спиричуэл и госпелз - духовные песнопения негров;

2. блюз - изначально развлекательная музыка, исполняемая бродячими исполнителями, как правило - с текстом о нелегкой жизни черных;

3. рэгтайм - фортепианная танцевальная музыка.

Музыка, которая еще не называлась джазом (тогда произносили Jass, а не Jazz) зародилась в черных рабочих кварталах южных городов США в последнее десятилетие XIX века. Как и рэгтайм, эта музыка прежде всего была ориентирована на танцы. Легенда сделала один из городов на юге США синонимом раннему джазу. Это был Новый Орлеан.

К 1917 году большое количество наиболее сильных джазовых музыкантов покинули Новый Орлеан и стали искать работу на севере США. Причиной было не пресловутое закрытие в 1917 году района "красных фонарей" в Новом Орлеане, а просто экономика. Первая Мировая Война в Европе породила индустриальный бум, и музыканты просто следовали на север за миллионами рабочих в ожидании лучшей работы.

Эпоха новоорлеанского джаза приблизительно датируется с 1890х по 1917 год. Эпоха диксиленда включает те годы, когда новоорлеанские музыканты в поиске лучших условий жизни переехали на север: приблизительно с 1917 по 1929 год. Правда, такая классификация довольно условна, в силу преемственности джазовых традиций от стиля к стилю, однако мы ее примем как некое примерное обобщение джазового наследства.

Впервые понятие "субкультура", как научный термин, появилось сравнительно недавно - примерно в тридцатых годах ХХ века. Термин объединил такие ранее существовавшие понятия, как "люди одного круга", "золотая молодежь", "богема" . Выделение в теории культуры этого понятия имеет важное общеметодологическое значение, так как указывает на внутреннюю дифференцированность культуры. В нем находит отражение потребность в культурном разграничении и самоопределении людей, как членов определенных социальных групп. Такая потребность выражается в специфичных для каждой группы культурных признаках, которые можно обоб-щить в категориях "образ" и "стиль" жизни, отличающих данную группу от других групп и общества в целом .

Как видим джаз ранней эпохи хорошо подпадает под определение субкультуры. Зародившись в афро-американской среде он именно диффернцировал музыку «белых», которая могла считаться в то время именно культурой и музыку «черных», которая объединила американсктих негров.

Субкультура – это мир "для себя", она содержит набор качеств, своеобразные черты сознания и поведения, отличающие данную общность от общества. В то же время, субкультура подчеркивает внутреннее единство группы и социокультурную идентичность включенных в нее членов4.

Переход от джаза на уровне субкультуры к джазу как культурному явлению в рамках нашего общество происхордил довольно сглаженно. До настоящего момента исследователи склонны смотреть на афро-американскую культуру как на некое соединение, взаимодейтвие африканской и европейской. В результате, в зависимости от личности исследователя, неизбежно возникает либо евроцентристский либо афроцентристский "уклон". Оба - как, впрочем, и попытка занять идеально равновесное положение - одинаково неплодотворны, поскольку не позволяют увидеть главное: афроамериканская культура является целостным, внутренне логичным, органически развивающимся явлением (хотя это развитие происходит под воздействием доминирующей европейской культуры, оно осуществляется самостоятельно)5.



2. Джаз как культура
Новая музыкальная форма ломала устои традиционного стиля. Критики же стремились сделать с би бопом то же, что томисты в средние века с категорией зла: лишить его субстанции, заявляя, что этот стиль – вовсе не джаз, а непонятный и заранее обреченный на неудачу эксперимент. Аналогия тем более уместна, что критики буквально говорили о «ереси би бопа» . Кроме того, адепты модерн джаза вели богемный образ жизни, отношение к которому в США было в ту эпоху резко отрицательным .

Как заметил один из наиболее авторитетных исследователей африкано-американской субкультуры Лерой Джонс , общественное мнение стремилось поместить джаз, и в особенности модерн джаз – би боп , кул , хард боп – на социокультурное дно. В глазах представителей доминирующей культуры понятие социального уровня напрямую соотносилось с культурным уровнем.

Это не помешало части белой нонконформистской молодежи воспринять от африкано-американской субкультуры вначале внешние формы – стиль в одежде (zoot suit ) и сленг (hip -talk), а затем и увлечение музыкой в стиле би боп – в то время авангардом черного джаза, образовав субкультуру джиттербагов и позднее – битников. В отличие от африкано-американцев, у них была альтернатива – сменить гардероб, использовать литературный английский язык, и, таким образом, войти в господствующую культуру. Культурный (контркультурный) переворот 1950-х гг. состоял в том, что белые нонконформисты стали выбирать так называемое «культурное дно», и основным стимулом этого послужил именно джаз.

Джазовая субкультура и субкультура битников (Битники (от англ. beat - бить, разбивать), возникшее после 2-й мировой войны, главным образом в США и Великобритании, стихийное, анархически-бунтарское движение молодёжи ("разбитное поколение"), лишённое какой бы то ни было положительной социально-политической программы. Движение это явилось выражением неудовлетворённости и протеста молодёжи (преимущественно мелкобуржуазной) против стандартизованного идеала "преуспеяния" и лицемерия буржуазной морали "благонравия" и "добропорядочности") развивались в одном направлении, их общим знаменателем было отрицание устоявшихся норм господствующей культуры. В начале 1950-х гг. произошло частичное слияние этих субкультур. В процессе их взаимопроникновения огромная роль принадлежала мегаполисам, таким, как Нью-Йорк или Чикаго. Кризис официальной культуры в большинстве случаев сопровождался интеграцией африкано-американцев и белых в больших городах Севера и Среднего Запада6 .

Джаз, таким образом, стал фоном эпохи. Хотя специально им интересовались далеко не все, он доходил до массового слушателя. Коммерческая масс-культура, «фальшивый рог изобилия» , рассчитанный на невзыскательный вкус среднего американца, использовал мотивы черного джаза, конечно, опосредуя их.

Музыку африкано-американцев середины ХХ в. можно назвать авангардом и средоточием музыкальных идей той эпохи. Многие белые стили вышли из нее. Самый известный из них, рок-н-ролл, вырос из ритм-энд-блюза.

Взаимопроникновение африкано-американской и белой контркультур было частью процесса признания африкано-американской субкультуры как таковой. В целом это привело к изменению отношения к африкано-американцу как субъекту социокультурных отношений, без чего вряд ли была возможна социальная революция 1960-х гг. Теперь либерально настроенные белые, которых стало гораздо больше, чем раньше, уже смотрели на африкано-американцев если не как на равных себе, то, по крайней мере, как на могущих стать таковыми. И собственно вместе с этим равенством и джаз возвели на уровень массовой культуры.

Благодаря бурному развитию грамзаписи джаз завоевал огромную популярность. Его тембровые особенности и ритмическая активность оказали сильное воздействие на всю бытовую, развлекат. музыку США и стран Западной Европы, привели к возникновению так называемого "коммерческого" джаза, являющегося уже «законныс» явлением массовой культуры, симфоджаза и других видов эстрадной музыки. В начале 1940-х гг. в результате творческих поисков негритянских музыкантов (альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж.Б. Гиллеспи, пианисты Б. Пауэлл, Т. Монк и др.), сгруппировавшихся вокруг одного из клубов Нью-Йорка и не удовлетворенных лишь развлекательно-танцевальной ролью джаза был создан стиль би-боп (звукоподражательное слово), в котором появились насыщенные диссонансами темы, усложнились мелодика, ритмика, гармония, фразировка; внимание слушателей концентрировалось не столько на самом музыкальном материале, сколько на личности импровизатора.

В противовес "горячему", нервному би-бопу в 1950-е гг. возник стиль кул (букв. - прохладный), соединивший виртуозную импровизаторскую технику с традиционными композиторскими средствами (в т.ч. с полифонич. приемами), мягким звукоизвлечением, спокойной исполнительской манерой. Новые школы импровизации джаза нашли отражение в практике биг-бендов, заметно усложнивших образный, интонационный строй музыки, оркестровую фактуру, гармонию. На этой основе возникли стиль прогрессив (С. Кентон, Б. Риберн) с массивным, тяжелым оркестровым звучанием и так называемое третье течение, синтезировавшее современную музыку и джаз (Г. Шуллер, Дж. Льюис).

Начиная с 1950-х гг. появилось большое количество различных джазовых школ, направлений, стилей: хард-боп (от англ. - твердый), связанный с именами А. Блейки и К. Брауна; фри-джаз (т.н. свободный джаз) - О. Коулмена, Д. Черри, А. Айлера; модальный Д. - М. Дейвиса, Дж. Колтрейна; джаз-рок - Ч. Кориа, Х. Хенкока, Дж. Маклафлина и др.

Как видим, на протяжении своей истории джаз не был замкнутым музыкальным явлением. В результате его взаимодействия с модными танцевальными ритмами и фольклором возникли рок-н-ролл, босса-нова (джаз-самба), соул. Появление самобытных джазовых музыкантов неамериканского происхождения способствовало становлению национальных джазовых школ. Интонационно, ритмические обороты джаза использовали многие композиторы - К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Д. Мийо, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, И.Ф. Стравинский и др.

Заключение
Как социальный феномен, джаз отражал изменения в сознании черных музыкантов, да и черной общины Америки в целом. К концу 40-х годов появившиеся черные интеллектуалы, черные ветераны Второй мировой войны начали испытывать все большее недовольство своим положением. Музыкантов перестает удовлетворять роль развлекателя. Они сознательно подчеркивали и культивировали свое пренебрежение ко вкусам публики. На боповых концертах можно было видеть музыканта, весь вечер играющего спиной к залу; внешний вид музыкантов также не апеллировал к общественному признанию - своего рода "униформой" для типичного бопера стала черная куртка и черные очки, отгораживающие его от аудитории; музыканты отращивали себе самые несуразные (по тем временам) бороды. Теперь они не развлекают белых господ. Они играют серьезную музыку - свою музыку.

Разумеется, с течением времени это не могло не стать модным.

И вот то, от чего боперы так старательно уходили - от коммерциализации джаза, свершилось - боп стал входить в моду. Уже к 1946 году публика была вполне подготовлена к тому, чтобы принять музыкальные новшества, и боп стал все больше набирать популярность.

Изменилась вся эстетика джаза как явления. Перестав ориентироваться на спрос публики, джаз получил резкий толчок к развитию и усложнению. Из музыки для танцев джаз вдруг превратился в музыку для слушания. Из музыки для развлечения он вдруг осознал себя как искусство. Не преуменьшая значения выдающихся коллективов эпохи свинга, следует все-таки сказать, что деятелями "серьезного" искусства они осознали себя (и публика их признала в этом качестве), в основном, после перелома 40х годов.


Список литературы

  1. Большая Советская Энциклопедия. –М., 1976

  2. Коровкин В. В. Другой взгляд на джаз// Полный джаз, № 35, 2005

  3. Левикова И. С. Молодежная субкультура. –М., 2004

  4. Новиков О. Г. Формирование идеологии афро-американского движения «власть черным» в 50-60-е гг. ХХ века. Канд. дисс..доктора ист. наук. –М., 2003

  5. Сандалов И. В. Краткая история джаза. –М., 2005



1 Большая Советская Энциклопедия. –М., 1976. –С. 529

2 Новиков О. Г. Формирование идеологии афро-американского движения «власть черным» в 50-60-е гг. ХХ века. Канд. дисс..доктора ист. наук. –М., 2003. –С. 78

3 Сандалов И. В. Краткая история джаза. –М., 2005. –С. 32

4 Левикова И. С. Молодежная субкультура. –М., 2004. –С. 82

5 Коровкин В. В. Другой взгляд на джаз// Полный джаз, № 35, 2005

6 Новиков О. Г. Формирование идеологии афро-американского движения «власть черным» в 50-60-е гг. ХХ века. Канд. дисс..доктора ист. наук. –М., 2003. –С. 81


Смотрите также:
Джаз. От субкультуры к культуре. Титульный лист оформляется самостоятельно
113.5kb.
1 стр.
Курсовая по литературе. Титульный лист оформляется самостоятельно. Служит для нумерации
180.45kb.
1 стр.
Титульный лист
549.74kb.
3 стр.
Титульный лист к бюджетной смете
261.88kb.
1 стр.
Представляют международный образовательный проект мастер-классы ведущих
29.19kb.
1 стр.
Урока музыки в 8 классе «Джаз» джаз: развитие и распространение течение Содержание 1 Новоорлеанский джаз
198.17kb.
1 стр.
Контрольная работа должна включать: титульный лист
113.35kb.
1 стр.
Титульный лист Общие положения
158.11kb.
1 стр.
Натуральная оспа
54.93kb.
1 стр.
Требования к оформлению контрольной работы
592kb.
4 стр.
-
88.93kb.
1 стр.
Титульный лист Научно-исследовательское предложение представленное в амд по Кавказскому региону Заголовок: Заблаговременное обнаружение засухи и оценка воздействия на сельскохозяйственное производство через действующие экологические спутники Представляющее
191.07kb.
1 стр.